Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    ЮMoney (Яндекс-Деньги):
    410012614780266

Когда очень хочется раскола.
О Соборе православных мирян (31.10.2020 г., Москва)

15.12.2020
Протоиерей Андрей Ромашко


Полтора месяца назад в Москве прошло мероприятие, громко наименовавшее себя Собором (собранием) православных мирян. Для абсолютного большинства членов нашей Церкви, как мирян, так и священнослужителей это мероприятие прошло бы совершенно незамеченным (слово собор здесь совсем неуместно, максимум – собрание некоей инициативной группы столичных мирян), если бы не распространяемые в соцсетях Обращения участников собрания. Одно из них адресовано священноначалию нашей Церкви, его я оставлю без комментариев, поскольку не имею на то благословения, а вот «Обращение ко всем верным чадам» попробую прокомментировать, как верное (надеюсь) чадо и как частное лицо, поскольку никто меня официально на это не уполномочивал.

Первые впечатления от прочтения «по диагонали» – речь на партсобрании образца 1937 года. «Тут у нас кое-кто (ну вы сами знаете, кто) – враг. Враг скрытный, хитрый, тайный агент мировой контрреволюции. Давайте покажем ему, кто здесь гегемон. Мы, простые рабочие и крестьяне требуем...». А теперь давайте по порядку.

Тезис номер один. Священноначалие нашей Церкви слишком легко согласилось на карантинные меры из-за мнимой «опасности заражения». Следуя распоряжениям чиновников «средней руки» иерархи ограничили доступ в храмы, проявив тем самым малодушие, маловерие, показав, что «послушание» местным чиновникам для них важнее веры в Бога. Надеюсь, я не переврал этот месседж. Да, аргумент «в точку»: только ленивый сегодня не критикует карантинные меры, поэтому после первых фраз аудитория уже на стороне авторов обращения. Но вот почему «опасность заражения» поставлена в кавычки? Вы считаете, что ее нет, этой опасности? Это выдумка мирового правительства, и его приспешников в лице нашей иерархии? Тогда от чего умирают люди, те же священники, например? От излучения с вышек 5G?

Понятно, что с этой пандемией не так все просто, но, кто бы ни стоял за ее рычагами, опасность заражения (и даже смерти) все же есть. Кроме того, на март-апрель 2020 года вирус был настолько малоизучен и информация о нем настолько противоречива, что растерянность и непоследовательность властей (как светских, так и церковных) вполне объяснима и без влияния мирового правительства. На самом деле, во многих храмах (за пределами столицы) доступ прихожан на богослужения продолжался, как раз вопреки распоряжениям властей. Да и власти в большинстве случаев не применяли «меры воздействия», понимая, что их распоряжения имеют слабые юридические основания. Налицо незнание организаторами московского собрания ситуации на местах. Или сознательное замалчивание информации, не вписывающейся в принятую концепцию.

Тезис номер два. Из-за мнимой опасности заражения священноначалие предписало «кощунственные манипуляции со Святыми Тайнами» из-за чего целый ряд неназванных, но авторитетных и ревностных в вере людей ушли из Церкви. У меня вопрос: куда ушли эти ревнители? Куда можно уйти из истинной Церкви? Где они нашли другую? Может быть, организовали свою? Но это риторические вопросы. Меня сейчас больше интересуют вот эти «кощунственные манипуляции». Словосочетание очень сильное. «Наши иерархи, оказывается, не только трусливы и малодушны, они не только не верят в Божию благодать, не только “прогибаются” под власть, они еще и кощунствуют над Телом Христовым», – так должен понять читатель, уже доверившийся авторам после критики карантинных мероприятий в первых строках обращения. На самом деле это и есть основной тезис обращения, он повторен дважды, причем второй раз в гораздо более сильном варианте: «откровенное глумление над святыми Таинствами». Ну, какое доверие может быть такому епископату?

Насколько я понимаю, речь идет о протирке лжицы платом, смоченным спиртом, после каждого причастника, как это прописано в «Инструкции настоятелям приходов ... в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции», утвержденной Священным Синодом 17 марта 2020 года (текст ее доступен на сайте Патриархии). Протирка лжицы – наиболее «модерновое» из того, что предписано в этом документе. Но, там же черным по белому, вполне русским языком дана ссылка на аналогичную дореволюционную практику причащения заразных больных, а также на мнение по этому вопросу преподобного Никодима Святогорца. Ни прп. Никодим, ни дореволюционные иерархи (многие из которых оказались в числе новомучеников и исповедников) не видели в этом кощунства и глумления. А авторы Обращения почему-то видят. Хочется верить, что это не злой умысел и не манипуляция аудиторией, а лишь незнакомство мирян, авторов обращения, с реальной пастырской практикой причащения заразных больных. Может быть обидно, что здоровые люди должны причащаться, как будто заразные, что все находятся под подозрением бессимптомных носителей ковида? Можно спорить, чего здесь больше, маловерия или благоразумной предосторожности, но это не кощунство и не глумление.

