Богородица

Актуальные статьи

Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

26.03.2015

В редакцию «Благодатного Огня» обратилась группа прихожан московского подворья Валаамского монастыря с просьбой опубликовать на нашем сайте открытое письмо наместнику Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископу Панкратию по поводу богослужебных нововведений, проводимых с недавнего времени настоятелем подворья игуменом Иосифом (Крюковым). Следуя евангельской заповеди: «Аще согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единем: аще тебе послушает, приобрел еси брата твоего: аще ли тебе не послушает, пойми с собою еще единаго или два, да при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол. Аще же не послушает их, повеждь церкви…» (Мф. 18,15–17), прихожане прежде составления данного письма обращались к о. Иосифу и наедине, и при двух свидетелях, но получили от него отказ вернуться к сложившейся на подворье многолетней богослужебной традиции. Тогда, следуя евангельской заповеди, прихожане решили поведать о сем Церкви.

Приводим текст этого письма.
 

Его Преосвященству епископу Троицкому Панкратию,

наместнику Спасо-Преображенского Валаамского монастыря

Копии: игумену Иосифу (Крюкову), настоятелю московского подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря;

в православные СМИ.

 

Ваше Преосвященство, владыка Панкратий!

Мы, прихожане московского подворья Валаамского монастыря, всегда желали приобщиться к чистому роднику монастырского богослужения и монашескому духу, дабы в наше развращенное время не погрязать в мирской суете, ведь, как правильно пишут святые отцы, свет для мирян – это монахи, а свет для монахов – ангелы. Монахи – это свет миру.

Монастырская обстановка на Валаамском подворье нас всегда радовала: чувствовалась разница между приходским богослужением и монастырским. Положительно настраивала уставная продолжительность богослужений, строгость монахов, принимающих исповедь, монастырский дух братии.

Однако с назначением нового настоятеля подворья – игумена Иосифа (Крюкова) в богослужебной практике подворья в последнее время начались некоторые новшества. (Приведем справку об о. Иосифе с сайта московского подворья Валаамского монастыря: «Родился 27 августа 1975 года в г. Ленинграде. После окончания третьего курса Санкт-Петербургского Финансово-Экономического Университета им. Вознесенского был переведен в университет г. Хай-Пойнт (шт. Северная Каролина, США), который окончил в 1997 году по специальности «Деловое администрирование». Во время обучения в аспирантуре университета Хай-Пойнта поступил в Свято-Тихоновскую Духовную Семинарию Православной Церкви в Америке, которую с отличием закончил в 2001 г., защитив магистерскую диссертацию на тему “Взгляды митрополита Антония Сурожского на брак”».)

До его назначения молитва в храме шла легко, ничего не отвлекало от службы. Храмовое православное богослужение должно способствовать молитвенному настрою. Если в храме трудно молиться, то значит не всё в богослужении этого храма настроено на создание молитвенной обстановки. Конечно, молитва может не складываться по нерадению самого молящегося, но бывают и внешние факторы, которые мешают молитве.

С недавнего времени настоятель отец Иосиф стал радиофицировать чтение тайных литургических молитв, которые, как мы слышали от опытных священников, должны читаться вполголоса в алтаре, а не для мирян. Теперь же они звучат громко на весь храм. Такое нарочито громкое чтение тайных священнических молитв стало сильно мешать молиться, и это могут подтвердить многие прихожане нашего подворья. Дело в том, что громкое звучание этих «тайных» молитв, которые и не надо слушать прихожанам, накладывается на пение хора. Подобное громкое чтение тайных молитв под аккомпанемент хора на клиросе можно назвать «литургическим рэпом».

Помимо этого, о. Иосиф стал по воскресным дням служить литургию с открытыми царскими вратами. Хотя нам сказали, что он не получал на это благословение от священноначалия московской патриархии.

Известно, что исповедник Русской Церкви святой Патриарх Тихон в обращении к архипастырям и пастырям Православной Российской Церкви запрещал читать вслух молитвы, которые положено читать тайно и открывать царские врата во время, когда не следует[1]. Также совершение литургии при открытых царских вратах в своем Указе строго порицал священномученик Петр (Полянский)[2]. Нам кажется, что архипастырский и исповеднический опыт этих светочей Церкви Русской должен быть примером для всех священнослужителей.

Ещё одно нововведение о.Иосифа – служба субботней литургии без хора с обязательным принуждением пения литургии всеми прихожанами.

Опишем это своими словами: на солею поднимается регент и начинает петь вместо хора и размахивать руками, заставляя вместо хора петь всех прихожан, которым это совершенно не нужно, да они и не поют, так как пришли не петь, а помолиться. При этом он заслоняет собой царские врата и отвлекает молящихся маханием своих рук от благоговейного взирания на святые иконы иконостаса и от молитвы. В результате этот регент сам вместо хора поёт всю литургию. Возникает вопрос: зачем всё это нужно? Он мог с таким же успехом просто стоять на клиросе и пропевать один всю обедню. (Так, кстати, служили до революции: в бедных сельских храмах дьячок, стоя на клиросе, один пел всю утреню и литургию, так как на содержание певчих не было денег.)

Мы нашли в интернете многочисленные указания на то, что служение литургии с народным пением (т.е. с привлечением к пению всех молящихся) является неотъемлемым атрибутом богослужения униатского: «Несмотря на то, что прихожане почти всю службу сидят, атмосфера в храме очень молитвенная. Поют хором, в унисон и Херувимскую, и весь евхаристический канон. Не подпевают что-то под нос, а именно поют – громко, с чувством» (статья «Путешествие в страну униатов». http://www.nsad.ru/articles/puteshestvie-v-stranu-uniatov).

Приведём ещё одно униатское новшество о.Иосифа. Вынося святую Чашу из царских врат, он заставляет всех присутствующих в храме речитативом скандировать громко на весь храм слова молитвы перед причастием: «Верую, Господи, и исповедую…». А вот цитата, описывающая униатское богослужение: «Пели двое: мужчина и женщина, они вели за собой общее пение… “Верую и исповедую” все молящиеся скандировали, как и Символ Веры» (http://www.novorossia.org/obshestvo/5620-zapadnaya-ukraina-ili-zapadnaya-rus.html).

Певчие православных храмов рассказывали, что когда поёшь на клиросе, то всё внимание неизбежно направлено на то, чтобы следить за рукой регента, за нотами и за правильными разметками тропарей и стихир в богослужебных книгах. Поэтому по-настоящему молиться во время пения на клиросе невозможно. А без молитвы невозможно подготовиться к принятию святых Тайн. Получается, что, навязывая прихожанам подворья т.н. «общенародное пение», на деле мешают нам молиться на литургии.

Говорят, что все эти новшества, которые начали укореняться на Валаамском подворье игуменом Иосифом, совершаются ради миссионерских целей, чтобы заманить бóльшее число людей в храм. Но как бы не произошло обратное: некоторые прихожане подворья уже поговаривают о том, чтобы подыскать себе для молитвы другой московский монастырь.

Нам представляется, что настоятелем о.Иосифом в богослужебную практику подворья были внесены псевдоправославные литургические новшества протопресвитера-модерниста А.Шмемана. Как известно, он являлся идеологом американских духовных школ, через которые прошел и настоятель подворья игумен Иосиф, проживая в США. Как справедливо сказано в Священном Писании «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор.15,33).

Просим Вас избавить московское подворье Валаамского монастыря от неудачных и духовно вредных богослужебных нововведений настоятеля подворья игумена Иосифа.

Испрашиваем святых молитв Вашего Преосвященства

 
 
25 марта 2015 года
 
Примечания редакции сайта «Благодатный Огонь»


[1] Обращение Святейшего Патриарха Тихона от 4/17 ноября 1921 года к архипастырям и пастырям Православной Российской Церкви

Ведомо нам по городу Москве и из других мест епархиальные преосвященные сообщают, что в некоторых храмах допускается искажение богослужебных чинопоследований отступлениями от церковного устава и разными нововведениями, не предусмотренными этим уставом. Допускаются самовольные сокращения в чинопоследованиях и даже в чине Божественной литургии. В службах праздникам выпускается почти все, что составляет назидательные особенности праздничного богослужения, с обращением, вместо того, внимания на концертное исполнение обычных песнопений, не положенных по уставу, открываются царские врата во время, когда не следует, молитвы, которые положено читать тайно, читаются вслух, произносятся возгласы, не указанные в Служебнике; шестопсалмие и другие богослужебные части из слова Божия читаются не на церковнославянском языке, а по-русски; в молитве отдельные слова заменяются русскими и произносятся вперемежку с первыми; вводятся новые во время богослужения действия, не находящиеся в числе узаконенных уставом священнодействий, допускаются неблагоговейные или лицемерные жесты, не соответствующие требуемой существом церковной службы глубине чувства смиренной, трепещущей Божия присутствия, души священнослужителя.

Все это делается под предлогом приспособить богослужебный строй к новым требованиям времени, внести в богослужение требуемое временем оживление и таким путем более привлекать верующих в храм.

На такие нарушения церковного устава и своеволие отдельных лиц в отправлении богослужения нет и не может быть нашего благословения.

Божественная красота нашего истинно назидательного в своем содержании и благодатно действенного церковного богослужения, как оно создано веками апостольской ревности, молитвенного горения, подвижнического труда святоотеческой мудрости и запечатлено Церковью в чинопоследованиях, правилах устава, должна сохраняться в Святой Православной Русской Церкви неприкосновенною как величайшее и священнейшее ее достояние. Совершая богослужение по чину, который ведет начало от лет древних и соблюдается по всей Православной Церкви, мы имеем единение с Церковью всех времен и живем жизнью всей Церкви...

 Тихон, Патриарх Московский и всея России
Град Москва 4/17 ноября 1921 г.
№ 1575.

 Публикуется по: ГАРФ, ф. 550, оп. 1, номер 152, л. 3–4.

 
[2] C некоторого времени во многих храмах гор. Москвы и Московской епархии замечается введение различных, часто смущающих совесть верующих новшеств при совершении богослужения и отступление от церковного Устава вообще. Как на пример этого можно указать:

1) Совершение литургии при открытых царских вратах с устройством торжественной встречи и облачениями среди храма.

2) Опущение молений об оглашенных на литургии.
3) Чтение Евангелия лицом к народу.

4) Употребление неположенных обращений к молящимся перед чтением Евангелия («Христос с нами» и др.).

5) Совершение всенощного бдения среди храма, нередко с кафедры.
6) Совершение всенощной под 13 сентября по пасхальному чину.

7) Совершение литургии Иоанна Златоуста Великим Постом в дни, не положенные по Уставу.

8) Совершение утрени Вел. Пятницы (Страсти Господни) в посты Успенский и др.

9) Совершение пассий не по Уставу и в необычное время.

10) Запоздалое совершение так называемого чина погребения Богоматери (позднее 16 августа).

11) Совершение вечерни в Великую Пятницу не в установленное Уставом время (не в 3 часа пополудни, а позднее).

12) Совершение всенощной под Вел. Субботу с обнесением плащаницы вокруг храма.

13) Введение в богослужебную практику русского языка.
14) Употребление произвольных возгласов и молитв.

15) Произвольное сокращение и изменение богослужебного последования в ущерб молитвенному и праздничному содержанию (выпуск части стихир, канонов, антифонов, в которых картинно и живо изображается Царство Божие, богоугодная жизнь святых, высокая и неизменная радость о Господе даже среди скорбей, — в результате чего остаются только обломки церковного последования). И т. п.

Я решительно заявляю о недопустимости этих и подобных явлений в церковно-богослужебной практике и возлагаю на обязанность о.о. благочинных неослабленное наблюдение в подведомственных им храмах за уставным совершением богослужений без всяких отступлений от богослужебного чина. Напоминаю, что в свое время, не так давно, московское епархиальное начальство в целях введения единообразия и уставности распубликовало «Единообразный чин богослужения для приходских храмов». Предлагаю этот чин к неуклонному исполнению и предупреждаю, что упорствующие новаторы будут подвергнуты мною взысканиям.


Патриарший местоблюститель митрополит Петр
благочинный прот. С. Смирнов


14 сентября 1925 г.

Публикуется по: ЦИАМ, ф.2303, оп. 1, № 232, л. 1-3. Машинопись // Сергий Голубцов, протодиакон. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. С.95.

 
Благодатный Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Петр 28.02.2017 в 23:00:42

Добрый день всем! Согласен со всеми. Игумен Иосиф страшный карьерист, злой, подозревающий всех в расхищении подворья, воровства в лавках, за работниками установил слежку, текучесть кадров колоссальная, зарплаты мизерные и их не платит, его помощник и казначей пьяница, под благовидными об'явлениями о помощи подворью деньги тратит на личные нужды, из подворья создал семейный бизнес, привёз своих родителей и сестру для контроля и работы лавок. Не здоровая атмосфера с первых дней его работы. Священников гнобит, унижает... Многие прихожане из-за него ушли с подворья! Кто ему не нравится из прихожан открытым текстом может прогнать с подворья и запретить ходить на службы... вразуми его Господи!

Максим 08.01.2017 в 16:36:51

Еще о деятельности подворья Валаамского монастыря вкупе с Синодальным молодежным отделом https://vk.com/club28606991?w=wall-28606991_1447

Александр 30.12.2016 в 12:49:32

9) Совершение пассий не по Уставу и в необычное время. 

 Покажите мне Устав, в котором прописывается совершение пассий! Это служба, заимствованная у католиков и переработанная на православный лад.

Виктория 06.10.2016 в 02:46:58

Сегодня первый раз была на исповеди у настоятеля Валлаамского монастыря о.Иосифа. Батюшка начал провоцировать меня на спор с первых слов моей исповеди. Сейчас три часа ночи, до сих пор не могу уснуть. Под впечатлением. Пути воцерковления у меня были не простые. Самое любимое место было Подворье Валаамского монастыря. Но, видимо, туда я пошла сегодня в последний раз. Жалко, что с появлением нового человека может измениться вся атмосфера в монастыре. Желаю батюшке проникнуться любовью к ближнему, но это достигается огромным трудом и жизненным опытом. Буду ходить в обычные церкви.

Мария 08.05.2016 в 00:22:22

Да, и даже люди которые любили и доверяли отцу Иосифу, к сожалению разочаровались в нем, и как в игумене, и как в священнике. Это жестокий, расчетливый и безжалостный управленец с американскими манерами поведения. Для которого все - это деньги, и средства их приобретения, а также личный комфорт. В своих проповедях он нам говорит про всепоглощающую любовь к каждому человеку встретившемуся на твоем пути, что мы все прихожане - одна семья, что должны помогать друг другу в трудную минуту, и не в коем случае не осуждать, потому что не знаем, с чем столкнулся этот человек в жизни, какие камни встретились на его пути. Я уже давняя прихожанка, и когда я столкнулась с очень серьезными проблемами, и мне стали помогать прихожане по доброй воле, так это ему так не понравилось, что я выслушала в свой адрес только Бог знает что, извините даже писать об этом не хочу.

Алексей 10.03.2016 в 11:28:20

Обнаружились новые факты о настоятеле московского подворья: http://www.blagogon.ru/biblio/771/

Дмитрий 03.02.2016 в 01:08:56

Просто в голове не укладывается зачем разрушают то, что составляет отличие в богослужении монастырском от приходского. Про пение прихожанами службы даже говорить стыдно. Жалко, что пропадают немногие места, куда приходили именно молиться, а не совершать ритуал. Но ведь это всё равно должно случиться и патриарх Кирилл наверное не против. Но очень жалко.

Марина 27.10.2015 в 20:10:59

Алексею Е. (27/03/2015 в 17:34:01)
***...и копируют также (земной поклон), что является грубым нарушением известных постановлений (о запрете поклонов в воскресные и праздничные дни).***
Вот, что меня удивило! В российских храмах постоянные прихожане и работники храма даже и не слыхивали о запрете земных поклонов в воскресные дни! Весь храм в воскресенье раз 20 падают на колени и ещё кружатся по часовой стрелке во время каждения храма (и ещё делают много разных странностей, о которых пишут священники в книгах "Как не надо вести себя в Церкви")! И при этом на меня, как на нового члена прихода смотрят искоса, мол, что за дикость необразованная в храме появилась. В Казахстане, откуда я приехала, такого вы не увидите, все прихожане отлично знают Устав и его соблюдают! Тяжело стоять на молитве, когда весь храм подпевает хору и даже священникам! Я раньше иногда подпевала, но только сейчас до меня дошло, как я мешала окружающим молиться. С тех пор я стала тише петь "Верую..." и "Отче наш". Спаси Господь, меня за осуждение!

Марина 27.10.2015 в 19:53:15

"Они" потому и запустили этот процесс, что мы молчим, как бараны, которых ведут на убой." Мне кажется, мы молчим, пока всё более менее спокойно в Церкви. Если так пойдет дальше, раскола не избежать, потому, что на защиту Православия встанет вся масса мирян, будет такая буря! "Они" это прекрасно понимают.

Ольга 13.10.2015 в 00:03:33

... Сам Патриарх с микрофоном так громко читает на службе "тайные" молитвы и одновременно хор так тихонечко поет, что услышать, что они поют в данный момент, чтобы про себя помолиться, нет никакой возможности. Так и простояла всю службу вместо мебели, причем во время перерыва на исповедь, священник на мое недоумение сказал, "что теперь так и будет и никто вашего мнения знать не желает". Ужели теперь не соборная у нас церковь? - спросила я. Он даже и не понял, про что я спросила. Это было по-моему сразу после архиерейского Собора.  Ну и конечно пение на Литургии "Милость мира..", во время исполнения которой каждый поющий мирянин только превозносится, потому что ему кажется, что он лучше всех поет, и некоторые особо рьяные норовят всех перекричать. Самое главное начать реформу, конца и краю не будет и скоро в храм придешь и будешь думать, "а где это я?"

Владимир Юрганов 11.10.2015 в 16:26:05

Елене Н.
Эх... да разве же легко "голосовать ногами"? когда ломается уклад всего прихода. И тот, кто не силах более оставаться в нем, будет как неприкаянный мотаться с прихода на приход. Очень тяжело ощущать себя изгнанником.

Николай Обухов 09.10.2015 в 18:39:23

Сельскому бригадиру.
***Это слова не православного архипастыря, а разрушителя Церкви Русской***
Волка в овечьей шкуре.

Сельскiй бригадиръ 09.10.2015 в 17:01:15

Лине.
@Из интервью с епископом Панкратием:
— Должно ли каждое причащение сопровождаться предварительной исповедью?
— На мой взгляд, если человек не чувствует каких-то тяжелых грехов, которые бы его вынуждали искать полноценной исповеди, ему не обязательно перед каждым причастием исповедоваться.@
Это слова не православного архипастыря, а разрушителя Церкви Русской.

Лина 09.10.2015 в 15:32:42

Епископ Панкратий очень даже прогрессивных взглядов. Будет ли он помогать? Хорошо, что письмо опубликовали, может быть для кого-то это будет вразумлением.
Из интервью с епископом Панкратием:
— Должно ли каждое причащение сопровождаться предварительной исповедью? Можно ли причащаться без исповеди или если исповедь была за несколько дней до Причастия?
— На мой взгляд, если человек не чувствует каких-то тяжелых грехов, которые бы его вынуждали искать полноценной исповеди, ему не обязательно перед каждым причастием исповедоваться. Таинство Покаяния — это ведь важное самостоятельное таинство, «второе крещение» и недопустимо его сводить к некоему обязательному придатку к Евхаристии. Ведь исповедь часто становится формальной из-за того, что человек привыкает к мысли: исповедь — это то, что я назову перед батюшкой, покаяние - то, что я ему расскажу. Но это в лучшем случае можно назвать откровением помыслов. А часто это просто беседа. Горячего же, глубокого покаяния перед Богом нет, и человек, быть может, даже не обращает на него внимания.

Елена Н. 07.10.2015 в 10:12:55

В такой ситуации, наверное, единственных выход - "голосовать ногами" - не ходить в этот храм, как во времена обновленчества. В захваченные ими храмы просто не ходили. Подворье находится в центре Москвы, где несложно найти храмы, в которых богослужение совершается благоговейно и без новшеств. Хуже тем, кто живет в спальных районах или небольших городах, там выбора практически нет.

Вера Н. 07.10.2015 в 00:21:10

С этого письма прошло полгода. Был ли ответ, каков результат?
От редакции: Ответа не было, ничто на Подворье не изменилось: реформы о.игумена идут своим чередом.

Адриан 06.10.2015 в 08:12:53

Надо обращаться напрямую к Патриарху. Это его политика. Он также сказал, что монахам нечего прятаться по кельям, а они должны идти миссионерствовать. Если это не прекратится, наша церковь будет разрушена.

М.Яблоков 06.10.2015 в 07:44:46

Виталию.
///простой старец Порфирий это больше вмещает, на мой взгляд, чем уважаемый мною архимандрит Рафаил Карелин.///
А с чего вдруг такое противопоставление? В чем у них различие в богословии?

Анатолий Звонарь 09.05.2015 в 00:02:39

Шмеман давно растлевает православие своей "продвинутой любовью". Не спроста среди его последователей немало "розовых" и "голубых". Следует сравнить все последствия отвергнутых свт. Тихоном модернов/отступлений/ в прошлом веке и грядущие последствия, которые обязательно настигнут нас завтра. Имена, структуры и лица поменяются, но суть останется той же - беззаконие блудницы вавилонской будет нарастать. И наказание Божие за отступление от Откровения Господня будет неминуемо и внезапно.
А вот издеваться над о. Германом никому не позволено, даже тов. Крюкову, - регент уже сделал гораздо больше, чем многие его сослужители в митрах и камилавках. Другое дело, что сатана долго искал повод, как бы "завалить" благодатное покаянное состояние верующих на Белорусской, ибо оно зело противостоит и мешает растлению центра столицы. Не думайте, что здесь есть нечто случайное, - это весьма продуманное действие вавилонщиков. Это использование неких известных всем нам лиц втёмную.

Виталий 08.05.2015 в 17:45:57

Геннадий вспоминал старца Порфирия Кавсокаливита. Мне представляется он действительно святым. Он Бога не заключает в рамки человеческой логики. Бог намного шире и именно простой старец Порфирий это больше вмещает, на мой взгляд, чем уважаемый мною архимандрит Рафаил Карелин. Старец очень благоговейный, ко Христу старается привести своих чад духовных, утешает и в то же время твердо говорит, что когда мы сами избираем грех, мы себя наказываем, мы удаляемся от Христа, а Христос это все, это наша жизнь, учил старец.

Сергей Шарапов 06.05.2015 в 22:47:41

В продовольственной лавке Валаамского подворья в течение примерно полугода продавли испанское оливковое масло марки "Borges" со знаком кошерности Объединения ортодоксальных раввинов Америки - латинская буква U внутри латинской буквы O - "Orthodox Union"… Я периодически говорил и продавцам в лавке, и монахам, что негоже в монастыре торговать идоложертвенной едой, что пусть такая еда продаётся в светских магазинах, но все было бесполезно. Тогда я написал в Патриархию. 23 декабря 2014 г. мне ответили (письмо № 165-4-14), поблагодарив за бдительность и пообещали разобраться. С тех пор кошерное оливковое масло из лавки исчезло. Так что Валаамское подворье отличилось еще и на кошерном поприще…))

Михаил Ершов 04.05.2015 в 21:00:49

Марине
Не везде так. У нас, например, в основном благодаря верующим благодетелям храм с каждым годом становится благолепнее. К Пасхе храм внутри деревом обшили, скоро иконы на свое место встанут. Один наш прихожанин пожертвовал новую храмовую икону Божией Матери Владимирскую. Лет 7 она у него дома была. Думал, наверное, во время гонения в каком-нибудь скиту она будет с нами. Но вот на Вход Господень в Иерусалим пришла ему мысль: нужно ей в храме быть, чтобы и другие могли помолиться перед ней, перед образом Ходатаицы нашей и Заступницы. Жаль вот настоятеля нашего перевели в Арзамас, но мы рады за него и за его семью, хотя очень нам их не хватает. И не надо нам никаких катехизаторов и миссионеров. Дайте нам в настоятели традиционного батюшку (а не борисовых и кочетковых), и прихожане будут приходить молиться, и дети продолжат заниматься в воскресной школе. А если придет какой-нибудь модернист или неообновленец, то и община развалится, как бы они ни "старались". Пока у нас служит молодой иерей Илия. Желаю ему служить так как в присяге обещал, как служили священники веками на Руси и не гнаться за псевдомиссионерскими штучками нынешних извращенцев. А насчет монастырей нужно быть поосторожнее, не те времена...

Марина 04.05.2015 в 18:10:01

Да... теперь задумаешься, совершать ли паломничества в монастыри?! Что меня удивило, в российских храмах, это ооочень бурная жизнь на приходе... И при этом какое то пренебрежение к обустройству храма. У меня создалось ощущение, что приходская жизнь стоит на первом месте, в ущерб благолепию храма и созданию условий для молитвы во время богослужений.

Ксения Р. 21.04.2015 в 09:23:46

В московском Новодевичьем монастыре (настоятель - митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий) и в храме Всех Скорбящих Радосте на Б.Ордынке (настоятель - митр. Иларион Алфеев) во время всенощных архиерейским чином настолько коверкается служба, что игумен Иосиф на этом фоне прямо-таки традиционалист!

Елена Н. 18.04.2015 в 11:11:09

Спасибо Михаилу Ершову за ссылку http://www.bogoslov.ru/text/4498586.html ! Горько читать и статью, и комментарии, особенно священников. Только один из комментариев выделялся своей разумностью:
Юрий. 7.04.2015 в 16:31. Неужели нам еще не с чем работать, кроме молитв священника? Ведь есть много чего, что мы не делаем как полагается. Например, - невнятное чтение (часто ли священники следят за его качеством) - неразборчивое, торопливое пение - отсутствие заботы о микрофонах и колонках (храмы сейчас акустически совсем плохие бывают) - пение хора вместе со словами диакона - канон во время помазания (кто его слушает? У нас в кафедральном соборе города перед помазанием объявляют расписание на след. неделю, конечно все воспринимают это как окончание службы и начинается вокзал, а не храм) - чтение синаксаря (вот на него почему бы не помазывать?). Откуда люди узнают о святых? Да и положено ведь. и т.д. и т.п. Исправление этих "мелочей" в разы увеличивает степень вовлеченности прихожанина в богослужение. В Сретенском, вот, каждое слово слышно, хороший хор(можно и двух поющих, но хорошо), внятное чтение.
---------------
Но вдохновило, что в самой статье упоминается о сопротивлении народа как препятствии для нововведений, в. т.ч. - говорится о письме прихожан Валаамского подворья, т.е. действенность этого сопротивления и сами реформаторы признают.

Михаил Ершов 17.04.2015 в 21:26:17

Елене Сергеевой 04/04/2015 в 01:16:32
Еще немного о "царственном священстве" почитайте на якобы православном ресурсе "богослов.ру." в нижеследующей статье и комментариях к ней: http://www.bogoslov.ru/text/4498586.html
Здесь и о письме прихожан Валаамского подворья речь идет, и о чтении вслух тайных молитв, и о русификации богослужения. И заметьте, пишут об этом якобы православные священники, которые как бы даже и не священники, а "пресвитеры" или просто как и все миряне, присутствующие на богослужении, - "царственное священство". Если бы не соответствующие подписи, то можно было бы принять всех этих людей (за исключением нескольких верных) за протестантов и неоформившихся сектантов, но ведь это - якобы православные христиане, а по сути - пятая колонна в РПЦ МП. Уже не тайна, кто поддерживает и "благословляет" всю эту "научную" псевдобогословскую тусовку.
Что там игумен Иосиф, сам патриарх Кирилл читает тайные молитвы громогласно через микрофон. Что там его бывший иподиакон Георгий Кочетков, многие епископы во главе с патриархом хотят все "возродить" и "обновить". Да не будет...

Антон Мацнев 08.04.2015 в 11:57:07

Вот необычный симбиоз "пасхальный флеш-моб". Ассоциация с западной культурой. Эта культура уже давно внедряется в нашу церковь. Оптинское и Валаамское подворья лишь яркий пример. А ведь много обычных приходов, где весь это "флеш-моб" давно уже прогрессирует. Я житель подмосковных Мытищь и у нас что не приход, то сюрприз. Стала практиковаться "Рождественская и Пасхальная распродажа" - явно американский опыт и откровенно вызывает отвращение. Театральное пение, да пожалуйста, от такого пения в церкви Донской иконы Божией Матери, что в Перловке, аж в пляс пуститься хочется, какой уж тут молитвенный настрой. Народное пение давно уже практикуется, в храме Благовещения, в селе Тайнинском. Чаепитие, посиделки и театр при приходах, так это пожалуйста, почти при каждом.
С детства, под видом благочестия, детей приучают к лицедейству. То, что осуждается всеми святыми, вдруг, как заявил мне один "православный", исцеляет! Только вот не потрудился объяснить как, архиепископ Никон Рождественский писал, что когда умножаются театры и другие зрелища, стоит ждать бедствий и войны. Только ведь написал и революция произошла. Вспомните как при Николае II активно развивались театры. А кружки при приходах. Ну ладно рукоделия, это хорошо, но танцы... Танцы возбуждают блудную страсть, это что же, мы детей при приходах уже косвенно к блуду готовим? Каких христиан воспитают такие приходы? Вот вам и миссионерство, миссия по разрушению христианских ценностей.
Конечно, соблазнам должно прийти. Игнатий Брянчанинов пишет, что должно благоговейно созерцать попущение Божие. Но молчать не получается, все это миссионерство смущает и возмущает душу.

Елена Н. 08.04.2015 в 10:35:41

Странно, что богослужебные эксперименты совершаются на монастырских подворьях, призванных быть свидетелями о монашестве перед мирянами, как бы приоткрывать перед мирянами его высоту. Если бы это касалось не подворья знаменитого Валаамского монастыря, а отдельного приходского храма, было бы не так печально.
Подворье другой известной обители - Оптиной удивляет уже много лет. Елена Т. написала о пасхальном ФЛЕШ-МОБЕ. Это вполне в духе подворья, в котором уже давно мало что напоминает о монашестве: сокращенные службы с театральным пением (всенощная под воскресенье с 17 до 19 ч), проповеди, превратившиеся в пересказ примитивных случаев из жизни, белое духовенство, бесконечные перекрытия прохода, вершиной которых является недопущение народа на Пасхальный крестный ход (одних закрывают в храме, другие стоят во дворе за оцеплением), литургические эксперименты типа крещальных литургий в Великую Субботу или неуставных акафистов на праздничных всенощных. Елена Т. писала про мощные колонки у ворот, транслирующие богослужение неизвестно для кого; это и правда воспринимается как навязывание и вызывает неприязнь, а не стремление зайти в храм. Издавна слышимым на большое расстояние был только колокольный звон, который напоминал о Боге, доходил до сердца.
Почему же именно монахи этого не чувствуют, но распространяют все эти вещи среди мирян? Неужели монастырские подворья в Москве создавались как рассадники искажений в церковной традиции?

Иеромонах Алексий 07.04.2015 в 22:33:53

По Чиновнику диаконская хиротония совершается после евхаристического канона, так как диакон не участвует в евхаристических молитвах. А священническая - до, именно для того, чтобы новопоставленный священник сам мог принять молитвенное участие в совершении таинства. Ему для этого при хиротонии специально вручается Служебник, чтобы он по этому Служебнику молился (сам читал евхаристические молитвы), а не стоял как чурбан, слушая, что вслух читает архиерей, как это сейчас принято. Тогда и вручение Служебника надо отменить :) Все и так всё слышат: и священники, и диаконы, и миряне :)
Именно поэтому на Преждеосвященной литургии не совершается священническая хиротония, а только диаконская.

Антон Мацнев 07.04.2015 в 14:45:47

Геннадий 04/04/2015 в 14:29:21
Геннадий, нет смысла вступать в полемику по вопросу профессора Осипова. Очень много есть обличительных статей на эту тему, наиболее полная у о. Рафаила (Карелина). Еретики и раскольники пользуются выдержками из Священного Писания и даже отцов, умело направляя смысл в свое русло. Все здравомыслящие христиане, прилежащие чтению святых отцов и молитве, сразу чувствуют фальш и ложь в речах этого профессора.
Совсем недавно, крестный моего сына, человек в возрасте 76 лет, благочестивого образа жизни и не читающего ни чего кроме отцов и соответственно ни чего не знающий кто такой Осипов, поведал мне такой случай. В церковной лавке одного из храмов он наткнулся на один из трудов этого профессора и пролистал бегло книгу. После чего высказал совершенно адекватную реакцию - вроде профессор, православный богослов, а ад у него получается конечен, как это? И я тоже не знал до недавнего времени, кто такой Осипов, поинтересовался им только тогда, когда услышал от многих мнения, явно не адекватные мнению святой апостольской православной Церкви. Через поисковик, я обнаружил сайт профессора, самым простым мне показалось послушать его ответы на вопросы, что я и сделал. Мысли, в ответах, которые я услышал, в частности про ад и про спасение невоцерковленных, явно шли в разрез с тем, что я читал у отцов. Не доверяя себе, я снова перечитал соответсвующую тематику у Иоанна Златоустого и Игнатия Брянчининова. И понял, что не ошибся. А письма к мирянам Игнатия Брянчининова 28 и 30, так вообще как будто были ответом мнению высказываемому Осиповым. Затем уже нашел и обличения Осипова, которые сделали другие христиане.
Может этот профессор и милейший человек. Но он, как и Ориген утонул в море своих умствований. Его мысли не запечатлены святым подвигом. Он не богослов по сути. Он просто очень умный человек, человеческим разумом или плотским, правильней. Очень хороший витий, ритор, ученый, психолог, но не богослов. А плотский разум противится Богу.
И знаете, Геннадий, я человек, который боится ереси, так как в жизни не раз был на волоске и только чудом Божиим удавалось спастись от погибели, поэтому бегаю этой заразы. И не когда не стану обвинять кого либо, даже в ереси. Но такие как Осипов, люди публичные и пользуются огромным авторитетом и их слушают многие, а не говорить о их заблуждении - значит обречь на погибель не утвержденные души.
А в плане чтения я очень консервативен, читаю всего несколько святых авторов, ну и Жития Святых и думаю, что этого чтения мне хватит до конца дней моих. Поэтому мне не до преподобного Порфирия Кавсокаливита и его канонизации, успеть бы изучить то что изучаю.

От редакции Геннадию 07.04.2015 в 15:31:
Комментарии не по теме обсуждаемой статьи выставляться не будут.

Елена Т. 07.04.2015 в 13:06:09

С праздником, братья и сестры! А на подворье Оптиной пустыни в храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла появилось объявление - нас призывают делать добро КРЕАТИВНО и приглашают принять участие в пасхальном ФЛЕШ-МОБЕ, который состоится у Храма Христа Спасителя на Пасху. Звучит дико, но думаю, что скоро это никого не будет удивлять, как не удивляет сейчас кого-то их православных общее пение и чтение тайных молитв вслух.

Борис 07.04.2015 в 12:27:17

Дурни вы необразованные! Хулится ради вас имя Божие!!! Это вы псевдоправославные! Патриарха Никона на вас нет!!! Он бы вам показал да рассказал, что есть восточный обряд. Сами вы униаты! На жизнь вашу посмотрите <...>

Ф. Воронов 06.04.2015 в 21:46:19

Разобраться, где какой храм, бывает непросто. Например, в селе Сусково православный храм переделан из католического, в нем стоят ряды кресел, как в кинозале. Зайдя в пустую церковь в перерыве между службами, я подумала «ну конечно, никто на этих креслах не сидит, их просто еще не успели вынести». Но с утра в воскресенье храм был полон и все кресла были заняты. Меня несколько раз дергали за руку и настойчиво предлагали сесть. Несмотря на то, что прихожане почти всю службу сидят, атмосфера в храме очень молитвенная. Поют хором, в унисон и Херувимскую, и весь евхаристический канон. Не подпевают что-то под нос, а именно поют – громко, с чувством, действительно едиными устами и единым сердцем. http://www.nsad.ru/articles/puteshestvie-v-stranu-uniatov Приведенное описание всенародного пения относится к ПРАВОСЛАВНОМУ, а не униатскому приходу. (Моя реплика не в защиту этого обычая и не в порицание, а просто уточнение.)

Михаил Ершов 05.04.2015 в 18:33:28

С праздником вас, дорогие братья и сестры! Надеяться на исправление неообновленцев и извращенцев не нужно. Этим развращенным людям нужно противостоять даже до крови, так как они попирают законы Божии и отступают от Священного Предания. Не будем слушать этих волков (какое там смирение...), но будем слушать во всем наших святых отцов и будем стараться во всем творить волю Божию, каяться на каждый час в своих прегрешениях и уповать только на Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь Деву Марию.

шмелева елена 05.04.2015 в 12:48:52

полностью поддерживаю все изложенное в письме прихожан подворья и сожалею что нет моей подписи шмелева елена николаевна, считаю себя прихожанкой подворья Валаамского монастыря и надеюсь, что все-таки отец Иосиф прислушается к нашему мнению и смиренно исправит все.   

Михаил Ершов 04.04.2015 в 15:21:28

Елена Сергеева 04/04/2015 в 01:16:32
В отношении "царственного священства" в интернете написано много. Из православного пока прочел только толкование блаж. Феофилакта Болгарского и следующее из Настольной книги священно-церковно-служителя: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/noauthor5/265.html
"Все должно быть благопристойно и чинно", ибо "Бог не есть Бог неустройства, но мира" (1 Кор. 14, 40, 33).

Геннадий 04.04.2015 в 14:29:21

Антон Мацнев 26/03/2015 в 11:50:14
***Все это обновление и модернизм - дела плотского разума. Многие ищут своего, а не Божьего, и находят в обновлении, модернизме и ереси. Естественно, таковые в своем обольщении считают все это благом.... Взять хотя бы мнение одного из профессоров-богословов, что ад конечен, и здесь мы узнаем Оригена***
Во всяком случае профессор этот ссылается в своём утверждении на святых отцов. Не могли бы Вы привести ещё что-нибудь конкретное, кроме этого, подтверждающее его "модернизм и ересь"? Как Вы относитесь к трудам афонского монаха, старца, преподобного Порфирия Кавсокаливита и к его канонизации?

Елена Сергеева 04.04.2015 в 01:16:32

Реформаторы Богослужения объясняют громкое чтение ими тайных священнических молитв тем, что, мол, прихожане – это царственное священство, поэтому могут наравне со священником участвовать в Божественной Литургии. Присутствующие в храме женщины-прихожанки, получается, тоже являются «священством»? Но апостол Павел повелел женщинам в храме молчать, а никак не священнодействовать наравне со священником. Царственное священство – соль земли, православные, несущие истинную веру народам мира — так надо понимать?.. Имеется ли толкование именно святых отцов выражения "Царственное священство"?

Прихожанка 03.04.2015 в 15:58:02

Здравствуйте. Хотелось бы обратить внимание, что иг.Иосиф (Крюков) является лишь заместителем начальника Подворья, но никак не настоятелем.
Так же как и Алексей Е. больше 10 лет являюсь прихожанкой Валаамского Подворья в Москве. С данным письмом в общем согласна. Действительно очень мешает чтение в микрофон тайных молитв в алтаре на Богослужении. <...> Получается действительно "каша". Напр., у нас прихожане во время пения Херувимской могут читать "про себя" 50-й псалом, а когда такая какофония, сосредоточиться невозможно.
Чтение (а не пение) Верую, Отче наш, чтение всеми молитв перед Причастием - это есть в др. храмах, напр. на Александрийском Подворье, и воспринимается как должное, но это традиция этих храмов, а не новшество. Более того, монастырям это не присуще. Вообще, создается впечатление, что о.игумену "скучны" тихие размеренные службы на нашем Подворье. Службы с его участием стали какими-то, если можно так сказать, помпезными и театральными, на Престоле не подсвечники, а целые канделябры и т.п.
Отдельно нужно сказать о сокращении в Богослужении. Даже те прихожане, которые плоховато знают ход службы, замечают это, и реакция всегда отрицательная по этому поводу. Кажется все были удивлены прохождением под плащаницей на Успение... В общем, много того, чего у нас никогда не было раньше. Зачем ломаются сложившиеся традиции Подворья - не понятно....

Борис 02.04.2015 в 23:34:14

А вот новость из интернета:
"11 апреля 2015 года, в Великую субботу в православных храмах и монастырях России ... верующие бесплатно получат из рук добровольцев Евангелие. Издание, которое будут раздавать добровольцы, содержит текст Священного Писания, а также разъяснительные беседы ... протоиерея Алексия Уминского. Раздаваемый тираж составляет 350 тысяч книг."
Текст некоторых бесед из этой книги, которая будет раздаваться верующим, есть в интернете, вот оттуда цитата из беседы о. Уминского:
"В последнее время чтение Нового Завета сделалось для многих частью молитвенного правила... я не думаю, что такое ежедневное чтение Евангелия — наша непременная обязанность... Как часто следует читать Новый Завет? Я не знаю. Не думаю, что этот вопрос вообще должен стоять перед человеком".
Вот верующие получат 350 тыс книг и почитают.
Отец Уминский известен как обновленец и либерал, противник исповеди перед Причастием.
Прот. Уминский выступает против православного учения о браке. Он говорит - вот я тут недавно читал (святого) о. Алексея Мечева. Он писал: «Целью христианской семьи является деторождение». Но это очевидно неправильно - говорит отец Уминский, - совсем не многие могут вместить призыв: «Плодитесь и размножайтесь». Семьи же не резиновые, люди не бесконечные. Каждый имеет свой ресурс. Этот вопрос не может регламентироваться ни духовническим руководством, ни какими то соборными решениями. На вопрос: Если пара вынуждена планировать число детей, Церковь это осуждает или нет? — Уминский отвечает: Этот вопрос не может быть решен так однозначно – да или нет, осуждает — не осуждает. ...Я не буду говорить, что это грех.
Прот. Уминский отменяет обязательную исповедь перед Причастием. Для людей, которые уже крепко стоят на ногах, исповедь может быть действительно «по благословению священника» и не быть связанной с Евхаристией жестким образом, что в нашей приходской практике и сложилось. Прот. Уминский своей властью отменил пост перед Причастием: У нас в календаре постных дней больше, чем непостных. Нагружать людей, которые приходят к причащению какими-то ещё вещами, даже мясом в субботу, к примеру, мне кажется, не нужно.
По призыву о. Уминского, прихожане причащаются за каждой Литургией: Очень многие наши прихожане причащаются за каждой воскресной литургией, некоторые причащаются за каждой литургией.
Прот. Уминский говорит о причастии: Может быть, мы думаем, что причащаясь, ребенок болеть не будет? Или будет питаться благодатью и вырастет добрым хорошим человеком? Или с ним что-то само по себе будет происходить: неведомое, мистическое, что сделает его глубоко верующим человеком помимо нас? Но это ошибочное, недостаточное, осознанно не продуманное и ущербное представление.
Можно представить, какое скопище ересей в беседах о. Уминского, которые будут бесплатно раздавать в храмах Москвы

Екатерина 02.04.2015 в 17:49:30

Игумен Иосиф очень непорядочный человек. Многим этот человек принёс неприятности......

р.Б. Сергий 02.04.2015 в 17:48:59

Иван Б. 02/04/2015 в 12:15:41 пишет:
//... авторы письма путают две вещи: личную молитву и молитву литургическую. Для них, очевидно, важен "молитвенный настрой" как фон для индивидуальной молитвы... //
- Безусловно, для литургического рэпа молитвенный настрой не нужен. Дерзость является матерью всякого невежества, в т.ч. и воинствующего. Где в письме Вы увидели дерзость?! Обычно в других мы видим именно те недостатки, которые свойственны нам самим.
Сельскiй бригадиръ 01/04/2015 в 16:35:10 пишет:
//... Реформы патриарха Никона ослабляли и Церковь и государство... //
- С такой оценкой согласится категорически невозможно, особенно учитывая его роль в возвращении земель Киевской Руси, отторгнутых польско-литовскими магнатами, и в воссоединении с Белоруссией. Тем более неправомерно сопоставлять его энергичные действия по упорядочиванию и единообразию церковных обрядов на территории всей Малой, Белой и Великой Руси с ползущей реформацией нынешнего Священноначалия, искажающей догматы и разрушающей таинства. Враг рода человеческого атакует Церковь, воздвигнутую Господом нашим Иисусом Христом с момента ее основания, но вратам ада не одолеть её!
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!

М.Яблоков 02.04.2015 в 16:56:18

Ивану Б.
***чтобы все участники богослужения молились вместе об одном и том же***
А что на Руси 1000 лет молились не об одном и том же? И не "единеми усты и единем сердцем"?! Пока не пришли неофиты-обновленцы и не научили местных туземцев, как надо правильно молиться?

Военный наблюдатель 02.04.2015 в 12:59:11

Ивану Б. (02.04.2015 в 12:15) по поводу 137-й новеллы Юстиниана.
На это отвечает архимандрит Рафаил (Карелин):
"В церкви же громкое чтение тайных молитв запрещалось. Одно время, при Юстиниане Великом, когда обнаружилось, что некоторые священники пропускали тайные молитвы, было предписано читать их вслух, но тихо, не для народа, а чтобы их слышали присутствующие в алтаре. Но этот обычай был вскоре отменен. Так что чтение вслух тайных молитв является грубым нарушением устава".
Уже при Юстиниане Великом стали строиться огромные храмы, например, София Константинопольская. И в таких больших храмах, как бы громко священник не читал тайные молитвы, полностью разобрать их могли только сослужащие священники. Об этом говорит и иезуит Роберт Тафт - известный византолог и исследователь древних восточных литургий.
Итак, стремление Юстиниана состояло не в том, чтобы прихожане слышали тайные молитвы, а в том, чтобы устранить нерадивость среди духовенства, которая заключалась в том, что священники просто не читали тайных молитв.

Иван Б. 02.04.2015 в 12:15:41

Как раз чтение анафоры громко, так, чтобы её слышали все верные, прямо предписано новеллой Юстиниана. А авторы письма путают две вещи: личную молитву и молитву литургическую. Для них, очевидно, важен "молитвенный настрой" как фон для индивидуальной молитвы, в то время как литургическая молитва должна объединять общину, чтобы все участники богослужения молились вместе об одном и том же. В общем налицо воинствующее невежество: привычное для себя воспринимается авторами письма как неизменное церковное предание.

Иван 01.04.2015 в 23:35:54

Университет г. Хай-Пойнт (шт. Северная Каролина, США) и Духовная Академия в Православной Церкви Америки - вот ключ к тому, почему это модернистское безобразие имеет место быть. Православную Церковь Америки (ОСА - Orthodox Church in America) не признавала РПЦЗ (Русская Православная Церковь Зарубежом), её священники не благословляли даже заходить в храмы ОСА. Впрочем это и есть современная тенденция, все наши "иерархи" прошедшие обучение в Хай-Поинтах, парижах и Сорбонах были заражены вирусами модернизма и всю эту гадость принесли на Святую Русскую землю. Такая вот у нас сейчас беда... Но Господь поругаем не бывает!

Михаил Ершов 01.04.2015 в 23:17:13

Сельскому Бригадиру и Агапиту
Не согласен с вами в отношении патриарха Никона и раскола. ....

М.Яблоков 01.04.2015 в 20:29:29

"Неудивительно, что и в наше время неообновленцы, формально еще не порвавшие с Церковью, налаживают контакты с “древлеправославными церквами”, где надеются (и не без оснований) найти понимание и поддержку. Сращивание обновленчества со старообрядчеством весьма интересное явление, далеко не всеми сознаваемое." http://orthoview.ru/ugroza-novyx-raskolov/

М.Яблоков 01.04.2015 в 19:37:30

Cтарообрядчество и обновленчество - две стороны одной медали - http://www.blagogon.ru/articles/74/ Их объединяет гордыня и ненависть к Церкви Христовой.

Сельскiй бригадиръ 01.04.2015 в 16:35:10

Безусловно, патриарх Никон был таким же реформатором, как и нынешние обновленцы. И вина за раскол в Русской Церкви и в русском народе полностью на его совести.
Краткое описание его никому ненужных новшеств в богослужебной сфере:
Никон вступил в управление Русской Церковью с решимостью восстановить полное согласие ее с греческой Церковью, уничтожив все обрядовые особенности, которыми первая отличалась от последней. Первым шагом Патриарха Никона на пути литургической реформы, сделанным сразу после вступления на Патриаршество, было сравнение текста Символа веры в редакции печатных московских богослужебных книг с текстом Символа, начертанного на саккосе митрополита Фотия. Обнаружив расхождения между ними (а также между Служебником и другими книгами), патриарх Никон решился приступить к исправлению книг и чинопоследований. В сознании своего «долга» упразднения всех литургических и обрядовых различий с Церковью греческой, патриарх Никон приступил к исправлению русских богослужебных книг и церковных обрядов по греческим образцам.
Примерно через полгода по восшествии на патриарший престол, 11 февраля 1653 года, патриарх Никон указал опустить в издании Следованной Псалтири главы о числе поклонов на молитве преподобного Ефрема Сирина и о двуперстном крестном знамении. Спустя 10 дней, в начале Великого поста 1653 года, патриарх разослал по московским церквам «Память» о замене части земных поклонов на молитве Ефрема Сирина поясными и об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного. Именно этот указ о том, сколько следует класть земных поклонов при чтении великопостной молитвы Ефрема Сирина (четыре вместо 16), а также предписание креститься тремя перстами вместо двух вызвал огромный протест верующих против такой литургической реформы, который со временем перерос в церковный раскол.
Также в ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах:
Широкомасштабная «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов Священного Писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям даже в формулировках Символа Веры – убран союз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена», о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»). В восьмом члене Символа веры («В Духа Святаго Господа истиннаго») из определения свойств Духа Святаго исключено слово «Истиннаго». В исторические богослужебные тексты было внесено также множество других новаций, например, по аналогии с греческими текстами в имя «Ісусъ» в новопечатных книгах была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисусъ».
На богослужении вместо пения «Аллилуйя» два раза (сугубая аллилуйя) было велено петь три раза (трегубая). Вместо обхождения храма во время крещения и венчания по солнцу было введено обхождение против солнца, а не посолонь. Вместо семи просфор на литургии стали служить на пяти. Вместо восьмиконечного креста стали употреблять четырехконечный и шестиконечный.
Кроме этого предметом критики патриарха Никона стали русские иконописцы, которые отступили от греческих образцов в писании икон и применяли приемы католических живописцев. Далее патриарх ввел вместо древнего одноголосного пения многоголосное партесное, а также обычай произносить в церкви проповеди собственного сочинения – в древней Руси видели в таких проповедях признак самомнения. Никон сам любил и умел произносить поучения собственного сочинения.
Реформы патриарха Никона ослабляли и Церковь и государство. Видя, какое сопротивление со стороны ревнителей и их единомышленников встречает предпринятое исправление церковных обрядов и богослужебных книг, Никон решил придать этому исправлению авторитет высшей духовной власти, т.е. соборной. Никоновские нововведения были одобрены церковными Соборами 1654–1655 годов. Только один из членов Собора, епископ коломенский Павел, попытался выразить несогласие с постановлением о поклонах, тем самым постановлением, против которого уже возражали протопопы-ревнители. Никон обошелся с Павлом не только сурово, но весьма жестоко: он заставил его осудить, снял с него архиерейскую мантию, подверг истязаниям и отправил в заточение. В течение 1653–1656 годов на Печатном дворе выпускались исправленные или вновь переведенные богослужебные книги.
С точки зрения патриарха Никона, исправления и богослужебные реформы, сближающие обряды Русской Церкви с греческой богослужебной практикой, были совершенно необходимы. Но это вопрос весьма спорный: острой необходимости в них не было, можно было ограничиться устранением неточностей в богослужебных книгах. Некоторые расхождения с греками не препятствовали нам быть вполне православными. Несомненно, что слишком поспешная и крутая ломка русского церковного обряда и богослужебных традиций не вынуждалась какой-либо действительною, насущною потребностью и необходимостью тогдашней церковной жизни.

р.Б. Сергий 01.04.2015 в 13:45:29

Агапит 31/03/2015 в 21:30:15 пишет:
//...История, как известно, не терпит сослагательного наклонения, ... вред, нанесённый Расколом, очевиден. Прочтите серьёзную литературу на этот счёт. ...//
- Дорогой Агапит, совершенно с Вами согласен по данному контексту, почему и предлагаю Вам на досуге ознакомиться, для начала, со статьёй Николая Каверина - http://www.blagogon.ru/blog/12/
От своего скудоумия имею лишь добавить, что "русский раскол" произошел не между верующими, а между духовной (церковной) и светской (царской) властями, эта скорбь была вызвана и усилена искусственно врагами Православия и русского народа, как носителя Веры. Во времена патриарха Никона, который в сознании русского народа был и остается ярчайшим примером пастырского служения и величайшего смирения, исполнение заповедей Божиих Помазанником Божиим было не только нормой, но и неукоснительной обязанностью, пренебрежение которой вызывало народную смуту.
Современные же церковные преобразования не только не приводят обрядность в соответствие со Священным Писанием и Святым Преданием, но целенаправленно искажают догматы Церкви и уничижают Её таинства, лишают паству духовной соборности, выжигают сердце лицемерием и помрачают разум гордынею. Действия нынешнего Священноначалия постепенно уничтожают Русскую Православную Церковь как земное воплощение Церкви Небесной.
р.Б.Ирина 28/03/2015 в 14:08:17 пишет:
//Я не вижу, что народ очнулся и готов показать верность Богу...//
- Увы нам, видимо и мы - "слепые овцы", которые тут говорят о какой-то "любви"...
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
P.S. Низложение патриарха Никона было осуществлено "волчьим собором" посредством оговора греческими епископами, почти подобно тому как и в наши дни, в 2005 году, был незаконно низложен патриарх Иерусалимский Ириней (http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/05/26/).
Кстати, весьма примечательны и представители Русской Православной Церкви, участвовавшие в этих низложениях, - "нет ничего тайного, что в свое время не откроется".
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!

Агапит 01.04.2015 в 08:59:15

***Патриарх Никон - православный христианин, а твой кумир Аввакум-расстрига и его рьяные последователи - раскольники, погубившие себя и сотни тысяч душ людей, последовавших за ними.*** (М. Ершов)
Михаил! Кто тебе давал право говорить, что Аввакум - мой кумир? Приведи (или пусть Редакция БО представит) соответствующие доказательства! Где я написал такое? Напраслина и клевета! Старообрядцы, действительно, раскольники, но не тебе судить и отправлять их скопом в ад: предоставь то Судии более милосердному, чем ты и любой из нас. Удосужься понять, что писал я не о благодатности их таинств а о том, что им удалось сохранить средневековую Традицию, а мы не можем сохранить даже сравнительно молодую Синодальную. Только это и не более. Остуди свой пыл, собрат и подумай, хорошо ли ты поступил?

Михаил Ершов 31.03.2015 в 23:37:27

Агапит, не нужно толочь воду в ступе. Ты бы лучше подумал о себе, на чью мельницу ты воду льешь. Патриарх Никон - православный христианин, а твой кумир Аввакум-расстрига и его рьяные последователи - раскольники, погубившие себя и сотни тысяч душ людей, последовавших за ними. И признайся хотя бы себе, что и нынешние "старообрядцы" пребывают по-прежнему в гордыни, не имея ни законно рукоположенных епископов, ни благодатных таинств. Прошу: не заводи свою любимую шарманку...

Агапит 31.03.2015 в 21:30:15

Р.Б. Сергию и Михаилу Ершову.
Сергий! История, как известно, не терпит сослагательного наклонения, поэтому никто не может сказать, как всё повернулось бы, не будь Раскола. Зато вред, нанесённый Расколом, очевиден. Прочтите серьёзную литературу на этот счёт. Предлагаю оценивать мой пост о старообрядцах в контексте спора с обновленцами. Рассмотрим параллель: "новины" Никона - обновленчество начала ХХ века - современный неомодернизм. Иначе что же... патр. Никону можно было провести масштабную "перестройку" в Церкви, а, например, патр. Кириллу нельзя? Несправедливо как-то получается! Да и адресовано это было Константину, так как он сравнивал ревнителей традиционного (на самом деле синодального) благочестия со старообрядцами и их "умру за единый аз!" Таким образом, Сергий, критикуя мою скромную заметку, Вы льёте воду на мельницу тех, с кем мы здесь спорим.
Михаил, а как Вы поминаете Никона на проскомидии, ведь БМС его низложил?

Михаил Ершов 31.03.2015 в 19:40:48

р.Б. Сергию 31/03/2015 в 18:59:50
Спаси Бог за такие слова. Патриарха Никона всегда поминаю на проскомидии и дома на Псалтири.

р.Б. Сергий 31.03.2015 в 18:59:50

Агапит 31/03/2015 в 14:42:14 пишет Константину:
//... Подумайте о том, что реформы патр. Никона ломали хребет русской Церкви, что без них не было бы...//
- А если еще немного подумать, то возможно именно благодаря реформам патриарха Никона мы имеем в святоотеческом предании труды свт. Филарета Московского (Дроздова), свт. Игнатия (Брянчанинова) и свт. Феофана Затворника (Говорова) и мн.пр., а так же множество зубов иностранных держав обломанных о хребет русской Церкви, дававшей духовную основу русской армии и флоту. Заслуг старообрядцев в данном направлении никто не умаляет, но почему то же все искажения при проведении церковных реформ (а не Священного Писания и Святого Предания), привнесенные именно царской (светской) властью приписывают, себе противореча, скоропалительные историки именно патриарху Никону. А то, что самый массовый исход в старообрядчество произошел в результате Петровских реформ, остается за кадром масштабов бедствия, - главное информационный вброс.
Дорогой Агапит, милостью Божией прозревая собственную скоропалительность суждений мы навыкаем трезвлению ума, дабы грехом осуждения какого-либо человека не отяготить собственной души... Ярлык никоновского раскола придумали заклятые друзья русского народа и его Церкви, чтобы замаскировать или оправдать собственную безблагодатность.
Слава Богу за все!

Агапит 31.03.2015 в 14:42:14

Константин:
***Нездоровый консерватизм всегда видит обновленчество там, где его нет на самом деле. Надо за духом следить, а не цепляться за букву. Иначе какой-то "старообрядческий" комплекс: "умру за единый аз"!***
Уважаемый Константин, прежде чем столь легкомысленно упомянуть старообрядцев, потрудитесь, пожалуйста вспомнить, за что именно они были готовы умереть и умирали? Подумайте о том, что реформы патр. Никона ломали хребет русской Церкви, что без них не было бы и антицерковных реформ Петра, Анны Иоанновны с её Бироном, екатерининской секуляризации,и, как итога, массового отхода от Церкви сначала аристократии, а затем и широких народных масс. Конец известен: 17-й год и 70 лет богоборческого русофобского "строгого режима". А что нам оставили старообрядцы? Каноническую икону, знаменное пение, серьёзное отношение к богослужению, строгость подхода к нравственному облику и даже внешнему виду прихожан. Единство в молитве, когда поклоны и прочие молитвенные действия совершаются синхронно, усиливая молитвенный дух. Наконец, соборность в церкви, ибо 200 лет гонений выработали сильные характеры, и клерикализм (папизм) там невозможен, его не примут, он не привьётся. У них есть чему поучиться, уважаемый Константин. Доброго Вам Поста!

Агапит 31.03.2015 в 14:22:40

Михаилу Ивановичу!
Замечательный ответ! Всё разложено по полочкам, чётко и грамотно; приведены ссылки на исторический опыт, процитированы русские святители. Спасибо Вам!

Михаил Иванович 31.03.2015 в 13:49:58

Константину.
Уважаемый Константин, полную литургическую безграмотность демонстрируете именно вы.
1. Молитвы не секретные, но читаются тайно, так как у каждого чина свое служение в Церкви. То, что полагается совершать священнику, совершенно недопустимо для мирянина. На то и таинство священства установлено. Никаких прямых свидетельств, что в древности евхаристические молитвы читались вслух нет. Есть только косвенные, это даже признает исследователь восточного обряда Р.Тафт. Но если даже когда-то до 4 века эти молитвы и читались вслух и обновленцы решили возродить ту древнюю практику, то тогда надо быть до конца последовательным. Ведь в то время не было и проскомидии, как отдельно выделенного последования, и причащали без лжицы и прочее. Надо тогда многое что выбросить из литургии. Но это все будет означать только полное разрушение православного богослужения, а не возврат в древней службе первых веков. Да и сам "возврат" якобы к апостольским временам есть ничто иное как неверие в Духа Святого, живущего в Церкви как в древнее времена, так и сейчас. Т.е. это чистейшей воды протестантизм. Первым, кто это озвучил теорию возврата к практике Древней Церкви был протестант Мартин Лютер.
Есть указания всех известных нам служебников, где однозначно указывается чтение евхаристических молитв "втай". Есть 1000-летяя практика Русской Православной Церкви, недопускающая никакого изменения в чтении евхаристических молитв. А есть обновленцы, которые такое начали практиковать в начале 20 века. Есть соответствующие Указы высшей церковной власти о запрете такого нововведения (см. приведенные указы св. патриарха Тихона и свщм. Петра (Полянского). Эти святые мужи то уж для нас более авторитетны, чем некоторые необдуманные указы нынешнего священноначалия...
2. Только на Пасху и при архиерейском служении допускается служение литургии с отверстыми царскими вратами. В остальных случаях 23-я глава Типикона регламентирует данное священнодействие: когда царские врата открываются, а когда закрываются. То же самое касается и завесы царских врат. На каком основании изменять Типикон, в составлении которого подвизались многие святые отцы Церкви?! (а это именно и предлагал своим необдуманным указом на Рождество 2015 г. Святейший патриарх Кирилл. см: http://www.blagogon.ru/digest/579/).
Церковная дисциплина как раз заключается в послушании святым отцам и установленным ими литургическим преданием, а не в разрушении богослужения.
3. По поводу общенародного пения. Так "костяк поющих прихожан" - это и есть клирос, не нужно заново создавать велосипед. Скандирование молитв - есть модернизм, практикующийся в обновленческих общинах. Например, у свящ. Г.Кочеткова, а также в униатском богослужении. Зайдите в любой униатский храм на службу и посмотрите. У нас же, в Русской Церкви, такого не было никогда.
4. Нездорового консерватизма не бывает, консерватизм - он всегда здоровый по своему определению. Нездоровое и духовно вредное бывает только обновленчество. Если у вас не будет буквы святоотеческой - Предания, то Дух вы тем более не можете стяжать, разве что нечистый.

Константин 31.03.2015 в 12:27:25

Данное письмо и комментарии демонстрируют лишь литургическую и общую церковную безграмотность его составителей. Скорее всего, судя по подписям, это несколько тетенек-кликуш, которым не нравится новый настоятель, и они нашли удобный повод для критики. По существу.
1. Так называемые "тайные" молитвы чина литургии, в т. ч. евхаристического канона - не являются какой-то тайной, неприкосновенной для "профанов". В древней Церкви они читались предстоятелем вслух от лица всей общины. Никто не говорит, что нужно вернуться к этой практике повсеместно, но никаких запретов на чтение этих молитв есть. Если данным прихожанкам интереснее слушать пение хора, а не внимать словам молитв, составленных великими святителями Иоанном Златоустым и Василием Великим, то это их дело.
2. Открытие царских врат само по себе не является модернизмом. Так, на Пасху служат с открытыми царскими вратами, на Рождество 2015 г. патриарх Кирилл благословил служить так, кафедральному храму Христа Спасителя в Москве предоставлено такое право, отдельным священникам дается как богослужебная награда. Т. е. нет канонически и богословски обоснованного запрета, это вопрос церковной дисциплины. В вину о. Иосифу можно поставить лишь самочиние, хотя, быть может, он имеет благословение священноначалия.
3. Общенародное пение - то, к чему призывает московское духовенство его епархиальный архиерей - патриарх Кирилл на последних епархиальных собраниях. Просто оно должно быть организовано толково, должен быть костяк поющих прихожан, которые готовы этим заниматься, а не просто подвывать.
4. Чтение прихожанами молитвы "Верую, Господи, и исповедую" - может быть, и нездоровая ревность отца игумена, но обновленчества здесь тоже нет. Не хочешь повторять вместе со всеми - так молись про себя. Зачем письма всякие писать, да еще и Великим постом? Нездоровый консерватизм всегда видит обновленчество там, где его нет на самом деле. Надо за духом следить, а не цепляться за букву. Иначе какой-то "старообрядческий" комплекс: "умру за единый аз"!

Агапит 31.03.2015 в 10:31:30

Михаилу Ершову
***Многих иерархов следовало бы не только посадить в монастырскую яму, но и лишить сана за творимые ими непотребства***
Согласен, Михаил. Есть епископы, творящие всякого рода непотребства. Но..."не судите, и не будете судимы". Душеполезнее просто сказать: вот, он такие дела творит, Бог ему судья, а не выносить приговор и не сажать в монастырскую яму, тем более, что у нас с вами для этого нет ну никаких возможностей. Впрочем, есть средства действенные: молитвенные стояния, бойкот богослужений запятнавшего себя иерарха или клирика, жалобы Священноначалию и открытые письма в православные СМИ. В этом смысле прихожане московского Валаамского подворья начали действовать правильно.
Кстати, вот Владыка Тихон Новосибирский - молодец, благодаря его неравнодушию уволен г-н Мездрич, а случай получил широкую огласку. Многие известные деятели культуры и маргинальный о. Кураев поддержали Мездрича, как и вся эта 5-я колонна аплодировала танковому расстрелу Дома Советов в 1993, а теперь защищает жидобандеровцев и богохульников.

Михаил Ершов 31.03.2015 в 09:39:47

Елене Н. 30/03/2015 в 23:35:21
Епископ Лонгин (Жар), наверное, единственный епископ МП, который смело высказался о происходящем на Украине: http://www.blagogon.ru/news/328/
Многих иерархов следовало бы не только посадить в монастырскую яму, но и лишить сана за творимые ими непотребства...

Агапит 31.03.2015 в 08:44:14

Настасье на пост 30/03/2015 в 07:54:34
Дурновкусие.
Настасья, напрасно Вы так негодуете. "Отче наш" и "Верую" прихожане исполняют соборно везде в РПЦ, кроме старообрядных приходов. Эта традиция родилась после войны, чтобы народ не забывал молитвы. И как-то очень органично прижилась. Поймите, что существуют 1000-летняя Традиция, Устав. И монастыри должны хранить всё это, а не разрушать. Даже в неообновленческом приходе храма свв. Космы и Дамиана в Шубине, где собираются последователи обновленца-экумениста прот. Александра Мень, ТАКОГО, что описано в данной статье, нет!
Настасья, Церковь должна воспитывать нас в духе Христова учения, святоотеческого наследия и традиции, а не мы всё ломать и переделывать под себя. То, что происходит в неообновленческих храмах, это дурновкусие, не более того.

Агапит 31.03.2015 в 08:21:01

Лидия Васильева 30/03/2015 в 22:06:38
*** По поводу этой страшной новости: http://www.blagogon.ru/news/358/ В Ганину яму необходимо срочно посадить самого митрополита Екатеринбургского Кирилла.***
Мы же все помним, что на торжествах в Кремле по поводу воссоединения с Крымом Патриарх не присутствовал. Вряд ли ему нравится происходящее на Украине, это грозит потерей почти 50% малороссийских приходов, но соображения церковной дипломатии, по-видимому, заставляют вести именно такую политику, двигаться осторожно, наощупь. Поэтому не надо сажать митрополита в Ганину Яму, как не следовало запрещать этого мужественного священника. Увы, при отсутствии в нашей Церкви соборных начал каждый епископ ведёт себя как феодал с крепостными, оставаясь при этом вассалом Святейшего.

Елена Н. 30.03.2015 в 23:35:21

Лидии Васильевой.
А что Вас удивляет? Послушайте молитву об Украине, которую читают во всех храмах. В ней говорится о междоусобной брани (в которой всегда виноваты оба). Возрождение там нацизма, насколько я понимаю, нам предписано не замечать. За все время конфликта я не встречала ни одного выступления церковных властей хотя бы с дипломатичным выражением "озабоченности" этим. Если ошиблась, и кто-то из наших иерархов все же выступал против нацизма на Украине, буду очень рада.

Лидия Васильева 30.03.2015 в 22:06:38

По поводу этой страшной новости: http://www.blagogon.ru/news/358/
В Ганину яму необходимо срочно посадить самого митрополита Екатеринбургского Кирилла. А отца Владимира - к высшей церковной награде за пастырское мужество. И откуда только берутся в нашей Церкви подобные иерархи - национал-предатели? И почему молчит по этому вопиющему случаю в Екатеринбурге патриарх Кирилл???

Агапит 30.03.2015 в 19:01:01

*** Всенародное пение в храме - это такой ужас! Когда символ Веры поем и то столько искушений испытываешь! *** (Марина 30/03/2015 в 16:19:14)
Насчет "Символа веры" - не согласен. Всенародное его пение помогло многим в годы советчины выучить символ наизусть, с голоса, ведь литературы тогда не было. Да и сейчас пение "Верую" и "Отче наш", а в некоторых храмах и "Господи, помилуй!" на ектениях как-то воодушевляет, делает молитву соборной. О всенародном пении радел ещё св. прав. Алексий Мечев... В не меньшей степени мешает молитве и залихватский партес, исполняемый в Москве и других больших городах неверующими профессионалами. Кстати, музыку для "Верую" написал неверующий Гречанинов...

Марина 30.03.2015 в 16:19:14

С такой биографией игумена, что можно ожидать!
А насчет того, что молиться тяжело, когда поет хор и из алтаря доносятся громкие возгласы, правда. Какая то какофония. Очень мешает молитве!
Всенародное пение в храме - это такой ужас! Когда символ Веры поем и то столько искушений испытываешь! А если все вдруг литургию запоют, как же тогда спасаться! Недаром прославленные отцы Церкви так заботились о БЛАГОЛЕПИИ в храме! Какое уж тут благолепие, когда прихожане будут самочинно вопить, кто во что горазд!
В нашем храме то же много поют прихожане. Это тоже отвлекает от молитвы. В храм мы ходим молиться Господу, а не петь. Для этого есть клирос.
Вот тебе и подворье! Печально и страшно, но этому надлежит быть. Монастыри наверно первые падут перед приходом антихриста? На отдельных приходах ещё есть преданные Христу батюшки. У них и будем спасаться!

р.Б. Сергий 30.03.2015 в 15:33:08

р.Б.Ирина 30/03/2015 в 11:53:56 пишет Настасье 30/03/2015 в 07:54:34 -
//... Вы уверены, что Бог вас слышит... ?//
- Дорогая Ирина, Настасья - УВЕРЕНА, потому что Вы, и я, и написавшие письмо, и опубликовавшие его, для нее - "псевдоправославные". Знали бы вы, с каким УДОВОЛЬСТВИЕМ в храме она поёт..., а Вы ЕЁ батюшку не любите, обижаете, художества его осуждаете. :))))
-----------
Вне всякого сомнения, никакого прещения от епархиального начальства ретивому настоятелю подворья за неуставные нововведения не последует. Вот если бы игумен Иосиф в проповеди с амвона проклял бы украинских националистов, убивающих мирных жителей Донбасса, то реакция была бы незамедлительной - http://www.blagogon.ru/news/358/, особенно в свете того, что патриархией за подписью Святейшего в 2014 году дважды направлялись поздравительные телеграммы "президенту" фактически уже несуществующего государства Украина...

Матфей Властарь 30.03.2015 в 13:49:05

Настасья 30/03/2015 в 07:54:34
Традиция в Церкви имеет силу Закона. То, что положено от Святых апостол до наших дней не может быть ни убавлено, ни прибавлено. Аще вы и иже с вами допускаете подобные беззакония, то Святые отцы таковых самочинников предают анафеме, с ними же лобызаем святоотеческое Предание и единодушно проклинаем разрушителей уставов Святых апостол и Святых отец.

р.Б.Ирина 30.03.2015 в 12:54:01

И ещё вопрос тем, которые идут вслед за обновленцами: вы понимаете, что нельзя поворачиваться к Богу ЗАДОМ во время [соборной ] молитвы к Нему?..

р.Б.Ирина 30.03.2015 в 11:59:06

Отцу Михаилу.
Спаси Бог, дорогой отче. Приятно слышать такие речи от дорогих батюшек, которых мы искренне любим. Вы настоящий пастырь.

р.Б.Ирина 30.03.2015 в 11:53:56

Настасья 30/03/2015 в 07:54:34
///Позвольте спросить: вы молиться пришли или следить за тем, когда открываются царские врата? вы вообще в храм зачем приходите, раз вам мешает и хор, и регент, и громкое чтение молитв и даже сам священник?///
Позвольте спросить, вы кому молитесь в храме, своему исступленному восторгу или Святому Духу, Который ТАИНСТВЕННО спускается с Небес к святому Престолу за Царскими вратами в ответ на наши благоговейные молитвы?.. Вы уверены, что Бог вас слышит, пока вы дружно и нестройно молитесь непонятно кому, машете руками и мельтешите перед святым Престолом во время Священного Действия?..

Михаил Ершов 30.03.2015 в 08:23:55

о. Михаилу о чтении Евангелия лицом к народу.
Уважаемый о. Михаил, такая забота о народе Божием понятна, но здесь, во-первых, нужно соблюдать многовековую традицию (чтение Апостола и Евангелия лицом к Востоку), а во-вторых, и о себе не забывать. Ведь священник только служитель Божий, а не сам Господь Иисус Христос. Один очень любимый нами сельский батюшка (служит, конечно, без диакона) по простоте своей и, наверное, с заботой о пастве делает во время Литургии так: перед Царскими вратами ставится аналой, он выходит из алтаря, кладет Евангелие на аналой и читает громко лицом на Восток, чтобы все слышали слово Божие. Во время молебна после чтения Евангелия он дает всем приложиться к нему, обходя вокруг. Но тут для многих священников таится большая опасность. Читая лицом к народу, а потом предлагая каждому поцеловать Евангелие (а некоторые священники сами кладут его на голову всем близко стоящим, выискивая бесноватых или поощряя рвение впереди стоящих), священник может возомнить себя чуть ли не самим Христом, т.е. может сам впасть в прелесть. К упомянутому сельскому батюшке это не относится. О других говорю, знаю я одного такого младостарца. Он любил еще сам служебные просфоры раздавать. Болел сильно, несколько операций перенес. Так что лучше не экспериментировать...

Настасья 30.03.2015 в 07:54:34

Искренне сочувствую отцу Иосифу, который оказался окружён такими прихожанами. В этом письме псевдоправославных людей только сарказм, осуждение и злоба. Литургия - это общее дело. Что плохого, что прихожане раз в неделю будут петь её все вместе? Это должно объединить общину, сплотить людей. А они батюшку обвиняют чуть ли не в ереси! Знали бы вы, с каким удовольствием в нашем храме народ поёт "Верую", "Отче наш", а акафист преподобному Серафиму по воскресеньям вместе поют все - хор , батюшка, прихожане. И все молятся едиными устами, единым сердцем! Позвольте спросить: вы молиться пришли или следить за тем, когда открываются царские врата? вы вообще в храм зачем приходите, раз вам мешает и хор, и регент, и громкое чтение молитв и даже сам священник? Противно было читать это письмо.

Александров Н. 30.03.2015 в 07:32:25

О. Михаилу.
Католики тоже хотели все богослужение сделать ближе к народу. И что мы видим? Почти все католические храмы пусты, как и католическое духовные семинарии... Народ привлекает именно мистичность богослужения, а не открытость. Открытость принижает и обесценивает богослужение, и довольно быстро наскучивает. Русская Православная Церковь во главе с патриархом Кириллом идет именно этим путем, пример католиков не является показательным.
И еще хотелось здесь указать и на повсеместно практикуемое профанное сверхчастое причащение. Все как у католиков! Осталось только исповедь отменить.

о. Михаил 30.03.2015 в 00:45:11

Спасибо статье, всегда считал себя антиобновленцем, но сам попал на некоторые обновленческие удочки (чтение вслух тайных молитв и чтение Евангелия лицом к народу). Теперь призадумаюсь о правильности таковой практики. Скажу лишь, что искренне думал облегчить народу Божию участие в молитве Божественной Литургии. Но теперь выслушав мнение самого народа Божия, буду возвращаться к обычной практике в этих моментах.

Михаил Ершов 29.03.2015 в 18:11:03

Под этим письмом я тоже подписываюсь и требую изгнать козлищ из ограды монастырской. Все должно быть по чину, и мерзости на святом месте не должно быть! ...

Агапит 29.03.2015 в 17:27:01

@Где взять такого царя? Нет такого и не будет больше. Значит, кто-то другой должен дать пинка всем извращенцам и отступникам..@ (М. Ершов)
Будет ли царь или нет, не нам судить, свт. Феофан Полтавский пророчествовал, что будет. Но негоже жить по принципу "вот приедет барин, барин нас рассудит." Считаю, что в первую очередь церковный народ должен сделать невозможными такие над собой эксперименты. Но для этого нужно единение, а под письмом я увидел всего 7 подписей. Что это, безразличие или соглашательство остальных? Вот и пусть 10-15 активных прихожан поднимут других братьев и сестер, а вместе мы - сила!

В.Семенко 29.03.2015 в 16:55:52

Беспредел какой! Надо же, такой замечательный, намоленный храм, такая хорошая строгая община (знаю некоторых людей оттуда), с наработанными уже в наше время, за последние 20 лет, молитвенными благочестивыми традициями и на тебе! Это называется пустили козла в огород (миссионэра на приход)...

Елена Сергеева 29.03.2015 в 01:04:34

Смогут ли обновленцы стать нам пастырями добрыми, а не быть только реформаторами-революционерами? Верится с трудом. Скорее, не верится. Как рассказал один очевидец, священником-модернистом был дан ему такой совет (назидание), который оказался не только далеким от жизни, но и, главное, не соответствовал словам самого Евангелия (!). Этот священник, кстати, в духе веяния обновленчества «обновлял» веками сложившуюся службу – Божественную Литургию останавливал для разъяснения. В былые времена за прерывание Богослужения ждала суровая кара. Благоговение перед Литургией не позволяло останавливать ее и что-то пояснять даже неграмотному тогда в основной своей массе народу… А сейчас – ведь время сплошной информации

Михаил Ершов 28.03.2015 в 21:06:20

М. Яблокову
Где взять такого царя? Нет такого и не будет больше. Значит, кто-то другой должен дать пинка всем извращенцам и отступникам...

М.Яблоков 28.03.2015 в 20:23:00

Царь нужен православный, чтобы пинком под зад таких священников гнать.

р.Б.Ирина 28.03.2015 в 14:08:17

р.Б. Сергий 27/03/2015 в 18:34:35
 ///...спрашивать придется со Святейшего (http://valaam.cerkov.ru/2015/03/24/obzor-pravoslavnyx-smi-pet-v-xrame-dolzhen-kazhdyj/ ) (...)
P.S. Сотрудника ФСБ, пытавшегося вычислить резидентуру иностранных спецслужб в патриархии РПЦ, "зачистили" - http://ruskline.ru/news_rl/2015/02/09/shpion_ili_borec_za_edinstvo_cerkvi/ Настали уже времена...///
Я не вижу, что народ очнулся и готов показать верность Богу. Слепые овцы тут говорят о какой-то "любви" к откровенно иудействующим и сатанистам. Готовы с бесами целоваться, лишь бы в горячем любовном экстазе! Их ведут на убой, а они целуют руки убийцам.

Сельскiй бригадиръ 27.03.2015 в 19:04:14

Вот здесь всё подробно описано о практике чтения вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей: http://www.blagogon.ru/digest/588/
Приведу отрывок из этой назидательной статьи:
«В последнее время всё настойчивее внедряется практика гласного чтения священнослужителями во время служения литургии тайных молитв. И чем громче произносятся эти молитвы – тем бóльший миссионерский успех ожидается от такой практики.
Корни этого требования восходят к протестантскому учению о всеобщем священстве мирян и, как следствие, учению об их сослужении священнику, который есть лишь предстоятель, а не совершитель таинства: в основе этого – протестантское истолкование слов апостола: «Вы – царственное священство» (1Пет. 2,9). Это протестантское учение развил протопресвитер-модернист Николай Афанасьев (†1966). Согласно ему, все миряне не просто участвуют или молятся на литургии, а служат литургию вместе со священством. Следует отметить, что при таком протестантском понимании Евхаристии на литургии не может быть непричащающихся мирян (отсюда – требование неообновленческих священников причащаться мирянам за каждой литургией, так как в Православной Церкви служащий иерей не может уклониться от Святой Чаши). А так как, согласно учению прот. Н.Афанасьева, развитому затем до протестантской крайности свящ. Г.Кочетковым, предстоятелю в алтаре сослужат не только духовенство, но и все верные, то и недопустимы какие-либо «тайные» от мирян-«священников» молитвы. Следовательно, необязательна исповедь перед причастием. Отсюда и ненужность иконостаса, недемократично отделяющего одно священство, которое у престола в алтаре, от другого «священства», которое не у престола. Везде должно сохраняться равноправие, с которым наличие в Церкви иерархии, иконостаса, «секретных» молитв и прочего – несовместимо и недопустимо, ибо недемократично!
Согласно же православному пониманию слов апостола Петра о «царственном священстве» (1Пет. 2,9), миряне не обладают благодатью священства и поэтому не могут сослужить священнику. Необходимость тайного чтения молитв связана с природой самого священства. Тайные молитвы, как часть таинства, это священнические молитвы, а посему принадлежат священству. Их должен произносить священник единолично.
Богослужебная реформа Католической церкви 1969 года, проведенная папой Павлом VI после II Ватиканского собора (1962–1965), предусматривала в новом чине мессы и произнесение верующими слов молитв вместе со служащим священником...».
О чтении вслух тайных молитв пишет протоиерей Константин Буфеев: «Призыв к гласному чтению молитв анафоры является обновленческим “коньком”. Епископ Антонин (Грановский), например, для лучшего восприятия своей паствой читаемых им молитв, в Заиконоспасском монастыре, где он служил, даже распорядился вынести Престол из алтаря на центр храма.
Чтение в алтаре евхаристических молитв, в отличие от их заключительных возгласов, не должно быть слышно, согласно каноническим требованиям, в других частях храма. Не рассчитаны слова анафоры даже для слушания их служителями “клира”– певчими; их дело – петь: “Милость Мира…” А стоящие в храме верующие (“елицы верные”!) также должны воспринимать не молитвы, произносимые у Престола, а благоговейное пение клирошан (иначе, зачем оно предусмотрено уставной традицией Церкви?). Тем более неуместно слышать молитвы Евхаристического канона людям, стоящим в притворе, предназначенном для кающихся – “припадающих”. Попытка же подслушать тайную священническую молитву во время исполнения Херувимской является дерзостью, поскольку в ней предстоятель исповедует себя “грешным и непотребным рабом” и даже просит Бога избавить его “от совести лукавыя”.
Короче говоря, каждый в Церкви (мужчины, женщины, дети) должен находиться на своём месте: служители алтаря, клир, кающиеся, оглашенные.
В этом литургическом распределении по чину всех верующих проявляется, в частности, ангелоподобная иерархичность земной Церкви. Попытка нарушить эту Богом установленную гармонию сродни бунту сатаны, потерявшему по этой причине своё небесное достоинство. Практика громогласного “на весь храм” произнесения сокровенных евхаристических молитв принижает их до значения заамвонной молитвы.
Заметим, что радиотрансляция тайных молитв из алтаря на церковный двор и улицу, по нашему мнению, искажает сам дух и смысл Божественной Литургии, учрежденной Христом в уготованной закрытой горнице (“Двери, двери!”). Молитвы евхаристического канона отличаются по своему содержанию и форме от тех молитв, которые Церковный Устав предусматривает возглашать в притворе храма или за его пределами (молитвы на литии, во время Крестных ходов и др.)…
Борьба с церковной литургической традицией, наблюдаемая у обновленцев, всегда бывает обусловлена духовным повреждением их веры и благочестия» (Протоиерей Константин Буфеев. Порядки старые не новы. К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению» http://www.blagogon.ru/digest/457/ ).

р.Б. Сергий 27.03.2015 в 19:02:55

Вероника 27/03/2015 в 16:49:05 пишет:
//Никогда не думала, что случиться мне вступиться за игумена Иосифа...//
- Подумайте, добрая Вероника, за ЧТО Вы вступаетесь?! В комментариях, как и в письме идет не осуждение игумена Иосифа, а неприятие душевредных обновленческих новшеств, привносимых им в богослужебные традиции Православной Церкви.
Ирина Р. 27/03/2015 в 17:29:51 пишет
//... осуждения увидела, а любви не увидела...//
- Каждый видит, что хочет, так может не стоит и Вам обобщать?!

р.Б. Сергий 27.03.2015 в 18:34:35

Михаил Ершов 27/03/2015 в 16:22:53 пишет:
"... Подневольный регент делает, конечно, то, на что его "благословили". А вот с начальства надо спросить. ..."
- Михаил, спрашивать придется со Святейшего (http://valaam.cerkov.ru/2015/03/24/obzor-pravoslavnyx-smi-pet-v-xrame-dolzhen-kazhdyj/ ), а чтобы это стало возможным необходимо, как минимум, упразднить такой церковный документ как "ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ"...
P.S. Сотрудника ФСБ, пытавшегося вычислить резидентуру иностранных спецслужб в патриархии РПЦ, "зачистили" - http://ruskline.ru/news_rl/2015/02/09/shpion_ili_borec_za_edinstvo_cerkvi/
Настали уже времена, когда думающие, что служат Богу, являются его гонителями...

Михаил Ершов 27.03.2015 в 18:32:34

Не нужно защищать и оправдывать извращенцев-обновленцев, тогда и в грех осуждения не впадете и лицемерно извиняться не придется. Все эти "миссионерские" эксперименты нужно прекратить немедленно и не смущать больше прихожан. Вот тогда можно будет говорить о каких-то проявлениях любви, а пока мы слышим от некоторых приближенных и теплохладных христиан(ок) только пустые слова в поддержку начальствующих экспериментаторов. Как только скажут правду о делающих неправду, так сразу же огульно обвиняют правдолюбцев в осуждении и прочих грехах. Что же отступить, смириться с неправдой? Никак! «Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесах».

Алексей E. 27.03.2015 в 17:34:01

Полностью разделяю данное обращение и подписываюсь под каждым его словом. Я являюсь также прихожанином Валаамского подворья в Москве уже более 10 лет. И то, что стало происходить в последние месяцы, никак не соотносится с той строгой, уставной, монашеской службой, которые многие из нас помнят. Не буду перечислять все нововведения, отмеченные выше, дополню только, что на Евхаристическом каноне, при постоянно открытых Царских Вратах (как у нас теперь это стало правилом), когда священники делают земной поклон перед Престолом - все прихожане в храме это видят, и копируют также (земной поклон), что является грубым нарушением известных постановлений (о запрете поклонов в воскресные и праздничные дни), а также в обновленческом смысле приравнивает всех прихожан к священникам, совершающим таинство!
Молитвенная атмосфера на подворье к сожалению теряется, «православный рэп» и все усиливающееся обновленческие тенденции этому способствуют. Если раньше Валаамское подворье было высоким примером традиций, в сравнении с приходскими храмами Москвы, то теперь наоборот – является лидером обновленчества, причем с большим отрывом!
Скажу, что меня, а также тех, кого я знаю, удерживает от перехода в другие храмы только то, что наши духовники находятся на данном подворье, а также надежда на то, что все эти нестроения являются временными и данное обращение не будет проигнорировано!

Ирина Р. 27.03.2015 в 17:29:51

Дорогие братья и сестры! "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин 13: 35). В комментариях суждения - обобщения - осуждения увидела, а любви не увидела. И желания молиться "за обижающих вас" (Мф 5:44) не увидела. Где же "свет миру"?!

Вероника 27.03.2015 в 16:49:05

Никогда не думала, что случиться мне вступиться за игумена Иосифа. Конечно братья, сестры то, что происходит на Богослужении - это печально. И я рада, что есть это письмо. И наверное это правильно. Но печально и то, что в комментариях идет осуждение и я думаю, что люди, написавшие это письмо, никак не хотели устроить публичное бичевание. Прошу меня простить, если задела чьи-то чувства. Всем благоприятного поста.

Михаил Ершов 27.03.2015 в 16:22:53

На РНЛ есть материал об этом: http://ruskline.ru/news_rl/2015/02/09/na_moskovskom_podvore_valaamskogo_monastyrya_po_subbotam_nachalos_narodnoe_penie_liturgii/ Подневольный регент делает, конечно, то, на что его "благословили". А вот с начальства надо спросить. ...

Красников Андрей 27.03.2015 в 14:50:42

Сам тот факт, что отец игумен, являясь настоятелем подворья ставропигиального монастыря, занимается самодеятельностью в части служения Литургии с открытыми Царскими вратами, что само по себе является священнической наградой, бросает тень на Святейшего священноигумена монастыря! Его желание, человека пожившего за рубежом, в свободном мире, внести свежую струю в закостеневшие обряды в виде общенародного пения (я так понимаю тут нужен высокий уровень подготовки прихожан в части знания основ пения и литургических текстов) и трансляцию чтения тайных молитв через микрофон, понятно, но где же контроль со стороны наместника монастыря за происходящим на его подворье?!!!! Так что же монахи свет миру или где искать тогда искать в мире тот свет?!!!

Магдесьян Павел 27.03.2015 в 12:22:14

Подписываюсь под письмом прихожан Валаамского подворья.

р.Б. Сергий 26.03.2015 в 21:10:18

СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
"Слава Богу! За посланные испытанья, которые я мог преодолеть,
Хоть ветром в голове и самомненьем знанья вершил лишь то, что сам хотел успеть.
Хвала Всевышнему! За милость и заботу людей, которых Он мне посылал,
Чтоб долг сыновний подвигом работы и жертвой правды я Ему воздал... "
--------------------------------
Враг рода человеческого боится огласки и позора, но изгоняется лишь постом и молитвой. Без упования на Промысл Божий и испрошения помощи Его, не преодолеть церковных нестроений и скорби апостасии священства. Ведь Господь наш, Иисус Христос, пришел призвать не праведников, но грешников на покаяние... Но хоть и должно в мир придти скорбям, горе тому, через кого они приходят... В нашей же власти лишь произволение наше. Когда священник (пастырь) духовно слепнет, приход его заметно пустеет...
Лакмусовой бумажкой для храмов и монастырей, лояльных проводимой нынешним Священноначалием экуменистическо-модернистко-обновленческой политике, является также и сокращение чина Торжества Православия. Батюшки, которые благочинного боятся больше чем Бога, служат его (чин) без анафемы еретикам. Увы, забывшим, что Бог поругаем не бывает...
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!

Михаил Ершов 26.03.2015 в 19:54:35

На Валаам я теперь точно не поеду, а вот к преп. Сергию и преп. Серафиму стараюсь каждый год хоть 1 раз съездить. Вчера был в Троице-Сергиевой Лавре на литургии Преждеосвященных даров. Богослужение шло около 5 часов; служил сам архиепископ Феогност, канонаршил игумен Диодор, он же читал канон (не как в приходских храмах на 4 или на 6). Едва успевал за ним делать земные поклоны, до сих пор ноги гудят. А пение-то какое...
Дай Бог, чтобы настоящие монахи не перевелись до скончания века.

Ирина 26.03.2015 в 16:20:25

Бьют по монастырям. Если монастыри не устоят, то обычные храмы и подавно... Знают, что делают, вражины.

Михаил Ершов 26.03.2015 в 14:41:23

р.Б.Ирине
Скоро возможно как у сектантов и у кочетковцев эти извращенцы-обновленцы в рясах начнут нагло требовать себе десятину. Потому они так и взялись за "общинную жизнь", "миссионерство", потому и профанируют таинства, отвергают правила и каноны Церкви, "обновляют" богослужение, пытаются все переформатировать и промониторить...

р.Б.Ирина 26.03.2015 в 13:18:25

Николай Обухов 26/03/2015 в 12:58:46
\\\Оставайтесь одни в пустых храмах\\\
Не, храмы мы оставить им не имеем права. И без священников мы тоже не можем. Надо их рублем наказывать.

Николай Обухов 26.03.2015 в 12:58:46

В основании всего обновленчества лежит сатанинская гордыня!!! Исключительно по гордыне неообновленцы отвергают святоотеческие духовный опыт и богослужебные традиции. Но мы - православные христиане - остаемся со своими святыми - новомучениками и исповедниками, а не с обновленцами, какие бы саны у них ни были. Как в начале XX века православные христиане отвергли обновленцев, так и сейчас отвергаем! Нам не нужны ваши богослужебные нововведения! Оставайтесь одни в пустых храмах и молитесь как хотите, только вряд ли вас Господь услышит... Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Елена Т. 26.03.2015 в 12:49:47

Елене Н.
Я тоже прихожанка подворья Оптиной пустыни. Действительно, стало меньше чтения вслух тайных молитв, но все-таки оно есть. Нас просто постепенно приучают. И еще поставили динамики почти у ворот подворья, так что службу теперь слышно не только возле храма, но и на улице.

Россиянин 26.03.2015 в 12:40:33

Русская Православная Церковь всегда была одним из главных объектов сатанинской агрессии. В том числе и в форме внедрения в нее адептов антихриста. Особенно тех, которые тайно и явно готовились к агентурной работе, непосредственно в православных учебных учреждениях на Западе. Их некоторые признаки: склонность к обновленчеству, стремительный карьерный взлет, болезненное самомнение. В начале 1990-х годов Збигнев Бжезинский утверждал: «После крушения коммунизма наш самый главный враг – русское православие». Таково главное содержание западного политологического курса. А вот заявление в 2014 г. министра иностранных дел Швеции, одного из творцов политологии ЕС, Карла Бильдта: «Православие – главная угроза для западной цивилизации… Новая антизападная и антидекадентская линия Путина опирается на глубоко консервативные православные идеи».

Антон Мацнев 26.03.2015 в 11:50:14

Все это обновление и модернизм - дела плотского разума. Многие ищут своего, а не Божьего, и находят в обновлении, модернизме и ереси. Естественно, таковые в своем обольщении считают все это благом. Конечно христианам нужно беречься от таковых и не замалчивать, иначе погибнет множество душ человеческих.
Недавно, был день памяти св.Григория Паламы. В его время было нечто похожее, что происходит и сейчас. Тогда в Константинополе ученый монах Варлаам получил кафедру в университете и стал распростронять еретическое учение, которым заразилоись многие монахи и священослужителии, в том числе и Патриарх Иоанн XIV Калека. Многими трудами и страданиями Григория Паламы ересь была обличена и осуждена. Так и сегодня мы наблюдаем, что многие богохульные выкладки звучат с учительских кафедр и заражают будущих священиков, да и просто христиан. И эти сочинения допускаются к печати и трактуются не как ересь, а как "вариант частных знаний". Ведь если тщательно разобрать, то все эти мнения уже были осуждены вместе с ерисиархами на соборах и преданы анафеме. Взять хотя бы мнение одного из профессоров-богословов, что ад конечен, и здесь мы узнаем Оригена. Но что достойно слез, некоторые иеархи поддерживают эти мнения, а некоторые не препятствуют. Наверное нам снова нужен такой светильник, как Георгий Палама.

р.Б.Ирина 26.03.2015 в 10:38:49

Гадость какая. И, конечно, из Америки. Как говорил свт. Феофан Затворник, чему поклоняемся, тем и будем наказаны. Надо писать письма Патриарху. Всем миром, а не только отдельными прихожанами.
Реформация запущена сверху, это не оставляет никаких сомнений. Тем более надо писать Патриарху. "Они" потому и запустили этот процесс, что мы молчим, как бараны, которых ведут на убой. Почему только пять подписей?.. Правоверных гораздо больше. Если писать всем миром, то не посмеют. А если будем молчать, то ...

Михаил Ершов 26.03.2015 в 10:06:24

Обновленцы не могут иначе. Поэтому после соответствующих отмашек (выступление на общем московском собрании) и поперло из них то, что им удержать уже никак нельзя. Потому и "народное пение" по субботам, и прочие "древние" новшества и "переосмысления" современных "миссионеров" и реформаторов. Тот же владыка Панкратий очень поспешно приветствовал либеральный документ "Об участии верных в Евхаристии". Что еще ожидать от церковных менегеров... Посмотрите, что пишут на богослове. ру про общинную жизнь, "открытую литургию", "переосмысления" современные клирики-"богословы" либерального и модернистского разлива. И все это предлагается для широкого пользования. Позорище...

М.Яблоков 26.03.2015 в 09:17:05

***После окончания третьего курса Санкт-Петербургского Финансово-Экономического Университета им. Вознесенского был переведен в университет г. Хай-Пойнт (шт. Северная Каролина, США)***
''От Назарета может ли что добро быти?"

Россиянин 26.03.2015 в 08:04:58

Все указанные в данном письме (и многие иные) "инновации" идут от западного растления духа и появляются в нашей Церкви как форма духовного и психического помешательства. Коренная же причина - неуемная гордыня... Ну а конечная цель - привести как можно больше людей к гибели, к сатане.

Владимир 26.03.2015 в 07:53:42

1) закончил университет как менеджер, и сразу в духовную академию. Минуя семинарию? Не священник, а светский богослов?
2) какая из Америки гниль идет. Неужели семинарии мало выпускают священников, что бы поставлять не пойми кого?

Александров Н. 26.03.2015 в 07:35:30

Валаамский монастырь всегда был образцом уставного богослужения, а теперь переплюнул даже Кочеткова. Какой позор! И в первую очередь владыке Панкратию.

Петро 26.03.2015 в 07:34:36

"диссертацию на тему “Взгляды митрополита Антония Сурожского на брак”»." Прекрасная работа. Что-то вроде "взгляд митрополита Имярек на мясоядение монахом в Святую четыредесятницу". Просто переписать взгляд Церкви на предмет - диссертацию не защитишь. Если такие диссертации сочинять в светской науке то не только кандидатом или доктором не станешь, но получишь славу проходимца. Удобно в духовных заведениях дипломы добывать.

Елена Н. 26.03.2015 в 00:20:22

Всенародное скандирование молитвы перед причастием: «Верую, Господи, и исповедую» часто практикуется на подворье Оптиной пустыни в Москве. Очень тяжело воспринимается, мешает молиться. Слава Богу, в последнее время этого, как и чтения вслух тайных молитв на Литургии, стало меньше.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс