Богородица

Актуальные статьи

Пасхальные недоумения московского прихожанина

9.05.2012


В этом году мне по пригласительному билету удалось побывать на пасхальном богослужении в Храме Христа Спасителя. Но лучше бы я в эту светлую ночь молился в своем приходском храме, ибо некоторые моменты богослужения в главном храме нашей Церкви меня сильно огорчили. Прежде всего – это чтение на литургии Святого Евангелия. Протодиакон вынес из алтаря на середину храма большое напрестольное Евангелие в золотом окладе и, раскрыв его, стал читать … на русском языке. Получается, что протодиакон использовал славянское напрестольное Евангелие в качестве муляжа или отвлекающего предмета, ибо читал по-русски, видимо, по вложенному в него листку с русским текстом. Такой подлог недопустим среди православных, ибо это обман верующих.

Очень огорчило и чтение в конце пасхальной утрени Слова Огласительного иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого – также по-русски. Это Слово в его церковнославянском изложении, напечатанное в Триоди Цветной и составляющее неотъемлемую часть пасхального богослужения, любимо всеми верующими, духовно радостно и возвышенно, а главное – абсолютно ясно и понятно любому церковному человеку, внимательно его слушающему. Чтение Огласительного Слова по-русски, во-первых, лишает его той радостной пасхальной возвышенности, а во-вторых, заставляет недоумевать: неужели те, кто задумали прочитать его за богослужением на русском языке, такого низкого мнения об умственных способностях нашего русского народа, наполнившего в эту пасхальную ночь Храм Христа Спасителя? Да ведь и в русском переводе этого Слова для современного малоцерковного человека наверняка найдутся «абсолютно непонятные» места, например, «слуга благоразумный», «динарий», упоминание каких-то «часов»: шестого, девятого, одиннадцатого! А что такое «телец упитáнный»? А кто такой Исайя? Непонятно, хоть и по-русски!

Итак, не каждому из присутствовавших в тот Светлый день в Храме Христа Спасителя стал более понятным текст Огласительного Слова после его прочтения по-русски! Так зачем же ради сомнительного псевдомиссионерского усердия огорчать православных верующих, которым так близок и понятен духовно возвышенный текст Слова Великого Учителя Церкви на церковнославянском языке?

А через неделю, в Фомино воскресенье, я пришел на многотысячный молебен возле Храма Христа Спасителя в защиту наших православных святынь от поругания. Отрадно было видеть, как наши московские прихожане (и не только московские!) откликнулись на призыв Церкви соборно помолиться перед оскверненными иконами и Распятием. В этот день русские православные люди, не симпатизирующие никаким обновленческим реформам, пришли защитить нашу Русскую Церковь от дерзких людей, восстающих на нее и ее святыни. Да и как могло быть иначе? Верующее сердце не могло не отозваться на призыв Матери-Церкви соборно совершить молебен и стояние в защиту ее доброго имени, веры и поруганных святынь. Но к великому огорчению и в этот раз мы услышали всем знакомое чтение Святого Евангелия не в его привычном для нас церковнославянском звучании, а в странном русифицированном варианте. Возникает вопрос: неужели 70 000 православных верующих, пришедших 22 апреля к стенам Храма Христа Спасителя, – это сплошь прихожане двух известных московских неообновленческих приходов, которые даже и подписи недавно собирали в защиту «невинных совершительниц панк-молебна» и которые в своих обновленческих общинах церковнославянское богослужение на дух не принимают? Надеюсь, что таковых реформаторов среди многотысячного моря православных не было. Им такое молитвенное стояние чуждо. Так ради кого же читался русифицированный текст Евангелия?

Даже из чувства благодарности по отношению ко многим десяткам тысяч церковных людей, воспитанным в традициях православного богослужебного благочестия и пришедшим защитить Церковь Русскую от ее хулителей, недопустимо было читать на молебне Евангелие в русифицированном варианте. Это не что иное как попрание традиции и проявление открытого неуважения по отношению к тому подавляющему большинству русского православного народа, чье сердце не могло остаться безучастным при известии о кощунственном глумлении над православными святынями. 

Не пристало проявлять такое явное неуважение к тем, кто поддержал тебя в трудную минуту. Православные верующие не менее болезненно относятся к русификации нашего богослужения, чем к фактам осквернения церковных святынь! И они вправе были ожидать от священноначалия каких-то встречных инициатив, – хотя бы в знак благодарности за поддержку и защиту от распространяющейся в СМИ клеветы в адрес Церкви и того же священноначалия. Это было бы поистине знаком духовного и молитвенного единения! Мог бы, к примеру, появиться Патриарший указ о недопустимости какой-либо русификации нашего намоленного веками церковнославянского богослужения, как это в свое время распорядился сделать патриарший Местоблюститель Митрополит Петр (Полянский), будущий новомученик Земли Русской. «Предчувствуя духом, что волны обновленчества ещё не раз будут рьяно устремляться на Русскую Церковь, 14 сентября 1925 года Митрополит Петр издал Указ всем верным чадам Русской Православной Церкви, который сохраняет свою силу и до сего дня. В нем констатируется пагубное явление эпохи – “введение различных, часто смущающих совесть верующих новшеств при совершении богослужения…”. В частности, п. 13 этого Указа гласит: “Введение в богослужебную практику русского языка… Я решительно заявляю о недопустимости… подобных явлений в церковно-богослужебной практике… и предупреждаю, что упорствующие новаторы будут подвергнуты мною взысканиям”. Нам приходится только согласиться с мудрым словом сего Высокопреосвященного Архипастыря, положившего душу свою за благобытие Русской Церкви. Будем помнить это указание священномученика Петра и, руководствуясь его распоряжением, бережно хранить Предание Церкви» (цит. по сайту Благодатный Огонь: http://www.blagogon.ru/news/191/) .

Напомним, что и патриархи Всероссийские Тихон, Пимен и Алексий II неоднократно выступали против русификации нашего богослужения.

Из Обращения Святейшего Патриарха Тихона от 4/17 ноября 1921 года к архипастырям и пастырям Православной Российской Церкви: «Ведомо нам по городу Москве и из других мест епархиальные преосвященные сообщают, что в некоторых храмах допускается искажение богослужебных чинопоследований отступлениями от церковного устава и разными нововведениями, не предусмотренными этим уставом… шестопсалмие и другие богослужебные части из слова Божия читаются не на церковнославянском языке, а по-русски; в молитве отдельные слова заменяются русскими и произносятся вперемежку с первыми… Все это делается под предлогом приспособить богослужебный строй к новым требованиям времени, внести в богослужение требуемое временем оживление и таким путем более привлекать верующих в храм. На такие нарушения церковного устава и своеволие отдельных лиц в отправлении богослужения нет и не может быть нашего благословения» (http://www.blagogon.ru/biblio/120/).

Из завещания Святейшего Патриарха Пимена, дошедшего до нас благодаря известному старцу, архимандриту Псково-Печерского монастыря Иоанну (Крестьянкину): «…Свято хранить церковнославянский язык – святой язык молитвенного обращения к Богу» (http://www.blagogon.ru/biblio/165/).

24 декабря 2007 года на епархиальном собрании московского духовенства Святейший Патриарх Алексий II сказал буквально следующее: «Никакой “подготовки литургической реформы в Церкви” нет и быть не может! Те, кто порой высказывают частные мнения о том, что нужно перевести богослужение на русский язык, о чём в свое время говорили обновленцы, или предлагают сократить богослужение, забывают, что Церковь, её уставы и правила вырабатывались тысячелетиями, и они должны свято соблюдаться. Никакого пересмотра текста Великого канона преподобного Андрея Критского не будет. Церковь наша в трудные времена гонений и испытаний выстояла, сохраняя незыблемой свою традицию. Эту традицию должны свято беречь и мы. Я призываю всех вас соблюдать наши православные традиции и не смущаться частными высказываниями людей, пытающихся возвратить нас во времена обновленчества» (http://www.blagogon.ru/biblio/119/).

Но пока, к великому нашему разочарованию, со стороны священноначалия мы не видим никаких инициатив по сохранению богослужебных традиций нашей Церкви. Наоборот, в настоящее время явно виден курс на постепенное вытеснение церковнославянского языка и замены его русифицированными суррогатами. И совершившееся чтение Святого Евангелия по-русски служит знаком для начала полномасштабных литургических реформ.

Итак, верующий православный народ собрался 22 апреля на молебен и стояние в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени перед иконами и крестом, пострадавшими от злоумышленников и безумцев. И это мы сделали сознательно и по долгу, т. к. свои святыни мы обязаны защищать. Но не будем забывать, что бывает поругание наших святынь, происходящее от внешних сил, а бывает поругание святынь и от внутренних сил в самой Церкви. Да, да, от внутренних, т.е. как бы от «своих»!

На этом молитвенном стоянии следовало бы возвысить голос в защиту не меньшей святыни, чем поруганные иконы. Эта наша общецерковная святыня – церковнославянский язык, – во многих наших храмах подвергающийся ныне поруганию, обезображиванию, и – путем его русификации – прямому уничтожению. Следует осознать, что это явление того же порядка, что и разрубленные топором иконы и поваленные кресты.

И если сейчас всем известны имена внешних вандалов, панк-плясавиц и осквернителей православных святынь, то верующие должны знать имена и внутрицерковных погромщиков, зачинщиков и подстрекателей к поруганию нашей святыни – церковнославянского богослужебного языка.

Кто же внутри Русской Православной Церкви постоянно призывает к таковому поруганию этой нашей общецерковной святыни? Это прежде всего митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), который снова, и уже не в первый раз (!) предлагает частичную русификацию богослужения, в частности – читать Псалтирь, паремии и другие части богослужения по-русски (см.: http://www.blagogon.ru/news/190/). Видимо, владыка Иларион на самом деле не любит Псалтири, считает ее непонятной и скучной. А ведь Псалтирь – главное монашеское чтение, в том числе для митрополитов. И нет необходимости напоминать, что на Руси Псалтирь всегда была любимым духовным чтением.

Не будем забывать, что наша страна на протяжении последних месяцев находилась в состоянии небывалой за последние полтора десятилетия политической нестабильности и ещё совсем недавно остро стоял вопрос о целостности российской государственности ввиду возможного оранжево-революционного сценария, который, слава Богу, пока захлебнулся.

Неообновленческие иерархи и священники, которые ныне неугомонно продолжают призывать внутри Церкви к ненужным богослужебным реформам, связанным с русификацией нашего богослужения, не только разрушают мир в Церкви, но и готовят своими реформаторскими проектами, возможно не осознавая того, общецерковную смуту. Ведь если общегражданская смута и подогреваемая извне дестабилизация политической ситуации в масштабах всего государства будет помножена на внутрицерковную смуту и раскол, то получится страшная гремучая смесь, ответственность за страшные и непредсказуемые последствия которой будет лежать на наших церковных реформаторах и теоретиках «литургического возрождения».

Так защитим же наши святыни, иконы, доброе имя Матери-Церкви, церковнославянское богослужение от поругания как от внешних, так и, к сожалению, от внутренних разрушителей.

 

Благодатный Огонь




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Сельскiй бригадиръ 05.01.2013 в 11:44:47

Создается впечатление, что патриарху надо срочно укрепляться. В Москве от кандидатов в священство требуют теперь полной верности патриарху Кириллу до самой смерти:
http://www.religion.in.ua/uploads/posts/2012-12/1356685488_00.jpg

Гость 03.07.2012 в 22:53:40

Боюсь, Лариса, они все это понимают и понимают получше нас. Впрочем было бы очень хорошо, если бы в обсуждении таких серьезных тем принимали участие не только православные мiряне, но и священники, авторы публикаций, редакция..., а то мы мiряне чуть было не договорились до необходимости разрыва молитвенной связи со своим священноначалием, прости Господи!

Лариса 30.06.2012 в 21:03:58

Абсолютно согласна с автором. Рада, что так много здравомыслящих и правильно понимающих православных приняли участие в обсуждении такой животрепещущей темы. Только непонятно: почему мы миряне понимаем это, а наши иерархи - нет.

Гость 08.06.2012 в 10:48:59

Вы правы Игорь

Игорь 07.06.2012 в 22:40:18

Гостю.
Осквернения святыни - это ужасно, но оскорбления со стороны враждебно настроенных людей логически объяснимы. Намного страшней, когда мы христиане допускаем неблагоговейное и оскорбительное отношение к святыне, допускаем корпоративные юбилеи с концертами и попсовыми песнями в главном храме страны, выставку Гельмана в храме (пока только планируется), когда Киркоров "проповедует" с амвона, и т.д., и это только то, что вытащили на свет "ищющие повода". Повторюсь, оскорбление нанесенное врагом - это больно, но оскорбление от своих, от близких - намного ужасней, и "свирепые дебилы", я думаю, это попущение Божие, наказание за наше пренебрежительное отношение к святыне. Если не исправимся, дальше будет хуже. "Ради нас хулится имя Божие в языцех" (Рим. 2, 24).

Вера К. 07.06.2012 в 19:21:14

Игорь сказал, что молебен у Храма Христа Спасителя, со стороны организаторов, это была чисто политическая акция. Я добавлю: панк-молебен - тоже была политической акцией. <...> Одна из юродивых дев оказалась - "поклонницей" о. Петра Мещеринова. Ничего, скоро и другие факты проявятся. Все тайное, как известно <...>. Будем же осторожны и не дадим больше собою манипулировать.

Гость 07.06.2012 в 09:57:20

Игорю.
Мне тоже очень бы хотелось, чтобы Вы ошибались. На наши храмы нападают какие-то свирепые дебилы через каждые 5-10 дней (пишу приблизительно, для точности можно сложить все эти случаи со сломанными Царскими вратами, изрубленными и изрезанными иконами и мощами, матерными словами на стенах храма, избитыми священниками и т.д. и т.п. и вывести среднеарифметическое), поэтому сама идея молебна на мой взгляд не являлась чем-то порочным.

Игорь 05.06.2012 в 22:51:20

На мой взгляд молебен у Храма Христа Спасителя, со стороны организаторов, это была чисто политическая акция. Видимо сложилась ситуация, когда нужно было по примеру оппозиции и кремля показать, какое влияние на людей имеет патриарх и сколько людей он может вывести на улицу. Это был ответ на информационную атаку. Происходит какая-то борьба, пока все было мирно, "не большие грешки" иерархов не замечались, но сейчас кто-то сказал "фас". Мы видим только ходы с обеих сторон: феминистки, информ. атака, вскрытие имущественных скандалов, в ответ - массовый молебен как демонстрация влияния на умы и сердца людей. Ощущение, что нас просто используют. Я очень хотел бы ошибаться, я согласен выглядеть полным дураком, лишь бы это было не так. От последних событий в РПЦ очень горько, больно, и обидно, чувство как будто мой отец опозорил мать и всю семью.

Ирина Фр. 04.06.2012 в 23:26:53

Да, Игорь, совершенно с Вами согласна. Про испорченную репутацию патриарха Кирилла, поставленную в тот же ряд. Я, человек грешный, сразу обратила на этот факт внимание, но застыдилась своих мыслей. А сейчас вот опять подумалось, что эта акция направлена, видимо, была не столько вовне, сколько внутрь (церковного народа). И построена она по образцу акции 1996 года: "Голосуй сердцем". Когда нечего сказать по существу, тогда взывают к сердцу. Нехитрый прием, а работает!

Игорь 28.05.2012 в 13:34:33

Внимательного человека должна была насторожить предъистория молебна, в обращении Высшего Церковного Совета РПЦ испорченная репутация патриарха была поставлена в один ряд с оскверненными святынями, следуя этой логике каждый иерарх, да и любой христианин, уличенный в чем либо непристойном, может назвать эти обличения гонениями на Христианство. Молиться за патриарха нужно очень усердно, это наш долг, Господь заповедал молиться даже за врагов, а это наш предстоятель.

Вера К. 26.05.2012 в 01:35:47

//а может, потому и пуськи попущены?.. //
А вам не приходила в голову мысль, дорогие братья и сестры, что юродивые феминистки со своим "панк-молебном" и "обновленческий молебен" - все это, простите за резкость сравнения, две сцены одного спектакля, в который втянули и нас, сыграв на наших чувствах? Судите сами, насколько дух обновленчества и ультрамодернизма схож с духом гельмановским. Ведь у обновленцев одна цель - сформировать свою паству, новую, в духе гельмана и кочеткова. У них, у обновленцев и гельмановцев, общность цели.
Господь учил исследовать времена, в которые живем и делать надо это скрупулезно, чтобы в следующий раз не дать собой манипулировать. Однако, я больше согласна с теми, кто утверждал, что надо Господу дать место для суда и гнева. Не следует забывать, что "Церковь - это Ноев ковчег и надо оставаться в нем с различными обитателями земли, а гибельно выпрыгнуть из ковчега в волны всемирного потопа, чтобы утонуть с криком «Ура»".

Гость 23.05.2012 в 23:24:47

Борису.
Как страшно слышать о расколе. Даже если глобалисты, (которые хотят соединить все вероисповедания, как и все государства в одну богоборческую религиозно-политическую организацию наподобие Вавилонской башни) и будут вводить через "своих" людей свои реформы, ни один нормальный священник не станет их слушать. Правда они это предвидели и пытаются "создать новое поколение священнослужителей – тех, которые по своему интеллектуальному и духовно-нравственному уровню будут отвечать потребностям современной эпохи". А потом приходят на форумы БО "перевоспитанные" преподаватели из МДА, которые сначала пишут http://www.mpda.ru/site_pub/337222.html , а потом через два с немногим года глаголют:
"Если четыре года назад соотношение семинаристов, кто слушает и не слушает рок, было 50% на 50%, то теперь тех, кто не слушает – единицы... Молодежь, православная молодежь, слушает рок и не обращает внимания ни на какие запреты. Если я буду с ними говорить в том духе..., - имеется в виду дух ортодоксального Православия, - я серьезно рискую оттолкнуть от себя многих очень интересных, думающих, талантливых и, хотите верьте, хотите нет, чистых душой и телом молодых людей... БГ вел себя очень мирно... гнать даже самого страшного злодея из монастыря, когда он сам захотел прийти, могут только люди, у которых недостает любви и жалости. На это отсутствие любви чаще всего и жалуются люди, которые не хотят идти в Церковь, столкнувшись с агрессией православных зилотов" (http://www.blagogon.ru/digest/294/ комментарии о. Питирима).
Просто глазам не верится! "гнать даже самого страшного злодея из монастыря, когда он сам захотел прийти, могут только люди, у которых недостает любви и жалости" - поэтому, если в ваш дом, храм, обитель, учебное заведение в котором вы преподаете и т.д. придет шаман с бубном и желанием изложить свое мировоззрение и вы его прогоните - вы пренадлежите к разряду людей "у которых недостает любви и жалости".
Наталье.
Прочел Ваш пост, написанный 13/05/2012 в 17:40:34. Согласен, что нам нужно перестать углублятся в "мир грез о своих сильных молитвах" и начинать уже серьезно истово молится о даровании нам сил устоять в вере и о том, чтобы пророчества старцев о кратком но величественном возрождении пред концом времен Святой Руси не были отменены из-за нашего окаянства и нерадения. Надеюсь Вы именно это имели в виду и ассоциация с лозунгом: "никто не даст нам избавления ни Бог ни царь и ни герой, - добьемся мы освобождения своею собственной рукой" возникла у меня случайно.

Борис 22.05.2012 в 10:43:28

Русификация богослужебного языка приведет к расколу в Церкви, что выгодно врагам России. Тайное засилье католиков-униатов среди мирского духовенства из той же оперы.

р.Б. Николай С. 22.05.2012 в 10:16:50

В добавление к своему комменту от 18 мая. Вспомнил, что владелец фирмы, буддист по имени Андрей тогда лихо отплясывал на сцене, с которой выступают патриархи и архиереи, под хорошую русскую, но явно не уместную в храме песню «Эх, Андрюша, нам ли жить в печали?» Действительно, какие печали могут быть у дзэн-буддистов, если их так привечают в главном соборе православной страны? Печалиться должны мы, православные.
Илена: "А может, потому и пуськи попущены?"
Люди творят разные «чудеса» по своему греховному произволению и наущению врага рода человеческого. Если пьяный человек попал под машину или альпинист сорвался в пропасть, это не Бог виноват: сам напился, сам полез в горы. «Кто пожалеет об укушенном заклинателе змей?», – говорится в книге Сираха. «Пуськи» были попущены отнюдь не Богом, а людьми, находившимися тогда в храме Христа Спасителя. Надо было бесовок оттащить за косы по Остоженке в ближайший участок – там рядом он есть, насколько я помню, сам попал однажды в тамошний «обезьянник» в далёкой студенческой юности. Конечно же, насчёт волочения по улице я для красоты слога сказал (не те времена, увы) – достаточно было больно взять их за крашенный панковский «хайер», вывести вон из храма и вызвать ментов, написав заявление о хулиганстве и экстремизме.

Илена 19.05.2012 в 02:42:53

Вячеславу.
Вы правы: звучит очень актуально...
р.Б. Николаю:
а может, потому и пуськи попущены?.. Как экстериоризация того, что происходит втайне, о чем люди не знают? Quidquid latet, adparebit, nil inultum remanebit - "все сокровенное откроется и ничто не останется без возмездия" - это Реквием...

р.Б. Николай С. 18.05.2012 в 10:32:28

Несколько лет назад, в начале века мне по служебной необходимости довелось поприсутствовать на праздновании 10-летнего юбилея крупной московской строительной фирмы "Сатори" в храме Христа Спасителя. Хозяин этой фирмы увлекался всяким оккультизмом, само название "Сатори" - это термин из дзэн-буддизма, и по-японски означает "озарение". Зрелище было редкостное. На входе оркестр играл джаз, а всем входящим наливали шампанское. Потом в зале церковных соборов проходил концерт, на котором Дима Маликов и какие-то певички пели соблазнительные песенки. Зрители-строители в знак одобрения оглушительно свистели. После концерта все направились в трапезные кушать водку и закусывать (не помню, был ли тогда пост). Строители у нас в основном простецы и безбожники, поэтому, выпив водочки, они сквернословили в сотню глоток. Курить, правда, спускались в туалет. В общем впечатления от собора у меня остались незабываемые.

Вячеслав 17.05.2012 в 09:23:38

Православные! Для чего мы прославили и продолжаем славить новомучеников и исповедников Российских? Не для того ли, чтобы последовать им в их исповедничестве? Прочтите письма авторитетнейшего пастыря, ныне канонизированного, митрополита Казанского и Свияжского Кирилла (Смирнова) полемизировавшего в свое время с митрополитом Сергием (Страгородским), в последствие избранным на патриарший престол. Вот, что писал будущий новомученик в ноябре 1929 года:
"...Происходит это от того, конечно, что отрицательное отношение к Вашей деятельности по управлению церковному Вы с Синодом воспринимаете как отрицание самой Церкви, Её таинств и всей Её святыни. Поэтому же Вас так изумляет, что, воздерживаясь от совершения с Вами литургии, я не считаю, однако, ни себя, ни Вас стоящими вне Церкви. «Для церковного мышления такая теория совершенно неприемлема, — заявляете Вы, — это попытка сохранить лёд на горячей плите». Если в данном случае есть с моей стороны попытка, то не к сохранению льда на горячей плите, а к тому, чтобы растопить лёд диалектически-книжнического пользования канонами и сохранить святыню их духа. Я воздерживаюсь литургисать с Вами не потому, что тайна Тела и Крови Христовых будто бы не совершится при нашем совместном служении, но потому, что приобщение от чаши Господней обоим нам будет в суд и осуждение, так как наше внутреннее настроение, смущаемое неодинаковым пониманием своих церковных взаимоотношений, отнимет у нас возможность в полном спокойствии духа приносить милость мира, жертву хваления. Поэтому во всей полноте своё воздержание я отношу только к Вам и единомысленным с Вами архиереям, но не к рядовому духовенству и тем менее к мирянам. Среди рядового духовенства очень немного сознательных идеологов Вашей церковной деятельности." "Относительно того, как встретит верующий народ моё суждение о Вашей церковной деятельности, не имею данных ни соглашаться, ни отрицать Ваши предположения, но не могу думать, — вместе с Вами, — будто моё понимание дела отнимет у народа «веру в Св. Тайны и отвращает его от Св. Причастия». Прощу ещё раз прочитать сказанное в моем об этом рассуждении: «Что касается мирян, то участвовать деятельно в церковно-приходской жизни приходов, возносящих имя митрополита Сергия за храмовым богослужением в качестве возглавляющего иерархию архипастыря, по совести не следует, но само по себе такое возношение имени митрополита Сергия не может возлагаться на ответственность мирян и не должно служить для них препятствием к посещению богослужения и к принятию Св. Даров в храмах, подчиняющихся митрополиту Сергию, если в данной местности нет православного храма, хранящего неповрежденным свое каноническое отношение к Патриаршему Местоблюстителю. Молиться же о митрополите Сергии наряду с остальными архипастырями и вообще православными христианами (запись в поминовении, на проскомидии, молебнах и т.п.) не является грехом, это долг всех православных христиан, пока общецерковное рассуждение не объявит учинённое митрополитом Сергием злоупотребление доверенной ему церковной властью грехом к смерти (Мф 18.15-17; Ин 5.16)»."
Вот что писал владыка Кирилл, понимавший невозможность в условиях своего времени созыва Собора:
"Не отказывая моим суждениям в некоторой доле справедливости, Вы убеждаете меня признать «хотя бы излишнюю поспешность моего разрыва с Вами и отложить вопрос до соборного решения». Между тем в обращении к Преосвященным о благовременности отмены клятв Собора 1667 г. Вы вместе с Синодом признаёте, что «ожидать для этого нового Поместного Собора равносильно почти отказу от решения вопроса». Значит, к такому отказу Вы и призываете меня предложением ждать соборного решения, чтобы, таким образом, не мешать врастанию в церковную жизнь незаконного порядка, для накопления за ним такой давности, при которой возможность существования какого-либо другого церковного строя станет уже преданием".
Братия! Вдумайтесь: разве не актуально???

Pharmaceutist 17.05.2012 в 00:35:50

Николаю.
Вы правы на счет номера и окончания правила http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikodim_milosh/rules2/317.html.
Моя цитата взята из "сборника писем к разным лицам", поэтому приведенное Вами окончание правила, (как и его номер) для меня, если честно, неожиданны. Если Вы так же аргументированно опровергните и вторую часть первого пункта моего сообщения, буду Вам очень благодарен (пишу это без капли иронии).
Сейчас нам очень важно сохранить себя от революционного духа времени, чтобы не сделать ошибок за которые придется расплачиваться своей вечной жизнью. Прп. Серафим Саровский говорил, что в будущем появятся такие архиереи, которые утратят веру и отступят от благочестия, за что будут наказаны Господом. Когда преподобный увидел, КАК ИМЕННО они будут наказаны Господом, то стал умолять Господа отменить готовящееся Им наказание и удовлетворить прогневанной правде Божией лишением Царствия Небесного его самого. Так молил он непрерывно в течении трех суток, молил и не был услышан. Хотелось бы верить, что это пророчество уже сбылось, тогда в прошлом веке... А если нет? Если оно случится вот-вот?
Когда я иду на работу, то почти ежедневно срываю по пути множество листовок с призывами "гнать воров из Кремля", "собираться в народное ополчение", "устраивать митинги за честную власть" и т.д. и т.п. Причем в среде этого народного волнения (которое иначе как "сытым бунтом" не назовешь), по большей части такое же негативное отношение к РПЦ, как и к правящей партии.
Свт. Феофан Затворник пишет: "Окружи себя помышлениями об опасности пребывать в страстях, и погонишь себя тем из тьмы к свету Христову". Если пререфразировать применительно к ситуации, получим следующее: "Окружи себя помышлениями об опасности пребывать в РПЦ, и погонишь себя тем из Церкви (по примеру владыки Диомида) прямо во тьму кромешную раскола".
P.S.: Знаю одного некогда ревностного молодого человека, который, побыв один месяц в литургическом общении с "непоминающим" священником, утратил все, что приобрел за годы духовной работы над собою. Впрочем возможно это частный случай - не берусь судить.

Светлана 17.05.2012 в 00:24:38

Чтение Евангелия во время пасхальной службы на современных русских и украинских языках уже проводилось на пасхальной службе и в прошлом году. Это говорит о горбачевском векторе некоторых представителей Патриархии, которая, попирая чувства верующих, стремится к разрушению единства Русской Православной Церкви, разделению ее на несколько маленьких легко манипулируемых церквушек. То что этот вектор уже наметился в 1989, когда Синод поменял по указке из ЦК КПСС статус Экзархата на практически независимый статус Украинской Православной Церкви, говорит о многом. В этом участвовал активно и нынешний Предстоятель РПЦ.
Сатанинские силы работают на разрушение единого Православного пространства целенаправленно с 1917 года. Особенно это усилилось с политического разделения России на удельные княжества в 1991 году. То что Церковь отделила Украину до 1991 года - очень показательно. Принцип "сергианства" и соглашательства с властью проявился в полной мере. Это все конечно очень настораживает.
Прошли времена Святых, как Сергий Радонежский, который закрывал церкви в тех землях, в которых не хотели подчиняться Московскому князю... Пока Россия, включая Малороссию, Белороссию, будет неделима - будет и вера наша сильна.

Николай 16.05.2012 в 23:12:58

Замечательно, Pharmaceutist, что Вы привели первую часть 15-го правила Двукратного собора. Она подвергает осуждению творящих раскол под предлогом неких обвинений. Вторая же часть этого правила гласит: "Отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборного рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но потщились охранити церковь от расколов и разделений".
Вряд ли словом и делом исповедающие ересь о "неполном общении в таинствах" с еретиками, захотят осудить сами себя. Это должен сделать собор сохраняющих Православную веру архиереев.

Pharmaceutist 16.05.2012 в 20:03:04

1. Нам надо быть крайне осторожными т.к. мы не имеем сочувствующих себе епископов.
2. // Только по крайней икономии (снизхождению) церковный народ – хранитель веры православной, ещё поминает лобзающихся с еретиками и т.д.//
Хочу с легка поправить: не по "крайней икономии", а по КРАЙНЕЙ НЕОБХОДИМОСТИ, т.к. по правилу 13-му Двукратного Собора: "аще который пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям, зазрев своего Епископа, прежде СОБОРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И РАССМОТРЕНИЯ и совершенного осуждения его, дерзнет отступить от общения с ним и не будет возносити имя его в священных молитвах на литургиях, по церковному преданию: таковый да подвергнется извержению, и да лишится всякия священническия чести. Ибо поставленный в чин пресвитера, и восхищающий себе суд, Митрополитам предоставленный, и, прежде суда, сам собою осуждати своего отца и Епископа усиливающийся, не достоин ни чести, ниже наименования пресвитера. Последующие же таковому... такожде да лишены будут своея чести; аще же монахи или миряне, да ОТЛУЧАТСЯ ВОВСЕ от Церкви, доколе не отвергнут общения С РАСКОЛЬНИКАМИ (в РПЦ существует течение таких раскольников, которые, не заявляя о своей автономности, не поминают священноначалие, говорят, что это канонам противоречит. - Ph.), и не обратятся к своему Епископу".
3. //Ни пророчества, ни Евангелие, ни Апокалипсис ничего хорошего не обещают//
Священное Писание содержит обетования, которые превосходят по своему величию любой тварный ум (см. например: Апок. II: 7,11,17,26-28; III: 5, 12, 21, и т.д.). Что до пророчеств, то последним христианам, идущим ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ МИЛЛИОНОВ очарованных мiром людей в Царствие Божие, обещана слава и честь ВЫШЕ, чем современникам Антония Великого. Я прекрасно понимаю, что автор высказывания хотел сказать против "неохилиазма", т.е. мечтаний о долгой и счастливой, райской жизни здесь на земле, но все же <...>
//Прп. Серафим говорил, что в конце времен появится великое множество храмов, в которые людям ходить будет нельзя//
Хорошо бы все же разобраться: о КАКИХ последних временах идет речь. С одной стороны, согласно Апостолу (1 Ин. II, 18), последние времена УЖЕ НАСТУПИЛИ, "Приидет же день Господень как тать ночью", "так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы" (Иак. II, 12). С другой стороны, "не спешите колебаться умом от всякого слуха, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не прийдет, доколе не прийдет прежде отступление (! - Ph), и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святыней, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога (2 Фес. II, 2-5). Ибо тайна беззакония УЖЕ В ДЕЙСТВИИ, только не совершится до тех пор, пока не взят будет от среды, удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих, и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие по действию сатаны, будет со всякой силой и знамениями, и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольшением погибающих, за то что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все неверовавшие истине, но возлюбившие неправду (2 Фес. II, 7-13). Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах (1 Петр. IV, 7).

Наталия 16.05.2012 в 00:02:47

Ирина Фр. 15/05/2012 в 00:02:10 писала:
//А верить прп. Серафиму или не верить - личное дело каждого//.
Личное дело каждого, дорогая Ирина, это отмалчиваться по углам и щелям, когда попираются заветы святых отцов, в т.ч. и прп. Серафима, или не отмалчиваться.

Наталия 15.05.2012 в 23:53:29

Ирина Фр. 15/05/2012 в 00:02:10 писала:
//Писать о священной важности сохранения ЦСЯ, конечно, надо. Но надо быть и реалистами тоже. Ни пророчества, ни Евангелие, ни Апокалипсис ничего хорошего не обещают.//
И Пророчества, и Святое Евангелие и Апокалипсис обещают много хорошего: Царство Небесное за твердое исповедание православной веры!

Николай 15.05.2012 в 17:28:34

Церковь – наша Мать. Только по крайней икономии (снизхождению) церковный народ – хранитель веры православной, ещё поминает лобзающихся с еретиками и раскольниками, молящихся вместе с ними и вводящих их в алтари православных храмов, преподающих лжеучения в духовных заведениях, обменивающихся преподавателями и учащимися с еретиками и пытающихся навязать Церкви бессмысленные реформы. Но и у икономии есть предел. Православие и теплохладность несовместимы. Есть верные архипастыри и пастыри, и нужен план и реальные меры противостояния этим извращениям в соответствии с церковными канонами, без диомидовщины и "ипц"-шной демагогии. Из истории Церкви мы знаем, что наказание Божие за отступничество будет неизбежным.

Ирина Фр. 15.05.2012 в 00:02:10

Писать о священной важности сохранения ЦСЯ, конечно, надо. Но надо быть и реалистами тоже. Ни пророчества, ни Евангелие, ни Апокалипсис ничего хорошего не обещают. Пока есть православные приходы - слава Богу. А удел будущего - видимо, катакомбы.
Сергию.
Ангел Господень действительно стоит у порушенного алтаря вечно. Но люди - не ангелы. Люди - существа падшие. Прп. Серафим говорил, что в конце времен появится великое множество храмов, в которые людям ходить будет нельзя. А верить прп. Серафиму или не верить - личное дело каждого.

Гость 14.05.2012 в 19:00:33

Екатерине
// В Сретенском монастыре в Москве проблему ЦСЯ решили очень просто - работой над дикцией чтецов, и вообще над качеством чтения и пения. Так вот у них на слух даже каноны понятны, не говоря уже о Псалтири или Евангелии. Интересно, почему наши реформаторы не хотят последовать этому замечательному примеру?//
Ответ: потому, что у них совести нет.

Иоанн 14.05.2012 в 15:45:46

Согласен с Галиной, что церковно-славянский язык равночестен богослужебным сосудам, т.к. вмещает Слово Божие. А значение богослужебных сосудов и отношение к ним определено церковными канонами. На этом твердом основании и следует защищать церковно-славянский язык от подмены. Богослужение не может совершаться не на богослужебных сосудах. Нарушение этого влечет извержение из сана.

Наталья 13.05.2012 в 17:40:34

Дмитрий 13/05/2012 в 16:59:46 писал: «Почему же обновленцы вновь поднимают голову и им позволяют заниматься "миссионерством"?»
Почему-почему? Ну не по кочану же, Дмитрий. А потому, наверное, почему мы имеем засилье чечен-азеров в бизнесе, жидов в культуре, развал в образовании, базу НАТО в России… А именно, причина всего этого кроется не в деятельном, а в созерцательном устроении характера наших русских мужчин, в их "смиренном" самоустранении от проблем, от обязанности защиты своего отечества и своих святынь, в самоуглублении в мир грез о своих сильных молитвах.

Галина Шуркина 13.05.2012 в 17:11:47

Русь Святая, храни Веру Православную!
«Слово Господне пребывает вовек» (1Пет.1,25).
ХРАНИТЕ ЦЕРКОВНЫЙ ЯЗЫК
Модернисты не поймут,
Что язык – он, как сосуд
Благодати Божьей.
Как же осторожно
Нужно нам его хранить,
Чтоб ничем не повредить.
Содержимое прольется,
Если чаша разобьется,
Если мы язык сакральный
Поменяем на брутальный,
Своевольный, дерзкий, быстрый;
Не поспеют модернисты
Исправлять за годом год
Каждый новый перевод.
Вон, как наша молодежь
Говорит – не разберешь
Новомодные слова,
Аж кружится голова!
Как же сделать им понятно
И доходчиво, и внятно?
На их сленг перевести?
Или лучше дорасти
Им самим до пониманья
Литургии, покаянья…?
Церковь Божья – не от мира,
И ее святая лира
Пусть не по-мирски поет,
А на Небо нас ведет.
2012г.

«Священное Писание невозможно идентично перевести на русский язык, да и нет уверенности, что лет через двадцать не появится другой современный русский язык, и нужно будет делать новый перевод, что невозможно в церковной жизни … Богопознание происходит не от того, понимает человек слова или не понимает. Богопознание идет путем сердечным. Вера - это не информация. Простой информацией ничего не добьешься, даже, если твои знания о духовном могут быть обширными, здесь должен быть внутренний духовный переворот, в который и происходит познание Бога. Тогда и славянский язык становится родным, понятным, как русский язык» (Протоиерей Владимир Попов).
«Божественная красота нашего истинно назидательного в своем содержании и благодатно действенного церковного богослужения, как оно создано веками апостольской ревности, молитвенного горения, подвижнического труда святоотеческой мудрости и запечатлено Церковью в чинопоследованиях, правилах устава, должна сохраняться в Святой Православной Русской Церкви неприкосновенною как величайшее и священнейшее ее достояние. Совершая богослужение по чину, который ведет начало от лет древних и соблюдается по всей Православной Церкви, мы имеем единение с Церковью всех времен и живем жизнью всей Церкви...» (Свт. Тихон, Патриарх Московский).
Храни вас Бог!

Дмитрий 13.05.2012 в 16:59:46

16-17 февраля 1994 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Москве прошла научно-богослов­ская конференция «Православие и обновленчество». В её итоговом документе было сказано:
"Одним из главных вопросов конференции была пробле­ма переводов литургических текстов на русский язык. Мы должны выразить общее мнение большинства собрания о том, что перевод на русский язык православного богослужения недопустим. Подробное богословское и филологическое обоснование нашей позиции прозвучало во многих докладах. При обсуждении этого вопроса было высказано мнение о том, что некоторые места богослужения могут быть переложены в сторону их большей понятности, но это должно быть несомненно внутри церковно-славянского языка и с благословения священноначалия. Добавим, впрочем, что подобные попытки, предпринятые и начале века, при всей их умеренности, не увенчались успехом. Мы хотим предостеречь православных людей от увлечения подобного рода тенденциями и хранить Предание Церкви, по слову апостола Павла: Предание сохрани, уклонялся скверных суесловий и прекословии лжеименнаго разума; о немже неции хвалящеся, о вере погрешиша (I Тим. 6, 20, 21)... Подводя итог нынешней конференции, хотелось бы призвать всех чад Русской Православной Церкви ревностно хранить Право­славную веру и свято блюсти отеческие традиции, которые Духом Божиим созидаются на всем протяжении истории Церкви".
Почему же обновленцы вновь поднимают голову и им позволяют заниматься "миссионерством"?

Владимир, Москва 13.05.2012 в 16:53:21

Цитата:
"Православным надо защищать свою веру от поругания! Только как это делать? Похоже на то, что наших иерархов меньше всего волнует настроение и мнение верных Церкви Христовой! Нужно как-то объединяться и бороться с "обновленчеством"!"
Цитата:
"Предлагаю что-то решить с нашим объединением. Нас, кто возмущен попранием заветов святых Патриархов российских и глумлением над многотысячным православным народом (не ЗАхожан, а многолетних ПРИхожан), уже много. Предлагаю обсудить вопрос с принятием срочных мер. Противостоять злу необходимо."
Поддерживаю!

Ольга 13.05.2012 в 15:01:53

"…От того ереси распространятся всюду и прельстят многих. Враг рода человеческого будет действовать хитростью… Он не станет грубо отвергать догматы…, а незаметно станет искажать преданное Святыми Отцами от Духа Святаго учение Церкви, и самый дух его и уставы, и эти ухищрения врага заметят только немногие, наиболее искусные в духовной жизни. …Будет на малодушных тогда большое уныние, но ты сын мой, радуйся, когда доживешь до этого времени, ибо тогда верующие, не показавшие других добродетелей, будут получать венцы за одно только стояние в вере" (Преподобный Анатолий Оптинский младший. Из письма к духовному сыну) Полностью см. http://www.blagogon.ru/biblio/126/
Поддерживаю Елену, Антония и Илену. Хочется отметить емкие и точные слова Илены, глубину анализа проблемы. К ее словам и добавить нечего. А вот посты Михаила Ершова, Игоря Б и Александра отдают незрелостью и поверхностностью мысли, выдают их небольшой стаж исповедания православной веры, к сожалению. Заметен и страусиный синдром большинства современных русских представителей мужского пола. Но у Михаила, Игоря и Александра все впереди! В том числе и осознание, что реформистам-обновленцам в 1918 году нынешние священномученики и исповедники российские противодействовали не только индивидуальными келейными молитвами. Поразмыслите над прямыми историческими аналогиями и над своей личной ответственностью за стояние в вере, Михаил, Игорь и Александр!

Александр 12.05.2012 в 19:28:11

Братья и сестры, прочитайте пожалуйста комментарии к статье Межсоборного присутствия о проекте русского языка в богослужении православной церкви: О Проекте документа «Церковнославянский язык в жизни Русской Православной Церкви XXI века». Несколько человек из православных мирян отстаивали как могли церковнославянский язык в богослужении Русской Православной Церкви. И отстояли, слава Богу.
И хочу вам сказать, что все так называемые аргументы сторонников русского языка в богослужении не стоят выеденного яйца. Все эти аргументы сводятся только к одному - реформы любой ценой. А зачем нам эти реформы в богослужении? Кому они нужны? Они нужны только тем обновленцам, которые наш церковнославянский язык предрекли в жертву своей гордыни и тщеславию, которое они подпитывают своими обновленческими диссертациями и трудами на тему языка богослужения.
Читайте комментарии по ссылкам:
http://www.bogoslov.ru/text/1790804.html
http://www.bogoslov.ru/text/1762795.html

Людмила 12.05.2012 в 16:47:56

...Истинная наша сила во внутри каждого во Христе. Только терпение и постоянная молитва "соберет врагу на голову горящие уголья", а не уподобление действиям продажных и отступивших от Христа. Как сказал один батюшка, что вы даже и не представляете, как молились ДЕННО и НОЩНО в еще действующих в советское время храмах те самые бабушки...! А сколько примеров вымаливания верующими о возвращении стертых с лица земли и изуродованных Храмов... Масса! "Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: "Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь" (ап.Павел, Рим. гл.12).

Константин 12.05.2012 в 15:59:28

«У нас ни соборы, ни патриархи не могли ввести чего-либо нового, потому что хранителем чистоты веры у нас является народ Божий, самое тело Церкви» (Послание Восточных Патриархов 1848г., п.17). Церковь есть столп и утверждение истины, нужно не забывать об этом, и хранить установления Церкви неизменными, как и все Святые угодники Божии не вводили ничего нового. "Реформирование" Церкви – это лукавство и плотское мудрование.

Борис 12.05.2012 в 12:55:17

Богослужебный Церковно-Славянский язык объединяет на молитве православных христиан в России, Белоруссии, Украине в странах рассеяния, где живут русские и российские граждане. Если теперь везде начнут молиться на своих языках, то мы утратим какую-то часть православного родства, есть в этом что-то от возвращения к Вавилонскому столпотворению. Короче, замена Церковно-Славянского языка на современные национальные языки есть происки лукавого и точка!

Вячеслав 12.05.2012 в 08:51:29

Мой совет автору и прочим братиям: не стоит искать для себя чести молиться в храме Христа Спасителя. Молитесь на тех приходах, где священник придерживается традиций...

антоний 12.05.2012 в 01:59:06

уважаемая Елена, ещё раз вынужден подробно сказать, что никто не предлагает стоять против Святейшего патриарха или священноначалия. Надеюсь, что я понятно и недвусмысленно выражаюсь, чтобы не допустить разного толкования. Но как верующие мы должны заботиться о чистоте церковных правил и на это трудиться. Вы человек знающий, так что вспомните опыт и подвиг святого Марка Ефесского. Он некогда один лишь из всех православных отстаивал чистоту веры. Вспомните прп. Антония, который покинул свою пустыню и пришел в Александрию поддержать православие. И пожалуйста, не истолковывайте слова, так как вам это показалось. С уважением.

Илена 11.05.2012 в 14:33:47

Елене.
//Грех раскола не смывается даже мученической кровью//.
Да. У меня вопрос: ГДЕ ГРАНИЦА ПОСЛУШАНИЯ? Из послушания народ кричал "распни Его". Из послушания папе Церковь раскололась в 1054 г. Послушание без границы куда способно привести нас, в наши-то времена, которые многие считают предпоследними или даже последними?..
Покойные Патриархи, старец отец Иоанн Крестьянкин говорили о необходимости сохранения ЦСЯ. И вот теперь потихоньку, явочным порядком вводятся некие изменения, о которых многие святые говорили как о недолжных. Не знаю насчет раскола, но те, кто с этими изменениями не согласен, пойдут себе куда-то в пустынные места.
Дело ведь не только в ЦСЯ - тут целый комплекс проблем: граница между миром и Церковью размывается. ЦСЯ - это одно из мощнейших средств идентификации себя как русского православного христианина. А с этими изменениями дело идет к тому, что мы перестанем сознавать себя сперва русскими, потом православными. а потом и христианами, а?..
Так ГДЕ ГРАНИЦА ПОСЛУШАНИЯ?

Ирина 11.05.2012 в 10:15:53

А разве то, что мы в большинстве своем, молчим и никак не реагируем на женщин с непокрытой головой или в брюках в храме (особенно неприятно видеть пожилых женщин в таком виде), на безобразно ведущих себя детей, делающих в храме все, что угодно, на разговаривающих во время службы людей по телефону, на иностранцев с руками в карманах, жующих жвачку перед иконами и т.п., это не потакание кощунству??? Ах, как бы не обидеть!! Ах, а вдруг они обидятся и больше не придут!! Ах, беда! А то, что эти люди обижают Бога и верующих своим поведением, до этого никакого дела нет. Чего же нам удивляться и возмущаться, что никто не считается с нами? Мы сами позволяем делать с собой все, что угодно.

Дима 11.05.2012 в 10:12:16

Простите братия и сестры, может я скажу резко. Любые реформы имеют цель. Христос и говорил, чтобы мы дела по плодам оценивали. Мы много говорим, но мало о главном. Цель Церкви вести людей в Царство Божие, а все другое - это вспомогательные цели.
Привести в храм, не равняется спастись. Для чего нужно много людей в храме? Что бы увеличить доход и укрепить власть. Говорю это потому, что знаю проблему изнутри. Налоги, на содержание епархий и патриархии выросли в несколько раз, финансовые отчеты приходов перед патриархией, удивляют даже налоговиков. Они говорят: мы такого не требуем с бизнеса. Институт духовничества заброшен совсем. Тут полный произвол, морочат людям головы, кто во что горазд и ничего. Это же деньги приносит.
Если бы реформы языка и т.д. приводили людей ко спасению, я бы за них и "ноги" поднял. Наверное, при переходе на русский язык, кто-то получит пользу, но больше вреда мы нанесем, т.к. цель эта не пропитана любовью к человеку. Конечно на все воля Божия.

Михаил Ершов 11.05.2012 в 09:46:27

Согласен с Еленой. В нашей новейшей истории Церкви многие начинали с критики, затем опускались до огульного очернительства всего и всех, своевольного анафематствования, создания сект и раскола. Такие нотки звучат во многих комментариях. Остерегитесь и не впадайте в крайности! Христос Воскресе!

Елена 11.05.2012 в 05:26:15

Наталье и другим, призывающим к различным объединениям и выступлениям против Патриарха
А не впадаете ли вы в обыкновенный раскол? Неужели вы думаете, что чтение Евангелия на русском языке грех, больший раскола, призывающий выступать против Патриарха и Церковной власти? Грех раскола, по святым отцам, не смывается даже мученической кровью. Я думаю, что здесь люди грамотные и знают, что мытарство ересей и расколов предпоследнее, последнее только мытарство немилосердия. Так что успокойтесь, братья и сестры и не превращайте церковную жизнь в Болотную площадь.

Игорь Б 11.05.2012 в 03:47:54

Не надо устраивать митинги, где будут звучать в основном плотское мудрование. Только Господь может противостоять очередному нашествию. НО! Глядя на наши молитвы, попустит Он последнюю революцию, или отложит приход антихриста. Все вы Братья Сестры, не теряйте время, оно очень ценно, творите в себе достойный плод покаяния, молитесь, приводите в храм своих близких знакомых, ибо время уже близко.

Наталия 10.05.2012 в 23:49:27

Христос Воскресе! Православные! Предлагаю что-то решить с нашим объединением. Нас, кто возмущен попранием заветов святых Патриархов российских и глумлением над многотысячным православным народом (не ЗАхожан, а многолетних ПРИхожан), уже много. Предлагаю обсудить вопрос с принятием срочных мер. Противостоять злу необходимо. Пусть наши отцы честные отмалчиваются, а нам с вами, други, не след. Молчанием Бог предается.

Сергій 10.05.2012 в 22:12:28

Благие намерения, воздушные замки: что ещё необходимо внедрить, чтобы привлечь колеблющихся и убедить сомневающихся, противников превратить в сторонников, а демонов – в ангелов? Не выходит, не получается: колебавшиеся отметаются, сомневавшиеся злорадствуют. Прежде пели, теперь заплясали... А верные? – а что верные? – Научиться бы у тех ангелов, что, будучи однажды приставлены к алтарям, до последнего дня не покинут ни поруганных, ни разрушенных храмов.

Николай 10.05.2012 в 16:17:52

Пастыри добрые, возвысьте ваш голос в защиту Церкви, спасения вверенных вам пасомых и чистоты веры, о чем вы присягали при хиротонии, говоря:
"К этому моему исповеданию святой веры присовокупляю, что обещаю выполнять и охранять каноны святых апостолов и семи благочестивых вселенских, поместных соборов, а также правила святых отцов. Все, что они приняли и я принимаю, а что они отвергли – и я отвергаю. Еще обещаю, что буду неизменно хранить церковные предания, святые уставы и все чины святой кафолической восточной Православной Церкви".
Что делают с наемниками, которые вводят во двор овчий еретиков, обновленцев и прочих разорителей Церкви, "волков в овечьей шкуре" и становятся их сообщниками?

антоний 10.05.2012 в 13:33:56

Елене
Елена, кто вам сказал, что митинги? Молитва наша - это не митинг. Что толку ходить по храмам? Одно викариатство. Надо молиться там, откуда идет начало, Елена.

Елена 10.05.2012 в 13:01:44

Екатерине.
>>И народ терпит. Не будешь же уходить со службы из-за этого...>>
Мне кажется, что если в городе несколько храмов, тем более в Москве, надо именно уходить со службы из-за этого и объяснять другим прихожанам, которые или не вслушиваются в службу или не понимают опасности перехода на русский язык. Люди будут собираться в тех церквах, где батюшки служат на церковнославянском языке. А все эти митинги протеста и стояния у Патриархии с привлечением СМИ, это не наши методы. Только на радость врагам Православия. Наша сила в молитве. Если и объединяться, то в молитве.

Иван 10.05.2012 в 02:16:29

Нужно искать поддержки у оставшихся истинных архипастырей, и сплотиться вокруг них. Молиться, чтобы Господь исцелил Церковь от болезней экуменической ереси, обновленчества и либерального феврализма.

антоний 10.05.2012 в 00:24:33

думаю надо устроить стояние, "благодатное" стояние напротив патриархии и привлечь сми. Как однажды было в Сербии. Народ стоял за своего Архиерея. Но наши отцы честные молчат.

Наталья. 10.05.2012 в 00:13:15

Как бороться? Не принимать участия в будущих "кирилловских" стояниях.

Алексей, Москва 09.05.2012 в 23:39:26

Марине.
//Нужно как-то объединяться и бороться с "обновленчеством"!//
Может быть на основе сайта "Благодатный Огонь", или "Православного межприходского молодёжного сообщества «Консервативная инициатива-2012»"?
И надо, чтобы во главе такого объединения стоял очень авторитетный батюшка.

Наталия 09.05.2012 в 21:56:00

В России на русском, а на Украине в этом году впервые услыхала Евангелие после чтения на церковнославянском еще одно чтение - на украинском. И самое печальное, что всё это проглатывается людьми без внимания.

Екатерина 09.05.2012 в 20:12:15

Евангелие в русифицированном варианте на молебне в защищу святынь от поругания, русский язык на Пасхальном богослужении... Неужели не ясно, что не Межсоборное Присутствие, и даже не упомянутый митрополит является инициатором реформ... Главный храм страны дает образец для всех остальных приходов, и они этому образцу следуют, причем каждый как хочет.
В Москве, на Подворье Оптиной Пустыни (храм св.ап. Петра и Павла в Ясеневе) на Пасху уже второй год читают Огласительное слово свт. Иоанна Златоуста по-русски. И возглас священника в молитвах об упокоении звучит не "Ты еси воскресение, живот и покой усопших раб Твоих..", а "Ты еси воскресение, жизнь и покой усопших раб Твоих...".
В Перми, в одном из монастырей, канон Великой Пятницы "О распятии Господни или на плач Пресвятыя Богородицы" читали в русифицированном варианте.
В Киржаче, в Свято-Благовещенском монастыре в молитве на литии вместо прошения об избавлении "от труса, потопа, огня, меча..." читают "от землетрясения, потопа, огня и меча..".
Примеры, к сожалению, можно множить. Это говорит о том, что семена, брошенные проектом о русификации ЦСЯ, дают свои плоды, несмотря на то, что сам проект, вроде бы, продавливать перестали. Они теперь действуют по-другому - просто меняют ЦСЯ на русский (по образцу главного храма страны). И народ терпит. Не будешь же уходить со службы из-за этого...
Кстати, в Сретенском монастыре в Москве проблему ЦСЯ решили очень просто - работой над дикцией чтецов, и вообще над качеством чтения и пения. Так вот у них на слух даже каноны понятны, не говоря уже о Псалтири или Евангелии. Интересно, почему наши реформаторы не хотят последовать этому замечательному примеру?

Марина 09.05.2012 в 16:00:27

Православным надо защищать свою веру от поругания! Только как это делать? Похоже на то, что наших иерархов меньше всего волнует настроение и мнение верных Церкви Христовой! Нужно как-то объединяться и бороться с "обновленчеством"!

Антоний 09.05.2012 в 14:02:49

А как объяснить, что после осквернения Храма Христа Спасителя, было проведение бесстыдного концерта группы "Распутин" в зале церковных соборов (где проходят Архиерейские Соборы Русской Православной церкви)? Там, где собирается вся полнота Церкви для принятия изволения Духа Святого, там где святые иконы на стенах изображают схождение Святого Духа. И вот там полуобнаженные девицы "зажигали". Как это возможно? А это не осквернение ?

Галина Борсуковская 09.05.2012 в 00:38:29

Вот это да! Неужели в Храме Христа Спасителя на пасхальном богослужении Святое Евангелие читалось по-русски? А я-то надеялась, что теперь, после всего пережитого нашей Церковью, любые революционные эксперименты в ней станут невозможными на долгое время... Но несмотря на такую тревожную новость, я все равно хочу поздравить всех с Днем Победы и выражаю надежду на то, что в борьбе за сохранение наших святынь, также как и в Великой Отечественной Войне, обязательно будет одержана полная победа.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс