Богородица

Библиотека

Выпуск православного журнала «Благодатный Огонь» приостановлен



Зачистка информационного поля от любых возможностей несогласия с начавшимися церковными реформами

Ровно три года назад, в сентябре 2008 года, главный редактор журнала «Благодатный Огонь» Сергей Носенко указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II «во внимание к усердным трудам и в связи с 10-летием выхода в свет православного журнала “Благодатный Огонь”» был награжден высокой патриаршей наградой: орденом Русской Православной Церкви святого благоверного князя Даниила Московского III степени.
Как отметил при вручении награды игумен Феофилакт (Безукладников), наместник ставропигиального Новоиерусалимского монастыря, «Святейший Патриарх Алексий постоянно старается отслеживать церковную печать, и награда эта вполне заслуженна: публикации журнала “Благодатный Огонь” всегда отличаются строгой церковностью и при этом выявляют подчас серьезные отклонения в современной интерпретации православного вероучения». Это была уже вторая высокая церковная награда, которой удостоился журнал «Благодатный Огонь» в лице его главного редактора, – ранее, в 2004 году, Сергею Носенко от имени Патриарха Алексия II был вручен орден прп. Сергия Радонежского. И этот факт, подчеркнул о.Феофилакт, свидетельствует о значимости данного периодического издания для многих священнослужителей Русской Православной Церкви.
В Православной Энциклопедии – фундаментальном издании Русской Православной Церкви – журналу «Благодатный Огонь» посвящена отдельная статья.
С тех пор прошло три года…

* * *
И вот 13 сентября 2011 года Синодальный информационный отдел РПЦ на своей коллегии принял следующее решение по православному журналу «Благодатный Огонь», выходящему в свет с 1998 года и свободно распространявшемуся до сих пор в храмах Русской Православной Церкви: «изданию “Благодатный огонь” отказать в выдаче грифа “Одобрено Синодальным информационным отделом”».
Претензии к журналу «Благодатный Огонь», на основании которых «экспертный совет» СИНФО вынес отрицательное решение, сводятся к тому, что в каждом его номере есть материалы, содержащие критику явлений, квалифицируемых редакцией и авторами журнала как модернистские, обновленческие или экуменические, соответственно критикуются и лица, проповедующие эти заблуждения.
Кроме того, по мнению «экспертного совета», материалам журнала присуща «излишняя политизированность». Эта последняя претензия привела нашу редакцию в некоторое недоумение, поскольку до сих пор мы получали обвинения как раз в крайней «неполитизированности» и даже в «безыдеологичности».
Так неужели в нашей Церкви уже нет проявлений модернизма, экуменизма и обновленчества? Или вообще отсутствуют лица в священном сане, в ущерб Церкви разделяющие и проповедующие эти взгляды? Ведь именно эти лица, подчас сами того не ведая, вносят в Церковь «излишнюю политизированность».

Такие меры СИНФО нельзя расценивать иначе как карательные по отношению к свободе обсуждения актуальных проблем нашей церковной жизни. Тем не менее, они были вполне предсказуемы – наш журнал, базовым принципом информационной политики которого была и остается верность церковному Преданию, служил серьезным препятствием для осуществления «Перестройки» в Русской Православной Церкви. Заявленная открыто и сопровождаемая громкими фразами о «великих миссионерских проектах» и не менее «грандиозных миссионерских императивах», она по своим легко просчитываемым катастрофическим последствиям грозит оставить далеко позади перестройку горбачевскую, ибо касается уже самих основ нашей церковной жизни. Неудивительно, что для таких масштабных проектов требуется предварительная «зачистка» информационного пространства.

* * *

В неразрывной связи со сказанным следует рассматривать и то, что решение СИНФО по журналу «Благодатный Огонь» было принято именно в то время, когда в церковных СМИ началось открытое обсуждение проектов Межсоборного присутствия по важнейшим вопросам богослужебной практики Русской Православной Церкви, в частности, по вопросу упрощения и русификации церковнославянского языка: «Церковнославянский язык в жизни Русской Православной Церкви XXI века» и «Проект научного переиздания Триодей в редакции Комиссии по исправлению богослужебных книг при Святейшем Правительствующем Синоде (1907-1917)».

Как известно, журнал «Благодатный Огонь» видит главную свою задачу в сохранении чистоты православной веры и церковных богослужебных традиций: основной спецификой публикаций журнала «Благодатный Огонь» были как раз проблемы богослужения и полемика со все более нарастающими обновленческими тенденциями в нашей Церкви и их идеологами. Заявленные проекты Межсоборного присутствия о церковнославянском языке идут вразрез с богослужебными традициями Русской Православной Церкви, поэтому наш журнал уже посвятил им множество критических публикаций известных авторов – священников, специалистов-филологов, церковных публицистов. Отказ в выдаче грифа – это грубый способ пресечь свободное обсуждение проектов и не допустить ознакомления с полемикой вокруг них широких слоев православного народа: ведь подавляющее большинство верующих просто ничего не знает об этой готовящейся русификации богослужения! Ибо ни для кого не секрет, что до сих пор журнал «Благодатный Огонь» оставался практически единственным неангажированным печатным органом, смело поднимающим на своих страницах самые актуальные вопросы современной церковной жизни, ведущим острую внутрицерковную полемику и освещающим малоизвестные страницы церковной истории. Поэтому, с учетом начавшихся тревожных процессов в нашей Церкви, решение Синодального информационного отдела по нашему журналу можно рассматривать как знаковое: сознательный вызов и объявление начала войны со стороны высоких церковных чиновников всем противникам церковной Перестройки.

* * *
Журнал «Благодатный Огонь» за почти 14 лет существования занял свою уникальную нишу в спектре церковной периодики, завоевав интерес и любовь широкого круга православных читателей. Духовным попечителем журнала «Благодатный Огонь» является Богослужебная комиссия при Епархиальном совете г. Москвы. На страницах «Благодатного Огня» русское духовенство и церковные публицисты всегда могли свободно высказывать свои мнения и обсуждать самые животрепещущие проблемы церковной действительности. В таком свободном обсуждении острых вопросов, волнующих огромное число православных верующих и связанных с возрождением Православия в нашем Отечестве, и должна была бы проявляться одна из сторон соборности, которая так необходима в настоящее время нашей Матери-Церкви и о которой беспрерывно говорит наше священноначалие.

Подобным решением Синодальный информационный отдел доказывает, что в новую церковную доктрину не вписывается свободное обсуждение насущных церковных проблем, ибо теперь уже становится абсолютно ясным, что идеологами «новой версии Православия» был выбран курс на окончательное искоренение остатков соборности в нашей Церкви. Информационная политика высоких церковных чиновников становится весьма прозрачной: тотальная зачистка информационного поля от любых возможностей выражения несогласия с начавшимися церковными реформами.  

Это решение Синодального информационного отдела никак не красит идеологов новой церковной политики, вводящей цензуру по худшим образцам советского периода. Очень уж это напоминает те методы идеологического контроля Партии конца 1980-х годов, когда видным идеологом Перестройки членом Политбюро ЦК КПСС А.Н. Яковлевым подавляющая часть печатных, телевизионных и радиовещательных СМИ была отдана в руки отъявленных либералов-русофобов и сторонников демонтажа государства. Они, в конце концов, и определили исход нового курса «демократизации советского общества»: произошла «крупнейшая геополитическая катастрофа ХХ века» – великое государство, завещанное нам многими поколениями наших предков, было разрушено.                       
* * *

Решение СИНФО по журналу «Благодатный Огонь» было принято с нарушением норм, записанных в «Регламенте присвоения и отзыва специального грифа “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”», составленным самим СИНФО.

В полном соответствии с п. 2.4 Регламента, редакция нашего журнала 3 мая 2011 года предоставила в Синодальный информационный отдел 3 последних номера издания (по 2 экземпляра) и ожидала решения отдела, наивно уповая на п. 2.5. Регламента, гласящего: «Срок рассмотрения заявления и материалов в СИНФО не более 30 календарных дней». По истечении 30 календарных дней СИНФО попросил редакцию предоставить ещё и pdf-версии последних 3-х номеров «Благодатного Огня», что было тут же нами выполнено, хотя в регламенте этого не требуется. По истечении 1,5 месяцев от редакции попросили предоставить и все другие номера журнала. И эту просьбу, противоречащую Регламенту СИНФО, наша редакция выполнила: в отдел были доставлены 14 последних номеров «Благодатного Огня» вместо 3-х, указанных в Регламенте. И вот, наконец, 13 сентября 2011 года решение по нашему журналу было принято...

Как сказано в п. 1.3. Регламента присвоения и отзыва специального грифа «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви», «гриф присваивается лишь в том случае, если продукция СМИ не искажает православное вероучение, не противоречит официальной позиции Русской Православной Церкви, не содержит недостоверных и этически недопустимых сведений».

В то время, как цензоры запрещают журнал «Благодатный огонь», не нарушивший в своих публикациях ни одно из оговоренных в Регламенте условий, дается полная свобода для изданий, которые проповедуют свои частные мнения, резко противоречащие позиции Церкви и даже православному вероучению. Причем даже таких изданий, которые имеют статус официального печатного органа нашей Церкви: «Журнал Московской Патриархии» и газета «Церковный вестник» (ответственный редактор – С.Чапнин) неоднократно публиковали на своих страницах весьма сомнительные с православной точки зрения статьи.

Или другой пример. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл недавно дал благословение на распространение во всех православных храмах трудов протоиерея Александра Меня. Однако тем, кто их читает, следует знать, что в книгах покойного протоиерея Александра Меня, издающихся огромными тиражами, много идей и положений, которые противоречат основным истинам православной веры (см., например, http://www.blagogon.ru/biblio/25/). Одна из причин этого, видимо, в том, что о. Александр находился под сильным влиянием неправославного западного богословия – католического и протестантского.

Характерно и то, что решению Синодального информационного отдела по журналу «Благодатный Огонь» предшествовало другое решение этого же органа: газета «Кифа», издаваемая «Сретенско-Преображенским братством» священника-обновленца Георгия Кочеткова, получила гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви» (№ 81 от 3 мая 2011 года). Поскольку взгляды священника Г.Кочеткова, возглавляющего это «братство», были признаны авторитетными пастырями Русской Православной Церкви неправославными (из Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова: «вероучительная система не соответствует догматическому учению Православной Церкви, утвержденному Вселенскими Соборами». http://www.blagogon.ru/biblio/150/), решение СИНФО по газете «Кифа» иначе как вопиющим назвать нельзя. Теперь кочетковский листок может беспрепятственно продаваться во всех православных храмах, способствуя проповеди «протестантизма восточного обряда» и форматируя в соответствующем духе сознание православных верующих.

Таким образом, политика церковной цензуры на сегодня такова: дать полную свободу слова неообновленческим реформаторам и церковным либеральным группировкам, глумящимся над мнением церковного консервативного большинства. Вместе с тем та же церковная цензура запрещает те печатные СМИ, которые являются голосом церковного большинства и отстаивают на своих страницах чистоту православного вероучения и Священное Предание Церкви.

* * *

Неполучение грифа Синодального информационного отдела для православного издания имеет, кроме всего прочего, и немалый социальный аспект. В редакции любого православного издания трудится коллектив людей (наборщицы, редактора, верстальщики, корректоры, экспедиторы, бухгалтеры, шоферы, корреспонденты, фотографы и т.д). Так как изданию без грифа отказывается в праве продаваться в православных храмах, то всем сотрудникам придется остаться без работы и зарплаты.

Редакция журнала «Благодатный Огонь» благодарит всех сотрудников и приносит свои извинения всем, кто помогал своей добросовестной работой выпускать журнал. Мы обращаемся ко всем, кто теперь, по вине Синодального информационного отдела и в угоду его весьма пристрастным идеологическим принципам, потерял работу и тем самым ухудшил социальное положение свое и своих семей: простите нас, братья и сестры! Мы надеемся, что ваши обиды не будут направлены на нашу Матерь-Церковь.

* * *

В данной ситуации мы вынуждены приостановить выпуск журнала «Благодатный Огонь», повинуясь словам Святейшего Патриарха Кирилла, сказанные им на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2011 года: «Один из аспектов работы СИНФО – исполнение решения Священного Синода о присвоении СМИ грифа “Одобрено Синодальным информационным отделом”. Напомню, что с 1 сентября 2011 года лишь обладатели этого грифа могут претендовать на доступ в церковную систему распространения».

В заключение, мы выражаем огромную благодарность уважаемому Председателю Синодального информационного отдела Владимиру Романовичу Легойде и коллегии экспертов СИНФО, потратившим более четырех месяцев на кропотливую работу по изучению содержания статей нашего журнала и доказавшим в результате – не только свою полную профессиональную непригодность, но и крайнюю неэффективность всего Синодального отдела как чисто Идеологического Отдела Цензуры и Пропаганды, не имеющего ничего общего с интересами Православия.


 В надежде на наступление более благоприятных времен для нашей Церкви –
редакция православного журнала «Благодатный Огонь»

19 сентября 2011 г.