Богородица

Актуальные статьи

Диалоги о монархии

4.07.2023

Я от души благодарен оппонентам на портале «Русская народная линия», предоставившими повод продолжить содержательный разговор о монархических предрассудках и созвучном времени державном правлении. Изначальная мысль была провести обсуждение в формате литературной полемики, чтобы перевести «монархические чаяния» из народной были в проговоренные контуры политического устройства.

В прозвучавших выпадах на мой счет как сталиниста, страдающего духовным недугом, не вижу ничего обидного.

В мечтах о монархии мы имеем дело с народным фольклором, который прислонился к церковному знанию, но никоим образом из него не следует. Вера в монархическую Русь, способную просуществовать до Второго Пришествия, подобна народным суевериям: басням про лешего и домового. Все это можно вывести из церковного Предания, но при богатом воображении, сдобренном народными толками. Удручает, когда подобное говорят высокообразованные люди, выдумавшие свой способ постижения истины. По сути, он сводится к клиповому мышлению, где образ русского Царя из XVII века воспринимается извечным идеалом, а попытки разложить эту картину на составляющие зовутся святотатством и «невежеством». В этом сторонники монархии являют собой классический пример секты, выдумавшей «образный» способ толкования правды, непостижимый для «совков» и иных непосвященных. Даже знание о божественном – богословие – строится на логических доводах, опирающихся на Священное Писание и священное Предание. А на что опираются монархисты? На самоочевидность? Тогда чем отличаются от хлыстов, скопцов, молокан и прочих?

В высокопарных монархических доводах в пользу монархии говорится о Помазании и Престолонаследии. Неужели тогда, если Президента России помазать на царство, он станет монархом? И, если – да, в чем тогда сложность? Или надо чтобы он имел право передавать престол по наследству? Но было ли это право у Римских и Константинопольских Цезарей, через второго возводившихся на трон войсками или сенатом?

Один из моих оппонентов указывает, что богоизбранный народ ожидал пришествия мирского правителя, а истинного Царя подверг каре. А не уподобляются ли русские монархисты с лелеянием земного Царя иудеям с ожидаемым ими мессией или католикам с их наместником Бога на земле? Как предупреждали русские святые, подобное чаяние очень может оказаться, кстати, для принятия мировой монархии с человекобогом во главе взамен Царства не от мира сего Богочеловека.

Без надличностной идеологии общество оказывается съедено рынком с «демократической» надстройкой, где главенствующими принципами оказывается покупательский спрос и лежащий в его основе животный интерес, подогреваемый корпорациями. Да, у меня были работы насчет мирской идеи, способной стать движущей силой политического механизма. В данном случае это один из возможных вариантов, но прежде чем двигаться в этом направлении, надо разделаться с монархическими иллюзиями.

По поводу того, что в современном мире век идеологий прошел, а значит, идеократия устарела. Да, век читающей публики, которая разделяет книжные взгляды, миновал, теперь в эпоху электронных СМИ люди воспринимают информацию образно, но и осенью 1917 года основная масса российских подданных не знала грамоты. После прихода большевиков к власти русское крестьянство на выборах в учредительное собрание поддержала партию социалистов-революционеров. Казалось бы, всё: карта большевиков бита. Но никому из «красных» и в голову не пришло унывать из-за непонимания идеалов социалистической революции народом. Непринятие мiром идеи не показатель ее политической несостоятельности.

Идея объединяет верных. Она может быть шиитская как в Иране или представлять собой конфуцианское переистолкование принципов «новой демократии» Мао Цзэдуна – не суть важно. Главное, чтобы в ее основе лежали осязаемые ценности, позволяющие последователям на каждом уровне власти принимать самостоятельные решения, какие политические шаги соответствуют верному пути, а какие – нет. До основной же массы народа эти идеи могут быть донесены как в книжном, так и образном виде. Ждать, что общество само созреет и вот тогда воссияет Божия истина с Царём во главе, мягко говоря, наивно. Большинству всегда свойственно предпочесть хлеба и зрелищ служению Богу, Отечеству и семье.

Слова оппонентов о необходимости изменить сознание людей перед утверждением монархии в ходе двадцатилетней диктатуры подобны коммунистической идее о возможности преобразить природу человека в отсутствии классовой борьбы и создать общество без государства. Это очередная утопия, ничему в очередной раз не научившая монархистов.

Я сторонников монархии прекрасно понимаю, православие и социализм – враждебные друг другу образы, но надо перебороть клиповое мышление и рассуждать о сути политических механизмов, а не цвете флагов. Эта модель родилась в России и была создана богоборческой партией, но из этого не следует, что всякая политическая идеология против Истины.

Нас действительно отличает от 1917 года океан времени. Если тогда основная масса населения жила на земле, была безграмотной и душой выступала за Царя, то вернуться к подобному невозможно. Для сохранения жизни страны необходимо производить ядерное оружие, самолёты, компьютеры и большинству иметь высшее образование. Городское общество не может быть монархическим, а если вы не согласны с этим, то обрисуйте подобный строй, а не воспроизводите героические картины былого. Все эти игры в подражание старине ничем хорошим не закончатся. Такие родовые пятна русского самодержавия как снарядный голод на второй год мировой войны и мятеж среди высших чинов способны привести страну на край гибели. Пусть старое отжитое займёт место в прошлом наряду с прялкой и бронзовым топором.

 

Владимир Владимирович Блинов, доцент Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат политических наук

 

Благодатный Огонь




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

С.Югов 10.07.2023 в 11:02:16

Подобную оценку статьи г. Блинова разделяю я и сам. Разместили её и на РНЛ. Часто два сайта републикуют материалы друг друга. Видимо. традиция. Мотив - стараются публиковать разномастных патриотов, это их право. Монархия. разумеется. не могла устареть, как и все Аристотелевы формы правления. Идея не может править сама помимо людей. Но форма изложения весьма важна. Пренебрегать ею нельзя. Всего доброго!

Александр Нечипоренко 08.07.2023 в 18:44:40

С. Югов, я не вижу предмета препирательств между нами. Разве что Вас не устраивает моя манера высказываться ). Выражаясь иными словами я утверждаю вот что. Мировоззренческая позиция В. В. Блинова не православная, этим определяется его оценка Русской истории. В самом лучшем случае позиция автора может пониматься как основанная на западно-европейской философии, хотя кроме абстрактных представлений о "прогрессе" и о значимости идеологии в статье каких-либо оснований не просматривается. В худшем случае - автор из разряда левацких прогрессистов. Статья также содержит фактически неверные утверждения. Зачем эта статья на православном сайте - мне не понятно. С. Югов, надеюсь, что я высказался яснее и инцидент с Вашими "придирками" исчерпан )).

С.Югов 07.07.2023 в 11:31:24

Найдите здесь суть и характристику статьи. Интересно, насколько кандидат наук мало способен понимать мысль оппонентов и склонен оперировать образами и ярлыками. Основное убеждение Владимира Блинова в необходимости "надличностной идеологии" укоренено в философии от Платона, Аристотеля, неоплатоников до Гегеля и Маркса включительно. К христианству это не имеет отношение никакого. Иисус Христос - личность. Наши отношения с Богом - личные. И монарх - это прежде всего личность - человек, осуществляющий личное служение - несущий ответ за свой народ перед Богом. Стороннику безличных "идей" это в принципе не понять. А про архаику монархии - В. Блинов может рассказать англичанину, или канадцу, или новозеландцу, или австралийцу. Я уверен, если В. Блинову задать вопрос о том, является ли сегодня Великобритания развитой страной первого мира, он как политолог ответит "да". Не понятно только одно, зачем на православном сайте дают слову людям, которые ни свое Отечество не ценят, ни христианского мировоззрения не имеют.

Александр Нечипоренко 07.07.2023 в 11:06:35

С.Югову. 
Все что Вы написали - это придирки и не по сути дела. Судя по всему, по сути - то есть по характеристике, данной мною статье В.Блинова - Вам возразить нечего.

С.Югов 06.07.2023 в 18:43:21

укоренено в философии от Платона, Аристотеля, неоплатоников до Гегеля и Маркса включительно. Перечитаем ещё раз. Важно, не что хотел сказать, а что сказано. "Казнить нельзяпомиловать".

С.Югов 06.07.2023 в 18:38:57

Если уж Вы Дионисия Ареопагита процитировали, напомню Вам про известного византийского неоплатоника - Георгия Гемиста Плифона, это для рубрики "Нарочно не придумаешь". А если принимать всерьёз - пахнет кошунством.

Александр Нечипоренко 06.07.2023 в 08:09:48

С. Югову. 
1) Я не писал, что Гегель и Маркс неоплатоники. Я писал, что в традиции ФИЛОСОФИИ от Платона до Маркса онтологически значимыми являются безличные идеи. Опять в мои слова привносится что-то из головы читающего, и читающий оппонирует своим собственным мыслям... 
Вы могли бы возразить, что Маркс - материалист, и идеи не могут лежать в основе его онтологии. И это было бы верное замечание. И мне, отвечая на этот аргумент, пришлось бы углубляться в тонкости "второго порядка", обосновывая, что марксизм базируется главным образом на фихтеанстве, а не на гегелевской философии. Но это вообще уводит разговор в сторону от основного предмета. 
2) Платон имеет отношение к Христианству ровно так, как я указал - интеллектуальным (категориальным и понятийным) языком Святых Отцов была платоновская и неоплатоновская философия. Другой более мощной и адекватной не было. Так что можно приводить цитаты тонно-километрами, но что это доказывает? Интеллектуальный язык важен, но не более того. А вот христианство не имеет никакого сущностного отношения к философии, потому что это религия личного Богочеловека Иисуса Христа и Пресвятой Троицы. И осуществляется не в философских построениях, а в Церкви - Земной и Небесной. 
P.S. Если уж Вы Дионисия Ареопагита процитировали, напомню Вам про известного византийского неоплатоника - Георгия Гемиста Плифона, который как раз строил "синтез" платонизма и христианства и активно склонял греков в унию на Ферраро-Флорентийском соборе. Ни к чему иному попытки "внедрить" платонизм в христианство, кроме как к подобной ереси, привести не могут.

С.Югов 06.07.2023 в 00:00:38

В любом случае неверно ни утверждать, что Платон не имеет никакого к Христианству, ни тем более заносить в неоплатоники Гегеля и Маркса. А если английская монархия – подлинная – это довод скорее против монархии. Хотя она никоим образом не устарела как таковая. Вопрос о личном и бездичном – это отдельный вопрос и непростой. Оставим его богословам. 
Кстати: Св.Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. 4.1. 1. Ну, хорошо, перейдем теперь в нашей речи уже к тому самому благоименованию, которое богословы решительным образом выделяют из всех других, применяемых к сверхбожественной божественности, называя Благостью, как мне кажется, само Богоначальное бытие, имея при этом в виду, что для Добра существовать – как для Добра по существу – означает распространять благость во все сущее. Ибо как солнце в нашем мире, не рассуждая, не выбирая, но просто существуя, освещает все, что по своим свойствам способно воспринимать его свет, так и превосходящее солнце Добро, своего рода запредельный, пребывающий выше своего неясного отпечатка архетип, в силу лишь собственного существования сообщает соразмерно всему сущему лучи всецелой Благости. Благодаря им возникли все умопостигаемые и разумеющие сущности, силы и энергии; благодаря им они существуют и имеют неиссякающую и неумаляемую жизнь, свободные от всякого тления, смерти материи и рождения, пребывающие выше непостоянства, текучести и так или иначе происходящего изменения. Поскольку они бестелесны и невещественны, они воспринимаются разумом, а поскольку они суть разумы, они сверхмирно разумеют и подобающим образом просвещают логосы сущего и далее к родственному свое переправляют. И обитель они имеют от Благости, и пребывалище их оттуда же, и связь, и охрана, и средоточие благ; Ее желая, они имеют и бытие и счастье; по возможности Ей уподобляясь, они благовидны и, общаясь с теми, кто ниже их, они, как учит божественный закон, распространяют на тех получаемые от Добра дары.

Александр Нечипоренко 05.07.2023 в 19:25:30

1. Ответ Сельскому бригадиру. 
Выделенное крупным "СЛЕДОВАТЕЛЬНО" Вы сами из своей головы выдумали. Я лишь указывал, что утверждение об АРХАИЧНОСТИ монархии - ложно. Потому что Великобритания - современная и развитая страна. Но так же можно указать и на другие страны с монархическим правлением. И, кстати, в Англии нет конституции. А по поводу реальной власти монархов Англии Ваши суждения некомпетентны и просто по-детски наивны. 
2. С.Югову. 
Все Ваши слова про Платона - совершенно мимо того тезиса, который я реально написал. Безотносительно к тому, что Платон один из величайших философов, и философский язык платонизма и неоплатонизма действительно использовался образованными Святыми Отцами, мировоззрение Патона не предполагает Личного Бога, а лишь безличное Единое или Благо. Если Вы хоть сколько-нибудь знакомы с философией, Вы это не сможете отрицать. Но ровно об этом я и написал. Вопрос о религиозных прозрениях Платона очень важный и интересный, и я лично скорее соглашусь с теми, кто считает, что платонизм в значительной степени подготовил ойкумену к принятию христианства. Но это, опять повторюсь, нисколько не отменяет тезиса о безличности единого первоначала в философии Платона. 
НО самое главное не в этом. У меня есть подозрение, что термин "идеография", использованный В. Блиновым - это не про ПЛАТОНОАСКИЕ идеи в их подлинном смысле и значении, а скорее про идеологические конструкции. Но даже если и про платоновские идеи. Платонизм ни в коей мере не есть христианство. А если кто-то думает иначе, ему нужно ... ну подобразовываться, что-ли. Лосева почитать. И Катехизис святителя Филарета, наверное.

С.Югов 05.07.2023 в 12:11:17

А.Нечипоренко:

***неоплатоников до Гегеля и Маркса включительно.***
Без комментариев. 
А насчёт Платона... См. напр. Православие.Ru Главная Культура.  ПЛАТОН. Часть 1. На пути к идее. Виктор Лега. 
О Платоне, о том, почему его философию ценили отцы Церкви, зачем он писал диалоги и как пришел к мысли об идеях, рассуждает заведующий кафедрой философии ПСТГУ, преподаватель Сретенской духовной семинарии Виктор Петрович Лега. 
 Платон «Естественное богословие» 
Многие считают Платона центральной фигурой философии. Так, английский философ ХХ века А. Уайтхед сказал: «Вся история философии есть не что иное, как комментарии к работам Платона». Платон поставил практически все философские вопросы и дал на них ответы так мудро, что эти ответы остаются современными до сегодняшнего дня – в особенности для христианства.
Блаженный Августин писал о Платоне в своем труде «О граде Божием»: «Никто не приблизился к нам более, чем философы его школы». Он, как и мы, христиане, учил, что идеальное бытие выше, чем материальное. Он показал, что познание разумом выше, чем познание чувствами, – мы же не чувствами Бога познаём – Бога увидеть нельзя. В области нравственной Платон тоже выше всех философов. И ближе к христианству, потому что он первым сказал, что счастья можно достичь лишь в Боге, то есть в мире идей – по Платону. 
Часто говорят, что Платон оказал влияние на христианское богословие. С одной стороны, это так, и многие отцы Церкви использовали положения платоновской философии в своих трудах. А вот знаменитый русский философ священник Павел Флоренский писал: «Не христианство платонизирует, а Платон христианствует». То есть не христиане опирались на Платона, а Платон за 400 лет до Христа пришел к тем же выводам, которые христиане получили из рук Самого воплотившегося Бога! Так думал не только отец Павел Флоренский: в первые века христианства близость христианских и платоновских положений многим бросалась в глаза. И тогда возникла гипотеза о том, что Платон, конечно, не мог самостоятельно, своим умом достичь таких высот. Как многие греки, он ездил по разным странам в поисках мудрости и был в Египте, где, возможно, и познакомился с первой книгой Моисея – Книгой Бытия – и переосмыслил ее по-своему. Платона даже называли Моисеем, говорящим на греческом языке. Августин потом показал, что эта гипотеза ошибочна, но в свое время она была очень распространена. 
Я вспомнил блаженного Августина – одного из величайших отцов не только Западной, но и всей Церкви, но можно привести в пример и святителя Григория Нисского, и преподобного Максима Исповедника, и Климента Александрийского, и Оригена, в построениях которого, конечно, много сомнительного, но много и правильного, усвоенного из Платона, – и поэтому через труды как раз Оригена отцы-каппадокийцы знакомились с платоновскими идеями, а они высоко ценили философию Платона, хотя одновременно и подвергали обоснованной критике некоторые его положения.

Сельскiй бригадиръ 04.07.2023 в 14:55:56

Монархист Нечипоренко пишет:
@если В. Блинову задать вопрос о том, является ли сегодня Великобритания развитой страной первого мира, он как политолог ответит "да".@
Получается из коммента Нечипоренко, что Великобритания - конституционная монархия, а СЛЕДОВАТЕЛЬНО высокоразвитая страна. А как монархические убеждения г.Нечипорненко согласуются с такими фактами, что в немонархических по своему госустройству странах как КНР, США, ФРГ и др., экономика намного выше, чем в гниющей и страдающей от мультикультурализма и либерального фашизма UK?
В евросодомитской Великобритании фиктивная декоративная монархия. Ни на что не влияющая. А вот в России наш Император ВВП влияет на все процессы в стране и во всём мире.

Александр Нечипоренко 04.07.2023 в 12:01:28

Интересно, насколько кандидат наук мало способен понимать мысль оппонентов и склонен оперировать образами и ярлыками. Основное убеждение Владимира Блинова в необходимости "надличностной идеологии" укоренено в философии от Платона, Аристотеля, неоплатоников до Гегеля и Маркса включительно. К христианству это не имеет отношение никакого. Иисус Христос - личность. Наши отношения с Богом - личные. И монарх - это прежде всего личность - человек, осуществляющий личное служение - несущий ответ за свой народ перед Богом. Стороннику безличных "идей" это в принципе не понять.
А про архаику монархии - В. Блинов может рассказать англичанину, или канадцу, или новозеландцу, или австралийцу. Я уверен, если В. Блинову задать вопрос о том, является ли сегодня Великобритания развитой страной первого мира, он как политолог ответит "да". Не понятно только одно, зачем на православном сайте дают слову людям, которые ни свое Отечество не ценят, ни христианского мировоззрения не имеют.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс