Богородица

Новости

Проповедь или соблазн? Об участии иеромонаха Фотия в теле-шоу «Голос»

28.12.2015

Победителем музыкального теле-шоу «Голос» стал иеромонах Фотий (Мочалов), насельник Боровского монастыря. Финал четвертого сезона телевизионного проекта завершился 25 декабря поздно вечером в прямом эфире Первого канала. За иеромонаха Фотия проголосовало 76% телезрителей.

Виталий Мочалов родился в Нижнем Новгороде в 1987 году. После школы он год учился в музучилище, а затем эмигрировал в Германию вместе с родителями. Спустя три года Виталий вернулся на родину и принял монашеский постриг. Отец Фотий рассказал, что закончил музыкальное училище, поет на многих иностранных языках, а в монастыре несет послушание регента – руководит хором.

Для многих такое выступление человека, сознательно отрекшегося от мiра, на сугубо светском шоу-представлении может стать немалым соблазном. Да и чего мы этим добиваемся? Думаем, что народ, насмотревшись на такое «монашеское делание», повалит в храм, как на концерт, а потом втянется, воцерковится? Никогда так не бывало, а бывало ровно наоборот, пример католиков перед глазами.

Как уже сообщалось ранее, председатель Собора православной интеллигенции, кандидат педагогических наук иерей Алексий Мороз выражал свое недоумение по поводу участия насельника Свято-Пафнутьева Боровского монастыря из Калужской области иеромонаха Фотия (Мочалов) в теле-шоу «Голос» на Первом канале:

«Многих людей удивило выступление иеромонаха Фотия в пресловутом шоу “Голос”. Меня удивило, что на светском мероприятии, не связанное никоем образом со Христом, а которое служит лишь развлечением для праздных гуляк и для щекотания нервов страшными романсами и задушевными песнями, вдруг появляется иеромонах. Возникает вопрос: допустимо ли для иеромонаха выступать на светском мероприятии, не имеющего отношения ни к Церкви, ни к Богу, ни к проповеди о Христе. Мы понимаем, что иеромонах – это монах, который предстоит пред Богом, дал обет отречения от мира, нестяжания и послушания, и умер для мирских греховных страстей, чтобы душой общаться с Духом Святым и через благодать приводить людей к Богу. Но перед нами предстает иная картина – иеромонах идет в мiр. Он выступает по телевидению, развлекая праздную толпу. С каким неподдельным ажиотажем зрители встретили выступление отца Фотия! Появилось что-то новенькое, что пощекочет их чувства и нервы. Это нонсенс! Человек, который должен посвятить себя молитве, выступает на светском шоу. 

Ясно и четко звучат слова апостола Павла: “Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего(1Ин.2:15-16)

Как можно монаху, посвятившему себя Богу, вырываться обратно в свет, исполнять чувственные романсы, будоражащие страсти, и срывать аплодисменты и говорить о некоем миссионерстве? Выдавать суетное за церковное? Выступление иеромонаха свидетельствует о страшной секуляризации Церкви. Поэтому совершенно неудивительно, что вслед за монахом, выступающим на светском шоу, идут концерты в храмах. Многие храмы используются для концертов после окончания Литургии, на которых сначала исполняют церковные песнопения, а затем и романсы, проводятся различные лекции. 

Идет жуткая подмена – духовное заменяется душевным, чуждым Христа. Ныне идет обмiрщение, принесение мiра в Церковь. Очередным знаком секуляризации является благословение наместника обители своего послушника на выступление в миру... Участники шоу борются за деньги, они желают победить и выиграть три миллиона рублей, а затем возможность продолжить карьеру, служа человеческим порокам. Какой огромный вред для своей бессмертной души понесет монах, вырванный из монастыря и помещенный в развратную горловину кипящих человеческих страстей! О его душе не подумали, а сказали: “иди, помиссионерь!” Но кого выступление монаха на светском шоу привлечет ко Христу?! Не вызовет ли его пение издевку и насмешку над Церковью?

Ныне уже идет полным ходом высмеивание Церкви в антихристианских СМИ. Происходит еще одно поругание святынь и святотатство. Это крепко нас заставит задуматься о происходящих процессах.

Нужно крайне жестко выступать против секуляризации и обмiрщения Церкви, выхолащивания из нее Святого Духа. Как Святой Дух войдет в сосуд, заполненный страстями и суетой житейскою? Если Церковь заполнится мiрской страстью и душевной суетой, то не будет в ней пребывать Дух Святой. 

Необходимо священноначалию обратить строгое внимание на участие монахов в подобных шоу. Ныне существуют епархиальные футбольные команды. Например, футбольная команда Петербургской митрополии играет с протестантами, иудеями, католиками. Многие искренне радуются победам. Разве это не секуляризация? Как известно, в Москве существуют бойцовские клубы для священников, где батюшки изучают мордобои, видя в них призвание. В одной из епархий Ленинградской области были устроены гонки на машинах. Разве это не безумие, не погрязание в мире и отступление от Христа? Поэтому подобные выступления не допустимы. Эти процессы разрушают Церковь и требуют особого внимания и порицания, как со стороны правящих архиереев, так и со стороны всех членов Церкви. Нужно не только не участвовать в подобных делах, но и требовать совершенно обратного». 

Приведем мнение еще двух пастырей.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что «это ошибка отца Фотия». «Монах – человек, который уходит из мира сознательно. Его задача – внутренне духовное делание, – напомнил он. – Да, оно очень трудное, но молитвами праведников, которые оставили все, чтобы служить Богу в тишине и одиночестве, мир держится. Поэтому, мне кажется, отец Фотий принял неправильное решение. Монахи не должны участвовать в таких мирских мероприятиях. Если вспомнить историю монашества, Антоний Великий возвращался из пустыни в мир, чтобы решать важнейшие церковные дела, а не культурные», – считает отец Александр.

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, подчеркнул: «Не то что в телеконкурсе, а в любых зрелищных мероприятиях участие монаха подпадает под каноническое запрещение. И никакими благими намерениями и возможными результатами этого не оправдаешь». «У нас известен один священник-киноактер, – но он хоть честно сказал, что ему деньги нужны, у него семья. А тут никакого оправдания нет. Как говорится, страсти играют измученной душой этого монаха. И ему бы по идее хорошую добрую командировку на Соловки или еще дальше, чтобы он понял – так нельзя делать. Тем более в наших современных условиях нельзя компрометировать, подвергать испытаниям звание монаха. Так что мое отношение к этому крайне отрицательное», – заявил отец Александр.


Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил иеромонаха Фотия, победившего в четвертом сезоне шоу «Голос», и пожелал ему сохранять естественность поведения и скромность: «Поздравляю отца Фотия с победой в конкурсе «Голос». Предприятие с самого начала было весьма спорным и даже, хотел бы сказать, опасным для монаха. Потому что эстрада и монашеское призвание как бы несовместимы. Но результат, на удивление, оказался положительным – думаю, и для отца Фотия, и для всех, кто его слушал и кто его полюбил», – написал Патриарх на своей странице в Facebook.

По его словам, поздравляя иеромонаха Фотия, он «хотел бы пожелать ему сохранять ту естественность поведения, скромность, которая присуща монашескому званию и по которой люди – как церковные, так и нецерковные – определяют духовное состояние священнослужителя». «Сохрани в сердце то, что я тебе желаю в непростое для тебя время, наступающее после победы на конкурсе», – написал предстоятель.

«Желаю также помнить, что избранный тобой монашеский путь по своему значению и по смыслу превышает ту победу, которую ты одержал. Ведь многие и голосовали не только за голос, но и за образ», – отметил Патриарх Кирилл..

 

Важная примета кончины монашества: повсеместное оставление внутреннего делания и удовлетворение себя наружностию напоказ. Весьма часто актерскою наружностию маскируется страшная безнравственность. Истинным монахам нет житья в монастырях от монахов актеров. За такое жительство, чуждое внутреннего делания, сего единого средства к общению с Богом, человеки делаются непотребными для Бога, как Бог объявил допотопным прогрессистам (Святитель Игнатий Брянчанинов).


 




Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс