Богородица

Актуальные статьи

Записка о монастырях и монашестве

14.06.2012


В продолжение дискуссии вокруг проекта  «Положения о монастырях и монашествующих», подготовленного Межсоборным присутствием РПЦ, вниманию читаталей предлагается статья игумена Ахтырского Свято-Троицкого монастыря архимандрита Симеона (Гагатика).

* * *

Позвольте в качестве вступления поделиться одним воспоминанием. Во время обучения в Московской духовной академии, по милости Божией, меня направили на продолжение учебы на Богословский факультет Афинского университета. Главным открытием в Греции для меня стали монастыри. И в старых, и в новых монастырях — а там все время появляются новые монастыри — я нашел то, чего не мог найти нигде у нас: полное следование святоотеческим уставам монашеской жизни. Летом, во время каникул, я обычно возвращался на Родину. Как-то прямо из московского аэропорта я направился в один из самых известных наших монастырей. Дело шло к вечеру. Подходя к святой обители, я услышал колокольный звон, по которому было понятно, что сегодня будет всенощная. Мне надо было увидеться с одним монахом, моим приятелем. Я зашел в собор, где тем временем началась служба, приложился к иконам, немного помолился, и пошел в келью брата. Мне не надо было кого-нибудь об этом спрашивать — я знал, что найду его там. Действительно, отец N был у себя. Он, как водится, предложил, мне чаю, и мы стали общаться, попивая чаек с нехитрым угощением. Вдруг, во время беседы, меня пронзила мысль (с тех пор прошло уже около двадцати лет, но я это помню как сейчас): все, что я здесь вижу, совершенно невозможно ни увидеть, ни даже представить себе в греческих монастырях. Невозможно, чтобы служба, называющаяся «всенощной», заканчивалась задолго до наступления темноты. Невозможно, чтобы на службе, да еще и праздничной, отсутствовало большинство братии. Невозможно, чтобы монахи во время службы сидели у себя по кельям. Невозможно, чтобы какой-нибудь монах принимал у себя в келье гостей. Невозможно, чтобы он келейно у себя что-то вкушал, да еще с гостями. Невозможно встретить в коридоре братского корпуса, по пути в келью, уборщицу, моющую пол. Все перечисленное было совершенно обычным и обыденным для наших монастырей и, взятое по отдельности, нисколько меня не удивляло — мы все к этому привыкли. Стоит даже отметить, что данную обитель принято считать эталоном для других монастырей, именно ее ставят в пример, когда хотят сослаться на авторитет в монастырской практике.

Меня поразила мысль, осознанная в тот момент: есть на земле места, где все обычные наши несуразицы просто немыслимы. И при этом никто из живущих там не считает свой образ жизни каким-то подвигом только из-за соблюдения общежительного монастырского устава. Отсутствие всего того, что для нас обычно, — это там минимально необходимое условие, дающее человеку право называться монахом, и месту, где он живет — монастырем.

Что же нам делать? Как быть с нашими проблемами, главная из которых та, что многие из нас во всем этом и проблем никаких не видят?

С главной проблемы и начнем. Попробуем сравнить нашу действительность с тем, к чему призывается монах во время пострига, вспомнив, что в самом начале игумен говорит ему: Спаситель наш воздаст тебе не по твоим обетам, а по тому, как ты их исполнишь. Монастырь, как специально для монаха устроенное жилище, должен всячески помогать ему в исполнении обещанного. В этом состоит главная обязанность игумена монастыря, принимающего обеты и присоединяющего к своей пастве их давшего.

В числе первых обетов стоит девство и целомудрие. Изначальным условием для исполнения обета целомудрия всегда считалось ограничение общения с противоположным полом. Об этом прямо говорится отцами. Надо ли описывать нашу реальность, хорошо всем известную? Поварихи и уборщицы, продавщицы и бухгалтера… Но и этого мало — певицы-хористки и, прости Господи, келейницы! Или — в женских монастырях — хористы-певцы! У нас, в России, еще недавно, такое не приснилось бы и в страшном сне. А теперь это уже никого не ужасает. И сейчас же находят этому массу оправданий. Однако с необходимостью отсюда вытекает то, что наш обычный монастырь не обеспечивает монаху условий для соблюдения целомудрия. Напротив — он обеспечивает его полным набором соответствующих искушений. Печальные, а часто и трагические, последствия этого всем известны.

Следующим после целомудрия является обет послушания. У нас, как правило, именно этот обет всегда ставят на вид, его выполнения всегда требуют от монаха, и считают исполнение его главным свойством монашеского жития. Однако очень часто духовные реальности оказываются не такими, как мы их себе обычно представляем. Под послушанием мы как правило подразумеваем подчинение распоряжениям начальства. Но согласны ли с таким пониманием послушания отцы? Вот что говорит об этом великий учитель монашества Старец Иосиф Исихаст, наставляя своего послушника: «Знаешь, какие нам дали советы здешние отцы, старцы? Вот какие. Угодил своему Старцу — угодил Богу. Не угодил своему Старцу — значит, не угодил и Богу… Но… послушник не может угодить Старцу, если проявляет послушание только в работе. Он угождает главным образом духовной жизнью, когда духовно преуспевает. Чем более он преуспевает духовно, тем большую радость испытывает душа Старца. И эта радость Старца делается для послушника благословением Божиим. А если — иначе, то ты уже потерпел неудачу». Донесший до нас эту святоотеческую премудрость послушник Старца Иосифа воплотил в свой жизни его наставления и сам стал великим Старцем — основателем двадцати монастырей в Америке, живущих по афонскому уставу и по заповедям их духовного «дедушки». Речь идет о знаменитом Старце Ефреме Филофейском и Аризонском.

Но то послушание, о котором говорит Старец Иосиф, возможно только тогда, когда игумен является иконой Божией для послушника. «Поскольку он, — говорится в том же наставлении, — представитель Бога, постольку все, что ты делаешь по отношению к Старцу, относится к Богу. Это так же, как относится к Богу и все, что мы делаем с Его святой иконой». Игумен — икона Божия для послушника. Но образ должен быть похожим на свой первообраз. Игумен должен быть отцом — именно это я услышал от Старца Ефрема, когда спросил его совета для исполнения своего игуменского послушания. Ведь и Спаситель повелел нам так обращаться к Богу: «Отче наш». Отец же воспитывает не словами, а своим примером. Подлинный отец и помыслить не может о том, чтобы устроить свою жизнь лучше, чем жизнь детей.

Есть ли у нас такое понимание призвания игумена, его собственного послушания в монастыре? Есть ли у нас непреложное правило, чтобы игумен вкушал пищу только с братией? И чтобы его пища ничем не отличалась от братской? Чтобы он повседневно был там, где должны быть все, — на богослужении? Чтобы он за каждой службой, в числе прочих братий, читал и пел, как о том прямо указывает наш Типикон — свои, так называемые «старческие» молитвословия? Нет смысла исчерпывающе перечислять, каким должен быть игумен. Понятно, что речь здесь не о каких-то высоких вещах, а о самых элементарных, само собой разумеющихся и осуществляющихся там, где живо монашеское предание. Стоит только захотеть, чтобы можно было это воплотить. А без воплощения этого никакой речи о послушании быть не может — речи о подлинном послушании, а не о рабском подчинении. Если послушник в монастыре не увидит в игумене отца, он не может стать настоящим послушником и монахом. У него нет того, угодив которому, он угодил бы Богу. А отсюда начинает увядать, колебаться и рассыпаться все в жизни монахов и монастырей.

Одним из важнейших элементов соответствия игумена как иконы Божией первообразу является единственность. У нас один Бог-Творец и Спаситель, один отец по плоти. Так и игумен должен быть единственным. Норма — это когда человек выбирает для себя монастырь по игумену, пожелав именно этого игумена иметь своим отцом. А когда смерть разлучает братию со своим отцом, она избирает себе в игумены того, в ком надеется обрести нового отца. И так сохраняются условия для подлинного послушания. До тех пор, пока выборы игумена братией и пожизненное несение игуменом Креста своего отцовства не станет у нас реальностью, мы лишены необходимых условий, при которых становится возможным исполнение обета монашеского послушания. Поэтому так часто и ощущается всеми нами в нашей монастырской реальности неизбежная лицемерность — как в требовании послушания, так и в его исполнении.

Следующим при постриге звучит обет терпения всякой скорби и тесноты монашеского жития Царствия ради Небесного. Самым первым условием для исполнения этого обета является невозможность для монаха общежительного монастыря иметь личное имущество и личные деньги. Когда же монастырь не обеспечивает своим монахам такого условия и не лишает их возможности приобретать стяжания, тогда снова мы сталкиваемся с лицемерностью требования дать преждеупомянутый обет и потворствуем лицемерному принесению обета. Ведь постригающийся хорошо знает, как живут в этом монастыре братья — со своими личными машинами, нередко — собственными дачами, и уж поголовно — со своими денежными средствами.

 Еще ранее, в самом начале, дается обет постничества. Часто себе представляют, что речь идет о некоем высоком подвиге, на который современный, как правило, страдающий болезнями, человек не способен. Но чин пострига богодухновенен. Утверждение же, что повеления Духа Святого для человека невыполнимы, святые отцы называют хулой на Бога. Так и обет постничества мог бы быть исполнен, если бы братия следовала одному из главных принципов общежития: вкушать только вместе со всеми в урочный час и только то, что поставляется на общей трапезе. Разве это невозможно или даже сложно исполнить? Это, опять-таки, само собой разумеется в нормальных монастырях, которых сейчас в мире не так уж и мало. В данном деле, как и во всех предыдущих, необходимо только доброе произволение — игумена и братии. Остается задать себе вопрос, почему этого произволения нет.

Если постараться понять причины нашего плачевного состояния, то одной из главных будет отсутствие у нас четкой теории монашества. С одной стороны мы в курсе того, о чем пишут отцы, с другой — знаем нашу реальность. И это знание настолько не соответствует святым отцам, что лишает нас дерзновения для осуществления на практике того, что мы знаем из писаний. Так мы оказываемся в тупике и при этом делаем вид, что все не так уж и плохо: ведь у нас все-таки открылось много монастырей, множество людей стало монахами, в наши монастыри приезжает столько паломников. Кажется, что надо исправить лишь некоторые детали, например, потребовать от братии внимательного и доброго отношения к каждому паломнику. А все остальное само собой как-нибудь когда-нибудь исправится.

Наша главная ошибка здесь в том, что, считая источником для теории монашества только святоотеческие писания, мы повторяем ошибку протестантов, которые отказались найти в свое время живое Святое Предание и присоединиться к нему. Так и мы отворачиваемся от того факта, что в наше время и в доступном для нас месте есть живое монашеское предание. Это место — Святая Гора Афон. Наше монашество началось оттуда. Оттуда всякий раз приходило к нам духовное возрождение: и при установлении общежития преподобным Сергием по повелению Вселенского Патриарха Филофея, бывшего афонского игумена, и при распространении старчества преподобным Паисием Величковским, привезшим его традицию с Афона. Так и в наше время: если мы хотим быть православными в монашеском делании, то есть основывать свою веру и жизнь на Священном Писании и Святом Предании, у нас нет другого пути, кроме как приникнуть к живому монашескому преданию Святой Горы. Если мы честно и с добрым расположением обратимся к этому преданию, то поймем, насколько истинны слова Спасителя «иго Мое благо и бремя Мое легко». Все, что честный монах найдет на Афоне, окажется для него не только более благим, но и более легким по сравнению с нашим обычным монашеским житием. И это при полном соблюдении всех святоотеческих принципов монастырской жизни.

Приведем еще один пример непонимания нами теории монашества. У отцов мы часто встречаем, что одно из главных занятий монаха — это псалмопение и молитва. Если спросить сейчас в наших монастырях, о чем говорят здесь святые отцы, мы вряд ли услышим правильный ответ. А ведь отцы имеют в виду два разных занятия. Псалмопение — это пение (или чтение) псалмов, канонов и тропарей, то, что мы совершаем при церковном богослужении. А молитва — это келейное поучение в Боге, прежде всего — Иисусова молитва. Время, посвящаемое тому и другому, должно быть примерно одинаковым. При этом отцы подчеркивают: псалмопение — это вспомогательная ступень для молитвы, келейная молитва — главная цель и делание монаха. А что у нас? Мы и в келье считаем необходимым в качестве монашеского правила читать кафисмы, каноны и акафисты, то есть заниматься псалмопением. Когда же тогда монаху заниматься молитвой, без которой он — «черная головешка», по словам преподобного Серафима Саровского? А все это от незнания афонского предания (или нежелания его принять). На Святой Горе главным в келейном правиле является Иисусова молитва. Ведь кафисмы, каноны и тропари все братья прилежно выслушали, а вернее, сами пропели в храме, в круге суточного богослужения. Поэтому для кельи остается только молитва — Иисусова молитва, с поясными и земными поклонами. При этом в состав келейного правила, часто называемого бдением, так как уставом для него отводятся ночные часы, входит обычно и чтение святых отцов. Когда со всем этим познакомишься, ничего другого уже не захочешь. Мы же предпочитаем закрыть на это глаза и хвалиться тем, что у нас есть свои собственные монашеские традиции.

Но эта похвальба — опять-таки от непонимания теории монашества. У монашества нет национальных традиций. Такова природа монашества. Невозможно как-то по-национальному исполнять главные монашеские обеты. Они или исполняются, или нет. Исторически сложились разные формы монашеского жительства — общежительная, скитская, уединенная, — каждая из которых обеспечивает исполнение обетов в зависимости от способностей, от духовного уровня человека. Отпадение от этих форм есть на самом деле отпадение от монашества. И преподобный Паисий так прямо и говорит, что четвертый чин жизни — это монашество «упадлое», и живущие по этому чину «лицемерят, а не иночествуют» («Поучение на пострижение в монашеский чин»). Стоит ли доказывать, что у нас почти нигде не обретается подлинного общежития? Об остальном нет смысла говорить, так как общежитие — это самый легкий из трех чинов.

Возможно, кому-то захочется возразить, что предложенный здесь анализ, основывающийся на обетах, — формальный и законнический, что жизнь богаче и сложнее. На это следует ответить, что все обеты вошли в чин пострига не просто так и случайно. Цель монашества — святость (а не просто спасение, как у всех христиан). А одно из важнейших условий обретения святости — это стяжание бесстрастия. Все человеческие страсти отцами исчерпывающе изучены и перечислены: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, уныние, тщеславие, гордость. И каждый обет — это конкретное средство в борьбе с конкретными страстями. Отказ (в той или иной форме и степени) от исполнения обетов — это отказ бороться со страстями. Из этого с неизбежностью следует отказ от цели монашеской жизни.

Это незыблемые духовные законы. Они открыты святыми отцами по вдохновению от Духа Святого и описывают духовные реальности, логосы, которые вложены Создателем в творение. Отказ от изучения и следования этим законам не отменяет их действия. У нас часто об этом забывают. Вот недавно мы попытались вернуться к правильному именованию главы монастыря игуменом. И почти сразу после этого некоторые епископы пожелали именоваться игуменами епархиальных монастырей и получили на это разрешение. Имя они получили. Но стали ли они игуменами на самом деле? Являются ли они подлинными отцами для братии своего монастыря? Видит ли в них отцов братия этих монастырей? Живут ли они вместе со своей братией, как живут вместе подлинный отец и его дети? Так и получается, что от непонимания теории монашества мы приходим к каким-то нелепостям, думая, что административно можно привести в действие или отменить духовные законы. Это похоже на то, как если бы какой-нибудь царь издал указ об отмене на территории его царства закона всемирного тяготения. Большинство его граждан просто не отнеслось бы к такому указу всерьез. Если же кто-нибудь пожелал бы жить в соответствии с этим указом или потребовал так жить от других, дело бы закончилось только травмами, если не гибелью.

Здесь стоит сделать одно уточнение. Епископ, управляющий епархией, конечно же, может быть игуменом, но только в следующем случае: если он станет ктитором монастыря, создаст его с самого начала, соберет там братию, которая придет к нему именно как к игумену этого монастыря. Для этой братии он и будет настоящим, а не только по имени, игуменом. Во всех остальных случаях желание епископа именоваться игуменом по-человечески понятно, но именно что по-человечески, а не по-святоотечески.

Все согласны с тем, что монашество — это подвиг. Но любой подвиг невозможно совершить без вдохновения, без энтузиазма. Таков закон жизни мирской, но таков и закон жизни духовной. О необходимости духовного горения говорят самые авторитетные учители монашества с преподобным Иоанном Лествичником во главе. Но и для горения есть свои условия. Для вдохновения в монашеской жизни таким условием является сознание истинности и красоты этого пути. Сознание возможности на практике осуществить теорию — то, о чем пишут святые. Возможность уподобиться святым хоть в чем-то, пусть для начала внешнем, телесном подвиге, хотя бы в самом простом. Например, не иметь денег, или не иметь тесного общения с противоположным полом, или не вкушать помимо общей трапезы, иметь время и силы для келейной молитвы. В этом нет ничего сложного, это норма для десятков монастырей по всему миру. И такие простые детали монашеской жизни уже могут вдохновить молодого человека вступить на путь святых отцов. Но если он нигде вокруг себя не увидит осуществления на деле даже самых простых, самых элементарных святоотеческих правил, что станет с его вдохновением, даже если оно у него и было вначале? Ведь он интуитивно поймет, что цели монашества — бесстрастия и святости — без исполнения святоотеческих правил достигнуть невозможно. Такова горькая правда: цель монашества абсолютно недостижима, если невозможно исполнить монашеские обеты. А если цель недостижима, о каком вдохновении может идти речь?

Прекрасным было постановление июльского (2011 г.) заседания Священного Синода о направлении кандидатов в игумены в хорошие монастыри для приобретения опыта. Остается пожелать, чтобы это были действительно те монастыри, которые устроили свою жизнь по преданию святых отцов, а не просто по той или иной традиции, стихийно возникшей в сложных исторических условиях. Облегчает исполнение данного решения то, что всем известно, где монашеская традиция обретается в наилучшей сохранности. Это Святая Гора Афон — неоскудный источник вдохновения и возрождения для монашества, да и для всей духовной жизни на Руси.

 

Постскриптум к Записке о монастырях.

Добавлю к сказанному выше:
Известно, что с Запиской были ознакомлены, по крайней мере, некоторые влиятельные члены Комиссии по монастырям. То, что это, кажется, нисколько не повлияло на обсуждаемый проект, совершенно закономерно. И вот почему.
1. Проект отражает реальное состояние нашего монашества. И в сохранении, закреплении и «увековечении» этого состояния оказываются заинтересованы все – и иерархия, и монахи. Имеется в виду, конечно, чисто человеческая заинтересованность. Иерархия, по понятным причинам, желает сохранять полный контроль в этой важной области церковной жизни. А монахи желают сохранить за собой право на «маленькие слабости», к которым они привыкли, имея для себя оправданием невозможность жить по уставам святых отцов, поскольку исправление действующего ныне устава не в их власти. Говорятся при этом и с той и с другой стороны разные красивые слова, но они служат лишь прикрытием печальной реальности, которую никто не собирается исправлять.
2. Это значит, что ничего у нас в монашестве не изменится к лучшему до тех пор, пока монахи не пожелают исправить свою жизнь в соответствии со святоотеческими уставами. До тех пор, пока монахи будут сохранять за собой право на «послабления» в личной жизни, иерархия будет с полным правом настаивать на сохранении за собой полного контроля над жизнью монастырей. Хочет монах иметь личные деньги и связи с миром? Тогда пусть терпит и «наместника», назначаемого извне местным «священноархимандритом». Слова эти употреблены в кавычках, поскольку являются нашим доморощенным изобретением, чужды исконному монашескому преданию, непереводимы ни на один язык, кроме украинского, и непонятны никому в мире, кроме нас.
3. Духовный закон таков, что первый шаг к исправлению должны сделать монахи. И тогда Господь просветит наше Священноначалие и оно (может быть, само не ожидая того) поддержит благие перемены в нашем монашестве. Если же кому-то из монахов и игуменов придется пострадать, то и это будет не без Промысла Божия. Во всяком случае, к перенесению скорбей за устроение жизни по святым отцам монах должен быть готов.
4. Мы должны быть благодарны составителям проекта Положения о монастырях за то, что они нам показали, как нас воспринимает наше Священноначалие. Конечно, когда мы это увидели, нам стало дурно. И мы тут сказали, как нам это не нравится, – наверное, в первый раз так громко и дружно. Теперь Священноначалие имеет возможность услышать наше мнение, и это тоже очень хорошо. Но по-настоящему хорошо будет тогда, когда мы поймем, что посмотрели мы на это Положение как в зеркало и увидели в нем самих себя. И если не хотим оставаться в таком безобразном состоянии, то надо приложить серьезный труд для исправления нашего плачевного нынешнего положения. 


http://symeon.livejournal.com/20787.html

 

Богослов.ру


Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Татиана 26.10.2012 в 19:54:20

Спаси Господи! Помогите найти ссылку на официальный источник Распоряжения Синодальной комиссии по делам монастырей (или Синодального отдела по монастырям и монашествующим) насчет сбора персональных данных. Нашла сайты "Новой газеты", Кураева, другие, а на сайте Патриархии - не нашла. Но в марте 2012 года комиссия преобразована в отдел (журнал Св. Синода РПЦ от 15.03.2012 № 3). Есть сайт новообразованного отдела с его документами (от 16.03.2012). Но документов комиссии мне найти не удалось.
Если кто нашел, прошу помочь. Информацию об анкете без внимания оставлять нельзя.
Господи, помоги нам всем не принять эту сатанинскую систему и избави нас от нее, Господи!

Елена 30.07.2012 в 07:22:00

Не переживайте так за меня, Михаил. Я все это без Вас знаю. Только Вы в следующий раз будьте осторожны делать сноски на сомнительные фильмы и увлекаться оригинальными батюшками. Лучше всего следовать традиции.

М.Е. 27.07.2012 в 14:07:06

Елена, в последний раз обращаюсь к тебе по этому поводу. То, о чем ты пишешь, понятно и знакомо мне не по наслышке. Такие крайности с ИНН имели место. Но это не должно тебя расслаблять. Ты по сути твоих высказываний не делаешь почти никакой разницы между ИНН, другими номерами и тем пожизненным номером (числом зверя), который присвоит тебе всемирная сеть и который ты скоро получишь (с твоим настроем) пока в виде УЭК, а чуть позже под кожу... Чего бояться мол, в душе-то я верю в Бога, да и священноначалие (не все, конечно) не видит в этом никакой опасности. Это мол всего лишь внешние знаки, "кесарево", которые духовно нам повредить не могут... Тебя прямо предупреждают об опасности, которая может решить твою участь в вечности, а ты собираешься ждать, когда тебе предложат печать на лоб или на правую руку и потребуют словесно отречься от Бога... Если уже сейчас большинство христиан (и на Западе, и у нас) помрачены и не хотят нести свой крест до конца, предпочитая иметь комфортную жизнь до гроба, то что будет при непосредственном запечатывании, т.е. на чело или десную руку... К тебе и всем остальным обращаются и предупреждают не раскольники, а твои братья во Христе Иисусе. Но выбор ты должна сделать сама. Спасайся!

Арсений 27.07.2012 в 13:50:49

Единство в Церкви возможно только на основаниии Истины, а не богоотступничества. Именно поэтому Патриарх Кирилл говорит, что глобализация – путь к антихристу. Желающие быть со Христом не имеют никакого права вставать на этот путь.

Елена 27.07.2012 в 08:02:07

Вот и хорошо, что Патриарх посетил храм на Берсеневке. Это значит, что они хоть и не приняли ИНН, но в раскол не ударились и единства Церкви не нарушили. Пусть человек не принимает ИНН, паспорт, если сам верит в то, что это опасно. Даже и в Новом Завете написано, что то, что не по вере, то грех. Но главное то, чтобы он не стал себя противопоставлять Церкви.
У меня тоже есть знакомая женщина, у которой нет паспорта и, естественно, ИНН. Но она это не афиширует и ходит в Церковь, принимая все таинства. Но чаще всего бывает не так.
Счастливы вы, если в ваших епархиях не было таких случаев. Был у нас тоже очень уважаемый всеми знаменитый батюшка, игумен. К нему отовсюду ездили даже на отчитки. Но увлекся борьбой с ИНН и паспортами. Возле него образовалась, как это обычно бывает, общинка, разделяющая его убеждения. Вскоре уже звучало, что причащаться в тех храмах, которые приняли ИНН нельзя, таинства в них не действительны. Лучше уж тогда "причащаться" Крещенской водой с антидором. Заинтересовался правящий Архиерей, вразумлял, все бесполезно. Тогда он его вызывает к себе в Епархию, но тот не подчинившись, сбегает и прячется в глухих местах, куда к нему ездят его последователи. Архиерей запретил его в служении. Люди, естественно, жалеют любимого батюшку и мне его жалко, он старенький. Но правильно сказал один наш священник, что, если вы его жалеете, то молитесь за его вразумление, чтобы он покаялся в раскольнической деятельности.
Дай Бог, чтобы с о.Игорем такого не произошло. Пусть он говорит, главное, чтобы не действовал против единства Церкви. Пишете, что его уже хотят запретить. Просто так никого не запрещают, нужны серьезные причины. А глобализацию я вовсе не поддерживаю. Главное, чтобы не нарушалось единство Церкви. А пока Церковь говорит, что принятие ИНН не представляет опасности, это еще решили в 2000 году на Архиерейском Соборе. Также прочитайте сноску на статью о.Иоанна Крестьянкина. То же мнение было и у Патриарха Алексия II.

Наблюдатель 26.07.2012 в 16:46:41

Елене
М.Барсов не является толкователем Откровения Св. Иоанна Богослова). Барсов – лишь составитель сборника на эту тему, включающего выдержки из бесед, проповедей и публикаций, в т.ч. священников, таких же как о. Игорь Тарасов.

Арсений 26.07.2012 в 15:43:47

Елена, не знаю, авторитет ли для Вас нынешний Патриарх Кирилл, но посещая храм на Берсеневке (до сих пор не имеющий даже ИНН) он сказал: "То, что глобализм – путь ведущий к антихристу, сомнений не вызывает". Имеющий уши слышати, да слышит!

Михаил Ершов 26.07.2012 в 13:22:28

Елена, вчера я впервые увидел и услышал протоиерея Игоря. Спокойный, полностью уравновешенный человек, явно добрый пастырь, заботящийся о спасении своей паствы и всех христиан, никакой лести и лицемерия, "ловкости"... Если ты беспокоишься о своем спасении, потрудись ещё раз полностью посмотреть этот видеоролик, спокойно, без предрассудков. И тогда ты поймешь и о числе зверя (а не о 666), принимая который, ты входишь в его сеть, и многое другое. И насчет предсказаний о. Игорь очень хорошо сказал. С твоей логикой ты и евангелистов можешь упрекнуть, что они не написали об этом. О. Игорь ничего не дописывает и ничего не умаляет. Он говорит о том, что многие видят своими глазами и разумеют. Сам Господь и Святые отцы учат нас распознавать знамения времен. А ты нагоняешь страх там, где и страха нет. Спасайся!

Елена 26.07.2012 в 10:02:08

Просмотрела часть фильма, предлагаемый Михаилом. Вообще очень опасно самому вольно толковать Апокалипсис. Здесь, в БО (http://www.blagogon.ru/articles/152/) я прочитала фразу о.Иоанна Крестьянкина: "Мы знаем из богословского словаря, что существует до восьмидесяти трудов толкований на Апокалипсис. Святою Церковью за самые богодухновенные признаны два — святого Андрея Кесарийского и М.Барсова. А кто такой Иванов — мы не знаем."
Отец Игорь ловко перевернул слова Апокалипсиса о том, что оказывается 666 не имя зверя, а имена людей и штрихкоды на продуктах. Еще он ловко ушел от ответа на вопрос ведущего о пророчествах Святых Отцов о глобализации. Сказал, что они есть, и в особенности у св.Игнатия Брянчанинова, но ни одного не процитировал. Потому что их просто нет. Я сама не встречала их нигде. Даже ближайшие к нам по времени святые - св,Матронушка, св. Лаврентий Черниговский, св.Серафим Вырицкий и др. многое предсказывали, но почему-то упустили про паспорта, ИНН и штрихкоды, хотя можно было и предупредить.
Вообще в конце Апокалипсиса находится грозное предупреждение, привожу по памяти: "Кто приложет что к этому пророчеству, на того Господь наложит язвы, о которых говорится в сей книге". Вот этого и надо бояться, ничего не выдумывать, а беречься наложения печати на правую руку и на лоб.

Марина, Москва 25.07.2012 в 10:54:34

Молодец, отец Игорь! Настоящий православный пастырь! И такого батюшку пытаются отправить под запрет. А Кураев этому очень рад: http://zoyae.livejournal.com/119424.html

Михаил Ершов 25.07.2012 в 09:44:45

Только что посмотрел и послушал: http://www.youtube.com/watch?v=dNDBpDK6GDc Полностью согласен с протоиереем Игорем (Тарасовым). Наверное, многие не видели этот ролик (я сам не смотрю телевизор), но этот нужно посмотреть. Многие это уже знают и давно определились, но большинство до сих пор не осознают всей опасности происходящих на наших глазах процессов. Послушайте этого священника и его совет, более глубоко разобраться в этих вопросах. Речь идет о нашей верности Богу и о нашем личном спасении. Ни в коем случае не нужно впадать в отчаяние и другие крайности. Господь не оставит верных своих, и Церковь Его врата ада не одолеют.
С нами Бог! С нами Пресвятая Богородица, все святое воинство Небесное и все Святые Божии...

Михаил Ершов 14.07.2012 в 13:06:35

Известный всем митрополит Меркурий недавно отвечал на вопросы: http://www.patriarchia.ru/db/text/2337123.html Прочитайте, пожалуйста, его ответ на вопрос о электронных документах.
Что касается меня, то и ангел с небес, вещая в подобном духе, не убедит меня принять УЭК и последующее начертание (чип) на правую руку или на лоб. Беда в том, что большинство современных христиан (и монахов в том числе) послушают скорее всего таких церковных лидеров. Но они должны четко осознавать, что Господь через своих рабов предупреждает нас о смертельной опасности вхождения в сеть князя мира сего диавола.
Вот ещё информация для всех, кто хочет спастись: http://apologet.spb.ru/ru/церковная-жизнь/67-актуальные-темы/991-k-pozitsii-tserkvi-v-svyazi-s-poyavleniem-novykh-tekhnologij-identifikatsii-lichnosti
Если сам Патриарх Кирилл осознает эту опасность, то тем более нам всем нужно осознать это, а не идти на поводу у тех, кто по-прежнему относится к идентификационным номерам и документам как ко внешним символам, которые не могут повредить нам духовно. Вот не говорите потом, что вас не предупреждали... Спасайтесь!

Наблюдатель 28.06.2012 в 22:30:40

Монашествующим теперь начисляют зарплату, предоставляют отпуск, отчисляют средства на медицинское страхование и пенсию. Так тех, кто отреклись от мiра, поймали в его сети.

Михаил Ершов 21.06.2012 в 22:46:30

Спасибо БО, С. бригадиру и Евгению Савченко, что и здесь подняли эту тему. Это - действительно большая беда. Нас мирян ещё не принуждают давать такие подробные сведения, а монахов и послушников уже обязывают "по-послушанию" предоставить исчерпывающую информацию для УЭК и последующего чипирования. Вот серьезные причины, почему я никогда не пойду послушником в современный российский монастырь: обмирщение монашеской жизни и полный произвол вышестоящих начальств, готовых по команде сверху "под козырек" на любое соглашение с мирскими властями. Явно форсируется принудительно-добровольное получение УЭК. И это при осознании частью священноначалия реальной опасности электронной идентификации и связанных с этим процессов...
Я лично не буду брать УЭК даже в том случае, если наше священноначалие пустит эти процессы на самотек. Но есть некоторая надежда, что у сотен тысяч православных христиан будет реальная альтернатива (старая форма учета и пр.), и наши архипастыри не оставят нас...
В любом случае мы (и монахи тоже) должны всеми возможными средствами сопротивляться втягиванию нас в сеть князя мира сего. Приходит время новых исповедников веры...
С нами Бог!

Сельскiй бригадиръ 21.06.2012 в 16:47:59

ЦЕРКОВЬ НАЧАЛА СОБИРАТЬ ПОДРОБНОЕ ДОСЬЕ НА ВСЕХ СВОИХ МОНАХОВ И ПОСЛУШНИКОВ
Как поступить с появившимся весной 2012 г. «Распоряжением» Синодальной комиссии по монастырям о сборе персональных данных на клириков, монашествующих и послушников, несущих свое послушание в монастырях, храмах и подворьях РПЦ?

РАСПОРЯЖЕНИЕ
Настоящим вам благословляется в срок до 1 мая 2012 года передать начальнику Канцелярии Монастыря личные дела всех насельников (клириков, монашествующих, послушников) вверенных вам подворий. Каждое личное дело должно содержать следующий список документов:
1. Цветные поясные фотографии – 3 шт., размер – 6х9
2. Подписанная и датированная автобиография (см. приложение№1)
3. Список послушаний (см. приложение№2)
4. Справка о Крещении
5. Справка о Венчании (для белого духовенства)
6 Справка с места жительства
7. Медицинская справка №286
8. Справка из психоневрологического диспансера
9. Справка из кожно-венерического диспансера
10. Справка из наркологического диспансера
11. Справка из туберкулезного диспансера
12. Справка о составе семьи или семейном положении
13. Копия паспорта (все заполненные листы)
14. Копия паспорта супруги (все заполненные листы – для белого духовенства)
15. Копия трудовой книжки (все заполненные листы, если есть)
16. Копия военного билета (все заполненные листы)
17. Копия свидетельства о браке (для белого духовенства)
18. Копия удостоверения о монашеском постриге (для монашествующих)
19. Документы об образовании (в т.ч. и светском). В том случае, если кандидат еще находится на обучении, необходимо представить справку с места учебы.
20. Поясные фотографии без головного убора (2шт., размер-6х9)
21. Копия о хиротонии
22. Анкета (кроме прочих данных, требуется полная информация о родственниках: родителях, детях, братьях и сестрах. Их год рождения, образование, род деятельности, семейное положение, а также требуется указать вид собственности жилого помещения: собственность, аренда, съем и др.).
Просим настоятелей при оформлении и ведении личных дел насельников монастырей принять во внимание вышеозначенный перечень документов, которые согласно решениям Синодальной Комиссии по монастырям, должны в необходимом порядке присутствовать в личных делах.
Синодальная Комиссия по монастырям

А ВОТ КАКОЙ ОТКЛИК ВЫЗВАЛА ЭТО НОВОСТЬ:
20. Евгений Савченко 2012-06-21 в 10:17
Друзья! Посетил Троице-Сергиеву лавру и пообщался с одним из иеромонахов. Одной из тем нашей беседы стало введение универсальных электронных карт (УЭК). Я вспомнил также, известно ли ему что-нибудь про анкету монашествующего. Он ответил, что анкету заполняли и её положения вызвали у братии лавры по меньшей мере недоумения. Многие никаких требуемых анкетой подробных сведений о родственниках не предоставили вообще (кстати говоря, положения анкеты, например, п.22 противоречит законодательству РФ о сборе и хранении персональной информации, выставляются оскорбительные требования к предоставлению медицинских справок, информация о которых является врачебной тайной и охраняется законом). Так что составители анкеты очень здОрово промахнулись). Вывалившись в интернет, анкета породила множество слухов и информации, которые, однако, имеют вполне реальные основания. Ситуация становится ясной в контексте того, что в блоге Межсоборного присутствия обсуждается документ об отношении Церкви к внедрению электронных средств идентификации личности (универсальных электронных карт, микрочипов). Ситуация проясняется ещё более чётко, если мы вспомним, что с 1 января 2013 г. стартует кампания по раздаче УЭК гражданам (правда, пока что на основании их личных заявлений, ну а потом наверняка всем добровольно-принудительно). Монашествующие и духовенство всё же понимают опасность тотального контроля за человеком, которые привнесёт УЭК, поэтому совсем недавно образованный из комиссии в синодальный отдел по делам монастыря и монашествующим решил угодить властям – собрать возможно полные анкетные данные на клириков и монашествующих, чтобы оформить УЭК, а затем централизованно через монастыри и епархиальные управления вручать клирикам и монашествующим. Кто против – запрет или вали из монастыря на все четыре. Противников среди духовенства и монашествующих, уверяю, найдётся немало. При таком раскладе не за горами и раскол в Церкви, и он оформится тут же, по горячим следам. Кто составил анкету – иеромонах не знает, хотя и живёт в лавре, там же, где и архиепископ Феогност – председатель синодальной комиссии по монастырям. Если составители анкеты – члены комиссии (состав комиссии можно посмотреть на Патриархия.ру), то они сами дали повод для этой шумной кампании, их некомпетентность и безграмотность, в связи с чем общественным и церковным деятелям пришлось писать открытое письмо (опубликовано в «Новой газете» от 18.06.2012, подписался и уважаемый А.Степанов). Если эта анкета была действительно навязана извне (как предположил иеромонах) для оформления УЭК – тогда простите. Комиссия по делам монастырей в полном составе сработала против тысяч и тысяч граждан, выступающих против УЭК, поставив духовенство и монашествующих в дурацкое положение. Задумывались ли Вы, зачем для монашествующих п.22? Всё очень просто. В случае несогласия монаха на принятие УЭК и выдворения его из монастыря он может вернуться к родным. Вот тут-то и сработает эта адская машинка: через родных (маму, папу, бывшую супругу, детей – если таковые были до пострига и т.п.) на монаха можно оказать реальное давление: если УЭК не примешь, твоей бывшей супруге, ныне пожилой, пенсию не выплатим, внуки в школу не пойдут, братьев (сестёр) на их работе прижмут и т.д. и т.п. Вообще, комиссия по делам монастырей в синодальный отдел неслучайно была преобразована. Во-первых, у синодального отдела статус повыше и полномочий побольше; во-вторых, отдел теперь будет централизованно контролировать русское православное монашество, хотя контроль над монастырями мог бы вполне обойтись и на уровне епархиальных управлений. Да, среди монашествующих есть «чудотворцы», «старцы», да и смутьянов немало, однако теперь под контроль ставятся все и вся. Унификация такая, которой, казалось бы, добропорядочному и исполняющему иноку и бояться не следует, однако всё равно очень неприятно. Друзья, кто может, отнеситесь, пожалуйста, к этим словам серьёзно. Вот такая беда!
Русская Народная Линия.
http://ruskline.ru/news_rl/2012/06/20/shuty_s_serebryanogo_dozhdya_sami_seli_v_kaloshu/#comments

Екатерина Домбровская 18.06.2012 в 19:28:15

Уважаемая Марина! Православные рано или поздно научаются с бережностью и страхом относиться к каждому слову. Вот Вы написали, что человек так устроен, что всегда сам себя возносит. Устроен человек был Творцом как венец красоты и благолепия, Царем и священником этого мира. А возношение - последствие грехопадения Адама, умноженное на число поколений.
Вы далее пишете: окружающие видят нас такими, какими... Большей частью и они мало что правильно видят: смотрят сквозь призму своей собственной греховности. Видят в других свои собственные склонности и заморочки. Увы! Грехопадение Адама стоило ему царственного устроения ума: закрылось духовное око человека, помрачился ум - "царь" забыл свое царственное достоинство и стал рабом чувств, которые начали им помыкать как скотиной, насмехаться на умом, постоянно его обманывая (св. Максим Исповедник).
Вряд ли Проекты Межсоборного присутствия сочиняются с целью наказания. Другое дело, что как всякий плод они дают основания судить о духовном состоянии авторов, о том, что имеют эти авторы за душой, и что предлагают как опору жизни русскому православному монашеству, и соответствует ли предложенное реальным нуждам и великому призванию монашества?
Сказать о Записке отца архимандрита Симеона "самокритичная" - тоже звучит несколько странно. Так можно сказать, если ну, совсем душа не болит за монастыри русские. Ведь какое монашество - таким будет и православный церковный народ, идущий по его стопам след вслед. А монашество и духовное состояние православных - это судьба России. Вот как велик удел монашеский.
Статья не самокритичная - она объективная, горькая, предлагающая нелицеприятный анализ современного состояния монашества, в свете чего и нужно рассматривать качество обсуждаемого документа: способен ли сей документ Межсоборного писутствия помочь монастырям преодолеть те болезненные явления, о которых написал автор Записки.
Записка свидетельствует: скорее нет, чем да.

Марина 18.06.2012 в 16:14:40

Спаси Господи православных! Понравилось мне выражение про зеркало! Человек так устроен, постоянно себя возносит! А окружающие видят тебя таким, какой ты есть на самом деле! Получается, что прочитав проект Межсоборного присутствия, монахи поняли, как они выглядят со стороны! Так премудрый Господь нас смиряет! Прекрасная статья, самокритичная!

Екатерина Домбровская 18.06.2012 в 11:53:41

Дорогая Елена, Вы как будто правы и... неправы. Не случайно Царица Небесная закрыла вход женщинам на Святую гору. Один инок может говорить так, и другой будет думать, что все обстоит именно так: "безопасность!", но жизнь показывает, и великие отцы остерегались соблазна до глубокой старости. Мы же подходим к этому вопросу поверхностно: как будто можно в три скачка до рая доскакать. Кровавая и очень долгая брань. Могучий супротивник и немощный современный человек... Так что я не могу, простите, с Вами согласится. Верю святым отцам - они говорили на все времена. И не только для монахов. Поверить им должен каждый православный.

Елена 18.06.2012 в 07:27:57

Говоря, что в наше время почти невозможно спастись в монастярях, наверное забыли об оптинских мучениках - иеромонахе Василии, иноках Трофиме и Ферапонте. Они были настоящие монахи. Кто читал "Пасху красную" это подтвердит. Их в монастыре окружали многочисленные паломницы. Да, инок Ферапонт избегал женщин. Но инок Трофим говорил: "Для меня все сестры - братья". Сестры его не смущали, видно для этого надо иметь особо чистую душу.

Арсений 18.06.2012 в 02:25:30

Анатолий Оптинский писал: "Когда увидишь разрушение Божественного чина Церкви, отеческого предания и установленного Богом порядка, знай, что еретики уже появились, хотя, может быть, и будут по временам скрывать свое нечестие и будут искажать веру незаметно, чтобы еще более успеть, прельщая и завлекая неопытных в сети. Гонение будет не только на пастырей, но и на всех рабов Божиих, ибо бес, руководящий ересью, не терпит благочестия. Узнавай сих волков в овечьей шкуре по их горделивому нраву, сластолюбию и властолюбию: это будут и клеветники, и предатели, сеющие вражду и злобу. Истинные рабы Божий смиренны, братолюбивы и Церкви послушны. Большое притеснение будет от еретиков и монахам. И монашеская жизнь будет тогда в поношении: оскудеют обители, сократятся иноки, а те, которые останутся, будут терпеть насилие. Однако, ненавистники монашеской жизни, имеющие только вид благочестия, будут стараться склонить иноков на свою сторону, обещая им покро­вительство и житейские блага, непокорным угрожая изгнанием. От сих угроз будет у малодушных тогда большое уныние, но ты, сын мой, если доживешь до этого времени, радуйся, ибо тогда право верующие, но не показавшие других добродетелей, будут получать венцы за одно стояние в вере, по слову Господа: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10, 32, 33). Бойся Господа Бога, сын мой, бойся потерять уготованный венец, бойся быть отторгнутым от Христа во тьму кромешную и муку вечную. Мужественно стой в вере Православия и, если нужно, с радостью терпи изгнание и другие скорби, ибо с тобою будет Господь и святые Мученики и Исповедники: они с радостью будут взирать на твой подвиг. Но горе будет в те дни монахам, кои обзавелись имуществом и богатством, и, ради любви к покою, готовы будут подчиниться еретикам. Они будут усыплять свою совесть, говоря: «Если мы охраним и спасем обитель, Господь нас простит». Несчастные и ослепленные не помышляют о том, что с ересью войдет в обитель бес, и будет она тогда уже не святой обителью, а простыми стенами, откуда отступит благодать. Но Бог сильнее врага и никогда не покинет Своих рабов. И истинные монастыри будут пребывать до скончания века, только избирать будут для этого пустынные и уединённые места. Не бойся же скорбей, а бойся пагубной ереси, ибо она обнажит человека от благодати и разлучит со Христом, потому повелел Господь считать еретика за язычника и мытаря (Мф. 16, 17). Итак, укрепляйся, сын мой, в благодати Иисусом Христом, с радостью спеши к подвигам исповедничества и переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа (2 Тим. 2, 1.2), рекшего: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» {Откр. 2,10). Ему же со Отцем и Святым Духом Честь, Слава и Держава во веки веков".

Силуан 17.06.2012 в 22:09:27

Дорогие сестры, в Святом Евангелии выражены непреложные истины, но христианское совершенство не может быть достигнуто без сугубого покаяния и смирения.

Екатерина Домбровская 17.06.2012 в 17:05:26

Уважаемая Илена, я отнюдь не считаю, что миряне не призваны к святости - напротив, написала даже об Адамовом призвании по св. Максиму Исповеднику. Думаю, все же сейчас иное стоит во главе угла, хотя снижение планки для мирян - дело опасное, поскольку согласно с духом времени, растлевающим и обессиливающим ревность людей по Богу. Или направляющим ее по ложному руслу.
Вы говорите, что идут в монастырь за особым совершенством, а я привыкла знать, что идут туда для сугубого покаяния и обретения истинного смирения. Идут те, кто чувствует сугубую потребность покаяния неразрывно связанную с Божественным желанием. Как писал великий старец Иосиф Исихаст своему чаду-мирянину: если почувствуешь, что молитва не оставляет тебя и пульсирует в тебе постоянно - я скажу, что тебе делать. В контексте письма - речь об уходе в монастырь. Однако мне представляется, что все эти дискуссионные вопросы - являются очень тонкими и зыбкими - в одном случае - это путь правды, а чуть чуть сдвинулись нюансы - и это же становится путем прелести.

Илена 17.06.2012 в 14:29:22

До меня только что дошло, дорогая Екатерина, что мы не совсем друг друга поняли, потому что Вы пишете о "спасении" и "святости", как будто миряне к святости не призваны. Но ведь св. Игнатий ставит вопрос не так: он говорит о "спасении" и "христианском совершенстве" - двух ступенях христианского делания. А свято и то и другое. Святыми могут быть и монахи, и белое духовенство, и миряне. И люди, никогда не думавшие о стяжании христианского совершенства. Не знаю, чем эти две ступени различаются: может быть, дерзновением ко Господу, силой своей молитвы. Но святы и те и другие. Так ведь монахи именно что идут в монастырь за "христианским совершенством", по Христову слову ("Если хочешь быть совершен..."). Юноша ведь спрашивал Господа о спасении; а поскольку заповеди он "сохранил от юности", то в стяжании спасения он как бы уверился и спрашивает - чего он еще "не докончил". И вот тогда Господь его призывает к жизни более высокой.

р.Б. Николай С. 17.06.2012 в 11:38:05

Я не монах, и даже мирянин из меня, честно говоря, никудышный. Поэтому компетентно спорить с архимандритом Симеоном я не могу, да и не хочу – он всё правильно написал. Ему из обители виднее, и если он говорит о недостатках и даже пороках современного иночества, значит, так оно и есть. Но всё же со своей низенькой колоколенки, я считаю, что не стоит по этому поводу раздирать на себе ризы, облачаться во вретище, метать прах в небо и посыпать главы свои пеплом. И не надо Геннадию так уныло воспринимать грустное частное мнение святителя Игнатия, которому по его святости и ревности о Боге было сугубо тяжко видеть обозначившийся тогда общий упадок российской монашеской жизни. «Время искать, и время терять», – говорил мудрый библейский царь Соломон (Еккл. 3:6). Увы, сейчас мы уже мало что находим на тернистой духовной стезе – всё больше теряем. Времена меняются, и современные монастыри, конечно, весьма и весьма отдалённо, как сквозь тусклое стекло, напоминают египетские скиты, Нитрийскую пустыню, Фиваиду и гору св. Антония. В донских и приволжских степях уже не встретишь «пасущихся», подобно св. Марии Египетской, отшельников-восков, а в горах Северного Кавказа никто не приковывает себя цепями к скалам по примеру древних сирийских аскетов. Если бы преподобный Антоний Печерский жил в наши дни, ему вряд ли удалось бы сокрыться в лесной пещере и собрать вокруг себя жаждущую высоких аскетических подвигов братию.
У каждого леса и перелеска теперь непременно есть надзиратели (лесничий, охотовед, рыбинспектор) и хозяева в лице районной администрации, Министерства обороны или частных владельцев. Современные последователи преподобных Савватия и Зосимы Соловецких даже на непригодной для жизни Земле Франца-Иосифа не найдут бесхозный островок для устроения обособленной от мира обители. А куда податься из самого центра предельно и безобразно обмирщённого столичного мегаполиса Сретенскому монастырю с его издательством и семинарией?
Русская Православная Церковь, более чем Греческая, имеет очень давние традиции монашеской открытости миру, помощи миру, заботы о мирянах и государстве. Вспомним хотя бы «игумена Земли Русской» преподобного Сергия Радонежского, замечательного подвижника и радетеля о вере, Церкви, стране и народе преподобного Иосифа Волоцкого, святых старцев Оптиной пустыни, замечательных сестёр Марфо-Мариинской обители во главе с преподобномученицей Елисаветой Феодоровной – неподражаемым немецким образцом русской женской православной святости. В сущности, все наши современные монастыри пытаются в меру сил продолжать именно эту традицию, нередко в ущерб монашеским заботам о достижении собственной личной святости. Отсюда и миряне в монастырских коридорах, и вынужденное общение с разными богохульниками в ЖЖ и социальных сетях вместо богослужения и келейного молитвенного правила, и кофе с шоколадкой и ликёром для «нужных паломников», и машины для разъездов по больницам, детским домам, мэриям и коммерческим фирмам (хотя, конечно, личные дачные «пустыньки» – это уже суровый перебор в аскетическом монашеском делании). Я подозреваю, что в строгой обители архимандрита Симеона тоже водятся смиренные и боголюбивые иноки, которые ради послушания отцу настоятелю проводят в интернете несколько больше времени, чем в монастырском храме.
В заключение хочется процитировать комментарий Екатерины Домбровской:
«Да, подвиги древних не по силам современному монаху - "да не дерзнём повторить", как говорил один старец. И то, что пророчествовал очень давно другой святой старец – что наши поколения будут спасаться смирением и терпением скорбей и станут даже выше древних. Это совершенно реально для нас. Хотя очень трудно в связи с крайним недостатком духовного руководства».
Мне тоже очень нравится этот рассказ из древнего патерика: он служит немалым утешением для меня – нерадивого и теплохладного христианина последних или предпоследних времён. Я знаю его в двух практически идентичных вариантах, и, судя по совсем небольшому различию в написании имени, речь в них идёт об одном и том же египетском авве. «Святые отцы скитские пророчествовали о последнем роде, говоря: что сделали мы? На это отвечал один из них великой жизни Авва по имени Сирион: мы сохранили заповеди Божии. Его спросили: а что сделают люди, которые будут жить после нас? Авва отвечал: они сделают половину нашего дела. Его спросили ещё: а которые будут жить после них, те что сделают? Они совсем ничего не сделают. Придут на них искушения, и те, которые в то время окажутся добрыми, будут больше нас и отцев наших». «Святые отцы Скита пророчествовали о последнем поколении, говоря: что сделали мы? И отвечая, один из них, великий по жизни, по имени Исхарион, сказал: мы сотворили заповеди Божии. Ещё спросили: следующие за нами сделают ли что-нибудь? Сказал же: они достигнут половины нашего дела. «А после них что?» И сказал: не будут иметь дел совсем люди рода онаго, придёт же на них искушение, и оказавшиеся достойными в оном искушении, окажутся выше нас и отцев наших».
Вот так. В наше затейливое времечко для спасения вовсе не нужно питаться слегка размоченной водой солью, как скитский авва Исаия из того же патерика («посмотрите, как Исаия ест похлёбку в Скиту! Если хочешь есть похлёбку, то ступай в Египет»). Просто нам, людям обветшалых и одряхлевших поколений, надо всего лишь оказаться добрыми и достойными в уже пришедших на нас искушениях. Самое трудное – разглядеть и опознать их, назвать искушения искушениями, то есть чёрное – чёрным, а отнюдь не белым и пушистым.

Екатерина Домбровская 16.06.2012 в 19:07:39

Вот окончание моего предыдущего поста.
Это кусочек (в пересказе) из воспоминаний схимонахини Марии (Тимофеевой) о ее духовном отце - святом праведном старце Алексии Мечеве. Маня пришла к нему подростком. Старец взял ее к себе в дом и сам воспитывал... Он видел ее духовную одаренность, ее живость и молодость, ее талант (она стала регентом в храме) и боялся оставлять ее матери. Манечка, очень непосредственная девочка, однажды пристала к батюшке, чтобы он научил ее Иисусовой молитве (поскольку четки-то он ей давно благословил). На что Батюшка сказал, чтобы она сходила в Иоанновский монастырь к одной пожилой монахине – его духовному чаду, мол, та ее и научит. Манюшка побежала в Китай-город, в монастырь…
Матушка приняла ее радушно. Усадила за чай с вареньем и разговор завела совсем отвлеченный - стала рассказывать про монастырское житье-бытье, мол, у нас матушка игумения, она очень строгая и не всегда нас к Батюшке отпускает, и какие еще в монастыре тяжкие скорби... И тут она начала Мане рассказывать, какие в монастыре скорби. Говорит: «Вот матушка игуменья меня благословила с одной монахиней шить одеяла. Ну и скорби же я от нее несу. Нашью много, вдруг кричит: «Такая-сякая, порви все, что тут нашила». Начну пороть, еще сильнее кричит: «Все испортила и что мне с тобой делать! Вон иди!» А сама все кричит и кричит и ругает по всякому! Кончится день, так она заставит меня ночью работать. Плачу, кричу: «Дорогой батюшка, заступись, помоги!» А один раз и побила, а жаловаться я не смею, так как про меня матушки игумении всего наговорили, наклеветали. И вот, дорогая моя девочка, придешь к Батюшке, все ему расскажи».
Жалко Манюшке было Марию. «А молитву Иисусову когда же вы читаете?» - «Она у меня сбоку висит» (указывая на четки, которые висели на поясе). И так, провожая ее, она многое поведала Мане о своих скорбях.
Пришла Манюшка к батюшке: «Ну как, Манюшка, мать Мария-то научила тебя Иисусовой молитве?» - спрашивает Батюшка. «Да нет, дорогой Батюшка, некогда было. Ее захватили скорби, и она вместо молитвы мне велела вам все точь-в-точь передать о скорбях. И даже били ее!» - «Да ну, - воскликнул Батюшка, - ну, садись, садись и все расскажи мне». Маня все подробно рассказала Батюшке о ее жизни и о послушании, которые она несет, и про злую монахиню. Батюшка все выслушал и сказал: «Ну вот, Манюшка, поняла теперь, как дается молитва Иисусова: «Отдай кровь и прими дух». Видела ее смирение, видела ее послушание, видела ее скорби и болезни, а утешения-то нет кроме о. Алексия, и то когда пустят... Поняла, как дается молитва Иисусова: принимать скорби, смириться до зела, как Христос Спаситель, понести иго Христово, и тогда дается тебе молитва Иисусова. А сейчас вот читай и читай, как я тебе сказал. А творят молитву Иисусову только подвижники, как преп. Серафим. Теперь поняла, как дается молитва Иисусова? Чтобы полюбить Господа всем сердцем и всею душою и крепостию, и ближнего своего как самого себя, надо принять скорби от ближнего, укоризны, взять его в свое сердце и отбросить эгоизм. Смириться надо до зела пред всеми, считать себя хуже всех и даже хуже всякой твари! Поняла Манюшка?»
По скудному своему разумению, думаю, что ничто монаху не сможет повредить, никакие внешние искушения в прохождении молитвенно-созерцательной жизни, если будет исполнено им то, что сказал отец Алексий Манюшке. Хотя превращать монастырь в точку социальной работы - преступление.
Вывод в моем противоречивом, как может показаться читателю, тексте таков: главное, как монах духовно установлен. И тут все дороги ведут к игумену или к игумении, - к тем, КОГО сегодня, по КАКИМ КРИТЕРИЯМ отбора ставят во главу великого человеческого братства - монастыря. А духовник - это человек, который должен помогать отцу или матери обители, духовно обеспечивать воплощение в жизнь той линии, которую ведет игумен.

Екатерина Домбровская 16.06.2012 в 18:55:56

Наверное, нужно сделать уточнение: если святость - призвание человека вообще, то монашество, разумеется - боевой форпост, который имеет наиболее благоприятные (теоретически) для ее достижения условия. Главное, что в нужный момент монах может найти свою порцию условий для БЕЗМОЛВИЯ, без которого борьба со страстями, трезвение и внимательная жизнь, самонаблюдение - архитрудное дело (особенно для мирянина - там это просто подвиг из подвигов). Но и это, как пишет автор Заметок, сегодня проблематично: мир атакует монастыри, а "Положение о монастырях и монашествующих", сочиненное в недрах Межсоборного присутствия, это закрепляют...
Отбатрачив за Лию, мало кто имеет возможности поработать за Рахиль - найти условия для начатков созерцательной жизни. А куда без этого? Только в отряд "черных головешек". Или же это превращают в пародию: постричь в схиму не сложно, а помочь возрасти в достоинство схимы - предельно трудно. А мы сегодня видим на распутьях таких постриженников и постриженниц в мантию, а то и в схиму, живущих как хотят, и не то, что вериги не способных носить, легкой оплеухи не способных потерпеть, как в той басне о волке, который решил спасаться, но встретив гуся, шипящего на него, сожрал гуся: как же, ведь он, святой, он спасался, а низкий гусь на него посмел шипеть...
Однако все же самой большой проблемой остается сугубо духовная проблема - ДУХОВНОГО терпения и продвижения к смирению, которая в свою очередь упирается в проблему духовного руководства, духовного воспитания. Ни формально взятое послушание, ни формально употребляемые строгости не могут просветить и преобразить ум послушника или монаха. С ним нужно духовно заниматься. А жизнь показывает, что люди быстро осваивают вершки, не имея духовных корешков: они умеют говорить, носить личину монашества - напомню, как горько писал святитель Игнатий о монахах-актерах, от которых нет житья в монастыре подлинно спасающимся незаметным людям. Великое дело - распорядок дня - огромная молитвенная нагрузка - как у учеников старца Иосифа Исихаста, предельная скудость и нищета жизни монашеской. Но при этом человек в чувстве сердца не может и не утешаться своим избранничеством - жизнью при великом старце, сам образ жизни трудный, но предельно духовный и высокий...
Но ведь это уже жизнь Рахили, но не Лии. А большинство насельников и насельниц - они дай Бог войдут в чин Лии. И потому для них главное - постепенно убрать все жизненные опоры тщеславия, чтобы стать ничего не значащим человеком. Настолько незначащим, что и само монашество, которое для многих дает резкий толчок к возрастанию в тщеславии (как же, я выше других, где-то там, внизу, остались бедные миряне), становится парадоксально преградой на пути очищения души от гордости и самолюбия. Приведу один, на мой взгляд, выразительный пример из нашей отечественной духовной практики... Но в другом посте.

Илена 16.06.2012 в 00:21:31

Геннадий пишет:
//ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ К ЛУЧШЕМУ В ЦЕРКВИ И МОНАШЕСТВЕ СО ВРЕМЕН СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ?//
В церкви - не знаю, может быть и ничего, а в Церкви - новые святые появились. Оптинские новомученики. Евгений Родионов с сомучениками. Отец Даниил Сысоев. Константин Романов, если я правильно помню?.. - который в Норд-Ост пришел себя в заложники предложить вместо детей. Которому шею крестом перерезали, когда с мертвого срывали. Да много на самом деле.
Конечно Екатерина права - среди новых святых и монахи, и миряне. И говоря о достижении христианского совершенства, я не имела в виду того, что для мирян оно совершенно недостижимо. Просто монахи именно за этим и идут в монастырь, или по крайней мере должны идти, то есть они к этой цели стремятся сознательно.
С автором я согласна. Если сравнивать монастырь с семьей, то устав сверху - это вроде ювенальной юстиции что-то.

Наталья 15.06.2012 в 22:25:23

"От редакции: 15/06/2012 в 17:35:57 Все комментарии не по теме этой статьи о современном положении монашества и монастырей будут удаляться"
Большая просьба к редакции ничего не удалять. И статья интересная, и комментарии интересные. Какие же кругом начитанные люди! Журнал "Благодатный Огонь" очень нужный, очень интересный. Спасибо Вам!

Екатерина Домбровская 15.06.2012 в 21:27:46

Еще к вопросу о том, что монахам цель - святость, а мирянам - спасение (заведомо сниженная планка?). Тогда как это сочетается с Божиим замыслом о человеке? Напомню из Максима Исповедника о пяти разделениях, которые Адам должен был по замыслу о нем Творца преодолеть и привести в единство. Святой Максим пишет, что Адам должен был в частности, "объединить небо и землю по причине тождества по добродетели во всем своей жизни с ангелами, насколько это возможно человеку" (Амбигвы). Вот прямое указание на то, что тождество по добродетели с ангелами - есть призвание ЧЕЛОВЕКА. Монашество - наиболее прямой путь к этому. Говорят часто - наиболее удобный. Но и очень трудный - по степени отречения. Мирянин идет тоже нелегкой дорогой, в чем-то более заковыристой, но если и он исполняет отречение в свою меру, устремленный к тождеству по добродетели с ангелами, то отчего же не его мера святость, если таков изначально Божественный логос человека? Разумеется, по Писанию разным звездам - разная слава. Но так ли уж она будет зависеть от чина и звания на земле? Не надежнее ли держаться видения святого Максима?

Иоанн 15.06.2012 в 21:06:17

"Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная" (Рим. 12:1-2). Ни всеобщее отступление от Бога, ни апокалиптические настроения, ни внешнее состояние мiра и Церкви не извиняют нас в маловерии. Не существует такой ситуации, в которой было бы невозможно исполнять заповеди, или упразднялось Церковное Предание.

Екатерина Домбровская 15.06.2012 в 18:36:17

Уважаемый Геннадий, как можно не разделять сокрушенное слово о падении монашества святителя Игнатия? Разумеется, он был глубоко прав. И все же с тех пор прошло полтораста лет. И каких лет! Забвение внутреннего делания подточило основания Церкви, сделало ее беззащитной перед соблазнами времени:
>>"Существует по некоторым монастырям телесный подвиг, и то более на показ людям, - пишет святитель. - О. Макарий Оптинский РЕШИТЕЛЬНО ОТВЕРГАЛ УМНОЕ ДЕЛАНИЕ называя его причиною прелести, и преподавал ОДНО ТЕЛЕСНОЕ исполнение заповедей. Св. Исаак Сирский говорит, что телесное делание без душевного – СОСЦЫ СУХИЕ И ЛОЖЕСНА БЕСПЛОДНЫ: это видно на воспитанниках Оптиной Пустыни">>>.
И все же сама эта цитата дает нам возможность не совсем согласиться с великим святителем. В частности - воспитанники Оптиной пустыни - сонм святых, прозорливцев, преподобномучеников, оставивших нам в наследство великое духовное богатство - свв. Амвросий, Нектарий, Варсонофий, оба Анатолия, Никон - строжайший монах - один из древних, несмотря на молодость. Видите: будущее все-таки исключительно в Руце Божией. Потому в пророчествах прозорливых старцев нередки противоречия, есть и отложенные предсказания. Но вернусь... к будущему.
Принимая безоговорочно суд святителя Игнатия о современном ему монашестве, мы все-таки не можем запечатать свою мысль и сердце полностью в это его суждение - относительно будущего. Величайшая духовная катастрофа - революция, вспышка небывалая старчества и святости - все это по могучему Промыслу Божию не могло не заложить и нечто для будущего для нас. Мы переживает ремиссию обновленчества, обмирщения Церкви, пожалуй еще более сильную, чем в начале 20 века. Но известно: Церковь цветет не благодаря историческим благоприятностям, но вопреки им! Вторая половина 20 века дала сильнейшие приток духовных сил в Православии: сербские святители, греческое богословие (хотя и неоднородное) , афонское старчество, которому воздает свое почтение и благоговение досточтимый автор "Записки". "Помирать собирайся, а рожь сей" - вот наше положение на сегодня, на мой взгляд.
Я совершенно согласна с высоким духовным цензом записки отца Симеона, и не случайно обратила внимание на тему "святости" и "спасения" - слышны мне здесь отзвуки 19 века, всего того, что и критиковал святитель Игнатий. "Иисус Христос вчера и днесь, тойжде и во веки" (Евр. 13:8) - не ключевое ли это для настоящего и будущего слово?! Да, подвиги древних не по силам современному монаху - "да не дерзнем повторить", как говорил один старец. И то, что пророчествал очень давно другой святой старец - что наши поколения будут спасаться смирением и терпением скорбей и станут даже выше древних. Это совершенно реально для нас. Хотя очень трудно в связи с крайним недостатком духовного руководства. Но есть Евангелие, есть книги свв. отцов - и путь монаху ко внутреннему деланию - открыт. В это невозможно не верить. И даже если этот путь попытаются перекрыть новыми "Положениями" а ля "мещериновское монашество" (http://www.blagogon.ru/digest/176/), то найдутся истинные рабы Христовы, которые будут хранить свое звено золотой цепи.

От редакции 15.06.2012 в 17:35:57

Все комментарии не по теме этой статьи о современном положении монашества и монастырей будут удаляться.

Геннадий 15.06.2012 в 14:03:52

СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ О МОНАСТЫРЯХ ЕГО ВРЕМЕНИ:
«Относительно монастырей, я полагаю, что время их кончено, что они истлели нравственно и уже уничтожились сами в себе. Вам известен Отеческий путь, состоящий в духовном подвиге, основанном на телесном подвиге в разуме. Опять Вам известно монашество Русское: укажите на людей, проходящих этот подвиг правильно. Их нет. Существует по некоторым монастырям телесный подвиг, и то более на показ людям. О. Макарий Оптинский РЕШИТЕЛЬНО ОТВЕРГАЛ УМНОЕ ДЕЛАНИЕ называя его причиною прелести, и преподавал ОДНО ТЕЛЕСНОЕ исполнение заповедей. Св. Исаак Сирский говорит, что телесное делание без душевного – СОСЦЫ СУХИЕ И ЛОЖЕСНА БЕСПЛОДНЫ: это видно на воспитанниках Оптиной Пустыни. Но о. Макарий в наше время был лучшим наставником монашества, действовал по своим понятиям, с целью угождения Богу и пользы ближним, при значительном самоотвержении. Если бы, как Вы говорите, и решились восстановить монашество, то НЕТ ОРУДИЙ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ, нет монахов, а актер ничего не сделает. Дух времени таков, что скорее должно ожидать окончательных ударов, а не восстановления. «Спасаясь, спасай свою душу», сказали святые Отцы» (Избранные письма, «Письма к монашествующим», п.49.)
«О монашестве я писал Вам, что оно доживает в России, да и повсюду, данный ему срок. Отживает оно век свой вместе с христианством. ВОССТАНОВЛЕНИЯ НЕ ОЖИДАЮ» (Избранные письма, «Письма к монашествующим», п. 50.)
«Правда, и ныне некоторые РАЗГОРЯЧЕННЫЕ ВЕРХОГЛЯДЫ, ДАЖЕ ИЗ СВЕТСКИХ, берутся за поддержание монашества, не понимая, что оно – ВЕЛИКАЯ БОЖИЯ ТАЙНА. Попытки таких людей лишь смешны и жалки: они обличают их ГЛУБОКОЕ НЕВЕДЕНИЕ и судеб Божиих и дела Божия. Такие УМНИЦЫ И РЕВНИТЕЛИ что ни сделают, все КО ВРЕДУ» (Избранные письма, «Письма к монашествующим», п. 50).
«Надо ПОКОРЯТЬСЯ самым ПОПУЩЕНИЯМ БОЖИИМ, как это прекрасно изложено в молитве святых трех Отроков, ввергнутых в пещь Вавилонскую» (Избранные письма, «Письма к монашествующим», п. 50).
«Надо ПОНИМАТЬ ДУХ ВРЕМЕНИ и не увлекаться прежними понятиями и впечатлениями, которых в настоящее время осуществить невозможно. Важность – в христианстве, а не в монашестве» (Избранные письма, «Письма к родным и друзьям», п.503).
«Многие монастыри из пристанищ для нравственности и благочестия обратились в пропасти безнравственности и нечестия: самому твердому характеру не устоять… МНЕНИЕ РАЗГОРЯЧЕННОЕ СЛЕПЦОВ, которые всё видят в цветущем виде, не должно иметь никакого веса» (Избранные письма, «Письма к родным и друзьям», п.515).
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ К ЛУЧШЕМУ В ЦЕРКВИ И МОНАШЕСТВЕ СО ВРЕМЕН СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ?

Екатерина Домбровская 15.06.2012 в 12:01:32

Благодарю Вас, уважаемая Илена. Я помню это суждение святителя Игнатия. Но оно не отменяет и того, о чем я пыталась сказать. О том говорит весь Афон и многие святые старцы. Это не отменяет высокого призвания человека вообще. Можно спорить о монашестве - что, мол, оно ведь явление историческое, а не онтологическое. Многое в понимании этой глубокой проблемы упирается в понимание святости. Наверное, точный ответ кроется именно здесь. Поэтому противопоставление понятия "святость" и "спасение", как у досточтимого отца игумена, несколько лапидарно, что ли. Не случайно именно монашество было всегда светом миру, особенно на Руси, задавая высокие цели мирской жизни. Степень отречения от мира в монашестве, естественно, решительнее и всестороннее. Однако святость - как цель жизни - стоит и перед всеми, мирянами в том числе. Напомню Вам о сонме святых такого чина как праведные и блаженные. Среди них были многодетные отцы и матери. Да, степени святости, степени совершенства могут и должны разниться, потому что по отцам совершенствование во Христе не имеет предела. Но жесткое словесное противопоставление и разграничение "святости" и "спасения" - так однозначно, как это у отца игумена - мне представляется даже несколько опасным для нынешнего христианства, в котором страшно понизился духовный ценз, а тенденции обмирщения буквально пожирают души. Жить как владеющие и как невладеющие, имеющие как не имеющие и так далее - вот святость в миру. О том говорит апостол. Простите, не имею под рукой многих нужных цитат из отцов, на которые сейчас могла бы опереться. Может быть кто-то дополнит.

Лариса 15.06.2012 в 09:36:53

Нужная статья. Все верно. Женщин-паломниц и трудниц в мужских монастырях - подавляющее большинство. Больно смотреть, как в храмы, купальни летом по монастырю идут просто полуголые женщины. В монастырях - стало как в миру. А в миру - как в аду... Помоги, Господи, устоять - настоящим братьям и сестрам.

Михаил Ершов 15.06.2012 в 08:14:44

Согласен с Екатериной. Господь всем хощет спастися. Но в нынешнее время при крайнем оскудении духовных наставников и современной монастырской жизни в большинстве обителей я даже помышлять боюсь оставить мир и уйти в монастырь. С Божией помощью буду жить и спасаться там, где меня поставил Бог. А всем истинно монашествующим (и всем нам) желаю терпения и смирения...

Гость Дмитрий 15.06.2012 в 07:15:07

... Священник, который написал данный текст, после рукоположения пошел к своему духовному отцу и попросил благословение на то, чтобы не писать больше канты и не брать в руки гитару. Старец совершил молитву и сказал: "Нет на это Божьего благословения" (вот здесь можно почитать о его старце: http://kozelsk.ru/relig/blago/6.php (если нет времени всю ссылку читать в поисковике "Проверяющий сел за учительский стол" и абзац прочтите - очень воодушевляет) О. Геннадий про него потом удивительные строки писал: см. кант "Постриг в схиму":
Собрались старцы у престола
"Для постриженья молодого
И, Бога возблагодаря,
Учили в стенах алтаря:
– Пока пребудешь в мире грешном,
Не осуди его, конечно,
Проси даров у Бога сил,
Чтоб ты побольше слез пролил.
Проси гоненья и хулы,
И поношенья без вины,
Проси восстания врагов,
Проси обидных горьких слов.
Проси, чтоб предали друзья,
Чтоб оплевали, да зазря.
За коих Бога умолил,
Пускай клевещут, что есть сил.
И за твоих духовных чад
Пусть на тебя восстанет ад,
Пускай болезни посетят
И до земли тебя склонят.
За то, что борешься со злом,
Пусть называют колдуном,
За девство кличут любодеем,
А за молитву – ворожеем.
Пусть скажут, что в гробу летаешь
И золото в мешках таскаешь,
Пускай побьют и подожгут,
Пусть мусор на тебя метут.
Когда пройдешь все испытанья,
Получишь слезы покаянья,
Любовь к Небесному Отцу,
Он приведет тебя к венцу".
http://www.strannik-music.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=64:-3&catid=35:2009-07-31-16-37-51&Itemid=2)

Иван 15.06.2012 в 06:10:24

Современные книги содержат не мало авторского домысла, и даже при искреннем стремлении не погрешить против истины, автор вносит в текст свои представления о мире. Эти представления ограничены несовершенством автора. Одно дело, когда "Жития Святых" писаны Св. Димитрием Ростовским, и совсем иное, если бы писал современный мирской писатель. Напомните, Иоанн, где именно не то, что в Новомъ Завете, но вообще в Библии сказано, что пагуба не постигнет "Святую Русь"? - Если только не разуметь под понятием "Святая Русь" тех христиан, кто уже предстал пред Судом Божиим.

Илена 15.06.2012 в 01:31:37

Дорогая Екатерина, это не автор говорит о том, что цель монаха - святость. О двух ступенях говорит еще св. Игнатий, опираясь на Евангелие. К спасению следует стремиться всем христианам, а к христианскому совершенству - святости - удобнее стремиться именно монахам. Христос говорит: "Если хочешь быть совершен..." - Вы, конечно, помните, что Он говорит. Так что не автор делит христианское делание на две ступени, а Сам Господь. Мне кажется, что мирянам тут обижаться нечем.

Екатерина Домбровская 15.06.2012 в 00:47:42

Записка замечательная и долгожданная. Одно частное вопрошание: Автор утверждает: "Цель монашества — святость (а не просто спасение, как у всех христиан). А одно из важнейших условий обретения святости — это стяжание бесстрастия. Все человеческие страсти отцами исчерпывающе изучены и перечислены: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, уныние, тщеславие, гордость. И каждый обет — это конкретное средство в борьбе с конкретными страстями".
Вот здесь и хочется возразить... Сказано: "Будьте святы, потому что Я свят" (1 Пет. 1:16) и - "Человек делается сыном Божиим только когда становится святым" (свт. Григорий Нисский). Это несомненно заповедь для всех, а не только для монашества. И здесь тоже мы видим снижение планки христианства. Разграничение Евангелия - для монахов или для мирян - чревато большими последствиями. Свв. отцы подчеркивали единственную разность меж тем и тем состоянием - безбрачие монашества.

Сельскiй бригадиръ 15.06.2012 в 00:11:34

Согласен с Натальей полностью.
У известного старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) однажды спросили:
— Батюшка, будет ли у нас когда-либо царь?
— Если будет, то только китайский, — ответил о. Иоанн.

Наталья. 15.06.2012 в 00:03:57

Никакой монархии в России больше не будет!

Иоанн 14.06.2012 в 22:14:36

"Русские люди будут каяться в смертных грехах: что попустили жидовскому нечестию в России, не защитили Помазанника Божия Царя, церкви православные и монастыри и все русское святое. Презрели благочестие и возлюбили бесовское нечестие. Но будет духовный взрыв! И Россия вместе со всеми славянскими народами и землями составит могучее Царство. Окормлять его будет Царь православный Божий Помазанник. Благодаря Ему в России исчезнут все расколы и ереси. Гонения на православную Церковь не будет. Господь Святую Русь помилует за то, что в ней уже было страшное предантихристово время. <...>" (Преподобный Лаврентий Черниговский).

Иван 14.06.2012 в 20:39:33

Следует смотреть правде в глаза, а не тешить себя иллюзиями - грядущий царь - антихрист. Два Рима падоша, Третий стоит, четвертому не быти. Третий Рим, как последняя православная империя, пал с арестом Царя в марте 1917г. Фантастические рассказы о "третьем Риме" в настоящее время - вымыслы коммунистов, не желающих признать преступления большевиков. Христианину подобает придерживаться истины, а не жить иллюзиями.

Иоанн 14.06.2012 в 18:50:40

Богоотступники в конце концов и упоминание Самого Креста в тропаре упразднят, чтобы "не оскорбить ничьих чувств".
† "Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы Благоверным Царем на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство", – таков подлинный текст тропаря, составленный Святым песнописцем и являющийся Преданием Церкви. Его и нужно возвратить в обиход без изменений, т.к. по слову Св. Иоанна Шанхайского, мы молимся и о будущих Православных Царях, исповедуя Богоустановленность Царской власти.

Светлана 14.06.2012 в 14:55:01

Прекрасная статья о монашестве. О монашеском подвиге. Дополнение к прекрасной книге архимандрита Тихона (Шевкунова) "Несвятые святые". Прекрасно дополняющие друг друга мысли авторов. Спасибо за статью.
На фоне глумления над православием даже в церкви Николы в Толмачах (в Третьяковской галерее) настоятелем этого храма прот. Соколовым, который искажает сознательно пение тропаря "Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианам на супротивная даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство". Он заставляет хор петь следующим образом: "победы на супротивныя даруя..." Когда верующие спросили его, почему он изменил тропарь, этот настоятель заявил, что мы молимся о победе всех христиан - и католиков и протестантов. Что все христиане равны перед Господом и не нам судить, кто православный, а кто нет. Верующие ужаснулись и спросили, а как же с протестантами, которые благословляют во имя пресвятой Троицы гомосексуальные браки? На это протоиерей Соколов заявил, что они делают это недавно, и что они тоже любимы Богом. И это перед Владимирской иконой Божией Матери и перед Троицей Рублева.
Такие статьи отрадны, и уныние пропадает, когда видишь стремление монахов к настоящей монашеской жизни. И что не мало у нас монахов, стремящихся к истинной молитве, к прямому общению с Богом.

Николай 14.06.2012 в 12:23:43

Спаситель наш воздаст тебе не по твоим обетам, а по тому, как ты их исполнишь. Если бы все это помнили!

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс