Богородица

Актуальные статьи

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

19.12.2023

Священное Предание – это часть Божественного Откровения, это «живое Божие слово, изустно переданное Апостолам и соблюдаемое в Церкви. Поскольку Священное Писание – это записанное Священное Предание, постольку Священное Предание – это устное Священное Писание. Происхождение того и другого – Божественное, ибо то и другое – это Откровение одного и того же Троичного Божества» (Преп. Иустин (Попович). Догматика Православной Церкви. Собрание творений. М., 2006. Т. II.).

Поскольку мы живем в эпоху некоего главенства, или примата, так называемых «демократических норм», то ничто не мешает нам воспользоваться понятиями и терминами из словаря нашей новейшей социологии и юриспруденции. Речь, в частности, идет о пресловутой «презумпции невиновности». В приложении к Священному Преданию это понятие может играть ту позитивную роль, что не охранителям Священного Предания нужно доказывать его правомерность и достоверность (в этом смысле Священное Предание как a priori, так и a posteriori – невиновно!), а наоборот – авторам нападок на Священное Предание придется доказать его неуместность и/или подложность.

Современные протестантствующие священнослужители (игумен Петр (Мещеринов), протодиакон Андрей Кураев и др.), умаляющие значение Священного Предания как Богооткровенной истины, обычно подвергают сомнению некоторые исторические события, вошедшие в агиографическую сокровищницу Православной Церкви: например, Пресвятая Богородица не посещала святую гору Афон, апостол Андрей Первозванный никогда не посещал Русскую землю, апостол Лука на писал иконы Богородицы на досках от стола, за которым трапезовало Святое Семейство, святитель Николай Чудотворец не заушал еретика Ария, за что подвергся наказанию от отцов I Вселенского Собора, всё житие преподобного Алексия, человека Божия, – это сплошная выдумка, преп. Серафим Саровский не кормил медведя и т.д., и т.п. Кроме этого современные протестантствующие отрицают чудесное схождение Благодатного огня накануне православной Пасхи, не признают историчность праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Да и вообще, все чудеса объявляются ими «благочестивой выдумкой» и «более поздним напластованием» в агиографических материалах.

Некоторые из протестантствующих являются проповедниками т.н. «асфальтового православия», в первую очередь это протодиакон Андрей Кураев. Эта плеяда неверующих богословов «новых саддукеев» представляет собой крайний случай рационалистического подхода уже не только к Священному Преданию Церкви, но и к Священному Писанию. «Асфальтовое православие» полностью исключает наличие каких-либо чудес в истории Церкви Христовой, в агиографии святых, в повседневной жизни отдельного христианина, да и, наверное, в самом Евангелии, хотя об этом протодиакон Кураев и его либерально-атеистические «подельники» пока еще не решаются открыто рассказать своей «пастве», ибо такое откровенное признание в неверие в евангельские чудеса и их «фейковость» неизбежно может повлечь за собой извержение самого протодиакона и прочих протестантствующих священнослужителей из сана.

Именно рационалистическое исследование нашими протестантствующими священнослужителями и историками («новыми саддукеями») правдивости чудес, содержащихся как в житиях святых Церкви Христовой, так и в Евангелии, рано или поздно способно довести их до полного отрицания и евангельских чудес, а тем самым и до отрицания Божественного естества Господа нашего Иисуса Христа и Его спасительной миссии. Эта позиция хорошо известна нам из древности. В Евангелии ее выражали иудейские священники, входящие в секту саддукеев. Именно они преобладали в Синедрионе. Саддукеи не верили ни в Ангелов, ни в Воскресение. Как написано в Синаксаре недели о мытаре и фарисее, «саддукеи, иже ниже Воскресению, ниже Ангелу, ниже Духу быти приемляху».

Господь не полемизировал с саддукеями. Это было бесполезно. Когда они видели силу Ангелов – они отрицали существование Ангелов. Когда им предъявлялся факт Воскресения – они отрицали возможность Воскресения. Для них духовной нормой являлась хула на Духа Святого, поэтому Христос Спаситель отказался показать им знамение (кроме знамения Ионы пророка), так как их скептический ответ был предрешен. Какими были саддукеи во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, такими «новые саддукеи» остаются и поныне. Но Бог поругаем не бывает.
* * *

В последнее время некоторые либеральные священнослужители – «протестанты восточного обряда» – в своих блогах, а иногда прямо с амвона начинают «учить» свою паству протестантским, пацифистским («антимилитаристским») и либеральным постулатам, т.е. открыто проповедуют с амвона православных храмов антиправославные идеи. Так, например, клирик храма Иверской иконы Божией Матери в Очаково-Матвеевском иерей Илья Письменюк в день свт. Николая 22 мая 2019 года в своей проповеди с амвона заявил прихожанам, что в житии святителя Николая содержится один эпизод, якобы противоречащий православной вере и который священника Илью лично очень смущает, а именно: заушение святителем Николаем еретика Ария на I Вселенском Соборе. По словам о. Ильи, «это – позднейшая вставка XV века в житие свт. Николая, эта история явно выдумана, это типичная издевка дьявола, который паразитирует на добре и старается отравить все самое светлое – “образ кротости” затеняется нетерпением и агрессией». Церковь величает святителя Николая «правилом веры и образом кротости», а удар в лицо Арию – это, по мнению о. Ильи, никак не согласуется с кротостью святителя Николая. «Ну как можно оправдать православного христианина, который ударяет по щеке своего обидчика или врага?», – вопрошает с амвона о.Илья.

Вот что по этому поводу пишет протоиерей Владимир Переслегин:

«Может ли православный христианин говорить: “Святитель Николай не ударял в ланиту Ария?” Нет, не может – так как вера в то, что Николай Угодник ударил Ария по щеке и был за это подвергнут церковному наказанию и заточению в темнице, является верой Православной Церкви.

Православная Церковь содержит Божественное Откровение посредством Священного Предания и Священного Писания. “Под Священным Преданием понимается то, что словом и примером истинно верующие и чтущие Бога люди передают друг другу и предки передают своим потомкам: учение веры, закон Божий, Таинства и священные обряды” (Пространный Христианский Катихизис, Введение).

Богослужебные книги православной Церкви, общепринятые Церковью Жития Святых, хранимая Церковью в лицевых иконописных подлинниках и чтимых иконах иконография Святых угодников Божиих – являются хранилищем неповрежденной истины Священного Предания, и в этом качестве – предметом веры в Церковь.

Является ли Житие Святителя Николая Чудотворца “учением веры”? Несомненно. Иначе не называла бы его Церковь “правилом веры”. Его житие назидает не в чем ином, как в Вере Православной:

“Благоверный царь Константин, желая утвердить Христову веру, повелел созвать в городе Никее Вселенский собор. Святые отцы собора изложили правое учение, предали проклятию Арианскую ересь и вместе с нею самого Ария и, исповедуя Сына Божьего равночестным и соприсносущным Богу Отцу, восстановили мир в святой Божественной Апостольской Церкви. Среди 318 отцов собора был и святитель Николай. Он мужественно стоял против нечестивого учения Ария и вместе со святыми отцами собора утвердил и предал всем догматы православной веры. Инок Студийского монастыря Иоанн повествует о святителе Николае, что одушевленный, подобно пророку Илие, ревностью к Богу, он посрамил сего еретика Ария на соборе не только словом, но и делом, ударив в ланиту.

Отцы собора вознегодовали на святителя и за его дерзкое деяние постановили лишить его архиерейского сана. Но Сам Господь наш Иисус Христос и Преблагословенная Его Матерь, взирая свыше на подвиг святителя Николая, одобрили его смелый поступок и похвалили его божественную ревность. Ибо некоторым из святых отцов собора было такое же видение, коего удостоился и сам святитель еще прежде своего поставления на архиерейство. Они видели, что с одной стороны святителя стоит сам Христос Господь с Евангелием, а с другой Пречистая Дева Богородица с омофором и подают святителю знаки его сана, которых он был лишен. Уразумев из сего, что дерзновение святителя было угодно Богу, отцы собора перестали упрекать святителя и воздали ему честь, как великому угоднику Божию” (Жития Святых святителя Димитрия Ростовского, месяц декабрь, день 6).

Вопрос: Что значит веровать в Церковь?

Ответ: Значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться ее учению и заповедям, по уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной главы ее, Господа Иисуса Христа” (Пространный Христианский Катихизис, часть вторая, о Вере).

Благодать Божия учит, а мы – согласно Символу веры – веруем, то есть – повинуемся – ее учению.

Церковь учит нас, что пощечина была. Иначе бы не повторяли “выдумку” о ней бесчисленные cвятые – от Димитрия Ростовского до Иоанна Кронштадтского. Бог не скрывает от Церкви такие вещи. И Бог не попускает Своей Церкви заблуждаться относительно таких вещей, хранит верных Своих от лжи. Бог не играет со Своей Церковью в прятки, но открывает Ей Своим Духом то, что скрывает от мира. Церковь же фиксирует и неповрежденно держит сие Откровение своим Преданием.

Чтобы убедиться в том, что пощечина Арию и последующее лишение Святителя Николая его Архиерейского достоинства есть твердое Церковное Предание, достаточно взглянуть на всемирно известную икону святителя Николая из храма Николы на Липне в Новгороде, датируемую XIII веком: 1294 годом. Господь и Богородица подают своему Угоднику Евангелие и омофор – знаки епископской власти. Ни одному другому святому не усвоена Церковью данная иконография.

Церковь не гадает и не предполагает, выбирая из версий земной археологии подходящую, но верует в то, что ей раз и навсегда открыто Богом. Эта вера не зависит ни от доказательств, ни от экзистенциального «опыта», она – дар Божий. И она требует от Христиан подвига: испытывайте себя, в вере ли вы? (2 Кор. 13:5)».

* * *

Протестантствующие приводят в свое оправдание, что в заключительных актах I Вселенского Собора не упоминается имя архиепископа Мир Ликийских Николая. Отсутствие подписи сего святителя в актах Первого Вселенского Собора легко объясняется тем фактом, что в то время святитель Николай находился под запрещением, наложенным на него Святыми Отцами Собора за заушение ересиарха Ария, похулившего Христа Бога.

И, согласно Священному Преданию, Божия Матерь явилась святителю Николаю и вернула ему архиерейский омофор, снятый с него Отцами Собора. Это событие изображается в правом и левом верхнем углу на иконах святителя Николая Чудотворца: в правом верхнем углу на иконах святителя Николая Чудотворца – Божия Матерь возвращает святителю омофор, а слева – Господь и Бог наш Иисус Христос благословляет Свою Матерь на этот поступок.

Если Церковь несколько веков назад (как минимум с XIII века) приняла именно такое иконописное изображение святителя Николая, а иконописная Традиция – это составная часть Священного Предания Церкви, т. е. Боготкровенная Истина, – то, следовательно, именно так Святая Церковь и заповедовала нам веровать. Вопреки мнению современных «новых саддукеев» и прочих протестантствующих маловеров, вроде священника Ильи Письменюка, которые проповедуют откровенный антихристианский пацифизм и толстовское непротивленчество. Когда речь идет не о личном оскорблении, а о поругании Святой Православной веры, то непротивленчество равносильно соучастию в оскорблении веры или святыни.

Приведем цитату из творений великого учителя Церкви святителя ­Иоанна Златоуста.

«Но раз у нас зашла теперь речь о хуле, то я хочу просить всех вас об одной услуге… — именно, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди. И если судья пред судилищем потребует ответа, смело скажи, что он похулил Царя ангелов; ибо если следует наказывать хулящих земного царя, то гораздо больше оскорбляющих Того (Царя)» (Беседа о статуях, I // Творения… СПб., 1899. Т. II, кн. 1, с. 25. ).

И в заключение необходимо отметить, что заушение святителем Николаем еретика Ария – это настоящий подвиг святителя по защите Православной веры. Если мы не доверяем житийной агиографии, составляющей неотъемлемую часть Священного Предания Церкви, нам придется пересмотреть жития многих святых и пойти по пути Католической церкви после II Ватиканского собора, которая удалила из своих святцев ряд древних святых (деканонизировала их) из-за «сомнительности и недоказуемости» некоторых эпизодов из их житий.

 Редакция сайта «Благодатный Огонь»




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Мирянин 19.12.2023 в 19:51:23

ВОПРОС - «Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?» 
ОТВЕТ - «Церковь учит нас, что пощечина была» 
Однако, на мой взгляд, более важен такой - прикладной современный вопрос:
- Надо ли «ударять», например, мирянам, по тому месту, которым согрешают некоторые высокопоставленные иерархи РПЦ?

Михаил Ершов 18.12.2022 в 22:23:18

Если святитель Николай сделал это (заушил еретика Ария), то сделал это вполне справедливо. Еретиков и отступников (того же Льва Толстого) ожидает нелицеприятный Суд, а нашего любимого святого святителя прославили сам Бог и Пресвятая Богородица. Злу нужно противостоять всеми средствами, в том числе, и силой. Сатана и слуги его будут гореть в аду!

Дмитрий 19.12.2021 в 13:49:45

Владимир Юрганов.
"Непротивление злу насилием (над истиной)". Л.Н.Толстой.
Означает непротивление злу произволом, поелику "подвизающийся незаконно не увенчивается". Св.Апостол Павел.
Только так пожалуй и стоит понимать слова Л.Н.Толстого и прежде всего - в наше время. Потому, кажется, не стоит, поручика артиллерии, участника Обороны Севастополя, не разобравшись, записывать в протестантствующие "пацифисты-мiротворцы" ("все люди - братья"), что действительно отвергают борьбу со злом ЗАКОННЫМИ методами, предлагая вместо законных произвольные - "от ветра головы своея", в итоге - зло побеждает, а должно быть наоборот.

Александр 18.12.2021 в 21:43:39

Это все следствие распространения среди членов Церкви лжеучения о том, что Бог - только Любовь, никого не наказывает, не судит.

Роман 20.12.2020 в 02:35:41

Святитель Николай, он же есть чудотворец, демонов сокрушитель, мог беспрепятственно подойти к демоночеловеку и публично остановить его. Но сейчас такими святыми обделен мир, ибо беззаконие поработило мир, наука технология искажает чудеса и святые скрыты, зная это сатана плодит еретиков как поганок в заброшенном лесу.

Иерей Владимир 29.06.2020 в 18:27:25

Примерно в 2010 г. на форуме "deacon.ru", мне пришлось полемизировать с подобными. Там мне говорили, что утверждение о заушении ария, было введено примерно в 9-10 вв. Спор возник из-за того, что - это был явный пример отношения к ересям со стороны Святых (в моем случае по отношению к протестантам, которые активно вторгались в наш приход). Неожиданно для себя узнал, что некоторые священнослужители противятся факту "заушения". В конце концов привел в пример упоминание о заушении на Бденной службе Святого (напр. стихиры на Господи воззвах и другие части службы). Они не стали этому противоречить, ибо если священник и не читал Акафист Святому Николаю чудотворцу (можно допустить это), то служить Бденную службе он должен. И как ему вести себя при этом? Ведь мы священники учим себя и паству внимательной молитве, а здесь заткнуть уши?
И еще есть упоминание участия Святителя на 1-м Вселенском Соборе в Цветной Триоди в службе 6-й недели по Пасхе в Синаксаре. Там он Николай Мироточивый. А также в Октоихе в песнопениях четверговых служб (проверял).

Михаил Яблоков 24.12.2019 в 13:54:53

Владимиру Юрганову.
@Толстовство - это не непротивление злу силой, а непротивление злу@
Значит вы не знаете, что такое толстовство... Л.Н.Толстой как раз не отвергал сопротивление злу. Но считал, что сопротивляться злу можно только добром. А любое насилие почитал злом. Вся история Православной Церкви опровергает это лжеучение. Злу надо сопротивляться в том числе и силой.

Станислав 20.12.2019 в 08:20:05

А почему протестантствующие священнослужители отрицают чудеса и события из Жития Святых как и неверующие? Возможно, потеряли веру, а "..в лукавую душу не войдет премудрость" или гордость ума!

Владимир Юрганов 20.12.2019 в 06:51:28

Толстовство - это не непротивление злу силой, а непротивление злу. А каждый кто не противится злу, уже допустил его в сердце своем.

Михаил Яблоков 19.12.2019 в 11:03:56

Отрицающие Предание Церкви исповедуют совсем другую религию, ничего общего с Православием не имеющую. Толстовство - непротивление злу силой - это не Православие.

Лев Хоружник 19.12.2019 в 07:52:12

Заслуживал ли Арий оплеухи? Заслуживал. Мог ли будущий свт. нанести богохульнику пощёчину? Мог. Почему не мог, когда еретиков даже и казнили? Таким образом, вера в заушение Ария не противоречит Священному преданию Церкви, что гораздо важнее рассуждений на тему - а был ли такой факт? Но "православным" атеистам, вроде Кураева, такая вера не по нутру, ибо они отлично понимают, что сами ничем не лучше Ария, сами заслуживают оплеухи, а потому стараются своими выдумками исказить Священное предание - не могло такого быть! И это при том, что неверующий во Христа атеист Кураев, большой любитель распускать руки.
Святителю отче Николае, моли Христа Бога за нас грешных!

прот. Игорь 27.06.2019 в 06:03:17

Во втором икосе акафиста святителю Николаю читаем: "...был еси в Никее со святыми отцы поборник исповедания православныя веры... Ария же безумнаго обличил еси..." и "Ария взбесившагося от Собора святых отгнавый..."
Письменюк вместе с обновленцами и модернистами, по-видимому, акафист святитель не читает... а если читает - смеётся в этом месте... Да вразумит их Господь!

Россиянин 27.05.2019 в 10:06:13

Наверное, Господь обделил протестантствующих либералов чудесами по причине их самопревозношения - непомерной горделивости... :)

Владимир Юрганов 26.05.2019 в 17:49:50

вот так нам преподносят сахарное христианство. ...

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс