Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный церковный календарь

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    ЮMoney (Яндекс-Деньги):
    410012614780266

Владимир СМИРНОВ
Несколько замечаний о святости царя Николая II


Предварительно требуются несколько слов о настроениях в нашем обществе. В настоящее время в российском общественно-политическом поле сложилась любопытная конфигурация, определяемая отношением людей к нашей ближайшей истории: я имею в виду советский период и предшествовавший ему распад Российской империи.

Итак, что мы видим? Российское руководство – или, немного обобщая, – современная российская элита в массе своей относится к советскому прошлому резко отрицательно.

Позиция Президента не столь определенная, он иногда допускает всякие оговорки, но общей картины это не меняет. 

При этом отношение элиты к царскому периоду несколько раздваивается, что тоже интересно: с одной стороны, для того, чтобы оттенить зверство большевиков, некоторые делают акцент на хрусте французских булок, упоительных вечерах и высоких темпах промышленного роста (типичным представителем является Н.Михалков); другие, в силу запредельного градуса русофобии, всё прошлое России – что царское, что советское – считают каким-то мерзким недоразумением, от которого интеллигентного человека просто тошнит (например, А.Кох или А.Чубайс). В этом спектре есть, конечно, оттенки и полутона, но, думаю, общая картина понятна;  власть настроена антисоветски.

Среди, так сказать, рядового состава, если отбросить нюансы, мнения разделяются на две части: меньшая часть разделяет мнение элиты, но большинство людей к временам Советского Союза относятся положительно – от сдержанного одобрения до нескрываемого уважения.

Отдельно выделю верующих. В настоящее время отношение к советскому прошлому со стороны руководства Русской Православной Церкви (здесь и далее РПЦ МП) резко отрицательное, что, в общем-то, понятно – советская идеология была официально атеистическая, и во времена Советского Союза церковь проходила по разряду исторических пережитков, опиума для народа и подвергалась гонениям – иногда весьма жестоким, на грани с геноцидом.

Среди верующих отношение не столь однозначное, но бóльшая часть следует в фарватере официального мнения и также придерживается этой точки зрения.

В результате возникла причудливая конфигурация, не лишенная юмористических черт, когда по одну сторону баррикады находятся либерально-фашиствующая интеллигенция, христианские диссиденты и православные ортодоксы. Правда, это такой юмор, от которого не хочется смеяться…

Определенным нервным центром этой сложной картины стала фигура последнего царя Российской империи Николая II, особенно после его прославления и канонизации РПЦ МП в 2000 году. В последнее время тема была дополнительно гальванизирована появлением фильма «Матильда» и сообщением от депутата Н.Поклонской о мироточении бюста.

Попробуем еще раз оценить предреволюционный период с точки зрения верующего человека, а также рассмотреть более детально вопросы относительно канонизации.

К слову: верующий человек отличается от неверующего тем, что он сам, непосредственно, опытным путем знает о существовании живого Бога. Это отличие несущественно для точных наук и техники, ибо все равно, кто считает расход воды или напряжение в стержне; но при анализе исторических событий верующему проще, так как его представление о мире более адекватно и анализ, тем самым, более научен; он учитывает такой важный объективный фактор как Бог.

Одним из распространенных заблуждений у современного интеллигентного человека является уверенность в том, что религия – это удел темного и тупого народа, одурманенного попами; хочется спросить: «А ничего, что верующими были, например, Коперник, Галилей, Ньютон, Кеплер, Фарадей, Планк и даже Эйнштейн? А еще Менделеев, Пирогов, Павлов, Сикорский, заместитель Королева академик Раушенбах, сталинский маршал Шапошников, авиаконструкторы Поликарпов и Туполев, а также великие Суворов и Ушаков, которые не проиграли ни одной (Карл, ни одной!) битвы».

После чего, соответственно, хочется предложить ребятам выплюнуть ту жвачку, которую активно жевал председатель «Союза воинствующих безбожников» товарищ якобы Емельян Ярославский и внимательнее смотреть на окружающую жизнь; жизнь сложна и не всегда соответствует пропагандистским штампам…

Итак, что представляла собой Российская империя во времена Николая II?

С высоты нашего знания – ситуация была удручающая. Хотя, конечно, были и упоительные вечера, и хруст французской булки, и великолепная живопись, и классическая литература – и много еще чего хорошего; можно почитать, например, пронзительную до слез повесть И.Шмелева «Лето Господне».

И все же, глядя внимательно с высоты нашего знания холодными глазами, мы видим прискорбную картину разложения, в первую очередь – и особенно – среди тогдашней элиты.

Опять же, более выпукло и понятно это разложение выглядит через призму веры; подчеркну еще раз – верующий человек при прочих равных условиях способен анализировать окружающий мир более адекватно, более научно по сравнению, например, с атеистом.

Состояние тогдашней элиты можно описать словом «апостасия», что означает «отступничество», отказ от своего предназначения.  Этот процесс начался в русском обществе примерно с эпохи Петра I и развивался далее с повышающим коэффициентом.  Российская империя всегда была неотделима от религиозной идеи служения Богу; эта идея как бы каскадировалась сверху вниз: царь отвечал непосредственно перед Богом; бояре, а позже дворянство служили царю; крестьяне обеспечивали дворянство и бояр; но все вместе были как бы в одной команде, и каждый на своем месте нес посильную ношу. Практически всегда Россия должна была отбиваться от бойких соседей – наших партнеров на современном языке – а война дело затратное; поэтому дворяне воевали, а крестьяне обеспечивали их материальное снабжение. Крепостная зависимость в тех условиях была необходимым и, в общем-то, справедливым решением: одни проливали кровь, другие их кормили.

Постепенно, в силу разных причин, элита стала освобождаться от своего бремени, а крестьяне по-прежнему тянули свою лямку. Это было несправедливо; в частности, одна из причин Пугачевского бунта – недовольство крестьян таким несправедливым положением.

В итоге русское общество распалось на две неравные группы, которые жили параллельными жизнями и порой даже плохо понимали друг друга; элита в той или иной степени гнушалась простым темным и некультурным народом, быдлом; говорила по-французски, часто бывала в Европе, обсуждала литературу и живопись и вела культурную, интеллектуальную жизнь. Именно тогда произошло практически поголовное отпадение русской элиты от православной веры; верить в Бога как какая-то темная крестьянка  стало признаком психической странности и просто каким-то обскурантизмом.

Конечно, это упрощенная схема, были и верующие образованные люди (я упоминал некоторых выше) – но не они определяли общее настроение, modus vivendi.

Все привычно восторгаются русской классической литературой; да, действительно, заметный вклад в мировую культуру и все такое. Но если посмотреть чуть внимательнее на произведения Толстого, Чехова, Тургенева, Гоголя, Лескова, Куприна, Некрасова, Островского и даже Достоевского – они написаны людьми, более или менее далекими от нормальной православной веры; в лучшем случае это несколько умственные и путаные рефлексии у Достоевского, равнодушие у большинства, в худшем случае – туповатые и примитивные антиправославные пассажи у Толстого.  Я не отрицаю писательского таланта у Льва Николаевича – это было бы нелепо; но любовь всего мира он заслужил, несомненно, не из-за «Войны и мира» (которую мало кто из нынешней публики дочитал до конца), а из-за своей диссидентской антиправославной деятельности.

Это примерно как с Андреем Дмитриевичем Сахаровым – он был талантливый физик-атомщик, но весь мир любит его не за это, а за правозащитную деятельность, хотя его выступления и статьи на тему государственности склеены из незамысловатых пропагандистских штампов, надиктованных супругой.

Таким образом, даже лучшие в своем роде и нравственные представители русской интеллигенции были фактически неверующими людьми; что же говорить об остальных…

При этом коренная часть русского народа – крестьяне,– жила очень несладко.  Конечно, понятия «сладко» или «несладко» – относительные, и в любой стране всегда были и будут богатые и бедные. Но в дореволюционной России все же крестьяне жили очень тяжело, и особенно по сравнению с жизнью элиты. В интернете много достаточно детальных исследований на эту тему; но что особенно характерно – это равнодушие элиты к собственному народу при одновременной практической бесполезности своего существования. Характерный пример: в 1907-м году от продажи зерна было получено 431 млн рублей, из них примерно ¾ было потрачено на приобретение предметов роскоши и заграничные поездки – то есть совершенно бездарно для страны (смотри, например, здесь: http://maxpark.com/community/5134/content/2279025).

Я не буду писать про полностью зависимое от западных банков финансовое положение (что сложилось еще при Александре III, отце Николая II), крайне недостаточное и однобокое промышленное развитие (и, как следствие, совершенно неудовлетворительное количество технически образованных людей) и о других подобных аспектах; сейчас в сети много достаточно детальных и аргументированных материалов на эту тему.

Фактом является то, что в начале XX века российская элита выродилась в практически малоэффективную группу с четко выраженными паразитическими признаками; они жили «…под собою не чуя страны…»

Отдельная история – СМИ; в то время средствами массовой информации были в основном газеты, журналы и литература. Что мы видим? Картина печальная – полное доминирование либеральной и левой прессы, постоянно усиливающееся антиправославное и антигосударственное промывание мозгов…

Конечно, основным носителем веры было крестьянство; но основы народной веры подвергались сильной эрозии:  во-первых, из-за низкой образованности, темноты, что делало крестьянскую веру уязвимой от наукообразной пропаганды со стороны СМИ – при том, что элита была практически безбожной; во-вторых, вера ослаблялась народным  ощущением несправедливости бытия.

Характерный в этом отношении штришок – например, известная картина Валентина Серова «Девочка с персиками», написанная в 1887 году; Серов написал ее сразу по возвращению из Италии в подмосковном имении Мамонтова, позировала ему 11-летняя Верочка Мамонтова. Трогательная картина, милый антураж, много умилительных комментариев в интернете от чувствительных дамочек, включая, конечно, гневное обличение мерзких большевиков, растоптавших все светлое своими гулаговскими сапогами.

И я, глядя на картину, тоже начинаю было умиляться: «Италия…персики…Верочка» и слезы подступают к глазам – но потом я вспоминаю, что жизнь этого имения обеспечивали окружающие жители, темные крестьяне, которые кормили Верочку и ее папу и на чьи деньги художники ездили в Италию и припадали к культуре; и начинаю вспоминать, как жили эти русские люди, называемые крестьянами, в своих избах, провонявших потом и вонью и дымом, и как временами жрали лебеду и всякую дрянь, чтобы не сдохнуть с голода – но все же некоторые сдыхали; я вспоминаю это – и слезы умиления как-то усыхают…

Конечно, в русской деревенской жизни было и много хорошего, даже поэтического; конечно, там были не только черные краски; но все же контраст между персиками и квасом, между праздностью и тяжелым трудом резал глаза; это было несправедливо и создавало глухое отчуждение между народом и элитой – и ослабляло народную веру; элита и народ уже не были одной командой…

А что Церковь? – Надо хорошо понимать, что Церковь – это частица общества: болеет общество – болеет и Церковь… Там тоже было все не очень гладко: основная масса священников, тянувшая свою жреческую лямку в деревнях и провинции, была принижена, малограмотна и бедна; среди священства распространялось вольнодумство и неудовлетворенность…

В общем, как пел Виктор Цой: «…Перемен мы ждём, перемен». Все ждали перемен…

Не хочу никого огорчать, но Россия – страна Креста; как бы сейчас это ни казалось странным современным маловерующим соотечественникам, но Москва – это действительно третий Рим, и монах Филофей был прав.

С креста не сходят – с креста снимают; русская элита уклонилась от своего служения, и слепые вожди слепых с самоуверенной глупостью потащили страну в пропасть.

Те, кто указывает на высокие дореволюционные темпы промышленного роста, выхватывают отдельные фрагменты из контекста; конечно, если был один паровоз, а потом сделали второй, то темп роста будет ничего себе – 50%; но если учесть, что наши партнеры уже имеют одни сто пятьдесят шесть, а другие двести тридцать два паровоза, то темпы роста уже выглядят не так эффектно, особенно если учесть, что две трети деталей и сама конструкция наших двух паровозов – куплены у партнеров, и куплены за деньги от продажи зерна. Сейчас эта тема достаточно детально проработана, и в сети много соответствующих материалов,  которые однозначно указывают на то, что в России складывалась экономика с типичными колониальными чертами и под полным внешним финансовым контролем; эти слова немного обидные – но это правда.

Обратимся к канонизации царя Николая II. Сама по себе канонизация и у некоторых верующих людей вызывает сомнения; разберем их.

Во-первых, вполне очевидно, что это было сделано по политическим соображениям как необходимое условие для сближения с Русской Зарубежной Церковью Заграницей (РПЦЗ), которая канонизировала царя и его семью еще в 1981 году. РПЦЗ всегда отличалась резким антисоветизмом, и наша церковь здесь подыграла ей. 

Конечно, важен результат; Господь и зло на доброе устрояет; видимо, пришло время канонизации, и Бог задействовал те механизмы, что были, так сказать, под руками.

РПЦЗ не особо популярна в России, и это рикошетом отразилось на признании царя Николая II святым. 

Зарубежная Церковь напоминает младшую сестру, немного истеричную, эгоистичную и не вполне адекватную по отношению к старшей сестре.  Сейчас это уже все почти в прошлом, но, помню, совсем недавно у меня вызывало недоумение и легкую досаду то, что старшая сестра потакает нелепым капризам младшей сестрички. РПЦЗ немного крикливо требовала от нашей Церкви покаяться за Декларацию митрополита Сергия – и, кажется, добилась своего; что-то такое покаянное было озвучено со стороны РПЦ МП. Но вполне очевидно, что Декларация была вынужденным компромиссным шагом – не затрагивавшим ни одно каноническое правило Церкви. У жрецов, которыми по сути являются священники, своя особая миссия – они обеспечивают, так сказать, мистический контакт верующих с Богом. Жрецы не служат власти – они служат Богу, а с властью взаимодействуют постольку, поскольку это необходимо для их служения.

РПЦЗ, находясь в несоизмеримо более комфортных европейских условиях, высокомерно требовала от нашего священства покаяния за признание Советской власти; но ведь они тоже, проживая, например, в славном городе Нью-Йорк, возглашали на литургии моление о местных властях – то есть о правительстве США. Широко известно, что многие члены правительства, включая американских президентов, входят в действующие масонские ложи; масонство – враг христианства. Так чем лучше масоны США по сравнению с коммунистами СССР? – Ничем, и даже наоборот; но никто не требует покаяния от РПЦЗ за взаимодействие с безбожными американскими властями. Более того, в свое время РПЦЗ поддержала войну США во Вьетнаме, видя в ней борьбу с безбожным коммунизмом; а вот за это уже вполне можно бы и покаяться…

Ладно, война во Вьетнаме; допустим, политическая тупость и детская наивность как-то могут извинить иерархов РПЦЗ. Но как вам такая цитата:

«…Да подаст Он Вам, Вашей стране, Вашему Правительству и воинству здравие, благоденствие и во всем благое поспешение на многая лета».

Это митрополит Анастасий, первоиерарх РПЦЗ, благословляет Адольфа Гитлера и вермахт накануне войны. А вот архиепископ Серафим (Лядэ), в июне 1941 года, после начала войны:

«Карающий меч Божественного правосудия обрушился на советскую власть, на ее приспешников и единомышленников… Настал последний решительный бой. Да благословит Господь новый ратный подвиг всех антибольшевистских бойцов и даст им на врагов победу и одоление. Аминь!»

Если кто не понял: «антибольшевистские бойцы» – это фашисты, а «враги» – это, например, мои оба деда, которые воевали, защищая свою Родину.

То есть РПЦЗ благословляла американцев, выжигавших напалмом вьетнамские деревни вместе с их обитателями, и благословляла фашистов, которые вели войну на истребление с СССР.

Примерно в те же дни, когда архиепископ Серафим благословлял одних «антибольшевистских бойцов» в Германии, капитан Гастелло направил свой горящий бомбардировщик на колонну других таких же бойцов в серой форме возле Минска – он сгорел сам, но сумел убить, сколько смог, врагов, пришедших захватить его Родину.

Я православный христианин, но самоубийца коммунист Гастелло мне неизмеримо ближе, чем православный архиерей Серафим; парадокс…

Заканчивая тему с РПЦЗ – я уверен, что еще будут разбор полетов и работа над ошибками; но будем также помнить, что Зарубежная Церковь сделала очень большое дело – они сохранили практически всю святоотеческую литературу, которую неизбежно уничтожили бы в Советском Союзе.  Правда, библиотечный работник вообразил себя директором школы – и это получилось нелепо; бывает…

Возвращаясь к теме канонизации Николая II и сомнениям относительно его святости. Первое сомнение мы разобрали (политическое влияние РПЦЗ), оно скорее психологическое и никак не отменяет сути. Второе сомнение именно в сути – в чем же состоит святость свергнутого царя?

Мир устроен так, что проигравших не любят. Когда Пилат вывел избитого и оплеванного Христа к иудеям и сказал: «Вот, Царь ваш!», – те зашлись криками от ненависти и унижения: «Возьми, распни его!». Они не хотели побежденного Бога…

Николай II проиграл империю, свой трон и саму жизнь; и мы тоже не хотим проигравшего и униженного святого, и готовы его оплевать и унизить – но не признавать святым. Наша реакция понятна; но здесь важнее понять, что думает на эту тему Бог. Я не сомневаюсь, что там Николай II находится в сонме святых; он прославлен у Бога. Видимым знаком являются многочисленные случаи мироточения икон. Причем эти случаи вполне подробно описаны, и у нас нет основания сомневаться в этих фактах.

Я никогда ранее не слышал о мироточении бюстов, этого нет в православной практике. То, как это было преподнесено Натальей Поклонской, проходит по разряду женской экзальтации и глупости. Не хочу погрешить против истины – возможно, такой факт имел место, жизнь сложна; но есть определенные правила надежной фиксации подобных событий. Здесь же внешне это выглядело, как переписка двух блондинок. По идее, прокурор должна иметь достаточный жизненный опыт и практику проверки различных сведений, особенно во всяких щекотливых ситуациях, чтобы не совершать подобных ляпов; объективно получилось, что она  подыграла той команде, которая дискредитирует святость царя…

Кроме того, известны случаи помощи со стороны Николая II и его семьи; я знаю несколько совершенно убедительных историй от спокойных, уравновешенных людей, не склонных к истерикам и фантазиям. Для меня наиболее поразительным является случай с поэтессой Ниной Карташевой, он есть в сети; также убедителен и опыт писателя Николая Блохина.

С другой стороны, решение комиссии по канонизации несет на себе отпечаток неуверенности: они разделили жизнь царя на два периода – до отречения и после, и решили, что царь достоин святости именно за второй, тобольско-екатеринбургский период, а первый период (то есть все царствование) вывели за скобки.

Это лишний раз показывает, что комиссия сама не вполне понимала смысла святости Николая II, и просто подтягивала задачу под ответ. Если посмотреть внимательнее на то время, то картина станет более понятной.

Спросим себя: был ли Николай II сильным политиком и руководителем? – Для того, кто немного знаком с реалиями того времени, ответ очевиден: нет, Николай II был посредственным руководителем.

Спросим еще: был ли Николай II сильно слабее своих предшественников: Александра III, Александра II, Николая I, Александра I? – Ну, если он и уступал, то только своему отцу, Александру III, да и то еще надо посмотреть…

Дело в том, что любой руководитель, и монарх в том числе, опирается на свое ближайшее окружение, элиту. Это тем более было справедливо по отношению к тогдашней Российской империи; среди элиты было много просто близких родственников Николая; тамошний высший свет очень хорошо знал друг друга, там было просто переплетение дружеских и семейных связей.

Если даже монарх был не семи пядей во лбу, работала сама система: царь был высшим арбитром, а всеми основными текущими делами занималось его окружение.

При рассмотрении того времени мы часто упускаем два очень важных момента: первый – степень деградации русской элиты достигла критического значения; второй – по России был нанесен удар страшной силы. Так, некоторые ставят в пример Николаю II его старшего двоюродного брата, императора Германии Вильгельма II, его ум и хватку – но забывают при этом, что  немецкая монархия также попала под раздачу и потерпела крушение; Вильгельм II, монарх сильной, промышленно развитой Германской империи, отрекся от престола 28-го ноября 1918, примерно через четыре месяца после расстрела Николая II и его семьи.

Даже если бы на месте Николая II – вообразим такой вариант – оказался бы Сталин, то и он, боюсь, ничего не смог бы сделать, так как монарху приходится работать в рамках той системы, которую он возглавляет. Невозможно было сменить всю аристократию, русская монархия физически и идеологически  была не способна реализовать такой вариант. Монархия, в которой элита отвергала Бога и, тем самым, идею самой монархии, фактически была обречена. Это как человек с резко ослабленным иммунитетом; его смерть – вопрос времени; он умрет или от простуды, или от случайной царапины; а уж если выстрелить в спину – то шансов нет…

Поясню примером тезис об ограниченных возможностях любого монарха. Сталин был гениальным руководителем, но и он мог действовать только в рамках, допускавшихся той системой и той элитой. Например, он дважды  должен был уступить своему окружению в вопросе об ограничении власти партийной номенклатуры.

Первый раз это произошло при попытке Сталина провести конституционную реформу в 1936–1937 г.г. с целью отодвинуть партию от ключевых постов. На декабрь 1937 года были запланированы выборы в верховные органы власти на альтернативной основе; в газетах было напечатано, что «…всеобщие, равные, прямые и тайные выборы в СССР будут хлыстом в руках населения против плохо работающих органов власти». Но Сталин недооценил эти самые органы власти: на июньском Пленуме, за полгода до революционных выборов, региональные руководители (секретари обкомов и крайкомов) предъявили по сути ультиматум: до выборов, чтобы обеспечить высокое качество кандидатов, должны быть проведены чистки антисоветских элементов с использованием внесудебных органов власти, так называемых «троек». И Сталин, попытавшись было сманеврировать, в итоге был вынужден согласиться. По стране покатилась кровавая вакханалия. В условиях репрессий было уже не до альтернативных выборов… В итоге в октябре Пленум утвердил безальтернативный принцип «одно место – один кандидат»; Сталин проиграл элите.

Тем не менее, он не отказался от идеи отстранения партийной бюрократии от хозяйственного руководства страной. Вторая попытка была им сделана на XIX съезде партии в октябре 1952 года. Я не буду описывать детали, при желании все можно найти в сети, ограничусь констатацией – на 5 марта 1953 года был запланирован Пленум ЦК по обсуждению практических вопросов реформирования партии, но Сталин до него уже не дожил… Он опять проиграл элите, заплатив на этот раз своей жизнью…

Вернемся к Николаю II. Царь не мог опереться на элиту, ибо это была уже не элита, а либеральный кисель, пораженный метастазами масонства. С другой стороны, те, кто играли против, хорошо понимали значение фигуры царя для скрепления монархии, и поэтому целенаправленно били в эту точку. Против царя велась оголтелая и высоко профессиональная пропаганда. Градус злобы и презрения вокруг него постоянно повышался, элитный бульон подкипал… Опять же, не буду вдаваться в детали, укажу только для примера на один пункт – события 9-го января, «кровавое воскресенье». Сейчас понятно, что это была блестяще подготовленная спецоперация, эффективная и эффектная. Николай II в эти дни жил в загородной резиденции, хотя на него и повесили всех собак; но даже если бы он находился в городе и попытался бы как-то разрулить сложившуюся ситуацию – у него не было шансов. Кто хочет почитать подробности, может сходить по ссылке http://maxpark.com/community/13/content/4972564

Об эффективности этой операции и ее мощном пропагандистском обеспечении можно судить по тому, что до сих пор миф о кровавом Николае, залившем кровью народ 9-го января 1905 года, живет в умах многих даже образованных и неглупых современных людей. А что говорить о том времени…

Николай II был страшно одинок, его били со всех сторон; только с женой и детьми он мог хоть как-то расслабиться; его мать и близкие родственники относились к нему с раздражением и презрением и, по сути забыв о своем долге, требовали от него того же.

Это был его крест – тянуть лямку руководства страной, которая все менее и менее хотела его руководства. Он не мог просто так уйти в отставку, ибо он был помазан на царство и обязан был выполнять Божью волю. Именно через монарха реализуется Божья воля; и горе подданным, когда они забывают об этом.

«…И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь…»

Подвиг Николая II подобен подвигу тяжело больного человека, который с терпением переносит свои страдания во имя долга. Это высокий градус веры, когда человек  настолько доверяет Богу, что даже страдая, не ропщет, понимая, что в этом есть свой смысл. Господь зрит на сердце человека; очевидно, что Николай II до конца выполнил свой долг перед Богом. А долг его был – быть царем убиваемой и преданной монархии…

Он отрекся от трона, когда все вокруг стали этого требовать: родственники, политики – и даже военные. Фактически все командующие фронтами (за единственным исключением) подписали телеграмму с просьбой/требованием об отречении – и это, не будем забывать, в разгар мировой войны. Отречения хотели и левые и правые; и военные  и штатские; и либералы и монархисты – во имя спасения России, как они его понимали.

Русская монархия не могла существовать без желания народа. Народ хотел перемен и не хотел царя – и царь отошел в сторону. Некоторые обвиняют Николая II в измене присяге – здесь не было измены, монарх не мог в той ситуации заставить подданных выполнять свой долг. Русская монархия не была заточена под массовые репрессии, а иного способа сохранить статус-кво не было.

Венцом крестного пути царя стало его убийство вместе с семьей и слугами. «…Прощай, Россия, встретимся в раю…» Монархия кончилась, и началась новая жизнь.

Новая жизнь началась кроваво и тяжело. Но ведь и новорожденный ребенок выглядит поначалу непривлекательно: весь красный, в слизи и маминой крови, истошно кричит, тут еще и пуповина с последом… Но проходит время – глядишь, и вырос какой-нибудь Ален Делон…

Примерно так выглядит история Советского Союза, но более детальное обсуждение выходит за рамки заявленной темы.

Итак, суммируя:

– у меня нет сомнения, что царь Николай II прославлен у Бога и находится в сонме святых;

– не имеет особого значения, как вы лично сейчас относитесь к этому факту; пройдет отмеренное вам время, вы умрете – и сами, попав туда, увидите Николая II, его семью и много еще кого – и тогда у вас не будет сомнений;

– подвиг царя – мученический; легче броситься на амбразуру, чем из года в год терпеть унижения, поношения, видеть свою беспомощность перед врагами – и продолжать тянуть лямку царя умирающей империи, который обязан это делать, потому что в этом его долг перед Богом.

Извиняюсь, если не смог достаточно убедительно выразить свою мысль

Спасибо за внимание.

 

 Combat




 



АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

27.09.2021
Тимур Давлетшин

О писателе Астафьеве и «ложном» патриотизме.
Ответ на статью Владимира Семенко

26.09.2021
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

23.09.2021
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

21.09.2021
Протоиерей Феодор Зисис

Вслед за экуменизмом пришел гомосексуализм*

14.09.2021
Николай Каверин

О пропаганде вакцинофобии в России

6.09.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Вакцинация, как вероучительный вопрос

12.09.2021
Отрывки из исповеди протоиерея Бориса Николаевского

29.08.2021
Николай Каверин

Почему молчит Патриарх Кирилл по поводу вакцинации?

16.08.2021
Анатолий Степанов

Революционеры справа.
Размышления о феномене православного радикализма

14.08.2021
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

О чтении духовных книг соответственно своему положению.
Наставление, что читать мирянину

19.09.2021
Святитель Иоанн (Максимович)

Извращение латинянами в новоизмышленном догмате «Непорочного зачатия» истинного почитания Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

17.09.2021
Владислав Артемов

Безумие Православия

23.08.2021
Светлой памяти протоиерея Владимира Правдолюбова (†23.05.2021)

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

09.09.2021
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

2.09.2021
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) (†2018)

Меч обоюдоострый.
Светлой памяти выдающегося духовного писателя архимандрита Лазаря (Абашидзе)

8.08.2021
Алексей Ярасов

Чем запугивают антипрививочники православных

26.07.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Новая волна антипрививочного безумия в нашей Церкви

2.08.2021
Всеобщая вакцинация населения за несколько дней смогла погасить страшную вспышку оспы в 1959–1960 годах в Москве

18.08.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию развала Советского Союза.
К развалу СССР причастны и некоторые священнослужители Русской Православной Церкви

1.08.2021
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

11.07.2021
Тимур Давлетшин

Концепция уранополитизма священника Даниила Сысоева.
О мнимом противоречии христианства и патриотизма (в связи с полемикой о допустимости православным верующим прививаться от коронавируса российскими вакцинами)

29.06.2021
Николай Каверин

Отечественная вакцина «Спутник V» не имеет ничего общего с абортированным материалом

25.08.2021
Священник Александр Цыганков

О наших разногласиях

19.07.2021
Эдуард Биров

Метаморфозы-2021.
Как государственники стали борцами за «права личности»

11.08.2021
Николай Бондаренко

О пандемии для православных. Вопросы и ответы

7.07.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

31.03.2021
Анатолий Степанов

Почему православные превратились в авангард борьбы против вакцинации?

29.07.2021
Николай Каверин

К 30-летию со дня кончины схиархимандрита Иоанна (Маслова).
О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

1.06.2021
Сергей Худиев

Отказавшись от вакцинации, можно стать убийцей

22.07.2021
Оздоровление Гродненской епархии.
Ряд белорусских «революционеров в рясах» лишились своих постов

13.06.2021
Наталия Михайлова

История отмены «клятв».
К 50-летию Поместного Собора 1971 года

5.07.2021
Сергей Лукьяненко

Бронежилет, или Почему зимой не нужно носить шапку

25.05.2021
Кто тормозит канонизацию Евгения Родионова

11.06.2021
Громкая отставка в Белорусском Экзархате: архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры и отправлен на покой

19.05.2021
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

15.07.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин) о прелюбодействии и разврате

7.06.2021
Владислава Романова

ОВЦС и раскол в Московской Патриархии.
К юбилею самого «эффективного» церковного отдела

30.05.2021
Николай Каверин

О проекте документа Межсоборного присутствия «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга».
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

4.06.2021
Светлой памяти протоиерея Владимира Правдолюбова (†23.05.2021)
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.05.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

21.06.2021
Почему современному кинематографу и телевидению выгодна фальсификация правды о Великой Отечественной войне

11.04.2021
Николай Каверин

Ядерное оружие России и российские антиковидные вакцины – единственный гарант суверенитета нашей Родины

23.05.2021
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

26.04.2021
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.06.2021
Обращение генерала-лейтенанта Владимира Шатохина о необходимости освящения оружия России

21.05.2021
Святой мученик Христофор и его иконография

29.03.2021
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

18.04.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

9.03.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

В защиту Главного храма Вооруженных сил России от церковных либералов и антисоветчиков

2.03.2021
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

28.02.2021
Архиепископ Никон (Рождественский)

Памятники-статуи святым угодникам

17.01.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Апологет ереси (Об искажениях православного вероучения в сочинениях диакона Андрея Кураева)

18.02.2021
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

16.02.2021
Протоиерей Константин Буфеев

Крайности эволюционизма.
Странные рассуждения о науке и вере в одной статье на сайте «Богослов.ру»

22.02.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Эволюция: от обезьяны Дарвина к «обезьяне Бога»

21.04.2021
Грех блуда и борьба с ним

3.02.2021
Владимир Шкляев

О составителях «житий» новомучеников

10.02.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Белые платочки спасли когда-то церковь».
Ваше Святейшество, вступитесь за них!

31.01.2021
Президент – мой друг!

29.01.2021
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

27.01.2021
Вячеслав Макарцев

Эсхатологическое бесчувствие

1.12.2020
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

21.01.2021
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

20.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Просим Церковный суд приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

10.05.2021
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

14.01.2021
Андрей Кураев: «православный хам» или хамоватый еретик?

12.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию событий 13 января 1991 года в Вильнюсе.
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование»

4.01.2021
После призыва Патриарха Кирилла к москвичам не пренебрегать богослужениями глава ОВЦС МП попросил верующих не ходить в храмы на Рождество.
Кого же слушаться бедным российским христианам?

24.12.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

28.12.2020
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

2.01.2021
Михаил Тюренков

«Кураев – на выход!»
Скандального протодиакона приговорили к лишению сана. На очереди анафема?

29.12.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

15.12.2020
Протоиерей Андрей Ромашко

Когда очень хочется раскола.
О Соборе православных мирян (31.10.2020 г., Москва)

18.12.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

10.11.2020
Протоиерей Алексий Касатиков

Царский путь в ситуации с COVID-19: как пройти между малодушным страхом и слабоумной отвагой

26.11.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

10.12.2020
Павел Панов

Еще раз о соблазне западной культурой

6.12.2020
К 55-летию «снятия анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

29.11.2020
Протоиерей Сергий Правдолюбов

Воспоминания о работе комиссии по богословским воззрениям свящ. Георгия Кочеткова в 2000 году

19.11.2020
Тимур Давлетшин

Кочетковщина и власовщина

8.11.2020
Михаил Тюренков

Избавится ли Русская Церковь от секты кочетковцев?

17.11.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

13.11.2020
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

15.11.2020
Андрей Рогозянский

Почему лекции С.Чапнина в МДА – это нонсенс

28.10.2020
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

1.11.2020
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

5.11.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

4.10.2020
Патриарх Кирилл в декабре 2019 года запустил в Русскую Церковь губительный вирус обновленчества и богослужебного реформаторства.
Письмо в редакцию сайта «Благодатный Огонь»

21.10.2020
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

7.10.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества.
Послесловие к письму в редакцию «Благодатного Огня» прихожанки храма в г. Балашихе

11.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

В Церкви активизировался вирус обновленчества

15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

20.09.2020
Николай Каверин

О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?

29.09.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

13.09.2020
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

1.10.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

17.09.2020
Священник Александр Шумский †16.09.2020

Светлой памяти священника Александра Шумского.
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

18.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению».
Извержение из сана свящ. Феодора Людоговского

30.08.2020
Николай Каверин

Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?

26.08.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

15.10.2020
Александр Камчатнов

Горé имеим сердца, или Еще раз к вопросу о языке богослужения

4.09.2020
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

7.09.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви

21.08.2020
Иеромонах Роман (Матюшин)

Не соблазняйте малых сих

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

8.12.2020
Пантелеимон Филиппович

Церковный либерализм: взгляд из Белой Руси

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

2.09.2020
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

7.02.2021
Григорий Глушенков

Кто убил митрополита Киевского Владимира: большевики или украинские националисты?

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

30.10.2020
Почему не были реализованы планы по ядерной бомбардировке СССР

20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

2.11.2020
Протопресвитер Владимир Диваков

Битва за Сретенский. Москва за нами

25.10.2020
Роман Носиков

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова (†21.10.2020).
Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

22.10.2020
Протоиерей Димитрий Смирнов (†21.10.2020)

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова.
Протоиерей Димитрий Смирнов о деятельности священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

9.02.2021
К 15-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Яд в привлекательной упаковке»

12.12.2020
Алексей Горожанин

Посещал ли апостол Андрей Первозванный Русскую землю?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

24.07.2021
Как Олимпийский комитет России от Крыма отказался.
Вслед за флагом и гимном у российских олимпийцев отобрали право на территориальную целостность страны, которую они представляют

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

15.05.2018
О ситуации в Сербской Православной Церкви

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Изменение церковнославянского богослужения — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

24.08.2021
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

21.07.2020
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

 

НОВОСТИ

12.09.2021
Указ о запрещении священника Романа Степанова

12.09.2021
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

11.09.2021
Решение раввината для православных стало считаться критерием истины?

02.09.2021
«Тот, кто заразит кого-либо коронавирусом – виноват в убийстве», – иерарх Элладской Православной Церкви

31.08.2021
Светлой памяти Героя России Александра Захарченко (†31.08.2018)

25.08.2021
«Православие-лайт», Или давайте научим детей как «правильно» верить

21.08.2021
Антипрививочники! Создавайте движение против лечения зубов!

10.08.2021
Об основных мифах, распространяемых антивакцинаторами.
Интервью корреспондента сайта «Благодатный Огонь» с врачом Зоей Андреевой

06.08.2021
Митрополит Псковский и Порховский Тихон: «Еще в 90-е страшилок о вакцинации было хоть отбавляй»

30.07.2021
Фальстарт встречи антихриста.
«Сообщество свидетелей скорого пришествия антихриста» оживилось, узнав, что Чубайс – акционер предприятия, производящего «Спутник V»

20.07.2021
Кто ответит за преждевременную смерть от ковида Петра Мамонова?

14.07.2021
Парадокс вакцинации.
Патриоты всё-таки выступили против власти

03.07.2021
Обращение митрополита Псковского и Порховского Тихона к псковской пастве о необходимости вакцинации

25.06.2021
Протоиерей Алексий Касатиков: «COVID-19 – это биологическое оружие, направленное против России, и от него надо защищаться отечественной вакциной “Спутник V”»

24.06.2021
На Валааме будут выгонять из монастыря не вакцинировавшихся насельников, а в Москве от столичных священников не потребуют обязательной вакцинации

23.06.2021
Николай Стариков: принудительная вакцинация – это вторая «пенсионная реформа»

22.06.2021
22 июня 1941 года — 80 лет c начала Великой Отечественной войны

10.06.2021
Архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры.
Белорусская русофобствующая оппозиция надеется, что владыка возглавит «православную церковь в новой Беларуси»

09.06.2021
Информационную атаку Запада и российских православных кликуш на вакцину «Спутник V» следует приравнять к экстремистской деятельности и посягательству на суверенитет России

09.06.2021
Число вакцинированных от COVID в российской армии приблизилось к 100%

28.05.2021
Скончался протоиерей Владимир Правдолюбов — строгий блюститель традиций православного богослужения и яркий полемист с неообновленчеством и церковным либерализмом

20.05.2021
Ещё раз о вакцинации: в военное время некоторые грехи не вменяются в осуждение

20.05.2021
В РПЦ призвали не считать вакцинацию грехом

17.05.2021
Почему современному кинематографу и телевидению выгодна фальсификация правды о Великой Отечественной войне

10.05.2021
Просим Священный Синод дать исчерпывающее разъяснение о допустимости православным верующим прививаться российскими вакцинами

09.05.2021
С Днем Победы!
Проконвоирование немецких военнопленных через Москву 17 июля 1944 года

30.04.2021
Иерусалимский Патриарх Диодор (†2000) о происходящем в Кувуклии во время схождения Благодатного огня

14.04.2021
Церковно-общественный совет по биоэтике, выступивший против церковного признания ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), упразднён Священным Синодом

12.04.2021
Гагарин: «Привет, потомки! Как вы там?»
К 60-летию первого полета в космос советского космонавта Юрия Гагарина

24.03.2021
На Афоне начались прививки от коронавируса

07.03.2021
Обращение в Церковный суд: «Просим приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

05.03.2021
5 марта – день кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

24.02.2021
Кураев vs патриархия: «ничья»

18.02.2021
«Заноза» Патриарха Кирилла, или У Кураева длинные руки!

16.02.2021
Инициатива митрополита Илариона (Алфеева) канонизировать прот. Александра Меня призвана «уравновесить» недавнюю инициативу митрополита Тихона (Шевкунова) по подготовке к канонизации исповедника Церкви Русской старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

12.02.2021
Обращение студенческого сообщества Донбасса к молодежи России

09.02.2021
Митрополит Тихон (Шевкунов) объявил сбор материалов для подготовки прославления старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

04.02.2021
Лжемиротворчество под маской Православия.
Не стоит ли либеральствующим священникам снять рясу и податься в правозащитники?

03.02.2021
К 3-й годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

28.01.2021
Митрополит Запорожский Лука: «Кураев за годы своей антицерковной деятельности внес в души христиан столько соблазна, лжи, осуждения, откровенной клеветы и ненависти к Церкви, сколько, наверное, не сделал за последнее время ни один человек»

24.01.2021
Митрополит Иларион: Кураеву грозит отлучение от Церкви

21.01.2021
Обратится ли Патриарх Кирилл к мэру Москвы С.С. Собянину с просьбой разблокировать социальные карты для бесплатного проезда в общественном транспорте для людей 65+ с целью посещения ими воскресных и праздничных служб в московских храмах?

19.01.2021
Институт Гамалеи опроверг слухи о содержании абортивных материалов в вакцине «Спутник V»

08.01.2021
Решение Епархиального суда г. Москвы по делу № 50-54-2020 (о признании протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана)

05.01.2021
В Рождество в Храм нельзя?!
Доктор Мясников осудил фатальный запрет для верующих пожилых людей посещать храмы

02.01.2021
Митрополит Запорожский Лука о снятии сана с Андрея Кураева

29.12.2020
Решением епархиального суда г. Москвы протодиакон Андрей Кураев признан подлежащим извержению из сана

24.12.2020
Рецидив неообновленчества: Патриарх Кирилл снова выступил за частичное использование русского языка в богослужении

17.12.2020
Протодиакон Андрей Кураев неожиданно заголосил о каноничности, хотя ранее говорил, что «каноны надо забыть и положить на полку»

27.11.2020
Рукопожатцы в масках «христиан»: новое открытое письмо российской либерды

24.11.2020
Священник Георгий Максимов про революционное «собрание православных мирян» от 31 октября

18.11.2020
Миссионерский декаданс: в одном из храмов Татарстанской митрополии священник совершает молебен в спортивном костюме (ВИДЕО)

15.11.2020
Собрание православных мирян как гниение

09.11.2020
Авторская программа Александра Щипкова «Агитаторы»: о священнике Георгии Кочеткове, либерал-православии и ревнителях не по разуму

08.11.2020
Православные миряне как орудие церковной революции и обновленчества справа

04.11.2020
Объявит ли Россия выборы в США 2020 нелегитимными?
Вся правда об американских выборах от Маргариты Симоньян

30.10.2020
Православные ковид-диссиденты активизировались…

27.10.2020
Обращение диакона Ильи Маслова в Церковный суд Московской областной епархии

24.10.2020
Эпоха протоиерея Димитрия Смирнова

22.10.2020
Нынешние церковные проповедники едва ли смогут сравняться с покойным о. Димитрием

19.10.2020
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)

14.10.2020
В Псковской епархии возрождается единоверческий приход и богослужения древнерусским чином

09.10.2020
Масоны Испании заявили, что папа римский поддерживает их принципы

08.10.2020
Митрополит Тихон (Шевкунов): Мне выпало счастье общаться с Путиным

02.10.2020
Оздоровление Сретенской духовной семинарии: Патриарх Кирилл назначил проректоров и секретаря Ученого совета

29.09.2020
Служба внешней разведки РФ узнала о подготовке в Белоруссии «резонансной провокации» с целью столкнуть православных и католиков

19.09.2020
Прощание с отцом Александром Шумским

17.09.2020
Погиб священник Александр Шумский

12.09.2020
Донбасс за нами! — сильная песня прекрасных дончанок взрывает Сеть

10.09.2020
Суд Екатеринбургской епархии отлучил схимонаха Сергия Романова от Церкви

08.09.2020
Диакон Владимир Василик о творчестве протоиерея Александра Меня в связи с 30-летней годовщиной со дня его убийства

24.08.2020
Святейший Патриарх Кирилл в ответ на многократные обращения мирян поручил проанализировать богословские изыскания священника Георгия Кочеткова

22.08.2020
О последних событиях в церковно-политической жизни Белоруссии

20.08.2020
Священнослужитель Белорусской Православной Церкви: Константинопольский патриарх готовит в Белоруссии церковный раскол

18.08.2020
Заявление Медиагруппы «Патриот» в связи с событиями в Белоруссии