Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    ЮMoney (Яндекс-Деньги):
    410012614780266

Священник Владимир ВИГИЛЯНСКИЙ
«Изнаночный мир» российской прессы


Есть анекдот про двух приятелей, встретившихся случайно на вокзале. Один спрашивает: «Куда едешь? В Жмеринку?» А сам думает: «Если он едет в Жмеринку, то наверняка скажет, что — в Одессу, и наоборот». Другой думает: «Если я его обману и скажу, что еду в Одессу, он сразу поймет, что я еду в Жмеринку, поэтому скажу правду, чтобы он не догадался об истине».

В этом анекдоте заложен ключ к пониманию действия некоторых коммуникативных принципов современной прессы. Система кодов, шифров и в то же время расшифровки изначально, чаще всего подсознательно, подразумевается журналистом. Особенно четко это можно было видеть во времена господства коммунистической идеологии. В годы «оттепели», к примеру, в либеральном «Новом мире» борьба против идеологического диктата велась исключительно цитатами из Ленина, обосновавшего и утвердившего этот идеологический диктат. А публицист, увлеченный идеями мыслителя, запрещенного советской цензурой, информировал читателя о крамольных идеях разгромными статьями об этом мыслителе, снабженными цитатами из него. Старшее поколение помнит этот удивительный период, когда Эзопов язык был самым ценным художественным приемом в публицистике, когда «изнаночный», «подпольный» мир был естественной средой обитания для тех, кто не чувствовал себя уютно при коммунистическом режиме.

Казалось бы «гласность» и «свобода слова» должны были изменить ситуацию. Действительно, ныне те приемы демократической журналистики, которые были так милы либерально настроенной интеллигенции, кажутся в лучшем случае наивными и смешными. Однако нельзя думать, что система «кодирование — декодирование» каким-то образом улетучилась, нет — она изменилась, усложнилась, приспособилась к нынешним условиям, заменила одни «идеологемы» и «мифологемы» на другие, один «цензурный комитет» на другой. «Подполье» вылезло наружу и стало наводить порядок в России по своим законам. «Изнаночный» мир возомнил себя «лицом», «личиной» и, подобно герою рассказанного анекдота, иногда даже говорит правду, скрывая при этом Истину.

Либеральное обезбоженное сознание с его главным декларируемым принципом относительности Истины, понимая этот принцип относительности как синоним свободы, дает «изнаночному» миру не только полное равноправие, но и постепенно подчиняется его законам, судит обо всем с его колокольни, затем становится его преданнейшим слугой, а в конце концов — рабом. В этой ситуации христианское, церковное сознание с его главным принципом абсолютности Истины является существенной помехой господству «изнаночного» мира.

Неудивительно, что пресса, выражающая в основном интересы и принципы либерального сознания и находящаяся в зависимости в той или иной степени от «изнаночного» мира, ведет иногда настоящую войну с Православной Церковью, причем в некоторых случаях устами либерально настроенных церковных прихожан и даже представителей духовенства.

Посудите сами, вот что пишет на страницах парижского еженедельника «Русская мысль» (1996. № 4144) клирик Московской Патриархии священник Георгий Чистяков: «Когда мы заявляем, что православие — это единственно верный святоотеческому преданию и единственно правильный способ веры, мы оказываемся узниками, увы, не святых отцов, а Суслова, Жданова, Андропова и прочих партийных идеологов, тех, кто насаждал марксизм, настаивая на том, что это единственно правильное и единственно научное мировоззрение. Монополия на истину вообще крайне опасна... Я уже не говорю о том, что она истину просто и сразу убивает, ибо истина может быть только свободна».

Здесь все примечательно: и то, что автор смело ставит в один ряд идеологических систем и Православие, и марксизм, уподобляя себя атеистически настроенным публицистам, для которых христианство — это всего лишь одна из партий; и то, что автор подразумевает множественность интерпретаций Истины. В то время как для православного человека ортодоксия — это действительно «единственно верное» и «единственно правильное» прославление Бога в рамках догматов и установлений Церкви, выработанных и утвержденных на Вселенских Соборах, критерием которых служат Священное Писание и Священное Предание. В отличие, скажем, от гетеродоксии, то есть — разномыслия еретиков, не признающих ни Священного Предания, ни тем более Вселенских Соборов.

Как-то неловко напоминать иерею, что для христианского сознания истин много быть не может, она одна, и в Евангелии это понятие употребляется сотни раз, но всегда в единственном числе. Например, про Себя Иисус Христос говорит, утверждая исключительную «монополию на истину»: «Аз есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Или вот, что отвечает Иисус Пилату: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин. 18, 37). Или вот что сказал Иисус к уверовавшим в Него иудеям: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики. И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 31–32). Или про Церковь апостол Павел говорит, что она есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3,15).

Следуя логике священника Георгия Чистякова, все эти высказывания давно уже «просто и сразу» убили бы истину, поскольку не дают возможности втиснуть в эти узкие врата понимания свободы многие милые его сердцу учения, в том числе и о безграничности Православия.

Статья, из которой я привел цитату о равенстве ждановско-сусловских методов насаждения марксистской идеологии и исповедания православной веры, написана о другом — по поводу тех, кто считает экуменизм «ересью ХХ века». Многие размышления автора — о нетерпимости, о поиске врагов, о язычестве под маской Православия и другие — иногда точны, правильны, бесспорны. Но — удивительное дело — проповедуя безграничную широту, открытость, терпимость в отношении других вероисповеданий и учений, автор напрочь теряет всякую меру терпения, когда речь заходит о тех, с кем он не согласен, и особенно о людях, действительно отстаивающих Истину — то есть о православных. Сюда в ход идет все — и подтасовки, и демагогия, и брань, и сомнительные аналогии. Приведенная цитата — тому доказательство.

Те, кто не принимает экуменизм, сравниваются здесь с узколобыми коммунистами и просто глупыми и злыми людьми. Статья так и называется: «Откуда эта злоба?» Пытаясь ответить на этот вопрос, автор неожиданно (для своего духовного звания) заявляет: «Думается, что беда заключается в том, что издавна на Руси религиозность выражалась прежде всего в диком страхе перед нечистой силой и в стремлении как-то защитить себя от нее... В целом религия воспринимается как борьба со Злом, но совсем не как движение к Добру... Это — только постоянное противостояние диаволу, но совсем не встреча с Богом... Верить в нечистую силу люди, во всяком случае образованные, мало-помалу перестают, но ориентированность на поиски врага в человеческом сознании остается. Только образ его становится секулярным: теперь это уже не сатана и не нечистая сила, а живые люди, так называемые "враги внутренние, жиды и скубенты", с которыми боролся "Союз русского народа" и другие подобные ему организации».

Не могу отделаться от мысли, что где-то уже читал подобное: то ли у Емельяна Ярославского, известного «воинствующего безбожника», то ли в какой-то атеистической брошюрке периода хрущевских гонений на Церковь. Именно такой логикой руководствовались эти авторы: раз верит в дьявола, значит — черносотенец.

Эти новаторские рассуждения о.Георгия о зле (это слово, кстати, он пишет с большой буквы, в отличие, скажем, от Православия или Истины), нечистой силе, сатане, диаволе как рудиментах бескультурья, как пережитках исчезающих, вследствие развития образования, верований, бесполезно как комментировать и опровергать, так и сетовать на то, что автор игнорирует и само Священное Писание, и Священное Предание. Бесполезно — не потому, что автор не способен выслушать чужое мнение, а потому, что все эти «материи» слишком уж коробят слух обезбоженного либерального сознания, на которого и рассчитаны все эти писания.

«Изнаночный» мир не желает ничего слушать о диаволе, поскольку этот разговор неизбежно приводит к рассуждениям о грехе, а размышление о грехе неизбежно ведет к мыслям о покаянии, а говоря о покаянии, придется думать о спасении. А с такими мыслями жить неуютно, некомфортно. Представители этого мира не нуждаются в Господе как Спасителе: для них не существует ни дьявола, ни греха, а идея спасения упраздняется вообще. Он, этот мир, видит себя только в атмосфере «прекрасного», где властвует «доброта», «интеллигентность» и «свобода совести», где истина относительна, где все учения и религии друг друга уважают (кроме тех, конечно, кто их не уважает), где все друг друга любят (кроме тех, разумеется, кто их не любит).

А что касается экуменизма — что это такое, что он проповедует, каковы его истоки и к чему он может привести,– автор так и не говорит ни слова. Но подразумевается что-то очень хорошее, поскольку враги его уж совсем плохие люди — антисемиты, шовинисты, коммунисты...

В другой статье этого же номера «Русской мысли» под названием «Церковь и национализм» ее автор, Валентин Никитин, походя замечает: «Сегодня наш национализм, апеллирующий к РПЦ, проявляется, прежде всего, в этнокультурном изоляционализме, антисемитизме и антиэкуменизме». Опять говорится о каких-то врагах, а о самом экуменизме — ничегошеньки.

Но вот мне попадается одно издание, на обложке которого написано: «Религиозно-общественный экуменический журнал». Имя ему — «Логос», выпускается он брюссельским католическим издательством «Жизнь с Богом» уже двадцать пять лет. В редакционном предисловии к юбилейному его 50-му номеру (1995 г.) отмечается, что «Логос» стал «первым экуменическим журналом на русском языке, ставящим своей целью положить начало диалогу между христианами Востока и Запада» (С. 5). На обложке этого юбилейного выпуска так и обозначено: «Диалог Восток–Запад».

В упомянутом предисловии рассказывается, с какой самоотверженной решимостью сотни верующих, живущих на Западе, провозили свежие номера этого журнала в СССР: «Это был риск. Пограничники, таможенники, сотрудники КГБ — все были на страже» (С. 6). Наконец, наступили времена, когда журнал решил обратиться к «новому» читателю, живущему уже в «свободном обществе». Ранее, как утверждают авторы предисловия, экуменический диалог «дал сравнительно незначительные практические результаты, охватывая только богословов, иерархов и представителей Церквей, но совсем не касаясь простых христиан. «В первую очередь, — продолжают они, — это относится к тем верующим Русской Православной Церкви, которые в настоящий момент воспринимают экуменизм как нечто опасное, вредное, а потому нежелательное» (С. 6).

Как можно догадаться — главной задачей этого юбилейного выпуска ставится развенчание такого, по их мысли, предвзятого представления об экуменизме.

Действительно, в понятие «экуменизм» разные люди вкладывают совершенно различные, иногда — противоположные смыслы. Одни воспринимают его как синоним церковной дипломатии, другие используют его как способ разрушения церковных конфессиональных границ, третьи видят в нем инструмент миссионерской деятельности, четвертые называют себя экуменистами только для того, чтобы иметь возможность заграничных поездок, пятые, например, авторы современного вполне «светского» словаря «Христианство» видят в экуменическом движении «отражение кризиса отдельных христианских объединений и направлений» (М. Республика. 1994. С. 538).

Итак, какой же нам, российским читателям, предлагается экуменизм? Что вкладывают в это понятие члены редколлегии из Мюнхена? И, наконец, чем они руководствовались в выборе тем и авторов?

Как бы предваряя ответы на все эти вопросы, авторы предисловия пишут: «Несмотря на свободу политической и религиозной жизни в нынешней России и других странах СНГ, здесь так и не сложились условия для организованной демократической христианской общественности, имеющей свой голос и моральное суждение по всему спектру общественной и политической жизни. По-прежнему от имени верующих говорят иерархи Церквей и руководители религиозных объединений; они же решают, какую общественную и политическую позицию должны занять их пасомые» (С. 7).

В конце предисловия редколлегия обращается к читателю: «От вашего заинтересованного участия зависит, сможет ли состояться обмен мнениями между христианами Востока и Запада, принесет ли он практические результаты, приблизит ли нас к желаемому единству» (С. 8).

Структура этого весьма объемного выпуска такова: из двадцати материалов четыре принадлежат католикам, три — греко-католикам (униатам), два — протестантам, четыре — православным, остальные — светским российским историкам, социологам, религиоведам.

Итак, о каком единстве идет речь?

О понимании главных принципов «желаемого единства» и его «практических результатов» заявлено чуть ли не в первой статье католического автора: «По-прежнему остается в силе учение Первого Ватиканского Собора о том, что именно Папа в силу своей харизмы, как преемник Святого Петра и пастырь Вселенской Церкви обладает полной, верховной и универсальной властью над всеми Церквами и может свободно осуществлять ее в любое время» (С. 20). Поэтому какие-либо призывы к объединению, звучащие в этой и других статьях, до тех пор, пока не будет отменено это учение, повисают в воздухе, а разговоры о «полном равноправии», «единстве во Христе», «общности», «согласии», «равенстве», «солидарности» и «кафоличности» в этом контексте воспринимаются, в лучшем случае, в качестве тактики усыпления бдительности. Так или иначе, этот своеобразный «диалог» с первых же страниц журнала становится если не похожим на разговор приятелей из вышеприведенного анекдота, то по крайней мере на уравнение со многими неизвестными.

Впрочем, прочитав номер до конца, ничего «неизвестного» не находим. Выясняется, что западные друзья решили раскрыть глаза российскому читателю на Русскую Православную Церковь.

Вот что пишут сами католики: «Параноидальная реакция официального православия... объяснима... внутренним бессилием самого православия, оказавшегося неспособным...» (С. 44); «Отталкивает сильный авторитаризм многих пастырей (РПЦ.— о.В.В.) и сектантский душок их общин... Сильные подозрения в некомпетентности вызывает семинарская и академическая подготовка духовенства...» (С. 122); «Культурный кризис русского православия... заставляет задуматься об актуальности христианской схизмы» (С. 127);«Резкие диссонансы русской церковной жизни наводят на мысль о заболевании отечественного христианства... Необходимо подыскать новые мехи для того поколения, которое приходит сейчас в Церковь. В их числе может быть и русское католичество» (С. 129–130); «Мы должны принимать всех, какие они есть (имеются в виду российские граждане, приходящие в католические храмы. — о. В.В.). Даже если нам пришлось бы опуститься на их уровень» (С. 139).

Протестантский автор попал в сборник только потому, что написал историческое исследование об антисемитизме в Русской Церкви. В конце статьи он угрожает: «Еще предстоит провести детальное исследование роли Церкви, и в первую очередь ее иерархов, в распространении антисемитских идей в России...» (С. 264).

Представители «светских наук» в своих рассуждениях о РПЦ переходят всякие границы приличия и начинают оскорблять православное духовенство уже поименно. Досталось здесь и дьякону Андрею Кураеву, и сельскому батюшке Алексию Остаеву (С. 255), и священнику Артемию Владимирову (С. 107), и архиепископу Алексию (Кутепову) (С. 220), и покойному митрополиту Иоанну (С. 254). Один из обсуждаемых на страницах «Логоса» православных пастырей даже не был автором статьи удостоен священнического сана: о нем пишется как о мирском человеке (С. 107).

Один из представителей этой славной когорты «ученых» посвятил свое исследование «реваншистским» настроениям РПЦ. Озабоченность Московской Патриархии по поводу засилья сект он называет «невротическими и агрессивными попытками» и уличает Патриархию в нарушении законодательства «о запрете разжигания межрелигиозной ненависти» (С. 107). Того же самого автора беспокоит, что православные прихожане считают своим «главнейшим духовным и моральным долгом» поддерживать интересы Церкви. «Подобная позиция оказывает на сознание верующего гораздо более разрушительное воздействие, чем это может показаться на первый взгляд, и чем думают многие наши "ортодоксы"; причем разрушительное в самой сердцевине веры» (С. 108).

И, наконец, заканчивает свое экспертное исследование эффектным призывом: «Эксцентрическое высказывание Жака Маритэна: "Американская цивилизация есть фокус, к которому направлены все действительно прогрессивные силы истории после того упадка, который пришел на смену Средним векам", отражает важную духовную реальность, которую нам, русским православным, еще только предстоит в полной мере осознать» (С. 110).

Тот же автор, но уже в другой статье, сравнивает Католичество и Православие в вопросе таинства исповеди и приходит к выводу, что в католическом храме прихожане доверяют священнику свои «серьезные» грехи, тогда как в православном — конечно же, нет. Автор пытается убедить своего нецерковного читателя (церковный — тут же недоуменно пожал бы плечами), что он якобы расспрашивал об этом русских православных священников. «Ни одному из них ни разу никто не исповедовался в серьезных преступлениях... Почему так? — спрашивает автор своих собеседников. — Обычно объясняли идущей от Петра I традицией разглашения тайны исповеди. Может быть, они и правы. Но в душу закрадываются подозрения: не глубже ли причины?» (С. 60).

Другой автор из «ученых» рассматривает «специфические особенности православной идеологии»: «Одна из таких особенностей — это глубокое неуважение к человеку, человеческой личности» (С. 116). Или еще: «Не только в прошлом, но и сейчас можно услышать проповедь какого-нибудь вполне официального священника о том, что невежество и дикость — это благо для истинного христианина» (С. 117). Или: «До сих пор в РПЦ находится немало «ортодоксов», отвергающих культуру и науку как что-то бесовское» (С. 118)... Подобное можно цитировать до бесконечности.

Но особенно разгулялись на страницах экуменического журнала «православные», как их называют в предисловии, авторы. Один из них — З. Крахмальникова — пишет, что Московская Патриархия помогает становлению в России нацизма, «не отдавая себе отчета в том, что, благословляя "православных нацистов", они вдохновляют их на создание в России фашизма гитлеровского толка» (С. 86).

Другой автор — Я. Кротов — с высочайшим снобизмом и осознанием интеллектуального превосходства упрекает своих оппонентов-монархистов, в основном из духовного сословия, в «элементарном невежестве», в том, что они разучились «оперировать абстрактными понятиями», в «неспособности выстроить цепь рассуждения логически» и, наконец, в «бездумности» (С. 255–256).

Третьего автора — старосту московского храма святых Космы и Дамиана Т. С. Птушкину — спрашивает интервьюер о том, «какая вера истинна». Староста православного храма свой символ веры формулирует так: «Трудный вопрос. Но один критерий, несомненно, существует: доброта, терпимость, отсутствие какого-либо фанатизма» (С. 236). Интересно, что ни этих слов, ни этих критериев она не найдет в главной книге для православного человека — Евангелии. Поэтому не удивительно, что в своем выступлении Т. Птушкина сетует на то, что РПЦ живет по-прежнему «в темноте и дикости». «Причем эта темнота и обскурантизм клириков совсем не случайны, малограмотность испокон веков на Руси культивировалась... Да плюс еще главная идея средневекового христианства, с успехом бытующая до сих пор, — о беспросветной греховности и никчемности этого мира... Ходят за оградой мрачные люди в черном, с длинными бородами, а до мира и дела нет — разве что в связи с поступающими оттуда финансовыми средствами» (С. 228–229). В отличие от этих православных монстров, Т. Птушкина видит в приезжающих в их храм молодых католических монахах, «имеющих по два-три высших образования, говорящих на пяти языках, с книгами, с компьютерами», «умных, жизнерадостных, доброжелательных» людей. «В их лице христианство уже не кажется таким постным и беспросветно-мрачным, к которому мы все привыкли» (С. 229)...

На наш взгляд, цитат уже вполне достаточно. Честно говоря, куда направляет свои стопы экуменический журнал «Логос»— в Жмеринку или Одессу,— гадать не хочется, это становится вообще не интересно. Очень быстро и слишком ясно понимаешь, о каком единстве ведется здесь речь, какой диалог подразумевается и какую цель преследует такой экуменизм, для которого слова «ортодокс», «ортодоксальность», «ортодоксальный» — худшие из худших ругательств.

«Изнаночный» мир прессы диктует свои законы: когда он говорит о диалоге, речь идет о монологе; когда провозглашается единство, надо понимать это как «единственность» или как унию; когда он бичует гонителей, имеются в виду гонимые; когда пишет о кризисе, значит подразумевает возрождение; рассуждениями о либерализме он прикрывает самый жесткий диктат, связывающий руки чужому мнению; когда он призывает к свободе, значит замысливает разгул анархии и вседозволенности; когда упрекает в «религиозной нетерпимости», значит за этим последует его озлобленный окрик, клевета и улюлюканье...

 


 


АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

15.01.2021
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

14.01.2021
Андрей Кураев: «православный хам» или хамоватый еретик?

12.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию событий 13 января 1991 года в Вильнюсе.
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование»

1.12.2020
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

4.01.2021
После призыва Патриарха Кирилла к москвичам не пренебрегать богослужениями глава ОВЦС МП попросил верующих не ходить в храмы на Рождество.
Кого же слушаться бедным российским христианам?

24.12.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

28.12.2020
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

2.01.2021
Михаил Тюренков

«Кураев – на выход!»
Скандального протодиакона приговорили к лишению сана. На очереди анафема?

22.12.2020
Владислав Артемов

Безумие Православия

29.12.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

15.12.2020
Протоиерей Андрей Ромашко

Когда очень хочется раскола.
О Соборе православных мирян (31.10.2020 г., Москва)

20.12.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о богословствующем диаконе Андрее Кураеве

18.12.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

10.11.2020
Протоиерей Алексий Касатиков

Царский путь в ситуации с COVID-19: как пройти между малодушным страхом и слабоумной отвагой

26.11.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

8.12.2020
Пантелеимон Филиппович

Церковный либерализм: взгляд из Белой Руси

12.12.2020
Алексей Горожанин

Посещал ли апостол Андрей Первозванный Русскую землю?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

31.12.2020
Протоиерей Александр Шаргунов

К 80-летию протоиерея Александра Шаргунова.
«Красота греха» и современная культура

10.12.2020
Павел Панов

Еще раз о соблазне западной культурой

6.12.2020
К 55-летию «снятия анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

29.11.2020
Протоиерей Сергий Правдолюбов

Воспоминания о работе комиссии по богословским воззрениям свящ. Георгия Кочеткова в 2000 году

15.05.2018
О ситуации в Сербской Православной Церкви

19.11.2020
Тимур Давлетшин

Кочетковщина и власовщина

8.11.2020
Михаил Тюренков

Избавится ли Русская Церковь от секты кочетковцев?

24.11.2020
Священник Георгий Селин

Царство антихриста внутрь вас есть

17.11.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

13.11.2020
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

2.11.2020
Протопресвитер Владимир Диваков

Битва за Сретенский. Москва за нами

15.11.2020
Андрей Рогозянский

Почему лекции С.Чапнина в МДА – это нонсенс

28.10.2020
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

1.11.2020
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

5.11.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

25.10.2020
Роман Носиков

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова (†21.10.2020).
Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

4.10.2020
Патриарх Кирилл в декабре 2019 года запустил в Русскую Церковь губительный вирус обновленчества и богослужебного реформаторства.
Письмо в редакцию сайта «Благодатный Огонь»

21.10.2020
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

22.10.2020
Протоиерей Димитрий Смирнов (†21.10.2020)

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова.
Протоиерей Димитрий Смирнов о деятельности священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова

7.10.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества.
Послесловие к письму в редакцию «Благодатного Огня» прихожанки храма в г. Балашихе

11.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

В Церкви активизировался вирус обновленчества

15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

20.09.2020
Николай Каверин

О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?

29.09.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

13.09.2020
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

1.10.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

17.09.2020
Священник Александр Шумский †16.09.2020

Светлой памяти священника Александра Шумского.
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

9.09.2020
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

18.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению».
Извержение из сана свящ. Феодора Людоговского

30.08.2020
Николай Каверин

Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?

26.08.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

15.10.2020
Александр Камчатнов

Горé имеим сердца, или Еще раз к вопросу о языке богослужения

4.09.2020
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

7.09.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви

21.08.2020
Иеромонах Роман (Матюшин)

Не соблазняйте малых сих

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

2.09.2020
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

5.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

30.10.2020
Почему не были реализованы планы по ядерной бомбардировке СССР

20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

9.06.2020
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

27.09.2020
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Изменение церковнославянского богослужения — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

21.07.2020
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

Редакция сайта «Благодатный Огонь»
16.02.2017

Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

30.10.2020
Как 8 октября 1950 года США бомбили СССР

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

 

НОВОСТИ

11.01.2021
В ближайшие дни сайт «Благодатный Огонь» познакомит читателей с мнением некоторых священнослужителей о богословском содержании работ А.В. Кураева

08.01.2021
Решение Епархиального суда г. Москвы по делу № 50-54-2020 (о признании протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана)

05.01.2021
В Рождество в Храм нельзя?!
Доктор Мясников осудил фатальный запрет для верующих пожилых людей посещать храмы

02.01.2021
Митрополит Запорожский Лука о снятии сана с Андрея Кураева

29.12.2020
Решением епархиального суда г. Москвы протодиакон Андрей Кураев признан подлежащим извержению из сана

24.12.2020
Рецидив неообновленчества: Патриарх Кирилл снова выступил за частичное использование русского языка в богослужении

17.12.2020
Протодиакон Андрей Кураев неожиданно заголосил о каноничности, хотя ранее говорил, что «каноны надо забыть и положить на полку»

06.12.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

27.11.2020
Рукопожатцы в масках «христиан»: новое открытое письмо российской либерды

24.11.2020
Священник Георгий Максимов про революционное «собрание православных мирян» от 31 октября

18.11.2020
Миссионерский декаданс: в одном из храмов Татарстанской митрополии священник совершает молебен в спортивном костюме (ВИДЕО)

15.11.2020
Собрание православных мирян как гниение

09.11.2020
Авторская программа Александра Щипкова «Агитаторы»: о священнике Георгии Кочеткове, либерал-православии и ревнителях не по разуму

08.11.2020
Православные миряне как орудие церковной революции и обновленчества справа

04.11.2020
Объявит ли Россия выборы в США 2020 нелегитимными?
Вся правда об американских выборах от Маргариты Симоньян

30.10.2020
Православные ковид-диссиденты активизировались…

27.10.2020
Обращение диакона Ильи Маслова в Церковный суд Московской областной епархии

24.10.2020
Эпоха протоиерея Димитрия Смирнова

22.10.2020
Нынешние церковные проповедники едва ли смогут сравняться с покойным о. Димитрием

19.10.2020
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)

14.10.2020
В Псковской епархии возрождается единоверческий приход и богослужения древнерусским чином

09.10.2020
Масоны Испании заявили, что папа римский поддерживает их принципы

08.10.2020
Митрополит Тихон (Шевкунов): Мне выпало счастье общаться с Путиным

02.10.2020
Оздоровление Сретенской духовной семинарии: Патриарх Кирилл назначил проректоров и секретаря Ученого совета

29.09.2020
Служба внешней разведки РФ узнала о подготовке в Белоруссии «резонансной провокации» с целью столкнуть православных и католиков

19.09.2020
Прощание с отцом Александром Шумским

17.09.2020
Погиб священник Александр Шумский

12.09.2020
Донбасс за нами! — сильная песня прекрасных дончанок взрывает Сеть

10.09.2020
Суд Екатеринбургской епархии отлучил схимонаха Сергия Романова от Церкви

08.09.2020
Диакон Владимир Василик о творчестве протоиерея Александра Меня в связи с 30-летней годовщиной со дня его убийства

24.08.2020
Святейший Патриарх Кирилл в ответ на многократные обращения мирян поручил проанализировать богословские изыскания священника Георгия Кочеткова

22.08.2020
О последних событиях в церковно-политической жизни Белоруссии

20.08.2020
Священнослужитель Белорусской Православной Церкви: Константинопольский патриарх готовит в Белоруссии церковный раскол

18.08.2020
Заявление Медиагруппы «Патриот» в связи с событиями в Белоруссии

15.08.2020
О последних событиях в Белоруссии:
Белоруссия-2020 — репетиция перед Россией-2024.
Белорусские ксёндзы поддерживают протестующих, пытаются дискредитировать итоги президентских выборов и обеляют провокаторов

13.08.2020
Религиоведы отнесли учение бывшего схиигумена Сергия Романова к генотеизму

12.08.2020
Письмо белорусским «русофобам в рясах»

12.08.2020
К 20-летию гибели подводной лодки «Курск»

07.08.2020
Еще один «внеконфессиональный богослов» уволен из Московской Духовной академии

27.07.2020
Снятие карантинных ограничений: протоиерей Владимир Чувикин восстановлен в должности настоятеля Николо-Перервинского монастыря

17.07.2020
Светские власти не вправе были ограничивать посещение храмов в период пандемии, считают в Совете по правам человека

09.07.2020
Церковный публицист Владимир Семенко об изверженном из сана Сергии (Романове)

25.06.2020
Александр Щипков о русификации церковнославянского языка: «Язык богослужения не имеет никакого отношения к миссионерской работе»

16.06.2020
– Что за вой опять на болотах, Бэрримор?
– Это либеральные бесы атаковали Главный Храм Вооруженных сил России, сэр.

11.06.2020
Первый канал в клочья порвал российских либералов юбилейным показом культового фильма «Брат-2»

08.06.2020
Господин Президент, услышьте людей! Вы как православный человек понимаете, что имя на номер Господь не велел менять. Мы не цифры!

05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

09.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»