Богородица

Библиотека

Николай КАВЕРИН
Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности



Монашество сейчас проходит через многие и большие искушения, главное из которых – это его обмiрщение, секуляризация, когда вопреки своему высокому эсхатологическому призванию, монашество в Церкви перестает искать Царство Небесное и начинает заботиться о своем устроении в царстве земном, как если бы оно было окончательным. Это опасное движение называют обмiрщением, потому что оно выражается в погружении в дух времени. Обмiрщение – феномен наиболее враждебный по отношению не только к монашеству, но и ко всей Церкви; у него нет лица, он проявляется как радиация, без цвета, вкуса или запаха, но с непоправимыми последствиями для духовной жизни. Об этом предупреждал святитель Игнатий (Брянчанинов), который опытно познал истинный путь монашества и передал свой бесценный опыт инокам и монахам наших времен, всем тем, кто желает пройти этот путь без преткновения и спасительно для своей души:

«Важная примета кончины монашества: повсеместное оставление внутреннего делания и удовлетворение себя наружностию напоказ. Весьма часто актерскою наружностию маскируется страшная безнравственность. Истинным монахам нет житья в монастырях от монахов актеров. За такое жительство, чуждое внутреннего делания, сего единого средства к общению с Богом, человеки делаются непотребными для Бога, как Бог объявил допотопным прогрессистам».

Вот один из свежих примеров непонимания монашеского призвания. Недавно Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил о важном миссионерском значении победы иеромонаха Фотия (Мочалова) в телешоу «Голос».

На собрании игуменов и игумений в Храме Христа Спасителя г. Москвы 22 сентября и.о. наместника Свято-Пафнутьева Боровского монастыря иеромонах Пафнутий задал Патриарху Кириллу вопрос: как быть с насельником монастыря, «Голосом России» иеромонахом Фотием, который постоянно находится на гастролях, собрал большой капитал. Отец Пафнутий рассказал, что когда один корреспондент задал о. Фотию вопрос: «а почему Вы стали петь?» – о. Фотий ответил: «мне в монастыре стало скучно». Обращаюсь к Вашему Святейшеству: помогите, что мне с ним делать? – вопросил о. Пафнутий Патриарха Кирилла.

Патриарх Кирилл ответил: «Здесь получилось так, что совсем молодой монах приобрел всенародную славу и, что самое главное, всенародную симпатию. Если была бы только слава, а такой любви людей не было, я бы употребил свою власть и запретил ему выступать. Но я знаю, как очень многие люди через отца Фотия открывают для себя православную веру». «Если ему сейчас сказать: ты не выступай, ничего не говори, иди картошку чисти и так далее, может, он и будет это делать, но тогда мы потеряем человека, голос которого сегодня обращает людей к Богу, в том числе интеллигенцию. Я никогда не думал, что среди современных наших певцов есть люди, способные через общение с отцом Фотием открыть для себя красоту православия», – сказал Патриарх Кирилл (Интерфакс-религия, 22 сентября 2016 года).



Участие иеромонаха Фотия в теле-шоу «Голос» в декабре прошлого года не имело никакого миссионерского результата, а скорее свидетельствовало о секуляризации Церкви. Для многих выступление человека, сознательно отрекшегося от мiра, на сугубо светских шоу-представлениях стало немалым соблазном. Какой интерес и смысл для Церкви был в этой якобы миссионерской акции? Что она приобрела в результате? Неужели кто-то всерьез полагает, что народ, насмотревшись на такое «монашеское делание», повалит в храм, как на концерт, а потом втянется, воцерковится? Никогда так не бывало, а бывало ровно наоборот, пример католиков перед глазами. Святые отцы напоминают нам, что свет для мирян – это монахи, а свет для монахов – ангелы. Монахи – это свет миру. Гламурные же монахи, вроде о. Фотия, – это соблазн для мирян, и беда для всей Церкви. Ныне идет обмiрщение, принесение мiра в Церковь.

Задача монаха – внутренне духовное делание. Следует всегда помнить, что молитвами праведников, которые оставили все, чтобы служить Богу в тишине и одиночестве, мир держится. Монахи, которые дали обет отречения от мiра, нестяжания и послушания, и умерли для мiрских греховных страстей, чтобы душой общаться с Духом Святым и через благодать приводить людей к Богу, не должны участвовать в мирских шоу-мероприятиях. Тем более для иеромонаха, который предстоит в храме пред престолом Божиим, выступать на светском зрелище, не имеющем никакого отношения ни к Церкви, ни к Богу, ни к проповеди о Христе, недопустимо. Да и кого выступление монаха на светском шоу сможет привлечь ко Христу?!

Но перед нами предстает постмодернистская картина – иеромонах идет в мiр «миссионерить» языком не евангельской проповеди, а языком этого самого мiра! Он выступает по телевидению, развлекая праздную толпу. Апостол Иоанн строго предупреждает: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин. 2:15-16). Как же можно монаху, посвятившему себя Богу, возвращаться обратно в мiр, исполнять чувственные романсы, будоражащие страсти, срывать аплодисменты и говорить о некоем миссионерстве? Какой огромный вред для своей бессмертной души понесет монах, вырванный из монастыря и помещенный в развратную горловину кипящих человеческих страстей! О его душе не подумали, а сказали: «иди, помиссионерь!»

Это выступление иеромонаха Фотия свидетельствует о страшной секуляризации Церкви. Идет жуткая подмена – духовное заменяется душевным, чуждым Христа. Нередко именно из-за подобного «миссионерского» подстраивания Церкви к мiру сему, когда Церковь утрачивает евангельскую соль, простые люди, желавшие видеть в Церкви неотмiрную божественную структуру, разочаровываются в Церкви, видя в ней всего лишь один из множества светских социальных институтов. В результате, когда сакральное в угоду мiра сего и ради призрачных «миссионерских целей» смешивается со светским, мы получаем совершенно антимиссионерский результат: от Церкви сегодня отворачиваются верующие, идет отток когда-то симпатизировавших ей наших сограждан, которые обманулись в своих ожиданиях. В обществе наблюдается рост антиклерикальных настроений, иногда полным ходом идет высмеивание Церкви в антихристианских СМИ, доходит до поругания святынь и дискредитации духовенства. Поэтому нужно крайне жестко выступать против секуляризации и обмiрщения Церкви, выхолащивания из нее Святого Духа. Не исключено, что такая разрушительная «миссионерская идеология» последних лет была сознательно заточена на разрушение Русской Православной Церкви.

И самое опасное заключается в том, что такие «гламурные» монахи, которым по духу чужда монашеская и монастырская жизнь, со временем возводятся в архиерейское достоинство и наполняют собой епископат Русской Церкви. Результаты такой архипастырской деятельности бывают весьма плачевными, вызывающими немалый соблазн у простых верующих: это и тяга владыки к непомерной роскоши, это и скандальные случаи содомии, это и светский образ жизни, несоответствующий монашеским обетам, это и склонность таких епископов, не стяжавших подлинного монашеского духа в стенах монастырей, к модернизму, обновленческим нововведениям и экуменизму... Покойный Патриарх Алексий II старался подбирать ставленников в епископский сан из числа братий Троице-Сергиевой лавры, славящейся глубокими и древними монашескими традициями.

Вот, например, епископ Выборгский Игнатий (Пунин), викарий Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, председатель Синодального отдела по делам молодежи. Несколько лет будущий владыка был сотрудником ОВЦС, до своего избрания епископом Вяземским, викарием Смоленской епархии, ни одного дня не нес монастырского послушания, т.е. не вкусил истинной монашеской жизни в монастыре. Глядя на «креативно-миссионерские» выходки владыки, у простого человека возникает вопрос о соответствии принятого им епископского сана званию апостольского преемника. Узнали ли бы святители Церкви Православной в этом человеке своего последователя по архипастырскому служению?

 

Диакон Владимир Василик также предупреждает о нарастании секулярных начал в нашей Церкви, о постепенной секуляризаци церковной жизни: «Целый ряд профанационных моментов, в частности, победа отца Фотия в известном шоу американской компании, интересы которой он должен обслуживать. А теперь вспомним, что по святым канонам профессия актера и священническое служение не совместимы, тем более это относится к монаху. Священник не может жениться на актрисе, тем более монаху нельзя быть актером. Ему предписано пребывать в монастыре – молиться за весь мир. 

Теперь иеромонах ведет жизнь аэромонаха – гастролирует и выступает в различных шоу. Все это называют миссионерством. Простите, но о каком миссионерстве может идти речь, если этот священнослужитель поет не духовные гимны, даже не православные песнопения, а арии из «Евгения Онегина», романсы Марии Цветаевой и любовные арии, где автор сладострастно вспоминает любовные ночи?! Это ли причитается иеромонаху, который должен проповедовать целомудрие и чистоту?! Имеет ли он право воспевать романсы, пронизанные прелестной, мечтательно эротической культурой?

Я вспоминаю, как в далеком 1985 году отец Иоанн (Крестьянкин) в моем присутствии кому-то с удивлением и негодованием говорил: подумать только – монах с гитарой! Ему и не снилось, что монах выступит в шоу, в котором поются песни, в том числе антихристианского содержания.

Показательна фотография отца Фотия на фоне актрисы или продюсера с сережкой в виде Креста, а рядом стоит человек в футболке с весьма сомнительной символикой исполнителя. Известно, что современная поп-среда часто бывает прибежищем для оккультистских, а то и сатанистских тенденций. И эту среду освящает своим подрясником отец Фотий. Так или иначе, ему даже не разрешили надеть крест, но дали возможность выступить в подряснике. Это позорище для Церкви – антимиссия, унижение Церкви и ее профанация.

Наши священники пытаются через такие популистские ходы, якобы миссионерские, представить себя близкими к народу людьми, человечными. Но они были бы гораздо более человечными, если внимательно выслушивали бы прихожан на исповеди, не отталкивали бы от себя своей грубостью, корыстолюбием и жестокосердием, а исполняли бы свой священнический долг с любовью к Богу и к людям. Именно это ценит народ Божий, который пойдет к таким священникам, а не к шоуменам».  

* * *

19 августа 2016 года Святейший Патриарх Кирилл посетил Кукисвумчоррский микрорайон г. Кировска Мурманской области. В верхней части микрорайона находится Кировский рудник, принадлежащий АО «Апатит». Святейший Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров...


В чём духовная польза этого действия? Что это событие значит для духовного окормления паствы российской? Если патриарх спускался как акционер данной организации, то это понятно, остальное не понятно... Всё ведь это происходит от незнания куда и как вести Церковь, которой он добивался руководить. Секуляризация и открытое участие в ней руководителя поместной Церкви принесёт свои горькие плоды (http://prot-ioann.livejournal.com/203026.html).


По сообщению информационного агентства «Регионы Онлайн» 2 декабря 2016 года в спортивном комплексе «Крылатское» в Москве под патронажем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, главы Всемирного Русского Народного Собора, состоялся Фестиваль национальных видов спорта. Фестиваль приурочен к 70-летнему юбилею Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который на протяжении многих лет неоднократно указывал на важность возрождения развития национальных традиций в спорте. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл является почетным попечителем хоккея с мячом…

Святейший Патриарх Кирилл осмотрел площадки спортивных состязаний праздника, где были представлены национальные игры и виды спорта – городки, лапта, самбо, силовые упражнения на турниках, гиревой спорт, русские шашки и другие. Обращаясь к участникам и гостям Фестиваля, Святейший Патриарх подчеркнул, что национальные виды спорта России нужно продвигать, с тем, чтобы о них узнавал мир, но главное – национальными видами спорта надо заниматься, «потому что в здоровом теле – здоровый дух. А без здорового духа не может быть здоровой личности, сильной, убедительной, конкурентоспособной, как сейчас говорят, способной прокладывать свой жизненный путь».

По окончании торжественной программы открытия все гости Фестиваля могли сами попробовать свои силы в национальных видах спорта, представленных на площадках Фестиваля – поиграть в городки, лапту, попробовать свои силы в гиревом спорте или сразиться в русские шашки.


Можно ли представить себе первосвятителей Церкви Русской, играющих в городки? Например, св. Патриарха Тихона? Или Патриарха Пимена? Да и слова Патриарха Кирилла «в здоровом теле – здоровый дух» повторяют основы безбожной идеологии: это краткое, но полное описание счастливого состояния человека в этой временной жизни, не знающей Бога.

Очень часто поступки, слова, проповеди и суждения многих наших архипастырей и священников являются совершенно оторванными от духовного понимания современной жизни. Это прискорбно, ибо в последнее время в современной церковной жизни мы наблюдаем недопустимый перекос в проповеди внешним: попытка говорить на их языке, на языке мiра сего, угождая его интересам, пользуясь не духовным оружием, к владению которым призвано православное духовенство, и от которого у оппонента не будет защиты и ответа, а мирским, интеллектуальным. Духовный путь практически мало кому знаком, в том числе и некоторым православным внутри Церкви. Однако играть на поле противника его же методами – это заранее обречь свою проповедь на поражение.

Беда, когда забвение евангельского предупреждения о недопустимости метания бисера служит оправданием участия в сомнительных спортивных мероприятиях и публичных телевизионных шоу, рассматриваемых самими православными участниками их как некое важное массовое миссионерское мероприятие.

Желание встроиться в мiр и современность, заменить Церковь духовную, неотмiрную, Божественную – на земное сообщество – комьюнити, где обыкновенному плотскому мудрованию будет всё понятно, всё доступно и комфортно, и даже весело и радостно (о радостях православия и «влюбленности» в него зазывалы постмиссионерства, вроде протодиакона Кураева и иеромонаха Димитрия (Першина), не устают кричать на всех перекрестках) – пагубная тенденция современного миссионерства. Сейчас же неутомимые труженики миссии, ради успеха их сомнительных «миссионерских» проектов, готовы приспособить себя и всю Церковь к стихиям мiра сего, к любым человеческим слабостям, страстям и порокам. Миссия для этих людей становится самоцелью, и Православие воспринимается этими «миссионерами» ровно настолько, насколько оно способно встроиться в мiр и современность, в либеральную систему ценностей. Церковь по их концепции «агрессивного миссионерства» должна агрессивно вторгаться во все сферы светского общества и субкультуры, включая даже откровенно антихристианские структуры и сферы шоу-бизнеса.

Когда сакральное в угоду мiра сего и ради призрачных «миссионерских целей» смешивается со светским, мы получаем совершенно антимиссионерский результат: от Церкви сегодня отворачиваются верующие, идет отток когда-то симпатизировавших ей наших сограждан, которые обманулись в своих ожиданиях. Для многих уже становится совершенно очевидным, что практикуемые в последнее время способы массовой миссии, когда некоторые представители Церкви настырно лезут во все сферы светской жизни и тем самым сама Церковь все более сливается с мiром, в результате чего размываются традиционные формы православной духовности, абсолютно не оправдали себя и вызывают лишь отторжение наших сограждан от Церкви, раздражение на всех священнослужителей без разбора, а нередко и даже агрессию.

Сегодня еще существует остаточная инерция благожелательного отношения к Церкви (по последним данным ВЦИОМ 25% россиян разочаровались в положительном влиянии Церкви на общество), но она истощается с каждым годом, так что не будем удивляться, если скоро наступит новая «безбожная пятилетка».

Напомним, что согласно недавнему опросу уровень доверия граждан Российской Федерации к политикам таков: на первом месте Путин (52%), на втором – глава Минобороны РФ Сергей Шойгу (24%), на третьем – министр иностранных дел Сергей Лавров (24%). Далее следуют лидер ЛДПР Владимир Жириновский (12%), Д.Медведев (11%), лидер КПРФ Геннадий Зюганов (7%), мэр Москвы Сергей Собянин (5%), глава Чечни Рамзан Кадыров, лидер «Справедливой России» Сергей Миронов, патриарх Кирилл и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко (по 3%).

Миссия Православия – это не вербовка новых адептов. Задача миссии – просвещать людей благой вестью о Христе Спасителе, Распятом и Воскресшем, «Светом Тихим», а не подстраиваться под вкусы и нормы секулярного мiра. Ведь Церковь в силу этого начинает восприниматься этим мiром только в качестве светской организации, осуществляющей «эффективный менеджмент», не более того.

И если наши архипастыри, священники и иеромонахи идут на рок-концерты, спортплощадки или участвуют в светских теле-шоу, то не стоит особенно удивляться, если получаем в качестве «симметричного ответа» то, что получили в 2012 году на амвоне в Храме Христа Спасителя.

* * *
Естественно, обмирщение монашества так или иначе сказывается и на обмирщении церковно-приходской жизни всей Русской Церкви. Ярким примером этого служит концерт на амвоне Ильинского храма г. Апрелевки Наро-Фомиского района МО (вдохновитель сего «миссионерского» действа – иерей Антоний Шугалей):



Подмосковный аналог PussyRiot: концерт на амвоне Ильинского храма г. Апрелевки Наро-Фомиского района МО; вдохновитель сего «миссионерского» действа – иерей Антоний Шугалей.