Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный церковный календарь

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    ЮMoney (Яндекс-Деньги):
    410012614780266

И.И. СОКОЛОВЪ
Отношеніе православнаго Востока къ вопросу о реформѣ календаря


Докладъ профессора И.И. Соколова «Отношеніе православнаго Востока къ вопросу о реформѣ календаря», читанный 15 марта 1918 года, на 30-мъ (совмѣстномъ) засѣданіи Отдѣла о богослуженіи и Отдѣла о правовомъ положеніи Церкви въ государствѣ на Всероссійскомъ Помѣстномъ Соборѣ 1917–1918 гг.

* * *

Въ сложномъ вопросѣ о реформѣ календаря существенное значеніе принадлежитъ церковной сторонѣ. Тогда какъ научно-астрономическая сторона вопроса не заключаетъ въ себѣ безспорныхъ данныхъ ни въ пользу юліанскаго, ни григоріанскаго календаря, <ни> [1] нейтральнаго между ними, а житейско-практическая сторона не вызываетъ существенныхъ неудобствъ, съ безусловной принудительностью побуждающихъ реформировать господствующій въ Россіи календарь, — церковное значеніе предполагаемой реформы является въ высшей степени важнымъ и по существу, и по результатамъ. Реформа неизбѣжно должна коснуться вѣковыхъ традицій Православной Церкви относительно времени празднованія Пасхи Христовой и соединенныхъ съ нею другихъ праздниковъ и церковныхъ временъ. Реформа повлечетъ за собой отмѣну «зрячей пасхаліи», церковныхъ книгъ, употребляющихся въ Россіи и имѣющихъ въ представленіи народа непререкаемый священный авторитетъ. А такая отмѣна, въ свою очередь, можетъ вызвать въ народѣ тревожную смуту съ оттѣнкомъ церковно-религіознаго разномыслія и поводъ къ неблагопріятному для Православной Церкви схизматическому движенію.

Но церковное значеніе календарной реформы не ограничивается предѣлами нашего Отечества, а простирается на весь православный Востокъ — греческій и славянскій. Православныя Церкви Ближняго Востока (Константинопольская, Іерусалимская, Антіохійская, Александрійская, Элладская, Кипрская, Синайская, Болгарская, Сербская, Черногорская, Румынская — въ Румыніи и въ Австро-Угріи) имѣютъ одну и ту же съ Церковью Русской пасхалію и руководятся одинаковыми съ ней принципами въ опредѣленіи праздничныхъ дней и временъ, примѣнительно къ господствующему на всемъ православномъ Востокѣ юліанскому календарю. Ввиду общаго для всѣхъ Православныхъ Церквей этого календаря ни одна изъ нихъ въ отдѣльности не вправѣ замѣнить его другимъ безъ предварительнаго сношенія съ остальными своими Духовными Сестрами. Общее для всѣхъ Автокефальныхъ Церквей дѣло, существеннымъ образомъ переплетающееся съ духовно-религіозными интересами всего православнаго міра, и должно подлежать обсужденію и рѣшенію представителей всѣхъ Православныхъ Церквей — греческихъ и славянскихъ. Вѣдь всѣ Православныя Помѣстныя Церкви составляютъ отдѣльныя части единой организаціи — Церкви Вселенской, всѣ онѣ суть равныя между собой духовныя сестры, или дочери одной для всѣхъ нихъ матери — Православной Каѳолической Церкви. А по слову апостола, если славится одинъ членъ единаго тѣла, съ нимъ радуются всѣ члены, если страдаетъ одинъ членъ, съ нимъ страдаютъ всѣ члены (1 Кор. 12, 26). Для православнаго Востока, особенно греческаго, календарный вопросъ является однимъ изъ импульсовъ, способныхъ вызвать чувство страданія въ области церковно-религіозныхъ отношеній. А нынѣ и для Русской Церкви настало время оцѣнивать календарный вопросъ съ точки зрѣнія жизненныхъ ея интересовъ. Вотъ почему поставленный вопросъ необходимо разсматривать при свѣтѣ отношеній къ нему всего православнаго Востока, гдѣ онъ имѣетъ свою исторію, изъ которой мы и представимъ нѣкоторыя иллюстраціи.

Въ 1582 году Римскій папа Григорій XIII произвелъ реформу календаря, положившую новую грань между православнымъ Востокомъ и латинскимъ Западомъ: тогда какъ Востокъ остался вѣренъ традиціямъ прошлаго, Римъ допустилъ не оправдываемое точной наукой нововведеніе въ празднованіе Пасхи и соединенныхъ съ ней праздниковъ и церковныхъ временъ. Не подлежитъ сомнѣнію, что это нововведеніе въ церковно-религіозной области стояло въ тѣсной, неразрывной связи съ идеей папства и было однимъ изъ проявленій господствующаго на Западѣ церковнаго абсолютизма, стремившагося распространить свое вліяніе и на православномъ Востокѣ. Примѣчательно, что введеніе на Западѣ новаго, григоріанскаго календаря было понято представителями Православной Церкви именно какъ новый походъ папства противъ Православія на Востокѣ. Современный этому событію Константинопольскій патріархъ Іеремія II (Траносъ) немедленно осудилъ (1582 годъ) вмѣстѣ со своимъ Сѵнодомъ папское новшество какъ несогласное съ преданіями Церкви, унаслѣдованными отъ святыхъ отцовъ. А въ 1583 году, 20 ноября, патріархъ Іеремія вмѣстѣ съ находившимся въ Константинополѣ Александрійскимъ патріархомъ Сильвестромъ издалъ соборный томосъ противъ григоріанскаго календаря, гдѣ рѣзко порицалъ григоріанскій календарь какъ произведеніе папства, — силы, враждебной православному Востоку, смотрѣлъ на этотъ календарь какъ на характерное новшество въ цѣлой системѣ папскихъ нововведеній сравнительно съ традиціями православнаго Востока, считалъ его орудіемъ папистской завоевательной политики въ отношеніи къ автокефальнымъ греческимъ Церквамъ.

И въ послѣдующее время первоіерархи Православныхъ Церквей Востока высказывались противъ григоріанскаго календаря и увѣщевали православныхъ своихъ чадъ избѣгать этого орудія латинской пропаганды. Знаменитый Константинопольскій патріархъ Кириллъ I Лукарисъ, занимавшій Вселенскій престолъ шесть разъ и въ теченіе всего своего патріаршества энергично боровшійся съ іезуитами, по интригамъ которыхъ онъ и преждевременно и погибъ, неоднократно осуждалъ григоріанскій календарь, оцѣнивая его въ духѣ сѵнодальныхъ опредѣленій Іериміи II. Въ такомъ же родѣ высказывались противъ римскаго календаря и Вселенскіе патріархи — Парѳеній I (1639-1644), Паисій II (1726-1733), Кириллъ V (1748-1751), Григорій VI (1835-1840), Анѳимъ VI (1845-1848).

Предстоятели другихъ греческихъ Церквей также живо интересовались вопросомъ о календарѣ, получившимъ особое значеніе въ Сиріи, Палестинѣ, Египтѣ и на Кипрѣ въ силу широкаго распространенія здѣсь съ XVII вѣка католической пропаганды, которая привлекала въ лоно Римской церкви, засталяла новыхъ прозелитовъ отказываться отъ юліанскаго имерологія и побуждала праздновать Пасху и другіе торжественные дни по новому стилю. Патріархи Палестины, Сиріи и Египта и архіепископы Кипра, охраняя паствы отъ козней латинскихъ миссіонеровъ, путемъ посланій и грамотъ разъясняли имъ значеніе григоріанскаго календаря, оттѣняя преимущественно его связь съ цѣлымъ рядомъ новаторскихъ измышленій папства и миссіонерское примѣненіе его въ практикѣ римско-католическихъ орденовъ. Аналогичное отношеніе Александрійскаго патріарха Сильвестра къ григоріанскому календарю уже извѣстно. Можно для примѣра отмѣтить и борьбу Антіохійскаго патріарха Аѳанасія съ католической пропагандой въ Сиріи (1700), о которой говоритъ посланіе къ мѣстному православному населенію отъ имени Константинопольскаго патріарха Каллиника II: Аѳанасій, какъ и Каллиникъ, разъяснялъ склоннымъ къ уніи съ Римомъ христіанамъ Антіохійской Церкви, что празднованіе Пасхи одновременно съ латинянами, отреченіе отъ установленій Православной Церкви о постахъ и примѣненіе уставовъ Римской церкви есть измѣна Православію и отступленіе отъ святоотеческихъ завѣтовъ, гибельное для членовъ Православной Церкви. Поэтому всякій истинный христіанинъ долженъ быть твердъ въ установленіяхъ Православной Церкви и обязанъ праздновать Пасху и соединенные съ ней праздничные дни и церковныя времена примѣнительно къ практикѣ православнаго Востока, а не инославнаго Запада.

И въ наше время православный Востокъ, греческій и славянскій, въ лицѣ своихъ представителей: патріарховъ и сѵнодовъ, имѣлъ поводъ оффиціальнымъ образомъ высказаться по поводу реформы календаря. Церковная жизнь и международныя сношенія выдвинули на Ближнемъ Востокѣ этотъ вопросъ на первую, можно сказать, очередь и требовали того или иного его рѣшенія примѣнительно къ мѣстнымъ нуждамъ и потребностямъ.

Починъ въ новѣйшемъ пересмотрѣ стараго вопроса о календарѣ принадлежитъ Константинопольскому патріарху Іоакиму III (1834-1912), одному изъ самыхъ выдающихся іерарховъ православнаго Востока новаго времени, опытному и умному администратору, ревностному попечителю о благосостояніи всей Вселенской Церкви, чутко отзывающемуся на запросы времени и своей паствы. 12 іюля 1902 года патріархъ Іоакимъ III, вмѣстѣ со своимъ Сѵнодомъ изъ 12 митрополитовъ Константинопольской Церкви, обратился съ патріаршимъ и сѵнодальнымъ посланіемъ къ патріархамъ Александріи и Іерусалима и къ предстоятелямъ Автокефальныхъ Церквей на Кипрѣ, въ Россіи, Греціи, Румыніи, Сербіи, Черногоріи и просилъ ихъ оффиціально отвѣтить на четыре «важныхъ и достойныхъ тщательнаго разслѣдованія и изученія» вопроса:

1) Какими средствами слѣдуетъ укрѣпить единомысліе, взимообщеніе и любовь между Святыми Православными Церквами Божіими?

2) Какъ урегулировать ихъ отношенія къ католичеству и протестанству — этимъ двумъ великимъ отраслямъ христіанства — съ цѣлью сблизить ихъ съ Православіемъ въ духѣ христіанской любви?

3) Какъ Православныя Церкви должны относиться къ старокатоличеству, стремящемуся къ соединенію съ ними?

4) О возможности или невозможности измѣненія и болѣе точнаго опредѣленія господствующаго въ Православныхъ Церквахъ календаря.

На это посланіе Константинопольскій патріархъ получилъ оффиціальные отвѣты отъ Церквей Іерусалимской, Русской, Элладской, Румынской, Сербской и Черногорской. Нѣтъ лишь отвѣтовъ Александрійскаго патріарха, который держится вообще изолированно отъ представителей прочихъ Православныхъ Церквей; и отъ Кипрской Церкви, гдѣ еще не избранъ предстоятель-епископъ. Антіохійскому патріарху Мелетію посланіе и совсѣмъ не было отправлено, такъ какъ онъ со времени своего избранія (1899) пребывалъ внѣ каноническаго общенія съ Константинопольскимъ патріархомъ. 12 мая 1904 года Патріархъ Іоакимъ III обратился къ упомянутымъ Церквамъ съ новымъ посланіемъ, въ котромъ выяснилъ отношеніе великой Христовой Церкви къ четыремъ основнымъ вопросамъ, въ частности къ вопросу о календарѣ.

Уже одно то, что вопросъ о календарѣ поставленъ въ Патріашемъ посланіи 1902 года наряду съ крупными и существенными вопросами о взаимоотношеніяхъ Православныхъ Церквей, о католичествѣ, показываетъ всю важность принципіальной его оцѣнки со стороны Константинопольской Церкви. А въ самомъ посланіи этотъ вопросъ сформулированъ такимъ образомъ:

«Мы признаемъ достойнымъ большого вниманія то, что въ теченіе уже достаточно большого времени говорятъ и пишутъ относительно общаго календаря, причемъ, въ частности, предполагаются системы преобразованія издавна господствующаго въ Православной Церкви юліанскаго календаря, а также введеніе григоріанскаго, ввиду того, будто первый въ научномъ отношеніи менѣе совершенный, а второй отличается большей точностью; въ связи съ этимъ необходимымъ признается и измѣненіе нашей церковной пасхаліи. И въ изслѣдованіяхъ этого предмета мы видимъ два господствующихъ мнѣнія, принадлежащимъ и нашимъ православнымъ спеціалистамъ. Одни изъ нихъ полагаютъ, что издревле переданный календарь есть единственный удобный и подходящій для Церкви, такъ какъ установленъ Отцами и издавна утвержденъ церковной практикой, — поэтому <они> не только не признаютъ реформу необходимой, но и по основаніямъ, ими раскрываемымъ, рекомендуютъ совершенно избѣгать ее. Нѣкоторые же, указывая на возможно полную точность въ счисленіи времени или же на новое удобство и пользу въ примѣненіи однообразнаго стиля, являются защитниками западнаго календаря и стоятъ за введеніе его и у насъ, причемъ ихъ сотрудниками въ этомъ дѣлѣ выступаютъ, какъ и естественно, члены Западной церкви, въ надеждѣ на церковно-религіозныя отъ этого выгоды, опять, конечно, съ точки зрѣнія этихъ постороннихъ сотрудниковъ. Ввиду существующаго въ наше время спора, въ которомъ та и другая сторона настойчиво предлагаетъ различные и достойные вниманія доводы, относящіеся или къ области науки, или къ предметамъ вѣры, имѣя въ виду и то, что въ нѣкоторыхъ православныхъ странахъ обнаруживалась склонность къ уступкамъ въ пользу мнѣнія о перемѣнѣ юліанскаго календаря или нѣкоторомъ его преобразованіи, намъ представляется цѣлесообразнымъ обмѣняться съ другими Православными Церквами мнѣніями, относящимися къ этому вопросу научнаго и явно безспорнаго церковнаго значенія, дабы у нихъ образовалось общее по этому вопросу сужденіе, одно мнѣніе и рѣшеніе Вселенской Православной Церкви, которой одной только и принадлежитъ оцѣнка его и изысканіе въ случаѣ необходимости способа, по возможности примиряющаго искомую относительную научную точность съ желательнымъ сохраненіемъ освященныхъ церковныхъ опредѣленій».

Въ отвѣтъ на этотъ запросъ Іерусалимскій патріархъ Даміанъ и его Священный Сѵнодъ въ посланіи <Іоакиму III> отъ 5 іюня 1903 года писали слѣдующее:

«Переходя къ вопросу Вашего Святѣйшества о преобразованіи дѣйствующаго въ Православной Церкви юліанскаго календаря, прежде всего мы должны сказать, что при тѣхъ условіяхъ, въ которыхъ нынѣ находится Православная Церковь на Востокѣ, непрерывно подвергающаяся миссіонерскимъ дѣйствіямъ со стороны приверженцевъ и слугъ Католической церкви и Протестантской, — всякое постановленіе о реформѣ господствующаго календаря, и особенно въ сторону предпочтенія григоріанскаго, послужитъ ко вреду Православія. Но если христіанскіе народы Запада когда-нибудь придутъ къ сознанію относительно противоевангельскаго и, въ интересахъ всемірнаго христіанскаго единства, гибельнаго дѣла прозелитизма, систематически ими поддерживаемаго; если, далѣе, представители этихъ народовъ пожелаютъ упразднить и навсегда устранить соблазнъ (обращенія христіанъ одного исповѣданія въ другое), то мы полагаемъ, что Православная Церковь не совершитъ ничего несоотвѣтствующаго, если приметъ календарь, съ возможной правильностью разработанный наукой — для точности времясчисленія, для удобства въ жизненныхъ сношеніяхъ, но и къ славѣ Христа, когда будетъ наблюдаться единство вѣрующихъ въ Него и въ счисленіи времени, и въ одновременномъ совершеніи спасительныхъ праздниковъ. Правда, принятіе календаря въ научномъ отношеніи болѣе совершеннаго приведетъ къ упраздненію Апостольскаго правила «совершать Пасху послѣ весенняго равноденствія и послѣ іудеевъ» и къ отмѣнѣ господствующаго со времени Перваго Вселенскаго Собора обычая праздновать Пасху въ воскресеньѣ послѣ перваго полнолунія за весеннимъ равноденствіемъ. Но коль скоро отпадутъ моральныя причины, изъ которыхъ возникли апостольскій канонъ и соборный обычай, то, очевидно, не будетъ никакого съ догматической точки зрѣнія препятствія къ тому, чтобы Православная Церковь, по согласію всѣхъ ея членовъ, инымъ образомъ и соотвѣтственно съ истинными результатами науки установила свой календарь».

Церковь Королевства Греческаго въ отвѣтномъ посланіи патріарху Іоакиму III отъ 14 іюля 1903 года такъ оцѣниваетъ вопросъ о календарѣ:

«Священный Сѵнодъ Церкви со вниманіемъ обсудилъ вопросъ о преобразованіи дѣйствующаго въ Православной Церкви календаря, разрѣшеніе коего (вопроса) кажется очень легкимъ, въ дѣйствительности же зависитъ отъ обстоятельствъ и условій народныхъ и общественныхъ. Какой изъ двухъ существующихъ календарей болѣе точенъ: нашъ ли юліанскій, или западный григоріанскій, и насколько каждый изъ нихъ нуждается въ измѣненіи и болѣе точномъ приспособленіи, — это есть вопросъ преимущественно астрономическій; а что касается религіозной и богословской его важности, то эта важность обуславливается тѣмъ, что съ календаремъ связано празднованіе церковныхъ дней. Посему, если всѣ Помѣстныя Православныя Церкви на Востокѣ будутъ убѣждены, что условія жизни народовъ различныхъ Православныхъ Церквей окажутся удобными для преобразованія календаря безъ смущенія совѣсти и религіознаго сознанія [2] болѣе простыхъ людей, неспособныхъ отличить догматы и литургическіе предметы отъ вопросовъ астрономическихъ, тогда они могутъ по взаимному соглашенію и совмѣстно съ правительствомъ каждой изъ Церквей заняться реформой нынѣ дѣйствующаго у насъ календаря, примѣнительно къ успѣхамъ и результатамъ астрономической науки».

Церковь Румынская во главѣ съ митрополитомъ Іосифомъ сдѣлала такое опредѣленіе по вопросу о календарѣ:

«Не входя въ разсмотрѣніе изысканій и выводовъ ученыхъ, занимавшихся вопросомъ о счисленіи времени, изъ коихъ одни благопріятствуютъ нашей календарной системѣ, а другіе — иной системѣ, Священный Сѵнодъ Святой Автокефальной Румынской Церкви и думаетъ и ходатайствуетъ, что слѣдуетъ остаться при существующемъ нынѣ календарѣ, такъ какъ невозможно будетъ не коснуться каноническихъ постановленій, если мы станемъ разсуждать о какой-либо перемѣнѣ или преобразованіи юліанскаго календаря, съ которымъ Православная Церковь жила столь продолжительное время и чувствовала стѣсненія. За всѣмъ тѣмъ, и пальцемъ намъ не позволяется коснуться издревле установленныхъ опредѣленій, которыя составляютъ нашу церковную славу. Богъ, Великій Господь вѣковъ, и въ этомъ дѣлѣ укажетъ Свою волю. И чтó Онъ опредѣлитъ, тó и будетъ существовать. Доселѣ Господу угодно было лишь однажды изречь Свою волю тѣмъ, кои и установили дѣйствующій отъ нашей церковной древности календарь. Если и опять будетъ Его святая воля, то Онъ просвѣтитъ насъ Духомъ Святымъ, дабы мы и въ этомъ случаѣ знали, чего намъ ждать и что дѣлать. Въ смиреніи молитвенно простирая руки къ Великому Царю, Всевышнему нашему Господу, признаемъ, что велика была и есть милость Его на насъ, поелику отъ времени Онъ сохранилъ насъ и благодатію Своею просвѣтилъ, дабы мы пребывали въ Святомъ Домѣ Его».

Сѵнодъ Сербской Церкви въ отвѣтномъ посланіи отъ 6 іюня 1903 года писалъ слѣдующее:

«Ни григоріанскій, ни юліанскій календари не отличаются точностью въ счисленіи времени. Неудобства, вытекающія изъ этой неточности, очевидны, посему сама собою становится ясной потребность устранить неточность въ счисленіи времени, а съ другой стороны, желательно ввести счисленіе правильное, принявъ во вниманіе религіозную и каноническую часть каледндаря. [3] Мы спрашивали мнѣнія по этому вопросу у спеціалистовъ и пришли къ убѣжденію, что мнѣніе господина Максима Терпковича есть болѣе основательное какъ въ отношеніи счисленія времени, такъ и касательно религіозной и канонической части христіанскаго календаря. Признаемъ умѣстнымъ сообщить, что та часть календаря, которая относится къ уравненію года, подлежитъ всецѣло компетенціи спеціалистовъ этого вопроса. Нашему же изслѣдованію и оцѣнкѣ принадлежитъ только религіозная и каноническая часть календарнаго времени. Посему Священный Сѵнодъ призналъ возможнымъ приступить (по предложенію Константинопольскаго патріарха Іоакима III) къ изслѣдованію вопроса объ исправленіи христіанскаго календаря. Послѣ слушанія дѣла Священный Сѵнодъ архіереевъ опредѣляетъ: по вопросу объ исправленіи календаря хорошо было бы выслушать мнѣніе спеціалистовъ, поскольку дѣло идетъ о предписаніи каноновъ касательно счисленія времени, дабы и Пасха, и всѣ праздники, которые съ ней связаны, были распредѣлены въ порядкѣ, всецѣло отвѣчающемъ духу Православной Церкви».

Черногорскій митрополитъ въ посланіи отъ 23 апрѣля 1903 года писалъ:

«Что касается измѣненія или частичнаго исправленія календаря, то объ этомъ во всѣхъ православныхъ странахъ уже давно ведется рѣчь. Между прочимъ, блаженно почившій митрополитъ Бѣлградскій Михаилъ (1898) имѣлъ однажды по этому вопросу переписку съ покойнымъ Вселенскимъ патріархомъ Іоакимомъ II (1884-1886). Затѣмъ, намъ извѣстно, что и въ Россіи недавно учреждена для этой цѣли спеціальная комиссія, которой дано порученіе освѣтить вопросъ съ научной точки зрѣнія. Но насколько мнѣ извѣстно, ни константинопольская, ни русская комиссіи не пришли по этому предмету къ какому-либо опредѣленному результату. Да это и понятно, потому что вовсе не легко прійти къ такому результату въ вопросѣ, имѣющемъ весьма важное значеніе. Представители Православныхъ Церквей должны быть весьма осторожны въ обсужденіи и рѣшеніи этого вопроса. Извѣстно, что измѣненіе календаря предполагаетъ измѣненіе и пасхаліи, то есть всей церковной системы счисленія годичнаго круга и подвижныхъ праздниковъ. А мы знаемъ изъ исторіи, что бывали и очень незначительныя перемѣны, которыя, когда приспособлялись къ жизни Церкви, вызывали бóльшія или меньшія нестроенія среди вѣрующихъ. Имѣя это въ виду, началовожди Православныхъ Церквей должны принять во вниманіе всѣ возможныя послѣдствія, которыя могутъ возникнуть вслѣдствіе измѣненія календаря. Посему, боясь, какъ бы намъ не подвергнуться какой-либо опасности, подобной тѣмъ, какія извѣстны изъ исторіи, я смиренно держусь того мнѣнія, что впредь слѣдуетъ примѣнять и пользоваться календаремъ юліанскимъ».

Наконецъ Святѣйшій Сѵнодъ Русской Церкви въ посланіи отъ 28 февраля 1903 года писалъ по вопросу о календарѣ слѣдующее:

«Вопросъ о перемѣнѣ или только о нѣкоторомъ преобразованіи календаря немало и давно уже волнуетъ православныхъ и въ нашей странѣ. По повелѣнію благочестивѣйшаго Государя нашего нарочито для изслѣдованія этого вопроса была образована при Императорской Академіи наукъ особая Комиссія изъ ученыхъ — представителей различныхъ относящихся къ этому предмету отраслей знанія. Но работы этой Комиссіи, весьма многосложныя и разностороннія, до настоящаго времени еще не закончены, и послѣдняго вывода ихъ заранѣе сказать нельзя. Необходимо только, по нашему мнѣнію, имѣть въ виду, что вопросъ этотъ имѣетъ много сторонъ, допускающихъ неодинаковое освѣщеніе и рѣшеніе. Примѣненіе новаго стиля въ одномъ гражданскомъ лѣтосчисленіи, безъ измѣненія пасхаліи и безъ передвиженія церковныхъ праздниковъ и съ однимъ только переименованіемъ чиселъ примѣнительно къ новому стилю (то есть тотъ день, который теперь помѣчается, напримѣръ, 6-мъ числомъ января, будетъ тогда помѣчаться 19-мъ числомъ, но останется праздникомъ Богоявленія), конечно, особенно не затронетъ церковныхъ интересовъ, такъ какъ въ церковной практикѣ во всей своей силѣ останется юліанскій календарь (только праздникъ Новолѣтія тогда совпадетъ не съ праздникомъ Обрѣзанія Господня, но съ памятью святаго мученика Вонифатія 19 декабря стараго стиля, какъ это и практикуется, напримѣръ, въ Православной Японской Церкви, которой приходится помѣчать свои праздники новымъ стилемъ, дѣйствующимъ въ Японіи). Но если затронуть вопросъ о чисто научной состоятельности того и другого лѣтосчисленія, то болѣе авторитетные ученые у насъ склоняются скорѣе въ пользу юліанскаго календаря, допуская только нѣкоторыя поправки въ немъ, а отнюдь не замѣну его менѣе осмысленнымъ, по ихъ заключенію, календаремъ григоріанскимъ. Этотъ авторитетный голосъ ученыхъ заставляетъ и насъ, блюстителей Церкви, относиться съ большей осторожностью къ желанію нѣкоторыхъ перемѣнить календарь, если при этомъ разумѣть перемѣну и пасхаліи, и всего церковнаго лѣтосчисленія. Такая перемѣна, колеблющая исконный и многократно освященный Церковью порядокъ, несомнѣнно, сопровождалась бы нѣкоторыми потрясеніями въ церковной жизни, а между тѣмъ въ настоящемъ случаѣ такія потрясенія не находятъ для себя достаточнаго оправданія ни въ исключительной правотѣ предполагаемой реформы, ни въ назрѣвшей церковной потребности. Посему мы, со своей стороны, стояли бы за сохраненіе въ церковной практикѣ юліанскаго календаря, допуская въ крайнемъ случаѣ лишь формальныя, выше изъясненныя перемѣны касательно Новолѣтія и переименованія чиселъ».

Когда Священный Сѵнодъ Церкви Константинопольской получилъ отъ различныхъ Автокефальныхъ Восточныхъ Церквей посланія въ отвѣтъ на Патріаршую грамоту отъ 1902 года, то они были подвергнуты особому разсмотрѣнію сначала въ спеціально образованной изъ духовныхъ лицъ комиссіи, а затѣмъ въ Святѣйшемъ Сѵнодѣ подъ предсѣдательствомъ патріарха Іоакама III. Въ результатѣ патріархъ и Сѵнодъ обратились къ Автокефальнымъ Церквамъ православнаго Востока съ новымъ окружнымъ посланіемъ (отъ 12 мая 1904 года) по поводу взаимообщенія Помѣстныхъ Церквей и «по вопросу объ измѣненіи юліанскаго календаря». И вотъ какое мнѣніе по послѣднему вопросу изложено въ недавнемъ посланіи великой Христовой Церкви:

«Отъ вѣковъ установленная и утвержденная непрерывнымъ употребленіемъ въ Церкви пасхалія, по которой полагается праздновать Свѣтоносное Воскресеніе Господа въ первый воскресный день послѣ полнолунія, слѣдующаго за весеннимъ равноденствіемъ, должна быть свято почитаема и ненарушима, такъ что въ отношеніи ея непозволительно дѣлать нововведенія. Сохраняя же юліанскій календарь и наши святцы неизмѣнными, только выкинуть 13 дней, такъ чтобы совпадали мѣсяцесловы — нашъ и слѣдующій иному календарю, — безполезно и безцѣльно, такъ какъ съ одной стороны, пропускъ столькихъ дней не оправдается никакими основаніями — ни церковными, ни научными; а съ другой — совпаденіе мѣсяцеслововъ, которое отъ этого получилось бы, было бы временнымъ, то есть до 2100 года, когда опять возникла бы разница на одинъ день. Но и производить реформу юліанскаго календаря, какъ именно научно неточнаго, и привести такимъ образомъ средній гражданскій годъ въ большее согласіе съ тропическимъ мы считаемъ нынѣ преждевременнымъ и вообще лишнимъ. Ибо мы съ церковной точки зрѣнія не имѣемъ нужды въ перемѣнѣ календаря, и наука, какъ утверждаютъ свѣдующіе люди, еще не высказалась рѣшительно о той точности, съ которой исчисляется тропическій годъ».

Итакъ, господствующій голосъ православнаго Востока — греческаго и славянскаго — раздается не только противъ григоріанскаго календаря, какъ дѣтища враждебнаго ему католическаго Запада, но и противъ нейтральнаго или исправленнаго календаря, такъ какъ реформа крайне неблагопріятно отразится на церковной жизни православныхъ народовъ. Вѣдь всякое исправленіе юліанскаго календаря вызоветъ нужду въ весьма трудномъ и хлопотливомъ дѣлѣ исправленія пасхаліи. «Исправить пасхалію по принципамъ строго научнымъ едва ли окажется въ состояніи и вся совокупность наукъ нашего времени. А исправленіе полунаучное можетъ повести къ введенію пасхаліи или григоріанской и близкой къ ней, или совсѣмъ не похожей ни на григоріанскую, ни на православную».

Но здѣсь весьма важный вопросъ заключается и въ томъ, кому будетъ принадлежать починъ въ исправленіи календаря. Римъ, конечно, никогда и никому не уступитъ этой иниціативы, которую онъ и проведетъ въ строго папистскомъ духѣ. Но въ такомъ случаѣ православный Востокъ никогда не пойдетъ подъ власть Рима, какъ и доселѣ онъ защищалъ свою независимость относительно календаря. Если же иниціатива будетъ принадлежать Востоку, то заранѣе и увѣренно можно сказать, что онъ не встрѣтитъ на католическомъ Западѣ сочувствія и содѣйствія въ осуществленіи своего почина. Симпатіи же одного протестантскаго міра не обезпечатъ того всемірнаго единства въ лѣтосчисленіи, которое является цѣлью календарной реформы. Къ тому же православный Востокъ — греческій и славянскій — не желаетъ, какъ показано, никакихъ календарныхъ реформъ. Значитъ, и въ этомъ случаѣ дѣло, при современныхъ взаимоотношеніяхъ между првославнымъ Востокомъ и инославнымъ Западомъ, нужно считать почти безнадежными.

Что касается Русской Церкви, то она какъ Помѣстная, безъ предварительнаго сношенія съ остальными Автокефальными Православными Церквами и безъ совмѣстнаго съ ними обсужденія, совершенно не въ правѣ, да и никогда не согласится, самостоятельно произвести то или другое измѣненіе въ календарѣ, составляющемъ общее достояніе всѣхъ Церквей и имѣющемъ значеніе для всего православнаго міра. Для окончательнаго рѣшенія вопроса о григоріанскомъ календарѣ безусловно необходимо сношеніе нашей Церкви съ Автокефальными Церквами православнаго Востока, и только по общему церковному суду возможна та или иная реформа».


Примѣчанія:

[1] Текстъ рукописи испорченъ.

[2] Въ источникѣ: познанія.

[3] Текстъ оригинала испорченъ. Исправлено по изданію: Проф. И. И. Соколовъ. «Вопросъ о реформѣ календаря предъ судомъ Православныхъ Церквей Востока». СПб., 1910, стр. 15. (Прим. — А. К.)

 


Источникъ: Календарный вопросъ: Сборникъ статей. / Редакторъ-составитель Александръ Чхартишвили. — М.: Издательство Срѣтенскаго монастыря, 2000. — С. 296-313. А также : «Прибавление к Церковным ведомостям» 1906, №№ 13-14, стр. 681-694






АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

27.09.2021
Тимур Давлетшин

О писателе Астафьеве и «ложном» патриотизме.
Ответ на статью Владимира Семенко

26.09.2021
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

23.09.2021
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

21.09.2021
Протоиерей Феодор Зисис

Вслед за экуменизмом пришел гомосексуализм*

14.09.2021
Николай Каверин

О пропаганде вакцинофобии в России

6.09.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Вакцинация, как вероучительный вопрос

12.09.2021
Отрывки из исповеди протоиерея Бориса Николаевского

29.08.2021
Николай Каверин

Почему молчит Патриарх Кирилл по поводу вакцинации?

16.08.2021
Анатолий Степанов

Революционеры справа.
Размышления о феномене православного радикализма

14.08.2021
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

О чтении духовных книг соответственно своему положению.
Наставление, что читать мирянину

19.09.2021
Святитель Иоанн (Максимович)

Извращение латинянами в новоизмышленном догмате «Непорочного зачатия» истинного почитания Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

17.09.2021
Владислав Артемов

Безумие Православия

23.08.2021
Светлой памяти протоиерея Владимира Правдолюбова (†23.05.2021)

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

09.09.2021
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

2.09.2021
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) (†2018)

Меч обоюдоострый.
Светлой памяти выдающегося духовного писателя архимандрита Лазаря (Абашидзе)

8.08.2021
Алексей Ярасов

Чем запугивают антипрививочники православных

26.07.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Новая волна антипрививочного безумия в нашей Церкви

2.08.2021
Всеобщая вакцинация населения за несколько дней смогла погасить страшную вспышку оспы в 1959–1960 годах в Москве

18.08.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию развала Советского Союза.
К развалу СССР причастны и некоторые священнослужители Русской Православной Церкви

1.08.2021
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

11.07.2021
Тимур Давлетшин

Концепция уранополитизма священника Даниила Сысоева.
О мнимом противоречии христианства и патриотизма (в связи с полемикой о допустимости православным верующим прививаться от коронавируса российскими вакцинами)

29.06.2021
Николай Каверин

Отечественная вакцина «Спутник V» не имеет ничего общего с абортированным материалом

25.08.2021
Священник Александр Цыганков

О наших разногласиях

19.07.2021
Эдуард Биров

Метаморфозы-2021.
Как государственники стали борцами за «права личности»

11.08.2021
Николай Бондаренко

О пандемии для православных. Вопросы и ответы

7.07.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

31.03.2021
Анатолий Степанов

Почему православные превратились в авангард борьбы против вакцинации?

29.07.2021
Николай Каверин

К 30-летию со дня кончины схиархимандрита Иоанна (Маслова).
О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

1.06.2021
Сергей Худиев

Отказавшись от вакцинации, можно стать убийцей

22.07.2021
Оздоровление Гродненской епархии.
Ряд белорусских «революционеров в рясах» лишились своих постов

13.06.2021
Наталия Михайлова

История отмены «клятв».
К 50-летию Поместного Собора 1971 года

5.07.2021
Сергей Лукьяненко

Бронежилет, или Почему зимой не нужно носить шапку

25.05.2021
Кто тормозит канонизацию Евгения Родионова

11.06.2021
Громкая отставка в Белорусском Экзархате: архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры и отправлен на покой

19.05.2021
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

15.07.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин) о прелюбодействии и разврате

7.06.2021
Владислава Романова

ОВЦС и раскол в Московской Патриархии.
К юбилею самого «эффективного» церковного отдела

30.05.2021
Николай Каверин

О проекте документа Межсоборного присутствия «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга».
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

4.06.2021
Светлой памяти протоиерея Владимира Правдолюбова (†23.05.2021)
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.05.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

21.06.2021
Почему современному кинематографу и телевидению выгодна фальсификация правды о Великой Отечественной войне

11.04.2021
Николай Каверин

Ядерное оружие России и российские антиковидные вакцины – единственный гарант суверенитета нашей Родины

23.05.2021
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

26.04.2021
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.06.2021
Обращение генерала-лейтенанта Владимира Шатохина о необходимости освящения оружия России

21.05.2021
Святой мученик Христофор и его иконография

29.03.2021
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

18.04.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

9.03.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

В защиту Главного храма Вооруженных сил России от церковных либералов и антисоветчиков

2.03.2021
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

28.02.2021
Архиепископ Никон (Рождественский)

Памятники-статуи святым угодникам

17.01.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Апологет ереси (Об искажениях православного вероучения в сочинениях диакона Андрея Кураева)

18.02.2021
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

16.02.2021
Протоиерей Константин Буфеев

Крайности эволюционизма.
Странные рассуждения о науке и вере в одной статье на сайте «Богослов.ру»

22.02.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Эволюция: от обезьяны Дарвина к «обезьяне Бога»

21.04.2021
Грех блуда и борьба с ним

3.02.2021
Владимир Шкляев

О составителях «житий» новомучеников

10.02.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Белые платочки спасли когда-то церковь».
Ваше Святейшество, вступитесь за них!

31.01.2021
Президент – мой друг!

29.01.2021
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

27.01.2021
Вячеслав Макарцев

Эсхатологическое бесчувствие

1.12.2020
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

21.01.2021
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

20.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Просим Церковный суд приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

10.05.2021
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

14.01.2021
Андрей Кураев: «православный хам» или хамоватый еретик?

12.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию событий 13 января 1991 года в Вильнюсе.
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование»

4.01.2021
После призыва Патриарха Кирилла к москвичам не пренебрегать богослужениями глава ОВЦС МП попросил верующих не ходить в храмы на Рождество.
Кого же слушаться бедным российским христианам?

24.12.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

28.12.2020
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

2.01.2021
Михаил Тюренков

«Кураев – на выход!»
Скандального протодиакона приговорили к лишению сана. На очереди анафема?

29.12.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

15.12.2020
Протоиерей Андрей Ромашко

Когда очень хочется раскола.
О Соборе православных мирян (31.10.2020 г., Москва)

18.12.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

10.11.2020
Протоиерей Алексий Касатиков

Царский путь в ситуации с COVID-19: как пройти между малодушным страхом и слабоумной отвагой

26.11.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

10.12.2020
Павел Панов

Еще раз о соблазне западной культурой

6.12.2020
К 55-летию «снятия анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

29.11.2020
Протоиерей Сергий Правдолюбов

Воспоминания о работе комиссии по богословским воззрениям свящ. Георгия Кочеткова в 2000 году

19.11.2020
Тимур Давлетшин

Кочетковщина и власовщина

8.11.2020
Михаил Тюренков

Избавится ли Русская Церковь от секты кочетковцев?

17.11.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

13.11.2020
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

15.11.2020
Андрей Рогозянский

Почему лекции С.Чапнина в МДА – это нонсенс

28.10.2020
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

1.11.2020
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

5.11.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

4.10.2020
Патриарх Кирилл в декабре 2019 года запустил в Русскую Церковь губительный вирус обновленчества и богослужебного реформаторства.
Письмо в редакцию сайта «Благодатный Огонь»

21.10.2020
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

7.10.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества.
Послесловие к письму в редакцию «Благодатного Огня» прихожанки храма в г. Балашихе

11.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

В Церкви активизировался вирус обновленчества

15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

20.09.2020
Николай Каверин

О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?

29.09.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

13.09.2020
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

1.10.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

17.09.2020
Священник Александр Шумский †16.09.2020

Светлой памяти священника Александра Шумского.
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

18.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению».
Извержение из сана свящ. Феодора Людоговского

30.08.2020
Николай Каверин

Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?

26.08.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

15.10.2020
Александр Камчатнов

Горé имеим сердца, или Еще раз к вопросу о языке богослужения

4.09.2020
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

7.09.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви

21.08.2020
Иеромонах Роман (Матюшин)

Не соблазняйте малых сих

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

8.12.2020
Пантелеимон Филиппович

Церковный либерализм: взгляд из Белой Руси

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

2.09.2020
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

7.02.2021
Григорий Глушенков

Кто убил митрополита Киевского Владимира: большевики или украинские националисты?

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

30.10.2020
Почему не были реализованы планы по ядерной бомбардировке СССР

20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

2.11.2020
Протопресвитер Владимир Диваков

Битва за Сретенский. Москва за нами

25.10.2020
Роман Носиков

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова (†21.10.2020).
Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

22.10.2020
Протоиерей Димитрий Смирнов (†21.10.2020)

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова.
Протоиерей Димитрий Смирнов о деятельности священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

9.02.2021
К 15-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Яд в привлекательной упаковке»

12.12.2020
Алексей Горожанин

Посещал ли апостол Андрей Первозванный Русскую землю?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

24.07.2021
Как Олимпийский комитет России от Крыма отказался.
Вслед за флагом и гимном у российских олимпийцев отобрали право на территориальную целостность страны, которую они представляют

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

15.05.2018
О ситуации в Сербской Православной Церкви

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Изменение церковнославянского богослужения — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

24.08.2021
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

21.07.2020
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

 

НОВОСТИ

12.09.2021
Указ о запрещении священника Романа Степанова

12.09.2021
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

11.09.2021
Решение раввината для православных стало считаться критерием истины?

02.09.2021
«Тот, кто заразит кого-либо коронавирусом – виноват в убийстве», – иерарх Элладской Православной Церкви

31.08.2021
Светлой памяти Героя России Александра Захарченко (†31.08.2018)

25.08.2021
«Православие-лайт», Или давайте научим детей как «правильно» верить

21.08.2021
Антипрививочники! Создавайте движение против лечения зубов!

10.08.2021
Об основных мифах, распространяемых антивакцинаторами.
Интервью корреспондента сайта «Благодатный Огонь» с врачом Зоей Андреевой

06.08.2021
Митрополит Псковский и Порховский Тихон: «Еще в 90-е страшилок о вакцинации было хоть отбавляй»

30.07.2021
Фальстарт встречи антихриста.
«Сообщество свидетелей скорого пришествия антихриста» оживилось, узнав, что Чубайс – акционер предприятия, производящего «Спутник V»

20.07.2021
Кто ответит за преждевременную смерть от ковида Петра Мамонова?

14.07.2021
Парадокс вакцинации.
Патриоты всё-таки выступили против власти

03.07.2021
Обращение митрополита Псковского и Порховского Тихона к псковской пастве о необходимости вакцинации

25.06.2021
Протоиерей Алексий Касатиков: «COVID-19 – это биологическое оружие, направленное против России, и от него надо защищаться отечественной вакциной “Спутник V”»

24.06.2021
На Валааме будут выгонять из монастыря не вакцинировавшихся насельников, а в Москве от столичных священников не потребуют обязательной вакцинации

23.06.2021
Николай Стариков: принудительная вакцинация – это вторая «пенсионная реформа»

22.06.2021
22 июня 1941 года — 80 лет c начала Великой Отечественной войны

10.06.2021
Архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры.
Белорусская русофобствующая оппозиция надеется, что владыка возглавит «православную церковь в новой Беларуси»

09.06.2021
Информационную атаку Запада и российских православных кликуш на вакцину «Спутник V» следует приравнять к экстремистской деятельности и посягательству на суверенитет России

09.06.2021
Число вакцинированных от COVID в российской армии приблизилось к 100%

28.05.2021
Скончался протоиерей Владимир Правдолюбов — строгий блюститель традиций православного богослужения и яркий полемист с неообновленчеством и церковным либерализмом

20.05.2021
Ещё раз о вакцинации: в военное время некоторые грехи не вменяются в осуждение

20.05.2021
В РПЦ призвали не считать вакцинацию грехом

17.05.2021
Почему современному кинематографу и телевидению выгодна фальсификация правды о Великой Отечественной войне

10.05.2021
Просим Священный Синод дать исчерпывающее разъяснение о допустимости православным верующим прививаться российскими вакцинами

09.05.2021
С Днем Победы!
Проконвоирование немецких военнопленных через Москву 17 июля 1944 года

30.04.2021
Иерусалимский Патриарх Диодор (†2000) о происходящем в Кувуклии во время схождения Благодатного огня

14.04.2021
Церковно-общественный совет по биоэтике, выступивший против церковного признания ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), упразднён Священным Синодом

12.04.2021
Гагарин: «Привет, потомки! Как вы там?»
К 60-летию первого полета в космос советского космонавта Юрия Гагарина

24.03.2021
На Афоне начались прививки от коронавируса

07.03.2021
Обращение в Церковный суд: «Просим приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

05.03.2021
5 марта – день кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

24.02.2021
Кураев vs патриархия: «ничья»

18.02.2021
«Заноза» Патриарха Кирилла, или У Кураева длинные руки!

16.02.2021
Инициатива митрополита Илариона (Алфеева) канонизировать прот. Александра Меня призвана «уравновесить» недавнюю инициативу митрополита Тихона (Шевкунова) по подготовке к канонизации исповедника Церкви Русской старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

12.02.2021
Обращение студенческого сообщества Донбасса к молодежи России

09.02.2021
Митрополит Тихон (Шевкунов) объявил сбор материалов для подготовки прославления старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

04.02.2021
Лжемиротворчество под маской Православия.
Не стоит ли либеральствующим священникам снять рясу и податься в правозащитники?

03.02.2021
К 3-й годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

28.01.2021
Митрополит Запорожский Лука: «Кураев за годы своей антицерковной деятельности внес в души христиан столько соблазна, лжи, осуждения, откровенной клеветы и ненависти к Церкви, сколько, наверное, не сделал за последнее время ни один человек»

24.01.2021
Митрополит Иларион: Кураеву грозит отлучение от Церкви

21.01.2021
Обратится ли Патриарх Кирилл к мэру Москвы С.С. Собянину с просьбой разблокировать социальные карты для бесплатного проезда в общественном транспорте для людей 65+ с целью посещения ими воскресных и праздничных служб в московских храмах?

19.01.2021
Институт Гамалеи опроверг слухи о содержании абортивных материалов в вакцине «Спутник V»

08.01.2021
Решение Епархиального суда г. Москвы по делу № 50-54-2020 (о признании протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана)

05.01.2021
В Рождество в Храм нельзя?!
Доктор Мясников осудил фатальный запрет для верующих пожилых людей посещать храмы

02.01.2021
Митрополит Запорожский Лука о снятии сана с Андрея Кураева

29.12.2020
Решением епархиального суда г. Москвы протодиакон Андрей Кураев признан подлежащим извержению из сана

24.12.2020
Рецидив неообновленчества: Патриарх Кирилл снова выступил за частичное использование русского языка в богослужении

17.12.2020
Протодиакон Андрей Кураев неожиданно заголосил о каноничности, хотя ранее говорил, что «каноны надо забыть и положить на полку»

27.11.2020
Рукопожатцы в масках «христиан»: новое открытое письмо российской либерды

24.11.2020
Священник Георгий Максимов про революционное «собрание православных мирян» от 31 октября

18.11.2020
Миссионерский декаданс: в одном из храмов Татарстанской митрополии священник совершает молебен в спортивном костюме (ВИДЕО)

15.11.2020
Собрание православных мирян как гниение

09.11.2020
Авторская программа Александра Щипкова «Агитаторы»: о священнике Георгии Кочеткове, либерал-православии и ревнителях не по разуму

08.11.2020
Православные миряне как орудие церковной революции и обновленчества справа

04.11.2020
Объявит ли Россия выборы в США 2020 нелегитимными?
Вся правда об американских выборах от Маргариты Симоньян

30.10.2020
Православные ковид-диссиденты активизировались…

27.10.2020
Обращение диакона Ильи Маслова в Церковный суд Московской областной епархии

24.10.2020
Эпоха протоиерея Димитрия Смирнова

22.10.2020
Нынешние церковные проповедники едва ли смогут сравняться с покойным о. Димитрием

19.10.2020
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)

14.10.2020
В Псковской епархии возрождается единоверческий приход и богослужения древнерусским чином

09.10.2020
Масоны Испании заявили, что папа римский поддерживает их принципы

08.10.2020
Митрополит Тихон (Шевкунов): Мне выпало счастье общаться с Путиным

02.10.2020
Оздоровление Сретенской духовной семинарии: Патриарх Кирилл назначил проректоров и секретаря Ученого совета

29.09.2020
Служба внешней разведки РФ узнала о подготовке в Белоруссии «резонансной провокации» с целью столкнуть православных и католиков

19.09.2020
Прощание с отцом Александром Шумским

17.09.2020
Погиб священник Александр Шумский

12.09.2020
Донбасс за нами! — сильная песня прекрасных дончанок взрывает Сеть

10.09.2020
Суд Екатеринбургской епархии отлучил схимонаха Сергия Романова от Церкви

08.09.2020
Диакон Владимир Василик о творчестве протоиерея Александра Меня в связи с 30-летней годовщиной со дня его убийства

24.08.2020
Святейший Патриарх Кирилл в ответ на многократные обращения мирян поручил проанализировать богословские изыскания священника Георгия Кочеткова

22.08.2020
О последних событиях в церковно-политической жизни Белоруссии

20.08.2020
Священнослужитель Белорусской Православной Церкви: Константинопольский патриарх готовит в Белоруссии церковный раскол

18.08.2020
Заявление Медиагруппы «Патриот» в связи с событиями в Белоруссии