Богородица

Актуальные статьи

Власть в России всегда будет стремиться к единодержавию, но монархия не будет похожа на дореволюционную

5.07.2023

Политолог Владимир Блинов опубликовал на «Русской народной линии» дискуссионный материал о монархии, предложив организовать обсуждение вопроса о будущем монархии, столь важного для идеологии русских патриотов (статья была опубликована также на сайте «Благодатный Огонь». – Прим. БО).

Автор попросил высказаться всех, кто не согласен с его точкой зрения. Поэтому хочу присоединиться к разгоревшейся дискуссии, поскольку считаю очень важным обсуждение конкретных идеологических вопросов, особенно таких фундаментальных и базовых, как отношение к монархии.

Сразу отмечу, что по части критики взглядов монархистов я согласен с Владимиром Блиновым. Хотя автору стоило бы уточнить, взгляды каких конкретных монархистов он критикует. Монархисты-то разные.

Однако я согласен с тем, что представления, будто новая русская монархия будет напоминать монархию дореволюционную, как едко выражаются критики, с «хрустом французской булки», а тем паче монархию времён Московской Руси Иоанна Грозного – это абсолютно утопические и антиисторические взгляды, которые только дискредитируют идею Монархии. Даже если эти люди пытаются прикрыться пророчествами святых и подвижников веры о том, что в конце времён на Руси снова будет монархия. А таких пророчеств достаточно много.

Кстати, некоторые на этом и заканчивают дискуссию о монархии – мол, что тут ещё можно обсуждать, коли всё сказано пророчествами святых?! Я считаю, что обсуждать проблему нужно. Но не языком святых (куда нам до святости!), а языком рациональным, языком политологии, истории и философии. Что нам вполне по силам.

Почему я считаю, основываясь именно на рациональных доводах, что пророчества о будущей монархии в России, безусловно, верны?

Во-первых, потому, что монархия является идеальным способом государственного устройства. Это прекрасно показал в своей работе «Монархическая государственность» выдающийся русский мыслитель Лев Александрович Тихомиров, который выделил три типа организации власти: демократия, аристократия и монархия.

Демократия по Тихомирову возникает там и тогда, где и когда народ доверяет силе количественной, где народ убеждён, что большинство всегда право.

Аристократия, по Тихомирову, возникает там и тогда, где и когда народ доверяет силе разумной, вверяет своё существование лучшим своим представителям, аристократии, которая, как полагает народ, лучше будет управлять судьбой Отечества.

А монархия, по Тихомирову, возникает там и тогда, где и когда народ доверяет силе нравственной. Монарх – не тиран и не узурпатор, а Царь Божией милостью, Помазанник Божий и нравственный авторитет для народа.

Вся наша история показывает, что русский народ – это именно тот народ, который всегда чает монархии. И даже в безбожное советское время русские относились к генсекам, которые зачастую даже не были формально главами государства, а были руководителями правящей партии, как к царям и заступникам народа.

Такое же отношение у народа мы наблюдаем и к Президенту Владимиру Путину.

Вот это монархическое устроение у русского народа всегда было, есть и, видимо, останется до последних времён.

Монархия – идеальная форма государственного устройства, а человек всегда тянется к идеалу, особенно русский человек. Поэтому монархия тем или иным способом неизменно воспроизводится в России.

Как недавно я отмечал, это проявилось в так называемом «Пригожинском бунте», когда Президент России поступил совершенно по-монархически, поставив своё обещание, своё слово, данное «вагнерам», выше юридических процедур. Так всегда бывает и в монархии.

Второй аргумент, который приходит на ум, когда мы говорим о неизбежности монархии, заключается в том, что Россия предназначена Промыслом Божиим быть Третьим Римом, при том, что четвёртому Риму не бывать. Рим – это имперское устройство. Имперское государственное устройство всегда требует единоначалия, монархического устроения. Империя всегда стремится к власти одного.

Она может быть и не династической, кстати, как бывало неоднократно в Византийской империи. Династии менялись и в России – у нас была династия Рюриковичей, краткое время – династия Годуновых, не успела сложиться династия Шуйских и, наконец, утвердилась династия Романовых. Империя не династична, но она всегда монархична. Поэтому если Россия является Третьим Римом, а в этом я убеждён, и это доказывают наш опыт веры и наша история, тогда России просто предопределено быть монархией.

Третий аргумент за монархию заключается в том, что та альтернатива, которую предлагает Владимир Блинов как реалистичную, то есть идеократию, предполагающую власть идейной партии, сегодня совершенно не реализуема. Время мобилизационных идеологий ушло. ХХ век – был «золотым веком идеологий». Именно в ХХ веке возникли два мощных идеократических государства – Советский Союз и Третий Рейх, а также ещё целый ряд идеократий.

Когда одно идеократическое государство (коммунистический Советский Союз) столкнулось с другим идеократическим государством (националистическим Третьим Рейхом) и победило его, идеократия ушла в прошлое. Сегодня идеократия может существовать на обочине развития человеческой цивилизации. Например, в шиитском Иране. Хотя, скорее всего, там всё-таки уместнее говорить не об идеократии, а о теократии. Аятоллы ведь являются представителями религиозной идеи, а не идеи политической, которые провозглашали Коммунистическая партия в Советском Союзе или Национал-социалистическая партия в нацистской Германии.

Четвёртый аргумент (и главный!) за монархию заключается в том, что перед Россией сегодня стоит задача быть Удерживающей мир от сползания в «цивилизацию смерти».

Западная цивилизация стремительно превращается именно в «цивилизацию смерти», несёт в мир именно посылы «цивилизации смерти». Запад легализует гомосексуализм как норму. А гомосексуалисты не могут воспроизводить детей, поэтому курс на содомизацию общества – это путь к смерти. В западной цивилизации рьяно насаждается культ бездетной семьи, что является ещё одним признаком «цивилизации смерти». Западная цивилизация подошла к легализации эвтаназии – к оправданию самоубийства, это ещё один признак того, что постхристианская цивилизация Запада превращается в «цивилизацию смерти».

Поэтому перед Россией стоит задача удержать Богоустановленный порядок в мире. Это наилучшим образом может выполнить только идеология консерватизма. Государственное устройство с консервативной идеологией – это монархическая имперская власть.

Словом, используя инструменты рациональности, аргументы гуманитарных наук и здравого смысла, мы можем смело утверждать, что будущая власть в России будет в той или иной мере монархической. Я бы выразился точнее – квазимонархической, поскольку думать о том, что в Россию вернётся монархия, которая была в нашей стране до 1917 года, – совершенно вредная утопия, которая подрывает доверие народа к монархической идее.

Кстати, такой же вредной утопией является представление о монархии вне контекста религиозной идеи. Смешно наблюдать за потугами установить у нас конституционную монархию с Кирилловичами во главе. Мол, конституционная монархия может стать основой социальной стабильности. Это – полная чепуха, народ такую псевдомонархию не примет. Некоторые твердолобые монархисты утверждают, что любая монархия лучше демократии. Это – тоже полнейшая чепуха. Ну чем, скажите, например, английская монархия лучше французской демократии в отношении нравственных идеалов?! Ничем. Франция также разлагается, как и Англия, принимает содомизация общества точно также.

Монархическая идея может быть наполнена только религиозным смыслом, пониманием высшего представления существования государства в контексте идеи религиозного служения. Пусть эти идеи порой и неточно артикулируются.

Конечно, мы не знаем будущего. Сохранится ли человеческая цивилизация? Не дошли ли мы до предела долготерпения Божиего? Что ждёт Россию?

Но в любом случае будущее российской государственности видится именно в форме квазимонархической формы правления. Даже если правитель государства будет называться Президентом, а государство суверенной демократией…

 

Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель Русского Собрания, член Союза писателей России


Источник


Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Александр Нечипоренко 08.07.2023 в 18:26:56

священнику Алексию Чаплину. 
Спасибо, батюшка за ответ. Я с Вами полностью согласен. Особенно вот с этими Вашими словами: "Мы должны не фантазировать о возможности существования монархии в современных условиях, а ее вымаливать, как Милость Божию. Иначе, участвуя в подобных спорах даже с самыми благочестивыми стремлениями, мы готовим почву для антихриста, который вполне может стать таким себе "квазимонархом"."

Агапит 08.07.2023 в 16:00:04

Бригадиру. 

Спаси Христос! С праздником явления Тихвинской иконы Божией Матери!

Сельскiй бригадиръ 08.07.2023 в 14:54:02

Дорогой Агапит! Поверьте, я нисколько не сержусь на Вас. Я просто констатировал непреложный факт: все, кто мечтают о восстановлении православной монархии в РФ (или Православного Государства), или глупы, или провокаторы. Ведь это повлечет за собой центробежные процессы в России и расчленение нашей Родины на христианские и мусульманские регионы. Ну и буддийские. Неужели это не понятно нашим монархистам-ревнителям? 
Так что, Агапит, ничего личного.
С уважением.

Агапит 08.07.2023 в 12:17:52

С.Бригадиру: 
Что Вы так сердитесь, Бригадир! Вырвали фразу из контекста, и пошло-поехало: провокатор, дурак! Да ещё капслоком. Ясное дело, что мечты мечтами, а апостасия-апостасией. Прошу Вас, держите себя в руках, Вы же на православном форуме. И будьте вежливее с собеседником, с которым общаетесь с 2010 года. С уважением.

Сельскiй бригадиръ 07.07.2023 в 22:04:27

Агапит! Все, кто мечтает о Христианском Государстве на территории современной РФ - или провокатор, мечтающий о развале нашего Государства, или просто ДУРАК.

Агапит 07.07.2023 в 21:55:19

@...царский, имперский, советский, нынешний либерально-антисоветский...@
Вот именно, получается, что все равно как, лишь бы была автократия, которая есть ничто иное, как деспотизм, если не наполнена некоей высокой идеей и не служит ей. Свв. Отцы все же подразумевали Христианское Государство. Митр. Антоний Храповицкий говорил: от присяги Царю меня освободит лишь его неверность Христу. Так что с расширительным толкованием консенсуса отцов, начиная с раннехристианских, византийских, и включая почти нашего современника Николая Велимировича, согласиться весьма и весьма непросто.

Агапит 07.07.2023 в 21:46:02

@Так ведь именно так и было дважды в нашей истории: с февраля по октябрь 1917 г. и во времена правления Б.Ельцина.@
Вот поэтому третий раз наступать на те же грабли не хочется, хотя, говорят, это наш национальный спорт. Вместе с тем, в истории России существовала Новгородская Республика, достигавшая огромных размеров, вплоть до Перми. Опять же, автократия без идеологического фундамента и механизмов внутреннего контроля может переродиться в режим какого-нибудь Иди Амина или папы дока с его тонтон-макутами. Недавно такой незадачливый кандидат в автократы шел на Москву по трассе М4.

Сельскiй бригадиръ 07.07.2023 в 20:43:34

Агапиту.
Так ведь именно так и было дважды в нашей истории: с февраля по октябрь 1917 г. и во времена правления Б.Ельцина.
В обоих этих случаях результат для нашей страны был печальным.

Агапит 07.07.2023 в 20:35:15

А я вот о чём хочу спросить. Возможна для России республиканская, демократическая форма правления? В форме суверенной демократии, так, чтобы в Конституции определялся статус страны как единой и неделимой, неприсоединившейся, нейтральной, опирающейся на традиционные ценности? Такая Россия могла бы быть президентско-парламентской, с обязательной ротацией власти через две каденции.

Сельскiй бригадиръ 07.07.2023 в 20:32:51

Что касается некоторых русских святых, писавших о Государе и о самодержавном монархе, то следует непременно учитывать, что жили они во времена самодержавной монархии и поэтому их понимание было обусловлено именно этим: они полагали, что никогда монархия в России не рухнет.
Мы же должны трактовать понятия: Государь и монархия в более широком аспекте: И православные Цари, и Генсеки, и Президенты - все они должны рассматриваться в исторической перспективе как Государи и Монархи. А авторитарные системы госуправления, которые были всегда характерны для нашей Империи во все времена и истиоические периоды (царский, имперский, советский, нынешний либерально-антисоветский) как "самодержавную монархию".

Агапит 07.07.2023 в 20:28:30

В Катехизисе о монархии не говорится, а в книге "Христианское государство и обязанности верноподданных" как раз таки говорится. Более того, высказываний о монархии св. Отцов так много, что впору говорить об их консенсусе по данному вопросу.

священник Алексий 07.07.2023 в 20:24:54

Сельскому бригадиру 
"О пятой заповеди. - Кто же заступает для нас место родителей? 
1) Государь и Отечество, потому что государство есть великое семейство, в котором Государь есть отец, а подданные — дети Государя и Отечества;… 
- Как говорит Священное Писание о почтении к Государю? 
всякая душа властем предержащим да повинуется, Несть бо власть, аще не от Бога; сущия же власти от Бога учинены суть. Темже противляяся власти, Божию повелению противляется (Рим.13,1-2). Темже потреба (и потому надо) повиноватися не токмо за гнев (не только из страха), но и за совесть (Рим.13,5). Бойся Бога, сыне, и царя и ни единому же их противися (Притч.24,21). Воздадите убо кесарева кесареви и Божия Богови (Мф.22, 21). Бога бойтеся, царя чтите (1Пет.2,17).
- Как далеко должна простираться любовь к Государю и Отечеству? 
До готовности положить за них жизнь свою (Ии. 13,13)."

Сельскiй бригадиръ 07.07.2023 в 16:54:49

Священнику Алексию Чаплину 
Честный отче! Где в катехизисе свт. Филарета говорится о самодержавной монархии? Тем более для России? Прошу привести ссылку или цитату их катехизиса.

священник Алексий Чаплин 07.07.2023 в 16:49:08

Александру Нечипоренко 
Ну конечно же, Богоустановленной властью для Россия является только самодержавная монархия. Это учение Церкви мы можем найти хотя бы в Катехизисе свят. Филарета Дроздова (а это, на минуточку, официальная символическая книга Русской Православной Церкви). Я уже не говорю о Богослужении, Житийной Литературе и высказываниях святых угодников Божиих. Однако при этом, по моему глубокому убеждению, занятия фантазиями "об исторической возможности реализации этой формы в определенных условиях" - как раз и приводит к еретическим умозаключениям о "квазимонархических" формах. Мы должны не фантазировать о возможности существования монархии в современных условиях, а ее вымаливать, как Милость Божию. Иначе, участвуя в подобных спорах даже с самыми благочестивыми стремлениями, мы готовим почву для антихриста, который вполне может стать таким себе "квазимонархом".

Агапит 07.07.2023 в 08:21:16

***Идеологическая триада "Православие, самодержавие, народность", которая стала идеологией царской Российской Империи, была предложена графом С.С. Уваровым, известным содомитом (об этом - гугл вам в помощь). Ведь сказано в Евангелии, что не может прогнившее дерево приносить плоды добрые (Мф.7). *** 
Был ли Чайковский содомитом? Говорят был, но любим то мы его не за это!)))

Сельскiй бригадиръ 06.07.2023 в 22:54:48

Идеологическая триада "Православие, самодержавие, народность", которая стала идеологией царской Российской Империи, была предложена графом С.С. Уваровым, известным содомитом (об этом - гугл вам в помощь). Ведь сказано в Евангелии, что не может прогнившее дерево приносить плоды добрые (Мф.7).

Агапит 06.07.2023 в 22:22:29

@Только ни в коем случае государственной идеологией не должно быть православие.@ 

Я с этим готов согласиться, хотя свт. Серафим Соболев писал в труде " Русская Идеология", что таковой идеологией и должно стать православие. Я бы сказал, что в основу идеологии должны лечь традиционные для Православия и Ислама ценности, а сама вера есть дело добровольное. Как то так. 
@следует навсегда распрощаться с несостоятельной идеологией "Православие, самодержавие, народность", приведшая наше Отечество к краху в 1917 г.@ 
Тезис спорный. Основы для краха были заложены Никоно-Алексеевскими и Петровскими реформами, наличием крепостного права, превратившегося в античное рабство, уродливыми явлениями нарождающегося капитализма, социальной несправедливостью, отходом от принципов уваровской триады (которая суть парафраз призыва "За Веру, Царя и Отечество!") да много чем ещё.

Агапит 06.07.2023 в 22:09:35

"Более весомым является аргумент антимонархистов о том, что современный народ просто не понимает сути монархии, даже если она и очень хороша, – просто в силу своего непонимания он её не может принять. На этот аргумент Можегов отвечает очень основательно. Он пишет: «что касается самой идеи возвращения монархии, то, разумеется, она требует зрелости. Говорить о возвращении Царя можно будет не раньше, чем сегодняшние “массы” с их сознанием, перемолотым большевизмом и олигархическим капитализмом, вновь начнут становиться народом. А взамен разложившихся новиопских элит начнет выдвигаться новая духовная аристократия. Это все дело не одного дня, даже не одного десятилетия. Иван Ильин справедливо считал, что возвращению монархии должна предшествовать национальная диктатура. Лишь в этом смысле можно говорить о некой “идеократии”, которая могла бы предшествовать национальному возрождению."

Сельскiй бригадиръ 06.07.2023 в 20:16:55

Агапит:

@Какая идея будет положена в основу?@ 
Любая, объединяющая все народы, конфессии и все сословия нашего государства, которое по-прежнему является Империей. Только ни в коем случае государственной идеологией не должно быть православие. Иначе - распад нашего Отечества. Именно поэтому систему государственного устройства России следует называть автократией, но ни в коем случае не монархией, ибо монархия в России может быть только православной, а в нынешний исторический момент это просто недопустимо. И тем более следует навсегда распрощаться с несостоятельной идеологией "Православие, самодержавие, народность", приведшая наше Отечество к краху в 1917 г.

Агапит 06.07.2023 в 19:57:44

Опять же, автократия. Очень хорошо. Но что будет её фундаментом, системой ценностей? Какая идея будет положена в основу? Как будет происходить отбор правящего автократа? Будет ли его власть ограничена и если да, то чем или кем? Честно говоря, вопросов больше, чем ответов. Тогда как И. Ильин и И. Солоневич в своих работах давно уже всё разложили по полочкам.

Агапит 06.07.2023 в 19:52:51

Автокра́тия (др.-греч. αὐτο-κράτεια «самовластие, самодержавие»[1] или «единовластие», «единодержавие»[2], от αυτός «сам» + κράτος «власть») 

Собственно, автократией были и Московское царство, и Романовская Империя, и СССР, и, не побоюсь сказать, власть Б. Ельцина после октября 1993 года, ну и, разумеется, то, что мы имеем сегодня. Тогда о чём спор? Чтобы не вернулась Петербургская эпоха и потомки Романовых? Признаюсь, ради этого не стоит и время здесь на Форуме тратить. Опять же, почему-то под негласный запрет подпал термин "монархия", хотя он означает всего лишь власть одного. Допустим, Сталина. 
Интересно, что Бригадир ссылается на катехизис митрополита Филарета, где о монархии, действительно, ничего не говорится, но при этом забывает о труде того же Святителя "О христианском государстве и обязанностях верноподданных". 
В целом, как я понимаю, суть споров - не допустить и мысли о Реставрации трона Романовых, вот и всё.

Сельскiй бригадиръ 06.07.2023 в 18:42:33

Агапит:

***КАК бывшая советская и нынешняя российская власть (образ правления) называются, может здесь кто-то меня просветить?*** 
Называются автократией. И такая автократическая форма правления вполне достаточна для процветания нашей Родины. Нельзя два раза войти в одну и ту же реку. Так что о монархии образца прошлых веков в России лучше навсегда забыть и простираться мыслями в будущее. Тем более что о монархии ничего не говорится в "Точном изложении Православной веры" преп. Иоанна Дамаскина, ни в Православном катехизисе свт. Филарета.

Агапит 06.07.2023 в 17:19:11

@"Сколько здесь псевдомонархического или др. сл. "квазимонархического" блудословия! Не будет больше в Россиии никакой монархии." ... "Дай Бог здоровья ВВП и его будущим приемникам на многие годы."@ 

Дай Бог здоровья! Только КАК бывшая советская и нынешняя российская власть (образ правления) называются, может здесь кто-то меня просветить? По классификации Аристотеля: Монархия-Аристократия-Демократия // их болезненные искажения Тирания-Олигархия-Охлократия? Или под "монархией" здешние комментаторы понимают исключительно нечто легитимно-кирилловское вперемежку с дворянским Собранием и непременным шампанским под хруст французской булки?

Михаил Ершов 06.07.2023 в 15:21:17

Сколько здесь псевдомонархического или др. сл. "квазимонархического" блудословия! Не будет больше в Россиии никакой монархии. Бог избрал Россию и уже без монархов более 100 лет удерживает мир от прихода антихриста. Дай Бог здоровья ВВП и его будущим приемникам на многие годы. Монархия - отжившая себя форма, а во многих странах - просто уродливая насмешка над людьми. Спорить с квазимонархистами не собираюсь.

Краснянский Максим 06.07.2023 в 13:43:44

Сельскiй бригадиръ пишет: 
"А Греция неправославная страна? А там монархии никогда не было." 
Если быть точным, то в девятнадцатом и двадцатом столетиях в Греции была монархия. В период с 6 февраля 1833 г. по 23 октября 1862 г. Грецией правил король Оттон I из династии Виттельсбахов. Затем Грецией правили короли из династии Глюксбургов: Георг I с 30 марта 1863 по 18 марта 1913 г., Константин I с 18 марта 1913 г. по 11 июня 1917 г. и с 19 декабря 1920 г. по 27 сентября 1922 г., Александр I с 11 июня 1917 г. по 25 октября 1920 г., Георг II с 27 сентября 1922 г. по 25 марта 1924 г. и с 3 ноября 1935 по 1 апреля 1947 г., Павел I с 1 апреля 1947 г. по 6 марта 1964 г., Константин II с 6 марта 1964 г. по 1 июня 1973 г.

Лариса Чушикина 06.07.2023 в 11:44:02

Александру Нечипоренко 
Свою точку зрения на государственное устройство России я изложила в статье https://blagogon.ru/digest/1110 Россия – Третий Рим. О монархии и о Царстве

Сельскiй бригадиръ 06.07.2023 в 09:06:49

Нечипоренко пишет:
@для православной страны истинным государственным правлением является монархия@
А Греция неправославная страна? А там монархии никогда не было.
А в России монархия привела в 1917 году к краху Империи.
И самое главное: если Господь промыслительно прервал монархическое устройство Российской Империи в 1917 году, то мы, как православные христиане, должны принять это как волю Божию и ничтоже вопреки глаголати.

Александр Нечипоренко 06.07.2023 в 08:22:08

Ларисе Чушикиной 
А Вы какие грабли предпочитаете? Демократические? Коммунистические? Олигархические? Тиранические? Выскажитесь уж напрямую!

Александр Нечипоренко 06.07.2023 в 08:19:40

Священнику Алексию. 
Ваше преподобие, исходя из чего Вы заключаете, что воля Божия не волнует комментаторов? Можете ли Вы ясно обозначить свою позицию: считаете ли Вы сообразным с Волей Божией (и это подкреплено для Вас Писанием и Преданием), что для православной страны истинным государственным правлением является монархия; или (опять же обоснованно) Вы считаете противоположное. А если Вы огласите свою позицию по поводу истинной формы, то также Вы можете прямо высказаться и об исторической возможности реализации этой формы в определенных условиях. Если Вы так выскажетесь, может тогда будет понятно и Ваше высказывание про антихриста.

Лариса Чушикина 05.07.2023 в 21:07:42

Продолжается упорное наступление на монархические грабли.

Агапит 05.07.2023 в 20:54:36

Согласен с Александром Нечипоренко. Могу возразить А. Степанову, что всякая власть идеологизирована. Западные демократии в этом отношении не отстают от шиитского Ирана или КНДР. Только идеология иная.

Священник Алексий 05.07.2023 в 19:45:41

Удивительно! А Воля Божия никого не волнует из "православных" авторов и комментаторов "дискуссии о монархии"? Или мы тут сами с усами решаем, какой формой правления себя править? Если бы нас заботило как сообразовывать свою и общественную жизнь с Волей Божией, то мы обращались бы к мнениям святых отцов и Преданию Церкви. А так... готовим себя к принятию антихриста.

Александр Нечипоренко 05.07.2023 в 19:43:26

Уважаемый Дмитрий Анатольевич прекрасно выделили 4 аргумента "За" монархию в России. Но тем более удивительно, что окончательный вывод сделал о возможности не монархии, а "квазимонархии". Это попытка усидеть на 2-х стульях. 
Первый стул - понимание религиозного смысла монархического служения. Д. А. Степанов сам пишет: "Монархическая идея может быть наполнена только религиозным смыслом, пониманием высшего представления существования государства в контексте идеи религиозного служения". Но христианское религиозное служение невозможно вне Церкви Христовой. А Церковь содействует Богу своими таинствами - в данном случае таинством помазания на царство. Поэтому без помазания на царство никакого никакая монархическая идея никаким религиозным смыслом РЕАЛЬНО наполнена быть не может. Но А. Д. Степанов не готов высказываться так прямо и однозначно, потому что ему дорог второй стул. А второй стул - это ценность государственности как таковой, и связанная с этим "идея" имперского единоначалия. Поэтому автор и пишет: "русские относились к генсекам, которые зачастую даже не были формально главами государства, а были руководителями правящей партии, как к царям и заступникам народа". Оставляя это безапелляционное высказывание о русских людях на совести А. Д. Степанова отмечу, что второй стул противоположен первому и противостоит ему. Тут уж надо определиться.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс