Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Протоиерей Валентин АСМУС
Нет истины, где нет любви


Когда несколько лет назад римский папа Иоанн Павел II запретил известному теологу Гансу Кюнгу преподавать на католическом богословском факультете, возник шумный скандал. Многие обвиняли папу в возрождении средневековой инквизиции. Как водится в таких случаях, больше всего негодовали те, кто стоит дальше всего от церковной жизни и от церковных интересов. Но действия папы были на самом деле всего лишь необходимой самообороной: он хотел защитить свою церковь от неправомыслия, от ереси. Ересь – это не ругательное слово, а термин, имеющий точное значение и не изобретенный в средние века, а взятый из Священного Писания. «Еретика после первого и второго вразумления отвращайся», – читаем мы в Послании к Титу. Действительно, Церковь есть общество верующих, общество, объединенное общею верою, и посему она и может и должна ограждать себя от тех, кто эту веру не разделяет, особенно если эти еретики – мы договорились спокойно воспринимать это слово – выступают в роли церковных проповедников и учителей.

В последнее время предметом громкого скандала стала проповедь и деятельность священников Александра Борисова и Георгия Кочеткова. Их имена чаще всего склоняются в одних и тех же падежах. Я с этим не согласен, потому что здесь мы имеем дело с двумя разными явлениями. Отец Александр Борисов заявил о себе в 1994 году книгой «Побелевшие нивы». Одна из главных особенностей книги – настойчивый призыв всех христианских вероисповеданий к сближению. Автор полностью принимает протестантскую «теорию ветвей», согласно которой ни в одном из этих вероисповеданий нет полноты истины, и лишь всеобщее объединение даст возможность склеить осколки истины, хранимой в каждом из них, в единое целое. Описывая смысл вероисповедных различий, отец Александр Борисов сводит разницу между Православием и католичеством к совершенно несущественным особенностям обряда и церковного искусства. Протестанты же, по его определению, «полностью принимают лишь христианские ценности первых трех веков истории Церкви – Священное Писание в полном его объеме, не заменяя его богословием последующих столетий». Здесь отец Александр явно становится на протестантскую позицию. И православные, и католики убеждены в том, что учение их Церкви тождественно учению Церкви трех первых веков, что святые Игнатий Богоносец, Киприан Карфагенский и Ириней Лионский – отцы апостольской Церкви, а не отцы протестантизма. А самое главное, ни православный, ни католик не отдадут Библию в ведение протестантизма, видя в ней обоснование своего учения. Но отец Александр Борисов принимает не только некоторые притязания протестантизма на преимущество, он принимает также некоторые характерные положения протестантской доктрины. Так, почитание Богоматери и святых он высокомерно третирует как духовный инфантилизм. Цитирую: «Не будет большой натяжкой усмотреть параллель между инфантилизмом детей, выросших без отцов, с инфантилизмом тех христианских народов, где почитание Божией Матери вытеснило почитание Иисуса. В инстинктивном стремлении человеческой души вытеснить непосредственное почитание Отца, Сына и Святого Духа «промежуточной инстанцией» – особенно почитанием Богородицы (эта тенденция сильно проявляется не только в Православной, но и в Католической Церкви) – встречаемся с самым главным заблуждением человеческой души: попыткой самим создать образ Божий».

Не менее суров о. Александр в отношении иконопочитания: «Будучи в свое время удачным средством вытеснения языческих изображений, <иконы> во многих случаях стали доминировать в христианском сознании как некая самостоятельная сущность, отдельная от первообраза – Иисуса из Назарета». Чтобы указать путь духовного исцеления, о. Александр Борисов предлагает такую ветхозаветную аналогию: в свое время Моисей сделал медного змия, и это приносило определенную пользу, но впоследствии царь Езекия для уничтожения идолопоклонства истребил этого медного змия. Фактически о. Александр принимает идеологию умеренных византийских иконоборцев или императора Карла Великого, который пытался отменить иконопочитание, утвержденное VII Вселенским Собором.

То, что говорит о. Александр о Евхаристии, – также неправославно. Слова «Сие есть Тело Мое и сия есть Кровь Моя» он отказывается понимать буквально. Цитирую: «Очевидно, что ранняя Церковь понимала эти слова не так, как мы силимся их понимать». Евхаристия для о. Александра Борисова – духовное общение христиан со Христом и друг с другом, братская трапеза, где воспоминается Голгофская Жертва, но не вкушение Тела и Крови Христовых. Здесь наш богослов идет дальше даже лютеран, которые признают реальное присутствие Христа в Евхаристических Дарах.

Все это и многое другое дало полное основание Святейшему Патриарху Алексию сказать на собрании московского духовенства: «Непонятно, кто писал эту книгу: священник Александр Борисов или некий протестант».

Но это еще не все. Ведя напряженную полемику с теми, кто хочет соблюсти основы православной веры, отец Александр систематически употребляет недостойный прием морального опорочивания противника. Все, кто не приемлет идеологию экуменизма, постоянно обвиняются в «лютой ненависти ко всем, думающим иначе». Есть в книге весьма характерная классификация духовенства Русской Православной Церкви. Три выделяемые о. Александром группы получают у него политические именования центра, правых и левых. За вычетом небольшого слоя левых (они же – «жаждущие пробуждения»), основная масса – центр (представители «бытового христианства») и правые – консерваторы, ортодоксы, ретрограды. Среди того, что характеризует ту и другую группу, о. Александр особо выделяет антисемитизм. Если антисемитизм батюшек «бытового стиля» – тихий и беззлобный, то у консерваторов он имеет вид «непримиримой идеологии», и чем ортодоксальней человек, тем более он антисемит. Я должен от своего лица и от лица сотен тысяч моих собратьев священников свидетельствовать, что это обвинение ложно. Мы считаем себя ортодоксами и вовсе не считаем себя антисемитами. Зайдите в московские церкви, известные своей «ортодоксальностью». Вы там увидите много молодежи, много детей, и среди них немало лиц еврейского происхождения. Некоторые из молодых евреев-христиан принимают священный сан и, по моим наблюдениям, чаще всего примыкают к тем, на кого о. Александр налепил политический ярлык «правых». Если следовать его логике, то и их всех тоже надо зачислить в антисемиты. Так легкомысленно нечестные приемы о. Александра Борисова приводят его к абсурду.

 

Теперь об о. Г. Кочеткове. Если о. А. Борисов открыто ориентируется на протестантизм и претендует базироваться исключительно на Библии, то о. Георгий Кочетков взывает прежде всего к литургической традиции Церкви первых веков («высокое православие», по его терминологии) и опирается преимущественно на книгу прот. Александра Шмемана «Введение в литургическое богословие». Больше всего о. Георгий Кочетков прославился тем, что совершал богослужения на современном русском языке, а не на церковно-славянском. Здесь он идет вразрез со всей нашей традицией. Возникнув в Римской империи, Церковь приняла как свой язык не народно-разговорный, а книжно-литературный, который уже сильно отличается от языка повседневного общения. Выросшие в обстановке такого двуязычия, свв. Кирилл и Мефодий создали церковно-славянский язык как аналогию греческому книжному языку. Он уже тогда был весьма далек от наречий, на которых говорили предки нынешних славянских народов, и изобиловал греческими словами и оборотами. Уже тогда усвоение этого языка требовало больших усилий. Культура, к которой Кирилл и Мефодий приобщили славян, строилась на изучении грамматики и чтения книг. Современный человек пренебрегает и тем, и другим, и поэтому для него славянский язык представляется непреодолимым препятствием, в то время как в прошлом веке даже в начальных церковноприходских школах это препятствие преодолевалось довольно успешно. Кроме того, все наше богослужение составлено великими служителями слова, и переводчики поэтому должны быть конгениальны Златоусту, Василию Великому, Кириллу и Мефодию, Стефану Пермскому. Я не видел ни одного перевода на русский язык, достойного литургического употребления, не исключая и различных переводов Священного Писания. Но если бы такие переводы и появились – их богослужебное употребление должно быть санкционировано епископатом. Когда же переводы самовольно вводятся в жизнь одним священником – это скандал, в корне компрометирующий саму идею поновления литургического языка.

Я не хотел бы надолго останавливаться на проблеме языка. Это самый поверхностный вопрос, о которых говорят в связи с деятельностью о. Георгия. Указывают и на другие его литургические новации: на упразднение иконостаса, на умаление литургического почитания Богоматери и святых. Это все связано с ориентировкой на первые три века христианства, которая роднит о. Георгия с протестантами и о. Александром Борисовым. Но не это представляется мне в его деятельности самым важным и характерным.

Ключевое понятие всей деятельности о. Георгия – катехизация. Ей посвящена его кандидатская работа, она определяет сложную структуру общинной жизни в приходе о. Георгия. Спору нет, катехизация, оглашение, научение истинам веры тех, кто готовится к принятию крещения, или же тех, кто уже крещен, но не получил необходимого наставления, – большая и болезненная проблема и нашей Церкви, и всего христианского мира. У нас, может быть, эта болезненность ощущается с особенной силой, и правильная постановка катехизации – одна из важнейших наших задач.

Но у о. Георгия Кочеткова идея катехизации приобретает болезненно гипертрофированный вид, подчиняя себе все стороны церковной жизни. Абсолютизация катехизирования приводит к пониманию христианства как прежде всего учения, то есть к жесткой рационализации христианства. Как это часто бывает, рационализм компенсируется здесь сентиментальностью, душевной возбужденностью, которая поспешно принимается за благодатное действие Святого Духа. И то и другое приводит к существенным искажениям церковной практики.

Так, о. Георгий решительно выступает против крещения младенцев. Как и другие противники крещения детей, он ссылается на то, что Василий Великий и некоторые другие святые IV века были крещены во взрослом возрасте. О. Георгию прекрасно известно, что еще в III веке младенцев крестили и в Египте, и в Западной Европе. Однако эту столь распространенную практику он объявляет основанной всего лишь на «теологумене», частном богословском мнении одного или нескольких богословов, не получившем церковного признания. Таким образом, он вступает в противоречие и с древней Церковью, и с подавляющим большинством современных христиан, потому что не только православные, но и католики и самые многочисленные протестантские конфессии крестят младенцев.

Из отрицания младенческого крещения можно сделать два вывода, оба их и пытается совмещать о. Георгий. Первый, и самый простой, – что крещение в таком случае вообще не состоялось. Это можно сказать, по о. Георгию Кочеткову, не только о крещении младенцев, но и о крещении взрослых, не подготовленных катехизацией, о крещении, совершенном недостойным священником, и т. д. и т. п. – о. Георгий как бы даже с видимым удовольствием умножает случаи, подходящие под эту мерку. Критерием действительности крещения объявляется исключительно его видимая действенность. Действенность измеряется христианской жизнью. Но всякий, кто живет этой жизнью, знает, как она трудна, и даже великие святые говорят нам о раздвоении человеческой души, о том, что в своем земном странствии человек не может считать себя окончательно преодолевшим зло в себе. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю», – восклицает ап. Павел. Поэтому у о. Георгия Кочеткова критерий «спасенности», то есть действенности таинства крещения, неизбежно перемещается в план субъективно-психологический. Признак «спасенного» – энтузиазм и искусственная экзальтация. Конечно, такой подход дает возможность самого широкого отрицания действительности крещений, совершенных в Православной Церкви. С другой стороны, здесь открывается путь для признаний «крещений», совершаемых даже в нехристианских обществах.

В одном месте своей диссертации о. Г. Кочетков выражает это в такой, прямо скажем, хулиганской форме: «иногда не грех крестить “вновь” иного “православного” (в кавычках), даже “батюшку” (в кавычках), и не перекрещивать иного пятидесятника-единственника (унитария) или иеговиста».

С отрицанием младенческого крещения логически связано решительное недопущение крещения тяжелых инвалидов – «потерявших человеческий облик» (выражение о. Г. Кочеткова) или лишенных его от рождения. Здесь рассудочное понимание крещения приводит к самому зловещему результату. В то время как гуманисты всего мира защищают права инвалидов, в том числе и самых тяжелых, православный священник о. Георгий Кочетков хочет лишить их самой главной, с точки зрения христианина, возможности.

Но все-таки невозможно отрицать то, что принято всеми, и объявлять некрещенными всех, кто крещен в детстве или же в несознательном, духовно незрелом состоянии. Поэтому, признавая во многих случаях крещение, совершенное в Православной Церкви, о. Георгий объявляет его неполноценным, неполным. Это говорится не о каких-то конкретных, особых случаях, а о всех вообще. Цитирую: «Ныне “восполнения” так или иначе требуют практически все Крещения, совершающиеся в нашей церкви даже через вполне порядочных священнослужителей и крестных, поскольку при этом никогда не обходится без существенных упущений и (или) нарушений». И здесь о. Георгий не удерживается от шокирующего выпада. На той же странице читаем: «Восполнять свое таинство Просвещения хорошо было бы даже и давно крещенным и вроде бы нормально церковно живущим людям, вплоть до самих “учащих” священнослужителей всех чинов и рангов, не исключая высших и, может быть, блаженнейших и святейших патриархов». С какой легкостью гордыня возводит человека на пьедестал судьи над целыми Церквами и их духовными отцами!

«Восполнение» неполного крещения – это все та же катехизация. Только прошедшие катехизацию могут считаться полными членами Церкви. Деление членов церкви на полных и неполных – один из руководящих принципов о. Георгия. Его практика дает полное основание его прихожанам шутить: «Полный член Православной Церкви – это тот, кто прошел оглашение у о. Георгия Кочеткова». На основании только что приведенных цитат можно утверждать, что для самого о. Георгия это не просто шутка.

Мы всегда радовались тому, что Церковь – это дивное, божественное единство, где каждый восполняет свои недостатки благодаря братьям, а все вместе исполняются благодатью Бога, «наполняющего все во всем». Отец же Георгий хочет рассечь это непостижимое, мистическое единство четко проведенной горизонтальной линией, разделяя членов Церкви на полных и неполных, совершенных и несовершенных. В настоящее время о. Георгий осуществляет те идеи, которые созрели у него более десяти лет назад. Еще в 1983 году он напечатал в журнале «Вестник русского христианского движения» статью под псевдонимом Богданов, где эти идеи высказывались в неприкрытом виде. Статья (которая, кстати говоря, до сих пор включается в списки рекомендуемой им литературы) вызвала тогда же резкий полемический отклик – и не какого-нибудь завзятого консерватора, а такого богослова, смотревшего на вещи широко и непредвзято, каким был покойный протоиерей о. Иоанн Мейендорф. Критикуя предлагаемое Кочетковым институционное закрепление двух выделенных им разрядов верующих в виде двух параллельных форм церковного устройства, о. Иоанн называет выделение особой группы «уже усовершившихся и освятившихся» – «своеобразным гностическим элитизмом. Формы такого элитизма, – продолжает о. Иоанн, – известны с древности и всегда отвергались «кафолическим» христианством». «...Говорить, что экклисическое устройство (этим, с точки зрения о. Иоанна чудовищным неологизмом Кочетков предложил называть устройство церкви низшего уровня), с его догматами, канонами, чинными уставами, апостольской преемственностью иерархии и “так далее” есть, как таковое, всего лишь “ветхозаветная реальность”, неверно и опасно, и даже, с православной точки зрения, чудовищно». Мне представляется, что о. Иоанн обнажил здесь самый корень той духовной опасности, какую несет теория и практика о. Георгия Кочеткова. К сожалению, главный тон его, с позволения сказать, учения о Церкви – самопревозношение, фарисейская гордыня. На весь мир заявляется: «Мы – единственный миссионерский приход в России». Опыт показывает, что во всякой местности, где появляется группа последователей о. Георгия, она агрессивно противопоставляет себя «прочим человекам», и возникает опасное для церковного мира противостояние.

О. Георгий Кочетков – человек с яркими психологическими особенностями. И как это, увы, иногда бывает, он обращает в свою веру, а не в веру Христову, не в веру Церкви. Я хочу этим сказать, что вместе с содержанием христианской веры о. Георгий прививает своей пастве не только все особенности своего индивидуального понимания истин веры, но и особенности своего душевного склада. Это крайне нежелательная пастырская ошибка, точнее, ошибочность самого направления пастырства. Приводит это к тому, что люди мучительно подгоняют свою душу под заданный шаблон, а многие и не выдерживают и спасаются бегством из прихода о. Георгия. Некоторые московские приходы имеют в составе своих прихожан таких беженцев.

В своем приходе о. Георгий действует авторитарно, как епископ. Он и теоретически приравнивает пресвитеров к епископам. Несогласных с его линией он беспощадно отлучает от Церкви. Поскольку приход его достаточно большой, он для удобства духовного руководства разделяется на «духовные семьи», во главе которых о. Георгий ставит так называемых нерукоположенных пресвитеров. Эти «пресвитеры» имеют даже внешний знак своих полномочий: крест, который носится поверх одежды. При жесткой подчиненности о. Георгию все эти семьи существуют совершенно параллельно всей прочей церкви. От рядовых прихожан даже скрываются распоряжения церковных властей. так, когда из Патриархии была получена бумага с просьбой воздержаться от совершения богослужений на русском языке, о ней узнали только ближайшие помощники о. Георгия, и богослужение продолжало совершаться с прежними новшествами.

В заключение приходится сказать, что если о. Александр Борисов предстает как еретик, то о. Георгий Кочетков выглядит как сектант, хотя выступает он под знаменами особо понимаемого ультраправославия. На обоих – на каждого по-своему – наложило глубокую печать многолетнее общение с радикальными протестантами. И обоих, говорю это с грустью, объединяет нелюбовь к той Церкви, которая их духовно породила и возвела на возвышеннейшую степень священства. И в этом их неправота, потому что, как сказал А.С. Пушкин, «нет истины, где нет любви».




 


АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

22.10.2020
Протоиерей Димитрий Смирнов (†21.10.2020)

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова.
Протоиерей Димитрий Смирнов о деятельности священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова

21.10.2020
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

18.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению».
Извержение из сана свящ. Феодора Людоговского

11.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

В Церкви активизировался вирус обновленчества

7.10.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества.
Послесловие к письму в редакцию «Благодатного Огня» прихожанки храма в г. Балашихе

4.10.2020
Патриарх Кирилл в декабре 2019 года запустил в Русскую Церковь губительный вирус обновленчества и богослужебного реформаторства.
Письмо в редакцию сайта «Благодатный Огонь»

15.10.2020
Александр Камчатнов

Горé имеим сердца, или Еще раз к вопросу о языке богослужения

20.09.2020
Николай Каверин

О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?

29.09.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

1.10.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

13.09.2020
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

17.09.2020
Священник Александр Шумский †16.09.2020

Светлой памяти священника Александра Шумского.
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

9.09.2020
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

30.08.2020
Николай Каверин

Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?

26.08.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

4.09.2020
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

7.09.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви

21.08.2020
Иеромонах Роман (Матюшин)

Не соблазняйте малых сих

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

2.09.2020
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

5.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

9.06.2020
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

27.09.2020
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

22.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

18.02.2020
Роман Носиков

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова (†21.10.2020).
Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Изменение церковнославянского богослужения — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

21.07.2020
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

Редакция сайта «Благодатный Огонь»
16.02.2017

Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

18.04.2020
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

23.07.2020
Священник Валерий Духанин

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

29.06.2020
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

 

НОВОСТИ

22.10.2020
Нынешние церковные проповедники едва ли смогут сравняться с покойным о. Димитрием

19.10.2020
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)

18.10.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

14.10.2020
В Псковской епархии возрождается единоверческий приход и богослужения древнерусским чином

09.10.2020
Масоны Испании заявили, что папа римский поддерживает их принципы

08.10.2020
Митрополит Тихон (Шевкунов): Мне выпало счастье общаться с Путиным

02.10.2020
Оздоровление Сретенской духовной семинарии: Патриарх Кирилл назначил проректоров и секретаря Ученого совета

29.09.2020
Служба внешней разведки РФ узнала о подготовке в Белоруссии «резонансной провокации» с целью столкнуть православных и католиков

19.09.2020
Прощание с отцом Александром Шумским

17.09.2020
Погиб священник Александр Шумский

12.09.2020
Донбасс за нами! — сильная песня прекрасных дончанок взрывает Сеть

10.09.2020
Суд Екатеринбургской епархии отлучил схимонаха Сергия Романова от Церкви

08.09.2020
Диакон Владимир Василик о творчестве протоиерея Александра Меня в связи с 30-летней годовщиной со дня его убийства

24.08.2020
Святейший Патриарх Кирилл в ответ на многократные обращения мирян поручил проанализировать богословские изыскания священника Георгия Кочеткова

22.08.2020
О последних событиях в церковно-политической жизни Белоруссии

20.08.2020
Священнослужитель Белорусской Православной Церкви: Константинопольский патриарх готовит в Белоруссии церковный раскол

18.08.2020
Заявление Медиагруппы «Патриот» в связи с событиями в Белоруссии

15.08.2020
О последних событиях в Белоруссии:
Белоруссия-2020 — репетиция перед Россией-2024.
Белорусские ксёндзы поддерживают протестующих, пытаются дискредитировать итоги президентских выборов и обеляют провокаторов

13.08.2020
Религиоведы отнесли учение бывшего схиигумена Сергия Романова к генотеизму

12.08.2020
Письмо белорусским «русофобам в рясах»

12.08.2020
К 20-летию гибели подводной лодки «Курск»

07.08.2020
Еще один «внеконфессиональный богослов» уволен из Московской Духовной академии

27.07.2020
Снятие карантинных ограничений: протоиерей Владимир Чувикин восстановлен в должности настоятеля Николо-Перервинского монастыря

17.07.2020
Светские власти не вправе были ограничивать посещение храмов в период пандемии, считают в Совете по правам человека

09.07.2020
Церковный публицист Владимир Семенко об изверженном из сана Сергии (Романове)

25.06.2020
Александр Щипков о русификации церковнославянского языка: «Язык богослужения не имеет никакого отношения к миссионерской работе»

16.06.2020
– Что за вой опять на болотах, Бэрримор?
– Это либеральные бесы атаковали Главный Храм Вооруженных сил России, сэр.

11.06.2020
Первый канал в клочья порвал российских либералов юбилейным показом культового фильма «Брат-2»

08.06.2020
Господин Президент, услышьте людей! Вы как православный человек понимаете, что имя на номер Господь не велел менять. Мы не цифры!

05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

09.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»

26.01.2020
Внезапная кончина протоиерея Всеволода Чаплина

19.01.2020
Об использовании нецерковнославянского языка за богослужением

14.01.2020
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

09.01.2020
ИТОГИ 2019 ГОДА
Московский Патриархат между Третьим Римом и «церковью РФ»

28.12.2019
Митрополит Иларион (Алфеев) прокомментировал слова Патриарха Кирилла о допустимости частичного использования русского языка за богослужением и предупредил о риске раскола при переходе Церкви на современный язык

20.12.2019
К 140-летию со дня рождения И.В. Сталина.
Сталин и Третий Рим

18.12.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

16.12.2019
В Москве прошла презентация трехтомника протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и ...»

12.12.2019
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

07.11.2019
Вышел в свет трёхтомник протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии