Богородица

Актуальные статьи

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

29.04.2020

Указ заштатному клирику города Москвы протодиакону Андрею Кураеву

В связи с публичным оскорблением Вами памяти настоятеля Богоявленского кафедрального собора города Москвы протоиерея Александра Агейкина, невзирая на скорбь его жены и детей, в день его кончины, что характеризует это деяние не только как безнравственное, но и как особенно циничное, что вызвало возмущение архиереев, клириков и мирян Русской Православной Церкви, а также учитывая Ваши предыдущие деяния, относительно которых поступали жалобы на мое имя, Вы запрещаетесь в священнослужении до принятия решения епархиальным церковным судом по рассмотрении упомянутых деяний.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ


* * *

В интернете появилась петиция с обращением к священноначалию Русской Православной Церкви о лишении скандально известного протодиакона Андрея Кураева священного сана. В чём причина этого предложения и каково реальное отношение значительной части духовенства и прихожан к этому околоцерковному публицисту? Попробуем разобраться.

В истории Русской Церкви было немало ярких, харизматичных персонажей, завершивших земную жизнь с позором и вошедших в историю как воры, предатели и душегубы. Среди них и Гришка Отрепьев, иеродиакон Чудова монастыря, одно время приближённый самого Святителя Иова, Патриарха Московского, ставший трагически известным самозванцем Лжедмитрием I, а закончивший тем, что его прах зарядили в пушку и выстрелили в сторону Запада, откуда и прибыл этот расстрига с «группой поддержки» – польско-литовскими интервентами. И бывший священник Георгий Гапон, один из самых видных православных пастырей и проповедников начала XX века, увлекшийся кровавой стихией революции и возомнивший себя революционным трибуном.

Подобно Иуде, уже лишённый сана поп Гапон закончил жизнь в петле. Вот только не от собственного отчаяния, но при помощи «партийного товарища», активиста террористической партии эсеров, а в будущем одного из отцов-основателей Государства Израиль Пинхаса Рутенберга (к слову, приятеля главы итальянских фашистов Бенито Муссолини).

Ещё один яркий церковный персонаж, перешедший на радикально антицерковные позиции, «прославился» в годы хрущёвских гонений. Бывший профессор Ленинградской духовной академии протоиерей Александр Осипов не просто оставил сан (история банальная – развод с первой женой и канонически недопустимое для священнослужителя второбрачие), но и в 1959 году публично порвал с религией вообще, объявив себя атеистом. Вплоть до смерти в страшных мучениях Осипов привлекался советскими органами в качестве атеистического агитатора-пропагандиста. Церковь же не только лишила его сана, но и предала анафеме.

Спустя ещё несколько десятилетий анафематствован был и бывший Киевский митрополит Филарет (в миру Михаил Антонович Денисенко). Имя этого деятеля известно многим: именно он создал самую крупную украинскую псевдоправославную националистическую группировку «Киевский патриархат», ставшую основой сегодняшней лжецеркви ПЦУ, получившей антиканонический «томос» об «украинской автокефалии» от Константинопольского патриарха Варфоломея (Архондониса).

Конечно, всё это лишь вершина антицерковного айсберга, тех его представителей, которые когда-то получили сан в Русской Церкви, а потом начали плевать в колодец, из которого совсем недавно пили. Но есть и те, кто оплёвывает Церковь «изнутри», формально сохраняя сан, позволяющий им представлять некую «прогрессивную часть Церкви», противостоящую церковному священноначалию и его «сатрапам». Таковых немного, но они очень шумны и скандальны. И самый известный среди них – протодиакон Андрей Кураев, уже давно превративший свои интернет-блоги и странички в соцсетях в подобие советских изданий в духе журнала «Безбожник у станка». 

Конечно, протодиакон Андрей Кураев, подобно бывшему протоиерею Александру Осипову, прямо не отрицает бытие Божие. Он «всего лишь» собирает слухи и сплетни о Русской Церкви, её священноначалии, наиболее известных пастырях и мирянах, тиражируя их на потеху антицерковно настроенной публике. Достаётся и Патриарху, и только что ушедшим в мир иной клирикам. Не говоря уже о светских политиках (в нулевые отец Андрей весьма резко высказывался об украинских «самостийниках», а в последние годы, напротив, поддерживает их, да ещё и выступает против воссоединения с Крымом).

Пишет отец Андрей очень активно, как говорят малороссы, «часто-густо», а потому полное собрание сочинений собранных сплетен с комментариями уже давно превзошло ПСС классиков марксизма-ленинизма. Так, например, в последние недели он оседлал популярную тему коронавируса, пытаясь доказать, что Русская Церковь «виновна» в его распространении, ну и походя в буквальном смысле пиная жертв пандемии в священном сане. В том числе протоиерея Александра Агейкина, человека, о котором прежде Кураева никто не произнёс ни одного недоброго слова:

«В моей памяти сей недопротопресвитер останется как тупой карьерист, сделавший карьеру в сфере ВИП-сервиса».

И это далеко не самые «нелестные» эпитеты, которыми протодиакон Андрей сопровождает своих относительно недавних сослужителей (не говоря о том, что уже несколько лет именно Кураев пытается доказать, что в Русской Церкви существует некое «голубое лобби», партия высокопоставленных извращенцев, однако реальных свидетельств, которые могли бы доказать это в суде, так ни разу и не представил). Но именно глумливое хамство в адрес новопреставленного протоиерея Александра Агейкина, одного из самых светлых русских пастырей последних лет, побудило многих клириков и мирян возмутиться, задавшись резонным вопросом: а почему этот персонаж до сих пор прикрывает свою антицерковную деятельность священным саном?

Даром что базовое образование Андрей Вячеславович Кураев получил на кафедре «научного атеизма» философского факультета МГУ, но так ведь и гонитель Савл когда-то стал первоверховным апостолом Павлом. Однако в данном случае получилось «из Савлов в Павлы и обратно». Хотя до поры до времени он сделал немало для церковного просвещения. Правда, в личном общении Кураева всегда отличала иронично-снисходительное отношение к собеседникам, в том числе облечённым куда более высоким церковным саном. Хамские шуточки отца Андрея в адрес собеседников многие пытались оправдать его «юродством». Но где та грань, которая отделяет юродство Христа ради от распущенности и горделивой фанаберии?

Нельзя не вспомнить, как накануне Поместного Собора 2009 года, избравшего Предстоятелем Русской Православной Церкви Патриарха Кирилла, отец Андрей активно начал кампанию по очернению потенциальных соперников будущего Святейшего Владыки. В итоге, как сознался сам Кураев в своём интернет-блоге, ему было сделано серьёзное внушение:

«Сегодня (21 января) меня вызывал Местоблюститель митр. Кирилл, чтобы указать на недопустимость переноса светских методов предвыборной полемики в церковную жизнь».

Тем не менее, по мнению многих клириков Русской Церкви, отец Андрей рассчитывал, что после избрания владыки Кирилла Предстоятелем он получит высокий церковный пост и сан. Сложно сказать, так ли это, но в итоге диакон Андрей Кураев стал протодиаконом Андреем Кураевым и получил наградной головной убор – камилавку. И несмотря на то что в своём блоге он попытался доказать, что эта богослужебная шапка – очень высокая награда, личная обида была очевидной.

В итоге кураевская критика, которую он и раньше позволял в адрес некоторых церковных процессов, становилась всё более агрессивной и персонифицированной. Постепенно из церковного апологета протодиакон Андрей Кураев превратился в антицерковного критика, чья деятельность вызывает всё больше вопросов среди православного духовенства.

Автор этих строк не является ни священнослужителем, ни специалистом по каноническому праву, а потому в рамках этой статьи не готов изложить список святоотеческих правил, согласно которым отец Андрей должен быть лишён сана. Но кураевская «коса» уже нашла на «камень»: в столь любимом им интернете появилась петиция с предложением «извержения из сана протодиакона Андрея Кураева». Конечно, подобный формат апелляции далёк от церковных традиций, но вопрос вполне резонный. А потому хотелось бы, чтобы священноначалие Русской Церкви обратило внимание на сам этот вопрос.


Но как вообще относятся к сегодняшней деятельности отца Андрея клирики нашей Церкви? Приводем мнения лишь некоторых из них, священнослужителей разных епархий. Что показательно, в ходе этого опроса мы побеседовали с несколькими десятками клириков, но ни один из них не высказался в поддержку протодиакона. Правда, многие сказали, что он только ждёт любого скандала вокруг его имени, а некоторые признались, что опасаются того, что этот персонаж в отместку начнёт выдумывать сплетни про них самих. Что ж, приведём мнения только тех, кто решился высказаться прямо, не скрываясь «страха ради кураевска».

«Анти-Кураев»: Слово пастырей

Архимандрит Алипий (Светличный), настоятель храма Святых Апостолов Петра и Павла (город Киев):

– Я хорошо знаю отца Андрея Кураева, я с ним встречался, имел продолжительные беседы, и они были очень важными в моей жизни. Но знал я его больше по его книгам. Как очень многие христиане. Его книги читали, мы считали, что ещё немного – и диакон Андрей достигнет высот богословствования…

Мне искренне жаль этого человека, погрязшего в сплетнях и потерявшего ориентацию. В нём не осталось ничего, что напоминало бы человека Церкви. Я не смог бы с таким сегодня причаститься от единой Чаши. Это просто невозможно! Как иерей я не посмел бы подать Чашу Христову ему, хотя бы чтобы не слышать от него обязательные к произнесению слова «не бо врагом Твоим Тайну повем, ни лобзание Ти дам яко Иуда», потому что это были бы лукавые слова человека, враждующего с Матерью Церковью.

Я думаю, что «блудный сын» в лице отца Андрея имеет шанс на возвращение в Отчий Дом, и я тогда не буду в роли сына, оставшегося подле Отца, порицающего веселие о вернувшемся. Но сегодня я удивляюсь тому, что церковная иерархия закрывает глаза и уши на «безопасно диссидирующего под публичные аплодисменты». Надо прямо признать: Андрей Кураев больше не есть служитель Церкви.

* * *

Иеромонах Вячеслав (Максименко), клирик Каменской епархии Украинской Православной Церкви:

– В Украинской Православной Церкви многие рассматривают деятельность Кураева как помощь нашим гонителям. Ещё при Порошенко на допросах верных нашей Церкви следователи ссылались на Кураева и говорили: «Вы тут топите за единство Церкви, а Церковь ваша в лице её авторитетного богослова Кураева вас сдала и предала».

Последняя книга Кураева в поддержку ПЦУ и ереси восточного папизма Константинопольского патриархата является не просто исторической фальсификацией, но и апологией экклезиологической ереси, а за апологию ереси и отсутствие покаяния, согласно святым канонам, полагается церковный суд и лишение сана.

Один из последних постов Кураева посвящён обливанию грязью новопреставленного настоятеля Елоховского собора протоиерея Александра Агейкина...

Кураев теперь выгоняет из Русской Церкви тех, кого он ранее в неё привёл. То есть перед нами новая версия старого Иуды – бывший апостол, ставший богоубийцей. А вражда на Церковь Христову – это и есть богоубийство.

* * *

Диакон Игорь Голиков, клирик Орловской митрополии:

– Похабными высказываниями Кураева нас не удивить. Но его последние заявления демонстрируют онтологическую враждебность Русской Православной Церкви, поносимой им в неприличной форме.

Если бы эти заявления делал какой-то записной антиклерикал или сектантский проповедник, это не вызывало бы такого смущения. Но когда протодиакон Русской Православной Церкви, не слагая с себя сан, ведёт антицерковную и подчас откровенно атеистическую пропаганду, а потом как ни в чём не бывало идёт служить обедню – это формирует у верующих когнитивный диссонанс.

Кураеву можно всё и ему за это ничего не будет? Когда Кураев станет открыто отрицать бытие Божие, ему и это с рук сойдёт?

* * *

Анонимный блогер:

«Удивительно, но через книги Кураева я в свое время пришел к вере в Бога, а через его блог в уже недавнем прошлом пришел к неверию в Бога. Замечательный человек, и туда, и обратно меня проводил».

* * *

Если задаться целью, таких (да и более жёстких) высказываний о протодиаконе Андрее Кураеве от священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви можно привести десятки и даже сотни. В том числе о том, насколько этот персонаж похож на Гришку Отрепьева, попа-расстригу Гапона или других предателей Церкви и веры. Но на этот раз достаточно. Ведь наша цель – обозначить проблему. А решения пусть принимает каждый сам, в том числе и архипастыри нашей Церкви.


Источник


Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Лидия 30.04.2020 в 12:23:57

Кураев уже не остановится и не исправится... Пойдет до конца как Лев Толстой. И это печально и больно!
Братья и сестры! Какой тяжелый 2020 год! Смерть о.Всеволода Чаплина, эпидемия коронавируса, запрет посещать храмы, отмена парада на 9 мая, грядущие экономические потрясения... Как важно сохранить трезвомыслие и усилить молитву.

наталья 30.04.2020 в 10:36:27

Порадовалась за Кураева. Как он хотел этого запрещения и, полагаю, он хотел ИЗГНАНИЯ из нашей Церкви. Ему душно было в Русской Православной Церкви, он Её ненавидел, а любил только себя. Сильно. Слава Богу, Святейший Патриарх набрался храбрости и порадовал не только Кураева, но и русский православный мир. Порадуются и те, в чьих объятиях Кураев пребывает многие годы и похлопают в ладоши. Надеюсь, Патриарх будет последователен. А о Кураеве пусть помолятся храбрые...
Как говаривал один Владыка: Кто в чём рожен, в том и заморожен. И это доказывает блестящий путь падения любимца нашей Церкви - Кураева. Наконец-то расстались, и разлука будет без печали.

Александр С. 29.04.2020 в 21:15:47

Увы, приходится согласиться с Евгением. Избавление от Кураева не есть признак оздоровления Церкви. То же и давно надо было произвести с Кочетковым. Но здесь власть святейшего заканчивается. Нужен Поместный Собор, но его похоже у нас уже не будет.

Марина 29.04.2020 в 17:14:16

С радостью прочла об Указе о запрещении в священнослужении Кураева! О.Андрей несомненно обладает даром слова, но слова его настолько ядовитые, так ранят читающего. Это слова не человека, его устами говорит вселенское зло! Когда то, много лет назад я сказала брату своему такую фразу про Кураева: "в нашей Церкви есть святой Иоанн Златоустый, и есть протодиакон Андрей Ядовитоустый". С тех пор ничего не изменилось! Вот только дождались на Пасху радостной новости от Патриарха! Слава Богу!

Станислав 29.04.2020 в 09:18:05

У нас, мне кажется, люди с некоторой радостью одобряют действия грубиянов и т.д., оставаясь в стороне от ситуации, так как они представляются им героями, выступающим против власти (типа диссидентов). Но пора обрести рассуждение и мужество для отстаивания правды. Похожая ситуация, на мой взгляд, и с настоящими действиями А. Кураева. Я тоже читал его книги и они мне нравились, но сейчас это совсем другие, антицерковные статьи, не соответствующие его званию. Поэтому церковное священноначалие должно выразить свое отношение к его действиям. (Например, как по отношению к протоиерею Владимиру Головину.

Павел 29.04.2020 в 08:53:41

Я подписал.

Евгений 29.04.2020 в 08:33:48

Постановка вопроса в статье правильная, но есть и оборотная сторона вопроса. Наличие таких "отрицательно-ярких" клириков в Церкви свидетельствует так же ярко о БОЛЕЗНИ в Церкви. Болезнь - двойная мораль. Проявляется эта болезнь в том, что клирики, возвысившие голос в защиту канонической и догматической чистоты в Церкви, моментально вылетают в запрет и извергаются из сана, а клирики, ведущие подрывную деятельность в Церкви (Кураев, Кочетков), получают всяческое покровительство. А ведь малая закваска всё тесто квасит... Тем более, что на стороне этой малой закваски вольно или невольно выступает вся высшая церковная иерархия земная.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс