Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный церковный календарь

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    ЮMoney (Яндекс-Деньги):
    410012614780266

Коронавирусное «богословие»

2.04.2020
Протоиерей Александр Новопашин

В связи с распространением коронавируса, введением жесткого карантина во многих странах мира возник чрезвычайно острый вопрос: может ли вирус передаваться через Святые Тайны – Тело и Кровь Христовы. Даже вполне устная приходская традиция свидетельствует простую истину – через святыню никакая зараза не передается. Однако в социальных сетях пришлось встретиться с весьма экстравагантным богословием заштатного архимандрита Кирилла (Говоруна), который полагает, что вирус все же передается непосредственно через Святые Тайны.

В частности, архимандрит Кирилл пишет:

«А так вирус – это часть творения Божия. Как физическая реальность, вирус – благ, как и все что сотворено в этом мире».

Для начала – не совсем понятно, что такое «часть творения». Конкретный вирус (covid-19) не является и не может являться непосредственной «частью» творения Божия, он есть следствие того искажения, которое привнесено в мир грехопадением Адама. Человек, будучи смысловым центром всего тварного мира, пав, «обрушил», «утащил» за собой и все тварное бытие. То искажение, тление, которому подверглась человеческая природа после грехопадения, стало «достоянием» и всей прочей тварной природы и микроорганизмов в частности. Поэтому дозволено утверждать, что Бог не создавал болезней и вредоносных (по отношению к человеческому организму) вирусов, но таковые стали следствием искаженной (в силу человеческого грехопадения) природы. Поэтому нельзя утверждать, что вирус (covid-19) сотворен Богом. Это элементарная богословская ошибка, можно даже сказать школьная ошибка, за которую даже первокурснику семинарии дозволительно поставить «неуд».

Далее архимандрит Кирилл пишет:

«Мы считаем наводнения, вулканы, тайфуны злом, но они – естественная часть природного процесса, и поэтому не являются онтологическим злом. Также змеи и пауки, которые нас кусают, смертоносны для нас, но по своей природе она благи».

Потрясающая богословская безграмотность. И сам сатана по природе своей был благ, ибо его природа ангельская – творение Божие. В том то и дело, что зло содержится не в природе (естестве, натуре), а в личности (ипостаси) разумного существа – человека или ангела. Зло – не в природе, а в личности. И об этом архимандрит может прочитать в трудах свт. Григория Нисского, прп. Максима Исповедника.

Поэтому, конечно же, мы не считаем вулканы, тайфуны злом, ибо они не личности, а природные явления. Но эта природа повреждена, искажена, данное ее состояние глубоко противоестественно изначальной Божественной гармонии и благу, а следовательно эти явления способны приносить людям зло (в смысле страдания)[1]. Природа Божиих созданий – змей и пауков, тоже повреждена, а потому они способны вредить человеку и данный природный процесс (в рамках эволюции поврежденного мира) нельзя назвать естественным как это делает автор. В учебнике протоиерея Олега Давыденкова «Догматическое богословие» сказано:

«В грехопадении человек как свободная личность совершил противоестественный выбор и тем самым навязал своей природе, а в силу своего центрального положения в мироздании, и всему материальному космосу противоестественный способ существования. Грехом в изначально совершенный мир был внесен внутренний разлад»[2].

Природа повреждена и процессы, происходящие в ней, нельзя назвать естественными (т. е. согласными с замыслом Божиим).

Далее архимандрит Кирилл пишет следующее:

«Вместе с другими бактериями и прочим, коронавирус – это часть экосистемы созданной Богом».

Опять двадцать пять. Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?

Видимо для того, чтобы на данный вопрос дать утвердительный ответ, архимандрит Кирилл совершает просто запредельное по своей экстравагантности заявление:

«Воскресшее тело Христа, которым мы причащаемся, было онтологически таким же телом, что и наше. В нем продолжали жить те же микроорганизмы, которые живут в нашем теле. Его отличие от нашего тела лишь в том, что эти микроорганизмы не могли его убить».

Интересно, а из какого Евангелия архимандрит Кирилл сделал вывод о том, что в Воскресшем Теле Христа «продолжали жить те же микроорганизмы». Хотя бы одно мнение хотя бы одного святого отца способен привести в пользу своей «потрясающей» гипотезы архимандрит Кирилл? Но даже если мы примем во внимание дерзкую мысль архимандрита Кирилла о том, что в Воскресшем Теле Христа обитали паразиты, но не причиняли Ему вреда, то каким образом они могут причинить вред тем, кто, причащаясь Святых Христовых Таин, становится единотелесным Христу? Ведь мы призваны причащаться «во исцеление души и тела», а не в принятие некоей акциденции (случайного присутствия) каких-то опять же случайных и не соответствующих самой природе Тела и Крови элементов.

Прп. Иоанн Дамаскин пишет о Таинстве Причащения:

«Очищаясь через это, мы соединяемся с телом Господа и с Духом Его и делаемся телом Христовым»[3].

Также прп. Иоанн подчеркивает:

«Причащением же называется (Таинство) потому, что через него мы причащаемся Божества Иисуса. А общением и называется, и поистине является вследствие того, что через него мы вступаем в общение со Христом и принимаем участие как в Его Плоти, так и в Его Божестве... Ибо так как мы причащаемся от единого Хлеба, то все делаемся единым Телом Христовым и единой Кровию, и членами друг друга, составляя одно Тело со Христом»[4].

Смысл Таинства Причащения состоит не в том, что мы, причастники вкушаем «частичку» Христа, а в том, что мы как бы «вбираемся» в Его Тело, природно «усвояемся» Им Самим (каждый из причастников только в той степени, в которой он сам подготовил себя молитвой и покаянием). В Святой Чаше после преложения Святых Даров обретаются не «частички Христа», но в каждой частице – весь Христос, в Его воскресшей, а потому нетленной, безболезненной, святой человеческой природе, которая неслитно, неразлучно, нераздельно, неизменно соединена с Божественной природой Второй Ипостаси Святой Троицы.

Для того чтобы понять смысл и значение Таинства Святого Причащения в жизни христианина, попытаемся представить следующую картину. На какой-то части планеты произошла мощная техногенная катастрофа, скажем, мощный термоядерный взрыв, в результате которого вся данная территория, включая людей, проживающих на ней подверглась тяжелейшему радиоактивному заражению. Предположим, ситуация такова, что на данный момент не представляется возможным вывести всех людей из зоны действия радиации, ибо действие смертоносного излучения таково, что пораженные им люди не смогут жить в естественных условиях, т. е. на «чистой территории».

Для того, чтобы такая возможность появились, этим несчастным людям требуется в достаточной степени изгнать из своего организма радиацию. Таковая возможность открывается в случае, если какая-то часть продуктов (допустим, вода), потребляемая ими, будет своим происхождением иметь не зараженный мир, а будет привезена извне, т. е. с «чистой территории». И вот в один из дней колонна гуманитарной помощи пересекает блокпост и цистерны с чистой водой «из другого мира» оказывается в «зараженной среде». Однако, для того, чтобы зараженному человеку употреблять «чистую воду» для изгнания из него радиации, необходима тщательнейшая подготовка его организма, определение оптимальной дозировки и т. д. Неправильное же «лечение» может привести к летальному исходу.

Выше была приведена достаточно грубая и с технической точки зрения, возможно, не вполне точная аллегория касательно того, как поврежденное первородным грехом человеческое естество может быть исцелено посредством постепенного приобщения (соединения) с нетленной природой Богочеловека. Пораженная «радиацией» греха, тления и смерти природа человека возникла в естестве первых людей вследствие их личного отступления от Бога. Однако, по причине онтологической тождественности природы Адама с природой его потомков все люди рождаются на свет уже зараженные этой «радиацией» первородного повреждения, которая неизбежно передается по наследству. Поскольку человек является богообразным существом во Вселенной и, соответственно, онтологическим «стержнем» тварного мира, постольку он олицетворяет физический мир пред Создателем, а соответственно, искаженное состояние человеческого естества неминуемо отражается и на состоянии всего окружающего мира, потому Бог и говорит Адаму: «проклята земля за тебя» (Быт. 3:17). Физический мир вторичен по отношении к человеку, а соответственно, избавление этого мира от «радиации» тления должно произойти через человека, через восстановление его природы. Апостол Павел говорит: «тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8:20-21).

Итак, человек (его личность и природа, поскольку человек есть природно-личностное соединение) есть единственное качественное связующее звено между миром тления и миром Божества. И природу человека от жала смерти (1 Кор 15:56), от неизбежного процесса тления реально спасти только соединением с другой человеческой природой, а не с каким-то иным вселенским «материалом» будь то вода, огонь, воздух или камень, которые по определению всегда вторичны и качественно примитивны по отношению к человеку. В отличие от вышеприведенной аллегории (о техногенной катастрофе и зараженной радиацией территории) погибающего человека в истлевающем мире невозможно спасти «чистой водой», поскольку сама вода, как материал, есть принадлежность зараженного мира и сама «инфицирована» тлением. Свт. Афанасий Великий пишет:

«Дух Святой отличен от единства тварного бытия»[5].

Поэтому «материал» для спасения человека должен с одной стороны соответствовать человеку. Другими словами – быть настоящим человеком. С другой стороны должен быть отличен от тварного бытия, которое заражено грехом.

Вторая Ипостась Святой Троицы – Бог Слово (будучи до воплощения не частью тварного бытия) воспринял тленное человеческое естество (неукоризненные страсти), и силой Божественной природы воскрес из мертвых для того, чтобы, согласно словам прп. Максима Исповедника, «чрез Себя и в Себе обновить естество человека»[6]. Таким образом, человеческая природа воскресшего Христа, которая неслитно, нераздельно, неизменно, неразлучно соединена с Его Божественной природой стала тем материалом иного мира, тем «антидотом», соединяясь с которым, у человека появляется возможность аннигилировать «радиацию» тления в себе. Поэтому Господь говорит: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53-54).

Итак, повторимся, Святое Причастие есть «материал»[7], единственный и уникальный «материал» радикально отличный от всего прочего тленного естества, которым мы окружены. Согласно же «богословию» архимандрита Кирилла получается, что и сам «антидот»… ненастоящий… несовершенный… Он тоже подвержен всему тому тлению, коему подвержен и весь прочий «субстрат» окружающего нас мира. Подобное утверждение попросту обесценивает Таинство Причастия, как таковое, обесценивает и Жертву Христову, обесценивает и саму веру. Что же может быть страшнее, когда человек, облеченный саном архимандрита в весьма критический, а можно даже сказать, трагичный момент жизни людей, расшатывает в них самое главное – веру?

Сторонников традиционного отношения к Таинству Причащения архимандрит Кирилл Говорун обвиняет… в докетизме… Он пишет:

«Они (докеты) считают, что Тело Христа, в том числе Евхаристическое, неподвластно законам природы. Докеты, а позже евтихиане, тоже считали, что человечество Христа было онтологически иным, чем наше».

То, что Тело воскресшего Христа было неподвластно законам природы и было иным, чем наше, любой человек может прочитать в Евангелии. Воскресший Христос мог проходить сквозь стены, Он неожиданно появлялся и исчезал, делался неузнаваемым, а после позволил Луке и Клеопе узнать Себя… Что же касается ереси докетизма, то его сторонники полагали, что человеческая природа Христа призрачна, иллюзорна, она силой Божией возникала («казалась», от др.-греч. δοκέω – «кажусь») в сознании тех, кто соприкасался с Богом. В этом смысле последователем докетов является – увы, сам архимандрит Кирилл. Ведь он предлагает принять идею, согласно которой в Святых Тайнах содержится лишь призрачная полнота Божества. Рассуждения же архимандрита о дуализме и попросту не выдерживают никакой критики.

Наконец, архимандрит Кирилл восклицает:

«Зло – не в природе, а в выборе, который делает человек. Поэтому настоящее зло – не в вирусе, а в том, например, когда человек, вместо того, чтобы заботиться о своем ближним, выбирает игнорировать законы природы, приходит в собрание и заражает других людей!».

Невозможно с этим не согласиться, а потому священноначалие Русской Православной Церкви рекомендует людям, почувствовавшим недомогание воздержаться от посещения «собраний». Все верно! Но какое отношение этот последний абзац непосредственно имеет к Таинству Святого Причащения? И хотелось бы задать вопрос самому автору. Когда некий священнослужитель своими сомнительными «богословскими» опусами вводит свою паству в великое смущение, рождая в них недоверие к самому главному Таинству их жизни, калеча в них веру, вводя в отчаяние – это проявление любви? Вспомним, что говорит нам сам Христос: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, том лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море» (Мк. 9:42).

И в заключении хотелось бы предложить читателю достаточно необычную для данной статьи мысль. Ведь если спросить напрямую – а может ли в результате причащения в человека «войти» зараза коронавируса? Отвечаем, да. Может и сам сатана войти. Но совсем не по причине того, что Святые Тайны являются переносчиком опасного вируса, а уж тем паче сатаны. В Евангелии мы читаем: «И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошёл в него сатана» (Ин. 13:26-27). Не с самим куском, а после него… В Евангелии же читаем: «Кто веру имеет и крестится – спасен будет» (Мк.16:16). И данный принцип веры т. е. искреннего, благоговейного и покаянного прихождения к Таинству Крещения действует и по отношению ко всем другим Таинствам Православной Церкви. Свт. Кирилл Иерусалимский говорит такие суровые слова:

«Если ты лицемеришь, то человеки крестят тебя ныне, а Дух не крестит тебя. Если же приступаешь с верою, то человеки будут совершать видимое, а Дух Святый сообщит невидимое»[8].

И этот принцип относится ко всем иным Таинствам Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

«Да не в суд или во осуждение будет мне Причащение Святых Твоих Таин, Господи», – молимся мы перед принятием Святого Причащения. Апостол Павел пишет: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет в осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:28-29). Оказывается, если человек без должной веры, покаяния и благоговения, без страха Божия, но с наличием всех прочих страхов приступает к Святым Тайнам, то его лицемерие, неверие и двуличие делает его беззащитным перед самим сатаной, а тем более и перед всеми стихиями мира сего. И сатана входит в такого человека, даже и в «теле» злосчастного коронавируса. Однако это происходит не по причине причастия человека Святым Тайнам, а как раз наоборот – по причине отказа от причастности Им, т. е. Самому Богу. Пусть человек чисто формально и вкусил от Чаши, но своим лукавством, неверием, малодушием и трусостью он отказался от Христа, персонально с ним Таинства не произошло, и он обнаружил себя как некогда Адам… голым, беззащитным. Потому мы и молимся перед Таинством Причащения такими словами: «ни лобзания Ти дам, яко Иуда», т. е. не с лицемерием, как Иуда я должен подойти к Святым Тайнам.

А что тут можно сказать об архимандрите Кирилле (Говоруне), который придумал весьма неуклюжую (а по-сути богоборческую, богохульную) «богословскую» теорию, согласно которой зараза передается через Святые Тайны? Очевидно, что это не так и данная очевидность является не просто плодом догматического учения Православной Церкви, но и вполне ощутимым фактом из священнической практики. Иереи и диаконы после причащения мирян сами потребляют Святое Причастие и за всю историю Православной Церкви не наблюдалось никаких инфекционных вспышек в среде духовенства. Более того, священники индивидуально причащают и больных людей – с открытыми формами тех или иных инфекционных заболеваний… И опять же – никаких инфекционных вспышек в среде служителей алтаря. Если бы все было так, как утверждают разного рода «горе-богословы», то, поверьте, священники, как «вид» исчезли бы из пространства человеческой истории.

С другой стороны, конечно же, мы не можем требовать от наших прихожан подобной стойкости и должны нисходить до многих, в том числе и моральных немощей наших пасомых. Предположим некий человек, будучи уже пожилым и с ослабленным иммунитетом, действительно боится подхватить эту заразу и, конечно же, не через Причастие, а просто от окружающих его в храме людей. Что же делать? Если откровенно, то я вообще здесь никакой проблемы не вижу. Ведь если человек не при смерти, то он может совершенно спокойно переждать пандемию дома и не ходить в это время в храм. Прп. Мария Египетская, память которой совершается в пятое воскресение Великого Поста, причащалась в своей жизни всего два раза! И столь редкое причащение не помешало ей стать величайшей православной святой.

И все же кое в чем с архимандритом Кириллом (Говоруном) можно согласиться. Да, коронавирус в каком-то смысле можно назвать «добром»… Дело в том, что в результате эпидемии covid-19 и информационной пандемии очень быстро и явственно выявилось – кто есть кто. Кто действительно искренне веруют во Христа и в исцеляющую силу Его Тела и Крови, а кто в своей трусости и подлости давно в душе своей предал и продал всех.

Руководитель миссионерского отдела Новосибирской епархии
протоиерей Александр Новопашин

 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Кстати, нахождение в этом списке «злого» тех же вулканов неуместно. Вулканы выполняют важнейшую функцию – выносят на поверхность Земли питательные вещества. Без вулканической деятельности жизнь не Земле вообще была бы невозможна. С древних времен люди знают о плодородии вулканической почвы, поэтому и стараются жить в непосредственной близости от них, невзирая на опасность.

[2] Олег Давыденков, протоиерей. Догматическое богословие. https://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/dogmaticheskoe-bogoslovie/8

[3] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры» Кн. 4; Гл. 13

[4] Там же.

[5] Афанасий Великий, свт. СС. Т.З, С.-Посад, 1903, с.36-40).

[6] Максим Исповедникпрп. Цит. по http://www.evangelie.ru/forum/t126880.html

[7] Да простит меня читатель за такие грубости, но, увы, разбирая «богословие» архимандрита Кирилла (Говоруна) невозможно обойтись без подобного (быть может, не всегда благочестивого) «разжевывания».

[8] Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusalimskij/tajnovodstvennye-pouchenija/

 

Благодатный Огонь




Голосование за статью
 - 
77
 /  - 
8
Комментарии:
Андрей Титов 12/04/2020 в 22:09:33
"Свт. Афанасий Великий пишет: «Дух Святой отличен от единства тварного бытия»[5]. Афанасий Великий, свт. СС. Т.З, С.-Посад, 1903, с.36-40).
ВНИМАНИЕ: батюшка поверил Осипову и привёл выдуманную осиповскую "цитату". Св. Афанасий такого не пишет. "Поставленная при цитате ссылка 14 гласит: Афанасий Великий. Творения. Т.III. С‐Посад. 1903. С.36‐40. Мне показалось странным, что такая короткая цитата, а в ссылке указаны целых пять (!) страниц. То есть, троеточие заменяет три полных страницы текста... Но наиболее необычным оказалось то, что на означенных страницах указанного издания этих слов тоже не нашлось. Профессор подтверждает этой цитатой свой важнейший тезис о том, что никакого пресуществления быть не может. Ведь, если имеет место не множество тварных сущностей, а только одна единственная, то ей «не во что» пресуществляться, то есть менять сущность, так сказать, некуда (см. [2]). Цитата важная, потому что древняя и потому что принадлежит святому, прозванному Великим. И её-то у него нет. Однако цитата всё-таки нашлась… у преподобного Иоанна Дамаскина, который в Третьей Книге «Точного изложения…» пишет: «священный Афанасий… говорит: а что Дух Святый выше твари, отличен от ЕСТЕСТВА тварного бытия»".
А. Люлька. Единая природа всей твари и путаница цитат.
Фотина 04/04/2020 в 21:24:12
Мигелю.
***капля яда в лжицу - и всё***
Вы о чём? О какой капли яда? Кощунствуете в воображение?
Лев Хоружник 03/04/2020 в 09:55:24
Говорун, конечно, еретик, и тут всё ясно. Но чем лучше прот. А.Новопашин? Прочитайте внимательно, что он написал: «Итак, человек (его личность и природа, поскольку человек есть природно-личностное соединение) есть единственное качественное связующее звено между миром тления и миром Божества. И природу человека от жала смерти (1 Кор 15:56), от неизбежного процесса тления реально спасти только соединением с другой человеческой природой, а не с каким-то иным вселенским «материалом» будь то вода, огонь, воздух или камень, которые по определению всегда вторичны и качественно примитивны по отношению к человеку. В отличие от вышеприведенной аллегории (о техногенной катастрофе и зараженной радиацией территории) погибающего человека в истлевающем мире невозможно спасти «чистой водой», поскольку сама вода, как материал, есть принадлежность зараженного мира и сама «инфицирована» тлением».
Во-первых, он отделяет личность (ипостась) от природы, что сразу же выводит его за рамки святоотеческого богословия, где нет такого различия.
Во-вторых, он исходит из того, что всё зло в процессе тления, чем опять же выводит себя за границы святоотеческого богословия.
Разве прот. А.Новопашин не знает о том, что после всеобщего воскресения мертвых все, включая и грешников в аду, обретут нетленные тела? И разве ничего не знает он о том, что падшие духи и ныне нетленны? Знает. И что это такое «качественное (?!) связующее звено между миром тления и миром Божества»? Если серьёзно отнестись к его словам, то тогда нужно признать самостоятельное существования двух миров – мира тления и мира Божества, что уже будет манихейством. Прот. А.Новопашин просто добросовестно излагает антиюридическую ересь А.И. Осипова, вот и всё.
Никита 03/04/2020 в 08:19:35
Фото в начале статьи, кто не знает, архим. Кирилла Говоруна из плеяды Интернетовских батюшек. Бог ему Судия, а не мы кроме поставленных на то, чтобы охранять чистоту Православия в РПЦ, таких как видный прот. Александр Новопашин.
Николай Пронин 03/04/2020 в 08:16:06
Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной:
Вопрос 18. В сем члене положено слово Творца: действительно ли Бог есть Творец всех вещей?
Ответ. Без всякого сомнения, Бог есть Творец всех видимых и невидимых тварей.
Диана 02/04/2020 в 23:50:32
Недавно, месяца 3 назад, мелькала информация в документах, опубликованных Джулианом Ассанжем, о том, что архим. Кирилл (Говорун), клирик Украинской ПЦ, автор т.н. "майданного богословия", сторонник авокефалии для УПЦ, является агентом ЦРУ. Это ВСЁ объясняет. Поэтому ни капли не удивилась, прочитав о его участии в "богословской" межконфессиональной конференции по вопросу окормления лиц нетрадиционной секс. ориентации в церкви. В резолюции определили необходимость выработки "пастырски-чуткого" подхода к содомитам. Эти Говоруны подведут богословскую теорию абсолютно подо всё, за что им заплатят их 30 серебренников.
Вадим Борисов 02/04/2020 в 18:41:28
Слава Богу! СпасиБО о. Александру Новопашину. Наконец-то для нас хоть какая-то духовная оценка происходящего и четкая богословская проработка вопроса о причащении. Получается, если до этого недостойные причастники только на свою голову это принимали, то сейчас могут эпидемию всеобщего мора умножить.
Мигель Краснов 02/04/2020 в 17:08:55
Antony_Zet 02/04/2020 в 16:47:37
Михаилу Яблокову
Простите, не понял. Может, Вы имели в виду предыдущего оратора?
Михаил Яблоков 02/04/2020 в 15:43:44
Antony_Zet
У вас есть что возразить по существу?
Михаил Яблоков 02/04/2020 в 15:38:20
Архим. Кирилл (Говорун) фактически отвергает обожение (преображение) Плоти Христовой, являясь по сути антипаламитом. Всецело обоженные Кровь и Тело Христовы не могут быть источником заразы и смерти, так как являются источником жизни и бессмертия для всего творения Божия! Плоть Христа есть новое творение! Не в смысле, что она была заново сотворена и не заимствована от Пресвятой Богородицы, а в смысле всецелого обожения от самого зачатия, хоть и пребывала промыслительно под покровом «кожаных риз» безукоризненных страстей нашего ради спасения до Славного своего Воскресения. Но мы причащается именно воскресшей Плоти Христа, то есть, уже нетленной, нестрадательной и бессмертной. В ней уже нет ничего от последствий грехопадения Адама. Никаких безукоризненных страстей. И никаких вирусов там быть не может по определению, так как вирусы - следствие грехопадения. Более того, не только Кровь и Тело Христово не могут быть источником заразы, но священные сосуды (чаша, лжица), которые благодатью освящаются от соприкосновением с ними. Болезни же наши от маловерия и недостойного причащения.
Antony_Zet 02/04/2020 в 15:08:43
Философ Эрих Фогелен – ложный ориентир для православных, продвигаемый Романом Вершилло, гл. редактором сайта "Антимодернизм.ру".
Небезызвестный Роман Вершилло, позиционирующий себя как борец с модернизмом и другими вызовами времени, посредством своих сайтов «Антимодернизм» и «Два града» продвигает чуждую Православию систему понятий и философию, что не может не вызывать тревогу. Данные понятия и философия им заимствованы у философа Эриха Фогелена. Любой, кто знаком с современным «Антимодернизмом», испытает острое ощущение дежавю, прочитав такие термины, как «порядок бытия», «порядок в душе», «духовный беспорядок», «духовная болезнь» и, конечно же, «гностицизм». У Вершилло они имеют, мягко говоря, неясное значение, но взяты они им из откровенно мутного источника.
Предлагаем наш перевод статьи Гленна Шрама «Новый гностицизм: философ Эрих Фогелен находит, что древняя христианская ересь очень даже жива». Статья написана неправославным автором, некоторые богословские моменты пересекаются с православным учением (понимание «тысячелетия» и первородного греха), а какие-то вещи необходимо «отфильтровывать» при чтении (выражение «личный Спаситель», толерантность, демократия и инославие).
Из данной статьи Вы узнаете о концепции гностицизма Эриха Фогелена, которую Роман Вершилло извратил, многократно усугубив её минусы, об её серьёзных проблемах, об отношении Фогелена к христианству и его антихристианских выпадах. Иронично, что Фогелен, боровшийся с «современным гностицизмом», был гностиком в классическом понимании, являясь платонистом. Цель настоящей публикации — показать, насколько спорные вещи навязывают православным некоторые «антимодернистские» деятели. https://antirockcult.ru/filosof-eric-voegelin-prodvigaemyj-romanom-vershillo/
Мигель Краснов 02/04/2020 в 13:44:39
"зараза передается через Святые Тайны"
Зараза, как и отрава, передается не через Св Тайны, а через способы их преподачи. Это же очевидно. Капля яда в лжицу - и всё. Но, как сказал о. А.Ткачев, «если у тебя вера такова, что ты боишься причащаться или в храм Божий зайти, или к иконе приложиться, твое место не в храме, сиди дома и не лезь».

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Коронавирусное «богословие» Православный журнал «Благодатный Огонь»

Коронавирусное «богословие»

2.04.2020
Протоиерей Александр Новопашин

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

11.06.2021
Громкая отставка в Белорусском Экзархате: архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры и отправлен на покой

7.06.2021
Владислава Романова

ОВЦС и раскол в Московской Патриархии.
К юбилею самого «эффективного» церковного отдела

1.06.2021
Сергей Худиев

Отказавшись от вакцинации, можно стать убийцей

4.06.2021
Светлой памяти протоиерея Владимира Правдолюбова (†23.05.2021)
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

25.05.2021
Кто тормозит канонизацию Евгения Родионова

31.03.2021
Анатолий Степанов

Почему православные превратились в авангард борьбы против вакцинации?

19.05.2021
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

30.05.2021
Николай Каверин

О проекте документа Межсоборного присутствия «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга».
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

16.05.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

11.04.2021
Николай Каверин

Ядерное оружие России и российские антиковидные вакцины – единственный гарант суверенитета нашей Родины

27.05.2021
Андрей Иванов, Борис Котов

Пророчество Петра Дурново

23.05.2021
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

26.04.2021
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

21.05.2021
Святой мученик Христофор и его иконография

29.03.2021
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

10.05.2021
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

13.05.2021
Святитель Игнатий Брянчанинов

О чистоте

18.04.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

9.03.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

В защиту Главного храма Вооруженных сил России от церковных либералов и антисоветчиков

2.03.2021
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

28.02.2021
Архиепископ Никон (Рождественский)

Памятники-статуи святым угодникам

17.01.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Апологет ереси (Об искажениях православного вероучения в сочинениях диакона Андрея Кураева)

18.02.2021
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

16.02.2021
Протоиерей Константин Буфеев

Крайности эволюционизма.
Странные рассуждения о науке и вере в одной статье на сайте «Богослов.ру»

22.02.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Эволюция: от обезьяны Дарвина к «обезьяне Бога»

21.04.2021
Грех блуда и борьба с ним

3.02.2021
Владимир Шкляев

О составителях «житий» новомучеников

10.02.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Белые платочки спасли когда-то церковь».
Ваше Святейшество, вступитесь за них!

31.01.2021
Президент – мой друг!

29.01.2021
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

27.01.2021
Вячеслав Макарцев

Эсхатологическое бесчувствие

1.12.2020
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

21.01.2021
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

20.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Просим Церковный суд приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

14.01.2021
Андрей Кураев: «православный хам» или хамоватый еретик?

15.01.2021
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию событий 13 января 1991 года в Вильнюсе.
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование»

4.01.2021
После призыва Патриарха Кирилла к москвичам не пренебрегать богослужениями глава ОВЦС МП попросил верующих не ходить в храмы на Рождество.
Кого же слушаться бедным российским христианам?

24.12.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

28.12.2020
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

2.01.2021
Михаил Тюренков

«Кураев – на выход!»
Скандального протодиакона приговорили к лишению сана. На очереди анафема?

22.12.2020
Владислав Артемов

Безумие Православия

29.12.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

15.12.2020
Протоиерей Андрей Ромашко

Когда очень хочется раскола.
О Соборе православных мирян (31.10.2020 г., Москва)

18.12.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

10.11.2020
Протоиерей Алексий Касатиков

Царский путь в ситуации с COVID-19: как пройти между малодушным страхом и слабоумной отвагой

26.11.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

10.12.2020
Павел Панов

Еще раз о соблазне западной культурой

6.12.2020
К 55-летию «снятия анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

29.11.2020
Протоиерей Сергий Правдолюбов

Воспоминания о работе комиссии по богословским воззрениям свящ. Георгия Кочеткова в 2000 году

19.11.2020
Тимур Давлетшин

Кочетковщина и власовщина

8.11.2020
Михаил Тюренков

Избавится ли Русская Церковь от секты кочетковцев?

17.11.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

13.11.2020
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

15.11.2020
Андрей Рогозянский

Почему лекции С.Чапнина в МДА – это нонсенс

28.10.2020
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

1.11.2020
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

5.11.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

4.10.2020
Патриарх Кирилл в декабре 2019 года запустил в Русскую Церковь губительный вирус обновленчества и богослужебного реформаторства.
Письмо в редакцию сайта «Благодатный Огонь»

21.10.2020
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

7.10.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества.
Послесловие к письму в редакцию «Благодатного Огня» прихожанки храма в г. Балашихе

11.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

В Церкви активизировался вирус обновленчества

15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

20.09.2020
Николай Каверин

О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?

29.09.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

13.09.2020
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

1.10.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

17.09.2020
Священник Александр Шумский †16.09.2020

Светлой памяти священника Александра Шумского.
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

18.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению».
Извержение из сана свящ. Феодора Людоговского

30.08.2020
Николай Каверин

Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?

26.08.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

15.10.2020
Александр Камчатнов

Горé имеим сердца, или Еще раз к вопросу о языке богослужения

4.09.2020
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

7.09.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви

21.08.2020
Иеромонах Роман (Матюшин)

Не соблазняйте малых сих

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

8.12.2020
Пантелеимон Филиппович

Церковный либерализм: взгляд из Белой Руси

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

2.09.2020
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

7.02.2021
Григорий Глушенков

Кто убил митрополита Киевского Владимира: большевики или украинские националисты?

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

5.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

30.10.2020
Почему не были реализованы планы по ядерной бомбардировке СССР

20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

2.11.2020
Протопресвитер Владимир Диваков

Битва за Сретенский. Москва за нами

9.06.2020
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

25.10.2020
Роман Носиков

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова (†21.10.2020).
Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

27.09.2020
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

22.10.2020
Протоиерей Димитрий Смирнов (†21.10.2020)

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова.
Протоиерей Димитрий Смирнов о деятельности священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

9.02.2021
К 15-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Яд в привлекательной упаковке»

12.12.2020
Алексей Горожанин

Посещал ли апостол Андрей Первозванный Русскую землю?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

15.05.2018
О ситуации в Сербской Православной Церкви

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Изменение церковнославянского богослужения — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

21.07.2020
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

Редакция сайта «Благодатный Огонь»
16.02.2017

Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

30.05.2021
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

 

НОВОСТИ

09.06.2021
Число вакцинированных от COVID в российской армии приблизилось к 100%

09.06.2021
Архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры.
Белорусская русофобствующая оппозиция надеется, что владыка возглавит «православную церковь в новой Беларуси»

07.06.2021
Информационную атаку Запада и российских православных кликуш на вакцину «Спутник V» следует приравнять к экстремистской деятельности и посягательству на суверенитет России

28.05.2021
Скончался протоиерей Владимир Правдолюбов — строгий блюститель традиций православного богослужения и яркий полемист с неообновленчеством и церковным либерализмом

20.05.2021
Ещё раз о вакцинации: в военное время некоторые грехи не вменяются в осуждение

20.05.2021
В РПЦ призвали не считать вакцинацию грехом

17.05.2021
Почему современному кинематографу и телевидению выгодна фальсификация правды о Великой Отечественной войне

10.05.2021
Просим Священный Синод дать исчерпывающее разъяснение о допустимости православным верующим прививаться российскими вакцинами

09.05.2021
С Днем Победы!
Проконвоирование немецких военнопленных через Москву 17 июля 1944 года

30.04.2021
Иерусалимский Патриарх Диодор (†2000) о происходящем в Кувуклии во время схождения Благодатного огня

14.04.2021
Церковно-общественный совет по биоэтике, выступивший против церковного признания ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), упразднён Священным Синодом

12.04.2021
Гагарин: «Привет, потомки! Как вы там?»
К 60-летию первого полета в космос советского космонавта Юрия Гагарина

24.03.2021
На Афоне начались прививки от коронавируса

21.03.2021
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

07.03.2021
Обращение в Церковный суд: «Просим приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

05.03.2021
5 марта – день кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

24.02.2021
Кураев vs патриархия: «ничья»

18.02.2021
«Заноза» Патриарха Кирилла, или У Кураева длинные руки!

16.02.2021
Инициатива митрополита Илариона (Алфеева) канонизировать прот. Александра Меня призвана «уравновесить» недавнюю инициативу митрополита Тихона (Шевкунова) по подготовке к канонизации исповедника Церкви Русской старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

12.02.2021
Обращение студенческого сообщества Донбасса к молодежи России

09.02.2021
Митрополит Тихон (Шевкунов) объявил сбор материалов для подготовки прославления старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

04.02.2021
Лжемиротворчество под маской Православия.
Не стоит ли либеральствующим священникам снять рясу и податься в правозащитники?

03.02.2021
К 3-й годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

28.01.2021
Митрополит Запорожский Лука: «Кураев за годы своей антицерковной деятельности внес в души христиан столько соблазна, лжи, осуждения, откровенной клеветы и ненависти к Церкви, сколько, наверное, не сделал за последнее время ни один человек»

24.01.2021
Митрополит Иларион: Кураеву грозит отлучение от Церкви

21.01.2021
Обратится ли Патриарх Кирилл к мэру Москвы С.С. Собянину с просьбой разблокировать социальные карты для бесплатного проезда в общественном транспорте для людей 65+ с целью посещения ими воскресных и праздничных служб в московских храмах?

19.01.2021
Институт Гамалеи опроверг слухи о содержании абортивных материалов в вакцине «Спутник V»

08.01.2021
Решение Епархиального суда г. Москвы по делу № 50-54-2020 (о признании протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана)

05.01.2021
В Рождество в Храм нельзя?!
Доктор Мясников осудил фатальный запрет для верующих пожилых людей посещать храмы

02.01.2021
Митрополит Запорожский Лука о снятии сана с Андрея Кураева

29.12.2020
Решением епархиального суда г. Москвы протодиакон Андрей Кураев признан подлежащим извержению из сана

24.12.2020
Рецидив неообновленчества: Патриарх Кирилл снова выступил за частичное использование русского языка в богослужении

17.12.2020
Протодиакон Андрей Кураев неожиданно заголосил о каноничности, хотя ранее говорил, что «каноны надо забыть и положить на полку»

27.11.2020
Рукопожатцы в масках «христиан»: новое открытое письмо российской либерды

24.11.2020
Священник Георгий Максимов про революционное «собрание православных мирян» от 31 октября

18.11.2020
Миссионерский декаданс: в одном из храмов Татарстанской митрополии священник совершает молебен в спортивном костюме (ВИДЕО)

15.11.2020
Собрание православных мирян как гниение

09.11.2020
Авторская программа Александра Щипкова «Агитаторы»: о священнике Георгии Кочеткове, либерал-православии и ревнителях не по разуму

08.11.2020
Православные миряне как орудие церковной революции и обновленчества справа

04.11.2020
Объявит ли Россия выборы в США 2020 нелегитимными?
Вся правда об американских выборах от Маргариты Симоньян

30.10.2020
Православные ковид-диссиденты активизировались…

27.10.2020
Обращение диакона Ильи Маслова в Церковный суд Московской областной епархии

24.10.2020
Эпоха протоиерея Димитрия Смирнова

22.10.2020
Нынешние церковные проповедники едва ли смогут сравняться с покойным о. Димитрием

19.10.2020
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)

14.10.2020
В Псковской епархии возрождается единоверческий приход и богослужения древнерусским чином

09.10.2020
Масоны Испании заявили, что папа римский поддерживает их принципы

08.10.2020
Митрополит Тихон (Шевкунов): Мне выпало счастье общаться с Путиным

02.10.2020
Оздоровление Сретенской духовной семинарии: Патриарх Кирилл назначил проректоров и секретаря Ученого совета

29.09.2020
Служба внешней разведки РФ узнала о подготовке в Белоруссии «резонансной провокации» с целью столкнуть православных и католиков

19.09.2020
Прощание с отцом Александром Шумским

17.09.2020
Погиб священник Александр Шумский

12.09.2020
Донбасс за нами! — сильная песня прекрасных дончанок взрывает Сеть

10.09.2020
Суд Екатеринбургской епархии отлучил схимонаха Сергия Романова от Церкви

08.09.2020
Диакон Владимир Василик о творчестве протоиерея Александра Меня в связи с 30-летней годовщиной со дня его убийства

24.08.2020
Святейший Патриарх Кирилл в ответ на многократные обращения мирян поручил проанализировать богословские изыскания священника Георгия Кочеткова

22.08.2020
О последних событиях в церковно-политической жизни Белоруссии

20.08.2020
Священнослужитель Белорусской Православной Церкви: Константинопольский патриарх готовит в Белоруссии церковный раскол

18.08.2020
Заявление Медиагруппы «Патриот» в связи с событиями в Белоруссии

15.08.2020
О последних событиях в Белоруссии:
Белоруссия-2020 — репетиция перед Россией-2024.
Белорусские ксёндзы поддерживают протестующих, пытаются дискредитировать итоги президентских выборов и обеляют провокаторов

13.08.2020
Религиоведы отнесли учение бывшего схиигумена Сергия Романова к генотеизму

12.08.2020
Письмо белорусским «русофобам в рясах»

12.08.2020
К 20-летию гибели подводной лодки «Курск»

07.08.2020
Еще один «внеконфессиональный богослов» уволен из Московской Духовной академии

27.07.2020
Снятие карантинных ограничений: протоиерей Владимир Чувикин восстановлен в должности настоятеля Николо-Перервинского монастыря

17.07.2020
Светские власти не вправе были ограничивать посещение храмов в период пандемии, считают в Совете по правам человека

09.07.2020
Церковный публицист Владимир Семенко об изверженном из сана Сергии (Романове)

25.06.2020
Александр Щипков о русификации церковнославянского языка: «Язык богослужения не имеет никакого отношения к миссионерской работе»

16.06.2020
– Что за вой опять на болотах, Бэрримор?
– Это либеральные бесы атаковали Главный Храм Вооруженных сил России, сэр.

11.06.2020
Первый канал в клочья порвал российских либералов юбилейным показом культового фильма «Брат-2»

08.06.2020
Господин Президент, услышьте людей! Вы как православный человек понимаете, что имя на номер Господь не велел менять. Мы не цифры!

05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!