Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

3.02.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

 

Священный Синод Русской Православной Церкви (РПЦ) своим решением от 29 мая 2013 года (журнал № 57)[1] утвердил для использования в официальных церковных документах и изданиях, в том числе богослужебных, следующие именования: «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской» вместо «Собор новомучеников и исповедников Российских»; «Неделя всех святых, в земли Русской просиявших» вместо «Неделя всех святых, в земли Российстей просиявших». А на заседании 13 июля 2015 года (журнал № 48) Священный Синод утвердил внесение изменений в последование «Недели всех святых, в земли Русской (уже!) просиявших»[2], где полностью заменил употребления наименования «российский» на «русский»[3].

В качестве причины этих изменений было названо то, «что каноническая ответственность Русской Православной Церкви простирается на многие государства». Честно говоря, совсем не понятно, какая разница для прихожан РПЦ других государств, например Японии, между прилагательными «русский» или «российский», а вот для антирусской пятой колонны в Украинской Православной Церкви, которые сегодня открыто выступают за «автокефалию», т.е. независимость УПЦ от Московского Патриархата[4], в свое время это имело огромное значение. Ведь украинские националисты готовы мириться с понятием «руськый», считая себя прямыми наследниками Киевской Руси, но не с «российский», отождествляя последнее с современной Россией[5]. Поэтому «украинофильская» часть священноначалия и духовенства УПЦ, используя доступный административный ресурс, давно уже борется с российским именем в Украинском Православии. Вот как известный киевский обновленец и сторонник автокефалии Украинской Церкви  прот. Андрей Дудченко рапортует перед униатами и украинскими раскольниками на международном симпозиуме в Торонто (Канада) в 2014 г. о своих «успехах» по украинизации УПЦ и делится дальнейшими планами:

«Память “всех святых в земле российской просиявших”… в календарях издающихся Киевской Митрополией [теперь] значится, как “всех святых в землях Руси просивших”, однако во всех церковнославянских богослужебных книгах речь идет именно о «российских» святых. Прилагательное “российский” употребляется и в других службах почитаемым русским святым или иконам Божией Матери. [Поэтому] в богослужебных книгах, которые издаются УПЦ, необходимо отредактировать тексты этих служб, заменяя “российский” на “русский”, или “державу российскую” на “державу нашу” и т.д.»[6]

Таким образом, получается, что Священный Синод РПЦ пошел на поводу у украинских автокефалистов, которые сегодня уже не стесняются открыто выступать против РПЦ и лично Святейшего Патриарха Кирилла.

В связи с этим хотелось бы привести несколько доводов о нецелесообразности искусственной замены «российского» имени на «русское» в новых изданий Требников и Служебников.

Во-первых, эти реформы уже не могут умиротворить «украинофилов» УПЦ, которые в новых политических условиях открыто враждебны уже ко всему русскому.

Во-вторых, внутри России это может быть воспринято как попытку РПЦ засвидетельствовать свою узконациональную направленность. Ведь сегодня бытует стереотип, что «русские» это титульная нация, а «россияне» это граждане Российской Федерации других национальностей.

В третьих, ориентация на современное противопоставление «российское»-«русское» – это явный модернизм, полностью игнорирующий историческую традицию.

Любой историк может подтвердить, что в исторических документах понятия «русский» и «российский» были идентичными. Обратимся, например, к той же истории Украины. «Россия», «Русь», «российский», «русский» как синонимы используют в своих текстах для обозначения территории, народа, языка и религии Украины духовные писатели XVI–XVII вв., такие как монах Иоанн Вишенский, архимандрит Захарий Копыстенский, священномученик Афанасий Брестский и др. Дело в том, что наряду со славянизированной и разговорной формой «Русь», «русский» православные полемисты в своих текстах употребляли греческую транскрипцию этого слова, заменяя «у» на «о» – «Россия», «российский», что в определенной мере должно было служить показателем высокой образованности писателя[7]. Особенно с 20-х гг. XVII в. употребления слова «Россия» (Ρωσία), а не «Русь», стало на Украине своеобразным «брендом православного интеллектуала»[8]. С другой стороны, как подчеркивает украинская исследовательница Н. Яковенко, употребление греческой кальки «Ρωσία», было манифестацией антилатинских (антипольских) настроений в православной среде Украины, указывающий на родство с греческой «материнской церковью» в противовес латинству. А после Брестской унии 1596 г., стремившей оторвать православных Речи Посполитой от Константинопольского Патриархата и подчинить Папе Римскому, «поле для “греческого” именования Руси было расчищено, и слово Россия триумфально ворвалось в употребление православной элиты»[9]. Поэтому сложившееся сегодня мнение на Украине, что понятия «Россия» и «российский» всегда применялись исключительно к населению современной России, а «Русь», «руський», «русин» – было самоназванием населения Украины совершенно не соответствует действительности. Этот тезис еще в XIX в. на основании множества цитат первоисточников опроверг историк Юго-Западного края М.А. Максимович:

«Не очень давно было толкование о том, будто Киевская и вся западная Русь не называлась Россией до ее присоединения к Руси восточной… или Московской. Чтобы уничтожить навсегда этот несправедливый и нерусский толк, надо обратить его в исторический вопрос: когда в Киеве и в других западно-русских областях своенародные имена: Русь, Русский начали заменять, по греческому произношению их, именами Россия, Российский? Ответ: с девяностых годов 16-го века… вскоре после того, как земля Киевская и все княжество Литовское были присоединены к Польше, на Люблинском сейме 1596 года. Основанием такого ответа служат тоговременные акты, письменные и книги, печатанныя в разных областях Русских, присоединенных к Польше»[10].

Более того, как утверждает авторитетный украинский историк Петр Толочко, греческая транскрипция русского имени «Россия» была перенята в Московском царстве из Киева. Под влиянием гетмана Богдана Хмельницкого, греческая калька «Россия» была перенята писцами царской канцелярии в Москве, которые изменили саму царскую титулатуру, начав употреблять «всея России» вместо прежнего «всея Руси»[11]. После этого греческая форма окончательно востержествовала и в Церкви Российской империи.

Однако, со времен Сталина, по идеологическим соображениям, дабы не было отождествления Церкви с дореволюционной Россией, в официальном наименовании Православной Церкви и титуле Патриарха целенаправленно изменили греческую форму русского имени на славянскую. Вот как об этом говорится  в Записке Г.Г. Карпова о приеме И.В. Сталиным иерархов Русской Православной Церкви:

«Одобрив предложения митрополита Сергия (Старгородского), т. Сталин спросил: как будет называться патриарх?… Сергий ответил, что эти вопросы предварительно ими между собой обсуждались и они считали бы желательным и правильным, если бы Правительство разрешило принять для патриарха титул патриарха Московского и всея Руси, хотя патриарх Тихон, избранный в 1917 г., при Временном правительстве, назывался “патриархом Московским и всея России”»[12].

Но эти изменения носили юридический характер и не касались богослужебной традиции Церкви.

В четвертых, грамматические нормы написания имен собственных церковнославянского языка ориентированы на греческую грамматику, исходя из чего, в богослужении более правильно употреблять греческую транскрипцию «Ρωσία» – «Россия», «российский», а не славянскую – «Русь», «русский». Поэтому в большинстве богослужебных текстов мы находим именно греческую форму русского имени, хотя часто могла употребляться и славянская форма, как, например, в службе «Всех святых в земле Российской просиявших», где имена «Россия», «Русь», «российский» и «русский» употребляются как взаимозаменяемые.

Таким образом, проведение искусственной редакции русского имени в богослужебных текстах не имеет под собой никакого основание и может быть расценена не иначе, как попытка модернизации богослужения Русской Православной Церкви.

 

 

 


[1] http://www.patriarchia.ru/db/text/3005123.html

[2] http://www.patriarchia.ru/db/text/4158601.html

[3] http://www.patriarchia.ru/db/text/4160839.html

[4] Духовенство и миряне украинских Церквей просят Вселенского патриарха содействовать объединению и автокефалии украинского православия // http://www.kiev-orthodox.org/site/events/6271/

[5] https://uk.wikipedia.org/wiki/

[6] Протоиерей Андрей Дудченко. Украинская Православная Церковь в поисках украинской идентичности» // http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/5189

[7] Петр Толочко. Русь-Мала Русь-руський народ у другій половині ХIII-ХVII ст. / ukrhistory.narod.ru/texts/tolochko-5.htm

[8] Яковенко Н. Вибір імені versus вибір шляху: назви української території (2009) / http://litopys.org.ua/rizne/yak_nazva.htm

[9] Яковенко Н. Вибір імені versus вибір шляху: назви української території (2009) / http://litopys.org.ua/rizne/yak_nazva.htm

[10] М.А. Максимович. Об употреблении названий Россия и Малороссия в Западной Руси / Собрание сочинений М.А. Максимовича. Т. II. Киев. 1877. С. 307-311 / http://zapadrus.su/bibli/2012-09-28-20-56-09/1365-kl-2.html

[11] Петр Толочко. Русь-Мала Русь-руський народ у другій половині ХIII-ХVII ст. / ukrhistory.narod.ru/texts/tolochko-5.htm

[12] Записка Г.Г. Карпова о приеме И.В. Сталиным иерархов Русской Православной Церкви. Сентябрь 1943г. / http://www.krotov.info/acts/20/1940/19430904.html

 

Благодатный Огонь




Голосование за статью
 - 
86
 /  - 
54
Комментарии:
Игорь Б 04/02/2018 в 01:30:37
Кто-нибудь задавался вопросом, когда душа православного праведника предстает пред Господом, был ли на этой душе отличительный знак, откуда она и как называлась на земле, на какой территории она гостила?
Веня 24/08/2017 в 01:34:42
В корне не согласен. Правильнее и более древнее слово "Русь". Поэтому молимся за святых в земле русской то есть и за святых киевской руси! Хохлы на самом деле русские просто забыли об этом вернее им навязали украинство с конца 19 начала 20 века.
Михаил Яблоков 19/06/2017 в 09:21:06
///Ведь сегодня бытует стереотип, что «русские» это титульная нация, а «россияне» это граждане Российской Федерации других национальностей.///
Но это на самом деле так.
Юрий 09/02/2017 в 02:08:56
Отец Алексей, вы спрашиваете, кто такое из святых отцов утверждал? Так писали святые отцы на Вселенских соборах "изволися Святому Духу и нам". Или, "Разве не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор.3:16). Церковь управляется Христом, который есть её глава, посредством же Духа Святого. Я думаю, что вы со мной в этом согласны будете, ведь это православное учение о Церкви.
Во-вторых, я не говорил, что если что-то из Священного Предание не исполняется - значит Оно уже не имеет значения. Таких слов у меня нету. Никто не упраздняет слова Священного Писания, наполненные Духом Святым. Не убий не становится убий, а воровство не перестаёт быть грехом. Священное Писание незыблемо. Но Священное Предание по факту, взгляду на Церковь, каждый из нас может воочию увидеть, что Она многое приняла нового и многое из Священного Предания оставила, отложила, забыла или как хотите. Не всегда было так, как это есть сейчас. Я считаю это не апостасией, а действием Святого Духа в Церкви.
С уважением к вам, прошу святых молитв. Я тоже считаю, что все уже сказали то, что хотели. Спаси Господи.
священник Алексий 08/02/2017 в 20:42:48
Юрий, боюсь начнется целая дискуссия не по теме. Но равенство между Священным Преданием и Писанием ставят святые отцы. Преподобный Иустин (Попович) в "Догматике Православной Церкви" пишет: "Поскольку Священное Писание - это записанное Священное Предание, постольку Священное Предание - это устное Священное Писание"; "как Священное Писание, так и Священное Предание во всех отношениях равно необходимы, равно важны, равно незаменимы". В подтверждение святой Иустин приводит по этому поводу и цитаты древних святых отцов.
Очень странный аргумент, что если что-то из Священного Предание не исполняется - значит Оно уже не имеет значения. Исходя из этой логики, если у нас сейчас подавляющее большинство христиан евангельские заповеди не исполняют (хотя бы те, на которых "висит Закон и Пророки": "Возлюби Бога..." и "возлюби ближнего..."), то может и Священное Писание от этого перестает иметь значение?
Ну а это уже Ваши домыслы: "Церковь живая, она одно берет из Священного Предания, а иное оставляет. И в этом выражается действие Духа Святого". Кто такое из святых отцов утверждал?
Юрий 08/02/2017 в 12:42:55
Священнику Алексию.
***Или Вы считаете, если искажалось через переписку или со злым умыслом Священное Писание, то, когда это становилось ясным оно не исправлялось?***
Отец Алексий, дело вовсе не в том, чтобы не допускать исправления (на основании научного исследования) в текст либо перевод Священного Писания. Я не буду останавливаться на обсуждении 1 Иоан 5:7. Ведь речь идет именно о том, что нельзя ставить знак равенства между Священным Писанием и Священным Преданием. Потому что Писание, Слово Божие, в Церкви хранится не искажаемым. Священное Предание же, под действием Святого Духа, пребывает в движении, оно изменяемо. Что-то забывается, что-то появляется новое. Обосную свои слова примером. Неотъемлемой частью Предания являются каноны Церкви, а не только богослужение. Например, Апостольские Правила. Открываем книгу Апостольских Правил и видим, что 4 правило Святых Апостол в современной Церкви нарушается. Правило запрещает вношение в храм начатков плодов, кроме вина, хлеба, ладана и елея (никаких панихидных столов). Нарушается 9 Правило Святых Апостол, велящее отлучать от Церкви всех, кто не пребывает на Божественной Литургии до конца. Нарушается 37 Правило, регламентирующее собор епископов. Как и Правило 43, велящее отлучать мирян от Церкви за пьянство, а священство извергать из сана. Нарушается 44 Правило, требующее извержения клириков за хранение денег в банке под проценты. Правило 47 велит отлучать мирян от Церкви за развод без законной причины, что так же нарушается. Нарушается 50 Правило Апостолов, велящее крестить погружением, а не обливанием. Правило 59 велит клирикам, которые в нужде находятся, выделять средства из церковного имущества, что так же является далеким к действительности. 69 Правило Святых Апостол велит отлучать от Церкви тех, кто не соблюдает пост. Кого за это отлучили от Церкви в наше время?
А это Предание церковное, писал святитель Филарет (Дроздов) в своем Катехизисе: "Божественное откровение распространяется между людьми и сохраняется в истинной Церкви двумя способами: посредством Священного Предания и Священного Писания" (п. 16).
Таких «церковных нарушений» Святых Канонов более чем пятисот в наше время. Да и саму Божественную Литургию ныне не так служат, как служил свт. Иоанн Златоуст. Ясно, что Церковь живая, она одно берет из Священного Предания, а иное оставляет. И в этом выражается действие Духа Святого. Так что я хотел бы сказать, что вместо российский сказать русский, это еще не модернизм и не обновленчество.
священник Алексий 07/02/2017 в 22:00:55
Юрий, как Вы правильно процитировали, я написал "изменять", но я не говорил "дополнять". В качестве основания для изменения может быть искажение богослужебных текстов (о чем я опять же написал на примере "реформы" Патриарха Никона). Или Вы считаете, если искажалось через переписку или со злым умыслом Священное Писание, то, когда это становилось ясным оно не исправлялось? Как это, например, было со знаменитым 1 Ин. 5:7: "Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино". Хоть на Востоке греки долгое время пользовались текстом 1-го Послания апостола Иоанна с упущением этого стиха, но в дальнейшем Церковь исправила эту недостачу.
Юрий 07/02/2017 в 01:26:48

Отец Алексий написал: "Богослужение для православных - это Откровение Божие наравне со Священным Писанием. Поэтому нельзя без основания что-либо изменять в текстах служб."
Хотелось бы узнать, на каком основании сделано такое утверждение о равенстве богослужения и Священного Писания. Кто из святых так говорил? Может и в Слове Божием допустимо что-то изменять и дополнять при необходимости, если оно действительно наравне с богослужением?
От редакции: Богослужение - это часть Священного Предания, воспринятого нашей Церковью от Церкви Греческой и во многом ею дополненного. А то, что и Св. Писание и Св. Предание составляют единое Божественное откровение, писал святитель Филарет (Дроздов) в своем Катехизисе: "Божественное откровение распространяется между людьми и сохраняется в истинной Церкви двумя способами: посредством Священного Предания и Священного Писания" (п. 16).

Владимир Юрганов 06/02/2017 в 08:46:38
Как бы мне не было приятно наименование церкви по имени моего народа, всё же была она до октябрьского переворота Греко-российскою, так бы ей и быть. А слово русский все же относится к нации, а не к территории, окормляемой патриархом. И именование церкви имением народа несколько отдает ересью филетизма. Сам я русский националист, но идеи национализма применимы где угодно, но только не в названии поместной церкви. Именоваться она должна по названии государства, а не по названию народа. Даже пресловутая Болгарская православная церковь так именовалась не потому, что основной массой верующих были болгары, а потому что распространялась на Болгарию. Когда там эти причины были смешаны, то данное явление и было осуждено как ересь филетизме на Поместном Константинопольском Соборе 1872 года. Когда наша церковь была в Руси, то именование Русская Церковь было уместно. Когда же государство стало называться Российская Империя, и церковь сменила название на Христианскую Православную Греко-Российскую. При устранении коммунистами Российской империи и сменили название, но в данных условиях церковь стала как бы распространяться на одних только русских, что не является правдой.
Мирон 04/02/2017 в 07:54:42
Меня признаюсь удивляют последние комментарии, несогласные со статьей.
Ну во-первых для Галины Павловны не плохо бы было ознакомится с комментариями совсем чуть-чуть ниже, прежде чем подымать уже рассмотренный вопрос. Как было сказано, вопрос не в единичном изменении названии службы, а в стремлении упразднить в новой редакции службы вообще слово "российский", в то время как святитель Афанасий употреблял "российский" и "русский", как взаимозаменяемые (читайте внимательно статью, которую критикуете).
Во-вторых: большинство критиков считает вполне допустимым, что сиюминутная идеология или общественное мнение может влиять на Церковное Предание: хотим меняем, хотим возвращаем. Для православного такой взгляд невозможен. Не Русь/Россия создала Русскую Церковь, а Церковь создала Русь/Россию. Употребление в богослужении слов "русский" "российский" не случайное. Оно освящено молитвами русских святых и никого это не возмущало до последнего времени. Считать возможным изменить что-либо в Церкви - значит ставить себя выше святых.
И в третьих: если позволить произвольно заменять слова "российский" на "русский", то почему тогда "украинофилам" не позволить заменять слова "русский" на "украинский"? Принцип то один и тот же: богослужебные тексты волне могут быть исправляемы.
Виктор П. 04/02/2017 в 01:19:50
Галине Павловне
Чем больше Вы кричите о невежах вокруг, тем глупее это выглядит (см. ниже), тем более, "не хотелось", но тем не менее ответили ))).
То, о чём Вы пишете, мне неизвестно - но, наверное, так и было.
Во-первых, речь всё равно не службе новомученикам и исповедникам Российским, которую вы в захлёбе эмоций спутали с совершенно другой (и мягко обошли этот факт свои "возражением").
Во-вторых, официальная позиция РПЦ в тот период, когда и титул был придуман новый (взамен всея России, то есть стоило бы ожидать наоборот глаголемого Вами варианта - но нет), была такой, как была. Мне что - эту статью в пересказе писать дублем? ))) И что вообще меняет некий частный случай? То, что в одной из служб было задумано так, как Вам нравится? Ну, ок. Предлагаю Вам поднять церковные тексты 19 века и посмотреть, как там употребляется (я это знаю, но доктором не буду ))
Галина Павловна 03/02/2017 в 23:17:27
Не хотелось мне отвечать на невежественные замечания. В 1946 году вышла служба, переведенная на русский язык и сокращенная до минимума патриархом Сергием. Оригинальная служба Всем святым, в земле Русской просиявшим, была составлена святителем и новомучеником Афанасием Сахаровым. Помогал ему Борис Тураев и другие отцы, которые, будучи в заключении, продолжали составлять богослужебные последования.
Андрей Иванович 03/02/2017 в 15:38:38

Слово «русский», как нетрудно заметить, является не существительным, а прилагательным. Изначально обозначало оно славян, находившихся под властью русов, т.е. варягов-норманов, пришедших вместе с Рюриком, и составлявших его правящую элиту. Первыми рускими были ильменские славяне, призвавшие Рюрика на княжение. После перемещения в Киев рускими стали и поляне, и северяне и другие местные племена. Так появился геополитический термин «Русь Киевская». Позже св.Андрей Боголюбский – прямой потомок Рюрика, ушел с правящей элитой в Ростово-суздальские земли. Рускими стали меря, мещера, мурома и т.д. Это была уже «Владимирская Русь». После Куликовской битвы, на которую «шли отдельные княжества а вернулся единый руский народ», появилась «Русь Московская», в которую позже вошли и «мордва и чуваша», а они, как известно – «люди наша». С уходом Рюриковичей с вершины политической власти, сменилось и название страны. Согласно исследованиям новопреставленного В. Карпеца, бояре Романовы были примерно тех же кровей, что и Рюриковичи. Поэтому новое царство было преемственным по отношению к прежнему, но имело и принципиально новые политические черты. Именно византийский вектор романовской политики и обусловил «греческие кальки» в терминологии. Вместо «Руси» появилась «Россия». Российскими подданными стали от черкас на западе - до башкир на востоке; от чухонцев на севере - до донских казаков на юге. Но, для внешнего наблюдателя, к примеру – европейца, они являлись не кем иным, как «русскими». Петербургские Романовы, которые были уже не Рюриковичи, и не Романовыми, а представителями общеевропейской датско-германской династии, создали из «России» - «Российскую Империю» включив в нее разнообразных иноверцев и инородцев. Следует отметить, что на протяжении тысячи лет эту огромную разнородную человеческую массу организовывала и направляла инородная элита, имевшая по большей части северо-европейское происхождение. К началу революции под термином «русский» следовало бы понимать славян малороссов, белорусов и великороссов, как чистокровных, так и с некоторой долей инородной (мордовской, финской, немецкой, татарской, кавказской и т.д. и т.п.) крови, объединенных Православным вероисповеданием и присягой на верность Императору. Величина этой доли напрямую влияла на «православность» и «верноподданность» гражданина империи. Сегодня термин «русский» - это пережиток прошлого. Русских, а тем более их правящей элиты ныне не существует в природе. Их вырезали в 20-40 гг. ХХ века. Есть новая общность - «советский народ», как нам о том объявили на ХХV-м, что-ли, съезде КПСС. Или «дорогие россияне», как нас нарек ЕБН. Падения и свершения советского народа велики, никто не посягает на их значимость, но это падения и свершения советского народа. О послеперестроечных россиянах горько и говорить.
Даст Бог, интерес к этой теме поможет преодолеть разделение и выработать единое воззрение на прошлое, настоящее и будущее нашего народа.

Виктор П. 03/02/2017 в 10:02:02

Галине Павловне.
Вы всё перепутали. Автор пишет про новомучеников и исповедников Российских, а Вы пишете "в Земле Русской просиявшим". В оригинале 1946 года: https://goo.gl/gjU39z служба называется: «Служба всем святым, в земли Российстей просиявшим». Можно сделать вывод, что ваши слова списаны с зеркала, с небольшой заменой: "Поэтому весь пафос ВАШЕГО МУДРОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ просто ничего не стоит. Это - незнание или непонимание. Совершенно незачем раздувать из мухи слона на пустом месте".

Виктор П. 03/02/2017 в 09:38:48
Прекрасная статья. Всё верно.
Роман 03/02/2017 в 00:41:08
Если рассуждать с точки зрения державности, что подразумевает воссоединение всех славянских народов, есть такая задумка, то слово Российский является истинным. После революции многие православные русские, не захотевшие присягнуть богоборцам, рассеялись по миру, и они хотят вернуть свою родину, а родина та называлась Россиею в границах православной империи. Но если предположить, как некоторые говорят, что Россия пала как Византия, просуществовав 1000 лет, то слово русский или Российский уже не имеет смысла и на горизонте маячит всеобщее название (экуменический союз мировых держав).
Феодор 02/02/2017 в 20:48:14
Признаться, братья и сестры, меня всегда коробило, когда, например, в дни памяти, Великую равноапостольную княгиню русскую Ольгу величают «великой княгиней российской» и в других подобных случаях. Думаю, что наша общая русская история и культура и наша Русская Православная Церковь – это то самое, что может объединить наш разделённый врагами Великий Русский Народ. Нас разъединили при помощи лжи, и только наша русская правда сможет вновь объединить русских, белорусов и малороссов в единый русский народ. Только правда о нашей общей русской истории, может образумить тех русских людей, которых ложью вынудили считать себя «украинцами». Не надо бояться слова «русский», ведь мы же русские! Уважая другие народы, не стоит уничижать свой!
Считаю, что правильно заменили в богослужении слово «российский» на слово «русский». Давно нужно было это сделать. Привожу цитату П.Б. Струве, которая, как мне кажется, очень подходит к обсуждаемой теме. «Русская интеллигенция обесцвечивает себя в российскую... Так же как не следует заниматься «обрусением» тех, кто не желает «русеть», так же нам самим не следует себя «оброссиивать»... В тяжёлых испытаниях последних лет вырастает наше русское чувство, оно преобразилось, усилилось и утончилось, но в тоже время, возмужало и окрепло. Не престало нам хитрить с ним и прятать своё лицо» / П.Б. Струве, журнал «Слово», 1909 г. 10 марта /.
Галина Павловна 02/02/2017 в 14:52:33
Служба изначально называлась святителем Афанасием (Сахаровым) именно как Служба всем святым, в Земле Русской просиявшим. Святитель имел в виду Святую Русь, куда входили все земли православной Российской империи. В советское время название изменили, а теперь, слава Богу! - вернули первоначальное. Поэтому весь пафос статьи просто ничего не стоит. Это - незнание или непонимание. Совершенно незачем раздувать из мухи слона на пустом месте.
Роман 02/02/2017 в 10:01:01
Это все равно, что пытаться разделить тело Христово на части и потом утверждать свою великую святость. В Евангелие от Иоанна написано, «после сего куска вошёл в него сатана» гл.13.26-27. И как результат мы видим, что происходит на Украине, но если братьев сумели разделить, то и мы страдаем. Братья и сестры время близко, времена исповеднические.
Протопоп Олег 01/07/2016 в 16:49:04
Насколько мне известно, заменить "российской" на "русской" была просьба архиереев из средней Азии и Казахстана, т.к. это не соответствует нынешним границам стран и Церкви. А, вообще, мне все равно, как священнику, главное не меняется смысл праздника. О чем там думают на Окраине - мне тем более не интересно, там давно дух православный заменили на национальное самосознание.
Ирина Фр. 30/06/2016 в 11:08:33
Андрей 29/06/2016 в 18:54:41
///А саму службу читать не пробовали? Или Вы только на названии зациклились?///
Я только на названии зациклилась )). На абзаце, в которого начинается статья. Службу надо называть так, как ее назвал автор. Разве тут могут быть два мнения? Ничего не имею против утверждения про взаимозаменяемость слов "российский" и "русский". Оглядываться, что говорят об этом (или о чем другом) на Украине в период массового помрачения, считаю излишним. Угодить этому свиномордому народику не удастся все равно.
Нина В. 29/06/2016 в 19:12:08
Тропарь: Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния, / земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия. / Тех молитвами в мире глубоце / Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве.
Ин тропарь: Иерусалима Вышняго гражданы,/ от земли нашея возсиявшия/ и Богу во всяцем чину/ и всяким подвигом угодившия,/ приидите, воспоим, вернии:/ о всеблаженнии земли Российския заступницы,/ молитеся ко Господу,/ да помилует сию от гнева Своего,/ исцеляя сокрушение ея,/ и верныя люди Своя утешит.
Андрей 29/06/2016 в 18:54:41
Ирина Фр.
А саму службу читать не пробовали? Или Вы только на названии зациклились? Там употребляется не только земля русская, но и земля российская (например тропари). Или для Вас святитель Афанасий авторитетен ровно настолько, насколько он согласуется с Вашими взглядами, а иначе можно и самого святого поправить, как это сделал священный Синод? Сам святитель не противопоставлял этих двух понятий, как современные националисты, из-за недоброй памяти Ельцина. А если завтра "русский" с двумя сс, кто-то скомпромитирует, тогда надо перейти на "руский" или "руськый" или "русин", как нынешние украинцы? Ведь в статье не говориться, чтобы русский на российский заменить там где это было изначально, а о том, чтобы никто не смел менять по своей прихоти службу Божию, в том числе и поправлять святого Афанасия (Сахарова).
Ирина Фр. 29/06/2016 в 10:59:09
Сельскiй бригадиръ 27/06/2016 в 21:04:53
///Не в 90-х, а в 1946 году вышла в свет Служба Всем святым, в земли РОССИЙСКОЙ просиявшим, изданная Московской Патриархией///
Дорогой бригадир, сходите в музей при храме Новомучеников в Бутове и посмотрите на экземпляр Службы всем святым, напечатанный лично свт. Афанасием и ему принадлежавший. Она называется "...в земле РУССКОЙ". И знаменитая стихира так же начинается - "Земле Русская, граде святый..." Я на эту тему как-то спорила с директором этого музея. Он тоже говорил, что надо называть землю "российская". Но там все было просто - я привела его к витрине и показала пальцем на экземпляр. Он очень удивился и сказал, что никогда не обращал пристального внимания на экспонат его собственного музея)) А с Патриархией у свт. Афанасия до конца его дней оставались очень сложные взаимоотношения.
Такшта, дорогие россияни...
Агапит 28/06/2016 в 09:53:32
Кстати, до революции, как известно, наша Церковь называлась Христианской Православной Греко-Российской. В советский период появилось новое название - РПЦ. Насколько это правильно? Не отдаёт ли этнофилетизмом ? Не слишком ли узко для Церкви Третьего Рима?
Р.S.: Отдаю себе отчёт, что возвращение старого наименования, уместное, например, в год и по случаю 1000-летия Крещения Руси, сейчас может быть опасным, ведь главный принцип врачебного искусства: "не навреди!"
Агапит 28/06/2016 в 08:08:53
священник Алексий 27/06/2016 в 21:33:35
***Например, в 17 в. при святейшем Патриархе Никоне в богослужебных текстах исправлялись новшества, не находившие подтверждение в древних славянских и греческих рукописях.***
Позволю не согласиться, книжная справа происходила по греческим лекалам, напечатанным в Венеции. А уже из Украины к нам пришло всё то, что называют "украинским барокко". Петр I даже архиереев русских заменил на малороссов. Вот и случилась "украинская порча русского православия".
***Поэтому нельзя без основания что-либо изменять в текстах служб.***
Всё верно! Тем более, что под "землёй российской" очевидно, подразумевалась вся Историческая Россия, а не усеченная РСФСР.
Сергей 28/06/2016 в 08:01:57
Три года пишу в комментариях об этой измене, никто и никак не реагирует, все довольны. ...
священник Алексий 27/06/2016 в 21:33:35
Богослужение - это не свободное творчество. Для православных - это Откровение Божие наравне со Священным Писанием. Поэтому нельзя без основания что-либо изменять в текстах служб. Например, в 17 в. при святейшем Патриархе Никоне в богослужебных текстах исправлялись новшества, не находившие подтверждение в древних славянских и греческих рукописях, что и было основанием книжной справы (я не касаюсь вопроса насколько успешна была совершена никоновская реформа, я говорю о ее принципе). Здесь же налицо современный (модерный) идеологический мотив. Ведь это касается не только указанной службы "Всех святых в земле Российской" просиявших. Уже сейчас изданы новые требники, где вместо привычного для молитвенного слуха «российских», употребляется «Церкви Русской». А дальше, значит, будут редактироваться все службы российским святым и в честь икон Божией Матери, просиявшими своими чудесами в России. А это уже покушение на освященную веками молитвами Церкви традицию употребления формы русского имени.
Сельскiй бригадиръ 27/06/2016 в 21:04:53

Не в 90-х, а в 1946 году вышла в свет Служба Всем святым, в земли РОССИЙСКОЙ просиявшим, изданная Московской Патриархией: http://archive.jmp.ru/page/index/194609562.html

Нина 27/06/2016 в 20:17:48
Изначально икона по благословению святителя Ковровского Афанасия Сахарова имела наименование "Собор всех святых в земле РУССКОЙ просиявших", а уже в 90-е годы перестроечные кто-то придумал заменить слово РУССКИЙ на Российский неведомо с какой целью. Поэтому статья эта ложная и запутанная.
Агапит 27/06/2016 в 19:04:36
протоиерей Алексий Касатиков:
***Любое новшество, вводимое ради новшества, без разумного его обоснования, уже вносит смуту и даёт поводы к нарушению существующего. За каждое новшество приходится платить.***
Аминь! Ни прибавить, ни отнять. У нас хотя и слово "россияне" скомпрометировано в 90-е покойным ЕБН, но тем не менее давно пора объявить мораторий на всякие новины и псевдореформы, от которых лихорадит страну уже 30 лет. Не мешает довести до сведения, что под словом "русский" следует понимать триединый народ: великороссов, малороссов и белорусов. Оффициальное коммюнике выпустить! Ничего подлее "украинства" я не видел. Вот так - и статья противоречивая, и пост получился противоречивый. Диалектика единства и борьбы противоположностей.
С Апостольским Постом Редакцию и читателей!
Надежда 27/06/2016 в 16:33:53
Очень противоречивая статья. С одой стороны "русский" и "российский" идентичные понятия, а с другой - замена на русский, это модернизм.
протоиерей Алексий Касатиков 27/06/2016 в 14:57:33
Кажется, ещё один общий аргумент можно добавить против этого и, вообще, очень многих новшеств. Всякое устоявшееся в течение продолжительного времени выражение (обычай, установление и т. п.) хорошо уже тем, что его использовали задолго до нас те, с кем мы хотим сохранять духовное единство. Любое новшество, вводимое ради новшества, без разумного его обоснования, уже вносит смуту и даёт поводы к нарушению существующего. За каждое новшество приходится платить. Далеко не всегда цена соответствует пользе, получаемой от новшеств. Особенно опасны неуместные новшества в те времена, когда и без того смута витает в воздухе.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского Православный журнал «Благодатный Огонь»

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

3.02.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

21.10.2020
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

18.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению».
Извержение из сана свящ. Феодора Людоговского

15.10.2020
Александр Камчатнов

Горé имеим сердца, или Еще раз к вопросу о языке богослужения

11.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

В Церкви активизировался вирус обновленчества

7.10.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества.
Послесловие к письму в редакцию «Благодатного Огня» прихожанки храма в г. Балашихе

4.10.2020
Патриарх Кирилл в декабре 2019 года запустил в Русскую Церковь губительный вирус обновленчества и богослужебного реформаторства.
Письмо в редакцию сайта «Благодатный Огонь»

20.09.2020
Николай Каверин

О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?

29.09.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

1.10.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

13.09.2020
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

17.09.2020
Священник Александр Шумский †16.09.2020

Светлой памяти священника Александра Шумского.
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

9.09.2020
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

30.08.2020
Николай Каверин

Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?

26.08.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

4.09.2020
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

7.09.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви

21.08.2020
Иеромонах Роман (Матюшин)

Не соблазняйте малых сих

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

2.09.2020
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

5.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

9.06.2020
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

27.09.2020
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

22.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

1.03.2020
Роман Носиков

Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Изменение церковнославянского богослужения — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

21.07.2020
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

Редакция сайта «Благодатный Огонь»
16.02.2017

Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

18.04.2020
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

23.07.2020
Священник Валерий Духанин

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

29.06.2020
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

 

НОВОСТИ

19.10.2020
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)

18.10.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

14.10.2020
В Псковской епархии возрождается единоверческий приход и богослужения древнерусским чином

09.10.2020
Масоны Испании заявили, что папа римский поддерживает их принципы

08.10.2020
Митрополит Тихон (Шевкунов): Мне выпало счастье общаться с Путиным

02.10.2020
Оздоровление Сретенской духовной семинарии: Патриарх Кирилл назначил проректоров и секретаря Ученого совета

29.09.2020
Служба внешней разведки РФ узнала о подготовке в Белоруссии «резонансной провокации» с целью столкнуть православных и католиков

19.09.2020
Прощание с отцом Александром Шумским

17.09.2020
Погиб священник Александр Шумский

12.09.2020
Донбасс за нами! — сильная песня прекрасных дончанок взрывает Сеть

10.09.2020
Суд Екатеринбургской епархии отлучил схимонаха Сергия Романова от Церкви

08.09.2020
Диакон Владимир Василик о творчестве протоиерея Александра Меня в связи с 30-летней годовщиной со дня его убийства

24.08.2020
Святейший Патриарх Кирилл в ответ на многократные обращения мирян поручил проанализировать богословские изыскания священника Георгия Кочеткова

22.08.2020
О последних событиях в церковно-политической жизни Белоруссии

20.08.2020
Священнослужитель Белорусской Православной Церкви: Константинопольский патриарх готовит в Белоруссии церковный раскол

18.08.2020
Заявление Медиагруппы «Патриот» в связи с событиями в Белоруссии

15.08.2020
О последних событиях в Белоруссии:
Белоруссия-2020 — репетиция перед Россией-2024.
Белорусские ксёндзы поддерживают протестующих, пытаются дискредитировать итоги президентских выборов и обеляют провокаторов

13.08.2020
Религиоведы отнесли учение бывшего схиигумена Сергия Романова к генотеизму

12.08.2020
Письмо белорусским «русофобам в рясах»

12.08.2020
К 20-летию гибели подводной лодки «Курск»

07.08.2020
Еще один «внеконфессиональный богослов» уволен из Московской Духовной академии

27.07.2020
Снятие карантинных ограничений: протоиерей Владимир Чувикин восстановлен в должности настоятеля Николо-Перервинского монастыря

17.07.2020
Светские власти не вправе были ограничивать посещение храмов в период пандемии, считают в Совете по правам человека

09.07.2020
Церковный публицист Владимир Семенко об изверженном из сана Сергии (Романове)

25.06.2020
Александр Щипков о русификации церковнославянского языка: «Язык богослужения не имеет никакого отношения к миссионерской работе»

16.06.2020
– Что за вой опять на болотах, Бэрримор?
– Это либеральные бесы атаковали Главный Храм Вооруженных сил России, сэр.

11.06.2020
Первый канал в клочья порвал российских либералов юбилейным показом культового фильма «Брат-2»

08.06.2020
Господин Президент, услышьте людей! Вы как православный человек понимаете, что имя на номер Господь не велел менять. Мы не цифры!

05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

09.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»

26.01.2020
Внезапная кончина протоиерея Всеволода Чаплина

19.01.2020
Об использовании нецерковнославянского языка за богослужением

14.01.2020
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

09.01.2020
ИТОГИ 2019 ГОДА
Московский Патриархат между Третьим Римом и «церковью РФ»

28.12.2019
Митрополит Иларион (Алфеев) прокомментировал слова Патриарха Кирилла о допустимости частичного использования русского языка за богослужением и предупредил о риске раскола при переходе Церкви на современный язык

20.12.2019
К 140-летию со дня рождения И.В. Сталина.
Сталин и Третий Рим

18.12.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

16.12.2019
В Москве прошла презентация трехтомника протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и ...»

12.12.2019
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

07.11.2019
Вышел в свет трёхтомник протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму