Богородица

Новости

Протоиерей Всеволод Чаплин считает, что в экстракорпоральном оплодотворении нет ничего дурного

06.10.2010

Глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, комментируя присуждение Нобелевской премии за исследования в области искусственного оплодотворения, заявил 5 октября информагентству РИА Новости, что не видит в этой медицинской технологии ничего дурного при условии сочетания ее с традиционными нравственными нормами – супружеской верностью и уважением к зародившейся человеческой жизни.
В понедельник 4 октября Нобелевский комитет при Каролинском медицинском институте назвал британского ученого Роберта Эдвардса лауреатом нынешнего года за его разработки в области экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Первый ребенок появился на свет с помощью этой технологии в 1978 году.
«В экстракорпоральном оплодотворении нет ничего дурного, если оно совершается в контексте супружеского союза (речь идет об оплодотворении жены клетками мужа) и если в ходе этого не заготавливаются так называемые избыточные эмбрионы, обреченные на смерть», – сказал прот. В.Чаплин.
«Применение этой технологии нужно соотносить с нравственными ценностями – ценностями супружеской верности, целостностями семьи и личности, уважения к эмбриону, то есть развивающему человеку», – призвал служитель РПЦ.

По материалам РИА Новости

От редакции: Врач-священник протоиерей Сергий Филимонов недоумевает по поводу присуждения Нобелевской премии по физиологии и медицине за разработку экстракорпорального оплодотворения.
В интервью «Русской народной линии» «Придет время, когда Нобелевскую премию вручат за вновь изобретенный метод эвтаназии» заведующий медицинским сектором отдела по благотворительности Санкт-Петербургской епархии, член комитета по биоэтике при Московской Патриархии, профессор Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии протоиерей Сергий Филимонов в связи с присуждением Нобелевской премии по физиологии и медицине ученого Роберту Эдвардсу, разработавшему технологию искусственного оплодотворения in vitro (экстракорпоральное оплодотворение – ЭКО), заявил:
«Научный мир не всегда считается с фактором нравственности. В связи с тем, что между наукой и религией на данный момент есть определенная дистанция, и ряд ученых придерживаются секулярных взглядов, то присуждая друг другу те или иные премии, они не всегда учитывают нравственный аспект того или иного открытия и достижения. Если же секуляризация и атеизм будут и далее усугубляться, то тем более, моральные факторы учитываться никогда не будут. Присуждение Нобелевской премии за экстракорпоральное оплодотворение еще раз показывает принципиальное непонимание учеными того, на какие вопросы отвечает религия, а на какие вопросы отвечает наука. Наука отвечает на вопросы "как" и "что", и она не должна посягать на область нравственности, а богословие отвечает на вопросы "нравственно" или "безнравственно". Поскольку наука не обладает такой возможностью, а оперирует фактами современных достижений, то она и не может ответить на эти вопросы. До тех пор. пока ученые и тот же Нобелевский комитет не будут учитывать то, насколько нравственно присуждение премии за совершенное открытие, которое с церковной точки зрения посягает на жизнь человека, на качество его жизни, на законность или незаконность деторождения, то будут расширяться возможности для богоборческих безнравственных перспектив. Если все будет развиваться в том же направлении, то придет время, когда Нобелевскую премию вручат за клонирование человека, за какой-нибудь вновь изобретенный метод эвтаназии, если она будет повсеместно легализована, за лучший способ стерилизации. Могут наступить времена, когда Нобелевская премия будет вручаться за те вещи, которые с церковной точки зрения являются безнравственными. Нобелевский комитет достаточно авторитетный орган, который выдаем премии действительно за выдающиеся открытия. Поэтому мне кажется, что он должен заботиться о своей репутации. Он, конечно, может проигнорировать мнение какой-то части общества, например, мнение верующих людей, но если Нобелевский комитет заботится о своем авторитете, то он должен учитывать мнение всех слоев общества, а не только позицию атеистически настроенных ученых. Тем более, что есть такая специальность как биомедицинская этика, разработаны и сформулированы биоэтические воззрения, также существует Биоэтический комитет. Не учитывать мнение этого комитета уже несовременно. Это не соответствует уровню того же Нобелевского комитета, поскольку игнорирование таких вопросов будет подрывать его авторитет. Напомню, что документ "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви" не одобряет экстракорпоральное оплодотворение. "Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение "избыточных" эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью", – говорится в документе. И хотя этот документ был принят 10 лет назад, но многие её положения, по моим наблюдениям, так и не стали известны широкой общественности, несмотря на то, что православное сообщество пытается донести мнение Церкви до людей. Но, тем не менее, когда мне приходится встречаться с практикующими врачами, то выясняется, что они не знают положений этой Концепции. Поэтому когда я читаю курс для студентов Санкт-Петербургской педиатрической медицинской академии, то я сообщаю им о том, каково церковное мнение по конкретному вопросу. Я постоянно убеждаюсь в том, что ни врачи, ни студенты не знают положений "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви", хотя прошло 10 лет с принятия этого документа», – отмечает православный врач.

* * *
Напомним также, что Ватикан осудил решение Нобелевского комитета вручить премию в области физиологии и медицины британцу Роберту Эдвардсу за разработку технологии экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), сообщает Lenta.Ru со ссылкой на итальянское агентство ANSA. Соответствующее заявление сделал глава Папской академии в защиту жизни Игнасио Карраско де Паула.
Де Паула, который наделен полномочиями высказываться от имени Ватикана по вопросам медицины и этики, назвал вручение Нобелевской премии за технологию искусственного оплодотворения «совершенно неправильным».
Представитель Католической церкви возложил на Эдвардса ответственность за то, что в мире возник «рынок, на котором продаются миллионы яйцеклеток», огромное количество которых хранится в замороженном виде. Де Паула подчеркнул, что лишь часть этих яйцеклеток в конечном счете оплодотворяются и превращаются в детей, а остальные обречены на гибель.
Ватикан и ранее неоднократно осуждал практику искусственного оплодотворения. Священнослужители считают ЭКО аморальным, поскольку при использовании этого метода гибнет много эмбрионов, каждый из которых, по мнению католиков, не менее ценен, чем живой человек.

Напротив, лидер хасидов России Берл Лазар приветствует решение о присуждении Нобелевской премии 2010 года по медицине британскому ученому Роберту Эдвардсу за технологию экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), сообщает РИА "Новости" ссылаясь на пресс-секретаря раввина Андрея Глоцера. «Я считаю абсолютно правильным награждение Эдвардса Нобелевской премией», – отметил раввин в своем комментарии по поводу решения Нобелевского комитета.
«Сам факт, что ученый придумал технику искусственного экстракорпорального оплодотворения, – на наш взгляд это не просто доказательство научного прогресса, это подвиг, позволяющий многим тысячам супружеских пар обрести счастье родительской любви», – подчеркнул Лазар. «Наша тора приветствует все возможности науки, которые способствуют добавлению жизни в этот мир», – добавил он. Отметив, что первая заповедь, содержащаяся в торе, – «плодитесь и размножайтесь», главный раввин сказал, что «долг верующего человека делать все, чтобы продолжать и умножать свой род, не нарушая при этом других религиозных законов».





Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс