Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Протоиерей Валентин АСМУС
«Засекреченная» книга

 

О книге священника Георгия Кочеткова

«Православное богослужение: русифицированные тексты Вечерни, Утрени и Литургии»


Книга, о которой пойдет речь ниже, – это сочинение священника Георгия Кочеткова. Мне удалось достать эту книгу, а надо сказать, что это нелегко. Книга как бы засекречена, выдается в храме, где служит о. Георгий, только своим, чужим она не выдается, что уже говорит о том, что в книге этой нужно ждать очень много спорного и соблазнительного, скандального.

У меня не было никаких радостных предчувствий, когда я взял в руки эту книгу, но, конечно, чтение ее, изучение ее — это совсем не то, что какие-то ожидания и предчувствия. Я не могу прийти в себя от ужаса, который я испытывал, когда читал это сочинение. Чтобы описать мои чувства, я дерзнул бы воспользоваться таким сравнением. Вот что-то вам с детства хорошо знакомое, известное, например, сочинения нашего национального поэта А. С. Пушкина, — и вдруг объявляется, что отныне официальным текстом Пушкина будет не то, что мы знаем, а какой-нибудь перевод, скажем, перевод на польский язык! Ну конечно, из снисхождения ко всяким «сумасшедшим ретроградам», им будет позволено, пока они совсем не переведутся, пользоваться старыми книгами. Но вот отныне в общее пользование вводится нечто новое, более современное и более правильное.

Или, скажем, таким же образом можно было бы Гоголя перевести на современный украинский язык и тоже рекомендовать этот новый текст для всеобщего чтения. Или другое сравнение. Какая-то известнейшая картина, написанная великим художником, вдруг предстает перед нами, переписанная бездарным маляром, еще и со всякими сознательными искажениями.

Я думаю, что многие, кто знает и любит наше Богослужение, могут испытать сходные чувства — и горечи, и негодования. Однако начну обзор этой книги по порядку. На обложке книги помещена большая цитата из писем святителя Феофана Затворника. И вот уже здесь мы имеем дело с обманом, фальсификацией. Приводится цитата, где святитель Феофан говорит о необходимости нового перевода богослужебных книг (он имеет в виду Октоих, Триоди, Минеи) для того, чтобы текст был более понятен. По контексту кочетковского издания подразумевается, что речь идет о переводе на современный русский язык. На самом деле святитель Феофан говорит совсем другое. В том же самом письме (эти слова, естественно, остались за пределами цитаты, приведенной в книге «Православное богослужение. Русифицированные тексты») святитель Феофан поясняет свою мысль: «Перевесть не на русский, а на славянский язык, и благоговейно, и понятно». Святитель Феофан хотел, чтобы богослужебные тексты были не только понятны, но и благоговейны. То, чего как раз нет в кочетковском их варианте.

И надо сказать, что наше священноначалие очень быстро прислушалось и постаралось осуществить эту мысль святителя Феофана. Уже в начале XX века у нас появились вновь отредактированные, несколько русифицированные богослужебные книги. И вот тут надо отметить очень важный факт: эти новые богослужебные книги (хотя были изданы совершенно официально, по благословению Святейшего Синода), не были приняты церковным народом. Ввиду известных катастрофических событий, книгопечатание на некоторое время вообще прекратилось и в употреблении осталось все-таки больше книг старого издания. А потом, когда у нас, наконец, появилась возможность печатать богослужебные книги (то есть начиная с 70-х годов), наша Церковь уже перепечатывала те книги, тот вариант текста, который был всеми принят и всем желанен, а именно те книги, которые существовали до этой «справы» начала XX века.

Это говорит о настроениях нашего церковного народа. События послереволюционные тоже много нам говорят о них. В предисловии священник Георгий Кочетков ссылается на то, что «митрополит (как он его почтительно именует) Александр Введенский отвергал опыт богослужения на современном русском языке». На самом деле это было, мягко говоря, не совсем так. Когда обновленцы выступили с программой своих реформ, у них на одном из первых мест стояли планы реформы богослужебной. Предполагалось, в частности, все Богослужение перевести на русский язык. Но очень быстро обновленцы убедились, что такие опыты ведут к полному краху. Люди, независимо от того, как они относились к обновленцам или к православной, Патриаршей Церкви, — переставали ходить в те храмы, где Богослужение совершалось на современном языке, по каким-то скороспело составленным новым книгам. И именно поэтому, увидев крах своей языковой литургической реформы, Введенский отказался от ее широкого проведения. Осталось какое-то легкое ретуширование: скажем, слово «живот» обновленцами заменялось систематически на слово «жизнь»; поэтому люди, которые посещали храмы, говорили, что вот там-то и там-то служат «без живота», то есть не употребляют слово «живот». Это уже был признак модернизма.

Но в основном обновленцам вынужденно пришлось вернуться к церковнославянскому языку, потому что ни убежденные сторонники обновленчества в своем большинстве (такие ведь тоже были), ни, тем более, люди равнодушные, которым все равно было, в какую церковь идти (таких тоже было немало в то время), — никто из них не хотел никаких литургических новшеств. Буквально единицы стояли за эту реформу. Среди этих немногих были такие деятели обновленчества, как епископ Антонин (Грановский) и священник Василий Адаменко. Об обоих священник Кочетков говорит с великим благоговением, переводы обоих он широко использует в своей версии Богослужения.

Священник Василий Адаменко в конце жизни даже покаялся в обновленчестве. Когда он перешел в Патриаршую Церковь, заместитель Патриаршего Местоблюстителя, митрополит Сергий (Страгородский), понимая, что этот человек сосредоточен на одной идее, которой он отдал все свои силы, дозволил ему продолжать совершать Богослужение так, как он мечтал, так, как он это делал. Этот уникальный случай, конечно, вовсе не означает, что митрополит Сергий благословил для всей Церкви совершение Богослужений на современном языке. Этого не было и быть не могло, хотя священник Георгий Кочетков намекает, что именно таково было намерение блаженнейшего митрополита Сергия.

Что касается целей перевода, то в книге ставятся их две, совершенно противоположные, несовместимые. Во вступительном слове к этой публикации академик Аверинцев говорит, что «нужно дать текст, понятный для советского дичка», как он элегантно выражается. Священник же Георгий Кочетков ставит совсем другую цель. Он говорит о том, что «наша верность русской культуре должна вести к тому, что мы введем Богослужение на современном русском языке». На самом деле «введение Богослужения на современном языке» есть отрицание культуры, есть (не побоюсь этого сказать) предательство нашей культуры. Потому что наша культура во все века, во все эпохи основывалась на церковнославянском Богослужении. Церковнославянская книга, прежде всего, в ее богослужебном звучании, прочно вошла в нашу культуру, и сам наш язык запечатлел во множестве славянские выражения.

Величайшие русские художники слова воспринимали Богослужение именно по-славянски. И представляю себе, как бы они ужаснулись, если бы им показали эти «новые опыты». Священник Георгий Кочетков претендует одновременно и на духовное дело, и на научный труд. Конечно, чтобы сделать перевод Богослужения, нужно кое-что знать. Насколько соответствует этим требованиям священник Георгий Кочетков? Он любит демонстрировать свою ученость, у него множество всяких латинских слов. Даже в сам текст Литургии введены такие школьные термины, как «prаefatio», «intercessio». Но даже латинского языка священник Георгий Кочетков совершенно не знает. Когда я читал его диссертацию, там на каждом шагу попадается известный богословский термин «ex opere operato». И, по-моему, ни разу это выражение не было написано правильно.

Также и в книге, которую мы рассматриваем: в первых же строчках предисловия священника Георгия Кочеткова мы читаем латинское выражение «regula fide». На самом деле нужно было бы сказать «regula fidei», но, по-видимому, для о. Георгия законы латинской грамматики не писаны.

Греческих цитат он благоразумно избегает, наверное, там была бы еще большая путаница. Но все дело в том, что наше Богослужение — все-таки греческое Богослужение. Когда мы изучаем Ветхий Завет, мы можем отдавать предпочтение или греческому его тексту, или еврейскому. Но когда мы имеем дело с Богослужением, то у нас нет иного текста, кроме греческого. И перевод Богослужения может быть переводом только с греческого текста. Эта непреложная истина для о. Георгия Кочеткова тоже не писана, потому что он постоянно пользуется в своем издании русским переводом псалмов, который сделан в основном с еврейского текста. Мало того, если в молитвах встречаются выражения, заимствованные из псалмов (а для каждого, кто знает наше Богослужение, известно, что таких случаев великое множество: можно сказать, что все почти Богослужение строится на цитатах из Псалтири), очень часто греческая Библия подменяется еврейской. А все дело в том, что между еврейской и греческой Библией есть много несоответствий. Есть места, смысл которых совершенно различен в этих двух вариантах Священного Писания Ветхого Завета.

Но перейдем к самому тексту. Вот Великая ектения, которая, как мы знаем, произносится и в начале вечерни, и в начале утрени, и в начале Божественной Литургии. Сразу же здесь обращает на себя внимание множество того, что на театральном языке называется «отсебятиной». (Я этим словом не побоюсь пользоваться, хотя оно взято совсем из другой сферы. Но и в театре, хотя там произносятся всего лишь человеческие слова, любой актер и любой зритель хорошо понимает, что очень недостойно, когда великого Шекспира или великого Пушкина какой-нибудь режиссер или какой-нибудь артист начинает корежить по своему усмотрению.) В данном случае слово «отсебятина» вполне уместно. И это относится не только к русифицированному Богослужению о.Георгия Кочеткова, но и к тем, кого он берет себе за образцы, – в первую очередь к Грановскому и к Адаменко: у них сам пафос заключался не столько в переводе на современный язык, сколько в изменении Богослужения, в введении какого-то «нового Богослужения».

Мы видим, что очень важные слова в кочетковском Богослужении выбрасываются. Например, молитва о Патриархе произносится таким образом: «О святейшем патриархе Алексие II», или же со вставкой, которую делает здесь священник Кочетков: «О епископе нашем святейшем патриархе Алексие II».

Конечно, мы знаем, что в городе Москве Святейший Патриарх есть, кроме всего прочего (а может быть, и в первую очередь) епископ града Москвы. Но мы молимся о нем не только как о нашем московском епископе, но и как о Первоиерархе нашей Русской Православной Церкви, а поэтому, по древним образцам, Собор 1917–1918 гг. ввел именование Святейшего Патриарха «великим господином и отцом». И выбрасывать эти слова из Богослужения никто не имеет права.

Далее следует молитва о «достойном пресвитерстве» – вместо «честнем пресвитерстве». Если бы о. Георгий вдумывался в слова, его перевод от этого только выиграл бы. Я понимаю, что слово «честный» перевести на русский язык довольно трудно, но совершенно очевидно, что «честный» и «достойный» — это совершенно разные понятия. «Честный» — этот тот, кому воздается честь. Не считая себя достойными священниками, исповедуя свое недостоинство, мы молимся «о честнем пресвитерстве», народ Божий молится о нем, потому что народ, несмотря на все наше недостоинство, воздает честь своим пастырям, своим священникам. А в кочетковском варианте эта молитва «о достойном пресвитерстве» звучит каким-то таким «эксклюзивным» образом. Произносится молитва «о достойном пресвитерстве», подразумевая, что о недостойных и молиться нечего. То есть здесь очень грубое искажение смысла церковной молитвы.

В прошении «о стране» почему-то во всех местах отсутствует моление «о воинстве». Я думаю, что сегодня, когда наше воинство, неся свое героическое служение, проливает кровь, мы просто обязаны молиться о нем.

Вместо «о благорастворении воздухов» мы читаем такое замечательное выражение: «о благодатной погоде». Здесь уже грубая ошибка богословского характера, потому что любой семинарист знает, что благодатью называются сверхъестественные дары Божии. Мы молимся об этих дарах, но мы молимся также о естественных дарах Божиих, одним из которых является «благорастворение воздухов». И вот это славянское выражение, может быть, особо актуально звучащее в наше время, когда все так озабочены известными экологическими проблемами, — это замечательное выражение заменяется богословски-безграмотным и каким-то мещански-легкомысленным выражением «о благодатной погоде». Сразу вспоминаются какие-то книги XIX века, где люди (конечно, без всякой злой мысли, но не строго употребляя священные понятия) могли называть благодатью то, что мы в строгом смысле не называем этим, совершенно определенным, конкретным понятием.

И заключение мирной ектении: «Пресвятую, пречистую, преблагословенную Богородицу Деву Марию». Так это звучит у священника Георгия Кочеткова. Такие слова, как «Славную Владычицу нашу» и другие — он опускает. Конечно, не нужно быть предвзято настроенным к отцу Георгию, чтобы увидеть здесь умаление Божией Матери и определенный протестантский нюанс. Те, кто сочувствует протестантам или ищет взаимопонимания с ними, стесняются почитания Божией Матери, почитания святых и стараются его как-то умалить, редуцировать.

И возглас после мирной ектении: «Ибо Тебе принадлежит вся слава, честь и поклонение». По-славянски: «Яко подобает Тебе». Опять-таки здесь подмена понятий. «Принадлежит» — то, что дано, «подобает» — это то, что должно быть. Все должны воздавать всякую славу, честь и поклонение Богу. К сожалению, не все это делают. И в славянском возгласе есть призыв, который совершенно отсутствует в кочетковском, так называемом русифицированном, а на самом деле – просто переводном варианте.

Греческий язык очень богат. В славянском языке иногда не хватает слов для того, чтобы каждому греческому слову дать соответствующий ему славянский эквивалент. Но все-таки славянский язык чрезвычайно богат различными выражениями, близкими по смыслу, перекликающимися друг с другом, но не полностью синонимическими. Священник Георгий Кочетков как бы тяготится этим богатством и убирает те слова, которые ему не нравятся. Например, возглас «яко Твоя держава» претерпел такое изменение: слово «держава» почему-то для о.Кочеткова совершенно неприемлемо и оно систематически заменяется на слово «власть», хотя «власть» — это другое понятие и имеет другой греческий эквивалент, так что в этой замене нет никакой нужды. Прежде всего потому, что и русский язык тоже имеет слово «держава» в своем словаре.

Русифицированный текст священника Кочеткова, как я сказал, на самом деле представляет собой перевод, из которого изгоняется все славянское, все мало-мальски напоминающее славянский язык. В русском языке обычно ударение не проставляется. Священник Кочетков в своей литургической книге ставит ударения там, где славянское ударение не совпадает с русским, как бы настаивая на том, чтобы ударение было обязательно как в современном русском языке и ни в коем случае не так, как мы это слышим по-славянски. Например, «придите, поклонимся», но ни в коем случае, не «поклонимся». Во всех случаях проставляется двоеточие над «е», даже в имени Фекла, хотя непонятно, почему такая непоследовательность. Если Фекла превращается в Фёклу, тогда надо Иоанна превратить в Ивана, и Сергия — в Сергея (и Георгия в Егора. – Сост.). Почему-то это не делается, но вот Фекла сподобилась русификации.

Систематически устраняются или заменяются на русские эквиваленты все славянские формы. Иногда это приводит к невразумительности, текст становится совсем непонятным. Там, где в одной из молитв вечерни говорится о «Едином Благом и Человеколюбивом Боге», кочетковский текст звучит таким образом: «воспеваю Тебя, одного благого и человеколюбивого Бога нашего». Какое значение имеет здесь слово «одного» — непонятно. Оно может быть понято как своего рода артикль.

Вход на вечерне. Здесь священник Кочетков вводит большое литургическое новшество. Вход предписывается обязательно: «с Писанием». Мы знаем, что по чину православного Богослужения бывает вход «с Евангелием». Именно Евангелие возлагается на Престол, и совершением знака креста Евангелием над антиминсом начинается Божественная Литургия. В храме священника Георгия Кочеткова Евангелие заменено Библией. Библия всегда лежит на Престоле, и вход на вечерне тоже совершается с Библией.

«Свете Тихий» — это песнопение начинается в переводе о.Кочеткова по-другому: «О, Свете Ясный». Всякий, даже школьник, знает, что когда ты открываешь словарь и видишь, что одно слово имеет несколько значений, ты не имеешь права выбрать то значение, которое тебе больше нравится. Ты должен уметь обосновать свой выбор того или иного значения слова. Греческое слово «иларос», которое в подлиннике этого песнопения, не означает «ясный». На это можно возразить, однако, что и традиционный славянский перевод не совсем точен. Я соглашусь с тем, что современное слово «тихий» не является точным переводом греческого «иларос». «Иларос» — это веселый, радостный. Но, в то же время, мы не знаем, каково было точное значение слова «тихий» при святых Кирилле и Мефодие и их преемниках. А кроме того, и это нужно сказать в первую очередь, в этих словах, относящихся ко Христу Спасителю (Свете Тихий), мы видим одно из великих откровений русской духовности. Именно так славяне видели Свет Христов. Именно таковы были те, кто шел за Христом, — наши святые, наши преподобные, те, кто подражал Христу (по известному слову Апостола Павла: «Подражайте мне, как я — Христу»). Вот эта тихость, эта кротость, смирение христианства, так хорошо увиденное и до такой глубины воспринятое нашим православным народом, прежде всего нашими святыми, — это то, что содержится уже в этом песнопении, в его древнем славянском переводе. И это то, что совершенно исчезает в этом скороспелом, современном переводе священника Кочеткова, который как бы нарочно старается дать «что-то новенькое», дать альтернативу как бы приевшемуся всем, надоевшему старому. Такой подход к священным текстам, конечно, совершенно недопустим.

Что еще можно сказать? Например, молитва главопреклонения на вечерне в кочетковском переводе: «Воззри на народ Твой». На самом деле по-славянски: «на рабы Твоя». Это очень характерная замена, потому что слово «раб» вызывает как бы чувство стыда, стеснения у современного модерниста, он старается его устранить. Я не могу сказать, что это слово удалено повсюду, но в некоторых местах, так же как в том, которое я процитировал, оно заменено чем-то другим.

Когда Бог в той же молитве называется «Страшным Судиею», то слово «страшный» священник Кочетков меняет на «великий» — тоже в духе такого современного, интеллигентского гуманизма.

Далее. Лития. «Укрепи христиан православных» вместо: «возвыси рог христиан православных». Образное, художественное ветхозаветное выражение заменяется безличным словом «укрепи».

«Святых славных и победоносных мучеников» вместо «добропобедных». Слово «добропобедный» означает «побеждающий добром». Это замечательное, очень выразительное слово, которое сразу нам раскрывает смысл мученического подвига. И вот это слово заменяется другим, менее емким.

Далее. Молитва «о всякой душе христианской, скорбящей и озлобленной». Вот здесь священник Кочетков, просто по неведению, отступил от своего принципа перевода. Он решил, что слово «озлобленный» в переводе не нуждается, а на самом деле это слово как раз в славянском языке имеет другое значение, нежели в современном русском. Славянское «озлобленный» означает «терпящий зло», претерпевающий какие-то несчастья. Так что опять получилась путаница и ошибка.

«О мире и благосостоянии всего мира». Вместо «благостояния», что означает устойчивость, стабильность, — мы видим какое-то мещанское, торгашеское «благосостояние». Молитва произносится вовсе не об этом.

Далее — прошение «об исцелении болящих». Выразительное славянское «в немощех лежащих» без всяких оснований заменяется на форму: «болящих». Между прочим, тоже славянскую, но почему-то она считается более простой, чем «лежащие в немощи».

Прошение «о сохранении... от голода, истребления, землетрясения» – то, что соответствует нашему: «от глада, губительства, труса и т. д.». Слово «губительство» священник Кочетков здесь опять не понял, потому что здесь имеется в виду эпидемия.

В конце вечерни мы видим такой молитвенный призыв к Пресвятой Богородице: «Пресвятая Богородица, помогай нам!»– вместо: «Спаси нас!» Здесь опять мы видим то, что священник Георгий Кочетков или протестантствует, или хочет угодить протестантам, не допуская мысли, что Пресвятая Богородица участвует в нашем спасении.

«Слава Тебе, Христе Боже, Надежда наша, слава Тебе!» Значит, слово «упование» уже вычеркнуто из русского словаря, и мы можем забыть о том, что это слово существует.

Но вот, как это ни странно, пресвитер по кочетковскому служебнику благословляет народ таким образом: «Благословение Господне на вас, по Его благодати и человеколюбию, всегда: ныне и присно и во веки веков». Это трудно объяснить, потому что выражение «во веки веков» обычно у него заменяется более коротким: «во веки» и всячески изгоняется «присно». Но поскольку здесь есть уже слово «всегда», то нельзя два раза его употребить. По-видимому, именно этой нехваткой русских слов и объясняется, что славянское слово оставлено.

На отпусте упоминаются, как и по-церковнославянски, «Богоотцы Иоаким и Анна». В то время как в других местах перевода о.Кочеткова говорится о «родителях Богородицы Иоакиме и Анне».

Вообще говоря, в тексте много непоследовательности, концы не сходятся с концами, нет единого, последовательно проведенного принципа, и это, конечно, делает опыт перевода священника Кочеткова еще менее убедительным.

Мы рассмотрели только тексты вечерни. Объем статьи не позволяет подробно разобрать тексты утрени и Литургии в переводе о.Георгия Кочеткова, в которых содержится огромное число странных и безграмотных выражений, совершенно неприемлемых для слуха церковного человека и искажающих смысл православного Богослужения.

В заключение я хотел бы рассказать один анекдот (в старину так называли подлинные истории, которые не вошли в официальные исторические анналы). На флагманском корабле адмирала Бирюлева служил молодой иеромонах. Он был очень ревностный, с удовольствием устраивал продолжительные Богослужения и привлекал к участию в них большое число матросов. И вот, в конце концов, адмирал высказал ему свое недовольство. У матросов — своя служба, у них времени мало, а они должны, так же, как господа офицеры, много времени проводить за службой церковной. И еще готовиться к ней, разучивать песнопения... Вот, нельзя ли, батюшка, как-нибудь тут изменить, что-нибудь сократить?.. Иеромонах докладывает адмиралу, что он не изобретатель Богослужения, что он служит по служебнику. И тогда адмирал дерзновенно говорит ему: «А ну-ка дайте сюда ваш служебник! Давайте посмотрим, что тут у вас есть!» Берет карандашик и — прошелся по служебнику: «Миром Господу помолимся...» Очень хорошо, это, конечно, на месте. А что тут дальше у вас идет? «Паки и паки, паки и паки, паки и паки...» Зачем эти повторения? Давайте это выбросим!» И карандашиком вычеркивает. И так вот по всему чину прошелся и возвращает батюшке этот служебник с замечательными карандашными пометками. Иеромонах говорит: «Ваше высокопревосходительство! Я все-таки пока так служить не могу. Я поговорю со своим начальством...» И вот во время стоянки в Кронштадте батюшка едет в Петербург, идет в Святейший Синод и просится на прием к обер-прокурору Победоносцеву. А Победоносцев был человек очень православный и особенно любил Богослужение. Он хорошо принял батюшку, обещал, что все будет хорошо, и попросил у него служебник с пометками адмирала. После этого Победоносцев вызывает адмирала Бирюлева к себе. А Победоносцев в то время был человеком всесильным, чем-то вроде негласного премьер-министра, все перед ним трепетали. Бирюлева он заставил часика два подождать в приемной, потом наконец вызвал и ледяным тоном сказал ему: «Ваше высокопревосходительство! Церковь Христова знает Литургию святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого и святителя Григория Двоеслова. Литургии адмирала Бирюлева Церковь Христова не знает!»

На этом адмирал был отпущен и после этого батюшка мог уже служить беспрепятственно.

Вот и мне хотелось сказать, что Церковь Христова знает нашу традиционную Литургию и не знает литургии модернистской, где не только все переводится кое-как на современный русский язык, но и очень часто производится замена правильного на неправильное, происходит духовное искажение смысла Богослужения.

Это сознает и сам автор этого опыта: он в предисловии требует «свободы», а фактически — требует анархии. Он требует, чтобы каждая община, каждый приход «сам определял, как ему служить», ни к селу ни к городу приводя известное выражение: «в каждом монастыре свой устав». Действительно, в каждом монастыре свой устав, но устав Богослужения положен для всех, это – образец, которому все должны посильно следовать. А что касается Таинств, что касается Божественной Литургии, то здесь следование Уставу, следование книгам, которые издаются по благословению Священноначалия — совершенно необходимо.

 
 
ПОСЛЕСЛОВИЕ СОСТАВИТЕЛЕЙ

В статье протоиерея Валентина Асмуса рассмотрена лишь часть переводов о. Кочеткова – перевод текстов вечерни. Впрочем, и уже проведенного анализа достаточно, чтобы не ожидать ничего хорошего от остальных «переводческих упражнений» о. Кочеткова. Строго говоря, это не только не «русифицированный текст», но даже и не перевод. Скорее, это уже попытка составления нового богослужебного последования – о. Кочетков не только безграмотно пересказывает богослужебные тексты, но и выбрасывает из них не понравившиеся ему части (например, тропарь 3-го часа и соответствующие слова Псалмопевца в последовании Литургии). Право на революцию в богослужении о. Кочетков усваивает себе, основываясь (об этом заявляется в предисловии к книге) на принципе «местной соборности», принципе, неведомом Церкви, но милом сердцу о. Кочеткова. Принцип этот, если «русифицировать» его по методу самого о. Георгия, формулируется просто: «моему ндраву не препятствуй!». Церковь же – богословские и богослужебные комиссии, священноначалие, Соборы, наконец, весь церковный народ, – должна лишь подтверждать своим «аксиос» выходки реформаторов, – заявляет в предисловии к книге «переводов» о. Кочетков. Таков итог «богословия» ректора псевдофиларетовской ВПШ (Свято-Филаретовской назвать ее язык не поворачивается, зная отношение святителя Филарета (Дроздова) к невежественным нововведениям и нововводителям).

Ожидая будущего Поместного Собора, остается надеяться, что «долгосмотрение» сквозь пальцы на отнюдь не невинные игры неообновленцев наконец сменится ревностью об ограждении Церкви от покушающихся ее разрушить.




 
 


АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

22.10.2020
Протоиерей Димитрий Смирнов (†21.10.2020)

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова.
Протоиерей Димитрий Смирнов о деятельности священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова

21.10.2020
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

18.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению».
Извержение из сана свящ. Феодора Людоговского

11.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

В Церкви активизировался вирус обновленчества

7.10.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества.
Послесловие к письму в редакцию «Благодатного Огня» прихожанки храма в г. Балашихе

4.10.2020
Патриарх Кирилл в декабре 2019 года запустил в Русскую Церковь губительный вирус обновленчества и богослужебного реформаторства.
Письмо в редакцию сайта «Благодатный Огонь»

15.10.2020
Александр Камчатнов

Горé имеим сердца, или Еще раз к вопросу о языке богослужения

20.09.2020
Николай Каверин

О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?

29.09.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

1.10.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

13.09.2020
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

17.09.2020
Священник Александр Шумский †16.09.2020

Светлой памяти священника Александра Шумского.
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

9.09.2020
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

30.08.2020
Николай Каверин

Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?

26.08.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

4.09.2020
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

7.09.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви

21.08.2020
Иеромонах Роман (Матюшин)

Не соблазняйте малых сих

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

2.09.2020
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

5.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

9.06.2020
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

27.09.2020
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

22.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

18.02.2020
Роман Носиков

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова (†21.10.2020).
Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Изменение церковнославянского богослужения — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

21.07.2020
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

Редакция сайта «Благодатный Огонь»
16.02.2017

Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

18.04.2020
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

23.07.2020
Священник Валерий Духанин

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

29.06.2020
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

 

НОВОСТИ

22.10.2020
Нынешние церковные проповедники едва ли смогут сравняться с покойным о. Димитрием

19.10.2020
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)

18.10.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

14.10.2020
В Псковской епархии возрождается единоверческий приход и богослужения древнерусским чином

09.10.2020
Масоны Испании заявили, что папа римский поддерживает их принципы

08.10.2020
Митрополит Тихон (Шевкунов): Мне выпало счастье общаться с Путиным

02.10.2020
Оздоровление Сретенской духовной семинарии: Патриарх Кирилл назначил проректоров и секретаря Ученого совета

29.09.2020
Служба внешней разведки РФ узнала о подготовке в Белоруссии «резонансной провокации» с целью столкнуть православных и католиков

19.09.2020
Прощание с отцом Александром Шумским

17.09.2020
Погиб священник Александр Шумский

12.09.2020
Донбасс за нами! — сильная песня прекрасных дончанок взрывает Сеть

10.09.2020
Суд Екатеринбургской епархии отлучил схимонаха Сергия Романова от Церкви

08.09.2020
Диакон Владимир Василик о творчестве протоиерея Александра Меня в связи с 30-летней годовщиной со дня его убийства

24.08.2020
Святейший Патриарх Кирилл в ответ на многократные обращения мирян поручил проанализировать богословские изыскания священника Георгия Кочеткова

22.08.2020
О последних событиях в церковно-политической жизни Белоруссии

20.08.2020
Священнослужитель Белорусской Православной Церкви: Константинопольский патриарх готовит в Белоруссии церковный раскол

18.08.2020
Заявление Медиагруппы «Патриот» в связи с событиями в Белоруссии

15.08.2020
О последних событиях в Белоруссии:
Белоруссия-2020 — репетиция перед Россией-2024.
Белорусские ксёндзы поддерживают протестующих, пытаются дискредитировать итоги президентских выборов и обеляют провокаторов

13.08.2020
Религиоведы отнесли учение бывшего схиигумена Сергия Романова к генотеизму

12.08.2020
Письмо белорусским «русофобам в рясах»

12.08.2020
К 20-летию гибели подводной лодки «Курск»

07.08.2020
Еще один «внеконфессиональный богослов» уволен из Московской Духовной академии

27.07.2020
Снятие карантинных ограничений: протоиерей Владимир Чувикин восстановлен в должности настоятеля Николо-Перервинского монастыря

17.07.2020
Светские власти не вправе были ограничивать посещение храмов в период пандемии, считают в Совете по правам человека

09.07.2020
Церковный публицист Владимир Семенко об изверженном из сана Сергии (Романове)

25.06.2020
Александр Щипков о русификации церковнославянского языка: «Язык богослужения не имеет никакого отношения к миссионерской работе»

16.06.2020
– Что за вой опять на болотах, Бэрримор?
– Это либеральные бесы атаковали Главный Храм Вооруженных сил России, сэр.

11.06.2020
Первый канал в клочья порвал российских либералов юбилейным показом культового фильма «Брат-2»

08.06.2020
Господин Президент, услышьте людей! Вы как православный человек понимаете, что имя на номер Господь не велел менять. Мы не цифры!

05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

09.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»

26.01.2020
Внезапная кончина протоиерея Всеволода Чаплина

19.01.2020
Об использовании нецерковнославянского языка за богослужением

14.01.2020
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

09.01.2020
ИТОГИ 2019 ГОДА
Московский Патриархат между Третьим Римом и «церковью РФ»

28.12.2019
Митрополит Иларион (Алфеев) прокомментировал слова Патриарха Кирилла о допустимости частичного использования русского языка за богослужением и предупредил о риске раскола при переходе Церкви на современный язык

20.12.2019
К 140-летию со дня рождения И.В. Сталина.
Сталин и Третий Рим

18.12.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

16.12.2019
В Москве прошла презентация трехтомника протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и ...»

12.12.2019
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

07.11.2019
Вышел в свет трёхтомник протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии