Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

 

В ночь на 20 января 2020 года на 58-м году жизни отошел ко Господу профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права, доктор церковной истории, доктор исторических наук, проректор ПСТГУ по международной работе протоиерей Георгий Ореханов.

Царствие Небесное новопреставленному протоиерею Георгию.

Предлагаем читателям его статью о церковно-реформаторском движении Русской Церкви начала ХХ века, на основе которого позднее образовалось обновленчество. Статья была опубликована в Журнале Московской патриархии в 2000 году.


1. Группа 32-х священников

В исторической дискуссия о судьбах Русской Церкви, имевшей место в начале ХХ века и связанной с вопросом о Поместном Соборе и его составе, особый резонанс имели записки группы петербургских священников, первая из которых была опубликована в «Церковном вестнике» от 17 марта 1905 года, а вторая – в том же органе печати 26 мая. В дальнейшем эта группа получила название группы 32-х священников, хотя количество подписей, стоявшее под первой запиской, до сих пор не известно. Позднее группа «32-х» была преобразована в Союз (Братство) ревнителей церковного обновления (СРЦО), в программных документах которого в течение 1905 – начала 1907 года были сформулированы основные положения церковного реформаторского движения.

Все в истории группы «32-х» являет какую-то загадку, на всем лежит завеса тайны. Почему в публикации первой записки «Церковным вестником» отсутствовали подписи авторов[1]? Почему эта «Записка» оказалась в редакции за пять дней до того, как было дано формальное разрешение к ее напечатанию? Что означает оговорка А.В. Карташева о том, что при составлении «Записки» ее авторы пользовались помощью некоего мирянина с хорошей богословской подготовкой? Наконец, какова судьба группы «32-х» (СРЦО) после 1906 года?

Историю организации группы 32-х священников можно отчасти реконструировать по различным источникам. В 1923 году А.И. Введенский[2] вспоминал, что эта группа образовалась по инициативе священника П. Кремлевского, в нее с самого начала входили священники И. Егоров, Г. Петров, П. Раевский. Член группы, профессор-протоиерей М.И. Горчаков указывал на страницах газеты «Новости», что формальным поводом к созданию группы послужили события 9 января 1905 года и последовавшее за ними послание Святейшего Синода. М.И. Горчаков писал, что в Петербургском пастырском собрании все громче стали раздаваться голоса о несвободе Церкви.

9 февраля 1905 года члены группы обратились к митрополиту Санкт-Петербургскому Антонию (Вадковскому) с просьбой о встрече, которая состоялась 14 февраля. На ней «Высокопреосвященный митрополит дал благословение кружку собираться и обсуждать настоятельные нужды и больные вопросы церковной жизни»[3]. 15 марта митрополиту Антонию была подана записка, которая и стала в дальнейшем называться «Первой запиской группы 32-х священников».

Интересно, что в программном сборнике «К Церковному Собору» авторы записки делают странное заявление: «Оказалось, что вечером 15 марта в покоях митрополита Антония должны были собраться члены Святейшего Синода», причем именно после этого собрания митрополит дал разрешение на печатание этой записки в «Церковном вестнике»[4]. Конечно, очень сомнительно, что петербургские священники ничего не знали о готовящемся собрании Синода.

Первая записка группы 32-х вышла в свет в тот момент, когда борьба за инициативу в вопросе о реформе Церкви достигла своего апогея. Напомним, что около 10 марта появилась первая записка С.Ю. Витте, 12 марта – «ответ» К.П. Победоносцева, 13 марта Победоносцев добился Указа Императора о передаче вопроса в Синод, а 17 марта (за день до второго заседания Синода, на котором решался вопрос о реформах и Соборе, то есть в очень важный и тактически очень точно рассчитанный момент), появилась «Записка 32-х».

В сущности, по сравнению с другими документами того времени «Записка» не содержала ничего нового: в ней шла речь о необходимости в ближайшее время организовать Церковный Собор и рассмотреть на нем вопрос о восстановлении патриаршества. Авторы записки, по-видимому, были крайне обеспокоены тем обстоятельством, что Православная Церковь окажется еще более несвободной в ситуации, когда представители других конфессий эту свободу получат. Указывалось на то, что Православная Церковь практически никак не участвует в общественной жизни и не оказывает на нее никакого влияния.

Записка содержала предложения учредить епископские кафедры во всех более или менее крупных населенных пунктах, ввести выборный епископат, возродить митрополичьи округа и повременные областные Соборы. Принципиальное значение имело другое обстоятельство: «Первая записка 32-х священников» была и первым официальным и коллективным выступлением группы пастырей Церкви по вопросам церковной реформы – до этого по данному поводу высказывались только государственные деятели, церковные иерархи и профессора Духовных академий. Факт «демократического» происхождения записки и определил повышенный интерес и к самой группе, и к ее публикациям. С этой точки зрения для нас важно проследить дальнейшую динамику взглядов членов группы.

В мае 1905 года те же, по всей видимости, авторы выпустили в свет вторую записку, в которой обосновывалась необходимость участия в предстоящем Церковном Соборе мирян. Этот тезис как раз был той «временной платформой», которая могла объединить представителей диаметрально противоположных лагерей. В целом для церковной ситуации 1905–1906 годов характерно, что люди совершенно противоположных мировоззрений становились на время союзниками по тем или иным вопросам, пытаясь часто просто спекулировать на реальных проблемах жизни Церкви.

Против участия мирян в Соборе возражали в то время только «радикалы», такие, как епископ Волынский Антоний (Храповицкий). Своеобразие второй записки «32-х» составляет предполагаемый состав Собора. Согласно ее тексту, каждая епархия должна представляться на Поместном Соборе равным количеством клириков и мирян; при этом совершенно неясно, сколько же на Соборе будет епископов (которые, конечно, должны также избираться клириками и прихожанами своей епархии); открытым остался вопрос о присутствии на Соборе представителей монашества.

Цензор «Церковного вестника» епископ Сергий (Страгородский) заметил в примечании к публикации, что подобный проект очень сильно отдает сословностью: «Боясь влияния епископов, автор (естественно, коллективный. – Г. О.) хочет большую часть голосов отдать белому духовенству, позабывая, что и оно не избрано народом... Та же тенденция сказывается... и в сословной постановке выборов... Из того же источника, наконец, и это желание избрать председателем кого-нибудь из “своих”. Едва ли много доверия вызовет к себе такой “собор” и едва ли он может быть признан выразителем церковного сознания»[5].

Петербургский историк С.Л. Фирсов в своей кандидатской диссертации впервые обратил внимание на ряд важных обстоятельств, сопровождавших появление в печати первой записки «32-х». Самым интересным является тот факт, что редакцией «Церковного вестника», в котором записка впервые была опубликована, получена она была за пять дней до обсуждения ее у митрополита Антония (Вадковского). С.Л. Фирсов высказал предположение о том, что статья, выполненная в форме письма священников, была косвенно поддержана церковным руководством, старавшимся через государственные институты и Синод влиять на Императора и через «общественное мнение» – на церковную общественность и светские круги, заинтересованные в реформировании Православной Церкви.

Список лиц, причастных к созданию первой записки «32-х», до сего дня представляет собой историческую загадку. Есть косвенные данные, что к составлению записки имели отношение священники Г. Петров, М. Горчаков, архимандрит Михаил (Семенов), П. Раевский, К. Аггеев.

Кто был составителем первой записки «32-х», под чьим руководством проходила эта работа? В связи с деятельностью группы «32-х» А.В. Карташев пишет в своем обзоре «Русская Церковь в 1905 году»: «Живо закипела интимная работа, энергично поддерживаемая вдохновением и богословской эрудицией одного преданного Церкви мирянина»[6].

Заметим при этом, что в сборнике «К Церковному Собору», вышедшем в 1906 году и содержащем в себе ряд статей группы «32-х», имеются две статьи Н.П. Аксакова, получившего очень хорошее богословское образование и регулярно выступавшего на страницах «Церковного вестника» со статьями, очень близкими по содержанию к запискам 32-х священников. Остается только догадываться, кто был этот мирянин, но вполне вероятно, что им мог быть Н.П. Аксаков.

Очевидно, деятельность 32-х священников могла рассчитывать на сочувствие Священноначалия только до тех пор, пока эта группа оставалась в рамках общих требований созыва Поместного Собора. Как только столичные священники выступили с заявлениями о предоставлении каких-либо дополнительных прав на Соборе членам клира и мирянам, они лишились соответствующей поддержки.

 2. Союз ревнителей церковного обновления

По всей видимости, именно на основе «группы 32-х» был образован Союз ревнителей церковного обновления, в программных документах которого в течение 1905–1906 годов были сформулированы основные положения реформаторской церковной программы, в значительной степени взятые на вооружение обновленцами в 1920-х годах. Укажем те пункты программы, которые имеют непосредственное отношение к теме статьи.

19 октября 1905 года на общем собрании СРЦО был одобрен «Проект церковных реформ»[7], содержащий ряд примечательных предложений.

П. 2. «Каждый собор составляется не из одних епископов, но и из выборных представителей клира и мирян, не менее двух от каждой епархии».

Комментарий: таким образом, на Церковных Соборах архиереев всегда будет менее трети.

П. 8. «Каждый приход во главе с предстоятелем составляет свободное братство (свободное от кого? – Г. О.), юридически самостоятельную общину, которая сообща управляет своим церковным имуществом и занимается делом приходской благотворительности».

Комментарий: трудно судить, о какой «свободе» идет речь, но можно предполагать, что реально авторы программы планировали так организовать церковную жизнь, чтобы приходы были абсолютно бесконтрольны по отношению к правящему епископу. Так понимали соборность Церкви члены СРЦО. Заметим, что подобная ситуация выгодна тем, что позволяет провести на Соборе любое предложение, направленное на дискредитацию епископской власти (ведь совершенно ясно, кто будет играть первую скрипку в «свободных братствах», это 20-е годы показали очень наглядно, – деятели a la Георгий Гапон и В. Красницкий).

П. 12. «Каждая церковная или церковно-общественная должность считается выборной: членов приходского клира избирает приход, епископа – местный собор».

Комментарий: дальнейшее развитие «соборности» по обновленческому образцу. Здесь интересно не то, что речь идет о выборных клириках и епископате, об этом говорилось в многочисленных публикациях того времени, но то, что выборность становится одним из основополагающих принципов жизни Церкви.

П. 14. «Монастыри, освободившись от бесконтрольного господства настоятелей (??? – Г. О.), организуются в свободные общины или братства, главным образом для благотворительных целей».

Комментарий: весьма примечательна ремарка к этому пункту: «Каким образом возможно наилучше поставить дело монастырской благотворительности? Желательно ли реорганизовать современные монастыри в самой идее и целях (курсив мой. – Г. О.) или только устранить ненормальности монастырской жизни?» (в связи с этим пунктом следует заметить, что члены СРЦО вообще очень недолюбливали монашество – можно отметить, что монахам не нашлось места в проекте Церковного Собора во второй записке группы «32-х»).

Таким образом, мы можем утверждать, что уже к концу 1905 года в недрах СРЦО сложилась четкая программа «обновления» церковной жизни, весьма близкая к тем образчикам, которые имели хождение в 20-е годы. Мы можем себе хорошо представить, какой виделась «обновленная» жизнь ее «ревнителям»: страсти, бушующие во всяком приходе и епархии, интриги, связанные с выборными должностями клириков и епископа, «свободные братства» – обновленно-монастырские или приходские – которые, конечно, не удовлетворятся столь скромными требованиями проекта и пойдут гораздо дальше по пути обновления – литургического, экуменического и т. д. – все это нам хорошо знакомо.

Дальнейшее развитие идеи проекта нашли в Программе СРЦО, опубликованной в февральском номере «Церковного вестника» за 1906 год. Как далеко простирались намерения членов Союза, видно из третьего пункта программы: «Союз полагает, что догмат о единстве Церкви возлагает на него, как и на всех христиан, долг стремления к действительному объединению между собой членов Церкви, начиная от приходской общины, продолжая объединением между собой больших и великих церковных обществ вплоть до установления полного и живого единения между всеми христианскими церквями» (курсив мой. – Г. О.).

Обратим особое внимание на пункты 11 и 12 программы – в них содержится призыв к обновлению всех сторон жизни посредством достижений науки и искусства (конечно, свободных!), вообще культуры. Демагогически спекулируя на богословском тезисе о церковной задаче преображения окружающего мира, составители программы фактически очень близко подходят к уничтожению грани между Царством Божиим и миром греха[8]. Именно на эту сторону анализируемых документов следует обратить особое внимание – сформулированные в абстрактном виде, они могли подтолкнуть читателя к любым выводам – в этом проявилась непоследовательность позиции СРЦО, оставлявшего себе принципиальную лазейку для отступления в случае нареканий со стороны церковной власти.

В марте 1906 года СРЦО выступает с развернутой политической программой, опубликованной в 11-м номере «Церковного вестника». Опираясь на доводы своего единомышленника, профессора протоиерея П.Я. Светлова[9], авторы статьи, вполне в хилиастическом духе, призывают своих сторонников созидать на земле Царство Божие. При этом даются конкретные рекомендации и мирянам, и пастырям. Первым необходимо постоянно заниматься поиском лучших форм общественной жизни. Пастырь же «должен занимать положение внимательного наблюдателя, зорко следящего за развитием каждой партийной программы, усердно изучающего все перипетии социального движения, насколько оно отражается в борьбе и жизни политических партий».

Что стояло за политическими и культурологическими интенциями СРЦО? Проблема взаимоотношений Церкви и культуры, действительно одна из серьезнейших проблем, решалась «ревнителями» и их сторонниками следующим образом. Речь шла не о воцерковлении культуры, а о своеобразном вокультуривании Церкви. С удивительно наивной прозорливостью «Церковный вестник» констатировал в одной из редакционных статей, что «вся культура, вся жизнь в ее разветвлениях расходятся с христианской религией и отрицают ее (курсив мой. – Г. О.), что христианство в настоящее время есть только настроение отдельных лиц»[10].

 3. Идеологическая платформа русского церковного реформаторства начала века

Говоря о деятельности группы 32-х священников, мы должны поставить перед собой вопрос: отвечала ли эта деятельность реальным потребностям церковной жизни?

Связь между церковными и государственными преобразованиями в России начала ХХ века очевидна. Коренная перестройка системы управления государством, те трагические политические катаклизмы, которые сотрясали Россию в то время, не могли оставить Церковь в стороне. Именно в изучаемый период времени С.Н. Булгаковым, А.В. Карташевым и некоторыми их единомышленниками (в первую очередь В. Свенцицким, В. Эрном, священником К. Аггеевым) выдвигается тезис о том, что общественный и политический индифферентизм является мировоззрением безнравственным, утопическим и антихристианским[11]. Следует отметить, что данный тезис только на первый взгляд кажется нетрадиционным. Дело в том, что Церковь, будучи по природе апостольской, призвана на все времена нести в мире апостольскую миссию, призвана «воцерковлять» социум. Поэтому любые изменения в социальной сфере всегда приводят в той или иной степени к «ответу Церкви», который в идеале является реализацией Церковью своего апостольского призвания в новых исторических условиях. Собственно об обновленчестве (в данной статье, во избежание некоторых недоразумений и нареканий, мы все-таки стараемся использовать термин «реформаторство») нужно говорить тогда, когда ситуативные потребности социума навязывают свою логику тем или иным церковным или околоцерковным группам и толкают их к действиям, которые не соответствуют церковному Преданию. Другими словами, обновленчество – это попытка решить реально существующие или мнимые проблемы церковной жизни неадекватными с точки зрения Предания способами.

Какие выводы применительно к ситуации в Церкви делают единомышленники С.Н. Булгакова и А.В. Карташева в 1906 году? Здесь мы можем выстроить следующую логическую цепочку, в основании которой лежит знаменитый тезис В.С. Соловьева о «христианской политике».

Христианин должен активно откликнуться на те события, которые определяют дальнейшую судьбу России. В этой ситуации необходимо ставить вопрос о христианской политике как способе реализации заложенного в христианском вероучении потенциала преображения мира и человеческой истории. Но что для христианина является главным в его отношениях с окружающими людьми? Очевидно, заповедь любви, поэтому христианин должен искать такой идеал, который наиболее соответствует практическому воплощению этой заповеди. Для сторонников идеи «христианской общественности» и «христианской политики» было очевидно, что в политической сфере наиболее близки этому идеалу демократические принципы политической и юридической свободы личности. В соответствии с этим вся церковная политика должна соответствовать практической реализации принципа широчайшей политической и экономической свободы, а также эмансипации личности.

А.В. Карташев в своих воспоминаниях о С.Н. Булгакове рассказывает о том, каким образом возник кратковременный союз С.Н. Булгакова и представителей группы 32-х священников. С.Н. Булгаков явился на одно из очередных заседаний группы, имевших место на квартире священника К. Аггеева, прямо с организационного заседания новообразовавшейся (конституционно-демократической) партии и пригласил духовенство вступить в эту партию.

Знакомство петербургских священников с С.Н. Булгаковым и членами «Христианского братства борьбы» привело к организации еженедельного журнала «Век», издававшегося в период с ноября 1906 по июль 1907 года. Именно на страницах «Века», вокруг которого объединились, с одной стороны, философы, историки и богословы (С.Н. Булгаков, А.В. Карташев, В.Ф. Эрн, В. Свенцицкий, С. Аскольдов), а с другой – члены СРЦО, мысль о глубокой связи и зависимости политических и церковных преобразований в России получила свое логическое оформление и завершение.

При этом для адептов рассматриваемой идеи было ясно, что вопрос социальной активности христианина по сути есть вопрос культурной активности. Последовательную позицию в этом вопросе занимает А.В. Карташев, который указывает, что для жизни Церкви интеллектуальный багаж интеллигенции представляет огромную творческую ценность. Однако его прогноз по поводу возможности вместить новое вино в старые мехи пессимистичен: «Наиболее глубоко и опытно связанные с жизнью носители религиозных задач наших дней расширяют самую сущность христианства привнесением в него новой задачи религиозной культуры или общественности... и... доходят иногда до сознания необходимости нового религиозного откровения, обновленного христианства, как бы новой религии»[12]. Что это за «новая религия», разъяснил через две недели в своей статье С. Аскольдов. Для новых искателей Истины, по его мнению, стали тесными «вековые традиции христианского вероучения и морального настроения... для них характерно стояние вполоборота к евангельскому образу Христа (курсив мой. – Г. О.), от образа Которого мы отделены стеной старых и новых толкований, ликами христианских святых и угодников... В приобщении к духу истинного евангельского Христа и должна заключаться сущность христианского возрождения. И это приобщение уже не будет делом внешней реформы, но составит коренное изменение всего духовного содержания современной Церкви»[13].

Именно это стояние вполоборота к образу Христа (и к Церкви, добавим от себя) и составляет главное содержание того, что мы называем церковным реформаторством (позднее – обновленчеством).

Таким образом, подчеркнем еще раз, проповедуя воцерковление культуры, сотрудники «Века» в 1906–1907 годах на самом деле вели своих читателей к модернистскому «вокультуриванию Церкви».

Что стояло за идеями «Века», призывавшего своих читателей к «христианизации» всех сторон жизни общества – государства, экономики, культуры, науки? Сейчас мы можем ответить на этот вопрос вполне определенно – это четко выраженный хилиастический мотив: «Христианская общественность, Царство Божие и на земле – вот что написано на стяге, под которым стоит церковное обновление»[14].

Под этими словами, нам представляется, могли бы подписаться многие из тех, кто в той или иной степени разделял идеи «Века» и СРЦО.

Очень глубокой критике подверг в одной из своих статей эту хилиастическую тенденцию протоиерей Георгий Флоровский, указывая, что религиозная заданность русских «богоискателей» превращалась в попытку совмещения язычества с историческим, церковным христианством, поиском рая на земле, который может быть обретен последним «усилием добра». Религиозное осмысление жизни в этой ситуации превращается в один из вариантов теории прогресса[15].

Однако «союз» С.Н. Булгакова и А.В. Карташева и их единомышленников с петербургскими священниками не мог быть долговременным – С.Н. Булгаков не мог не видеть, что деятельность церковных обновленцев по своему содержанию является вульгаризацией его идей и программы[16].

Именно члены СРЦО из числа петербургских священников и близкие к Союзу церковные реформаторы делают лишний, но гибельный шаг, который сам С.Н. Булгаков делать был не склонен: в определенный момент они переносят на церковную сферу чисто политические категории, такие, как «право личности», «представительство», «право голоса», «парламент» и т. д., в результате чего «Собор» превращается в «парламент», «рецепция» – в «референдум», «церковная иерархия» – в «представительство». Суть этой подмены заключается в том, что задача церковного самоопределения в новых социально-политических условиях заменяется скатыванием к политизации богословской программы и в конечном итоге, как видно по документам СРЦО 1906 года, ее редукцией.

В своих воспоминаниях С.Н. Булгаков с горечью писал о своих политических и религиозных исканиях начала века: «Сейчас мне самому является чем-то для себя уничижительным, а вместе и непонятным, как мог я так долго духовно спать или находиться в духовно обморочном состоянии. Этот период религиозной пустоты представляется мне сейчас самым тяжелым временем моей жизни именно по своей религиозной бессознательности... Очевидно, мне предстояло изжить до дна всю пустоту интеллигентщины и нигилизма, со всей силой ударить об эту каменную стену...»[17]. Примечательно, что когда С.Н. Булгаков, будучи депутатом II Государственной Думы, позволил себе критиковать поведение левых священников, они заявляли ему, что они его «духовные чада», что они действовали по программе его брошюры «Неотложная задача».

Для нас важное значение будет иметь то обстоятельство, что движение за церковные реформы начала века было очень неоднородным по своему составу – оно включало в себя и представителей петербургской и московской интеллектуальной элиты, и простых сельских священников. В этой социальной пестроте была потенциально заложена опасность «двойного редукционизма»: с одной стороны, опасность сведения сугубо церковных вопросов к политической проблематике; с другой – опасность актуализации противостояния епископата и клира и выдвижения со стороны наиболее радикальной части последнего требований, явно идущих вразрез с православными канонами, – эта тенденция наиболее ярко была выражена в программных документах СРЦО, о которых речь шла выше, и статьях в либеральных органах периодической церковной печати.

Как известно, этот аспект обновленческого движения проявился наиболее последовательно в 20-е годы. В связи с этим мы должны отметить, что в СРЦО входили не только те, кто чаял «движения воды» в русском политическом море, но многие честные и искренние люди. К числу последних можно отнести и автора цитировавшейся выше брошюры «Сущность церковного обновления», будущего священномученика протоиерея Михаила Чельцова, который пытался показать, что обновление церковной жизни – не отказ от прошлого, не творение нового, не насилие, а раскрытие и выявление сущности церковной жизни, ее созидание.

Н.А. Бердяев выступил на страницах «Века» с очень убедительной критикой программ церковных обновленцев, указывая на то, что, нападая на Православие, те или иные группы отнимают от исторического тела Церкви те или иные признаки или свойства по своему произволу. Таким образом и появляются в обновленческих программах критика Святейшего Синода, государства, призывы к «христианской политике», воцерковлению культуры, ненависть к монашеству и так далее. «Современные реформаторы и обновленцы находят возможным отнимать от Православия все неприятные им свойства и оставлять лишь то, что им нравится, равно как и прибавлять, обогащать Православие отрадными завоеваниями прогресса»[18]. Н.А. Бердяев справедливо указывал, что подобная позиция (которую он назвал самообоготворением) фактически представляет собой попытку сделать мерилом духовной жизни не Церковь и Предание, а субъективные переживания и случайные идеи тех или иных «новаторов».

Подводя итог, мы должны указать на главную особенность рассматриваемого движения, которое постоянно «возрождается» на протяжении всего ХХ века в Русской Церкви в новых исторических обстоятельствах, будь то революция 1917 года или современные нам события: это отказ от подвига, без которого бессмысленно говорить о тех или иных церковных задачах; это стремление опустить «церковную планку» до своего наличного духовного уровня, или, как считают «реформаторы», до которого необходимо «подтянуть историческую Церковь».

 

Священник Георгий ОРЕХАНОВ,
заместитель декана
богословско-пастырского факультета ПСТБИ

Публикуется по: Журнал Московской Патриархии. 2000, №12

 



[1] Конечно, можно предполагать, что члены группы опасались санкций со стороны Священноначалия, однако полная анонимность всех без исключения публикаций «32-х» вызывала недоумение уже у современников.

[2] Введенский А.И. Церковь и государство. Очерк взаимоотношений. 1918–1922. М., 1923. С. 23–24.

[3] К Церковному Собору (сборник статей группы 32-х священников). СПб., 1906. С. 11.

[4] К Церковному Собору (сборник статей группы 32-х священников). СПб., 1906. С. 111.

[5] Церковный вестник. 1905. № 21.

[6] Церковный вестник. 1906. № 2.

[7] Полностью текст проекта см.: Церковный вестник. 1906. № 3.

[8] П. 11. «Союз признает, что Церкви принадлежит обетование обновить весь мир и что свободная наука, искусство, вообще культура представляют не только могучие средства этого обновления, но, христиански преображенные, они входят как элементы в Царство Божие».

П. 12. «Союз полагает, что принцип, лежащий в основе христианских отношений ко всем внецерковным союзам и организациям, должен определяться:

а) законом любви христианской наподобие всеобъемлющей любви Отца Небесного;

б) взглядом на весь мир как на область, подлежащую претворению христианами в Царство Небесное».

[9] В одной из своих книг профессор протоиерей П.Я. Светлов указывал: «Христианству предстоит великая задача довершить свою миссию в истории: вместе с преобразованием обществ, народов, человечества создать истинно-христианскую цивилизацию, перевести перенесенное им Царство Божие из внутреннего мира лиц во внешний мир и преобразованием общества и цивилизации в духе евангельских начал создать Царство Божие на земле» (цит. по: Церковный вестник. 1906. № 11. Стр. 324).

[10] Церковный вестник. 1906. № 19. Стр. 611. Журнал «Век» подчеркивал в своей первой редакционной статье: «...русская религиозно-общественная жизнь сама собою выдвинула на первое место задачу примирения христианских воззрений с современной культурой...» [курсив – редакции журнала «Век» (1906. № 1. С. 2)]. В другой публикации тот же орган призывает Церковь воспитывать в своих недрах такое же интимное отношение к внецерковному творчеству, как и к религиозному (Церковный вестник. 1906. № 49. Стр. 1608). В чем истинная причина того, что пути Церкви и культуры видимым образом разошлись, указал в своей статье А. Чирецкий: «Общество стало удовлетворять свои потребности самостоятельно, помимо церковного руководства. Рядом с Православием возникла “новая вера” и устрояла свой храм, на фронтоне которого была надпись: “христианство и культура”» (Богословский вестник. 1906. Июль. С. 475–476).

[11] См. подробнее: Булгаков С.Н. Неотложная задача. М., 1906. С. 11. В одной из своих статей в «Веке» С.Н. Булгаков, в частности, указывает: «...общее политическое освобождение есть тоже одно из условий, хотя и отрицательных, грядущего церковного возрождения, и отсюда следует признание и чисто политических обязанностей его перед современным освободительным движением» (Век. 1906. № 7. С. 78). Священник К. Аггеев пояснял, что задача религии заключается не только в воздействии на личность, но и в формировании соответствующего религиозным началам социального строя (см.: Век. 1907. № 10. С. 121).

[12] Век. 1906. № 1. С. 4.

[13] Век. 1906, № 3. С. 30–31.

[14] Чельцов М., свящ. Сущность церковного обновления. СПб., 1907. С. 9.

[15] Флоровский Г., прот. Из прошлого русской мысли. М., 1998. С. 78–79 (статья «Человеческая премудрость и мудрость Божия»).

[16] Очень полно и интересно история взаимоотношений С.Н. Булгакова и членов СРЦО рассмотрена в монографии М. Колерова «Не щит, но меч» (СПб., 1996).

[17] Булгаков С. Н., прот. Автобиографические заметки. Париж, 1947. С. 31.

[18] Век. 1907. № 24. С. 371.

 

Благодатный Огонь




Голосование за статью
 - 
117
 /  - 
65
Комментарии:
Алексей 20/01/2020 в 22:14:35
Умные люди учатся на чужих ошибках, глупые на своих, а как назвать тех, кто не учится совсем?

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Церковно-реформаторское движение начала ХХ века Православный журнал «Благодатный Огонь»

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

21.10.2020
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

18.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению».
Извержение из сана свящ. Феодора Людоговского

15.10.2020
Александр Камчатнов

Горé имеим сердца, или Еще раз к вопросу о языке богослужения

11.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

В Церкви активизировался вирус обновленчества

7.10.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества.
Послесловие к письму в редакцию «Благодатного Огня» прихожанки храма в г. Балашихе

4.10.2020
Патриарх Кирилл в декабре 2019 года запустил в Русскую Церковь губительный вирус обновленчества и богослужебного реформаторства.
Письмо в редакцию сайта «Благодатный Огонь»

20.09.2020
Николай Каверин

О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?

29.09.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

1.10.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

13.09.2020
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

17.09.2020
Священник Александр Шумский †16.09.2020

Светлой памяти священника Александра Шумского.
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

9.09.2020
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

30.08.2020
Николай Каверин

Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?

26.08.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

4.09.2020
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

7.09.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви

21.08.2020
Иеромонах Роман (Матюшин)

Не соблазняйте малых сих

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

2.09.2020
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

5.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

9.06.2020
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

27.09.2020
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

22.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

1.03.2020
Роман Носиков

Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Изменение церковнославянского богослужения — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

21.07.2020
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

Редакция сайта «Благодатный Огонь»
16.02.2017

Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

18.04.2020
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

23.07.2020
Священник Валерий Духанин

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

29.06.2020
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

 

НОВОСТИ

19.10.2020
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)

18.10.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

14.10.2020
В Псковской епархии возрождается единоверческий приход и богослужения древнерусским чином

09.10.2020
Масоны Испании заявили, что папа римский поддерживает их принципы

08.10.2020
Митрополит Тихон (Шевкунов): Мне выпало счастье общаться с Путиным

02.10.2020
Оздоровление Сретенской духовной семинарии: Патриарх Кирилл назначил проректоров и секретаря Ученого совета

29.09.2020
Служба внешней разведки РФ узнала о подготовке в Белоруссии «резонансной провокации» с целью столкнуть православных и католиков

19.09.2020
Прощание с отцом Александром Шумским

17.09.2020
Погиб священник Александр Шумский

12.09.2020
Донбасс за нами! — сильная песня прекрасных дончанок взрывает Сеть

10.09.2020
Суд Екатеринбургской епархии отлучил схимонаха Сергия Романова от Церкви

08.09.2020
Диакон Владимир Василик о творчестве протоиерея Александра Меня в связи с 30-летней годовщиной со дня его убийства

24.08.2020
Святейший Патриарх Кирилл в ответ на многократные обращения мирян поручил проанализировать богословские изыскания священника Георгия Кочеткова

22.08.2020
О последних событиях в церковно-политической жизни Белоруссии

20.08.2020
Священнослужитель Белорусской Православной Церкви: Константинопольский патриарх готовит в Белоруссии церковный раскол

18.08.2020
Заявление Медиагруппы «Патриот» в связи с событиями в Белоруссии

15.08.2020
О последних событиях в Белоруссии:
Белоруссия-2020 — репетиция перед Россией-2024.
Белорусские ксёндзы поддерживают протестующих, пытаются дискредитировать итоги президентских выборов и обеляют провокаторов

13.08.2020
Религиоведы отнесли учение бывшего схиигумена Сергия Романова к генотеизму

12.08.2020
Письмо белорусским «русофобам в рясах»

12.08.2020
К 20-летию гибели подводной лодки «Курск»

07.08.2020
Еще один «внеконфессиональный богослов» уволен из Московской Духовной академии

27.07.2020
Снятие карантинных ограничений: протоиерей Владимир Чувикин восстановлен в должности настоятеля Николо-Перервинского монастыря

17.07.2020
Светские власти не вправе были ограничивать посещение храмов в период пандемии, считают в Совете по правам человека

09.07.2020
Церковный публицист Владимир Семенко об изверженном из сана Сергии (Романове)

25.06.2020
Александр Щипков о русификации церковнославянского языка: «Язык богослужения не имеет никакого отношения к миссионерской работе»

16.06.2020
– Что за вой опять на болотах, Бэрримор?
– Это либеральные бесы атаковали Главный Храм Вооруженных сил России, сэр.

11.06.2020
Первый канал в клочья порвал российских либералов юбилейным показом культового фильма «Брат-2»

08.06.2020
Господин Президент, услышьте людей! Вы как православный человек понимаете, что имя на номер Господь не велел менять. Мы не цифры!

05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

09.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»

26.01.2020
Внезапная кончина протоиерея Всеволода Чаплина

19.01.2020
Об использовании нецерковнославянского языка за богослужением

14.01.2020
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

09.01.2020
ИТОГИ 2019 ГОДА
Московский Патриархат между Третьим Римом и «церковью РФ»

28.12.2019
Митрополит Иларион (Алфеев) прокомментировал слова Патриарха Кирилла о допустимости частичного использования русского языка за богослужением и предупредил о риске раскола при переходе Церкви на современный язык

20.12.2019
К 140-летию со дня рождения И.В. Сталина.
Сталин и Третий Рим

18.12.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

16.12.2019
В Москве прошла презентация трехтомника протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и ...»

12.12.2019
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

07.11.2019
Вышел в свет трёхтомник протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму