Богородица

Новости

Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»? Священник Илья Письменюк утверждает, что может!

22.05.2019

 


В последнее время некоторые либеральные священнослужители – «протестанты восточного обряда» – прямо с амвона начинают «учить» свою паству протестантским, пацифистским и либеральным постулатам, т.е. открыто проповедуют с амвона православных храмов антиправославные идеи. Так, например, клирик храма Иверской иконы Божией Матери в Очаково-Матвеевском иерей Илья Письменюк в день свт. Николая 22 мая сего года в своей проповеди с амвона заявил прихожанам, что в житии святителя Николая содержится один эпизод, якобы противоречащий православной вере и который священника Илью лично очень смущает, а именно: заушение святителем Николаем еретика Ария на I Вселенском Соборе. По словам о. Ильи, это выдумка и позднейшая вставка XV века в житие свт. Николая, ибо Церковь величает святителя Николая «правилом веры и образом кротости», а удар в лицо Арию – это никак не согласуется с кротостью святителя Николая. Ну как можно оправдать православного христианина, который ударяет по щеке своего обидчика или врага? – вопрошает с амвона о.Илья.

Вот что по этому поводу пишет протоиерей Владимир Переслегин:

Может ли православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария?» Нет, не может – так как вера в то, что Николай Угодник ударил Ария по щеке и был за это подвергнут церковному наказанию и заточению в темнице, является верой Православной Церкви.

Православная Церковь содержит Божественное Откровение посредством Священного Предания и Священного Писания.

«Под Священным Преданием понимается то, что словом и примером истинно верующие и чтущие Бога люди передают друг другу и предки передают своим потомкам: учение веры, закон Божий, Таинства и священные обряды» (Пространный Христианский Катихизис, Введение).

Богослужебные книги православной Церкви, общепринятые Церковью Жития Святых, хранимая Церковью в лицевых иконописных подлинниках и чтимых иконах иконография Святых угодников Божиих – являются хранилищем неповрежденной истины Священного Предания, и в этом качестве – предметом веры в Церковь.

Является ли Житие Святителя Николая Чудотворца «учением веры»?

Несомненно. Иначе не называла бы его Церковь «правилом веры». Его житие назидает не в чем ином, как в Вере Православной:

«Благоверный царь Константин, желая утвердить Христову веру, повелел созвать в городе Никее Вселенский собор. Святые отцы собора изложили правое учение, предали проклятию Арианскую ересь и вместе с нею самого Ария и, исповедуя Сына Божьего равночестным и соприсносущным Богу Отцу, восстановили мир в святой Божественной Апостольской Церкви. Среди 318 отцов собора был и святитель Николай. Он мужественно стоял против нечестивого учения Ария и вместе со святыми отцами собора утвердил и предал всем догматы православной веры. Инок Студийского монастыря Иоанн повествует о святителе Николае, что одушевленный, подобно пророку Илие, ревностью к Богу, он посрамил сего еретика Ария на соборе не только словом, но и делом, ударив в ланиту.

Отцы собора вознегодовали на святителя и за его дерзкое деяние постановили лишить его архиерейского сана. Но Сам Господь наш Иисус Христос и Преблагословенная Его Матерь, взирая свыше на подвиг святителя Николая, одобрили его смелый поступок и похвалили его божественную ревность. Ибо некоторым из святых отцов собора было такое же видение, коего удостоился и сам святитель еще прежде своего поставления на архиерейство. Они видели, что с одной стороны святителя стоит сам Христос Господь с Евангелием, а с другой Пречистая Дева Богородица с омофором и подают святителю знаки его сана, которых он был лишен. Уразумев из сего, что дерзновение святителя было угодно Богу, отцы собора перестали упрекать святителя и воздали ему честь, как великому угоднику Божию» (Жития Святых святителя Димитрия Ростовского, месяц декабрь, день 6).

«Вопрос: Что значит веровать в Церковь?

Ответ: Значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться ее учению и заповедям, по уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной главы ее, Господа Иисуса Христа» (Пространный Христианский Катихизис, часть вторая, о Вере).

Благодать Божия учит, а мы – согласно Символу веры – веруем, то есть – повинуемся – ее учению.

Церковь учит нас, что пощечина была. Иначе бы не повторяли «выдумку» о ней бесчисленные Святые – от Димитрия Ростовского до Иоанна Кронштадтского. Бог не скрывает от Церкви такие вещи. И Бог не попускает Своей Церкви заблуждаться относительно таких вещей, хранит верных Своих от лжи. Бог не играет со Своей Церковью в прятки, но открывает Ей Своим Духом то, что скрывает от мира. Церковь же фиксирует и неповрежденно держит сие Откровение своим Преданием. Мы веруем в Успение и Введение Божией Матери. Мы веруем и в рождество Святителя Николая от благочестивых Феофана и Нонны. Веруем в Благодатный Огонь. Веруем в Церковь.

Чтобы убедиться в том, что пощечина Арию и последующее лишение Святителя Николая его Архиерейского достоинства есть твердое Церковное Предание, достаточно взглянуть на всемирно известную икону святителя Николая из храма Николы на Липне в Новгороде, датируемую XIII веком: 1294 годом. Господь и Богородица подают своему Угоднику Евангелие и омофор – знаки епископской власти. Ни одному другому святому не усвоена Церковью данная иконография.

Церковь не гадает и не предполагает, выбирая из версий земной археологии подходящую, но верует в то, что ей раз и навсегда открыто Богом. Эта вера не зависит ни от доказательств, ни от экзистенциального «опыта», она – дар Божий. И она требует от Христиан подвига: испытывайте себя, в вере ли вы? (2 Кор. 13:5).

* * *

Протестантствующие приводят в свое оправдание, что в актах I Вселенского Собора не упоминается имя архиепископа Мир Ликийских Николая. Отсутствие подписи сего святителя в заключительных актах Первого Вселенского Собора легко объясняется тем фактом, что в то время святитель Николай находился под запрещением, наложенным на него Святыми Отцами Собора за заушение ересиарха Ария, похулившего Христа Бога.

И, согласно Священному Преданию, Божия Матерь явилась святителю Николаю и вернула ему архиерейский омофор, снятый с него Отцами Собора. Это событие изображается в правом и левом верхнем углу на иконах святителя Николая Чудотворца: справа — Божия Матерь возвращает омофор, а слева — Господь и Бог наш Иисус Христос благословляет Свою Матерь на этот поступок.

Приведем цитату из творений великого учителя Церкви святителя ­Иоанна Златоуста. «Но раз у нас зашла теперь речь о хуле, то я хочу просить всех вас об одной услуге… — именно, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди. И если судья пред судилищем потребует ответа, смело скажи, что он похулил Царя ангелов; ибо если следует наказывать хулящих земного царя, то гораздо больше оскорбляющих Того (Царя)» (Беседа о статуях, I // Творения… СПб., 1899. Т. II, кн. 1, с. 25. ).

И в заключение необходимо отметить, что заушение святителем Николаем еретика Ария – это настоящий подвиг святителя по защите Православной веры. Если мы не доверяем житийной агиографии, составляющей неотъемлемую часть Священного Предания Церкви, нам придется пересмотреть жития многих святых и пойти по пути Католической церкви после II Ватиканского собора, которая удалила из своих святцев ряд древних святых (деканонизировала их) из-за сомнительности и недоказуемости некоторых эпизодов из их житий.

 

 




Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс