Богородица

Библиотека

Ватикан о спасении иудеев вне Христа

 

Курия Ватикана

Комиссия по религиозным отношениям с иудеями

 

«Дары и призвание Божие непреложны» (Рим. 11:29)

 

Размышления о богословских вопросах, связанных с католическо-иудейскими отношениями, по случаю 50-летней годовщины Декларации II Ватиканского собора Nostra Aetate

10 декабря 2015 г.

«п. 36. Согласно христианскому учению, может быть только один путь ко спасению, однако, из этого никоим образом не следует, что евреи исключены из Божьего спасения, из-за того, что они не верят в Иисуса Христа как в Мессию и Сына Божьего. Такое требование не находит поддержки в сотериологическом понимании святого апостола Павла, который в Послании к Римлянам не только выражает свои убеждения в, что не может быть никакого дисконтинуитета (разрыва непрерывности – прим. переводчика) в истории спасения, но что спасение приходит от иудеев (ср. также Ин. 2:4). Бог вверил Израилю уникальную миссию, и Он не включил в этот таинственный план спасения все остальные народы (ср. 1 Тим. 2:4), которые не могут быть спасены иначе как через Его Первородного Сына (Исх. 4:22) Отсюда очевидно, что св. Павел в Послании к Римлянам несомненно отрицает вопрос, который он сам поставил, об отвержении своего народа. Подобно тому, как решительно он утверждает: “Ибо дары и призвание Божье непреложны” (Рим. 1:29). То, что евреи являются участниками Божьего спасения, богословски несомненно, но как это может быть возможным без недвусмысленного исповедания Христа (Спасителя), остается непостижимой Божественной тайной. Поэтому не случайно, что сотериологические размышления апостола Павла в Послании к Римлянам (9–11) о неотменяемом искуплении Израиля на фоне Христовой тайны достигают апофеоза в великолепном славословии: “О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!” (Рим. 11:33). Бернард Клервосский (De cons. III /1,3) говорит, что для спасения евреев зафиксирована определенная точка в истории, которую уже ничто не может изменить» (http://www.ccjr.us/dialogika-resources/documents-and-statements/roman-catholic/vatican-curia/1357-crrj-2015dec10; перевод прот. Димитрия Назарова).

Текст по ссылке содержит еще массу интересного. Например, учение о том, что для иудеев Слово Божие открывается не как Христос, а как Тора; и этого достаточно для жизни во всей полноте и богообщения:

«Тот, кто соблюдает Тору, имеет жизнь во всей ее полноте (ср. Pirqe Авот II, 7). Соблюдающий Тору иудей участвует в общении с Богом. В связи с этим Папа Франциск заявил: “Христианские конфессии находят свое единство во Христе; Иудаизм находит свое единство в Торе. Христиане верят, что Иисус Христос есть Слово Божие, ставшее плотью в мире; для иудеев Слово Божие присутствует прежде всего в Торе. Обе религиозные традиции находят свое основание в Едином Боге, Боге Завета, который показывает Себя через Свое Слово. В поисках правильного отношения к Богу, христиане обращаются к Христу как кладезю новой жизни, а иудеи – к учению Торы” (Обращение к членам Международного совета христиан и иудеев, 30 июня 2015)» (п. 24).

Автор данного Документа, указанный в списке первым, – Кардинал Курт Кох. Нельзя не отметить, что он не только один из авторов этого текста. Он еще и соавтор митрополита Илариона (Алфеева) по подготовке «Гаванской декларации».

 

 

Блог Киприана Шахбазяна