Богородица

Новости

Алексей Ильич Осипов: «Шмеман очень далек от понимания духовной жизни»

11.08.2010

Известный богослов выразил сомнение в полезности чтения трудов священника-модерниста

Доктор богословия, профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов в эфире телеканала «Союз» высказал свое мнение о трудах известного модерниста протопресвитера Александра Шмемана, сообщает официальное издание Екатеринбургской епархии «Православная газета».
Отвечая на вопрос, полезно ли читать книги Шмемана, известный богослов сказал: «Это смотря что вы хотите... Что значит, полезно ли читать? Полезно идти по улице и смотреть? Полезно ходить по музеям, по библиотекам? Что значит "полезно"? Критерий полезности каков? Вот о чем нужно поговорить. Но если вы спрашиваете с христианской точки зрения о полезности, то это – все то, что помогает мне изменить мою жизнь, нехорошую и греховную. Вот и смотрите, дает ли эта литература путь к изменению жизни?»
«Шмеман, я бы сказал, очень умный человек, это человек очень высокого рацио. И его рассуждения в рациональном плане действительно человека подчас привлекают. Он умница, я бы сказал так, но он, к сожалению, очень далек от понимания духовной жизни. В своих дневниках он прямо пишет: "Я не могу принять этих Брянчаниновых, Феофана Затворника. Моя душа не соприкасается с ними, не находит общения". Так вот, пожалуйста, и посмотрите, чтение Шмемана вам дает импульс к изменению своей жизни или нет? По этому критерию и нужно оценивать литературу», – справедливо отметил Алексей Ильич Осипов.
Наиболее глубокий анализ работ протопресвитера Александра Шмемана провел известный церковный публицист Игорь Михайлович Друзь. По его мнению, «невнятные и весьма двусмысленные книги протопресвитера А. Шмемана несовместимы с духом и буквой Евангелия и Святоотеческими творениями, где всегда четко и ясно дается определение греху, жестко проводится разграничение света и тьмы, греха и праведности, говорится об аде и воздаянии. В его книгах эти понятия и слова отрицаются молчанием, они совершенно запретны и для его последователей».
«О. Александр фактически попытался отменить и само понятие истины, постоянно изрекая взаимоисключающие алогичные тезисы, хулил пост и молитву, святых, подвижников и исповедников веры Христовой. При этом каждый его хульной выпад в их адрес "разбавлялся" сентиментальным многоглаголанием о Христе и непонятном "первохристианстве". (…) Опасность книг протопресвитера А. Шмемана, особенно его "Дневников" не только в том, что он открыто клевещет на Церковь, нашу Родину, хочет разрушительных реформ в Церкви. Он вообще пытается отменить истину как таковую, искусно смешивая правду и ложь. Все его книги – это борьба против твердых критериев добра и зла. Все его антицерковные высказывания прикрываются фиговым листком "вероятно", "может быть", "возможно", "видимо"», – отмечает Игорь Друзь.




Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс