Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный церковный календарь

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    ЮMoney (Яндекс-Деньги):
    410012614780266

Иеромонах Иоанн (КУРМОЯРОВ)
Как соотносятся между собой католическое учение о Страстях Христовых и православная служба «Пассии»?

 


Вступление

В последнее время на некоторых приходах Русской Православной Церкви возрождается традиция служения Пассии – особой постовой службы, посвященной почитанию Страданий Господа Иисуса Христа. О службе этой известно то, что ее совершение:

«впервые было одобрено Собором Киевской митрополии, состоявшимся в 1629 году под председательством защитника Православия в борьбе с унией митрополита Киевского и Галицкого Иова Борецкого. В 1702 году чин пассии впервые был напечатан в конце изданной в Киево-Печерской лавре Цветной Триоди, как прибавление к богослужебному уставу. Согласно этому описанию, завершавшемуся словами: “Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению”, – пассия совершалась в составе малого повечерия. В этом первоначальном варианте пассия состояла из Евангельского чтения о Страданиях Спасителя, пения стихир Страстного пятка и Страстной субботы, а также проповеди. В предреволюционные годы в Русской Церкви пассия воспринималась как местный обычай юго-западных епархий. Храня богослужебную традицию конца XIX – начала XX века, Русская Православная Церковь Заграницей не содержит пассий в своем приходском обиходе. В середине XIX века святитель Иннокентий Херсонский составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. В начале XX века акафист Божественным Страстям Христовым стал включаться в чинопоследование пассии».(1)

Однако, возрождение этой, достаточно новой, богослужебной традиции до сих пор вызывает немало дискуссий и споров в православной среде.

Так, например, сторонники возрождения служения Пассии настаивают на том, что данная служба имеет большое вероучительное и миссионерское значение. По их мнению она не просто переносит нас в далекие евангельские времена, позволяя по-новому переосмыслить великий жертвенный Подвиг Христа, но и указывая на образ Христовых Страданий и Смерти, буквально заставляет выверить нас свое духовное состояние.

Впрочем, и аргументы противников возрождения данной богослужебной традиции выглядят не менее, а может быть и более, весомыми.

Часть 1. Неуставное богослужение

Во-первых, сама по себе служба Пассии не является уставным богослужением. Собственно, поэтому служение Пассии нельзя назвать ни каноничным, ни традиционным. Причины такого игнорирования канонических уставных требований могут быть различны.

Иногда к этому может привести привыкание священнослужителя к уставным службам, и последующее за ним охлаждение к служению по привычному чинопоследованию. Другой причиной может стать стремление к оригинальничанию, поиск новых ощущений, а также поверхностные знания православной догматики и учения о духовной жизни.

Кроме этого, некоторые противники служения Пассии склонны обвинять своих оппонентов в сознательном расшатывании церковной традиции, «обогащению» её сторонними привнесениями.

Во-вторых, в этой связи важно помнить о том, что богослужебный Устав Русской Православной Церкви не предполагает включение текстов Нового Завета в великопостные будничные богослужения. Именно поэтому евангельские Страстные чтения:

«…никогда не назначаются в качестве рядовых или праздничных. Согласно Типикону, они читаются в один исключительный день – в Великий Пяток на службе 12 Страстных Евангелий и Часах. Единственное исключение представляют собой, пожалуй, лишь “длинные” литургические чтения в понедельник, вторник и четверг Сырной седмицы, которые можно, в известном смысле, рассматривать как “заговенье на слушание Нового Завета” накануне Великой Четыредесятницы. Во всяком случае, распространять тему Страстных Евангелий на произвольные дни (в частности, почему-то, на постовые воскресенья) Типикон не позволяет. И делать этого не следует. Здесь уместна аналогия с 11-ю воскресными зачалами, которым Типикон определяет исключительное место в “столпах евангельских” и которые также не должны читаться в иные дни, даже “аще изволит настоятель”».(2)

В-третьих, критики возрождения этой неуставной «богослужебной» традиции указывают также и на то, что последование Пассии включает в себя отдельные песнопения служб Великого пятка и Великой субботы, что по их мнению искажает внутренний строй уставных великопостных богослужений. И действительно, Церковь использует Священные тексты Страстных Евангелий в одном-единственном случае, а именно – в Великий Пяток, в тот день, когда мы воспоминаем события связанные с распятием Господа нашего Иисуса Христа. В другие дни богослужебного года – эти тексты и сопутствующие им распевы не применяются.

Для того, чтобы лучше проиллюстрировать силу этого аргумента можно привести аналогию с другими крупными праздниками, например, – Пасхой, Рождеством Христовым или Успением Пресвятой Богородицы. Нет ничего странного в том, что никто не поёт рождественские песнопения без связи с Рождеством Христовым или успенские стихиры без связи с Успением Пресвятой Богородицы и т.д. Точно также нет ничего странного и в том, что у Пасхи не бывает «предпразднства» и т.д. По этой же логике нет и не может быть никакого «предпразднства» и у Великого Пятка.

В этой связи совершенно не понятно, почему уже со второй седмицы Великого поста, нарушая последовательность событий, в богослужение начинают вставляться песнопения, иллюстрирующие события Великой Пятницы. Этим явно нарушаются логика и порядок церковного богослужебного года. Теряется и путается педагогический и назидательный смысл тех событий, которые предлагает нам Устав для молитвенного сопереживания в течение Великого Поста.

Впрочем, на это можно возразить тем, что во время Рождественского поста, задолго до Праздника Рождества, в богослужении появляются некоторые элементы Рождественской службы. Однако, в отличие от службы Пассии, которая, как мы помним, является неуставным богослужением, пение рождественских ирмосов начиная с праздника Введения Пресвятой Богородицы предписаны Типиконом.

В-четвертых, иногда пассию пытаются оправдать как средство «подготовки» верующих к Страстной Седмице. Увы, но данная практика как раз прямо противоречит православной традиции:

«Поэтому серьёзным духовным искажением следует считать восприятие Великой Четыредесятницы как «подготовку» к теме Страстей. Это совершенно не связанные между собой по содержанию периоды. Четыредесятница – время, когда человеку следует осознать свою ветхую падшую природу, очистить свою душу покаянием, увидеть свои страсти и научиться бороться с ними. В эти дни, согласно Типикону, Евангелие на буднях не читается. Зато помимо ветхозаветных чтений (Псалтирь, Бытие, Исайя, Притчи) назначаются уставные аскетические чтения преподобных отцов Ефрема Сирина, Феодора Студита и Иоанна Лествичника, а также Лавсаик. Это особое (может быть – единственное!) время года, когда следует размышлять не о Христе как Новом Адаме, но плакать о себе как ветхом Адаме.

На Страстной Седмице, напротив, следует «забыть о себе» и погрузиться со всей Церковью в тему Искупительных Страданий Господа. Пассия, проводимая во время Великой Четыредесятницы, дезориентирует христиан, несвоевременно предлагая тему Страданий Христовых. Пассия Постом столь же неуместна, как в любое другое время церковного года. Единственный день в году, когда пассия могла бы быть оправдана – Великий Пяток. Но в этот день уставное православное богослужение столь полно и проникновенно, что для пассий просто не остаётся места. Она оказывается лишней и избыточной (не говоря уже о её «неконкурентоспособности» со службой 12 Евангелий, Часами Великого Пятка и прочими службами)».(3)

В-пятых, сама служба Пассии и акафист Божественным Страстям Христовым имеют явное латинское происхождение. Так, например, св. Афанасий (Сахаров) подчеркивал, что заимствованные от латинян Пассии не вполне соответствуют духу православного Церковного Устава. В частности, он писал следующее:

«Южная Русь с большой свободой относилась к уставу и чинам церковным и нередко СВЫШЕ ПОТРЕБЫ умножала молитвословия, службу и празднества, иногда даже не вполне соответствующие духу православного Церковного Устава (как заимствованные от латинян пассии)».(4) 

И действительно, свое название данная служба получила от латинского слова passio страдание.(5)

Как уже было отмечено выше, кроме самой службы Пассии латинское происхождение имеет и акафист Божественным Страстям Христовым. Однако:

«Вопрос об авторстве данного акафиста и по сей день остается открытым… Совершенно нельзя назвать автором данного акафиста архиепископа Иннокентия Херсонского. Владыка Иннокентий в данном случае выступает только как редактор, частично сокративший данный акафист. Рассматривая возможность внедрения данного акафиста в Православное богослужение, митрополит Филарет Дроздов предполагал, что написание его восходит к XVII веку. Версия о том, что автором акафиста может являться святитель Дмитрий Ростовский, его явно не устраивает… Многие исследователи считают автором акафиста Страстям Христовым митрополита Петра Могилу, который мог написать его в середине XVII века. По мнению С.В. Булгакова, Петр Могила заимствовал данный акафист из латинских гимнов, частично их переработав. Есть мнение, что первым изданием этого акафиста был “Треакафистный молитвослов” Лаврентия Крщоновича, вышедший в 1691 году. Однако, возможно, что были и более ранние издания».(6)

И все же главным выводом, который делают исследователи этого текста, является следующее утверждение:

«Таким образом, можно сказать, что воззвания заимствованные из униатского акафиста во многом сохранены и в акафисте православном, за исключением только нескольких измененных слов и выражений в некоторых воззваниях».(7)

Часть 2. Ложный духовных опыт католических святых

Впрочем, казалось бы, что на все эти замечания можно было бы возразить тем, что и у католиков, и у греко-католиков могут быть некоторые элементы в богослужебной практике, которые не противоречат духу и букве Предания Церкви и не влекут за собой грубых догматических искажений, а также искажений в учении о духовной жизни в христианстве. Увы, со всей определенностью можно сказать, что это не так. И в первую очередь это касается текста акафиста Страстей Христовых, который, как было указано выше, во многом сохранил свое католическое содержание.

Первое, что бросается в глаза, это яркий акцент на состраданиях «компассио» (сompassio – лат.) распятому Спасителю. Вся обстановка на Пассии, как бы располагает верующего к тому, чтобы живо поскорбеть о человеческой неправде и об ужасных мучениях Христа, посопереживать истекающему кровью Христу.

Проблема заключается в том, что сама по себе данная практика, является отличительным признаком именно западной аскетической традиции подражания Христу. Именно поэтому основной «добродетелью» большинства католических святых является «компассио», т.е. сомучение, сострадание со Христом, выражаемое поглощением Его внешним страдальческим видом, вплоть до стигматизации?

Так, например, один из величайших католических святых Франциск Ассизский (XIII в.) в молитве ко Христу просил Его о двух милостях, первой из которых была просьба:

«… пережить все те страдания, которые, Ты, Сладчайший Иисусе, испытал в Твоих мучительных страстях… Во время этой молитвы Франциск “почувствовал себя совершенно превращенным в Иисуса”, Которого он тут же и увидел в образе шестикрылого серафима, поразившего его огненными стрелами в места крестных язв Иисуса Христа (руки, ноги и правый бок). После этого видения у Франциска появились болезненные кровоточащие раны (стигмы) – следы “страданий Иисусовых”».(8)

Профессор Московской Духовной академии А.И.Осипов замечает по этому поводу следующее:

«Природа этих стигм хорошо известна в психиатрии: непрерывная концентрация внимания на крестных страданиях Христа чрезвычайно возбуждает нервы и психику человека и при длительных упражнениях может вызывать это явление. Ничего благодатного здесь нет, ибо в таком сострадании (сompassio) Христу нет той истинной любви, о существе которой Господь прямо сказал: кто соблюдает заповеди Мои, тот любит Меня (Ин. 14,21). Потому подмена борьбы со своим ветхим человеком мечтательными переживаниями “сострадания” является одной из тяжелейших ошибок в духовной жизни, которая приводила и приводит многих подвижников к самомнению, гордыне – очевидной прелести, нередко связанной с прямыми психическими расстройствами… Все это свидетельствует о невидении им своих грехов, своего падения, то есть о полной духовной слепоте».(9)

Лучшей иллюстрацией этой цитаты уважаемого профессора является мистический опыт великого католического святого Игнатия Лойолы (XVI в.), основанный на методическом развитии у верующих воображения, чувственности и созерцания. В своей книге «Духовные упражнения» основатель ордена иезуитов только и занимается тем, что призывает читающих воображать себе евангельские события; представлять, как жили апостолы, Богоматерь, как проповедовал Христос, призывает созерцать Святую Троицу, ангелов и т.д.

Так, например, практикующим «Духовные упражнения» предлагается:

«Увидеть, как Господь вселенной избирает многих людей, апостолов, учеников и посылает их по всему миру сеять Его святое учение среди людей всех возрастов и всех состояний… Слушать приказания, какие Господь дает всем своим друзьям и слугам, посылаемым на это дело; как их наставляет, чтобы они старались помогать всем людям, прежде всего побуждая их к полной нищете в духе, а если бы то было угодно Божественному Величию... Слушать беседу – с Пречистою Матерью, чтобы Она испросила у Сына своего и Господа благодать быть принятым под его знамя… Слушать, что говорят между собою люди – как клянутся и богохульствуют и так далее. Также послушать, что говорят Лица Пресвятой Троицы: “совершим искупление рода человеческого”; наконец, [услышать], что говорят ангел и Пресвятая Дева. После чего предаться размышлению, дабы извлечь пользу из [произнесенных ими] слов».(10)

В том числе, практикующим «Духовные упражнения» Игнатия Лойолы предлагается созерцать Крестные страдания Иисуса Христа, а именно:

«…при размышлении о страданиях Господних – просить о том, чтобы я плакал и страдал вместе со страждущим Иисусом. Тут же, в размышлении о грехах, я должен просить, чтобы меня объял срам и стыд при виде того, как велико было число осужденных за один только смертный грех, и сколь часто я заслуживал вечного осуждения за множество грехов моих… Подумать [над тем], что Господь наш претерпевает своим человечеством или что хочет претерпеть сообразно той части страданий, о которых размышляю; и тогда начать с великим прилежанием побуждать себя к сокрушению, скорби и слезам, и таким же образом потрудиться и в последующих пунктах… Просить о том, чего желаешь, [того], что подобает просить во время [размышления] о Страстях, то есть о печали со Христом, полным скорби, о сокрушении с изнемогающим Христом, о слезах, о внутреннем страдании [при мысли] о толиких страданиях, которые Христос переносит ради нас… возбудить в себе сострадание и печаль о столь великой скорби и страданиях Христа, Господа нашего… Затем, окончив созерцания Страстей Господних, посвятить весь день первой части Страданий, а следующий день – другой части; а в третий день [взять] все Страдания».(11)

В след за Игнатием Лайолой, одна из величайших католических стигматисток Римо-Католической Церкви Анна-Екатерина Эммерих, в книге своих откровений «Евангелие день за днем» описывает страдания Спасителя в такой форме, как будто она была живой свидетельницей Голгофской Жертвы:

«…Палачи приблизились к Спасителю с бичами, розгами и веревками, – пишет Анна-Екатерина, – которые они бросили возле колонны. Было шесть человек, темного цвета кожи, небольшого роста, с вьющимися и масляными волосами… То были рабы и преступники египтяне. Их заставляли рыть канавы и гнали на другие тяжкие работы. Самых жестоких из них оставляли при претории для расправ… В них было что-то зверское, дьявольское. Кажется они были на половину пьяны. Пока они вели Спасителя они били его своими веревками… Немыслимо описать всю жестокость, с которой рабы обращались со Спасителем. Они сорвали с Него одежду, надетую на Него у Ирода, и толкнули Его наземь. Спаситель дрожал и шатался. Он Сам снимал окровавленными руками Свои одежды. В то время, как Его били раздирая Его тело… Тело Спасителя было покрыто черными и кровавыми язвами, кровь лилась в изобилии. Господь стонал и дрожал. Разъяренные крики толпы показывали палачам, что толпа была удовлетворена их работой».(12)

После таких видений уже не кажется странным, что кроме стигматов, проявившихся на руках, на голове у Анны-Екатерины появились еще и раны от тернового венца, а на груди проявилось изображение креста. Согласно воспоминаниями очевидцев ещё ребенком у неё было видение, в котором она разговаривала с Иисусом, видела души в чистилище, за которые молилась, а также Святую Троицу в виде трёх концентрических, проступающих друг из друга кругов.

Или вот, например, блаженная Анжела (†1309 г.) описывает в своих откровениях свои же страстные взирания на Крест Христов, на раны Христа и на отдельные члены Его Тела, описывает насильственное вызывание кровавых пятен на собственном теле и т.д. и т.п.?

«В довершение всего Христос обнимает Анжелу рукою, которая пригвождена ко Кресту, а она, вся исходя от томления, муки и счастья, говорит: «Иногда от теснейшего этого объятия кажется душе, что входит она в бок Христов. И ту радость, которую приемлет она там, и озарение рассказать невозможно. Ведь так они велики, что иногда я не могла стоять на ногах, но лежала и отнимался у меня язык… И лежала я, и отнялись у меня язык и члены тела».(13)

Все это принципиально противоречит учению о духовной жизни в христианстве, а также духовному подвигу святых Вселенской Церкви, поскольку приводит верующего к полному духовному и душевному расстройству. Так, например, прп. Нил Синайский (V в.) предупреждает:

«Не желай видеть чувственно Ангелов или Силы, или Христа, чтоб с ума не сойти, приняв волка за пастыря, и поклонившись врагам-демонам».(14)

Вторит ему и прп. Симеон Новый Богослов (XI в.), рассуждая о тех, кто на молитве

«воображает блага небесные, чины ангелов и обители святых».

Продолжая эту мысль прп. Симеон прямо говорит о том, что:

«это есть знак прелести… На этом пути стоя, прельщаются и те, которые видят свет телесными очами своими, обоняют благовония обонянием своим, слышат гласы ушами своими и подобное».(15)

Преподобный Григорий Синаит (XIV в.) напоминает:

«Никогда не принимай, если что увидишь чувственное или духовное, вне или внутри, хотя бы то был образ Христа, или ангела, или святого какого… Приемлющий то… легко прельщается… Бог не негодует на того, кто тщательно внимает себе, если он из опасения прельщения не примет того, что от Него есть,.. но паче похваляет его, как мудрого».(16)

По утверждению св. Игнатия Брянчанинова, старания западных подвижников и сводятся в основном к тому, чтобы «оживить чувства, кровь и воображение».(17) Особенно любят они это делать при воспоминании о земных страданиях Христа.

Франциск Ассизский одним из первых стал утверждать, что степень святости определяется степенью страданий при виде распятого Христа. Именно поэтому св. Игнатий Брянчанинов и предупреждал своих духовных чад беречься от подобного, прелестного опыта:

«Не читай никаких инославных сочинителей: у них Дух Святый заменен кровию необузданною, пламенною, – пишет св. Игнатий в одном из своих писем, – они могут завлечь в пропасть – и завлекают туда многих. Упоминаемое тобою “действие”, произведенное в тебе чтением Писания  – какое впечатление имели на Иоанна Богослова и Мироносиц отдаленные звуки молотов, ударявших в гвозди при распятии Спасителя (как ужасно больно было Спасителю в это время и какие нечеловеческие муки Он вынес ради нас), было “кровяное”. Пойми: потрясены были нервы. Таковые действия отвергаются в духовном подвиге, называются “прелестными”, т.е. происходящими от самообольщения и приводящими к нему, потому что они не от благодати Божией, а собственное состояние человеческое, свойственное естеству нашему падшему, до которого дойдено напряжением воображения и чувствительности… Чтобы этого не случилось, должно держать себя в состоянии ровности, тишины, спокойствия, нищеты духа, удаляясь тщательно от всех состояний, производимых разгорячением крови и нерв».(18)

Хорошо иллюстрирует отношение православных подвижников к прелестным практикам католических подвижников случай, описанный свт. Игнатием Брянчаниновым в одном из своих сочинений, когда один помещик, увидев в руках своей дочери католическую книжку «Подражание Иисусу Христу» Фомы Кемпийского (XV в.), вырвал у нее из рук и сказал: «Прекрати играть с Богом в роман».

Вышеприведенные примеры не оставляют сомнений в справедливости этих слов. И действительно, основным результатом подобных видений и сопереживаний является попытка понять, что чувствовал Христос в момент несения Креста, оставленный учениками и оплеванный толпой, какие муки испытывал Он на Кресте в момент Распятия и т.д. По идее, через подобное переживание, прочувствовав весь ужас последних часов земной жизни Христа, осознав и свою вину за Его смерть, человек должен осознать свою греховность и прийти к покаянию. Однако подобные душевные состояния не могут быть подлинно духовны, поскольку напоминают больше ощущения зрителя созерцающего театральную постановку. Он может глубоко и искренне сопереживать талантливо срежиссированному представлению, но при этом оставаться совершенно бесчувственным к собственному духовному состоянию, а потому не будет способен воспринимать направленный лично к нему призыв к покаянию.

В противовес этому опыт православных подвижников учит нас сосредоточенной на глубокой молитве, исключающей какие-либо страстные движения души, экстаз и разгул эмоций.

Часть 3. Крестные страдания Иисуса Христа и догмат Искупления: богословский анализ акафиста Страстей Господних

Впрочем, нужно отчетливо понимать, что вышеописанный опыт католических подвижников второго тысячелетия возник не спонтанно. В основе этого опыта лежит фактически догматизированная в Католической Церкви юридическая теория искупления.(19)

Согласно данной теории, получившей догматический статус на Тридентском Соборе (для католиков, 19-м Вселенском):

«Единородный Возлюбленный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, Который… заслужил наше оправдание Своими Пресвятыми Страстями на Древе Креста, воздал за нас удовлетворение Отцу Своему…».(20)

В силу чего именно страдания Христа в католичестве являются той ценой, тем свидетельством, тем ключевым моментом земной жизни Спасителя, который, собственно, и подтверждает истинность искупительной Жертвы (по сути, делая ее – Жертву, легитимной в глазах Бога Отца). Именно поэтому в католическом схоластическом богословии основное значение и смысл Голгофской Жертвы видится вне Креста, вне победы над смертью и тлением, вне Воскресения. По учению Римо-Католической Церкви смысл Жертвы Христовой заключается в том эффекте, который страдания и смерть Иисуса Христа произвели на Бога Отца (а точнее на «божественную справедливость», действием которой ограничивается сама божественная любовь).

Если же мы зададимся вопросом о том, почему Бог в своем милосердии не может простить людям грехи без всяких предварительных условий, без того, чтобы Его Единородный Сын принял мучительную смерть на Кресте, то получим ответ в том духе что:

«Если бы Бог поступил так, то остался бы неустраненным беспорядок, внесенный грехом в устройство вселенной, а этот неустраненный беспорядок был бы нарушением справедливости. Справедливый порядок вселенной, iustitia или праведность Бога, требует, чтобы цена была уплачена. Милосердие, говорит Анселъм, — это дочь справедливости; оно происходит от справедливости и не может действовать против нее… Таким образом… рациональный порядок мироздания требует, чтобы грех всегда наказывался».(21)

Эта подмена существа жертвы Христовой, оформившаяся в католической схоластике в качестве юридической теории искупления, полностью искажает смысл христианского вероучения. Таким образом, католики полагают во главу угла не существенное, а прикладное значение искупления, в результате которого Бог прощает вину первородного греха всем потомкам Адама.  Вот что пишется по этому поводу в Католическом Катехизисе, формулировки которого также основываются на решениях Тридентского Собора:

«Своим послушанием до самой смерти Иисус стал страждущим Отроком, Который поставил Себя на наше место, “принес Свою жизнь в жертву умилостивления, чтобы оправдать многих и принять на Себя их вину... Иисус возместил нашу вину и принес Отцу удовлетворение за наши грехи”».(22)

Именно в этом и заключается основной смысл католического учения о жертве Христовой. Учения, в котором грех не побеждается и не уничтожается в природе человека, а великодушно прощается удовлетворённым Богом. Что же конкретно могло удовлетворить, умиротворить Бога Отца? Если на Кресте не произошло  восстановления поврежденной грехом человеческой природы, не свершилась победа над смертью и тлением (о чём учит Православная Церковь), то смысл мучительной смерти Иисуса Христа остаётся в самой смерти и самих страданиях.

Подтверждением этого тезиса могут служить многочисленные высказывания современных католических богословов и даже самих Римских Понтификов. Так, например, в своей книге «Верую во Иисуса Христа Искупителя» Иоанн Павел II писал следующее:

«Соучаствовать в крестных муках Христа – это значит уверовать в спасительную силу жертвы, которую каждый страдающий может приносить вместе с Искупителем. И тогда страдание освобождается от чувства бессмысленности, обретает свой созидательный смысл и глубину. Уничтожающая сила страдания как бы отступает на задний план, поскольку тайна Искупления свидетельствует, что именно страдание особенно плодотворно…».(23)

Стоит ли после этого удивляться тому, что тема страданий является центральной и в богослужебной практике Католической Церкви?

Так, например, католическая служба «Крестного пути» предполагает 14 символических остановок (стояния «Крестного пути») во время которых верующие представляются себе этапы Крестного пути Спасителя, а именно:

«То, как Иисус берет крест на свои плечи. То, как Он падает первый раз. То, как он падает во второй и третий раз. То, как Его прибивают ко кресту. То, как Он умирает на кресте и т.д…».(24)

Кстати, связь между службой Крестного пути и службой Пассии не отрицается и самими католиками. Вот что по этому поводу говорится в Католической энциклопедии:

«К Крестному пути восходит известное в Русской Православной Церкви богослужение под названием пассия (от лат. Passio – страсть), которое в некоторых храмах принято совершать в период Великого поста по пятницам или в другие дни, определяемые настоятелем прихода, в память о Страстях Христовых. По мнению некоторых православных литургистов, практика пассии зародилась в среде православных Западной Украины в XVII–XVIII вв. не без влияния Крестного пути или иных посвященных Страстям практик благочестия, бытовавших в том же регионе у католиков».(25)

И это не единственная подобная служба в католической Церкви. Так, например, служба Литании (греч. λιτανεία — моление, лат. litania) Драгоценнейшей Крови Иисуса Христа содержит следующие молитвенные призывания:

«Кровь Христа, Единородного Сына Отца Предвечного, спаси нас.

Кровь Христа, воплощённого Слова Божия, спаси нас.

Кровь Христа, Первосвященника нового и вечного Завета, спаси нас.

Кровь Христа, в Гефсиманском борении на землю пролившаяся, спаси нас.

Кровь Христа, при бичевании излившаяся, спаси нас.

Кровь Христа, из-под тернового венца струившаяся, спаси нас.

Кровь Христа, на Кресте пролитая, спаси нас.

Кровь Христа, цена нашего спасения, спаси нас.

Кровь Христа, без которой нет прощения, спаси нас.

Помолимся. Всемогущий и вечный Боже, соделавший Единородного Сына Своего Искупителем мира и позволивший вымолить у Себя прощение ценой Его Крови; просим Тебя, дай нам так почитать эту цену нашего спасения, чтобы мы были защищены от зла на земле и обрели вечную радость в Небе. Просим Тебя через Христа, Господа нашего. Аминь».(26)

Стоит ли теперь удивляться тому, что Акафист Божественных Страстей Христовых (имеющий, как это уже было показано выше, католическое происхождение) содержит более десяти упоминаний о крови и кровавых Страданиях Христа (хотя в евангельских стихах, посвященных Крестным Страданиям, кровь Христа упоминается всего лишь один раз (Ин. 19,34)), например:

«Иисусе, Архиерею, Своею Кровию вшедый во Святая Святых, очисти мя от скверн плотских… Боготочною Кровию Твоею весь облеклся еси… Иисусе, светлая Твоя очеса кровию омраченная имевый… но иудее, яко звери дивии кровь узревше, скрежетаху на Тя зубы своими…».(27)

Впрочем, в данном акафисте содержится достаточно жутких описаний и помимо описания кровавых сцен Распятия, а именно: речь в данном акафисте идет о Иисусе в ребра прободенном, плотию распятом, в муках скончавшемся, на Кресте пригвожденном, на пути изнемогающем и т.д.

В том числе, судя по тексту акафиста, именно страдания Христа, в полном соответствии с католической догматикой, являются самой сутью и центром искупительной жертвы. Подтверждением этому может служить следующий стих акафиста:

«Иисусе, страданьми и Крестом Твоим весь мир искупивый».(28)

Еще раз напомним, что для католика суть догмата искупления выражена в формально-правовом акте заместительной жертвы, а точнее в силу удовлетворения приносимого Богу Отцу Христом и последовавших за этим прощения первородного греха и оправдания человека. Что неминуемо приводит к искажениям христианского богословия в области христологии и учения о Боге. И, следовательно, превращает христианскую веру в банальное язычество.

Увы, если принять подобное понимание догмата искупления, то нам придется признать, что либо Бог Отец ведет Себя как страстное, кровожадное, антропоморфное, языческое божество (получающее удовлетворение от страданий, как платы принесенной Христом), и потому не является Богом евангелия (что в принципе недопустимо с точки зрения христианского богословия), либо миром правит не Бог, а некий закон справедливости, сильно напоминающий восточную доктрину кармы.

Вывод:

Вполне возможно, что введение службы Пассии и акафиста Божественных Страстей, имеющих явное католическое происхождение, в богослужебную практику Православной Церкви в XVII–XIX вв. имело определенный смысл в западных регионах Российской Империи во время борьбы с унией. Однако, в наше время они явно потеряли свое миссионерское значение.

Как было видно из проведенного анализа, Пассия заметно искажает и годовой, и седмичный, и суточный круги богослужения. Таким образом введение пассий в церковный обиход фактически означает ломку всего строя уставного православного богослужения, а также влечет за собой неминуемые искажение в области православного догматического богословия, согласно которому сын Божий, желая спасти человека, идёт на страдания и смерть только по Своей непостижимой и жертвенной любви. В том числе, единственной причиной Воплощения Второй Ипостаси Святой Троицы является – любовь Божия (Ин. 3,16), а не удовлетворение Отцу и Его божественной справедливости, не уплата долга и не возмещение оскорбления. Единственная цель Христова жертвоприношения – восстановление всего человека. Таким образом, сама Голгофская Жертва Христа по учению Святой Соборной и Апостольской Церкви не есть проявление справедливости (возмездия за грехи), а является проявлением любви Всей Пресвятой Троицы к падшему человечеству.

Церковь имеет полноту Откровения, имеет жизнь во Христе, и не нуждается в инородных заимствованиях. Существенно, от какого духа берутся заимствования! Таковы будут и стратегические последствия. Православие в таких случаях будет постепенно вытесняться, подменяться лукавыми духами и делами. Вера – слабеть и деформироваться. Поэтому апостол и предупреждает: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1Ин. 4,1).

 


—————————————————————————————————

1. Московский патриархат: официальный сайт [Электронный ресурс] // Проект документа «Пассия как элемент современного православного богослужения». – http://www.patriarchia.ru/db/text/5169776.html

2. Благодатный Огонь: официальный сайт [Электронный ресурс] // Свящ. Вадим Коржевский. Пассия – неуставное богослужение и чуждый нам опыт. – https://www.blagogon.ru/digest/764/

3. Благодатный Огонь: официальный сайт [Электронный ресурс] // Свящ. Вадим Коржевский. Пассия – неуставное богослужение и чуждый нам опыт. – https://www.blagogon.ru/digest/764/

4. Азбука.ру: официальный сайт [Электронный ресурс] // Св. Афанасий (Сахаров). О поминовении усопших.. – https://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Saharov/o-pominovenii-usopshikh-po-ustavu-pravoslavnoi-cerkvi/3

5. ПАССИОН (от лат. passio — страдание) — муз. произведение, возникшее на основе еванг. чтений Страстной недели и посвященное страданиям и крестной смерти Христа. (Католическая энциклопедия. Т.3, «М-П». статья «Пассио». – М: Издательство францисканцев «Научная книга». 2007. С.1312-1314

6. Refdb.ru : официальный сайт [Электронный ресурс] // С.С. Кульминов. История и особенности греко-католической гимнографии на примере акафиста Страстям Христовым. – https://refdb.ru/look/2323795.html

7. Там же.

8. Лодыженский М.В. Свет Незримый. – Пг. 1915. – С. 109.

9. Азбука.ру: официальный сайт [Электронный ресурс] // А.Осипов. Почему Православие есть истинная вера. – https://azbyka.ru/pochemu-pravoslavie-est-istinnaya-vera

10. litresp.ru: официальный сайт [Электронный ресурс] // Игнатий Лойола. Духовные упраждения. – https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9B/lojola-ignatij/duhovnie-uprazhneniya

11. litresp.ru: официальный сайт [Электронный ресурс] // Игнатий Лойола. Духовные упраждения. – https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9B/lojola-ignatij/duhovnie-uprazhneniya

12. Анна-Екатерина Эммерих. Евангелие день за днем. Тайная Вечеря. Распятие. Воскресение. Издание второе, дополненное. – М: Издательство «Новая святая Русь». 1997. стр.97–99.

13. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М., 1930. – Т. 1. – С. 867–868.

14. Преп. Нил Синайский. 153 главы о молитве. Гл. 115 // Добротолюбие: В 5 т. Т. 2. 2-е изд. – М., 1884. – С. 237.

15. Преп. Симеон Новый Богослов. О трех образах молитвы // Добротолюбие. Т. 5. М., 1900. С. 463-464; Преп. Григорий Синаит. Наставление безмолвствующим // Там же. – С. 224.

16. Св. Игнатий Брянчанинов. Собрание писем. № 163 (255, 32). С. 322.

17. Св. Игнатий Брянчанинов. Собрание писем. № 163 (255, 32). С. 322.

18. Св. Игнатий Брянчанинов. Собрание писем. № 158. С. 286.

19. Проза.ру: официальный сайт [Электронный ресурс] // Иван Дмитриев. Юридическая концепция искупления в западном богословии. – https://www.proza.ru/2019/09/11/343

20. Христианское вероучение: догматические тексты учительства церкви III–XX вв. Издательство св.Петра. Санкт-Петербург. 2002 г. стр.174, 349.

21. Гарольд Дж. Берман. Западная традиция права: эпоха формирования. Из-во Московского университета. Москва. 1998 г. стр.177.

22. Катехизис Католической Церкви. – М: Культурный центр «Духовная Библиотека». 2001. С. 156–157. Настоящий перевод «Катехизиса Католической Церкви» пересмотрен на соответствие латинскому оригиналу.

23. agnuz.info: официальный сайт [Электронный ресурс] // Иоанн Павел II. Верую во Иисуса Христа искупителя. – http://www.agnuz.info/app/webroot/library/135/83/

24. Духовная жизнь: официальный сайт [Электронный ресурс] // Крестный путь. – https://lifeinspirit.ru/practices/the-way-of-the-cross.html

25. Католическая энциклопедия. Т.2, «И-Л». статья «Крестный путь». – М: Издательство францисканцев «Научная книга». 2005. С.1370.

26. Тематический портал «Католичество»: официальный сайт [Электронный ресурс] // Литания Драгоценнейшей Крови Христовой. – http://ruscath.ru/orations/litaniae/litania2.shtml

27. Азбука.ру: официальный сайт [Электронный ресурс] // Акафист Божественным Страстям Христовым. – https://azbyka.ru/days/caa/596

28. Там же.

 

 

Об авторе: Иеромонах Иоанн (Курмояров) – доктор богословия, доцент кафедры церковного богословия Новосибирской православной духовной семинарии.

 



АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

17.09.2021
Владислав Артемов

Безумие Православия

14.09.2021
Николай Каверин

О пропаганде вакцинофобии в России

29.08.2021
Николай Каверин

Почему молчит Патриарх Кирилл по поводу вакцинации?

6.09.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Вакцинация, как вероучительный вопрос

09.09.2021
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

12.09.2021
Отрывки из исповеди протоиерея Бориса Николаевского

8.08.2021
Алексей Ярасов

Чем запугивают антипрививочники православных

16.08.2021
Анатолий Степанов

Революционеры справа.
Размышления о феномене православного радикализма

11.08.2021
Николай Бондаренко

О пандемии для православных. Вопросы и ответы

14.08.2021
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

О чтении духовных книг соответственно своему положению.
Наставление, что читать мирянину

23.08.2021
Светлой памяти протоиерея Владимира Правдолюбова (†23.05.2021)

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

2.09.2021
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) (†2018)

Меч обоюдоострый.
Светлой памяти выдающегося духовного писателя архимандрита Лазаря (Абашидзе)

26.07.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Новая волна антипрививочного безумия в нашей Церкви

2.08.2021
Всеобщая вакцинация населения за несколько дней смогла погасить страшную вспышку оспы в 1959–1960 годах в Москве

18.08.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию развала Советского Союза.
К развалу СССР причастны и некоторые священнослужители Русской Православной Церкви

1.08.2021
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

11.07.2021
Тимур Давлетшин

Концепция уранополитизма священника Даниила Сысоева.
О мнимом противоречии христианства и патриотизма (в связи с полемикой о допустимости православным верующим прививаться от коронавируса российскими вакцинами)

26.08.2021
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.06.2021
Николай Каверин

Отечественная вакцина «Спутник V» не имеет ничего общего с абортированным материалом

25.08.2021
Священник Александр Цыганков

О наших разногласиях

19.07.2021
Эдуард Биров

Метаморфозы-2021.
Как государственники стали борцами за «права личности»

7.07.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

31.03.2021
Анатолий Степанов

Почему православные превратились в авангард борьбы против вакцинации?

29.07.2021
Николай Каверин

К 30-летию со дня кончины схиархимандрита Иоанна (Маслова).
О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

1.06.2021
Сергей Худиев

Отказавшись от вакцинации, можно стать убийцей

22.07.2021
Оздоровление Гродненской епархии.
Ряд белорусских «революционеров в рясах» лишились своих постов

13.06.2021
Наталия Михайлова

История отмены «клятв».
К 50-летию Поместного Собора 1971 года

5.07.2021
Сергей Лукьяненко

Бронежилет, или Почему зимой не нужно носить шапку

25.05.2021
Кто тормозит канонизацию Евгения Родионова

11.06.2021
Громкая отставка в Белорусском Экзархате: архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры и отправлен на покой

19.05.2021
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

15.07.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин) о прелюбодействии и разврате

7.06.2021
Владислава Романова

ОВЦС и раскол в Московской Патриархии.
К юбилею самого «эффективного» церковного отдела

30.05.2021
Николай Каверин

О проекте документа Межсоборного присутствия «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга».
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

4.06.2021
Светлой памяти протоиерея Владимира Правдолюбова (†23.05.2021)
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.05.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

21.06.2021
Почему современному кинематографу и телевидению выгодна фальсификация правды о Великой Отечественной войне

11.04.2021
Николай Каверин

Ядерное оружие России и российские антиковидные вакцины – единственный гарант суверенитета нашей Родины

23.05.2021
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

26.04.2021
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

16.06.2021
Обращение генерала-лейтенанта Владимира Шатохина о необходимости освящения оружия России

21.05.2021
Святой мученик Христофор и его иконография

29.03.2021
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

18.04.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

9.03.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

В защиту Главного храма Вооруженных сил России от церковных либералов и антисоветчиков

2.03.2021
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

28.02.2021
Архиепископ Никон (Рождественский)

Памятники-статуи святым угодникам

17.01.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Апологет ереси (Об искажениях православного вероучения в сочинениях диакона Андрея Кураева)

18.02.2021
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

16.02.2021
Протоиерей Константин Буфеев

Крайности эволюционизма.
Странные рассуждения о науке и вере в одной статье на сайте «Богослов.ру»

22.02.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Эволюция: от обезьяны Дарвина к «обезьяне Бога»

21.04.2021
Грех блуда и борьба с ним

3.02.2021
Владимир Шкляев

О составителях «житий» новомучеников

10.02.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Белые платочки спасли когда-то церковь».
Ваше Святейшество, вступитесь за них!

31.01.2021
Президент – мой друг!

29.01.2021
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

27.01.2021
Вячеслав Макарцев

Эсхатологическое бесчувствие

1.12.2020
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

21.01.2021
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

20.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Просим Церковный суд приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

10.05.2021
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

14.01.2021
Андрей Кураев: «православный хам» или хамоватый еретик?

12.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию событий 13 января 1991 года в Вильнюсе.
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование»

4.01.2021
После призыва Патриарха Кирилла к москвичам не пренебрегать богослужениями глава ОВЦС МП попросил верующих не ходить в храмы на Рождество.
Кого же слушаться бедным российским христианам?

24.12.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

28.12.2020
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

2.01.2021
Михаил Тюренков

«Кураев – на выход!»
Скандального протодиакона приговорили к лишению сана. На очереди анафема?

29.12.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

15.12.2020
Протоиерей Андрей Ромашко

Когда очень хочется раскола.
О Соборе православных мирян (31.10.2020 г., Москва)

18.12.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

10.11.2020
Протоиерей Алексий Касатиков

Царский путь в ситуации с COVID-19: как пройти между малодушным страхом и слабоумной отвагой

26.11.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

10.12.2020
Павел Панов

Еще раз о соблазне западной культурой

6.12.2020
К 55-летию «снятия анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

29.11.2020
Протоиерей Сергий Правдолюбов

Воспоминания о работе комиссии по богословским воззрениям свящ. Георгия Кочеткова в 2000 году

19.11.2020
Тимур Давлетшин

Кочетковщина и власовщина

8.11.2020
Михаил Тюренков

Избавится ли Русская Церковь от секты кочетковцев?

17.11.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

13.11.2020
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

15.11.2020
Андрей Рогозянский

Почему лекции С.Чапнина в МДА – это нонсенс

28.10.2020
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

1.11.2020
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

5.11.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

4.10.2020
Патриарх Кирилл в декабре 2019 года запустил в Русскую Церковь губительный вирус обновленчества и богослужебного реформаторства.
Письмо в редакцию сайта «Благодатный Огонь»

21.10.2020
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

7.10.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества.
Послесловие к письму в редакцию «Благодатного Огня» прихожанки храма в г. Балашихе

11.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

В Церкви активизировался вирус обновленчества

15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

20.09.2020
Николай Каверин

О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?

29.09.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

13.09.2020
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

1.10.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

17.09.2020
Священник Александр Шумский †16.09.2020

Светлой памяти священника Александра Шумского.
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

18.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению».
Извержение из сана свящ. Феодора Людоговского

30.08.2020
Николай Каверин

Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?

26.08.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

15.10.2020
Александр Камчатнов

Горé имеим сердца, или Еще раз к вопросу о языке богослужения

4.09.2020
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

7.09.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви

21.08.2020
Иеромонах Роман (Матюшин)

Не соблазняйте малых сих

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

8.12.2020
Пантелеимон Филиппович

Церковный либерализм: взгляд из Белой Руси

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

2.09.2020
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

7.02.2021
Григорий Глушенков

Кто убил митрополита Киевского Владимира: большевики или украинские националисты?

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

30.10.2020
Почему не были реализованы планы по ядерной бомбардировке СССР

20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

2.11.2020
Протопресвитер Владимир Диваков

Битва за Сретенский. Москва за нами

25.10.2020
Роман Носиков

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова (†21.10.2020).
Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

27.09.2020
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

22.10.2020
Протоиерей Димитрий Смирнов (†21.10.2020)

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова.
Протоиерей Димитрий Смирнов о деятельности священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

9.02.2021
К 15-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Яд в привлекательной упаковке»

12.12.2020
Алексей Горожанин

Посещал ли апостол Андрей Первозванный Русскую землю?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

24.07.2021
Как Олимпийский комитет России от Крыма отказался.
Вслед за флагом и гимном у российских олимпийцев отобрали право на территориальную целостность страны, которую они представляют

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

15.05.2018
О ситуации в Сербской Православной Церкви

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Изменение церковнославянского богослужения — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

24.08.2021
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

21.07.2020
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

 

НОВОСТИ

11.09.2021
Решение раввината для православных стало считаться критерием истины?

02.09.2021
«Тот, кто заразит кого-либо коронавирусом – виноват в убийстве», – иерарх Элладской Православной Церкви

31.08.2021
Светлой памяти Героя России Александра Захарченко (†31.08.2018)

25.08.2021
«Православие-лайт», Или давайте научим детей как «правильно» верить

21.08.2021
Антипрививочники! Создавайте движение против лечения зубов!

10.08.2021
Об основных мифах, распространяемых антивакцинаторами.
Интервью корреспондента сайта «Благодатный Огонь» с врачом Зоей Андреевой

06.08.2021
Митрополит Псковский и Порховский Тихон: «Еще в 90-е страшилок о вакцинации было хоть отбавляй»

30.07.2021
Фальстарт встречи антихриста.
«Сообщество свидетелей скорого пришествия антихриста» оживилось, узнав, что Чубайс – акционер предприятия, производящего «Спутник V»

20.07.2021
Кто ответит за преждевременную смерть от ковида Петра Мамонова?

14.07.2021
Парадокс вакцинации.
Патриоты всё-таки выступили против власти

10.07.2021
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

03.07.2021
Обращение митрополита Псковского и Порховского Тихона к псковской пастве о необходимости вакцинации

25.06.2021
Протоиерей Алексий Касатиков: «COVID-19 – это биологическое оружие, направленное против России, и от него надо защищаться отечественной вакциной “Спутник V”»

24.06.2021
На Валааме будут выгонять из монастыря не вакцинировавшихся насельников, а в Москве от столичных священников не потребуют обязательной вакцинации

23.06.2021
Николай Стариков: принудительная вакцинация – это вторая «пенсионная реформа»

22.06.2021
22 июня 1941 года — 80 лет c начала Великой Отечественной войны

10.06.2021
Архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры.
Белорусская русофобствующая оппозиция надеется, что владыка возглавит «православную церковь в новой Беларуси»

09.06.2021
Информационную атаку Запада и российских православных кликуш на вакцину «Спутник V» следует приравнять к экстремистской деятельности и посягательству на суверенитет России

09.06.2021
Число вакцинированных от COVID в российской армии приблизилось к 100%

28.05.2021
Скончался протоиерей Владимир Правдолюбов — строгий блюститель традиций православного богослужения и яркий полемист с неообновленчеством и церковным либерализмом

20.05.2021
Ещё раз о вакцинации: в военное время некоторые грехи не вменяются в осуждение

20.05.2021
В РПЦ призвали не считать вакцинацию грехом

17.05.2021
Почему современному кинематографу и телевидению выгодна фальсификация правды о Великой Отечественной войне

10.05.2021
Просим Священный Синод дать исчерпывающее разъяснение о допустимости православным верующим прививаться российскими вакцинами

09.05.2021
С Днем Победы!
Проконвоирование немецких военнопленных через Москву 17 июля 1944 года

30.04.2021
Иерусалимский Патриарх Диодор (†2000) о происходящем в Кувуклии во время схождения Благодатного огня

14.04.2021
Церковно-общественный совет по биоэтике, выступивший против церковного признания ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), упразднён Священным Синодом

12.04.2021
Гагарин: «Привет, потомки! Как вы там?»
К 60-летию первого полета в космос советского космонавта Юрия Гагарина

24.03.2021
На Афоне начались прививки от коронавируса

07.03.2021
Обращение в Церковный суд: «Просим приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

05.03.2021
5 марта – день кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

24.02.2021
Кураев vs патриархия: «ничья»

18.02.2021
«Заноза» Патриарха Кирилла, или У Кураева длинные руки!

16.02.2021
Инициатива митрополита Илариона (Алфеева) канонизировать прот. Александра Меня призвана «уравновесить» недавнюю инициативу митрополита Тихона (Шевкунова) по подготовке к канонизации исповедника Церкви Русской старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

12.02.2021
Обращение студенческого сообщества Донбасса к молодежи России

09.02.2021
Митрополит Тихон (Шевкунов) объявил сбор материалов для подготовки прославления старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

04.02.2021
Лжемиротворчество под маской Православия.
Не стоит ли либеральствующим священникам снять рясу и податься в правозащитники?

03.02.2021
К 3-й годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

28.01.2021
Митрополит Запорожский Лука: «Кураев за годы своей антицерковной деятельности внес в души христиан столько соблазна, лжи, осуждения, откровенной клеветы и ненависти к Церкви, сколько, наверное, не сделал за последнее время ни один человек»

24.01.2021
Митрополит Иларион: Кураеву грозит отлучение от Церкви

21.01.2021
Обратится ли Патриарх Кирилл к мэру Москвы С.С. Собянину с просьбой разблокировать социальные карты для бесплатного проезда в общественном транспорте для людей 65+ с целью посещения ими воскресных и праздничных служб в московских храмах?

19.01.2021
Институт Гамалеи опроверг слухи о содержании абортивных материалов в вакцине «Спутник V»

08.01.2021
Решение Епархиального суда г. Москвы по делу № 50-54-2020 (о признании протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана)

05.01.2021
В Рождество в Храм нельзя?!
Доктор Мясников осудил фатальный запрет для верующих пожилых людей посещать храмы

02.01.2021
Митрополит Запорожский Лука о снятии сана с Андрея Кураева

29.12.2020
Решением епархиального суда г. Москвы протодиакон Андрей Кураев признан подлежащим извержению из сана

24.12.2020
Рецидив неообновленчества: Патриарх Кирилл снова выступил за частичное использование русского языка в богослужении

17.12.2020
Протодиакон Андрей Кураев неожиданно заголосил о каноничности, хотя ранее говорил, что «каноны надо забыть и положить на полку»

27.11.2020
Рукопожатцы в масках «христиан»: новое открытое письмо российской либерды

24.11.2020
Священник Георгий Максимов про революционное «собрание православных мирян» от 31 октября

18.11.2020
Миссионерский декаданс: в одном из храмов Татарстанской митрополии священник совершает молебен в спортивном костюме (ВИДЕО)

15.11.2020
Собрание православных мирян как гниение

09.11.2020
Авторская программа Александра Щипкова «Агитаторы»: о священнике Георгии Кочеткове, либерал-православии и ревнителях не по разуму

08.11.2020
Православные миряне как орудие церковной революции и обновленчества справа

04.11.2020
Объявит ли Россия выборы в США 2020 нелегитимными?
Вся правда об американских выборах от Маргариты Симоньян

30.10.2020
Православные ковид-диссиденты активизировались…

27.10.2020
Обращение диакона Ильи Маслова в Церковный суд Московской областной епархии

24.10.2020
Эпоха протоиерея Димитрия Смирнова

22.10.2020
Нынешние церковные проповедники едва ли смогут сравняться с покойным о. Димитрием

19.10.2020
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)

14.10.2020
В Псковской епархии возрождается единоверческий приход и богослужения древнерусским чином

09.10.2020
Масоны Испании заявили, что папа римский поддерживает их принципы

08.10.2020
Митрополит Тихон (Шевкунов): Мне выпало счастье общаться с Путиным

02.10.2020
Оздоровление Сретенской духовной семинарии: Патриарх Кирилл назначил проректоров и секретаря Ученого совета

29.09.2020
Служба внешней разведки РФ узнала о подготовке в Белоруссии «резонансной провокации» с целью столкнуть православных и католиков

19.09.2020
Прощание с отцом Александром Шумским

17.09.2020
Погиб священник Александр Шумский

12.09.2020
Донбасс за нами! — сильная песня прекрасных дончанок взрывает Сеть

10.09.2020
Суд Екатеринбургской епархии отлучил схимонаха Сергия Романова от Церкви

08.09.2020
Диакон Владимир Василик о творчестве протоиерея Александра Меня в связи с 30-летней годовщиной со дня его убийства

24.08.2020
Святейший Патриарх Кирилл в ответ на многократные обращения мирян поручил проанализировать богословские изыскания священника Георгия Кочеткова

22.08.2020
О последних событиях в церковно-политической жизни Белоруссии

20.08.2020
Священнослужитель Белорусской Православной Церкви: Константинопольский патриарх готовит в Белоруссии церковный раскол

18.08.2020
Заявление Медиагруппы «Патриот» в связи с событиями в Белоруссии

15.08.2020
О последних событиях в Белоруссии:
Белоруссия-2020 — репетиция перед Россией-2024.
Белорусские ксёндзы поддерживают протестующих, пытаются дискредитировать итоги президентских выборов и обеляют провокаторов