Основной богословский вопрос, который негласно ставят в этом тезисе авторы Обращения – можно ли заразиться через Святые Дары? Кто-то из священнослужителей еще в самом начале эпидемии написал, что такое возможно, и тут же ему приклеили ярлык «новое коронавирусное богословие» и вложили это «богословие» в качестве дополнительного обвинения в уста наших иерархов, уже изрядно проштрафившихся, как мы помним, перед благочестивым и ревностным читателем обращения. Оказывается, архиереи не верят вообще, что это Тело Христово, или считают, что Тело Христово подвержено болезням и тлению! Вот уж и последние времена, как о том пророчествовал преподобный Серафим Саровский. Я не буду дискутировать, это уже не в моей компетенции, просто напомню мирянам, что Святые Дары (хранящиеся в алтаре для причащения немощных) могут, например, заплесневеть (по-славянски – растлитися) по нерадению или недосмотру священника, о таких случаях написано в «Известии учительном».

Итак, Дары могут истлеть, на них, как минимум, может появиться плесень, и это известно по авторитетной церковной литературе. Может ли на них задержаться вирус? Не попалит ли огонь благодати заразу? Однако, упомянутая синодальная инструкция и не пытается решить этот вопрос и вовсе не предписывает ничего относительно самих Даров. Предписывается протереть лжицу, на которой Даров уже нет, но может остаться слюна предыдущего (и возможно – заразного) причастника. Где здесь кощунственные манипуляции или глумление?

Ну, давайте, наконец, откроем «Настольную книгу священнослужителя», составленную во второй половине XIX века С.В. Булгаковым и посмотрим дореволюционную практику, на которую ссылается Инструкция. Раздел О причащении младенцев:

«После причащения больного младенца, в предупреждение заразы следующего причастника, следовало бы крепко вытирать покровцем св. лжицу. В случае же появления в приходе заразительной болезни, напр., дифтерита, оспы, легко могущей переходить к другим при причащении чрез лжицу и покровец, следует советовать прихожанам совсем не приносить больных детей в церковь; в крайнем же случае больных заразною болезнью надлежит приобщать после здоровых и вытирать как лжицу, так и уста дитяти особым куском чистой льняной материи, сожигая его после причащения».

Оспа, кстати, – вирусное заболевание, как и ковид. Заметим, что составитель приводит здесь не свое мнение, он постоянно ссылается на указы и постановления различных церковных властей. В разделе О причащении взрослых, в примечании читаем:

«При причащении страждущих какою-либо заразительною болезнью, сначала надо причащать здоровых, а затем больных, при чём каждый раз лжицу немедленно следует обтирать особым чистым куском холста. Этим же куском обтереть и уста причастника. Если больных будет несколько, то при причащении каждого из них следует наблюдать ту же предосторожность, имея для каждого больного особый кусок холста. По окончании литургии следует сжечь этот бывший в употреблении кусок, а пепел ссыпать под св. престолом, или в реку».

В разделе Исповедь и причащение больных:

«Конечно, не следует пренебрегать опасностью и, так сказать, напрашиваться на нее; при посещении заразительных больных можно и нужно принимать в руководство врачебные советы и пользоваться всеми средствами, какие предписывает благоразумие, чтобы по возможности предохранить себя от заразы».

Теперь обратимся к практике, как минимум, на столетие более древней, кроме того, безусловно подтвержденной авторитетом преподобного Никодима Святогорца. В своем толковании на 28 правило VI Вселенского собора, преподобный описывает возможную практику причащения заразных больных и могильшиков, контактировавших с заразными трупами:

«И иереям, и архиереям во время чумы следует употреблять для причащения больных такой способ, какой не противоречит этому правилу. Они должны класть Святой Хлеб... в какой-нибудь священный сосуд, из которого могильщики и больные могут брать его лжицей. Сосуд и лжицу следует затем погружать в уксус, а уксус выливать в алтарный колодец. Или же они могут причащать каким угодно другим, более надежным способом, не нарушающим правило».

Вот вам в различных примерах практика Православной Церкви при причащении больных. Тут и дезинфекция, и опасения возможности заразиться в процессе причащения, и предписание «не лезть на рожон». Все как в синодальной инструкции. Для мирян простительно этого не знать, но, напомню, что в синодальной инструкции есть отсылки именно к этой старинной практике. Уважаемые участники собрания не потрудились найти первоисточники и прочитать? Или сознательно проигнорировали, рассчитывая на доверие аудитории? Может быть, миряне все-таки доверят решение этих вопросов практикующим священнослужителям?

Переходим к третьему тезису. Суть его в том, что мы, по мнению авторов обращения, на пороге грандиозного раскола. Народ Божий уже не выдерживает бесконечных отступлений от Православия (перечисление их это следующий тезис) и готов уйти в раскол. Тезис красивый, эпичный, героический: «смотрите, мы готовы даже уйти в раскол ради Истины!» Но, позвольте мне лично с этим тезисом не согласиться. Вы проводили массовые опросы? Набирали статистику? Сколько процентов готовы уйти, и самое главное – куда? Или это кухонные разговоры (или мечты?) небольшой группы людей? Да, недовольных много, но не надо всех недовольных записывать в раскольники. Протесты есть, критика есть, даже осуждение есть, а вот латентного раскола нет. Церковные люди более адекватны, чем вы о них думаете. Я и сам могу выкатить под сотню обоснованных (и не очень) претензий, проблемных вопросов, объективных и субъективных. Но эти вопросы не решаются революционными методами. Они решаются в рабочем порядке, и большинство членов Церкви это понимает. Я уже двадцать лет как священник, тридцать лет в активной церковной жизни, но знакомых мне людей, ушедших в раскол, могу пересчитать по пальцам. Конечно, это трагедии, это разочарования в пастырях и архипастырях, надрывы от неправильно организованной духовной жизни, личные страсти, с которыми человек не смог справиться... Но это единицы. Куда они ушли? Во всевозможные варианты «катакомбных», «истинно-православных», «зарубежных» общин, возглавляемых в большинстве своем бывшими священнослужителями РПЦ, запрещенными или лишенными сана за пьянство, прелюбодейство, финансовые махинации или непомерную гордыню. Большинство верных чад Церкви понимает, что альтернативы нет; нет другой «более православной» церкви.

Четвертый тезис это перечисление многочисленных «апостасий» нашей иерархии. Список выглядит страшно: модернизм, обмирщение Церкви, экуменизм, реформаторство, приспособленчество, бюрократизм и т.д., но, увы, это лишь обвинительные лозунги, брошенные в аудиторию без всяких доказательств. Кроме того, в этом списке много просто человеческих слабостей равно присущих как иерархам, так и простым священникам и вообще всем людям. Понятно, что в кратком обращении невозможно привести соответствующие обвинениям доказательства, но ведь это не совсем честный прием риторики. С уверенностью сказать оппоненту, что он лжец и предатель, ведь «все это знают»! К сожалению, объем денной статьи не позволяет рассмотреть все «негативные тенденции», приписываемые нашей иерархии, но и авторы обращения понимают избитость и неоднозначность своих претензий, поэтому используют их «прицепом» к своему главному козырю – якобы кощунственному отношению к Святым Тайнам.

Что же предлагается для решения проблемы? Что нужно, чтобы не было раскола, чтобы состоялся продуктивный диалог между иерархией и недовольными мирянами? «Необходимо убедительно продемонстрировать правящей церковной бюрократии наличие в РПЦ серьезных и многочисленных, здоровых и компетентных сил, убежденно противостоящих как всякого рода раскольническим тенденциям, так и бюрократизации церковной жизни, каноническому нигилизму и размыванию догматических основ Церкви». Друзья, вы серьезно? Вы думаете, что эти силы многочисленны? Давайте подсчитаем, сколько у нас вот этих на самом деле здоровых и компетентных сил за пределами МКАДа? Священники на местах роют носом землю, чтобы отыскать хоть одного такого человека, а отыскав – переманивают их с прихода на приход, ибо этих людей слишком мало, на всех не хватает! Пенсионерки с набором суеверий преподают в воскресной школе и катехизируют оглашенных; окормлением молодежи молоденькие неопытные девчушки занимаются; стройкой – батюшка сам, в перерывах между службами. Где же все эти многочисленные ревнители, грамотные, дерзновенные, богословски образованные, которые могли бы исполнять ключевые, финансовые, хозяйственные и идеологические служения в общине? С приходскими мальчишками некому в футбол после службы поиграть даже. Околоправославных горлопанов на митинг можно, конечно собрать, но насколько эта аудитория сможет корректно решать серьезные проблемы?

Второй шаг, который предлагается осуществить – создавать ячейки мирянского движения на местах: на приходах, в благочиниях, монастырях с целью защиты притесняемых пастырей, распространять информацию о случаях притеснения ревностных священнослужителей. Но как мы будем решать, справедливое или несправедливое гонение воздвигнуто на клирика? У раскольников и еретиков всегда есть талант к организации вокруг себя толпы почитателей. Вспомним хотя бы Ария или протопопа Аввакума. Сделает архиерей замечание, а священник своих бабушек приходских подымет: гонения на ревностного пастыря! Это очень скользкая тема.

Наконец, третий шаг – создание неформального Оргкомитета общественного движения православных христиан. Ну, а кто его возглавит? Церковная иерархия, как бы ее не ругали, все же однозначна и легитимна. А во главе Оргкомитета кто? Кто его будет выбирать? Земский собор? А если лидеров будет два или три? А ведь так всегда бывает, всем захочется порулить. Будут ссоры и взаимные обвинения в неистинности и недоправославности. Будут «холивары», а потом возникнут альтернативные оргкомитеты и альтернативные движения, а потом альтернативные альтернативным и оппозиционные оппозиционным. Не этим ли путем пошли протестанты? Начали со здравых претензий к иерархии, а закончили дроблением на мелкие секты, считающие только себя настоящими христианами. Не на этот ли путь нас вольно или невольно толкают авторы обращения?

Ну, хорошо, давайте помечтаем. Дадим сейчас активным мирянам порулить. Пусть все будет, как в наших представлениях о древней Церкви: приходская община выбирает священника из своей среды. Идеально. Вот только кандидатур нет. В семинариях катастрофический недобор, слишком мало желающих брать на себя ответственность пастырства. С некоторых приходов десятками лет не будет кандидата. А там где будут варианты – слишком велик соблазн выбрать себе «добренького» пастыря, которому можно поплакаться в жилетку, пожаловаться на жизнь, поболтать о своих проблемах вместо исповеди. Посмотрите, как народ уже сегодня «голосует ногами», стоя в очереди к исповеди там, где есть возможность выбора. К строгим и принципиальным идут единицы.

Потом давайте выберем всем народом епископа и заставим патриарха именно его, а не московского ставленника рукоположить. И я уверен, что перевес голосов будет за самым либеральным кандидатом, который будет ратовать за русский язык, короткие богослужения, новый стиль, отмену постов и т.д. Люди ищут более простых, а не более сложных путей, ищут послаблений и упрощений, поэтому в массе своей с радостью проголосуют за православие-лайт.

На мой взгляд, Церковь сегодня абсолютно не готова к демократии. Нет самой основы, нет того демоса, который способен решать серьезные проблемы. Народ Божий нужно еще растить и образовывать. Глас народа сегодня – это не Божий глас, а нестройный хор людей с абсолютно разным уровнем воцерковленности, богословских знаний, духовного опыта и порой с диаметрально противоположными мнениями. Инициативных людей мало, а умных и инициативных – и того меньше. Притом, мы привыкли еще и прятать свою инициативу за смирением и послушанием: «кто я такой, чтобы лезть вперед батьки...». Вот и получится, что новая волна, вынесет на поверхность людей активных, но не всегда умных, при этом горделивых и самоуверенных, молодых и неопытных. Если им поручить решать проблемы, они создадут их еще больше. Возможно, в столице ситуация несколько иная, но на местах, увы, все очень печально.

Безусловно, в современной церковной жизни проблем накопилось множество. Одни слишком теоретичны, и могут быть отложены на второй план. Не по богословской важности, конечно, но по срочности их решения. Другие проблемы требуют скорейшего рассмотрения. И в этом смысле активность мирян очень нужна и важна, однако нужен конструктивный и уважительный диалог и духовное руководство, а не потрясание лозунгами и шантаж расколом. Мое мнение – нужно возрождать церковные общины. Может быть, возрождать – не то слово. Их нужно правильно смоделировать в церковном сознании и создавать по этим моделям с нуля, поскольку возрождать уже нечего. Ни сегодня, ни в обозримом прошлом мы не видим примеров таких общин. Даже в тех приходах, о которых мы привыкли говорить: «вот у них крепкая община», это лишь труд и любовь настоятеля, временно объединяющая людей. Отойдет священник ко Господу, и развалится вся община, поскольку держится она не на инициативе прихожан, а только на священнике.

Вот тут и можно реализовать «создание неформальных общественных объединений православных мирян», как об этом написано в обращении. Только не с целью противостоять иерархии, а с целью сформировать крепкую первичную ячейку Церкви – христианскую общину. Такую общину, которая сможет самостоятельно построить себе храм и содержать его, проводить в нем богослужения даже в отсутствии священника, самостоятельно заниматься социальным служением, катехизацией и миссионерством, повышением собственного богословского уровня, воспитанием и наставлением в вере своего подрастающего поколения. И при этом всем не уйдет в раскол или беспоповство. А священник будет лишь совершать то, чего не может мирянин – приносить Бескровную Жертву и отпускать грехи, ну и осуществлять общее руководство приходскими делами. Возводя здание храма нужно сначала положить фундамент, потом построить стены, только потом крышу и купола. У нас же, как правило, сначала делается крыша – назначается священник, и только потом под этой крышей мы начинаем копать котлован и заливать фундамент. Кто сегодня священник на небольшом приходе? Прораб, архитектор, разнорабочий, пономарь, катехизатор, SMM-менеджер, иногда – кочегар, сторож и дворник, массовик-затейник, уставщик, инженер по ТБ и ПБ, учитель, тренер, инструктор по туризму, специалист по социальному служению и работе с молодежью, волонтер, финансовый директор, мерчендайзер по свечкам, ландшафтный дизайнер,  водитель, личный психолог и только после всего этого немножко священник, а муж для своей жены и отец для свих детей – практически никогда. Зато в это время умные, талантливые, инициативные и креативные миряне размахивают лозунгами и зовут на баррикады.

Может всю эту энергию – да в мирное созидательное русло?




Голосование за статью
 - 
123
 /  - 
132
Комментарии:
Роман 20/12/2020 в 08:40:37
Владимиру Юрганову.
зачем же так, ведь вы практически осудили, что мол ревнители это нехристи, да, слишком активные, но все же они христиане.
Владимир Юрганов 18/12/2020 в 07:55:35
Алексею.
Да очень просто могут расколоть. Недаром же сейчас требуют "миряне", чтобы именно они были главными во Церкви, проводя "поместные соборы", где священноначалие будет у них на побегушках, а в приходе собрание приходского сброда под руководством горластых нехристей выбирало бы себе настоятелей!!
Андрей 18/12/2020 в 01:57:59
Речь идет о приходе антихриста на Землю. Именно он стоит за запретом Пасхи. Я смотрел Пасхальное богослужение из минского кафедрального собора. Там собор был полон, все без масок. Никто не заболел!!! Белоруссия оказалась единственным свободным от антихриста местом на Земле!!! Была пасхальная служба!!! Было славословие Воскресшего Христа. Вопреки всем СМИ и сатанинским силам. Это было мужество одного человека Александра Лукашенко!!! Его поэтому и гонят сейчас антихристовы силы. Запрет Пасхи, ровно за неделю, есть деяние для угоды антихристу!!! Не было никакой эпидемии в марте, апреле, которая как то это деяние оправдывает. Очень грустно, что архиереев, которые были бы способны сказать правду больше не осталось, все боятся потерять хлебные места. В этом проблема нашей церкви, и не только нашей, но и большинства поместных православных церквей.
София 17/12/2020 в 22:48:19
Алексею.
Алексей, не скажИте: знаете, как и что могут эти миряне расколоть? Могут они - тщатся, по крайней мере, - убедить, как они пишут, "тех епископов, что боятся и молчат страха ради иудейска", в правоте своей идеи и попросить его возглавить. И тенденция нехорошая: какие дифирамбы поются выступавшим на этом собрании (в комментах на ютьюбе), мол, только Вы да схимник Сергий и есть настоящее священство, не то что теперешнее, ну, Вы понимаете...
Владимир Юрганов 17/12/2020 в 11:39:25
Какие же меры могла предложить Церковь для устранения поветрия (назовем эпидемию русским словом, обозначающим тоже самое)?? В первую очередь - молитвенный труд окрмляемых. На богослужениях, молебнах и крестных ходах. Так делалось всегда и поветрия были побеждаемы. В этот раз напротив - паству разобщили по келейным молитовкам, и вместо совместных молений ради усиления чаяний, получили рыхлую сеть частных просьб. Бунтовщики и раскольники нам очень не любы, но не действия ли священоначалия спровоцировало их неустойчивую психику в неадекватным действиям и уходу в "пензенские погреба"?
Алексей 15/12/2020 в 23:18:31
Статья вызывает много вопросов. Если информации мало и вирус малоизучен, зачем принимать те меры, которые использовались в Церкви при изученных и действительно опасных болезнях со смертностью на порядок превышающей декламируемую ныне, а если опасность все-таки была реальна, то почему во многих храмах тогда не соблюдали инструкцию? Как можно приравнивать так называемых бессимптомных носителей к больным людям: ведь известно, что в любом человеческом организме находиться множество вирусов и бактерий, но больным человек становиться только при появлении симптомов какого-либо заболевания и именно о причащении таких людей, а вовсе не "носителей" вирусов, сказано в приведенных автором примерах из жизни Церкви?
Демократии в жизни Церкви не место, а вот по поводу соборности в православии разве ничего не сказано? Все расколы организовывались священнослужителями, поэтому они и назывались расколами, миряне же, что могут расколоть - только, разве что, собственный, с таким трудом собранный, собор?
Сергей 15/12/2020 в 13:24:13
Пора, однако, г-ну Семенко брататься с г-м (о.) Кочетковым, ну до чего похожи, просто братья-близнецы! Были у нас обновленцы "правые", теперь будут и "левые", ничего не поделаешь - крайности сходятся.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Когда очень хочется раскола.<br>О Соборе православных мирян (31.10.2020 г., Москва) Православный журнал «Благодатный Огонь»

Когда очень хочется раскола.
О Соборе православных мирян (31.10.2020 г., Москва)


15.12.2020
Протоиерей Андрей Ромашко

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

17.01.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Апологет ереси (Об искажениях православного вероучения в сочинениях диакона Андрея Кураева)

4.03.2021
Максим Бойко

О причащении без Исповеди

2.03.2021
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

28.02.2021
Архиепископ Никон (Рождественский)

Памятники-статуи святым угодникам

25.02.2021
Протоиерей Димитрий Шишкин

Начало Русской весны

22.02.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Эволюция: от обезьяны Дарвина к «обезьяне Бога»

18.02.2021
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

16.02.2021
Протоиерей Константин Буфеев

Крайности эволюционизма.
Странные рассуждения о науке и вере в одной статье на сайте «Богослов.ру»

14.02.2021
Священник Алексий Гоков

Седовласая старость – украшение нашей Церкви

10.02.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Белые платочки спасли когда-то церковь».
Ваше Святейшество, вступитесь за них!

9.02.2021
К 15-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Яд в привлекательной упаковке»

7.02.2021
Григорий Глушенков

Кто убил митрополита Киевского Владимира: большевики или украинские националисты?

3.02.2021
Владимир Шкляев

О составителях «житий» новомучеников

31.01.2021
Президент – мой друг!

29.01.2021
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

27.01.2021
Вячеслав Макарцев

Эсхатологическое бесчувствие

5.02.2021
К 15-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Протоиерей Михаил Правдолюбов

Об архимандрите Иоанне Крестьянкине

25.01.2021
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

К годовщине смерти протоиерея Всеволода Чаплина.
Протоиерей Всеволод Чаплин о смертной казни, о неправде «христианского» пацифизма, о священном долге защиты Родины и о спорах вокруг личности И.В. Сталина

21.01.2021
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

20.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Просим Церковный суд приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

14.01.2021
Андрей Кураев: «православный хам» или хамоватый еретик?

15.01.2021
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию событий 13 января 1991 года в Вильнюсе.
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование»

1.12.2020
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

4.01.2021
После призыва Патриарха Кирилла к москвичам не пренебрегать богослужениями глава ОВЦС МП попросил верующих не ходить в храмы на Рождество.
Кого же слушаться бедным российским христианам?

24.12.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

28.12.2020
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

2.01.2021
Михаил Тюренков

«Кураев – на выход!»
Скандального протодиакона приговорили к лишению сана. На очереди анафема?

22.12.2020
Владислав Артемов

Безумие Православия

29.12.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

15.12.2020
Протоиерей Андрей Ромашко

Когда очень хочется раскола.
О Соборе православных мирян (31.10.2020 г., Москва)

18.12.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

10.11.2020
Протоиерей Алексий Касатиков

Царский путь в ситуации с COVID-19: как пройти между малодушным страхом и слабоумной отвагой

26.11.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

8.12.2020
Пантелеимон Филиппович

Церковный либерализм: взгляд из Белой Руси

12.12.2020
Алексей Горожанин

Посещал ли апостол Андрей Первозванный Русскую землю?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

31.12.2020
Протоиерей Александр Шаргунов

К 80-летию протоиерея Александра Шаргунова.
«Красота греха» и современная культура

10.12.2020
Павел Панов

Еще раз о соблазне западной культурой

6.12.2020
К 55-летию «снятия анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

29.11.2020
Протоиерей Сергий Правдолюбов

Воспоминания о работе комиссии по богословским воззрениям свящ. Георгия Кочеткова в 2000 году

15.05.2018
О ситуации в Сербской Православной Церкви

19.11.2020
Тимур Давлетшин

Кочетковщина и власовщина

8.11.2020
Михаил Тюренков

Избавится ли Русская Церковь от секты кочетковцев?

24.11.2020
Священник Георгий Селин

Царство антихриста внутрь вас есть

17.11.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

13.11.2020
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

2.11.2020
Протопресвитер Владимир Диваков

Битва за Сретенский. Москва за нами

15.11.2020
Андрей Рогозянский

Почему лекции С.Чапнина в МДА – это нонсенс

28.10.2020
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

1.11.2020
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

5.11.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

25.10.2020
Роман Носиков

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова (†21.10.2020).
Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

4.10.2020
Патриарх Кирилл в декабре 2019 года запустил в Русскую Церковь губительный вирус обновленчества и богослужебного реформаторства.
Письмо в редакцию сайта «Благодатный Огонь»

21.10.2020
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

22.10.2020
Протоиерей Димитрий Смирнов (†21.10.2020)

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова.
Протоиерей Димитрий Смирнов о деятельности священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова

7.10.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества.
Послесловие к письму в редакцию «Благодатного Огня» прихожанки храма в г. Балашихе

11.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

В Церкви активизировался вирус обновленчества

15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

20.09.2020
Николай Каверин

О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?

29.09.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

13.09.2020
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

1.10.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

17.09.2020
Священник Александр Шумский †16.09.2020

Светлой памяти священника Александра Шумского.
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

18.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению».
Извержение из сана свящ. Феодора Людоговского

30.08.2020
Николай Каверин

Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?

26.08.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

15.10.2020
Александр Камчатнов

Горé имеим сердца, или Еще раз к вопросу о языке богослужения

4.09.2020
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

7.09.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви

21.08.2020
Иеромонах Роман (Матюшин)

Не соблазняйте малых сих

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

2.09.2020
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

5.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

30.10.2020
Почему не были реализованы планы по ядерной бомбардировке СССР

20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

9.06.2020
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

27.09.2020
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.03.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

В защиту Главного храма Вооруженных сил России от церковных либералов и антисоветчиков

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Изменение церковнославянского богослужения — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

21.07.2020
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

Редакция сайта «Благодатный Огонь»
16.02.2017

Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

 

НОВОСТИ

07.03.2021
Обращение в Церковный суд: «Просим приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

05.03.2021
5 марта – день кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

24.02.2021
Кураев vs патриархия: «ничья»

18.02.2021
«Заноза» Патриарха Кирилла, или У Кураева длинные руки!

16.02.2021
Инициатива митрополита Илариона (Алфеева) канонизировать прот. Александра Меня призвана «уравновесить» недавнюю инициативу митрополита Тихона (Шевкунова) по подготовке к канонизации исповедника Церкви Русской старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

12.02.2021
Обращение студенческого сообщества Донбасса к молодежи России

09.02.2021
Митрополит Тихон (Шевкунов) объявил сбор материалов для подготовки прославления старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

04.02.2021
Лжемиротворчество под маской Православия.
Не стоит ли либеральствующим священникам снять рясу и податься в правозащитники?

03.02.2021
К 3-й годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

28.01.2021
Митрополит Запорожский Лука: «Кураев за годы своей антицерковной деятельности внес в души христиан столько соблазна, лжи, осуждения, откровенной клеветы и ненависти к Церкви, сколько, наверное, не сделал за последнее время ни один человек»

24.01.2021
Митрополит Иларион: Кураеву грозит отлучение от Церкви

21.01.2021
Обратится ли Патриарх Кирилл к мэру Москвы С.С. Собянину с просьбой разблокировать социальные карты для бесплатного проезда в общественном транспорте для людей 65+ с целью посещения ими воскресных и праздничных служб в московских храмах?

19.01.2021
Институт Гамалеи опроверг слухи о содержании абортивных материалов в вакцине «Спутник V»

08.01.2021
Решение Епархиального суда г. Москвы по делу № 50-54-2020 (о признании протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана)

05.01.2021
В Рождество в Храм нельзя?!
Доктор Мясников осудил фатальный запрет для верующих пожилых людей посещать храмы

02.01.2021
Митрополит Запорожский Лука о снятии сана с Андрея Кураева

29.12.2020
Решением епархиального суда г. Москвы протодиакон Андрей Кураев признан подлежащим извержению из сана

24.12.2020
Рецидив неообновленчества: Патриарх Кирилл снова выступил за частичное использование русского языка в богослужении

17.12.2020
Протодиакон Андрей Кураев неожиданно заголосил о каноничности, хотя ранее говорил, что «каноны надо забыть и положить на полку»

06.12.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

27.11.2020
Рукопожатцы в масках «христиан»: новое открытое письмо российской либерды

24.11.2020
Священник Георгий Максимов про революционное «собрание православных мирян» от 31 октября

18.11.2020
Миссионерский декаданс: в одном из храмов Татарстанской митрополии священник совершает молебен в спортивном костюме (ВИДЕО)

15.11.2020
Собрание православных мирян как гниение

09.11.2020
Авторская программа Александра Щипкова «Агитаторы»: о священнике Георгии Кочеткове, либерал-православии и ревнителях не по разуму

08.11.2020
Православные миряне как орудие церковной революции и обновленчества справа

04.11.2020
Объявит ли Россия выборы в США 2020 нелегитимными?
Вся правда об американских выборах от Маргариты Симоньян

30.10.2020
Православные ковид-диссиденты активизировались…

27.10.2020
Обращение диакона Ильи Маслова в Церковный суд Московской областной епархии

24.10.2020
Эпоха протоиерея Димитрия Смирнова

22.10.2020
Нынешние церковные проповедники едва ли смогут сравняться с покойным о. Димитрием

19.10.2020
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)

14.10.2020
В Псковской епархии возрождается единоверческий приход и богослужения древнерусским чином

09.10.2020
Масоны Испании заявили, что папа римский поддерживает их принципы

08.10.2020
Митрополит Тихон (Шевкунов): Мне выпало счастье общаться с Путиным

02.10.2020
Оздоровление Сретенской духовной семинарии: Патриарх Кирилл назначил проректоров и секретаря Ученого совета

29.09.2020
Служба внешней разведки РФ узнала о подготовке в Белоруссии «резонансной провокации» с целью столкнуть православных и католиков

19.09.2020
Прощание с отцом Александром Шумским

17.09.2020
Погиб священник Александр Шумский

12.09.2020
Донбасс за нами! — сильная песня прекрасных дончанок взрывает Сеть

10.09.2020
Суд Екатеринбургской епархии отлучил схимонаха Сергия Романова от Церкви

08.09.2020
Диакон Владимир Василик о творчестве протоиерея Александра Меня в связи с 30-летней годовщиной со дня его убийства

24.08.2020
Святейший Патриарх Кирилл в ответ на многократные обращения мирян поручил проанализировать богословские изыскания священника Георгия Кочеткова

22.08.2020
О последних событиях в церковно-политической жизни Белоруссии

20.08.2020
Священнослужитель Белорусской Православной Церкви: Константинопольский патриарх готовит в Белоруссии церковный раскол

18.08.2020
Заявление Медиагруппы «Патриот» в связи с событиями в Белоруссии

15.08.2020
О последних событиях в Белоруссии:
Белоруссия-2020 — репетиция перед Россией-2024.
Белорусские ксёндзы поддерживают протестующих, пытаются дискредитировать итоги президентских выборов и обеляют провокаторов

13.08.2020
Религиоведы отнесли учение бывшего схиигумена Сергия Романова к генотеизму

12.08.2020
Письмо белорусским «русофобам в рясах»

12.08.2020
К 20-летию гибели подводной лодки «Курск»

07.08.2020
Еще один «внеконфессиональный богослов» уволен из Московской Духовной академии

27.07.2020
Снятие карантинных ограничений: протоиерей Владимир Чувикин восстановлен в должности настоятеля Николо-Перервинского монастыря

17.07.2020
Светские власти не вправе были ограничивать посещение храмов в период пандемии, считают в Совете по правам человека

09.07.2020
Церковный публицист Владимир Семенко об изверженном из сана Сергии (Романове)

25.06.2020
Александр Щипков о русификации церковнославянского языка: «Язык богослужения не имеет никакого отношения к миссионерской работе»

16.06.2020
– Что за вой опять на болотах, Бэрримор?
– Это либеральные бесы атаковали Главный Храм Вооруженных сил России, сэр.

11.06.2020
Первый канал в клочья порвал российских либералов юбилейным показом культового фильма «Брат-2»

08.06.2020
Господин Президент, услышьте людей! Вы как православный человек понимаете, что имя на номер Господь не велел менять. Мы не цифры!

05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

09.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)