Богородица

Актуальные статьи

К 50-летию Поместного Собора 1971 года.
О снятии «клятв» со старообрядцев на Поместном Соборе 1971 года

10.10.2021


В июне 2021 года отмечалось 50-летие Поместного Собора Русской Православной Церкви, проходившего в Троице-Сергиевой Лавре в 1971 году. Самым главным итогом этого Собора было избрание на Патриарший Престол митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена (Извекова), ставшего 14-м Патриархом Московским и всея Руси. Однако большинство церковных и светских СМИ обошли молчанием это избрание и отметили лишь «Деяние Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 г. об отмене клятвы на старые обряды и на придерживающихся их». Надо честно признать, что Постановления Поместного Собора 1971 года «Об отмене клятв на старые обряды и придерживающихся их», подготовленные и представленные известным экуменистом митрополитом Ленинградским Никодимом (Ротовым), внесли некоторую неясность и входят в противоречие с утверждениями ряда Св. Отцов. Так ли уж канонически безупречно было это «Деяние» Поместного Собора?
В качестве примера приведем ответы преподобного Паисия Величковского на вопросы о клятвах и анафемах, соборно наложенных в XVII веке на противящихся Соборной Церкви старообрядцах.

«Клятва или анафема на противящихся Соборной Церкви, т.е. на крестящихся двумя перстами или в чем-нибудь ином противящихся и не покоряющихся, будучи соборно наложена восточными патриархами, имеет оставаться благодатию Христовой твердою, непоколебимою и неразрешимою до скончания века.

Вы еще спрашиваете: наложенную анафему разрешил ли впоследствии какой-нибудь восточный Собор или нет? Отвечаю: мог ли быть подобный Собор, за исключением какого-нибудь противного Богу и Святой Церкви, который бы собрался на опровержение истины и утверждение лжи? В Церкви Христовой такого злочестивого Собора вовеки не будет.

Вы еще спрашиваете — могут ли какие-нибудь архиереи, помимо Собора и согласия и воли восточных патриархов, разрешить подобную клятву? Отвечаю: это никак невозможно; несть бо нестроения Бог, но мира. Знайте твердо, что все архиереи при своем рукоположении получают одну и ту же благодать Святого Духа и обязаны, как зеницу ока, хранить чистоту и непорочность православной веры, а также и все апостольские предания и правила святых Апостолов, вселенских и поместных Соборов и богоносных отцов, какие содержит Святая, Соборная и Апостольская Церковь. От Того же Святого Духа они приняли власть вязать и решить по тому чину, какой установил Святой Дух через святых Апостолов во святой Церкви. Разорять же апостольские предания и церковные правила — такой власти архиереи от Святого Духа не получили, поэтому разрешить вышеупомянутую анафему на противников соборной Церкви, как правильно и согласно святым Соборам наложенную, ни архиереям, ни восточным патриархам никак нельзя, а если бы кто покусился это сделать, то это было бы противно Богу и святой Церкви.

Вы еще спрашиваете: если эту анафему никто из архиереев не может разрешить без восточных патриархов, то не разрешена ли она восточными? Отвечаю: не только никакому архиерею без восточных патриархов, но и самим восточным патриархам невозможно разрешить эту клятву, как об этом достаточно уже сказано, ибо таковая анафема вечно неразрешима.

Спрашиваете: не будут ли некоторые из христиан в своем противлении и нераскаянии умирать в этой соборной клятве? Горе нам! Отвечаю: в этом вашем вопросе для меня заключаются три недоумения...

В первом случае я недоумеваю, какие же это христиане, которые без всякого раскаяния противятся Соборной Церкви? Такие недостойны и называться христианами, но по справедливому суду церковному должны именоваться раскольниками. Истинные христиане во всем повинуются святой Церкви.

Второе: не будут ли, в противлении и нераскаянии своем, умирать в этой своей анафеме? Я недоумеваю об этом вашем вопросе: ибо каким образом эти мнимые христиане, пребывая без раскаяния во всегдашней своей непокорности Церкви, не будут умирать в этой соборной анафеме? Бессмертны ли они, те, о которых вы недоумеваете, будут ли они умирать? И как они могут не умирать, будучи смертными, да еще находясь под анафемой, и вдвойне смертными и душевно и телесно, как умерли в этой же соборной анафеме без покаяния и всегда умирают бесчисленное множество раскольников? Так и эти мнимые христиане, если от всего своего сердца не обратятся к Церкви Христовой с истинным покаянием, то, несомненно, умрут в вышеупомянутой соборной анафеме.

Третье мое недоумение относится к вашим словам: горе нам! Эти ваши слова влагают в мою душу мысль, не вы ли те некие христиане, нераскаянно противящиеся Церкви, и боитесь и трепещете наложенной от Соборной Церкви на таких противников анафемы, и поэтому так тщательно о ней распрашиваете, не разрешил ли ее какой-нибудь восточный Собор? Боясь умереть в анафеме и не вынося постоянного угрызения совести, вы и вопиете: горе нам!

Если вы истинные православные христиане, во всем повинующиеся Церкви, родившей вас святым крещением, и крестящиеся по преданию святых Апостолов первыми тремя перстами правой руки, и спрашиваете меня не о себе, а о других, то и вышеупомянутая анафема на вас не распространяется, и потому вам отнюдь не следовало говорить о себе столь жалостно: горе нам! Эти слова ваши и внушили мне вышеизложенное о вас мнение, каковое да истребится из души моей.

Прошу вас, дайте мне через известный вам случай совершенное удостоверение о вашем мудровании, ибо мы с противящимися святой Церкви и крестящимися двумя перстами не можем иметь никакого общения.

Еще вы спрашиваете: будет ли приятно за них церковное поминовение? Отвечаю: если вы говорите о противящихся Соборной Церкви и в противлении и нераскаянии своем умирающих, то поверьте мне, что церковное поминовение о таковых не только не будет приятно, но и противно будет и Богу и святой Церкви, и священник, дерзающий по таковым творить поминование, смертно согрешает» (Цит. по: Прот. Сергий Четвериков. Правда христианства. Молдавский старец Паисий Величковский. М.: Крутицкое Патриаршее подворье. Общество любителей церковной истории. 1998. С. 218–221).

Поместный Собор 1971 года пошел на определенную икономию ради тех, кто, хотя и придерживаясь «старых обрядов», все же находился в лоне Матери-Церкви, то есть единоверцев. Однако думается, что эта икономия не оправдала себя, но послужила скорее соблазну, ибо раскольники до сих пор хулят Православную Церковь, коснеют в своих заблуждениях, а само постановление Собора 1971 года считают признаком слабости Русской Православной Церкви. Как справедливо констатировал известный церковный историк и канонист прот. Владислав Цыпин, «старообрядческие общины не сделали после акта Собора, исполненного духом христианской любви и смирения, встречного шага, направленного на уврачевание раскола, и продолжают пребывать вне общения с Церковью» (История Русской Церкви. М., 1997. Т. 9. 1917–1997. С. 431–432).


Благодатный Огонь




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

игорь 30.01.2022 в 23:37:18

о чём спор? ведь лукавите "господа"-оппоненты! все "никониане" (из личного опыта!), кто имел опыт искреннего общения со старообрядцами реально отмечал некую надменность - "через губу" - и несогласие последних с реформами РПЦ... вот просто, один-в-один, как в последнем абзаце статьи! о чём это, косвенно, может свидетельствовать? очевидно - о гордыне т. н. "блюстителей старых обрядов"...

Агапит 12.10.2021 в 19:43:45

Стоглав. Созван Иоанном Грозным. Председательствовал свт. Макарий. В числе соборян свт. Гурий. Оба в лике святых. Как можно было отменить решения Стоглава? Как можно было проклинать людей за обряды, которые, "суть вещь нижесредняя, к делу спасения не относящаяся"? Не были ли лишены восточные патриархи своих полномочий? Какой авторитет у Лигарида? С какой лёгкостью был извержен патр. Никон! Убежден, что вот раскола Никон бы не допустил!
И потом, зачем сейчас поднимать эту тему на страницах достойного консервативного журнала? Единоверцы очень редко уходят в раскол, а перед Церковью стоят куда более серьезные вызовы.

Агапит 12.10.2021 в 19:28:19

«…православная Церковь, хотя и защищает, как и должно, новые книги, однако старинные вовсе не порицает и не приказывает, даже не советует, воздерживаться от их употребления» (Митр. Платон Левшин. "Увещание").

Агапит 12.10.2021 в 19:22:45

"В 1900 году широко отмечался столетний юбилей учреждения единоверия: во всех единоверческих храмах всенародно оглашалось праздничное послание Святейшего Синода, в котором единоверцы именовались «сынами Православной Церкви», при этом в губернских городах православные епископы совершали в этих храмах старым чином архиерейские богослужения."

Сергей Ларин 11.10.2021 в 18:26:19

помоги Бог!

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс