Богородица

Новости

Архимандрит Тихон (Шевкунов): Это – комсомольская, синеблузная акция, отголосок советского времени

21.08.2012

 

Высший церковный совет Русской Православной Церкви выступил с Заявлением в связи с судебным приговором по делу лиц, осквернивших священное пространство Храма Христа Спасителя. 21 августа «Московский комсомолец» опубликовал мнение по поводу приговора Хамовнического суда члена Высшего церковного совета, председателя Патриаршего совета по культуре, наместника Сретенского монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова).

Приговор жесткий. Но все-таки вначале хотелось бы сказать о вердикте суда. О том, что люди, совершившие поступок, (не хочу произносить название этой группы, просто не хочется, хотя за последние месяцы мы уже привыкли к этому совершенно невозможному названию – приучили нас, сумели), которые участвуют в этой группе, и те страшные с точки зрения православного человека бесчинства, которые они совершили в Богоявленском соборе, где после этого их умоляли и просили больше этого не делать, после того, что они сделали в храме Христа Спасителя – получили совершенно определенную оценку государства в лице судебной власти. Оценка такова – это преступление. Считаю, совершенно логично и правильно. Не кощунственные, а хулиганские действия. Они признаны виновными по статье «хулиганство». Другое дело, очень жаль этих женщин, потому что 2 года – это очень серьезно. И мы знаем, что у них есть дети. Они улыбаются и смеются сейчас, но понятно, что им не позавидуешь. Присоединяясь к заявлению Высшего церковного совета, который просит представителей судебной власти смягчить наказание, многие православные христиане также будут просить о возможном снисхождении.

Это действительно молодые люди, и даже представить страшно, что они вырастут, станут мудрее и взрослее, у них есть дети. Быть может, будут внуки. Страшно представить этих женщин, когда они многое осознают из того, что сделали, когда их внуки и дети узнают об их «подвигах». Вы знаете, я бы даже не хотел обсуждать вопрос о тюрьме. Сейчас вопрос стоит о том, что эти деяния признаны уголовным преступлением. Я считаю, что это совершенно верно. Лет 10-12 назад, в Англии, сын члена одной из самых известных групп, кажется, она называется Pink Floyd, совершил проступок: сорвал флаг с монумента британским воинам. Его осудили за это на 16 месяцев тюрьмы.

Судят не художественное объединение – судят конкретных людей. Государство, которое попускает совершенно свободно совершаться экспериментам на глазах малолетних детей с курицами, «пикантным» экспериментам в музее, переворачиваниям машин, кощунством и настоящим хулиганством в главных храмах Москвы, если оно не реагирует на эти провокации, теряет право называться государством. Наконец-то эти люди остановлены. Приговор очень жесткий для молодых женщин, и я глубоко убежден, что надо попытаться сделать все, чтобы этот приговор – не вердикт суда: «виновны», а приговор – был каким-то образом смягчен, и смягчен значительно. Есть ли угроза каких-то насильственных акций? Не имеет значения: оскорбляют женщину или насильственные действия проведены по отношению к храму. Православный христианин должен остановить это. Не непротивлением злу насилием, не толстовством, а противлением злу силой, то, о чем говорил наш великий философ Ильин. Как остановить? Это особый вопрос. Невозможно моделировать такого рода ситуации.

Что касается мирного протеста, на который, я надеюсь, мы имеем право, то был молебен у храма Христа Спасителя, на котором было немало народа, совершенно искренних людей. Кого-то попросили прийти священники, а кто-то пришел совершенно искренне, там все были по зову сердца.

Прецедент с признанием этого деяния уголовным, может быть, и очень бы хотелось надеяться, в дальнейшем остановит последователей. То есть не будут оскверняться храмы, не будут глумиться над могилой Неизвестного солдата, что уже происходило в нашей стране. Это вещи одного порядка. Но если государство, если общество, если все мы не поставим перед этим заслон, в том числе и юридический, чего мы тогда стоим?

Эта акция – отголосок советского времени. Впервые после самых страшных советских времен был осквернен храм в Москве, храм Христа Спасителя. Это, конечно, комсомольская, синеблузная акция. Но я хотел бы сказать о тенденции. Мы слышим очень интересное заявление: лет через 100, а, может быть, через 40 эти деяния будут поняты, благословлены и названы «нормальными». Может быть, кому-то хочется жить в стране и в обществе, где все то, что они делали: в магазине, в музее и в храме – будет признано нормальным. Даже через 100 лет. Я с содроганием думаю, что Россия, действительно, может прийти к этому общими усилиями всех тех, в первую очередь, кто вдохновлял этих дам. Вот это уже страшно. Одной 30 лет, другим – чуть поменьше. Девчушками их называют, любя, как я понимаю... Но поистинне страшны те, кто вдохновлял их на все это.

Я знаю, что такие люди были – люди, которые их вдохновляли и жестоким образом вели к тому, что они делали. Цинично понимая, что от жесткого государства, может быть, и пощады ждать не придется. Жалко этих женщин, по-настоящему жалко. Вы знаете, лет 100 назад один великий русский человек сказал: «Все это давление, беспрецедентное давление на правительство и власть имело лишь одну цель – довести власть до состояния ступора, довести власть до состояния паралича умственного и паралича воли; и весь смысл этого давления на власть заключается лишь в 2-х словах: руки вверх. Мы на это ответим совершенно спокойно и твердо: не запугаете».

Это сказал Столыпин 100 лет назад. История была, конечно, совсем другая по форме, но, в сущности, все повторяется, нет ничего нового под солнцем. Так вот, думаю, что это глубинные совпадения, я не сторонник, как сейчас любят говорить, конспирологических историй. Сравнивать Бродского, например, и этих женщин, и ставить их на одну доску более чем странно. Но это уже дело вкуса, конечно. Так вот, думаю, что через какое-то время мы увидим, насколько продуманная была, циничная, страшная, жестокая подготовка к этой акции. Политизация этой темы необычайно интересна – динамика этой политизации. Дамы были и в Богоявленском соборе, и в храме Христа Спасителя, где не произнесли имя Путина. Такое сакральное имя для них, особо важное. Все это появилось потом, только в Интернете.

Порой звучит критика Путина во много раз более жесткая, радикальная. Я думаю, что политизация этой истории была подхвачена и использована теми, кто стремится к разрушению. Теперь любой хулиган может, произнеся те или иные имена, назвать себя политическим деятелем, протестным деятелем. В храме, это установлено, звучали лишь нецензурные выражения по отношению к нашим святыням, было глумление в виде танца, но никаких политических лозунгов там не звучало. Они появились позже. Видимо, сработал инстинкт самосохранения.

MK.RU







Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс