Богородица

Новости

Сомнительный проект Издательства Московской Патриархии: выйдет в свет собрание сочинений протоиерея Александра Меня

06.03.2015

6 марта 2015 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоялось первое заседание редакционного совета по изданию собрания сочинений протоиерея Александра Меня, сообщает сайт Патриархия.ру. В ходе заседания был утвержден состав редакционного совета, план издания собрания сочинений, основные принципы редактирования и работы с авторскими материалами и архивами, художественное оформление собрания сочинений. Также состоялось обсуждение презентации 1-го тома, которая намечена на сентябрь с.г., рассматривались вопросы информационной поддержки издания.

Собрание сочинений протоиерея Александра Меня будет включать 15 томов, три из которых планируется выпустить в 2015 году. Выход в свет первого тома собрания будет приурочен к дням памяти отца Александра и представлен читателям в сентябре текущего года. Выход всего собрания сочинений протоиерея Александра Меня планируется осуществить в течение 4–5 лет.

Открывая заседание, митрополит Климент отметил, что издание осуществляется по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в рамках проведения памятных мероприятий к 80-летию со дня рождения и 25-летию со дня трагической кончины протоиерея Александра Меня. Выпуск собрания сочинений будет осуществлять Издательство Московской Патриархии.

Протоиерей Владимир Силовьев подчеркнул, что издание многотомного собрания сочинений протоиерея Александра Меня в Издательстве Московской Патриархии – закономерное и давно ожидаемое событие общецерковного масштаба. Труды отца Александра достойны быть изданными в головном издательстве Московского Патриархата и по личному благословению Святейшего Патриарха.

В состав редакционного совета по изданию собрания сочинений протоиерея Александра Меня среди прочих вошли: председатель редакционного совета – митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви; заместитель председателя редакционного совета – протоиерей Владимир Силовьев, главный редактор Издательства Московской Патриархии; протоиерей Александр Борисов, настоятель храма свв. бессребреников Космы и Дамиана в Шубине; священник Виктор Григоренко, настоятель Сергиевского храма в Сергиевом Посаде; Беглов А.Л., историк, преподаватель; Григорьева Ж.П., заведующая отделом научно-богословских изданий Издательства Московской Патриархии (руководитель рабочей группы); Рашковский Е.Б., доктор исторических наук, главный научный сотрудник Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино и Института мировой экономики и международных отношений РАН; Чапнин С.В., ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» и газеты «Церковный вестник».

 

От редакции: Ещё в 2011 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл дал благословение на распространение во всех православных храмах трудов протоиерея Александра Меня.

Напомним, что книги покойного протоиерея Александра Меня в свое время издавались большими тиражами. Однако тем, кто их читает, следует знать, что хотя о. Александр и был священником Православной Церкви, в его трудах много идей и положений, которые противоречат основным истинам православной веры. Одна из причин этого, видимо, в том, что о. Александр находился под сильным влиянием неправославного западного богословия – католического и протестантского.

Подробно все неправославные взгляды протоиерея Александра Меня были разобраны в глубокой работе покойного протоиерея Сергия Антиминсова «Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания». В этом богословском исследовании о. Сергий делает вывод:

«Задача православного священника – объяснить своим пасомым, что основной источник всякого зла – грех. И этот источник гнездится внутри каждого человека. И только Христос может помочь в борьбе с грехом. И эта помощь – Божественная благодать – подается только через Церковь – Единую, Святую, Соборную и Апостольскую. Через ее таинства, богослужение, через ее традиции, которые есть опыт православных святых.

Основной недостаток трудов о. Александра Меня в том, что он “размывает” эти четкие и в общем-то простые истины православного учения о спасении. Отец протоиерей отрицает, что грех – первопричина зла как в мире естественном, так и в человеческом обществе. Искажает нравственный облик ветхозаветных святых. Ставит знак равенства между Божественной благодатью и энергией демонических сил. Вплотную подводит к отрицанию того, что Христос – единственный Спаситель человечества. И, наконец, отрицает реальность грозного финала человеческой истории – Второго Пришествия Христова.

Каковы последствия такого искажения истин православной веры? Самые печальные. Человек, доверившийся идеям отца протоиерея, попадет в объятия антихристианства, что гораздо хуже “чистого” атеизма.

Евангелие учит, что один из признаков конца света – крайнее умаление в человечестве истинной веры (Лк. 18:8). Святой апостол Павел называет это религиозно-нравственное состояние “отступлением”, и говорит, что оно будет предшествовать пришествию антихриста (2 Фес. 2:3-5). Но это не будет “чистый атеизм”…

Иеромонах Серафим Роуз в своей книге “Православие и религия будущего” отмечает, что видимым проявлением всеобщего отступления будет создание единой универсальной религии, в которой постараются объединить не только различные направления христианства (католицизм, протестантизм, православие), но и нехристианские религии (ислам, иудаизм) и разные формы язычества (буддизм, конфуцианство и др.). Естественно, что христианство, чтобы войти в такое суперэкуменическое объединение, должно изменить самую свою суть при видимом сохранении, быть может, обрядов, и каких-то обычаев. А суть христианства составляет учение о грехе как источнике зла и о Христе, как единственном Спасителе человечества от власти греха.

Нужно ли говорить, как способствуют труды о. Александра формированию такой “теплохладной” веры, уводящей от чистого атеизма, но не приводящей к единому истинному Спасителю – Христу! И действует отец протоиерей вполне в стиле ложных пророков последнего времени: он не прямо высказывает нужные ему положения, а как бы подталкивает к ним читателя, стараясь обольстить его. Для этого и ссылки на “современность”, “научность” и обращения к доводам “здравого” (то есть неверующего) разума. Для этого и мешанина понятий, чтобы в этом мутном “богословии Хаоса” поймать современного человека, который знает очень много, но, к сожалению, почти ничего – о самом главном. О смысле своей жизни. О конце человеческой истории. О том, что ему делать, чтобы приобщиться истинному Добру и не сделаться навечно беспомощной добычей зла…

Но все же факт остается фактом: книги о. Александра Меня разрушающе действуют на самые основы Православия. Как тут не вспомнить предупреждающие слова Спасителя, сказанные о последних временах: Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас (Мф. 24:4)» (http://www.blagogon.ru/digest/110/).

Весьма удивляет и тот факт, что когда у нас не переведены на русский язык многие творения святых Отцов, выделяются немалые средства на разного рода сомнительные прожекты, например, планируется новый перевод Священного Писания на русский язык (Синодальный перевод якобы устарел) и т.д. Постоянно идут ссылки на нехватку средств. А между тем переводы прославленных Церковью святителей выходят, но не при участии Издательства Московской Патриархии, а лишь благодаря подвижничеству отдельных частных лиц.

 




Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс