Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Иеромонах Иоанн (КУРМОЯРОВ)
Как соотносятся между собой католическое учение о Страстях Христовых и православная служба «Пассии»?

 


Вступление

В последнее время на некоторых приходах Русской Православной Церкви возрождается традиция служения Пассии – особой постовой службы, посвященной почитанию Страданий Господа Иисуса Христа. О службе этой известно то, что ее совершение:

«впервые было одобрено Собором Киевской митрополии, состоявшимся в 1629 году под председательством защитника Православия в борьбе с унией митрополита Киевского и Галицкого Иова Борецкого. В 1702 году чин пассии впервые был напечатан в конце изданной в Киево-Печерской лавре Цветной Триоди, как прибавление к богослужебному уставу. Согласно этому описанию, завершавшемуся словами: “Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению”, – пассия совершалась в составе малого повечерия. В этом первоначальном варианте пассия состояла из Евангельского чтения о Страданиях Спасителя, пения стихир Страстного пятка и Страстной субботы, а также проповеди. В предреволюционные годы в Русской Церкви пассия воспринималась как местный обычай юго-западных епархий. Храня богослужебную традицию конца XIX – начала XX века, Русская Православная Церковь Заграницей не содержит пассий в своем приходском обиходе. В середине XIX века святитель Иннокентий Херсонский составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. В начале XX века акафист Божественным Страстям Христовым стал включаться в чинопоследование пассии».(1)

Однако, возрождение этой, достаточно новой, богослужебной традиции до сих пор вызывает немало дискуссий и споров в православной среде.

Так, например, сторонники возрождения служения Пассии настаивают на том, что данная служба имеет большое вероучительное и миссионерское значение. По их мнению она не просто переносит нас в далекие евангельские времена, позволяя по-новому переосмыслить великий жертвенный Подвиг Христа, но и указывая на образ Христовых Страданий и Смерти, буквально заставляет выверить нас свое духовное состояние.

Впрочем, и аргументы противников возрождения данной богослужебной традиции выглядят не менее, а может быть и более, весомыми.

Часть 1. Неуставное богослужение

Во-первых, сама по себе служба Пассии не является уставным богослужением. Собственно, поэтому служение Пассии нельзя назвать ни каноничным, ни традиционным. Причины такого игнорирования канонических уставных требований могут быть различны.

Иногда к этому может привести привыкание священнослужителя к уставным службам, и последующее за ним охлаждение к служению по привычному чинопоследованию. Другой причиной может стать стремление к оригинальничанию, поиск новых ощущений, а также поверхностные знания православной догматики и учения о духовной жизни.

Кроме этого, некоторые противники служения Пассии склонны обвинять своих оппонентов в сознательном расшатывании церковной традиции, «обогащению» её сторонними привнесениями.

Во-вторых, в этой связи важно помнить о том, что богослужебный Устав Русской Православной Церкви не предполагает включение текстов Нового Завета в великопостные будничные богослужения. Именно поэтому евангельские Страстные чтения:

«…никогда не назначаются в качестве рядовых или праздничных. Согласно Типикону, они читаются в один исключительный день – в Великий Пяток на службе 12 Страстных Евангелий и Часах. Единственное исключение представляют собой, пожалуй, лишь “длинные” литургические чтения в понедельник, вторник и четверг Сырной седмицы, которые можно, в известном смысле, рассматривать как “заговенье на слушание Нового Завета” накануне Великой Четыредесятницы. Во всяком случае, распространять тему Страстных Евангелий на произвольные дни (в частности, почему-то, на постовые воскресенья) Типикон не позволяет. И делать этого не следует. Здесь уместна аналогия с 11-ю воскресными зачалами, которым Типикон определяет исключительное место в “столпах евангельских” и которые также не должны читаться в иные дни, даже “аще изволит настоятель”».(2)

В-третьих, критики возрождения этой неуставной «богослужебной» традиции указывают также и на то, что последование Пассии включает в себя отдельные песнопения служб Великого пятка и Великой субботы, что по их мнению искажает внутренний строй уставных великопостных богослужений. И действительно, Церковь использует Священные тексты Страстных Евангелий в одном-единственном случае, а именно – в Великий Пяток, в тот день, когда мы воспоминаем события связанные с распятием Господа нашего Иисуса Христа. В другие дни богослужебного года – эти тексты и сопутствующие им распевы не применяются.

Для того, чтобы лучше проиллюстрировать силу этого аргумента можно привести аналогию с другими крупными праздниками, например, – Пасхой, Рождеством Христовым или Успением Пресвятой Богородицы. Нет ничего странного в том, что никто не поёт рождественские песнопения без связи с Рождеством Христовым или успенские стихиры без связи с Успением Пресвятой Богородицы и т.д. Точно также нет ничего странного и в том, что у Пасхи не бывает «предпразднства» и т.д. По этой же логике нет и не может быть никакого «предпразднства» и у Великого Пятка.

В этой связи совершенно не понятно, почему уже со второй седмицы Великого поста, нарушая последовательность событий, в богослужение начинают вставляться песнопения, иллюстрирующие события Великой Пятницы. Этим явно нарушаются логика и порядок церковного богослужебного года. Теряется и путается педагогический и назидательный смысл тех событий, которые предлагает нам Устав для молитвенного сопереживания в течение Великого Поста.

Впрочем, на это можно возразить тем, что во время Рождественского поста, задолго до Праздника Рождества, в богослужении появляются некоторые элементы Рождественской службы. Однако, в отличие от службы Пассии, которая, как мы помним, является неуставным богослужением, пение рождественских ирмосов начиная с праздника Введения Пресвятой Богородицы предписаны Типиконом.

В-четвертых, иногда пассию пытаются оправдать как средство «подготовки» верующих к Страстной Седмице. Увы, но данная практика как раз прямо противоречит православной традиции:

«Поэтому серьёзным духовным искажением следует считать восприятие Великой Четыредесятницы как «подготовку» к теме Страстей. Это совершенно не связанные между собой по содержанию периоды. Четыредесятница – время, когда человеку следует осознать свою ветхую падшую природу, очистить свою душу покаянием, увидеть свои страсти и научиться бороться с ними. В эти дни, согласно Типикону, Евангелие на буднях не читается. Зато помимо ветхозаветных чтений (Псалтирь, Бытие, Исайя, Притчи) назначаются уставные аскетические чтения преподобных отцов Ефрема Сирина, Феодора Студита и Иоанна Лествичника, а также Лавсаик. Это особое (может быть – единственное!) время года, когда следует размышлять не о Христе как Новом Адаме, но плакать о себе как ветхом Адаме.

На Страстной Седмице, напротив, следует «забыть о себе» и погрузиться со всей Церковью в тему Искупительных Страданий Господа. Пассия, проводимая во время Великой Четыредесятницы, дезориентирует христиан, несвоевременно предлагая тему Страданий Христовых. Пассия Постом столь же неуместна, как в любое другое время церковного года. Единственный день в году, когда пассия могла бы быть оправдана – Великий Пяток. Но в этот день уставное православное богослужение столь полно и проникновенно, что для пассий просто не остаётся места. Она оказывается лишней и избыточной (не говоря уже о её «неконкурентоспособности» со службой 12 Евангелий, Часами Великого Пятка и прочими службами)».(3)

В-пятых, сама служба Пассии и акафист Божественным Страстям Христовым имеют явное латинское происхождение. Так, например, св. Афанасий (Сахаров) подчеркивал, что заимствованные от латинян Пассии не вполне соответствуют духу православного Церковного Устава. В частности, он писал следующее:

«Южная Русь с большой свободой относилась к уставу и чинам церковным и нередко СВЫШЕ ПОТРЕБЫ умножала молитвословия, службу и празднества, иногда даже не вполне соответствующие духу православного Церковного Устава (как заимствованные от латинян пассии)».(4) 

И действительно, свое название данная служба получила от латинского слова passio страдание.(5)

Как уже было отмечено выше, кроме самой службы Пассии латинское происхождение имеет и акафист Божественным Страстям Христовым. Однако:

«Вопрос об авторстве данного акафиста и по сей день остается открытым… Совершенно нельзя назвать автором данного акафиста архиепископа Иннокентия Херсонского. Владыка Иннокентий в данном случае выступает только как редактор, частично сокративший данный акафист. Рассматривая возможность внедрения данного акафиста в Православное богослужение, митрополит Филарет Дроздов предполагал, что написание его восходит к XVII веку. Версия о том, что автором акафиста может являться святитель Дмитрий Ростовский, его явно не устраивает… Многие исследователи считают автором акафиста Страстям Христовым митрополита Петра Могилу, который мог написать его в середине XVII века. По мнению С.В. Булгакова, Петр Могила заимствовал данный акафист из латинских гимнов, частично их переработав. Есть мнение, что первым изданием этого акафиста был “Треакафистный молитвослов” Лаврентия Крщоновича, вышедший в 1691 году. Однако, возможно, что были и более ранние издания».(6)

И все же главным выводом, который делают исследователи этого текста, является следующее утверждение:

«Таким образом, можно сказать, что воззвания заимствованные из униатского акафиста во многом сохранены и в акафисте православном, за исключением только нескольких измененных слов и выражений в некоторых воззваниях».(7)

Часть 2. Ложный духовных опыт католических святых

Впрочем, казалось бы, что на все эти замечания можно было бы возразить тем, что и у католиков, и у греко-католиков могут быть некоторые элементы в богослужебной практике, которые не противоречат духу и букве Предания Церкви и не влекут за собой грубых догматических искажений, а также искажений в учении о духовной жизни в христианстве. Увы, со всей определенностью можно сказать, что это не так. И в первую очередь это касается текста акафиста Страстей Христовых, который, как было указано выше, во многом сохранил свое католическое содержание.

Первое, что бросается в глаза, это яркий акцент на состраданиях «компассио» (сompassio – лат.) распятому Спасителю. Вся обстановка на Пассии, как бы располагает верующего к тому, чтобы живо поскорбеть о человеческой неправде и об ужасных мучениях Христа, посопереживать истекающему кровью Христу.

Проблема заключается в том, что сама по себе данная практика, является отличительным признаком именно западной аскетической традиции подражания Христу. Именно поэтому основной «добродетелью» большинства католических святых является «компассио», т.е. сомучение, сострадание со Христом, выражаемое поглощением Его внешним страдальческим видом, вплоть до стигматизации?

Так, например, один из величайших католических святых Франциск Ассизский (XIII в.) в молитве ко Христу просил Его о двух милостях, первой из которых была просьба:

«… пережить все те страдания, которые, Ты, Сладчайший Иисусе, испытал в Твоих мучительных страстях… Во время этой молитвы Франциск “почувствовал себя совершенно превращенным в Иисуса”, Которого он тут же и увидел в образе шестикрылого серафима, поразившего его огненными стрелами в места крестных язв Иисуса Христа (руки, ноги и правый бок). После этого видения у Франциска появились болезненные кровоточащие раны (стигмы) – следы “страданий Иисусовых”».(8)

Профессор Московской Духовной академии А.И.Осипов замечает по этому поводу следующее:

«Природа этих стигм хорошо известна в психиатрии: непрерывная концентрация внимания на крестных страданиях Христа чрезвычайно возбуждает нервы и психику человека и при длительных упражнениях может вызывать это явление. Ничего благодатного здесь нет, ибо в таком сострадании (сompassio) Христу нет той истинной любви, о существе которой Господь прямо сказал: кто соблюдает заповеди Мои, тот любит Меня (Ин. 14,21). Потому подмена борьбы со своим ветхим человеком мечтательными переживаниями “сострадания” является одной из тяжелейших ошибок в духовной жизни, которая приводила и приводит многих подвижников к самомнению, гордыне – очевидной прелести, нередко связанной с прямыми психическими расстройствами… Все это свидетельствует о невидении им своих грехов, своего падения, то есть о полной духовной слепоте».(9)

Лучшей иллюстрацией этой цитаты уважаемого профессора является мистический опыт великого католического святого Игнатия Лойолы (XVI в.), основанный на методическом развитии у верующих воображения, чувственности и созерцания. В своей книге «Духовные упражнения» основатель ордена иезуитов только и занимается тем, что призывает читающих воображать себе евангельские события; представлять, как жили апостолы, Богоматерь, как проповедовал Христос, призывает созерцать Святую Троицу, ангелов и т.д.

Так, например, практикующим «Духовные упражнения» предлагается:

«Увидеть, как Господь вселенной избирает многих людей, апостолов, учеников и посылает их по всему миру сеять Его святое учение среди людей всех возрастов и всех состояний… Слушать приказания, какие Господь дает всем своим друзьям и слугам, посылаемым на это дело; как их наставляет, чтобы они старались помогать всем людям, прежде всего побуждая их к полной нищете в духе, а если бы то было угодно Божественному Величию... Слушать беседу – с Пречистою Матерью, чтобы Она испросила у Сына своего и Господа благодать быть принятым под его знамя… Слушать, что говорят между собою люди – как клянутся и богохульствуют и так далее. Также послушать, что говорят Лица Пресвятой Троицы: “совершим искупление рода человеческого”; наконец, [услышать], что говорят ангел и Пресвятая Дева. После чего предаться размышлению, дабы извлечь пользу из [произнесенных ими] слов».(10)

В том числе, практикующим «Духовные упражнения» Игнатия Лойолы предлагается созерцать Крестные страдания Иисуса Христа, а именно:

«…при размышлении о страданиях Господних – просить о том, чтобы я плакал и страдал вместе со страждущим Иисусом. Тут же, в размышлении о грехах, я должен просить, чтобы меня объял срам и стыд при виде того, как велико было число осужденных за один только смертный грех, и сколь часто я заслуживал вечного осуждения за множество грехов моих… Подумать [над тем], что Господь наш претерпевает своим человечеством или что хочет претерпеть сообразно той части страданий, о которых размышляю; и тогда начать с великим прилежанием побуждать себя к сокрушению, скорби и слезам, и таким же образом потрудиться и в последующих пунктах… Просить о том, чего желаешь, [того], что подобает просить во время [размышления] о Страстях, то есть о печали со Христом, полным скорби, о сокрушении с изнемогающим Христом, о слезах, о внутреннем страдании [при мысли] о толиких страданиях, которые Христос переносит ради нас… возбудить в себе сострадание и печаль о столь великой скорби и страданиях Христа, Господа нашего… Затем, окончив созерцания Страстей Господних, посвятить весь день первой части Страданий, а следующий день – другой части; а в третий день [взять] все Страдания».(11)

В след за Игнатием Лайолой, одна из величайших католических стигматисток Римо-Католической Церкви Анна-Екатерина Эммерих, в книге своих откровений «Евангелие день за днем» описывает страдания Спасителя в такой форме, как будто она была живой свидетельницей Голгофской Жертвы:

«…Палачи приблизились к Спасителю с бичами, розгами и веревками, – пишет Анна-Екатерина, – которые они бросили возле колонны. Было шесть человек, темного цвета кожи, небольшого роста, с вьющимися и масляными волосами… То были рабы и преступники египтяне. Их заставляли рыть канавы и гнали на другие тяжкие работы. Самых жестоких из них оставляли при претории для расправ… В них было что-то зверское, дьявольское. Кажется они были на половину пьяны. Пока они вели Спасителя они били его своими веревками… Немыслимо описать всю жестокость, с которой рабы обращались со Спасителем. Они сорвали с Него одежду, надетую на Него у Ирода, и толкнули Его наземь. Спаситель дрожал и шатался. Он Сам снимал окровавленными руками Свои одежды. В то время, как Его били раздирая Его тело… Тело Спасителя было покрыто черными и кровавыми язвами, кровь лилась в изобилии. Господь стонал и дрожал. Разъяренные крики толпы показывали палачам, что толпа была удовлетворена их работой».(12)

После таких видений уже не кажется странным, что кроме стигматов, проявившихся на руках, на голове у Анны-Екатерины появились еще и раны от тернового венца, а на груди проявилось изображение креста. Согласно воспоминаниями очевидцев ещё ребенком у неё было видение, в котором она разговаривала с Иисусом, видела души в чистилище, за которые молилась, а также Святую Троицу в виде трёх концентрических, проступающих друг из друга кругов.

Или вот, например, блаженная Анжела (†1309 г.) описывает в своих откровениях свои же страстные взирания на Крест Христов, на раны Христа и на отдельные члены Его Тела, описывает насильственное вызывание кровавых пятен на собственном теле и т.д. и т.п.?

«В довершение всего Христос обнимает Анжелу рукою, которая пригвождена ко Кресту, а она, вся исходя от томления, муки и счастья, говорит: «Иногда от теснейшего этого объятия кажется душе, что входит она в бок Христов. И ту радость, которую приемлет она там, и озарение рассказать невозможно. Ведь так они велики, что иногда я не могла стоять на ногах, но лежала и отнимался у меня язык… И лежала я, и отнялись у меня язык и члены тела».(13)

Все это принципиально противоречит учению о духовной жизни в христианстве, а также духовному подвигу святых Вселенской Церкви, поскольку приводит верующего к полному духовному и душевному расстройству. Так, например, прп. Нил Синайский (V в.) предупреждает:

«Не желай видеть чувственно Ангелов или Силы, или Христа, чтоб с ума не сойти, приняв волка за пастыря, и поклонившись врагам-демонам».(14)

Вторит ему и прп. Симеон Новый Богослов (XI в.), рассуждая о тех, кто на молитве

«воображает блага небесные, чины ангелов и обители святых».

Продолжая эту мысль прп. Симеон прямо говорит о том, что:

«это есть знак прелести… На этом пути стоя, прельщаются и те, которые видят свет телесными очами своими, обоняют благовония обонянием своим, слышат гласы ушами своими и подобное».(15)

Преподобный Григорий Синаит (XIV в.) напоминает:

«Никогда не принимай, если что увидишь чувственное или духовное, вне или внутри, хотя бы то был образ Христа, или ангела, или святого какого… Приемлющий то… легко прельщается… Бог не негодует на того, кто тщательно внимает себе, если он из опасения прельщения не примет того, что от Него есть,.. но паче похваляет его, как мудрого».(16)

По утверждению св. Игнатия Брянчанинова, старания западных подвижников и сводятся в основном к тому, чтобы «оживить чувства, кровь и воображение».(17) Особенно любят они это делать при воспоминании о земных страданиях Христа.

Франциск Ассизский одним из первых стал утверждать, что степень святости определяется степенью страданий при виде распятого Христа. Именно поэтому св. Игнатий Брянчанинов и предупреждал своих духовных чад беречься от подобного, прелестного опыта:

«Не читай никаких инославных сочинителей: у них Дух Святый заменен кровию необузданною, пламенною, – пишет св. Игнатий в одном из своих писем, – они могут завлечь в пропасть – и завлекают туда многих. Упоминаемое тобою “действие”, произведенное в тебе чтением Писания  – какое впечатление имели на Иоанна Богослова и Мироносиц отдаленные звуки молотов, ударявших в гвозди при распятии Спасителя (как ужасно больно было Спасителю в это время и какие нечеловеческие муки Он вынес ради нас), было “кровяное”. Пойми: потрясены были нервы. Таковые действия отвергаются в духовном подвиге, называются “прелестными”, т.е. происходящими от самообольщения и приводящими к нему, потому что они не от благодати Божией, а собственное состояние человеческое, свойственное естеству нашему падшему, до которого дойдено напряжением воображения и чувствительности… Чтобы этого не случилось, должно держать себя в состоянии ровности, тишины, спокойствия, нищеты духа, удаляясь тщательно от всех состояний, производимых разгорячением крови и нерв».(18)

Хорошо иллюстрирует отношение православных подвижников к прелестным практикам католических подвижников случай, описанный свт. Игнатием Брянчаниновым в одном из своих сочинений, когда один помещик, увидев в руках своей дочери католическую книжку «Подражание Иисусу Христу» Фомы Кемпийского (XV в.), вырвал у нее из рук и сказал: «Прекрати играть с Богом в роман».

Вышеприведенные примеры не оставляют сомнений в справедливости этих слов. И действительно, основным результатом подобных видений и сопереживаний является попытка понять, что чувствовал Христос в момент несения Креста, оставленный учениками и оплеванный толпой, какие муки испытывал Он на Кресте в момент Распятия и т.д. По идее, через подобное переживание, прочувствовав весь ужас последних часов земной жизни Христа, осознав и свою вину за Его смерть, человек должен осознать свою греховность и прийти к покаянию. Однако подобные душевные состояния не могут быть подлинно духовны, поскольку напоминают больше ощущения зрителя созерцающего театральную постановку. Он может глубоко и искренне сопереживать талантливо срежиссированному представлению, но при этом оставаться совершенно бесчувственным к собственному духовному состоянию, а потому не будет способен воспринимать направленный лично к нему призыв к покаянию.

В противовес этому опыт православных подвижников учит нас сосредоточенной на глубокой молитве, исключающей какие-либо страстные движения души, экстаз и разгул эмоций.

Часть 3. Крестные страдания Иисуса Христа и догмат Искупления: богословский анализ акафиста Страстей Господних

Впрочем, нужно отчетливо понимать, что вышеописанный опыт католических подвижников второго тысячелетия возник не спонтанно. В основе этого опыта лежит фактически догматизированная в Католической Церкви юридическая теория искупления.(19)

Согласно данной теории, получившей догматический статус на Тридентском Соборе (для католиков, 19-м Вселенском):

«Единородный Возлюбленный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, Который… заслужил наше оправдание Своими Пресвятыми Страстями на Древе Креста, воздал за нас удовлетворение Отцу Своему…».(20)

В силу чего именно страдания Христа в католичестве являются той ценой, тем свидетельством, тем ключевым моментом земной жизни Спасителя, который, собственно, и подтверждает истинность искупительной Жертвы (по сути, делая ее – Жертву, легитимной в глазах Бога Отца). Именно поэтому в католическом схоластическом богословии основное значение и смысл Голгофской Жертвы видится вне Креста, вне победы над смертью и тлением, вне Воскресения. По учению Римо-Католической Церкви смысл Жертвы Христовой заключается в том эффекте, который страдания и смерть Иисуса Христа произвели на Бога Отца (а точнее на «божественную справедливость», действием которой ограничивается сама божественная любовь).

Если же мы зададимся вопросом о том, почему Бог в своем милосердии не может простить людям грехи без всяких предварительных условий, без того, чтобы Его Единородный Сын принял мучительную смерть на Кресте, то получим ответ в том духе что:

«Если бы Бог поступил так, то остался бы неустраненным беспорядок, внесенный грехом в устройство вселенной, а этот неустраненный беспорядок был бы нарушением справедливости. Справедливый порядок вселенной, iustitia или праведность Бога, требует, чтобы цена была уплачена. Милосердие, говорит Анселъм, — это дочь справедливости; оно происходит от справедливости и не может действовать против нее… Таким образом… рациональный порядок мироздания требует, чтобы грех всегда наказывался».(21)

Эта подмена существа жертвы Христовой, оформившаяся в католической схоластике в качестве юридической теории искупления, полностью искажает смысл христианского вероучения. Таким образом, католики полагают во главу угла не существенное, а прикладное значение искупления, в результате которого Бог прощает вину первородного греха всем потомкам Адама.  Вот что пишется по этому поводу в Католическом Катехизисе, формулировки которого также основываются на решениях Тридентского Собора:

«Своим послушанием до самой смерти Иисус стал страждущим Отроком, Который поставил Себя на наше место, “принес Свою жизнь в жертву умилостивления, чтобы оправдать многих и принять на Себя их вину... Иисус возместил нашу вину и принес Отцу удовлетворение за наши грехи”».(22)

Именно в этом и заключается основной смысл католического учения о жертве Христовой. Учения, в котором грех не побеждается и не уничтожается в природе человека, а великодушно прощается удовлетворённым Богом. Что же конкретно могло удовлетворить, умиротворить Бога Отца? Если на Кресте не произошло  восстановления поврежденной грехом человеческой природы, не свершилась победа над смертью и тлением (о чём учит Православная Церковь), то смысл мучительной смерти Иисуса Христа остаётся в самой смерти и самих страданиях.

Подтверждением этого тезиса могут служить многочисленные высказывания современных католических богословов и даже самих Римских Понтификов. Так, например, в своей книге «Верую во Иисуса Христа Искупителя» Иоанн Павел II писал следующее:

«Соучаствовать в крестных муках Христа – это значит уверовать в спасительную силу жертвы, которую каждый страдающий может приносить вместе с Искупителем. И тогда страдание освобождается от чувства бессмысленности, обретает свой созидательный смысл и глубину. Уничтожающая сила страдания как бы отступает на задний план, поскольку тайна Искупления свидетельствует, что именно страдание особенно плодотворно…».(23)

Стоит ли после этого удивляться тому, что тема страданий является центральной и в богослужебной практике Католической Церкви?

Так, например, католическая служба «Крестного пути» предполагает 14 символических остановок (стояния «Крестного пути») во время которых верующие представляются себе этапы Крестного пути Спасителя, а именно:

«То, как Иисус берет крест на свои плечи. То, как Он падает первый раз. То, как он падает во второй и третий раз. То, как Его прибивают ко кресту. То, как Он умирает на кресте и т.д…».(24)

Кстати, связь между службой Крестного пути и службой Пассии не отрицается и самими католиками. Вот что по этому поводу говорится в Католической энциклопедии:

«К Крестному пути восходит известное в Русской Православной Церкви богослужение под названием пассия (от лат. Passio – страсть), которое в некоторых храмах принято совершать в период Великого поста по пятницам или в другие дни, определяемые настоятелем прихода, в память о Страстях Христовых. По мнению некоторых православных литургистов, практика пассии зародилась в среде православных Западной Украины в XVII–XVIII вв. не без влияния Крестного пути или иных посвященных Страстям практик благочестия, бытовавших в том же регионе у католиков».(25)

И это не единственная подобная служба в католической Церкви. Так, например, служба Литании (греч. λιτανεία — моление, лат. litania) Драгоценнейшей Крови Иисуса Христа содержит следующие молитвенные призывания:

«Кровь Христа, Единородного Сына Отца Предвечного, спаси нас.

Кровь Христа, воплощённого Слова Божия, спаси нас.

Кровь Христа, Первосвященника нового и вечного Завета, спаси нас.

Кровь Христа, в Гефсиманском борении на землю пролившаяся, спаси нас.

Кровь Христа, при бичевании излившаяся, спаси нас.

Кровь Христа, из-под тернового венца струившаяся, спаси нас.

Кровь Христа, на Кресте пролитая, спаси нас.

Кровь Христа, цена нашего спасения, спаси нас.

Кровь Христа, без которой нет прощения, спаси нас.

Помолимся. Всемогущий и вечный Боже, соделавший Единородного Сына Своего Искупителем мира и позволивший вымолить у Себя прощение ценой Его Крови; просим Тебя, дай нам так почитать эту цену нашего спасения, чтобы мы были защищены от зла на земле и обрели вечную радость в Небе. Просим Тебя через Христа, Господа нашего. Аминь».(26)

Стоит ли теперь удивляться тому, что Акафист Божественных Страстей Христовых (имеющий, как это уже было показано выше, католическое происхождение) содержит более десяти упоминаний о крови и кровавых Страданиях Христа (хотя в евангельских стихах, посвященных Крестным Страданиям, кровь Христа упоминается всего лишь один раз (Ин. 19,34)), например:

«Иисусе, Архиерею, Своею Кровию вшедый во Святая Святых, очисти мя от скверн плотских… Боготочною Кровию Твоею весь облеклся еси… Иисусе, светлая Твоя очеса кровию омраченная имевый… но иудее, яко звери дивии кровь узревше, скрежетаху на Тя зубы своими…».(27)

Впрочем, в данном акафисте содержится достаточно жутких описаний и помимо описания кровавых сцен Распятия, а именно: речь в данном акафисте идет о Иисусе в ребра прободенном, плотию распятом, в муках скончавшемся, на Кресте пригвожденном, на пути изнемогающем и т.д.

В том числе, судя по тексту акафиста, именно страдания Христа, в полном соответствии с католической догматикой, являются самой сутью и центром искупительной жертвы. Подтверждением этому может служить следующий стих акафиста:

«Иисусе, страданьми и Крестом Твоим весь мир искупивый».(28)

Еще раз напомним, что для католика суть догмата искупления выражена в формально-правовом акте заместительной жертвы, а точнее в силу удовлетворения приносимого Богу Отцу Христом и последовавших за этим прощения первородного греха и оправдания человека. Что неминуемо приводит к искажениям христианского богословия в области христологии и учения о Боге. И, следовательно, превращает христианскую веру в банальное язычество.

Увы, если принять подобное понимание догмата искупления, то нам придется признать, что либо Бог Отец ведет Себя как страстное, кровожадное, антропоморфное, языческое божество (получающее удовлетворение от страданий, как платы принесенной Христом), и потому не является Богом евангелия (что в принципе недопустимо с точки зрения христианского богословия), либо миром правит не Бог, а некий закон справедливости, сильно напоминающий восточную доктрину кармы.

Вывод:

Вполне возможно, что введение службы Пассии и акафиста Божественных Страстей, имеющих явное католическое происхождение, в богослужебную практику Православной Церкви в XVII–XIX вв. имело определенный смысл в западных регионах Российской Империи во время борьбы с унией. Однако, в наше время они явно потеряли свое миссионерское значение.

Как было видно из проведенного анализа, Пассия заметно искажает и годовой, и седмичный, и суточный круги богослужения. Таким образом введение пассий в церковный обиход фактически означает ломку всего строя уставного православного богослужения, а также влечет за собой неминуемые искажение в области православного догматического богословия, согласно которому сын Божий, желая спасти человека, идёт на страдания и смерть только по Своей непостижимой и жертвенной любви. В том числе, единственной причиной Воплощения Второй Ипостаси Святой Троицы является – любовь Божия (Ин. 3,16), а не удовлетворение Отцу и Его божественной справедливости, не уплата долга и не возмещение оскорбления. Единственная цель Христова жертвоприношения – восстановление всего человека. Таким образом, сама Голгофская Жертва Христа по учению Святой Соборной и Апостольской Церкви не есть проявление справедливости (возмездия за грехи), а является проявлением любви Всей Пресвятой Троицы к падшему человечеству.

Церковь имеет полноту Откровения, имеет жизнь во Христе, и не нуждается в инородных заимствованиях. Существенно, от какого духа берутся заимствования! Таковы будут и стратегические последствия. Православие в таких случаях будет постепенно вытесняться, подменяться лукавыми духами и делами. Вера – слабеть и деформироваться. Поэтому апостол и предупреждает: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1Ин. 4,1).

 


—————————————————————————————————

1. Московский патриархат: официальный сайт [Электронный ресурс] // Проект документа «Пассия как элемент современного православного богослужения». – http://www.patriarchia.ru/db/text/5169776.html

2. Благодатный Огонь: официальный сайт [Электронный ресурс] // Свящ. Вадим Коржевский. Пассия – неуставное богослужение и чуждый нам опыт. – https://www.blagogon.ru/digest/764/

3. Благодатный Огонь: официальный сайт [Электронный ресурс] // Свящ. Вадим Коржевский. Пассия – неуставное богослужение и чуждый нам опыт. – https://www.blagogon.ru/digest/764/

4. Азбука.ру: официальный сайт [Электронный ресурс] // Св. Афанасий (Сахаров). О поминовении усопших.. – https://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Saharov/o-pominovenii-usopshikh-po-ustavu-pravoslavnoi-cerkvi/3

5. ПАССИОН (от лат. passio — страдание) — муз. произведение, возникшее на основе еванг. чтений Страстной недели и посвященное страданиям и крестной смерти Христа. (Католическая энциклопедия. Т.3, «М-П». статья «Пассио». – М: Издательство францисканцев «Научная книга». 2007. С.1312-1314

6. Refdb.ru : официальный сайт [Электронный ресурс] // С.С. Кульминов. История и особенности греко-католической гимнографии на примере акафиста Страстям Христовым. – https://refdb.ru/look/2323795.html

7. Там же.

8. Лодыженский М.В. Свет Незримый. – Пг. 1915. – С. 109.

9. Азбука.ру: официальный сайт [Электронный ресурс] // А.Осипов. Почему Православие есть истинная вера. – https://azbyka.ru/pochemu-pravoslavie-est-istinnaya-vera

10. litresp.ru: официальный сайт [Электронный ресурс] // Игнатий Лойола. Духовные упраждения. – https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9B/lojola-ignatij/duhovnie-uprazhneniya

11. litresp.ru: официальный сайт [Электронный ресурс] // Игнатий Лойола. Духовные упраждения. – https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9B/lojola-ignatij/duhovnie-uprazhneniya

12. Анна-Екатерина Эммерих. Евангелие день за днем. Тайная Вечеря. Распятие. Воскресение. Издание второе, дополненное. – М: Издательство «Новая святая Русь». 1997. стр.97–99.

13. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М., 1930. – Т. 1. – С. 867–868.

14. Преп. Нил Синайский. 153 главы о молитве. Гл. 115 // Добротолюбие: В 5 т. Т. 2. 2-е изд. – М., 1884. – С. 237.

15. Преп. Симеон Новый Богослов. О трех образах молитвы // Добротолюбие. Т. 5. М., 1900. С. 463-464; Преп. Григорий Синаит. Наставление безмолвствующим // Там же. – С. 224.

16. Св. Игнатий Брянчанинов. Собрание писем. № 163 (255, 32). С. 322.

17. Св. Игнатий Брянчанинов. Собрание писем. № 163 (255, 32). С. 322.

18. Св. Игнатий Брянчанинов. Собрание писем. № 158. С. 286.

19. Проза.ру: официальный сайт [Электронный ресурс] // Иван Дмитриев. Юридическая концепция искупления в западном богословии. – https://www.proza.ru/2019/09/11/343

20. Христианское вероучение: догматические тексты учительства церкви III–XX вв. Издательство св.Петра. Санкт-Петербург. 2002 г. стр.174, 349.

21. Гарольд Дж. Берман. Западная традиция права: эпоха формирования. Из-во Московского университета. Москва. 1998 г. стр.177.

22. Катехизис Католической Церкви. – М: Культурный центр «Духовная Библиотека». 2001. С. 156–157. Настоящий перевод «Катехизиса Католической Церкви» пересмотрен на соответствие латинскому оригиналу.

23. agnuz.info: официальный сайт [Электронный ресурс] // Иоанн Павел II. Верую во Иисуса Христа искупителя. – http://www.agnuz.info/app/webroot/library/135/83/

24. Духовная жизнь: официальный сайт [Электронный ресурс] // Крестный путь. – https://lifeinspirit.ru/practices/the-way-of-the-cross.html

25. Католическая энциклопедия. Т.2, «И-Л». статья «Крестный путь». – М: Издательство францисканцев «Научная книга». 2005. С.1370.

26. Тематический портал «Католичество»: официальный сайт [Электронный ресурс] // Литания Драгоценнейшей Крови Христовой. – http://ruscath.ru/orations/litaniae/litania2.shtml

27. Азбука.ру: официальный сайт [Электронный ресурс] // Акафист Божественным Страстям Христовым. – https://azbyka.ru/days/caa/596

28. Там же.

 

 

Об авторе: Иеромонах Иоанн (Курмояров) – доктор богословия, доцент кафедры церковного богословия Новосибирской православной духовной семинарии.

 



АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

15.05.2018
О ситуации в Сербской Православной Церкви

19.11.2020
Тимур Давлетшин

Кочетковщина и власовщина

10.11.2020
Протоиерей Алексий Касатиков

Царский путь в ситуации с COVID-19: как пройти между малодушным страхом и слабоумной отвагой

15.11.2020
Андрей Рогозянский

Почему лекции С.Чапнина в МДА – это нонсенс

17.11.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

8.11.2020
Михаил Тюренков

Избавится ли Русская Церковь от секты кочетковцев?

13.11.2020
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

2.11.2020
Протопресвитер Владимир Диваков

Битва за Сретенский. Москва за нами

1.11.2020
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

28.10.2020
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

5.11.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

25.10.2020
Роман Носиков

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова (†21.10.2020).
Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

22.10.2020
Протоиерей Димитрий Смирнов (†21.10.2020)

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова.
Протоиерей Димитрий Смирнов о деятельности священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова

21.10.2020
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

11.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

В Церкви активизировался вирус обновленчества

7.10.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества.
Послесловие к письму в редакцию «Благодатного Огня» прихожанки храма в г. Балашихе

4.10.2020
Патриарх Кирилл в декабре 2019 года запустил в Русскую Церковь губительный вирус обновленчества и богослужебного реформаторства.
Письмо в редакцию сайта «Благодатный Огонь»

18.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению».
Извержение из сана свящ. Феодора Людоговского

15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

20.09.2020
Николай Каверин

О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?

29.09.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

30.10.2020
Почему не были реализованы планы по ядерной бомбардировке СССР

13.09.2020
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

1.10.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

17.09.2020
Священник Александр Шумский †16.09.2020

Светлой памяти священника Александра Шумского.
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

9.09.2020
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

15.10.2020
Александр Камчатнов

Горé имеим сердца, или Еще раз к вопросу о языке богослужения

30.08.2020
Николай Каверин

Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?

26.08.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

4.09.2020
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

7.09.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви

21.08.2020
Иеромонах Роман (Матюшин)

Не соблазняйте малых сих

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

2.09.2020
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

5.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

9.06.2020
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

27.09.2020
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

22.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Изменение церковнославянского богослужения — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

21.07.2020
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

Редакция сайта «Благодатный Огонь»
16.02.2017

Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

30.10.2020
Как 8 октября 1950 года США бомбили СССР

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

18.04.2020
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

23.07.2020
Священник Валерий Духанин

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

29.06.2020
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

 

НОВОСТИ

18.11.2020
Миссионерский декаданс: в одном из храмов Татарстанской митрополии священник совершает молебен в спортивном костюме (ВИДЕО)

15.11.2020
Собрание православных мирян как гниение

09.11.2020
Авторская программа Александра Щипкова «Агитаторы»: о священнике Георгии Кочеткове, либерал-православии и ревнителях не по разуму

08.11.2020
Православные миряне как орудие церковной революции и обновленчества справа

04.11.2020
Объявит ли Россия выборы в США 2020 нелегитимными?
Вся правда об американских выборах от Маргариты Симоньян

30.10.2020
Православные ковид-диссиденты активизировались…

27.10.2020
Обращение диакона Ильи Маслова в Церковный суд Московской областной епархии

24.10.2020
Эпоха протоиерея Димитрия Смирнова

22.10.2020
Нынешние церковные проповедники едва ли смогут сравняться с покойным о. Димитрием

19.10.2020
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)

18.10.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

14.10.2020
В Псковской епархии возрождается единоверческий приход и богослужения древнерусским чином

09.10.2020
Масоны Испании заявили, что папа римский поддерживает их принципы

08.10.2020
Митрополит Тихон (Шевкунов): Мне выпало счастье общаться с Путиным

02.10.2020
Оздоровление Сретенской духовной семинарии: Патриарх Кирилл назначил проректоров и секретаря Ученого совета

29.09.2020
Служба внешней разведки РФ узнала о подготовке в Белоруссии «резонансной провокации» с целью столкнуть православных и католиков

19.09.2020
Прощание с отцом Александром Шумским

17.09.2020
Погиб священник Александр Шумский

12.09.2020
Донбасс за нами! — сильная песня прекрасных дончанок взрывает Сеть

10.09.2020
Суд Екатеринбургской епархии отлучил схимонаха Сергия Романова от Церкви

08.09.2020
Диакон Владимир Василик о творчестве протоиерея Александра Меня в связи с 30-летней годовщиной со дня его убийства

24.08.2020
Святейший Патриарх Кирилл в ответ на многократные обращения мирян поручил проанализировать богословские изыскания священника Георгия Кочеткова

22.08.2020
О последних событиях в церковно-политической жизни Белоруссии

20.08.2020
Священнослужитель Белорусской Православной Церкви: Константинопольский патриарх готовит в Белоруссии церковный раскол

18.08.2020
Заявление Медиагруппы «Патриот» в связи с событиями в Белоруссии

15.08.2020
О последних событиях в Белоруссии:
Белоруссия-2020 — репетиция перед Россией-2024.
Белорусские ксёндзы поддерживают протестующих, пытаются дискредитировать итоги президентских выборов и обеляют провокаторов

13.08.2020
Религиоведы отнесли учение бывшего схиигумена Сергия Романова к генотеизму

12.08.2020
Письмо белорусским «русофобам в рясах»

12.08.2020
К 20-летию гибели подводной лодки «Курск»

07.08.2020
Еще один «внеконфессиональный богослов» уволен из Московской Духовной академии

27.07.2020
Снятие карантинных ограничений: протоиерей Владимир Чувикин восстановлен в должности настоятеля Николо-Перервинского монастыря

17.07.2020
Светские власти не вправе были ограничивать посещение храмов в период пандемии, считают в Совете по правам человека

09.07.2020
Церковный публицист Владимир Семенко об изверженном из сана Сергии (Романове)

25.06.2020
Александр Щипков о русификации церковнославянского языка: «Язык богослужения не имеет никакого отношения к миссионерской работе»

16.06.2020
– Что за вой опять на болотах, Бэрримор?
– Это либеральные бесы атаковали Главный Храм Вооруженных сил России, сэр.

11.06.2020
Первый канал в клочья порвал российских либералов юбилейным показом культового фильма «Брат-2»

08.06.2020
Господин Президент, услышьте людей! Вы как православный человек понимаете, что имя на номер Господь не велел менять. Мы не цифры!

05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

09.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»

26.01.2020
Внезапная кончина протоиерея Всеволода Чаплина

19.01.2020
Об использовании нецерковнославянского языка за богослужением

14.01.2020
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

09.01.2020
ИТОГИ 2019 ГОДА
Московский Патриархат между Третьим Римом и «церковью РФ»

28.12.2019
Митрополит Иларион (Алфеев) прокомментировал слова Патриарха Кирилла о допустимости частичного использования русского языка за богослужением и предупредил о риске раскола при переходе Церкви на современный язык

20.12.2019
К 140-летию со дня рождения И.В. Сталина.
Сталин и Третий Рим

18.12.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

16.12.2019
В Москве прошла презентация трехтомника протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и ...»

12.12.2019
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!