Богородица

Актуальные статьи

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Модернизм является продолжением и новым этапом обновленчества – антицерковного авангардистского учения, возникшего на волне революции в первой половине прошлого столетия. Тогда обновленчество представляло собой преимущественно экклесиологическую ересь, стремящуюся извратить и разрушить канонические основы, иерархическую систему и богослужебный устав и сразу же проявило себя как мятеж и раскол Церкви. Поэтому границы между обновленчеством и православным традиционализмом были довольно ясно очерчены. Теперь модернизм действует более осторожно, планомерно и последовательно, без крикливых лозунгов и эксцессов, но диапазон его борьбы стал значительно шире. Модернизм делает глубокий подкоп под православную догматику, и, что самое опасное, выступая против Православия, старается говорить от имени православия.

Можно указать целый ряд особенностей модернизма. Необязательно, чтобы в статье или лекции какого-нибудь модерниста были представлены все эти пункты. Но достаточно даже одного, чтобы понять, что мы имеем дело с реформаторством. Не обязательно изменять все числа в сложной формуле: достаточно изменить одно число – и вся формула уже не работает; достаточно одной глубокой раны на теле человека, чтобы он истекал кровью. Поэтому перечисленные ошибки у модернистов могут содержаться в любой композиции, или даже ограничиться одной:

1. Модернисты отрицают передачу греха Адама к его потомкам.

2. Отрицают искупление или извращают его смысл.

3. Скептически относятся к чудесам, описанным в Библии и житиях святых.

4. Отрицают пресуществление Святых Даров, совершаемое на литургии.

5. Враждебно относятся к слову «мистика», сознательно путая православную мистику с ложным мистицизмом.

6. Стремятся к языковой реформе – замене древнего богослужебного языка на современный, менее отвечающий динамике молитвы.

7. Рассматривают любовь Божию в отрыве от справедливости Божией, тем самым обращая Божественную любовь в оправдание нравственной вседозволенности.

8. Извращают понятие Церкви, а именно, догмат: «верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Они утверждают, что в других конфессиях или даже при отсутствии религиозной веры можно спастись. Игнорируют действие Духа Святого, пребывающего в Церкви, отрицают святость Церкви, как и чистоту ее учения. Соборное сознание Церкви они заменяют собственными догадками и измышлениями.

9. Стараются рационализировать как богословие, так и богослужение, вообще холодно относятся к богослужению, считая его второстепенным делом для спасения.

10. Нигилистически относятся к Священному Преданию, традиции и преемственности.

11. По мнению модернистов, классическое, ортодоксальное богословие – это не более как «мертвечина и скучище».

12. Чтобы скрыть свою антиправославную направленность, модернисты в одном месте утверждают то, что отрицают в другом, отрицают то, что доказывали сами раньше. При этом если модернист будет обличен в еретической мысли, то сошлется на другое место в своих высказываниях и скажет, что его взгляды следует рассматривать не в отдельности, а в целом. Но что значит это целое – не понятно. К такому приему модернисты прибегают для того, чтобы создать путаницу в сознании православных.

13. Многие модернисты стараются реабилитировать учение Оригена и чуть ли не представить его жертвой заблуждения со стороны апологетов Православия – отцов Вселенских Соборов. Для модернистов Ориген – неканонизированный святой.

14. Они учат о всеспасении, уже заранее предрешенном Богом, то есть, неизбежном. При этом они не только повторяют и варьируют апокатастасис Оригена, но в некоторых случаях идут намного дальше. Если для Оригена грешник должен пройти очищающие страдания на земле, то некоторые модернисты считают, что достаточно грешнику пожелать спасения, и он же будет спасен.

15. Модернисты преуменьшают значение как ангельских, так и демонических сил в истории мира и нравственной жизни каждого человека. Демонические искушения они склонны списывать под эмоциональные аффекты и психические расстройства.

16. Модернисты стараются дискредитировать церковные авторитеты и вероисповедальные книги.

17. Они лавируют между эволюционистским и креационистским учениями о создании мира и человека и выступают с компромиссными гипотезами.

18. В своих критических наскоках на православное учение модернисты употребляют подлог: свои предположения выдают за факты, шаткие обоснования за твердые доказательства.

19. Путем монтажа цитат и манипуляции фрагментами, выдернутыми из патристических сочинений, они приписывают святым отцам те мнения, которые устраивают их, не считаясь ни с церковной экзегетикой, ни с правилами герменевтики.

20. Модернисты, высказывая свои мысли, стараются не раскрывать их до конца, чтобы не выдавать свою антиправославную сущность. Поэтому у модернистов чувствуется отрывочность и незаконченность концептуальных взглядов.

21. Модернисты дефицит веры маскируют под широтой взглядов. Они спекулируют словами «наука», «просвещение» и «прогресс».

22. Модернизм не только потакает человеческим страстям и мирским вкусам, но иногда доходит до циничного отношения к святыне. Они говорят о метафизических вопросах с шутками и ухмылками, которые разрушают чувство благоговения к предметам веры. Божество – это огонь, к которому нельзя приблизиться без покаяния и благоговения. Некоторые теологи ведут себя так, будто хотят позаимствовать славу муллы Насреддина.




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Грешник 27.10.2020 в 12:40:18

Перечень пунктов, приведённых о. Рафаилом, соответствует "левому флангу" гностицизма. В греческой античной философии подобных взглядов придерживался Аристотель, в иудействе им соответствовало саддукейство. Аристотеля в значительной степени заимствовала Антиохийская богословская школа, оттуда вышли специфические ереси (например, несторианство). Для "левого" образа мышления характерны инициатива "снизу", неприятие любых границ (между Божественным и человеческим, между правдой и ложью, между праведностью и грехом, между духовным и материальным, а также и государственных границ, различия рас и полов, социальной и духовной иерархии, вплоть даже до стен домов - именно поэтому либералы так фанатично любят здания из стекла). "Левый" гностицизм синкретичен, на его основе было создано манихейство и множество других дуалистических культов (катаризм, богомилизм и др.) - кстати, многие из них использовали лозунг "Бог - это любовь", противопоставляя любовь Божией правде. При толковании Ветхого Завета "левые" часто используют инверсию добра и зла, считая Каина, Хама и других слуг сатаны положительными героями, бунтарями против Бога-"тирана". Для "левых" в христианстве характерно неприятие Крестной Жертвы Спасителя и символа Креста, можно сказать, что это христоборческие ереси. "Левые" не терпят любого намёка на Голгофу и пытаются принизить её значение в духовной жизни христианина. Масонские магистры часто изображали Крест на полу в дверном проёме, чтобы всякий входящий попирал его ногами. Слова Христа и апостолов о будущем веке "левые" относят к веку нынешнему, отсюда их разговоры об отсутствии различий, ненужности начальства. Первородный грех (да и вообще часто грех как таковой) "левыми" отрицается, равно как и повреждение грехом человеческой природы, соответственно, отрицается и необходимость очищения от греха путём скорбей и слёз. Спасение, с т.з. "левых", заключается просто в добрых делах, исключительно человеческими силами. "Левые" любят изображать всеобъемлющую любовь, доброту и милосердие, и этим подкупают других людей. Однако, не пройдя скорбей, не имея школы терпения и критического отношения к себе, они не имеют укоренившихся действительных добродетелей, а лишь носят благодушную маску, которая довольно быстро с них слетает и обнажает сатанинскую злобу, едва они услышат даже не обличение греха, а просто называние вещей своими именами: блуд - блудом, лицемерие - лицемерием, разврат - развратом. Не случайно либеральная пропаганда накинулась на о. Димитрия Смирнова: так действовали и обновленцы, и масоны, и розенкрейцеры, и "левые" еретики всех времён. Вкратце "левую" повестку можно охарактеризовать как "Воскресение без Голгофы". В "левом" духе создано множество художественных произведений, в т.ч. подавляющее большинство Голливудских фильмов, превозносящих индивидуализм и демонизирующих иерархический уклад и традиционные ценности. Получив такое распространение в пропаганде, элементы "левого" гностицизма сегодня пронизывают массовое сознание. Они опираются в человеческой душе на личную гордость и нежелание подчиняться кому бы то ни было, которое "левые" называют свободой. Именно отсюда проистекает успех левой пропаганды в мире. А слабость "левого" менталитета в том, что он не способен удержать в подчинении людей, отсюда - экономические кризисы, терроризм, аборты, разврат и другие продукты индивидуальной безответственности. Разочаровавшись в "левой" модели общественного устройства, общество кидается на "правый" фланг и попадает в другую ловушку: абсолютизация человеческой иерархии, традиций и границ (вплоть до объявление одной расы - избранной, а остальных - порождением зла), отказ падшему человеку в покаянии и исправлении, культ смерти. "Ультраправым" менталитетом в античности обладала школа Платона, исповедовавшая совершенное и недоступное божество-абсолют, которому нет дела до людей, "правые" ереси возникали на западе Империи - в Риме (католицизм) и Александрии (монофизитство). У иудеев "правый" фланг был занят фарисеями. В Западном мире это - католицизм и его силовые структуры и "спецслужбы": Мальтийский орден, иезуиты и др. Краткая формулировка "правой" гностической повестки - это "Голгофа без Воскресения". В частности, католическая Пасха является малозначительным праздником, смысл которого католикам непонятен - фактически, отрицанием Воскресения они отрицают участие Бога в земной жизни человека, а формула "филиокве" отказывает в бытии Святому Духу как самостоятельному лицу Святой Троицы, равночестному остальным. Взаимодействие "левого" и "правого" флангов гностицизма лишь на первый взгляд кажется борьбой не на жизнь, а на смерть. Конечно, "правые" сжигали "левых" на кострах, а "левые" со времён Дюма мажут "правых" чёрной краской. Но их взаимные претензии не мешают им работать рука об руку против Христовой Церкви. Вначале приходит "левый" фланг, мягко подменяющий Божие человеческим, а затем наступает очередь "правого", приводящего в систему и юридически фиксирующего достижения "левых". Это две руки одного и того же сатаны. Если взять апокалиптическую "сатанинскую троицу", то "первый зверь, у которого рана исцелела" - это "правый" фланг, возможно, лично Римский понтифик, сидящий на месте Бога, и которому много столетий назад поклонилось множество царей. А "второй зверь", "лжепророк" - это "левый" фланг, те, кто на переднем крае проповеди безбожия и оккультизма, а также - цифровых технологий массового оболванивания и слежки.

Александр 05.08.2020 в 10:06:26

Если позволите добавить признак: нигилизм к традициям православных песнопений, внедрение неуместных в богослужении распевов (типа "оперного богослужения"), наемный маловерующий клирос. Быть может о. Рафаил не слышал, и не знает, насколько сильно распространено в столицах, но это существует, кем-то культивируется. Совсем недавно на всенощном бдении в одном храме я слышал _такое_ исполнение Великого славословия, что страшно стало, какому богу пели эти наемники.
Богодуховная Псалтырь говорит "Человек яко трава дни его, яко цвет сельный, тако отцветет". Побыстрее бы "отцвели" эти попытки реформации богослужебных песнопений, ибо и без них у нас модернизма хватает.

Сергий 23.07.2020 в 19:07:23

Хотелось бы, чтобы с позиции своего духовного и жизненного опыта архимандрит Рафаил рассмотрел и признаки другой духовной опасности в наше время - это раскольничество, в результате которой многие ревностые и доблестные священники ушли в раскол. Но ведь грех раскола, как и ереси, не смывается даже мученической кровью за Христа. Вот в чем опасность, - чтобы не свалиться с пути ни в право (ересь), ни влево (раскол). Многие, обращая внимание только на опасность справа, уходят влево, не видя края дороги. А лукавому без разницы, в какую погибель человека ввести, лишь бы ушел с пути спасительного.

Александр 18.07.2020 в 15:58:46

Елене Н.
Как я вас понимаю. У нас, в городе Туле, не было столь лютых гонений, как у вас в Москве. В нашем городе слуги князя мира сего окончательно закрыли храмы прямо в Чистый четверг, и держали закрытыми официально еще недели три. Но для некоторых были иногда возможности... и тем больнее получить удар модернизма сегодня, когда ослабло (на время) гонение от самого зверя с именем роспотреб-чего-то-там. У нас перестали служить Литии в праздники! Уже не было Литии (и положенного по уставу помазания) в праздник Рождества Иоанна Крестителя, не было и неделю назад, в праздник Петра и Павла. И это самоволие настоятеля! А ведь в храме годами (теперь уже "была") практически уставная (с небольшими сокращениями) служба, и ежедневно.

Елена Н. 08.07.2020 в 09:49:34

Наверное, в список хорошо бы внести и попытки реформации богослужебной традиции. В качестве примера можно назвать одно из грустных нововведений на Московском подворье Оптиной Пустыни (храм св. ап. Петра и Павла в Ясенево, настоятель архим. Мелхиседек (Артюхин)): в храме после праздника Св. Троицы перестали служить воскресную всенощную.

Сергей 06.07.2020 в 06:25:41

Ещё не плохо было бы вести список модернистов, как писателей, так и просто телепроповедников. Я бы, например, тогда заглядывал в список, чтобы не тратить время на чтение или просмотр означенных людей. От себя могу добавить, что телеканала Спас - вообще можно закрывать.

Геннадий 03.07.2020 в 15:19:01

Почему у нас боятся назвать имя главного модерниста, с чего вся эта эпопей с модернизмом и началась, он ещё в 1990 году в Канберре заявил, что ВЦС общий дом для всех православных, к тому же и отец его духовный умер у ног папы, а духовный отец его отца "лицемерно покаявшийся обновленец епископ Дмитрий (Градусов) /Ольга Четверикова/"? Пока будем стыдливо ходить вокруг да около, модернизм нас и сожрёт.

Гость 02.07.2020 в 18:20:47

Пункту 22 полностью соответствует проект "Batushka ответит" на youtube. А выражением пункта 20 служит то, что у сочувствующих модернизму людей истина всегда "где-то там" и почти никогда "здесь". Они всё время в её поиске, хотя она в Православии: Христос и есть истина.

Александр С. 02.07.2020 в 13:21:25

Лет десять назад мой духовник говорил, что самое главное устоять в догматах. Это конечно так. Хотя разложение церкви идет изнутри в виде профанации иногда мало заметной всего, что дорого для верующего человека, что и составляет суть веры. И дух меняется /"не знаете какого вы духа.."/ Об этом как я понимаю говорит о. Рафаил. Хотя многие справедливо замечают, что наша церковь перестает быть Соборной. И это - главная беда на мой взгляд. ИМХО

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс