Богородица

Актуальные статьи

«Ветряные мельницы» или подводные течения?
Открытое письмо Сергея Буфеева отв. редактору ЖМП Сергею Чапнину

16.12.2011
 

30 ноября 2011 года ответственный редактор Журнала Московской Патриархии Сергей Чапнин под рубрикой «Война с ветряными мельницами» на своей странице в Живом Журнале в интернете (http://chapnin.livejournal.com/173272.html) опубликовал следующий текст: «Неожиданный (потому что глупый и лживый) наезд о. Константина Буфеева на статью митр. Илариона в ЖМП про евхаристические чаши. Отец протоиерей воюет с тем, чего в тексте нет. Впрочем, судите сами (см. ссылки ниже). Любопытно, что о.К.Буфеев не первый раз воюет с нашими публикациями. Не менее бестолковый текст он написал год назад по поводу статьи Гоманькова».

Речь идет о статье владыки митрополита «Евхаристическая чаша на соборной Литургии», на которую отец протоиерей дал ему критический ответ в своей статье, опубликованной на сайте «Богослов.ру» под заголовком «Новая практика Причащения?» и в Живом Журнале протодиакона Андрея Кураева под заголовком: «Чаша сия…». Под авторским заголовком «Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином» статья была опубликована на сайте православного журнала «Благодатный Огонь» (http://blagogon.ru/digest/266/).

Очевидно, что отвечать в подобном позорном стиле на эти оскорбительные, бесцеремонные и провокационные слова официального лица отец Константин не может и не должен. Поэтому я, как родной брат протоиерея Константина Буфеева, считаю своим долгом поднять брошенную перчатку и дать достойный отпор наглецу.

 
1) «Наезд»

Чапнин пишет про «наезд» на статью митрополита Илариона. Выражение это на редкость неуместное (какое-то криминально-бандитское), тем более странно его слышать из уст редактора православного издания. Ни одного оскорбительного слова, ни даже намека в адрес Его Высокопреосвященства в статье о. Константина не содержится. Напротив, автор выражается вполне корректно, в сдержанном и тактичном академическом стиле. Если бы это было не так, статья батюшки не попала бы на сайт «Богослов.ру» (где он публикуется не впервые). Во всяком случае, высказать в честном обсуждении иное богословское мнение и совершить «наезд» – далеко не одно и то же. Убежден, что любой непредвзятый читатель подтвердит, что статья о. Константина Буфеева – не «наезд», а содержательный ответ по существу.

Без всякого сомнения, протоиерей Константин в этой полемике защитник, а не нападающий. Не он, а именно митрополит Иларион решил пошатнуть тысячелетнюю литургическую традицию и, тем самым, открыл новый богословский диспут.

 
2) «Неожиданный»
Чапнин удивляется, что этот «наезд» был «неожиданным».

Странно слышать от профессионального журналиста столь некомпетентное суждение. Публикуя статью такого дискуссионного и весьма неоднозначного содержания, как критика тысячелетней православной традиции и предложение нового способа служения Литургии, следует ожидать широкой и активной реакции всех членов Церкви – мирян, духовенства и епископата. Было бы поистине удивительно, если бы статья такого оригинального революционного содержания осталась бы незамеченной и не получила бы критического отклика.

Тем более что эта тема касается не только лично митрополита Илариона (Алфеева) как главы ОВЦС, иерарха или богослова – но всех православных людей, причащающихся за Божественной литургией.

Не следует считать «неожиданной» также развернувшуюся широкую дискуссию против реформации языка церковного богослужения. Этот вопрос также касается не группы обновленцев-реформаторов, а всей соборной полноты Церкви. Если у нас однажды будет спровоцирована календарная церковная реформа, пусть никто не называет «неожиданным» отрицательное отношение к ней людей, соблюдающих православную богослужебную традицию.

Вообще, неожиданной бывает молния, но не гром.
 
3) «Потому что»
Чапнин пишет, что «наезд» был неожиданный, «потому что глупый и лживый».

По-видимому, у автора есть определенные проблемы с логикой. Из качеств «умный – глупый» и «правдивый – лживый» никак не вытекает качество «неожиданный». Это я утверждаю, как преподаватель математической логики.

 
4) «Глупый»

Статья отца Константина (как и статья митрополита Илариона) может нравиться или не нравиться, она может казаться убедительной или не очень убедительной, понятной или малопонятной, злободневной или неактуальной, наконец – быть по сути верной или неверной. Пусть об этом судят эксперты-специалисты и все участники развернувшейся богословской дискуссии.

Настоящая богословская полемика касается тематики вероучительной, церковного учения о таинстве Евхаристии и его символического толкования.

Так владыка митрополит пишет: «В анафоре Василия Великого речь идет не о чаше на той или иной конкретной Литургии, а о Христовой Чаше как таковой». Протоиерей Константин аргументировано высказывает противоположное мнение: «Евхаристическое священнодействие относится конкретно к той единственной чаше, которая благословляется за данной Литургией». Это вполне компетентный диалог, в котором речь идет о тонкостях и сути понимания Божественной литургии.

Только совсем невежественный человек может заявить, что статья протоиерея Константина «глупая».

 
5) «Лживый»
Чапнин называет «неожиданный наезд» не только «глупым», но и «лживым».

Назвать «лживым» другого человека, тем более священника – заявление чрезвычайно ответственное. Аргументация при этом должна быть убедительная и, по крайней мере, не лживая.

А что же, не утруждаясь представлением фактов, пишет Чапнин?

– «Отец протоиерей воют с тем, чего в тексте нет».

Вот это и есть самая настоящая ложь. Чапнин клевещет на о.Константина, поскольку в статье последнего приводятся точные и развернутые ссылки на все рассматриваемые им положения статьи митрополита Илариона.

Статья Его Высокопреподобия дает ответ Его Высокопреосвященству по существу. «Впрочем, судите сами»…

 
6) «Чего в тексте нет»

Чапнин упрекает отца Константина в том, что он касается вопросов, которые не затрагивал в своей статье владыка митрополит.

Конечно, в статье митр. Илариона собраны аргументы «за» служение на многих чашах, а в статье о. Константина приводятся аргументы «против» возможности такого служения. В этом смысле критика расширяет тему и действительно указывает на то, «чего в тексте нет».

Но обе статьи, бесспорно, посвящены одному вопросу – можно ли служить Литургию на многих чашах?

Протоиерей Константин Буфеев акцентирует внимание читателя на том, о чем умолчал или что недостаточно учел в своей статье митрополит Иларион (Алфеев). И в этом нет никакого нарушения правил ведения честного диспута.

 
7) «Воюет с нашими публикациями»
Наконец, по поводу «ваших публикаций» в ЖМП.

Как ответственному редактору, Сергею Чапнину должно быть известно, что именно по его вине ряд публикаций в журнале за последнее время имеет антиправославное, вполне еретическое содержание. Эти публикации позорят честь главного журнала Русской Церкви. Дух антицерковного сайта «Соборность», который прежде возглавлял С.Чапнин, он привнес на страницы почтенного Журнала Московской Патриархии. И это – действительно беда.

Говоря конкретнее, редактор журнала сочувствует эволюционистам. Он готов без ограничения публиковать апологии Дарвина, Тейяра де Шардена и других неправославных мыслителей (в частности: в ЖМП № 4 за 2010 г. – статья прот. Кирилла Копейкина «Наука и религия на рубеже III тысячелетия: противостояние или синергия»; в  ЖМП № 9 за 2010 г. – статья А.В.Гоманькова  «Как описать историю мiра?»; в ЖМП № 1 и № 2 за 2011 г. статьи прот. Михаила Дронова «Схема или реальность»; в  ЖМП № 7 за 2011 г.  – статья  В.Гоманькова «Старая и новая метафизика, или мировоззрение и откровение»).

Содержательную критику на эти статьи можно найти, в частности, в статье «Благодатный Огонь, саддукейская ересь и  Святоотеческое учение о Творении» (http://shestodnev.ortox.ru/publikacii/view/id/11327), а также в статье «К вопросу о “православном эволюционизме”» на сайтах «Богослов.ру» (http://www.bogoslov.ru/text/1320432.html) и «Православие.ру» (http://www.pravoslavie.ru/smi/43713.htm).

Следует особо отметить, что С.Чапнин, как ответственный редактор ЖМП, помещая на страницах журнала ошибочные в догматическом отношении суждения, в то же время не допускает здоровой и необходимой богословской дискуссии. Это касается как вопроса о «православном эволюционизме», так и вопроса о литургическом служении на многих чашах.

Редакция ЖМП отказала о. Константину Буфееву в публикации его статей по обеим тематикам. В результате журнал освещает проблемы односторонне и препятствует соборному обсуждению этих важных для Церкви вопросов.

Между прочим, о важности такого обсуждения проблемы использования многих литургических чаш написал в предисловии к статье о.Константина протодиакон Андрей Кураев: «Не обсудить ли именно это на предстоящем Всеправославном Соборе?» (http://diak-kuraev.livejournal.com/253424.html#cutid1).

Лично мне представляется, что для начала следует обсудить аргументы отца протоиерея и владыки митрополита в рамках нашей поместной Русской Православной Церкви. При этом желательно не затыкать никому рот и не лишать права голоса, но предоставить всем участникам дискуссии возможность аргументированно и взвешенно изложить свою позицию.

 
8) «Бестолковый»

Если отец Константин в чем-то неправ (а этого никогда нельзя исключать), пусть он получит аргументированный ответ от митрополита Илариона или других уважаемых богословов. Но негоже мирянину Сергiю объявлять «бестолковым» текст статьи, опубликованной на сайте «Богослов.ру», написанной священником. Это – непочтительность и дерзость.

На самом деле, не только у «богословов», но и у самых «бестолковых» членов Церкви есть право на следующий выбор: причащаться ли из единой чаши со своим Патриархом и своими пастырями и архипастырями – или довольствоваться какой-то «другой» евхаристической чашей. Лично я, конечно, не «богослов», а обычный православный человек. При этом меня сильно соблазняют и искушают призывы причащаться Крови Христовой от «других» чаш или от чаш с «другой» Литургии (о чем свидетельствует о.Андрей Кураев). Я не смею судить о том, что содержится в «других» чашах – великая святыня или простое вино. Но я не хочу рисковать. Моей слабой веры хватает настолько, чтобы без сомнения причащаться Святых Христовых Тайн из единого Потира. И если на исповеди я получаю разрешение от духовника на причастие, я хочу, чтобы никто не лишал меня благоговейного молитвенного настроя искусительными сомнениями типа: «Точно ли это Кровь Христова?..»

Наконец, мое настоятельное пожелание Сергею Чапнину: принести извинение за хамство, высказанное в адрес протоиерея Константина Буфеева.  Формой такого извинения могла бы стать публикация его статьи в следующем номере Журнала Московской Патриархии. В противном случае, господина Чапнина вряд ли можно будет считать профессиональным журналистом, а также христианином, ревнующим о чистоте православного учения, и, наконец, просто порядочным человеком.

 
 * * *
 

Вопросы редакции «Благодатного Огня» Председателю Синодального информационного отдела В.Р. Легойде:

Вызывает недоумение, как в официальном (!) печатном органе Русской Православной Церкви вообще могут появляться сомнительные с православной точки зрения публикации. Как сказано в п. 1.3. Регламента присвоения и отзыва специального грифа «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви», «гриф присваивается лишь в том случае, если продукция СМИ не искажает православное вероучение…». Хотя Журналу Московской Патриархии в отличие от других православных изданий Гриф Синодального информационного отдела не присваивается, всё же стоит задаться вопросами:

а) Ввиду наличия ряда неправославных статей в ЖМП и газете «Церковный вестник» (ответственный редактор обоих изданий – Сергей Чапнин), имеют ли эти издания право на распространение в церковной системе, т. е. в книжных магазинах и церковных лавках Русской Православной Церкви? 

б) Соответствует ли своей должности ответственного редактора Журнала Московской Патриархии Сергей Чапнин?

в) И куда смотрит в связи с деятельностью С.В. Чапнина Председатель СИНФО В.Р. Легойда?

Благодатный Огонь




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Маматроихдетей 16.11.2012 в 13:42:21

Как всегда у о. Константина, статья была взвешенной, научной и, между прочим, в отличие от пасквиля С.Чапнина, тактичной по выражениям. Сергею Буфееву искренняя благодарность от мамы одноклассницы его сына. Прочла с большим вниманием и удовольствием. Поддерживаю во всем.

Михаил 27.12.2011 в 20:06:45

Я как мирянин в данном случае не хочу дипломатничать, а скажу по-правде: этот Сергей Чапнин - натуральный хам, который не помнит или не хочет отдавать себе отчет в том, что он работает в официальном журнале РПЦ и должен быть безупречен. Складывается такое впечатление, что его наезды и хамство одобряются вышестоящим руководством. И статьи, наверное, не он ставит, а кто-то повыше. Хотелось бы, чтобы наш уважаемый патриарх тоже просматривал содержание публикующихся статей, а не отдавал всё на откуп своей "правой руке", который хорошо знает, что делает его "левая". Такие некомпетентные и "послушные" руководители как выше упомянутый Сергей и небезызвестный Легойда, к сожалению, очень востребованы сейчас. Это и простые миряне уже заметили. Подчиненные творят (на лексике Чапнина) беспредел, и никто их не останавливает. Значит,...
р.Б. Михаил

Андрей 21.12.2011 в 22:27:00

Православному.
Да о чем Вы говорите? Проводить подобные реформы, значит страха Божия не иметь. А если нет страха – нет и веры. Епископство – призвание Апостольское, а это Крест, причем скорбный, а не «Cтрасти по Алфееву».

Православный 21.12.2011 в 09:43:15

Чапнин пишет:
>>Отец протоиерей воюет с тем, чего в тексте нет. Впрочем, судите сами (см. ссылки ниже).>>>
Отец протоиерей воюет не только с тем, что в тексте ЕСТЬ, но и против того, что ЕСТЬ УЖЕ НА ПРАКТИКЕ - факты уклонения от Святаго Догмата, установленного Самим Господом Богом о Евхаристии на одной Чаше, и положение НОВОГО "догмата", якобы "незамеченного" Святой Церковью в течение 2000 лет, но который при помощи "археологов" и изучения какой-то литературы открыт исследователями истории из ОВЦС. Когда бы сделанные открытия учеными из ОВЦС носили бы корпоративный характер - то никто бы из православных об этом не знал и вовсе не ВОЕВАЛ БЫ против - в конце-концов, это дело совести человеческой. Ведь служить в СТРОГОМ СООТВЕТСТВИИ Уставу священнодействующего обязывает прежде всего страх наказания Господом и совесть. Немного ранее за подобную самодеятельность по Правилам Церкви запрещали в служении - как минимум. Но статья председателя ОВЦС претендует на то, чтобы ИЗМЕНИТЬ Устав для ВСЕЙ ЦЕРКВИ, узаконить "догматические открытия" и для о. протоиерея ТОЖЕ, а значит, и для КАЖДОГО ХРИСТИАНИНА в том числе. ...
Так что, товарищ Чапнин, мы по Вашему предложению "рассудили сами", исследовав указанные Вами ссылки, что к чему. Мы в храмы Господа Бога ходим не пить вино и есть хлеб, но прибегати к Таинству Святаго Причастия Тела и Крови Господа нашего. Аминь.

Прот. Алексий Касатиков 19.12.2011 в 23:00:34

"От избытка сердца глаголют уста..." Вот и С. Чапнин "возглаголал". И что же вырвалось из его уст?.. В одном из комментариев сказано, что С. Чапнин злобно отзывается о "своём собрате во Христе". Замечу, что православный священник для православного человека несколько больше, чем просто "собрат". Он - отец, образ Самого Христа. Ведь именно через него мирянин получает Тело и Кровь Христово, отпущение грехов... Именно у священника мирянин берёт благословение, а не наоборот. Это не значит, что священник - существо высшего порядка по сравнению с мирянином. Но благодать священства, возложенная Богом на священника - это явление высшего порядка, которую надо всякому разумному человеку почитать. С. Чапнин употребляет без всякого на то основания слово "глупый" в отношении безупречных статей о. Константина. "Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" Ведь многие статьи в нынешнем ЖМП не блещут ни основательностью, ни верностью Православию, ни просто умом. В частности именно те статьи Гоманьковых, на которые достойно ответил о. Константин. Поэтому, с пожеланием С. Чапнину: "Неча на зеркало пенять..." и закончу свою реплику.
P.S. А, вообще-то, очень стыдно, что такие безобразные слова из уст редактора ЖМП остаются совершено ненаказанными от Церковных властей. Ведь сквернословие ко всему прочему - грех.

Григорий 19.12.2011 в 11:30:26

/// потому придумывать чин соборной соборной службы как-то чудно ///
Из статьи митрополита Илариона Алфеева следует, что речь идет о "перепроизводстве" священников и епископов, которые вынуждены в храме "толпиться". Такое изобилие духовенства на литургии называет председатель ОВЦС "собором". Многие духовные лица не имеют "византийской практики" служения со страхом Божиим, потому часто случается, что проливают вино на чистое и хорошо отглаженное облачение. Если в "византийской традиции" за подобную небрежность извергали из сана, то теперь предлагается изменить чин литургии.

Виктор 18.12.2011 в 20:53:16

отв. редактор ЖМП Сергей Чапнин признает чин "соборной" литургии председателя ОВЦС. Вообще-то слово литургия означает общественная (соборная) служба, потому придумывать чин соборной соборной службы как-то чудно. Церковь на сегодняшний день признает чин божественной Литургии Василия Великого, Iоанна Златоустаго и преждеосвященных Даров. Может быть, председатель ОВЦС имеет ввиду некий новый чин, по которому будут служить на 8-м вселенском соборе, потому и названа литургия "соборной"? - В таком случае вполне возможно признать такой чин, исходя из постановлений Седьмого Вселенского собора о соборе, который "не последует прежде бывшим Святым Соборам".

Николай (Москва) 17.12.2011 в 21:58:07

Редкостная <...> этот Чапнин.

Светлана 17.12.2011 в 17:25:28

Прекрасная статья. Все расставлено по своим местам. Однозначно можно сказать, что идет тихое, а точнее уже громкое наступление на православие изнутри, при помощи расставления в церковной прессе своих людей, проводящих антиправославную, антихристианскую деятельность. Это касается и Легойды, это касается и Чапнина. Очень странно, что таких именно, слабых и с богословскоий, и самое главное - журналисткой точки зрения поставили на такие ответственные посты. Назначение Чапнина редактором Журнала Московской Патриархии показывает вектор церковноначалия. Это вектор против 1000-летней традиции Русской Православной Церкви. Это вектор экуменизма и ухода от православия в Религию, соответствующей глобализму. Надо молиться за наше священноначалие и особенно за нашего патриарха, чтобы Господь вразумил их и не дал быть слугами темных сил, распявшими нашего Господа Иисуса Христа. Вопрос Распятия - он актуален и сегодня, также как и 2000 лет назад. Темные силы хотят всеми силами исказить сущность Распятия, обезличить Искупительную смерть Христа, оправдать слуг сатаны, которые кричали "распни Его, распни".

Олег 16.12.2011 в 18:55:59

Модернисты и неообновленцы очень любят говорить о любви к ближнему, но почему-то на деле, любовь к католикам или мусульманам оказывается более пылкой, чем любовь к своим православным братьям. Как только кто-то из православных священников или мирян вступает в диспут с "революционерами", на них сразу же выливается не один ушат грязи и оскорблений. От лукавого ваша любовь, господа модернисты.

Сергій 16.12.2011 в 16:43:23

Если ответственный редактор Журнала Московской Патриархии так отзывается о брате своем во Христе, то что же – о внешних? Если так отвечает тому, кого видит, то что же – Тому, Кого “никто никогда не видел”? К сожалению, это не единственный случай, когда стыдно становится за человека, призванного доносить до верующих и неверующих голос Церкви. Одно утешение – этот голос не может умолкнуть. И работа протоиерея Константина Буфеева, и другие материалы, публикуемые на страницах “Благодатного Огня” – лучшее тому подтверждение.

С.б. 16.12.2011 в 15:46:43

Прот. Константин Буфеев сделал, как мне представляется, очень важное добавление к своей статье "Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином":

13. Количество литургических чаш определяется чином великого архиерейского освящения храма

О количестве литургических чаш, применяемых в древней византийской и русской традициях, мы можем достоверно судить на основании чина великого архиерейского освящения храма. Главным моментом освящения храма является помазание престола святым миром.
Об этом пишет Блаженный Симеон Солунский: «Затем приносит то, чем завершается освящение жертвенника, – святое миро, и возглашает аллилуйа… Итак архиерей из самого мира творит три креста на освященной трапезе, по середине и по обеим сторонам, и тремя помазывает ее всю» [3, с. 159].
Подробнее о том, как производится епископом помазание миром святого престола, описывает протоиерей Геннадий Нефедов: «Таинственная печать миропомазания полагается в трех местах на поверхности трапезы, там именно, где во время Литургии должны стоять Евангелие, дискос и чаша» [4, с. 295].
Таким образом, при освящении престола на нем выделяются три точки (в честь Святой Троицы), одна из которых указывает место напрестольному Евангелию, другая – место для установки дискоса с литургическим Агнцем, а третья – место для евхаристической чаши. Чином архиерейского освящения предусмотрено установление на престол ровно одного Евангелия, ровно одного дискоса и ровно одного потира. Очевидно, что увеличение количества священных сосудов исказило бы символику освящения престола. Очевидно также, что ставить святой потир по завершении великого входа следует не на какое-либо произвольное место престола, а именно на то, которое в чине освящения восприняло благодать святого мира и предназначено для осуществления литургического действия.
Сказанное справедливо также для места установления на престол дискоса.
По сути, вопрос о количестве и точном месте установления на престоле дискоса и потира при служении евхаристического канона определяется чином архиерейского освящения храма. Этот вопрос не допускает вариаций и импровизаций.
http://blagogon.ru/digest/266/

Владимирова Елена 16.12.2011 в 13:58:07

Я согласна с тем, что но отец Константин "выражается вполне корректно, в сдержанном и тактичном академическом стиле". Его статьи (все!) представляют собой пример изысканного стиля и неубиенной аргументации. К тому же мне стало известно, что архимандрит Рафаил (Карелин) дал высокую оценку последней публикации отца Константина, как, впрочем, и всех его статей.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс