Богородица

Актуальные статьи

Лесоповал для коммунистов.
О радикальных воззрениях священника Даниила Сысоева

10.04.2014
Тимур Давлетшин
 

В своих статьях, в которых я разбирал учение т.н. уранополитизма священника Даниила Сысоева[1], я занимался апологией патриотической идеи, утверждая, что, вопреки утверждениям уранополитов, любовь к своему земному Отечеству и служение ему вовсе не противоречит христианству. Здесь я хочу указать еще на один важный аспект этого учения. Уранополиты, выступая против патриотов, утверждают, что те делят людей на «своих» и «чужих». Это обвинение несправедливо. То, что мой народ мне ближе, еще не значит, что остальные – чужие. Ведь и моя родная сестра или жена мне ближе, чем соседка, и заботиться я должен в первую очередь о своей семье. Означает ли это, что я делю людей на «своих» и «чужих? А вот уранополиты, утверждающие вроде бы правильную мысль о том, что духовное родство важнее кровного, действительно грешат таким вот делением. Вот что писал основатель идеологии уранополитизма о. Даниил Сысоев: «Господь дал нам четкий критерий того, что для нас свой – это свои по вере. Вот христиане для нас родные, вне зависимости от их цвета кожи и языка, на котором они говорят. А нехристиане для нас чужие...»[2].

По-моему, Господь дал нам не совсем тот критерий, о котором говорит о. Даниил Сысоев. Всем известна притча о милосердном самарянине. Св. Иоанн Златоуст приводит её в своем «Слове о проклятии» и присовокупляет к ней: «Не священника, не левита назвал Он ближним, но того, кто, по учению, был отвержен от иудеев, т. е. самарянина, чуждого, во многом богохульствовавшего, этого одного Он назвал ближним, потому что он оказался милостивым»[3].Т.е. самарянин, по справедливому замечанию св. Иоанна Златоуста, вовсе не был своим по вере. Но именно он, в отличие от «своих по вере» левита и священника, оказался ближним для пострадавшего от разбойников. Притча эта вовсе не обличает патриотов (если мы не имеем в виду крайние, уродливые формы патриотизма), а обличает как раз уранополитов, считающих чужими всех иноверцев.

На мой взгляд, такое вот деление на «своих» и «чужих» свойственно тоталитарным идеологиям. Я далек от того, чтобы причислять к ним сысоевский уранополитизм, но смею полагать, что если эту идеологию поднимут на знамя некие политические силы, она легко может стать обоснованием тоталитарного политического режима. Основанием для такого моего убеждения стали слова о. Даниила Сысоева из двух его статей. Обе эти статьи последователями о. Даниила Сысоева опубликованы в книге «Гражданин неба» (Изд-во: Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева, Москва, 2011) уже после его смерти на основе его статей в ЖЖ.

Вот что, к примеру, он написал в статье «Атака безбожников на Церковь»: «Ну а касательно практического воплощения материализма, то напомню о таких великих материалистах как Сталин, Ленин, Пол Пот, Мао, Гитлер. Они старались воплотить материализм в жизнь. Очень жалко, что после этого нормальный Нюрберг не осудил всех сторонников материализма на нормальные исправительные работы. Все таки 150 000 000 убитых многовато, чтобы давать атеистам право на их мнение. Да и с практической точки зрения, учитывая коммунизм Жореса Алферова, почему бы не отправить всех сторонников прекрасного нового мира в мир их мечты. Где каждый отдает по способностям, а каждому дается по потребностям. – В зону, в которую они уже однажды превратили треть планеты?»[4].

Может быть, о. Даниил случайно оговорился? Но то же самое он заявляет и в другой статье – «Беспокаянное житие»: «А ведь как просто было бы сказать, что в 20-м веке Россия была оккупирована сектой коммунистов и до 1991 года перестала существовать. Что коммунизм – не просто теория, а настоящая классическая ересь хилиастического толка. Что всякий, кто исповедует эту ересь, не должен после миллионов убитых быть впускаемым в приличное общество, а лучше должен отправляться в места полного осуществления коммунистического идеала (лесоповал)»[5]. Здесь уже не просто пожелание. Здесь четко говорится – «должен отправляться». На мой взгляд, это самое настоящее обоснование террора по отношению к тем, кто придерживается атеистических и коммунистических убеждений.

В той же статье он говорит: «самая крупная секта в России сейчас не Свидетели Иеговы и не виссарионовцы, а коммунисты (их 13 % электората)». Отдавал ли себе отчет о. Даниил, утверждая, что всякий, кто исповедует эту ересь, должен отправляться на лесоповал, что в случае исполнения его желания размеры нового Гулага могут оказаться значительно больше, чем во времена Сталина? Тем паче, что на практике все может выглядеть гораздо страшнее, чем представлялось о. Даниилу. Революционеры-романтики тоже не вполне отчетливо представляли, каков будет результат их «проповеди».

В комментарии к этой статье оппонент о. Даниила говорит: «...речь Вы эту читали на Соколе под свастикой, не заметили? Зря...»[6]. И в другом комментарии: «... свастика была на одной из трех хоругвей, которая в центре находилась»[7]. О. Даниил на это ответил, что не заметил. И действительно, зря не заметил. Он заявил, что не имеет никакого отношения к политике, и видимо, сказал правду. Только вот сами политики явно воспользовались им в своих целях, и боюсь, что пользуются до сих пор.

Вообще, в свете откровенной апологии нацистского прихвостня генерала-предателя Власова о. Даниилом Сысоевым, которую я разбирал в других своих статьях, и в частности в статье «Уранополитизм и церковное осуждение фашизма и коллаборационизма», слова о. Даниила о лесоповале для коммунистов и атеистов звучат особенно зловеще. Здесь сысоевский уранополитизм оказывается родственным с другими антикоммунистическими идеологиями, еще более страшными, чем коммунизм.

Я понимаю, что эти высказывания нельзя считать некой политической программой или призывом к террору. Напротив, я полагаю, что если бы это стало осуществляться буквально, то сам о. Даниил как истинный христианин не только бы ужаснулся, но и противостал этому. Однако, учитывая то, каким авторитетом в глазах многих православных христиан обладает убиенный о. Даниил Сысоев, нетрудно предположить, что если число его последователей и почитателей достигнет критической массы, то самые оголтелые из них вполне это могут взять на вооружение как прямой призыв к действию. Впрочем, я надеюсь, что количество этих самых последователей не достигнет критической массы. Но я заметил то, что некоторые радикальные взгляды о. Даниила берут на вооружение даже те, кто не имеет никакого отношения к уранополитизму, кто просто пытается использовать имя о. Даниила в своих политических целях.

Логика о. Даниила такова: коммунисты и атеисты должны отправляться на лесоповал по той простой причине, что сами некогда отправляли туда христиан. Это явно противоречит не только идее христианского милосердия, но и элементарной справедливости.

Несправедливость, на мой взгляд, заключается уже в том, что тот же Жорес Алферов (как и большинство других современных атеистов и коммунистов) не имеет никакого отношения к преступлениям Гитлера, Пол Пота, Мао и даже Сталина. Приводить пример Гитлера особенно нелепо – коммунистам от него досталось гораздо больше, чем христианам. Вообще Гитлер, несмотря на свой оккультизм (который он не афишировал перед немецким народом) опирался главным образом на лютеран. Режим усташей в Хорватии, не уступавший нацистам в жестокости – на католиков. А вот прогитлеровский режим Антонеску в Румынии – на православных. Конечно, румыны гораздо менее «отличились», чем немцы или хорваты, но все же их тоже есть в чем упрекнуть. Вот что, к примеру, мы читаем о некоем архиепископе Ефреме, назначенным управлять Кишиневским округом. «Он жестоко преследовал сторонников старого церковного календаря и с этой целью учредил “Секретную службу миссионеров”, призванную наблюдать за населением. По требованию архиепископа уже к концу 1941 г. полиция выявила 2474 старостильника, а также около 8 тыс. сектантов: 5656 баптистов, 605 инокентьевцев, 535 адвентистов, 413 евангелистов, 257 молокан и т.д. Их заключали в тюрьмы и концлагеря, подвергали истязаниям и пыткам, разоряли принадлежавшие им крестьянские хозяйства. Утверждая, что “большинство сектантов – коммунисты, которые под религиозной маской пропагандируют коммунистические идеи”, архиеп. Ефрем требовал судебных расправ над ними и закрытия молитвенных домов. В 1942 г. были арестованы сотни противников перехода на новый стиль, в том числе многие старообрядцы. В январе 1943 г. 74 старостильника, по мнению губернатора Бессарабии, “главари духовного мятежа”, были заключены в концлагерь Новые Онешты»[8].

Как видим, даже православным есть чего устыдиться, если честно взглянуть на историю того времени. То, что православные румыны – новостильники, вряд ли имеет какое для нас принципиальное значение, ведь мы евхаристическое общение с Румынской Церковью не прервали.

Однако мало кому приходит в голову упрекать христианство в преступлениях фашистских режимов. Наверное, даже большинство атеистов (кроме, разумеется, воинствующих антирелигиозников, люто ненавидящих религию вообще) понимают, что в основе этих злодеяний лежат не религиозные убеждения, а низменные страсти. Но некоторые из наших единоверцев почему-то склонны приписывать особую кровожадность всем атеистам без исключения.

Другой великий злодей, упомянутый о. Даниилом, Пол Пот, действительно, был коммунистом. Однако следует ли ставить его преступления в упрек всем атеистам, включая того же Ж. Алферова? Разве почтенный физик был в рядах красных кхмеров? – Нет, его биография об этом умалчивает. Да ему было бы сложно попасть в их ряды уже по той простой причине, что СССР выступал с осуждением полпотовского режима. Те, кто застал советские времена, должны прекрасно помнить это по советским газетам. Кстати, и свергнут этот режим был просоветским Вьетнамом.

Может быть, Ж. Алферов как-то причастен к сталинскому террору? – Это тоже отсутствует в его биографии по понятным причинам: в те годы, когда Ж. Алферов вступил в сознательный возраст, сталинский террор попросту прекратил свое существование. Правда, давление на Церковь продолжалось и после Сталина. Уже не с помощью прямого террора, а с помощью атеистического «просвещения». Причастен ли академик к атеистическим «просветительским» организациям того периода? – Этих фактов также не было мною обнаружено в его биографии. Академик всю жизнь занимался исключительно наукой, в коей, как мы знаем, он весьма преуспел. Понимаю, что знаменитое «Письмо 10 академиков», в котором академики (в т.ч. и упомянутый Ж. Алферов) выступили против введения ОПК и теологии в вузах, возмутило православных христиан и о. Даниила в т.ч. Понятно, что это действительно в некотором смысле некий идеологический удар в нашу сторону. Но удар этот вовсе не такой силы, чтобы желать его авторам (и всем атеистам и коммунистам) отправиться в зону на лесоповал.

Обосновывать правомочность отправки атеистов и коммунистов на лесоповал тем, что некогда на лесоповал отправляли христиан – это значит уподобляться тем воинствующим антихристианам, которые доказывали антихристианский террор тем средневековым сожжением еретиков, которое было, увы, не только в истории католиков, но и в истории православных (хотя и гораздо меньше), или истреблением павликиан в православной Византии (об этом – ниже). Так что со стороны о. Даниила Сысоева и его наиболее оголтелых последователей было бы гораздо честнее сказать: «Преследование христиан нехристианами (еретиками или атеистами) – это плохо, а преследование еретиков и безбожников христианами – это хорошо, потому что они – плохие, а мы – хорошие».

Судя по всему, многие (хотя я думаю, что далеко не все) уранополиты считают вполне оправданным террор, осуществляемый «нашими». Я как-то в полемике с одним из ближайших учеников о. Даниила Сысоева попросил прокомментировать цитату из статьи «Атака безбожников на Церковь». На это мне было сказано, что о. Даниил в данном пункте совершенно прав, и указано на позицию преп. Иосифа Волоцкого, выступавшего в свое время за смертную казнь еретиков жидовствующих (напомню, что еретиков тогда сжигали на кострах). Как известно, в 13 главе «Просветителя» он утверждал необходимость смертной казни для еретиков жидовствующих и попытался подвести для этого религиозное обоснование.

Несколько ранее я полемизировал с неким воинствующим атеистом, утверждавшим, что сожжение еретиков на кострах, которое имело быть место в истории Русской Церкви – вполне в духе православного вероучения. Свое мнение он обосновывал как раз на 13 главе «Просветителя» преп. Иосифа Волоцкого.

Конечно, преп. Иосиф – великий святой, и я сам его весьма почитаю, как борца с ересью и подвижника милосердия. Однако в данном пункте я полагаю, что были правы его оппоненты – кирилловские старцы, последователи преп. Нила Сорского. «Ответ кирилловских старцев» на 13 главу «Просветителя» (книги в целом замечательной) – блестящее опровержение позиции преп. Иосифа Волоцкого в вопросе смертной казни еретикам.

Кроме того, можно указать на пример одного из Отцов Церкви – преп. Феодора Студита, выступавшего против казней еретиков павликиан (и других), которые имели быть в Византии в его время. Замечательно «Послание к Феофилу, епископу Ефесскому», в котором преподобный выступает против преследования еретиков (павликиан), в коем он, в частности, говорит:

«...Иисус не одобрил учеников, чуждых кроткого и благого духа (Лк. 9:54-56). Ибо наш Божественный Священноначальник с кротостью поучает противящихся учению Божию. Надобно учить неведущих, а не наказывать»[9].

Справедливости ради надо заметить, что противником воззрений преп. Феодора Студита был другой святой – преподобный Феофан Исповедник. Вот что читаем у него самого в его «Хронографии»:

«Подвигаемый великою ревностью к Богу благочестивейший царь, по внушению святейшего патриарха Никифора и прочих благочестивых мужей, объявил смертную казнь манихеям, павликианам, афинганам во Фригии и Ликаонии, но был удержан от этого другими советниками под предлогом покаяния, но погрязшие в этом заблуждении никогда не могут раскаяться. Они положили правилом, что иереям не позволительно произносить смертный приговор против нечестивых, и в этом они поступили совершенно противно Священному Писанию. Если Петр, глава апостолов за одну ложь умертвил Анания и Сапфиру, если Павел великий громко вопиет, что делающие сие достойны смерти, и это за один плотский грех, то не противятся ли им те, которые освобождают от меча людей и исполненных всякой нечистоты душевной и телесной, и служителей диавола? Но благочестивый царь Михаил не мало из них предал мечу»[10].

Как следует из «Хронографии», множество еретиков все же было убито. Как видим, в Византии были такие же разногласия по этому поводу, как и на Руси. Но я хочу привести еще одну цитату преп. Феодора Студита, из его послания, написанного уже после всех этих событий. Как я понимаю, в послании речь идет о гонениях на православных почитателей икон. Преп. Феодор видит в этом наказание за то, что ранее православные преследовали (и многих даже казнили) еретиков – павликиан и других:

«Ты видишь, друг, каково настоящее положение вещей, какой сильный огонь охватил Церковь Божию, – конечно, разгоревшись от прежней подтопки. Нас изъело пламя прелюбодеяния [Святой Отец говорит о прелюбодейном браке императора Константина VI], поразила нас стрела прелюбодейной связи, – я разумею совершившиеся из-за них преследования и заключения, наказания, изгнания и бедствия; не без основания я прибавил бы и бывшее до этого дело симониан и по поводу симониан. Ведь Церкви Божией не свойственно мстить за себя бичеваниями, изгнаниями и темницею. Кроме того, я хочу сказать о деле павликиан и их преследовании: ведь церковный закон никому не угрожает ни ножом, ни мечом, ни бичом. Ибо, – говорит Писание, – “все, взявшие меч, мечом погибнут” (Мф. 26:52). Но поскольку все эти средства были применены, как будто из недр ада вспыхнул столп зла, – эта христоборная ересь, губящая всех»[11].

Конечно, каждый христианин может выбрать, кто ему ближе в этом вопросе – преп. Иосиф Волоцкий и преп. Феофан Исповедник, или преп. Феодор Студит и кирилло-белоезерские старцы. Однако утверждать то, что современные атеисты заслуживают «лесоповала», потому что когда-то некие атеисты отправляли туда христиан – по меньшей мере, нечестно, потому что и наша история также содержит неприятные для нас эпизоды.

Я вовсе не утверждаю, что атеизм и коммунизм сами по себе не имеют никакого отношения к террору, и что причина террора, как и в истории Церкви – исключительно в низменных человеческих страстях. Нет, я на самом деле согласен с Федором Достоевским, сказавшим устами одного из своих героев: «Если Бога нет, то все позволено». Если взглянуть на историю, то принятие христианства способствовало значительному смягчению нравов, хотя полного осуществления евангельского идеала не было даже в лучшие для христианской истории времена. Напротив, приход к власти безбожников был ознаменован страшным террором. Даже если оправдать этот террор низменными страстями, то тогда как можно оправдать узаконенное детоубийство (аборты), против которого, кстати, покойный о. Даниил Сысоев выступал очень жестко? И, однако, нам следует помнить евангельские слова: «от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48).

Сказанное мною вовсе не означает того, что я стою на позициях некоего примиренчества со злом. Просто борьба должна быть адекватной угрозе. В любом случае нужно жестко бороться с экстремистами, в т.ч. теми, кто пытается прикрываться христианством. Тот же преп. Феодор Студит, выступая против казней еретиков, говорит: «и мы ныне увещеваем, когда говорим, чтобы императоры не щадили, но воевали против скифов и арабов, убивающих народ Божий. Но это иное дело, а то иное; это относится к неприятелям, а то к подвластным еретикам... Начальствующие над телами имеют право наказывать виновных в преступлениях, касающихся тела, а не виновных в делах душевных; ибо право наказывать последних принадлежит управляющим душами, и наказания здесь суть отлучения и прочие епитимии»[12].

Мое несогласие с теми из наших святых, кто требовал казней для еретиков, вовсе не означает того, что я ставлю под сомнение их святость. Просто эти люди, несмотря на свою личную святость, оказались людьми своего века. Если мы сегодня будем жаждать отправить в зону всех атеистов и коммунистов, то мы можем оказаться даже ниже своего века. Почитая святость преп. Иосифа или преп. Феофана, не следует слепо копировать их взгляды, памятуя о том, что были другие святые, которые учили иначе, и главное, памятуя о том, чему учил Христос. Нужно бороться с ересями, но так, как заповедовал св. Иоанн Златоуст: «Еретические учения, несогласные с принятым нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении»[13].

Иначе чем же мы лучше наших гонителей?

Кроме того, я считаю, что большой ошибкой о. Даниила было то, что он не отличал искреннего заблуждения и неведения от сознательного служения злу. Например, о тех же коммунистах в статье «Ко дню революции» он писал: «православным важно беречься от общения с коммунистами, не есть с ними и тем более не дружить с ними. Они заражены проказой дьявола. И если они не раскаются в бесовской зависти, то и нас с вами они этим заразят»[14].Все же я не думаю, что современными коммунистами движет исключительно бесовская зависть. Может быть, тот же академик Ж. Алферов (один из ведущих ученых нашей страны, нобелевский лауреат) кому-то завидует? Совсем так не думаю. Думаю, что в большинстве они просто заблуждаются, поэтому все же нам не следует бросаться такими жестокими словами. К сожалению, о. Данилу было свойственно таковое отношение к своим идеологическим противникам любого лагеря. Это же касается и многих его последователей.

И напоследок хочу добавить следующее. Несмотря на резкое неприятие идей о. Даниила, я вовсе не хочу выставить его неким врагом Церкви. Я думаю, что радикализм о. Даниила во многом обусловлен влиянием некоего Алексея Шорникова. Об этом господине я писал в статье, опубликованной в РНЛ – «Уранополитика господина Плохиша». По моим сведениям, именно этот господин повлиял на «власовскую» позицию о. Даниила. У Шорникова эта позиция выражена гораздо ярче. Если о. Даниил просто приравнивал власовцев и советских солдат, не видя особой разницы между предателями и защитниками Родины, то Шорников высказывал нескрываемые симпатии к первым и антипатии ко вторым. Мало того, он открыто симпатизировал карателям из РОНА (Русской народной освободительной армии, возглавляемой Каминским), редким отморозкам даже на фоне эсэсовцев. Это было высказано им в Живом журнале о. Даниила, и, к сожалению, о. Даниил ни разу не осадил своего единомышленника. Впрочем, тогда Шорников высказывался еще достаточно осторожно. А вот уже после смерти о. Даниила  откровенно профашистские симпатии Шорникова выразились гораздо ярче. В своей статье в ЖЖ «Дьявольская сущность “парада победы”: мысли уранополита по воспоминаниям несовременников» он охарактеризовал нападение нацистской Германии и её сателлитов на СССР как «крестовый поход против большевизма», получивший благословение большинства Православных поместных Церквей (что, безусловно, неправда). Так что я уверен, что и в этих радикальных воззрениях о. Даниила, кои были разобраны мною в статье, – влияние все того же господина Плохиша. Такое бывает. Даже весьма достойные люди могут находиться под влиянием людей недостойных. Пример о. Даниила – лишний урок для всех нас. Нам всем следует беречься от того, чтобы попадать под влияние тех, кто, прикрываясь красивыми лозунгами,  использует Церковь для достижения своих гнусных политических целей.


———————————————————————————————

[1] http://www.blagogon.ru/authors/225/

[2] Свящ. Данил Сысоев. Жизнь в памяти смертной. http://pr-daniil.livejournal.com/55343.html

[3] Свт. Иоанн Златоуст. Слово о проклятии. http://old-ru.ru/01-9.html

[4] Свящ. Даниил Сысоев. Атака безбожников на Церковь. http://pr-daniil.livejournal.com/9324.html

[5] Свящ. Даниил Сысоев. Беспокаянное житие. http://pr-daniil.livejournal.com/8035.html

[8] М.В. Шкаровский. Православная Церковь Румынии и церковная жизнь на занятых румынскими войсками территориях с 1918 по 1940-е гг. Часть 3. http://www.bogoslov.ru/text/656557.html

[9] Преп. Феодор Студит. Послание 26 (214). К Феофилу, епископу Ефесскому. http://pagez.ru/lsn/studit_p/0214.php

[10] Летопись византийца Феофана (преп. Феофана Исповедника), л. м. 6304, р. х. 804. При Михаиле царе римском 1 год. http://palomnic.org/history/rx/vf/3/10/

[11] Преп. Феодор Студит. Послание 114 (302). Льву, торговцу ароматами. http://azbyka.ru/?otechnik/Feodor_Studit/poslania=302

[12] Преп. Феодор Студит. Послание 26 (214). К Феофилу, епископу Ефесскому. http://pagez.ru/lsn/studit_p/0214.php

[13] Свт. Иоанн Златоуст. Слово о проклятии. http://old-ru.ru/01-9.html

[14] Свящ. Даниил Сысоев. К дню Революции. http://pr-daniil.livejournal.com/63616.htm

 
Благодатный Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Псаломщик 17.04.2014 в 22:02:43

Последний многобуквенный текст я не понял. Судя по всему, Семинарист читал серьезные исследования по теме иосифлян и нестяжателей. Но вот в том, что он читал сами сочинения прп. Иосифа и его оппонентов, я сомневаюсь. Также я усомнился, что он читал сочинения преп. Феодора Студита, поскольку написал "Он писал, что нельзя казнить простых еретиков". А что, ересиархов преподобный требовал казнить или сажать в тюрьму? Если это так, то пусть Семинарист процитирует слова святого об этом. И самое главное. Что хотел сказать автор этого поста? Что о. Даниил прав в своих желаниях отправить всех коммунистов на лесоповал? Как следует из процитированной в статье мысли о. Даниила, он не делал оговорок, что речь идет лишь о коммунистических вождях.

Семинарист 16.04.2014 в 23:28:44

Всех со Страстной Неделей. Немного осталось до Пасхи. Надумалось оставить комментарий, так как пишу диплом о прп. Ниле Сорском. В дипломе необходимо показать мнения о нем различных писателей, историков. Невольно пришлось коснуться темы об отношениях с Иосифом Волоцким, а также о том, кто такие были «кирилловские старцы», является ли «Письмо о нелюбках» настоящим или это подделка 19 века и тому подобное. Заметил тенденцию, что с начала этого века, как и в начале прошлого века, сильно возросло количество статей с преобладанием костомаровского мнения о Ниле Сорском, Иосифе Волоцком, их отношении к монашеству, еретикам, казни ересиархов. К сожалению, сейчас забывается, что еще в советское время фантастические идеи Костомарова хорошо развеяли в своих работах таких два выдающихся ученых как владыка Питирим (Нечаев) и Я. С. Лурье. Митр. Питирим отметил, что противопоставление и неверное понимание трудов преподобных Нила и Иосифа в исторической науке доминирует с работы Н. И. Костомарова [Питирим (Нечаев), митр. Преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоцкий // Тысячелетие крещения Руси: Международная церковная научная конференция «Богословие и духовность». Москва, 11 – 18 мая 1987 г. М., 1989. С. 75], а Я. С. Лурье подробнее раскрыл ситуацию: «Следует заметить, однако, что самое противопоставление «формального» направления Иосифа Волоцкого «нравственно-либеральному» направлению Нила было незнакомо источникам и неизвестно русской историографии до конца 60-х годов XIX века. Впервые оно было высказано в пореформенной либерально-славянофильской публицистике О. Миллером и Костомаровым; более развернутую форму эта идея получила в магистерской диссертации Жмакина (1881 г.).
Уже тогда критики, преимущественно консервативного направления, отмечали, что построение это в сущности не имеет фактического обоснования, но вплоть до 60-х годов нашего века схема Жмакина пользовалась непререкаемым авторитетом у историков и философов» [Лурье Я. С. Две истории Руси XV века: Ранние и поздние независимые и официальные летописи об образовании Московского государства. СПб., 1994. С. 6]. К словам Я. С. Лурье надо добавить, что первый пытался полить грязью прп. Иосифа некий И. П. Хрущов в работе «Исследование о сочинениях Иосифа Санина преподобного игумена Волоцкого» (1868), который хотел даже за эту работу полу-чить премию, однако проф. МДА К. И. Невоструев в рецензии «Рассмотрение книги И. Хрущева: «Исследования о сочинениях Иосифа Санина, преподобного игумена Волоцкого»» (1870) показал несоответствие выводов Хрущева исторической действительности. Благодаря этой рецензии Хрущев премию не получил.
Если кратко сказать о монашеском делании преподобных Нила и Иосифа, то после изучения их трудов (чего не делают костомаровские историки) можно видеть, что они ни в чем не отступили от древнего иночества и киновию, скит и отшельничество понимали как единую систему воспитания монахов, в чем следовали Антонию Великому: «Серафим, которого видел пророк Иезекииль (Иез. 1:4-9), есть образ верных душ, кои подвизаются достигнуть совершенства. Имел он шесть крыльев, преисполненных очами; имел также четыре лица, смотрящих на четыре стороны: одно лицо подобно лицу человека, другое – лицу тельца, третье – лицу льва, четвертое – лицу орла. Первое лицо Серафимово, которое есть лицо человеческое, означает верных, кои живя в мире, исполняют заповеди на них лежащие. Если кто из них выйдет в монашество, то он подобным становится лицу тельца, потому что несет тяжелые труды в исполнении монашеских правил и совершает подвиги более телесные. Кто, усовершившись в порядках общежития, исходит в уединение и вступает в борьбу с невидимыми демонами, тот уподобляется лицу льва, царя диких зверей. Когда же победит он невидимых врагов и возобладает над страстями и подчинит их себе, тогда будет восторгнут горе́ Духом Святым и увидит Божественные видения; тут уподобится лицу орла: ум его будет тогда видеть все, могущее случиться с ним с шести сторон, уподобясь тем 6-ти крылам, полным очей. Так станет он вполне Серафимом духовным и наследует вечное блаженство» [Антоний Великий, прп. // Добротолюбие. М., 2010. Т. 1. С. 47 – 48].
Поэтому прп. Нил в сочинении «О мысленном делании» посветил целую главу «О том, что не прежде времени и в подобающую меру эти делания подобает совершать», в которой привел рассуждения многих святых отцов о том, что прежде безмолвия в скитском уединенном жительстве инок должен пройти монашеское делание в общежительном братстве, дабы сначала понести среди людей бесчестие и другие искушения подобно Господу для научения смирению и послушанию. И о такой органичной системе Нил Сорский привел замечание Великого Варсонофия: «Хорошо сказали отцы и (невозможно) иначе» [Варсанофий Великий, прп. Цит. по: Нил Сорский, прп. Устав о скитской жизни (новый русский перевод). Екатеринбург, 2002. С. 85].
Если говорить об отношении православных к еретикам, то и в этом между ними не было разногласия. Иосиф Волоцкий провел крупное исследование святоотеческих наставлений о том, какие еретики бывают: чем отличаются те, кто покаялся до обличения, от тех, которые принесли покаяние после облечения и осуждения; когда к ним следует относиться тепло и допускать к Таинству Причастия, а когда требуется не только проводить расследования, розыски и осуждать прилюдно еретиков, но и предавать их смертной казни. Таким образом он провел четкую грань между теми еретиками, которые не приносят никому никакого душевного вреда, и теми еретиками, которые специально занимаются растлением человеческих душ [Просветитель. М., 1993. С. 317–318]. Также он провел четкую грань между еретиками, которые несознательно или по боязни отступили в ересь, от тех, которые сознательно при свободном выборе ушли из лона Церкви и потом стали весьма активно соблазнять других через развращенное содомское поведение и осквернение святынь. Последних Иосиф Волоцкий называет отступниками, покаянию которых нельзя доверять, но должно изолировать от общества или придавать смертной казни [Там же. С. 343–346]. В целом он показал, что к простым еретикам необходимо относиться дружелюбно, а воинствующих еретиков и ересиархов надо считать за предателей.
Аналогичное отношение мы видим и у прп. Нила. Он отразил это в своем «Предании» к монашествующим: «Лжеименных же учителей, еретические учения и предания все проклинаю – я и пребывающие со мной. И еретики все чужды нам да будут» [Нил Сорский, прп. Устав о скитской жизни (новый русский перевод). Екатеринбург, 2002. С. 4]. Мы видим, что он проклинает не только сами ереси, но и их изобретателей, притом делает это не единолично, но вместе с остальными безмолвниками. Подробно же свое отношение к лицам, сознательно искажающим православное учение, он изложил в «Просветителе». С Костомарова бытует мнение, что «Просветитель» написал только Иосиф Волоцкий. Однако еще в советские годы было доказано, что большую часть написали Нил Сорский и ученики Иосифа Волоцкого в скиту Нила Сорского под его руководством. Я. С. Лурье, автор статьи об Иосифе Волоцком в «Словаре книжников», так написал об этом: «Рукой Нила Сорского была написана часть (начало «Сказания о новоявившейся ереси», 1-е, 2-е, часть 7-го, 7-10-е слова) того списка «Книги на новгородских еретиков» («Просветителя»), который был передан в Волоколамский монастырь при жизни И. В. Возможным представляется п соавторство Нила при написании «Послания иконописцу» и следующих за ним полемических слов» [Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2. Ч. 1. А – К. С. 436]. Г. М. Прохоров, автор статьи о Ниле Сорском в «Словаре книжников»: «известны переписанные рукой Нила… два первых Слова, примерно две трети седьмого и далее восьмое, девятое и десятое Слова «Сказания о новоявившейся ереси», т. е. «Просветителя» Иосифа Волоцкого, целиком (ГПБ, Солов. собр., № 326/346, л. 47-51 об., 67-103 об., 215-287 об.). Древнейший датированный список «Просветителя», созданный при участии Н., оказывается, таким образом, красноречивым свидетельством положительного отношения Нила к литературной борьбе Иосифа Волоцкого с еретиками» [Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2. Ч. 2. Л – Я. С. 138]. Когда мы откроем Солов. собр., № 326/346, то увидим, что свою часть в 7-ом Слове об иконопочитании прп. Нил почти сразу начал словами: «Аще бо кто обесчестить образ Царев, главною казнию мучится. Колми паче Небеснаго Царя, или святых Его подобие, или церквы кто обесчестить, которые муки достоин есть. Но по божественых правилех зде главною казнию да казнится и проклятию вечному предасться. По смерти же, с диаволом и с распеншими Христа иудеи, рекшими кровь Его на нас и на чядех наших, в огнь вечныи осудятся» [Просветитель. М., 1993. С. 186, Текст приведен по рукописи (смотри Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции русского монашества. М., 2003. С. 95)].
Отношение Нила Сорского к воинствующим еретикам очевидно. Я. С. Лурье так пишет в одной из своих последних работ: «Нам неизвестно ни одно выступление Нила Сорского против наказания еретиков… Рукой Нила написаны самые острые разделы книги (начало вступительного «Сказания о новоявившейся ереси», «слова» 1-е, 2-е, частично 7-е, 8-е, 9-е и 10-е), в которых доказывалось отступничество («жидовство») еретиков, дававшее, как указывал Иосиф, каноническое основание для их сожжения, даже если они покаются. Легендой оказалось не только «вольнолюбие» Нила и его борьба с преследованием еретиков» [Лурье Я. С. Две истории Руси XV века: Ранние и поздние независимые и официальные летописи об образовании Московского государства. СПб., 1994. С. 6-7]. В наше время об этих словах Нила Соркого идет полемика среди ученых. Г. М. Прохоров несколько отошел о тех взглядов, которые он отразил в «Словаре книжников» и спорит с Е. В. Романенко, которая продолжает линию Я. С. Лурье. Г. М. Прохоров ныне пишет, что «оснований считать, что Нил Сорский – автор этого периода в седьмом Слове «Просветителя», а не только его переписчик, нет. Да и что это за «божественные правила», осуждающие иконоборца на смерть и на вечное проклятие?» [Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский // изд. подгот. Г. М. Прохоров. СПб., 2009. С. 37]. Но Г. М. Прохоров опустил один факт относительно Нила Сорского. Преподобный писал только то, что было согласно с его разумом, и допускал исправлять его сочинения, в которых принимала участие его рука только тем, кто «имущии разум болше нас». При составлении житийного сборника он написал, что «писах же с разных списков, тщашася обрести правая. И обретох в списках онех многа неисправлена. И елика возможно моему худому разуму сия исправлях, – и дальше прп. Нил запрещает исправлять все тексты, в составлении которых он принимал участие, но только имеющему больший разум допускает исправить на угодное Богу, – да имущии разум болше нас ти исправят неисправленаа… а хто имать сиа преписовати, или прочитати, да не преписует тако не прочитает, но истинное да пишет и глаголет, еже есть угодно Богу и полезно души. Понеже и аз грешный тако хощу, и не токмо еже зде написах, но инде что писах и глаголах» [Леннгрен Т. П. Соборник Нила Сорского. М., 2000. Ч. I. C. 37].
Да и вообще, как можно предствить себе великого старца простым переписчиком? Если бы преподобный не находил подтверждения ни в писаниях святых отцов, ни в их жизни, ни в истории, то он не оставил бы такой важный вопрос без исправления. А этих подтверждений значительное количество. Например, среди указов святых императоров существуют постановления равноапостольного императора Константина о смертном приговоре для тайных еретиков-ариан [Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской Духовной Академии. Изд. 6-е. СПб., 2008. Ч. 1, Т. 1 (Т. 1 – 2). С. 80], святого императора Феодосия о казни несториан [Там же. С. 586], святого императора Маркиана о поражении в правах, конфискации имущества, ссылке и вечном изгнании из Римской империи распространяющих еретические учения и тайно собирающихся на еретические собрания [Там же. Ч. 2, Т. 3 (Т. 3 – 4). С. 190 – 192]. И сами святые отцы всегда способствовали изгнанию, заключению в тюрьму или казни активных проповедников ересей. Например, в 537 году в результате совместных действий свт. Ефрема, патриарха Антиохийского и «персидских властей был задержан активный монофизитский проповедник Иоанн бар Курсус, еп. Телльский, скрывавшийся на персидской территории, и препровожден в Антиохию, где был посажен в тюрьму и вскоре умер» [ПЭ. М., 2008. Т. XIX. С. 26].
И по поводу слов прп. Феодора Студита все предельно ясно. Он писал, что нельзя казнить простых еретиков. А чего добиваются ересиархи и воинствующие еретики? Они навязывают о себе мнение, что они ни чем не отличаются от простых еретиков, учат тому, что бы православные воспринимали ситуацию, связанную с еретиками однобоко. А Иосиф Волоцкий и Нил Сорский четко провели границу между простыми еретиками и ересиархами, что вполне согласно со святыми отцами, жившими до них. Отношение к еретикам и ересиархам можно сравнить с тем как наши предки относились, например, к наполеоновским или гитлеровским войскам. Сами военачальники Наполеон, Гитлер, начальники Гестапо и концлагерей как закончили? Одни самоубийством, другие в заточении, а третьих казнили. А простые солдаты? Редко кого расстреливали. Многие из военнопленных французов и немцев стали православными христианами. Все-таки слова Господа св. Карпу, на которые указал прп. Феодор Студит, касаются простых еретиков, поэтому и был гнев Божий на св. Карпа. А Нил Сорский и Иосиф Волоцкий прославлены Богом. А почему был гнев Божий на св. Карпа? Потому что простые еретики – это заблудившиеся овцы. И получается, что св. Карп молился о погублении заблудившихся овцах, то есть о погублении «блудного сына». А почему Нил Сорский и Иосиф Волоцкий Богом прославлены? Потому что они молились и наставляли других молиться о погублении ересиархов и воинствующих еретиков, то есть волков в овечьей шкуре. А разницу между овцами и волками никому объяснять не надо. Потому проф. МДА К. И. Невоструев в рецензии на работу Хрущева требование смертной казни ересиархам объяснил чрезвычайностью их преступлений, показывая, что это было делом любви к Богу и Церкви: «Кипя тою же ревностию преп. Иосиф на самом деле был исполнен кротости, любви и смирения» [Невоструев К. И. Рассмотрение книги И. Хрущева: «Исследования о сочинениях Иосифа Санина, преподобного игумена Волоцкого». СПб., 1870. С. 81].
Всех со Страстной Седмицей.

Агапит 13.04.2014 в 07:30:30

***Извини, Агапите, за пролетарскую прямоту малограмотного сельского механизатора. С праздником Входа Господня во Иерусалим!***
Бог простит, Бригадир! Никто не виноват, что сторонники Русской Украины в Харькове митингуют у памятника Ленину. Это же не значит, что все они коммунисты. Рад, что ты извинился. И тебя с праздником!

Псаломщик 12.04.2014 в 20:31:02

Агапит 12/04/2014 в 19:22:41
*** Об исламе. "По плодам их узнаете их" (Мф.7; 16,20), - сказал Господь. Можно много говорить, какая мирная религия ислам, но когда мусульмане угрожают убийствами всем несогласным и при этом отказываются от честного диалога, это говорит о многом. Это я Вам о. Даниила процитировал. Ему угрожали 14 раз! А даже если убили исламисты, то органами это будет замолчано как раз ради пресловутого межрелигиозного мира. ***
Вас также с праздником. Насчет угроз о. Даниилу, и его убийства. Вы вообще в курсе, сколько было убито исламистами исламских священнослужителей? Про убийство имама Валиуллы Якупова когда-нибудь слышали? Его убили ваххабиты, с которыми он боролся. Вот здесь о нем почитайте - http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/08/13/neuslyshannyj_valiulla_hazrat/ Или для Вас нет разницы между этим имамом и ваххабитами? Что ж Вы в кучу всех валите? Я понимаю, что ислам - лжеучение, но не надо всех мусульман черной краской мазать. А то, что о. Даниилу угрожали... Ему угрожали по электронной почте, и не факт, что это на самом деле были мусульмане.

Сельскiй бригадиръ 12.04.2014 в 20:27:45

Агапит рече:
***О коммунистах повторяться не буду, напомню, что я сторонник Русского Нюрнберга и запрета на профессии, даже если это в чем-то роднит меня с "Правым сектором."***
Т.к. представители "правого сектора" являются идейными последователями тех сук, кто с оружием в руках воевал на стороне гитлеровцев против НАШИХ, то следовательно Агапит - изменник Родины. И вследствие этого должен быть в будущем подвергнут неотвратимой русской люстрации: запрет на профессию на территории возрождающейся Российской империи, или вон из России!
Извини, Агапите, за пролетарскую прямоту малограмотного сельского механизатора.
С праздником Входа Господня во Иерусалим!

Агапит 12.04.2014 в 19:22:41

Псаломщику.
С наступившим Вербным Воскресеньем!
"О. Даниил, правда, власовцев не воспевал, но проявил по отношению к власовской апологии исключительную толерантность." Ваши же слова. Вот и я говорю, что считаю теорию "уранополитизма" крайне вредным в своём идеализме заблуждением.
Об исламе. "По плодам их узнаете их" (Мф.7; 16,20), - сказал Господь. Можно много говорить, какая мирная религия ислам, но когда мусульмане угрожают убийствами всем несогласным и при этом отказываются от честного диалога, это говорит о многом. Это я Вам о. Даниила процитировал. Ему угрожали 14 раз! А даже если убили исламисты, то органами это будет замолчано как раз ради пресловутого межрелигиозного мира.
О коммунистах повторяться не буду, напомню, что я сторонник Русского Нюрнберга и запрета на профессии, даже если это в чем-то роднит меня с "Правым сектором." Увы, так бывает. Правые идеологии самых разных народов в чем-то схожи. Еще раз с праздником!

Псаломщик 12.04.2014 в 14:48:41

Агапит 12/04/2014 в 12:33:48
** Отец Даниил - это, прежде всего, яркая, цельная личность. Анти-экуменист, креационист, антимодернист (у него есть целая глава о т.наз. "новых христианах", - так он обозначил неообновленцев).**
Ага, только его уранополитизм - самый натуральный модернизм, ничем не лучше кочетковщины, если не хуже. Кстати, о.Кочетков тоже Власова оправдывал.
**Тогда, в те ноябрьские дни, нашлись непорядочные люди, которые говорили, что, дескать, о. Даниила убили некие либералы, дабы свалить вину на мусульман и стравить наши народы.**
Почему сразу непорядочные? Если человек имеет мнение, отличное от Вашего, то он непорядочен? То, что его могли убить либералы - фигня, конечно. Но то, что это - не мусульмане - не исключено. Есть люди, крайне заинтересованные в том, чтобы разрушить Россию, стравив православных и мусульман. Так что версию о том, что за убийством стояли не мусульмане, нельзя отвергать. Но вообще мучениками становились не только православные. У монтанистов вообще культ мученичества был. И у других раскольников и еретиков.
**Коммунистическая идеология и партия должны быть признаны экстремистскими и объявлены вне закона. Соответствующая символика и мумия - упразднены.**
У Вас есть единомышленники в этом пункте - бандеровцы. Еще раз повторю - на сегодняшний день коммунисты не представляют для нас никакой опасности. Никакого экстремизма в их нынешней деятельности нет. (Во всяком случае в деятельности КПРФ). Но опровергать их лжеучение, безусловно, нужно. Ленина из Мавзолея тоже вынести надо. Пусть сами коммунисты распоряжаются трупом вождя.

Агапит 12.04.2014 в 12:33:48

1. Отец Даниил - это, прежде всего, яркая, цельная личность. Анти-экуменист, креационист, антимодернист (у него есть целая глава о т.наз. "новых христианах", - так он обозначил неообновленцев). Пламенный проповедник Православия, все иные конфессии считавший однозначно еретическими. Сторонник следования Канонам, а не "преданиям старцев". Ему удавалось обращать мусульман. Он, татарин по матери, шел в бой с адептами ислама, этой демонской твердыни, с открытым забралом, постоянно получая угрозы от них. А потом последовала и мученическая кончина за проповедь веры Христовой. Тогда, в те ноябрьские дни, нашлись непорядочные люди, которые говорили, что, дескать, о. Даниила убили некие либералы, дабы свалить вину на мусульман и стравить наши народы. Бог таковым Судья. Труды мученика о. Даниила считаю очень и очень светлыми, полезными, особенно для ДВОЕДУШНЫХ мужей, нетвердых на путях своих.
2. Уранополитизм - печальное и вредное заблуждение о. Даниила, т.к. чувство любви к Родине и своему народу есть данный от Бога инстинкт.
3. Коммунистическая идеология и партия должны быть признаны экстремистскими и объявлены вне закона. Соответствующая символика и мумия - упразднены.
4. Об украинском патриотизме. Это абсолютно нормальное чувство зомбированных жителей Киевской и Галицкой Руси, выродившееся в неоязыческий шовинизм. Да, в нашей некогда единой православной семье сейчас горе, но дело тут не в патриотизме, всё гораздо сложнее.

Псаломщик 11.04.2014 в 10:51:55

Алексей 11/04/2014 в 00:32:07
***Кто о чем, а Тимур об отце Данииле. Тимур, мой Вам совет - не пишите больше на такие сложные темы, как патриотизм. Вы просто с каждой статьей обнаруживаете весьма прохладное отношение к христианской жизни и равнодушие в вере. Съездите лучше в Киев, на Майдан, подышите дымом горящей покрышки, почувствуйте дух патриотического единения, попрыгайте, чтоб не заподозрили москаля. И потом напишите статью о великом украинском патриотизме, который никак никого не унижает и вере не противоречит. Это Вам, кстати, клирики УПЦ МП объяснят.***
Да уж куда сложнее. О. Даниил такого наворотил о патриотизме, что диву даешься - неужели он вообще наших святых не читал? Но Вы по ходу, вообще статью не прочитали - это статья не о патриотизме, а о фашизме. В Киеве сейчас - фашизм, и идеология о. Даниила весьма на него похожа. Впрочем, даже бандерлогам не пришло пока в голову отправить на зону всех коммунистов, как о том мечтал о. Даниил. Пока не пришло. Кстати, многие из майдановцев весьма религиозны.

Алексей 11.04.2014 в 00:32:07

Кто о чем, а Тимур об отце Данииле. Тимур, мой Вам совет - не пишите больше на такие сложные темы, как патриотизм. Вы просто с каждой статьей обнаруживаете весьма прохладное отношение к христианской жизни и равнодушие в вере. Съездите лучше в Киев, на Майдан, подышите дымом горящей покрышки, почувствуйте дух патриотического единения, попрыгайте, чтоб не заподозрили москаля. И потом напишите статью о великом украинском патриотизме, который никак никого не унижает и вере не противоречит. Это Вам, кстати, клирики УПЦ МП объяснят.

Псаломщик 10.04.2014 в 21:16:19

Алексей 10/04/2014 в 11:29:40
***Конечно-же мы должны идти в ногу со временем к толерантности;))))***
Смотря с кем идти. О. Даниил явно шел в ногу с такими господами, как Валерия Новодворская, ненавидящая злобных коммуняк (на самом деле давно не представляющих собой опасности) и оправдывающая предателя ген. Власова. И на Украине (правда, не всей) сейчас в моде антикоммунизм и воспевание нацистских пособников. О. Даниил, правда, власовцев не воспевал, но проявил по отношению к власовской апологии исключительную толерантность.

Алексей 10.04.2014 в 11:29:40

Конечно-же мы должны идти в ногу со временем к толерантности;))))

Андрей 10.04.2014 в 10:49:06

В начале статьи идет речь о разделении "на своих и чужих", которое, якобы, весьма плохо, к чему приводится Евангельская притча о милосердном самарянине. Замечу, что притча здесь не является каким-то аргументом против разделения "на своих и чужих". В притче Христос учит о том, кто для христианина является ближним. Но также Он учил и о том, кто "свой", с кем нужно водиться, а кто "чужой", кого опасаться, с кем осторожно общаться или вовсе избегать общения. Слово Божие об этом очень много говорит. Конечно, ближним может оказаться, как "свой", так и "чужой".

Елена 10.04.2014 в 09:42:05

Согласна с автором в общем и целом по статье, единственно, хочу отметить, что осуждение взглядов материалистов имеет под собой основу, другой вопрос что мы все пропитаны этими взглядами "благодаря" школе, современной масс-медиа культурке и конечно же обществу, транслирующему нынче эти взгляды. К сожалению, весьма сложно будет сокрушать эти идолы, потому как многие убоятся.
Изучала когда-то масонство, запомнилась книга Башилова Бориса Платоновича "История русского масонства" http://www.rus-sky.com/history/bashilov.htm И после уже совсем недавно набрела на еще одну замечательное исследование Острецова на эту же тему но более глубокую во многом и написанную современником http://www.rus-sky.com/history/library/ostretzv/ostr1.htm

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс