Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Протоиерей Николай БАРИНОВ
Как часто причащаться?

 

В настоящее время можно встретить полемику на тему частого или редкого причащения. На эту тему написано много статей. Основные аргументы за и против частого причащения можно увидеть в следующих статьях. За – труды священников Даниила Сысоева и Георгия Максимова[1]. Против – в статьях «Сверхчастое причащение и обновленчество»[2], «Истинный смысл проповеди сверхчастого причащения»[3], «О причащении на Светлой седмице» и комментариях к ней с цитатами святых отцов[4]. И та и другая сторона приводит в подтверждение своей позиции цитаты из трудов святых отцов. Бывает, противные стороны приводят в подтверждение своих взглядов цитаты из творений даже одних и тех же святых отцов. Но кто же прав? И можно ли совместить, казалось бы, совершенно противоположные точки зрения?

Чтобы ответить на этот вопрос нужно глубже вникнуть в смысл поучений святых отцов. Для этого лучше всего будет начать с цитаты святителя Иоанна Златоуста, которой священник Даниил Сысоев заканчивает свою статью: «Многие причащаются этой жертвы однажды во весь год, другие дважды, а иные несколько раз... Что же? Кого нам одобрить? Тех ли, которые причащаются однажды, или тех, которые – часто, или тех, которые – редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистою совестью, с чистым сердцем, с безукоризненною жизнью. Такие пусть всегда приступают; а не такие – ни однажды. Почему? Потому, что они навлекают на себя суд, осуждение, наказание и мучение… . Говорю это не с тем, чтобы запретить вам приступать однажды в год, но более желая, чтобы вы непрестанно приступали к Святым Тайнам»[5]. Святитель Иоанн Златоуст призывает к частому причащению, но требует при этом условия чистоты христианской жизни. Без этого нельзя причащаться «ни однажды». Так он обращается к священникам: «…ты, служитель Таинств, смотри, чтобы тебе не раздражить Владыку, если не будешь очищать сие тело, – чтобы не дать меча вместо пищи. Но хотя бы кто и по неразумию пришел для причащения, воспрети ему, не убойся… Если ты сам не смеешь, то приведи ко мне, я не позволю сию дерзость. Скорее предам душу свою, нежели причащу Крови Господней недостойного, скорее пролью собственную кровь, нежели причащу столь страшной Крови того, кого не должно. Если же кто после многих испытаний не найдет недостойного, то не будет виновен»[6].

Преподобный Варсонофий Оптинский (†1913) пишет об этом: «В первом веке последователи Христа Спасителя причащались каждый день, но и жизнь они вели равноангельскую, были готовы каждую минуту предстать пред лице Божие. Никто из христиан не был безопасен. Часто случалось, что утром христианин причащался, а вечером его хватали и отводили в колизей. Находясь в постоянной опасности, христиане зорко следили за своим духовным миром и проводили жизнь в чистоте и святости. Но первые века прошли, гонение со стороны неверных прекратилось, постоянная опасность миновала. Тогда вместо ежедневного причащения начали причащаться раз в неделю, затем раз в месяц, а теперь даже один раз в год. У нас в скиту держатся устава Афонской горы, составленного святыми старцами и переданного нам в назидание. Все иноки причащаются шесть раз в год, но по благословению иногда и чаще. К этому так привыкли, что более частое причащение обращает всеобщее внимание…»[7]. Здесь преподобный Варсонофий, помимо условия к причащению свт. Иоанна Златоуста в виде святости жизни, выставляет еще одно условие частого причащения – постоянная опасность смерти. Как разновидность этой причины можно добавить и болезнь. Об этом пишет прп. Амвросий Оптинский: «Ты в болезни приобщалась Святых Таин Христовых каждую неделю, и сомневаешься, не часто ли. В серьезной и сомнительной болезни можно приобщаться Святых Таин и чаще. Нисколько не сомневайся в этом»[8].

Но во времена первых христиан не всё было так просто. Вот что говорит Писание: «…кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней… Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 27-30). То есть даже в то время очень частого причащения многие болели и умирали из-за того, что причащались недостойно.

Как в наше время выполняется условие чистоты жизни? Священник Даниил Сысоев считает, что ничего не изменилось за два тысячелетия:

«Не имея возможности отрицать факт “сверхчастого”, по их словам, Причастия в библейские времена (засвидетельствованного в книге Деяний), они (оппоненты. – Авт.) утверждают, что тогда люди все были поголовно святыми, а сейчас такая святость уже крайне редка (если и вообще возможна). Так что практика того времени не применима к нашему времени. Во времена апостолов было все прекрасно, потом стало хуже, в XIX веке вообще святитель Игнатий писал, что все ужасно, а уж про нынешнее время и говорить не приходиться. На самом деле, это та же мифологема, что и у обновленцев, только в несколько более пессимистической форме. И те, и другие думают, что Христос не выполнил Своего обещания и забыл Церковь, и Дух Святой куда-то ушел».

С этим утверждением о. Даниила нужно категорически не согласиться, здесь он явно противоречит Священному Писанию и самой окружающей действительности. Христос, конечно, не оставил Церковь, как не оставлял ее и в XVIII–XIX вв, когда люди причащались редко и Дух Святой не ушел и никогда не уходил из нее, но люди все более и более развращаются. Сам Христос сказал, что чем ближе ко Второму Пришествию, тем больше будет иссякать вера у людей: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18, 8). Ему вторит апостол Павел: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3, 1-4). Из реальности окружающей жизни не ясно ли видно, что исполняется написанное, что люди, даже называющие себя православными, имеющие вид благочестия, живут в страшных смертных грехах?

Священник Даниил Сысоев приводит в пример «Известие учительное», как он пишет, «одобренное целым рядом Московских Соборов конца XVII века». И это «Известие» подробно указывает, кого нельзя допускать до причастия: «…блудники и блудницы, наложниц имущие (в наше время живущие в так называемом «гражданском браке» – блудном сожительстве. – Авт.) и сами тыя наложницы, прелюбодеи, лихоимцы (дающие деньги под проценты. – Авт.), чародеи, ворожбиты всякия, святотатцы, картовники (играющие в карты. – Авт.), зернщики (игроки в азартные игры, зернь – кости. – Авт.), хульники, срамословцы (в наше время ругающиеся матом. – Авт.)… донележе истинно не покаются, и плоды покаяния не сотворят, и соблазны, ихже яве соделаша и соделывают, явленно не потребят, причастия святых Таин никакоже да сподобятся»[9]. Но в наше время подавляющее большинство людей, даже называющих себя православными, грешат этими и даже еще бóльшими грехами. Согласно с «Известием», чтобы быть допущенными до причастия им нужно не только формально покаяться на исповеди, но и прекратить делать эти грехи, а также и принести плоды покаяния, исправив содеянное, в том числе добрыми делами, как, например, это сделал Закхей (Лк. 19, 1-9). Иначе их причащать нельзя.

Еще священник Даниил Сысоев, ссылаясь на то же «Известие учительное», одобренное Соборами, говорит, что и пост не необходим перед причастием. Но, вероятно, о. Даниил не очень внимательно читал это «Известие». Действительно, приведенные им сведения относятся и к священнослужителям, и к мирянам. Но еще исключительно на мирян «Известие» накладывает дополнительные требования. Последние должны «…аще возможно в праздники, аще же ни, всячески бы в четыре посты… приступати к сицевым Тайнам божественным. Аще убо кроме четырех постов обычных приступити ко святому причащению восхотят, седьмь дний прежде да постятсяв нужде же три дни или един день да постятся точию, и прготовляюще себе к чинному исповеданию грехов своихВо врeмя же причащeния да пристyпят чиннно, в глубоком смирeнии, и Христу истинно в тaйнах сyщему под видом хлеба и вина до земли кийждо да поклонится (в праздники. – Авт.) единощи»[10].

Приведенная цитата также опровергает теорию о. Даниила о том, что подготовка к причастию одинакова как для священников, так и для мирян. Эта разница объясняется иерархией. Мирянам не всё можно, что можно священникам, священникам не всё можно, что можно архиереям и т.д. Иерархия есть везде – на земле и на Небесах. Первый, кто из-за своей гордыни не удовлетворился своим местом и восстал против иерархии, был сатана, который «говорил в сердце своем: “взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой… взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему”. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис. 14, 13-15). Поэтому не стоит уподобляться ему.

Слова святителя Иоанна Златоуста: «Постившиеся и непостившиеся, веселитесь ныне. Трапеза обильна, – насыщайтесь все» говорят не о причастии, а о духовном торжестве на Пасху – духовной трапезе – пире веры: «веселитесь ныне», «все насладитесь пира веры». О посте для мирян пишут многие святые отцы, например, преподобный Иосиф Оптинский: «Церковь заповедует держать пост готовящимся к приобщению»[11]. И еще: «Причащаться… даже и без поста, то за это болеть будешь»[12]. Прп. Макарий Оптинский пишет, что в Великий пост, несущим большие труды для подкрепления тела можно послабление: «…надобно сделать и телу снисхождение укреплением пиши в сей пост; я разумею не о рыбе, а о елее», – но: «когда говеете, т. е. приготовляетесь к приобщению Святых Христовых Таин, тут нужно и елей оставлять»[13].

Об исповеди святитель Григорий Палама пишет: «Если же с дурною совестью, и, не поучив, благодаря исповеди, отпущение грехов от приявшего власть разрешать и связывать их, и прежде чем обратиться к Богу, прежде чем исправиться по правилу благочестия, мы приступаем, то, конечно, это делаем в суд себе и на вечное мучение»[14]. Преподобный Никодим Святогорец: «Прежде причащения надлежит через таинство покаяния и исповеди очистить себя от всякой скверны грехов»[15].

Стоит задуматься священникам, допускающим до причастия живущих в вышеперечисленных грехах, да еще без поста и исповеди, вечную жизнь они подают причащающимся, или вечную смерть, божественную пишу или, как пишет Златоуст, суд, осуждение, наказание и мучение? В этом случае совершенно неуместно ссылаться на греков. Они, имея великую православную Восточную Римскую империю, утеряли ее за свои грехи и надолго попадали под власть турок. Мы также можем утерять то, что еще осталось от Третьего Рима – нашей православной державы, если пойдем по их пути. Можем потерять и не только это, но, самое главное – вечную жизнь.

Но все же о. Даниил Сысоев прав в главном, множество святых отцов призывало чаще причащаться святых Христовых Таин. Однако как часто? Обычный работающий человек физически не сможет каждый день поститься, бывать на вечерней службе, исполнять правило к причастию, чтобы каждый день причащаться (разве только в посты, да и то совсем немногие). Это сможет сделать только неработающий или больной человек, которому, и так по болезни может быть послабление в посте или чередной священник, которому, согласно вышеупомянутому «Известию учительному», не обязательно поститься, но только удаляться от совокупления с женой в день перед причастием (хотя есть добрая традиция и ему в этот день не есть мяса). Вероятно поэтому глинский старец преподобный схиархимандрит Андроник (Лукаш) говорил: «Те, кто причащается каждый день, это люди в прелести». Однако он же пишет, о том, что можно и причащаться и каждый день. Но кому? «Каждый день причащаться может схимник, монах больной, седмичный священник»[16].

Таким образом, мы вернулись к началу нашей статьи. Названы те же самые условия частого или, даже сверхчастого причастия – чистота жизни, болезнь и опасность смерти. И если мирянину нужно стремиться причащаться чаще, соблюдая, конечно, вышеуказанные правила, то священник обязан причащаться на каждой Литургии, которую служит. А для мирянина пост, молитва, исповедь – это опять же выполнение первого условия чистоты жизни, когда можно часто приступать к причастию. Поэтому в посты нужно стараться причащаться чаще, да и в остальные дни, но при соблюдении вышеприведенных условий. Однако нельзя забывать и предостережений некоторых святых отцов. Так сщмч. Арсений (Жадановский) (†1937) приводит пример, когда одна ежедневно причащавшаяся особа оказалась в доме умалишенных[17]. Так же и прп. Амвросий Оптинский описывает случай, когда афонский монах, не исправив свою греховную жизнь, ежедневно причащался и после смерти попал в ад[18].

Итак, из всего вышесказанного видно, что мирянам нужно выполнять написанное в «Известии учительном» – причастие в праздники двунадесятые и великие – это примерно 1 раз в три недели. Это не выходит и за рамки канонов, приведенных о. Даниилом Сысоевым. Так же и считали и многие святые отцы, например, прп. Серфим Саровский. И святитель Феофан Затворник, призывавший чаще причащаться и писавший: «мера в месяц однажды, или два раза самая мерная»[19]. Но, конечно, у нас должно быть стремление ко Христу, стремление причащаться чаще. Поэтому желающим это делать необходимо исправлять свою жизнь, очищать себя постом, молитвой (хотя бы исполнять правило к причастию) и исповедью. В наше время уже почти никто не соблюдает положенный по Типикону и «Известию учительному» семидневный пост. Но нужно соблюдать при обычных обстоятельствах, хотя бы, три дня поста. Правда, до сих пор находятся благочестивые люди, которые говорят: «Моя мама всегда постилась перед причастием семь дней, и я не могу иначе». Вот что значит добрый пример родителей в воспитании детей!

Однако, нужно сказать, и практика редкого причащения так же имеет под собой основание. Если человек редко причащается из ленности и нерадения, конечно, это порочная практика. Но если человек длительно постится, усердно очищает свою жизнь, тщательно готовится к Причастию как к величайшему празднику встречи со Христом, а после причащения старается всеми силами избегать греха и жить христианской жизнью, сохраняя как можно дольше полученную благодать, то такую практику можно приветствовать. Однако за этим нужно зорко следить, чтобы не перепутать свою лень, теплохладность и нерадение с ревностной подготовкой к причастию.

То же можно сказать и о причащении в светлую седмицу. Если человек благочестиво провел весь пост, часто причащался, но желает еще причащаться и в светлую седмицу, то это можно приветствовать. Хотя после Великого поста с частым посещением храма найдутся ли для этого еще силы, да еще у работающего человека? Но если нерадивый, не собирающийся исправлять свою жизнь, соблюдать постов (конечно, не по болезни или другим уважительным причинам) и желающий в таком состоянии причащаться, специально ждет светлой седмицы, когда его «все равно причастят», то, конечно такого нельзя допускать. Иначе он получит, по словам свт. Иоанна Златоуста, меч вместо пищи, дающей бессмертие. (Вообще, причащение в светлую седмицу требует отдельного рассмотрения.) Об этом пишет прп. Никон Оптинский:

«На вопрос, что лучше – часто ли приобщаться или реже – Батюшка сказал:

– Что лучше – сказать нельзя. Закхей с радостью принял в свой дом дорогого Гостя – Господа и хорошо поступил. А сотник по смирению, сознавая свое недостоинство, не решился принять, и тоже хорошо поступил. Поступки их, хотя и противоположны, но побуждения одинаковы, и явились они перед Господом одинаково достойны. Дело в том, чтобы достойно приготовляться великому Таинству»[20]. Именно подготовка к причастию должна быть в центре внимания. Прп. Лев и Макарий оптинские, призывавшие почаще причащаться, предупреждали, что за нерадивую подготовку к причастию посылаются болезни и утешали попавшую в такую ситуацию: «Смиритесь и не скорбите, – Мария Египетская 47 лет не причащалась, но сияла светом благодати»[21]. (Здесь нужно сделать замечание, что, конечно, по святости жизни и глубине покаяния таких как Мария Египетская за все историю человечества были единицы.)

При рассмотрении вопроса о частоте причащения нужно заметить еще следующее. Бывает, сторонники и противники частого причащения выхватывают понравившиеся цитаты святых отцов без комплексного рассмотрения их взглядов, что ведет к однобокому пониманию их учения. В пример можно привести святого праведного Иоанна Кронштадтского. Он, как известно, призывал чаще причащаться и даже мог причастить человека без подготовки, поскольку был прозорливым и видел душу человека. Но… Вот другой пример. Человек был при смерти.

«Послали за отцом Иоанном. Батюшка с молитвою трижды дунул ему в горло и сказал:

– Через три дня приезжай ко мне в Кронштадт: поговеешь (попостишься. – Авт.) и причастишься».

После исполнения этого больной выздоровел и прожил еще 25 лет[22]. Казалось бы в болезни, да еще очень тяжелой, можно было бы причастить и без поста и подготовки, но о. Иоанн поступил по-другому. Вот еще одно интересное наставление о. Иоанна Кронштадтского: «…кто часто причащается Св. Таин Тела и Крови Христовой, – тому не надо есть мяса животных»[23]. Совсем! Можно привести один показательный случай, произошедший с самим батюшкой. Он по болезни съел молочное в пост и с ним произошло искушение. После этого он пишет: «Это – за невоздержание мое и за нарушение Св. Поста… Дай Бог никогда больше не нарушать поста, особенно при моем ежедневном совершении Литургии и причащении Св. Таин!»[24]. О подготовке к причастию он пишет: «Братия и сестры говеющие (постящиеся. – Авт.)!.. одним только искренним покаянием во грехах можем умилостивить Бога… Когда без искреннего раскаяния во грехах и с сомнением приступаешь к св. Чаше, тогда входит в тебя сатана и пребывает в тебе, убивая твою душу…»[25]. То есть к посту необходима и исповедь. Хотя при множестве народа святой праведный Иоанн Кронштадтский просто выходил и говорил: «Кайтесь!» Люди выкрикивали свои грехи, а после этого причащались. Но в обычных условиях было по-другому: «Часто слышался его голос: “Ты вчера причащалась, сегодня не допущу, так как ленишься, мало работаешь” – или: “Ты исповедовалась? Нужно перед Таинством всегда очищать свою совесть”»[26].

Как пишет св. праведный Иоанн Кронштадсткий: «…если будем каяться лицемерно и причащаться божественных Таин недостойно… тогда никто во веки веков не избавит нас от геенских мук»[27].

Но никто не достоин Тела и Крови Христа, поэтому к причащению нужно очень серьезно готовиться – нужны пост, исповедь, молитва, особенно при разлитом ныне вокруг море греха. Тогда, как советует большинство святых отцов, можно чаще причащаться. Иначе, так называемое «евхаристическое возрождение», может действительно стать неообновленчеством. Поэтому можно подвести итог всему сказанному словами прп. Анатолия Оптинского: «Пишете вы о желании вашем часто приобщаться Святых Таин Тела и Крови Господа нашего. Дело благое, только нужно приступать с должным благоговением и подготовкой по чину церковному»[28].

О причащении на Светлой Седмице

66-е правило VI Константинопольского Собора (Трулльского) гласит: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего – до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Тайнами наслаждаяся».

Прот. Владимир Правдолюбов пишет, что в последнее время некоторые священники, ссылаясь на это правило причащают на Светлой Седмице каждый день и без исповеди: «Это новшество заставляет вникнуть в истинный смысл 66-го правила… неообновленцы выхватили слова «Святыми Тайнами наслаждатися» – и причащают на Пасху без воздержания в пище и развлечениях и, конечно, без исповеди. А уж о «непрестанных псалмех и пениих и песнех духовных» и о чтении Божественных Писаний, которые требует это правило – и речи нет! <…> Может быть наши потомки и научатся так проводить Светлую Седмицу. Тогда можно будет поднять вопрос и о ежедневном причащении. Но не без Исповеди, так как мы грешим каждый день»[29]. Кто же из них прав?

Для начала нужно разобраться что такое Таинство, о которых говорится в упомянутом 66 правиле. В переводе с греческого слово Тайна или таинство, употребляемое в этом правиле τὸ μυστήριον означает следующее. 1) тайное священнодействие, таинство, мистерии. 2) тайна, секрет. В Священном Писании есть еще такое применение слова таинство: «таинство веры» (1 Тим. 3,9). Святитель Феофан Затворник толкует эти слова как «правые догматы»[30]. Т.е. слово таинство – это довольно широкое понятие, в том числе, как частный случай, означающее Таинство Причащения.

Чтобы правильно понять значение этого слова в 66 правиле VI Константинопольского (Трулльского) Собора, нужно посмотреть толкование его известными канонистами. Зонара пишет о духовном торжестве и «наслаждении божественных тайн» на Светлую Седмицу[31]. Имеется ли здесь ввиду вообще участие в таинствах Церкви или именно Причащение, не ясно. Именно о причащении пишет только Вальсамон, что «верные должны быть готовы приобщаться святых Таин ежедневно, если возможно»[32]. Неизвестно точно, какова была подготовка к причастию в то время, но из приведенной цитаты, по крайней мере, ясно, что не всем это было возможно. Аристин пишет о ежедневном посещении Церкви в это время и при этом об упражнении в «псалмех и пениях» в церквах[33]. О причастии он не упоминает. Славянская Кормчая так же не говорит о причастии, а только о ежедневном посещении церкви и упражнении «во псалмех и пениях»[34].

Какие выводы можно сделать при таких разных и неясных комментариях по этому вопросу? Все-таки при всеобщей порочности окружающей жизни стоит в этом вопросе согласиться с прот. Владимиром Правдолюбовым. Причащать в Светлую Седмицу нужно больных душевно и телесно или в крайних обстоятельствах, а так же людей заведомо благочестивых.

Как известно, пост соблюдать в Светлую Седмицу канонически запрещено. Правда, никто не оспаривает, тем не менее, необходимость евхаристического поста – после 12 ч. ночи не есть и не пить перед причастием. Прот. Владимир Парвдолюбов считает, что причащающимся в это время вместо обычного поста нужно перед причастием хотя бы воздержание от мяса, а так же, конечно, исполнять правило к причастию и исповедь. Этим не нарушаются и каноны. Насколько мне известно, такое правило в свое время было и в Дивеево, не знаю, как сейчас. Думаю это разумные требования, тем более они подтверждаются св. прав. Иоанном Кронштадтским (о мясе и исповеди – см. выше.)

01.08.2018 г.

 

Примечания

 

[1] https://mission-center.com/bookdaniilsisoevm/12059-dan-book-kak-chasto-nado-prichachatsy

[2] http://www.blagogon.ru/digest/145/

[3] http://www.blagogon.ru/digest/141/

[4] http://www.blagogon.ru/digest/649/

[5] https://mission-center.com/bookdaniilsisoevm/12059-dan-book-kak-chasto-nado-prichachatsy

[6] Иоанн Златоуст, свт. 82-я беседа на Евангелие от Матфея.

[7] Варсонофий Оптинский, прп. Из беседы 12 апреля 1911 г.

[8] Амвросий Оптинский, прп. Письмо 393.

[9] Служебник. М., 1995. с.441.

[10] Служебник. М., 1995. с.434-436.

[11] Иосиф Оптинский (Литовкин), прп. Письмо 87.

[12] Иосиф Оптинский (Литовкин), прп. Письмо 337.

 [13] Макарий Оптинский, прп. Душеполезные поучения. Оптина пустынь, 1997. С. 459.

[14] Сергий (Троицкий), иеромонах. Таинство Исповеди и Причащение Святых Христовых Таин. https://rusk.ru/st.php?idar=111926

[15] Там же.

[16] Иоанн (Маслов), схиархим. «Глинская пустынь». М., 1994. С. 467.

[17] http://www.blagogon.ru/digest/649/

[18] Амвросий Оптинский, прп. Письмо 407.

[19] Феофан Затворник, свт. Собрание сочинений. т. IV, п. 757, с. 255.

[20] Никон Оптинский, прп. Дневники. Ч.5. 17 сентября.

[21] Лев и Макарий Оптинские, прп. Письмо 184.

[22] Святой праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях современников. https://lib.pravmir.ru/library/readbook/1224

[23] Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе. Запись 1483.

[24] Иоанн Кронштадтский, прав. Предсмертный дневник. 15 августа – 2 октября 1908 г. Часть II.

[25] Иоанн Кронштадтский, прав. Мысли христианина о покаянии и Святом Причащении. О Святом Причащении. Приготовление к Св. Причащению.

[26] Святой праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях современников. https://lib.pravmir.ru/library/readbook/1224

[27] Иоанн Кронштадтский, прав. Великий пост. Поучение перед Святою Плащаницею в Великий Пяток.

[28] Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев. Т.2. М., 2009 – с.167.

[29] http://www.blagogon.ru/digest/649/

[30] Феофан Затворник, свт. Толкования посланий апостола Павла к Титу, к Тимофею. М., 2005. С.389.

[31] Правила святых Вселенских Соборов с толкованиями. М., 2000. с.498.

[32] Там же. с.499.

[33] Там же. с.499.

[34] Там же. с.500.

 

Сайт протоиерея Николая Баринова






АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

26.11.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

24.11.2020
Священник Георгий Селин

Царство антихриста внутрь вас есть

15.05.2018
О ситуации в Сербской Православной Церкви

19.11.2020
Тимур Давлетшин

Кочетковщина и власовщина

8.11.2020
Михаил Тюренков

Избавится ли Русская Церковь от секты кочетковцев?

10.11.2020
Протоиерей Алексий Касатиков

Царский путь в ситуации с COVID-19: как пройти между малодушным страхом и слабоумной отвагой

17.11.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

13.11.2020
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

2.11.2020
Протопресвитер Владимир Диваков

Битва за Сретенский. Москва за нами

15.11.2020
Андрей Рогозянский

Почему лекции С.Чапнина в МДА – это нонсенс

28.10.2020
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

1.11.2020
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

5.11.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

25.10.2020
Роман Носиков

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова (†21.10.2020).
Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

4.10.2020
Патриарх Кирилл в декабре 2019 года запустил в Русскую Церковь губительный вирус обновленчества и богослужебного реформаторства.
Письмо в редакцию сайта «Благодатный Огонь»

21.10.2020
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

22.10.2020
Протоиерей Димитрий Смирнов (†21.10.2020)

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова.
Протоиерей Димитрий Смирнов о деятельности священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова

7.10.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества.
Послесловие к письму в редакцию «Благодатного Огня» прихожанки храма в г. Балашихе

11.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

В Церкви активизировался вирус обновленчества

15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

20.09.2020
Николай Каверин

О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?

29.09.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

13.09.2020
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

1.10.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

17.09.2020
Священник Александр Шумский †16.09.2020

Светлой памяти священника Александра Шумского.
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

9.09.2020
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

18.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению».
Извержение из сана свящ. Феодора Людоговского

30.08.2020
Николай Каверин

Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?

26.08.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

15.10.2020
Александр Камчатнов

Горé имеим сердца, или Еще раз к вопросу о языке богослужения

4.09.2020
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

7.09.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви

21.08.2020
Иеромонах Роман (Матюшин)

Не соблазняйте малых сих

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

2.09.2020
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

5.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

30.10.2020
Почему не были реализованы планы по ядерной бомбардировке СССР

20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

9.06.2020
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

27.09.2020
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

22.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Изменение церковнославянского богослужения — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

21.07.2020
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

Редакция сайта «Благодатный Огонь»
16.02.2017

Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

30.10.2020
Как 8 октября 1950 года США бомбили СССР

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

18.04.2020
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

23.07.2020
Священник Валерий Духанин

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

29.06.2020
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

 

НОВОСТИ

24.11.2020
Священник Георгий Максимов про революционное «собрание православных мирян» от 31 октября

18.11.2020
Миссионерский декаданс: в одном из храмов Татарстанской митрополии священник совершает молебен в спортивном костюме (ВИДЕО)

15.11.2020
Собрание православных мирян как гниение

09.11.2020
Авторская программа Александра Щипкова «Агитаторы»: о священнике Георгии Кочеткове, либерал-православии и ревнителях не по разуму

08.11.2020
Православные миряне как орудие церковной революции и обновленчества справа

04.11.2020
Объявит ли Россия выборы в США 2020 нелегитимными?
Вся правда об американских выборах от Маргариты Симоньян

30.10.2020
Православные ковид-диссиденты активизировались…

27.10.2020
Обращение диакона Ильи Маслова в Церковный суд Московской областной епархии

24.10.2020
Эпоха протоиерея Димитрия Смирнова

22.10.2020
Нынешние церковные проповедники едва ли смогут сравняться с покойным о. Димитрием

19.10.2020
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)

18.10.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

14.10.2020
В Псковской епархии возрождается единоверческий приход и богослужения древнерусским чином

09.10.2020
Масоны Испании заявили, что папа римский поддерживает их принципы

08.10.2020
Митрополит Тихон (Шевкунов): Мне выпало счастье общаться с Путиным

02.10.2020
Оздоровление Сретенской духовной семинарии: Патриарх Кирилл назначил проректоров и секретаря Ученого совета

29.09.2020
Служба внешней разведки РФ узнала о подготовке в Белоруссии «резонансной провокации» с целью столкнуть православных и католиков

19.09.2020
Прощание с отцом Александром Шумским

17.09.2020
Погиб священник Александр Шумский

12.09.2020
Донбасс за нами! — сильная песня прекрасных дончанок взрывает Сеть

10.09.2020
Суд Екатеринбургской епархии отлучил схимонаха Сергия Романова от Церкви

08.09.2020
Диакон Владимир Василик о творчестве протоиерея Александра Меня в связи с 30-летней годовщиной со дня его убийства

24.08.2020
Святейший Патриарх Кирилл в ответ на многократные обращения мирян поручил проанализировать богословские изыскания священника Георгия Кочеткова

22.08.2020
О последних событиях в церковно-политической жизни Белоруссии

20.08.2020
Священнослужитель Белорусской Православной Церкви: Константинопольский патриарх готовит в Белоруссии церковный раскол

18.08.2020
Заявление Медиагруппы «Патриот» в связи с событиями в Белоруссии

15.08.2020
О последних событиях в Белоруссии:
Белоруссия-2020 — репетиция перед Россией-2024.
Белорусские ксёндзы поддерживают протестующих, пытаются дискредитировать итоги президентских выборов и обеляют провокаторов

13.08.2020
Религиоведы отнесли учение бывшего схиигумена Сергия Романова к генотеизму

12.08.2020
Письмо белорусским «русофобам в рясах»

12.08.2020
К 20-летию гибели подводной лодки «Курск»

07.08.2020
Еще один «внеконфессиональный богослов» уволен из Московской Духовной академии

27.07.2020
Снятие карантинных ограничений: протоиерей Владимир Чувикин восстановлен в должности настоятеля Николо-Перервинского монастыря

17.07.2020
Светские власти не вправе были ограничивать посещение храмов в период пандемии, считают в Совете по правам человека

09.07.2020
Церковный публицист Владимир Семенко об изверженном из сана Сергии (Романове)

25.06.2020
Александр Щипков о русификации церковнославянского языка: «Язык богослужения не имеет никакого отношения к миссионерской работе»

16.06.2020
– Что за вой опять на болотах, Бэрримор?
– Это либеральные бесы атаковали Главный Храм Вооруженных сил России, сэр.

11.06.2020
Первый канал в клочья порвал российских либералов юбилейным показом культового фильма «Брат-2»

08.06.2020
Господин Президент, услышьте людей! Вы как православный человек понимаете, что имя на номер Господь не велел менять. Мы не цифры!

05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

09.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»

26.01.2020
Внезапная кончина протоиерея Всеволода Чаплина

19.01.2020
Об использовании нецерковнославянского языка за богослужением

14.01.2020
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

09.01.2020
ИТОГИ 2019 ГОДА
Московский Патриархат между Третьим Римом и «церковью РФ»

28.12.2019
Митрополит Иларион (Алфеев) прокомментировал слова Патриарха Кирилла о допустимости частичного использования русского языка за богослужением и предупредил о риске раскола при переходе Церкви на современный язык

20.12.2019
К 140-летию со дня рождения И.В. Сталина.
Сталин и Третий Рим

18.12.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

16.12.2019
В Москве прошла презентация трехтомника протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и ...»