Богородица

Актуальные статьи

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

29.01.2020

Истинно православный человек – всегда человек кающийся. Не безгрешный, а именно кающийся. Человек Церкви – это тот, кто умеет каяться не только в каких-то сугубо личных грехах, но признавать свои ошибки в вопросах принципиальных, фундаментальных, судьбоносных. Не только для себя, но и для всех.

Именно таким был отец Всеволод Чаплин, столь безвременно ушедший от нас в воскресенье 26 января. Впрочем, сказать так – значит ничего не сказать. Меня эта весть настигла в концертном зале (стали звонить коллеги из разных изданий с просьбой дать интервью). Первая реакция была – этого не может быть. Ведь буквально несколько дней назад мы виделись с ним, обсуждая план очередной антиэкуменической, антимодернистсткой богословской конференции. А когда печальную новость объявили со сцены, в зале повисла мертвая тишина. Для всех услышанное было шоком.

В последние годы о. Всеволод был необычайно популярен в нашей православно-патриотической, церковно-консервативной среде. Но мы ведь помним, что так было далеко не всегда. Когда-то, и не так уж давно, фамилия «Чаплин» была стойким синонимом той самой церковной бюрократии с ее разрушительной экуменической и неообновленческой политикой, которой он вместе с нами столь стойко противостоял в эти последние годы.

Впервые я встретил его еще в редакции Журнала Московской Патриархии, куда пришел на работу в 1990 году. Для нас, выходцев из неформальной среды полуподпольных христианских кружков и семинаров, он выглядел странновато. Эдакое сочетание псевдомолодежного, нарочито свободного стиля и официоза. Потом пересекались не раз. Но уже в середине 2000-х, когда мы довольно плотно взаимодействовали в рамках рабочей группы по подготовке документов Архиерейского Собора 2008 года, было заметно, что человек меняется. Мы вместе представляли в той группе (работавшей под руководством митрополита Кирилла, нынешнего патриарха), так сказать, консервативное крыло.

Ну а после его снятия с занимаемой должности в 2015 году тайное стало явным уже для всех: перед нами был обновленный человек, освободившийся от оков официоза и, наконец, имеющий счастливую возможность говорить то, что думает, предстать, так сказать, в своей собственной роли – убежденного консерватора и ревнителя истинной веры, врага либералов и церковных модернистов, борца с экуменизмом и разрушительной «кураевщиной». Словом – в качестве нормального, со здоровым мышлением православного человека. На одном форуме одна православная журналистка сказала: «Отец Всеволод, как мы рады, что ОНИ Вас, наконец, выгнали!» Реакция была мгновенной: «Вы не представляете, как я-то рад!»

В последние годы он был необычайно активен. И за всей этой активностью явственно чувствовалась накопленная боль. Боль сполна наступившего, настигшего его раскаяния за «грехи молодости». И не за те вовсе, о которых подумают здесь профессиональные пошляки. А за многолетнее участие в либерально-экуменической, по сути своей – антихристианской скверне, в которую всё сильнее вовлекает нас наш полный лукавства и двусмысленности церковный официоз. Некоторые называют это надломом, который и свел его преждевременно в могилу. Возможно. Но в последние годы он являл нам воплощение необычайной цельности и уверенности в своей, в нашей общей правоте. Той цельности и уверенности, которая всегда рождается в момент «метанойи», изменения ума, когда Господь касается души человека, и Савл становится Павлом.

И еще в эти годы он был очень открыт. Открыт ко всем, кроме явных врагов страны и Церкви. Помнится, мы, православные патриоты, пеняли ему: «Ну зачем Вы имеете дело с леваками?» А он убежденно настаивал, полностью выламываясь из всех мыслимых политических стереотипов, предпочитая им (в казалось бы, чисто политической ситуации) пастырский, христианский взгляд: «То же и они люди, и они по-своему за народ. Никого нельзя отвергать». В сущности, он был готов иметь дело со всем и со всеми, кроме того и тех, с кем православный человек просто по природе вещей не может никак соприкасаться – выраженной либеральной скверны. Эта до крайности наглая и самоуверенная специфическая среда – единственное, с чем он в последние годы никак не желал хоть как-то, хоть в чем-то объединяться.

Сейчас всякого рода либеральные и конъюнктурные борзописцы станут искажать[1] его облик (уже начали), будут уверять в том, что его последние годы – это какое-то то ли падение, то ли чудачество, некое «юродство» что ли, в любом случае что-то несерьезное, маргинальное. Нет ничего более далекого от истины. Служение Истине – это и есть «мейнстрим». Ибо угодно Богу, есть праведность в Его очах. А настоящие маргиналы, в самом глубинном, фундаментальном смысле – это склонные к дешевой либеральной позе и демагогии, служащие мамоне «предатели в рясах»[2]. Впрочем, в пиджаках тоже.

Отец Всеволод не просто выступал с консервативных позиций. Он сыграл весьма важную роль в целом ряде конкретных ключевых процессов последнего времени – и в противостоянии каноническому разбою Фанара на Украине, и в критике документов пресловутого Критского собора (в отличие от почти всех архиереев, не согласившись с продавленным «сверху» почти автоматическим одобрением их проектов – решение, которое потом пришлось по факту, со смешными «дипломатическими» маневрами отменять), и в противостоянии захлестнувшей слишком многих экуменической скверне, тем окончательно рассчитавшись с собственным двусмысленным прошлым. Его умение уловить суть любой проблемы и дать оптимальную формулировку, в которой, что называется, не убавить, не прибавить, написать в своем роде совершенный богословско-церковный документ – не сравнимо ни с чем, будучи его отличительной, фирменной чертой.

И опять же по поводу причин его поистине безвременной кончины начнутся (и уже начались) всякого рода спекуляции (как это было и после смерти Святейшего Алексия). Некоторые уже предположили, что эта смерть никак не могла быть случайной, и что причины ее следует искать в его необычайной информированности. Думается, все это от лукавого. Ведь без воли Божией ничто не может произойти с человеком. И если чья-то кончина попускается, значит, человек уже «готов». Готов к тому, чтобы предстать перед Судом. И как знать, быть может, когда-нибудь мы все узнаем то, что сегодня знает лишь один Господь. Узнаем о его подлинных заслугах перед Богом и Церковью.


Примечания


[2] Например, национал-предатель и церковный отморозок Андрей Кураев называет о.Всеволода Чаплина «циником»: «Человек игрался, конструировал интересную для себя вселенную. Из его цитат несложно сформировать инквизиторское крестовое богословие для XXI века. И главное, что этот продукт нашел спрос – и это важный культурологический, социологический результат». Или другие слова Кураева, сказанные им в интервью радиостанции «Эхо Москвы» в день кончины о.Всеволода: «Отец Всеволод ценой своей судьбы и репутации поставил очень важный для религиоведения эксперимент: из огромного лего-конструктора православных текстов он собрал паззл “богословия смерти и ненависти”, этакого термоядерного православия. И доказал, что такой продукт может пользоваться спросом даже в 21 веке. Чаплин просто игрался и стебался в такое православие, вряд ли сам хоть на йоту разделяя декларируемые им пугающие тезисы и цитаты» (https://diak-kuraev.livejournal.com/2718434.html) – Прим. БО.


Благодатный Огонь

Источник


Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

иером. Сергий (Виноградский) 13.03.2020 в 21:00:17

Царство Небесное рабу Божиему протоиерею Всеволоду!
К сожалению я лично с этим батюшкой знаком не был. Ваш журнал очень люблю и уважаю. Эта статья дала мне повод высказать несколько своих недоумений:
1) Когда о.Всеволода "выгнали" из системы МП, он изменил кардинально свое мировоззрение. Ура! Что мешало ему уйти раньше и жить по совести, по вере, а не быть столько лет рупором экуменизма и уничтожения соборности в Церкви? Слава? Деньги? Или что?
2) В чем покаяние о.Всеволода? В этих ли словах:«Отец Всеволод, как мы рады, что ОНИ Вас, наконец, выгнали!» Реакция была мгновенной: «Вы не представляете, как я-то рад!»?
3) И, в связи с этим, еще одно мое древнее недоумение. Мне никогда не было понятно выражение в житиях святых: рукоположили насильно. Это как? Чего так можно испугаться преподобному? И что мешало поступить как преп.Исааку Сирину? Может кто-то объяснит?
После ранней кончины о.Всеволода слышал много хорошего о нем от своих друзей. Мои вопросы - это лишь мои недоумения. Возможно от того, что не имею семинарского образования. В сане священника с 1988 года. Если что-то написал не так простите, отцы святые, и помолитесь обо мне, грешном. Я никого не хотел обидеть..

Олесь 28.02.2020 в 18:49:47

Простите, досточтимый Владимир, но разве в нашем богатейшем русском языке нет слов, чтобы выразить свою мысль, не прибегая к чужеродным, убогим и не понятным словечкам, как "мейнстрим"? Зачем же уподобляться таким эпатажным "парсунам" (ещё один низкопоклонник новояза, заменивший о. Всеволода в церковной элите) как упоминаемый Вами Андрей Кураев, постоянно засоряющий русский язык англо-саксонскими неудобоваримыми словесами, типа "паззл"?

Алексий 28.02.2020 в 18:07:22

Упокой, Господи, душу усопшего служителя Твоего о. Всеволода в селениях праведных.

вера 25.02.2020 в 00:51:26

С уходом о.Всеволода мы как-то в одночасье осиротели. Он не только судил право о насущных проблемах сегодняшнего православия, но и вносил предложения о том, как правильно их решить. В нем не было ни грамма лжи и подобострастия - это был служитель Божий, а не прислужник.

Владимир 29.01.2020 в 10:45:47

Царствие Небесное отцу Всеволоду !!!

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс