Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

В Церкви активизировался вирус обновленчества

11.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев


Прежде чем высказать свои соображения по поводу письма прихожанки из подмосковной Балашихи, считаю уместным сделать два замечания главному редактору сайта «Благодатный Огонь».

Уважаемый Сергей Иванович, размещенная на Вашем сайте статья «Рецидив неообновленчества»[1] весьма актуальна. Но Вы, во-первых, позволяете себе тон прямого осуждения Патриарха, что недопустимо, поскольку он – первоиерарх нашей Церкви. Настоятельно советую Вам в разгаре полемики не переходить на личности, особенно когда речь идёт о Его Святейшестве. И, во-вторых, не надо никого никуда «призывать», но освещать объективные факты и давать взвешенные экспертные оценки церковным событиям – как Вы всегда старались это делать.

Надеюсь, что данные замечания Вы опубликуете в качестве предисловия к моей статье.

1. Что происходит в Балашихе

Письмо рабы Божьей Анастасии Колчиной обнажило глубокую язву на теле нашей Церкви.

Содержание письма поразительно. В одном балашихинском храме настоятель предложил прихожанам провести открытое письменное голосование: на каком языке проводить богослужебные чтения – на церковнославянском или на русском? И все они – кроме одной-единственной сознательной христианки Анастасии – приняли участие в этом помрачительном действе.

Отец настоятель разделил своих прихожан на агнцев и козлищ. Он организовал «ОПРОС для ПРИХОЖАН!!!» (стиль и орфографию сохраняем без изменения). Лист поделён на две графы. Заголовок первой графы, куда должны вписать свои имена агнцы,  набран крупным красным шрифтом:

«Да, я хочу понимать, что читают на Паремиях. Читайте их в нашем храме на русском языке. ФИО».

Заголовок второй графы, предназначенный для приходских козлищ, набран более мелким и тёмным шрифтом:

«Нет, я против того, чтобы читали Паремии на русском языке. Оставьте церковнославянский. ФИО». 


Так батюшка Димитрий собственноручно внёс смуту и разделение в мирную жизнь своего прихода. Трудно не заметить, что в «партию красных» приглашаются все те, кто алчет: «Да, я хочу понимать» смысл Священного Писания! Это те агнцы, кто стремится к духовному просвещению, кто сознателен и благочестив. Соответственно, «партию чёрных» составляют козлища, то есть те мракобесы и ретрограды, кто «не хочет» просвещаться Словом Божьим и избегает его: «Нет, я против того…»

Стиль прямо-таки иезуитский: лживый и лукавый.

Под первым номером в «партии красных» поставил своё имя сам отец настоятель. Так на глазах всего прихода была осуществлена чудовищная духовная провокация. Но жители Балашихи – молодцы (оказались не хуже тверских). На сегодняшний день «красные» пока в меньшинстве. Правда, отец Димитрий заявил, что на Рождество Христово всё равно Паремии будут прочитаны по-русски.

2. Эпидемия в Русской Церкви

Переход на новый богослужебный язык означает церковную реформацию. Это следует ясно понимать и священникам, и мирянам. Но большинство верующих об этом не думают и умудряются этого не замечать.

Попытка проведения языковой реформы через специально образованный для этого орган «Межсоборное присутствие» была недавно организована, но с треском провалилась.[2] Эта обновленческая инициатива вызвала в 2011 – 2013 годах бурную полемику и была сознательно отвергнута православными мирянами и священнослужителями. При этом никаких официальных соборных или синодальных решений о проведении церковных реформ (слава Богу!) принято не было.

По этой причине все встречающиеся инициативы по реформированию богослужения являются антиканоническими и антиуставными. Более того, каждый реформатор есть нарушитель Присяги, которую он подписал перед своим священническим (или архиерейским) рукоположением:

«Богослужения и Таинства совершать со тщанием и благоговением по чиноположению церковному, ничтоже произвольно изменяя».

И вот, без всякого законного основания, на наших глазах идёт полным ходом необъявленная  реформация «на местах», ответственность за которую берут на себя… отдельные батюшки. И даже не батюшки лично, но те приходские «общины», которых прельщённые пастыри вынуждают принимать судьбоносные для жизни Церкви решения.

Попранными при этом оказываются и иерархичность, и соборность, присущие Православной Церкви. Церковное чиноначалие никаких ответственных указов о языковой реформе не отдавало. Настоятель отец Димитрий, тоже ушёл в тень. Он объяснил прихожанам, что ставит свою подпись в списке голосующих за русский язык «не как священник» – а «просто как один из членов общины». В итоге, важнейший канонический вопрос был отдан на суд людей малоцерковных и безответственных, в том числе представителей приходской молодёжи и многодетных мамаш.

Это подобно тому, как если бы врачи в больнице обратились к пациентам: ну, как нам теперь вас лечить? Или директор школы спросил бы у первоклассников: по какой методике вы предпочитаете изучать арифметику и родную речь?

Принимать участие в подобном голосовании нельзя. Это грех и безумие.

Если прихожане отца Димитрия сегодня посредством проведения «демократического голосования» поставят крест на церковнославянском языке, то завтра под чутким духовным руководством таких «добрых пастырей» на всех приходах Русской Церкви нам придётся голосовать и по следующим вопросам:

– Нужно ли иметь на престоле Напрестольное Евангелие, если вместо него читают нечто иное (другого формата и даже на другом языке)?

– Стоит ли придерживаться указаний Типикона о порядке чтения зачал Евангелия и Апостола (праздничных, воскресных, вседневных и остальных)?

– Не «украсить» ли богослужение чтением отрывков из других библейских книг, не предусмотренных Уставом, или апокрифов («Книги Еноха», «Евангелия от Фомы» и других)?

– Не перейти ли от русификации Священного Писания к русификации песнопений и других богослужебных текстов (стихир, ирмосов, антифонов, прокименов, тропарей и прочих)?

– Не допустить ли некоторые изменения в русском варианте Символа веры (по примеру многих приходов на Украине, где в 8-м члене после слов «от Отца» добавлено: «и Сына»)?

– Не отказаться ли от протяжных церковных распевов, заменив их чем-то более динамичным и современным?

– Не использовать ли музыкальное сопровождение во время храмового богослужения (клавишные, струнные, ударные инструменты)?

– Стоит ли, читая библейские тексты на современном русском языке, одевать старомодное облачение – стихари, фелони, саккосы (практику можно позаимствовать у баптистов)?

– Не выбирать ли самим, без учёта требований Типикона, какую Литургию служить в данный день – Иоанна Златоуста, Василия Великого или какую-нибудь иную из числа неупотребляемых Православной Церковью (но сохранившейся у несториан и монофизитов или реконструированных по обрывкам древних рукописей)?

– Не отказаться ли от Завесы, Царских Врат и иконостаса (тем более, что их «не было» в первые века христианства)?

– Не вынести ли престол из алтаря на центр храма (как это делал обновленческий епископ Антонин (Грановский))?

– Не отказаться ли от наименования священника «отцом» или «батюшкой», а епископа – «владыкой» (на приходе отца Димитрия это голосование прошло бы легко, поскольку, как мы уже отметили выше, он подписался не как пастырь, а «просто как один из членов общины»)?

– Не допустить ли женщин до проповеди во время богослужения, а также к иным священнодействиям в алтаре (по примеру некоторых протестантов)?

– Не перейти ли на новый календарный стиль (как весь «прогрессивный» христианский Запад и многие православные автокефальные церкви)?

Пусть наши «вопросы» не покажутся никому выдуманными или беспочвенными, тем более весёлыми или забавными. В практике обновленцев 1920-х годов и неообновленцев нынешних все эти чудовищные альтернативы нашли положительное решение. Лиха беда начало…

Перечень подобных греховных инициатив можно без труда продолжить. При этом вопрос смены богослужебного языка (частично или полностью) представляет, по нашему мнению, наибольшую опасность для Церкви. Отречение от языковой традиции прекращает преемственную связь с предшествующими поколениями православных людей и, что особенно ощутимо – связь со Святыми. На месте выкорчеванного сада можно посадить всё что угодно…

Да, Священное Писание удалось перевести на многие современные языки. Но из этого никак не вытекает, будто все новые переводы следует употреблять в церковном богослужении. Знаменитый Людвик Заменгоф, изобретатель эсперанто, не только создал новый язык, но сумел переложить на него целиком Библию. Слава Богу, никому из его последователей-эсперантистов не пришло пока в голову проводить богослужение на этом «международном наречии».

В арсенале живого языка имеются специальные профессиональные жаргоны, малопонятные непосвящённым: молодёжный («клёво», «прикольно», «зашквар»), морской («ходить галсом», «отдать швартовы»), геологический («поле», «камералка»), тюремный и другие. Для молитвенного общения с Богом у нас есть замечательное средство, которое необходимо освоить и хранить как зеницу ока всем православным христианам – церковнославянский язык. Михаил Васильевич Ломоносов справедливо относил его к высшему стилю («штилю») русского языка. Поэтому нельзя, в самом деле, проводить богослужения на низменном («подлом») диалекте, переходя с языка церковного на язык обиходный. Никто ведь не стремится перевести священные тексты на молодёжный жаргон или на блатной диалект преступного мiра (тоже ведь в своём роде «разговорные языки»!). Когда происходит подмена священного мирским, это всегда граничит с кощунством.

Когда неообновленцы призывают к созданию «церковно-русского» языка, они не ведают, что творят. Такой язык уже давно существует. Он применяется веками в богослужении и называется церковнославянским.

3. Обновленческий раскол на Украине

За последнее столетие обновленческая зараза как эпидемия охватила многие поместные православные Церкви. Модернисты видят своё великое достижение в том, что сегодня можно встретить богослужение на русском, украинском, сербском, болгарском и иных славянских языках. Но глупцы не понимают того, что радуются разделению Церкви! Они забыли слово евангельское: Всякое царство раздельшееся на ся запустеет, и всяк град или дом разделивыйся на ся не станет (Мф. 12, 25). Москвичу становится затруднительно молиться в Киеве, Минске, Софии и Белграде, когда богослужение совершается на местной мове. Знакомые тропари звучат нелепо. Псаломские и евангельские стихи вызывают недоумение и невольный смех. Соборное служение при таком вавилонском смешении языков оказывается невозможным.

Миссионерский эффект от этого реформаторства – отрицательный. Более того, привыкшие к местному разговорному языку в своём храме быстро отвыкают от восприятия канонического церковнославянского богослужения. Для детей и новокрещённых эта духовная болезнь может стать неисцелимой. Если употребить медицинский жаргон, им можно поставить духовный диагноз: «необратимая патология» или даже «летальный исход».

Никто, как ни странно, не писал о том, что филаретовский раскол на Украине проходил под лозунгом богослужения на «ридной мове». Не могу забыть того тягостного впечатления, когда однажды в середине 1990-х годов, придя к мощам св. великомученицы Варвары в киевский собор равноапостольного князя Владимира, я оказался свидетелем вечернего «богослужения», которое проходило на украинском языке. Это был кошмар. Тогда я впервые понял: тем, кто добровольно отказывается от наследия церковнославянского богослужебного языка, действительно уготовано место в расколе, а не в Церкви.

Таким образом, современный украинский раскол – это раскол обновленческий!

Помимо политических мотивов и личных амбиций (о чём сказано немало) он оформлен канонически как раскол богослужебно-языковый. Из этого вытекает, между прочим, очевидный вывод: тем, кто желает вернуться из филаретовского раскола «киевского патриархата» в каноническую Православную Церковь, необходимо, как обязательное условие, покаяться в грехе самочинного перехода на украинский богослужебный язык. И, разумеется, следует прекратить эту порочную практику.

После этого вывода нетрудно понять, почему обновленческо-реформаторское движение 1920-х годов оформилось именно как раскол. Также становится очевидным, почему раскольным по своей духовной сути является стремление современных неообновленцев внедрять богослужение на русском языке.

Особо подчеркнём, что от раскола страдает вся Церковь, но грех лежит не на тех, кто остаётся верен традиции, а на тех, кто (как на Украине, так и в России) повинен в проведении несанкционированных реформ.

4. «Недогматический»?

Реформаторы часто оправдывают себя тем, будто отказ от церковнославянского языка в пользу русского не является вопросом ни «каноническим», ни, тем более, «догматическим». Печальное и близорукое заблуждение.

Приведём несколько контрпримеров в опровержение этой лжи.

Господь говорит: Аз и Отец едино есма (Ин. 10, 30). Двойственное число «есма» в церковнославянском тексте подчёркивает не полное тождество, но наличие двух разных ипостасей. Русский перевод этого евангельского стиха лишён такой чёткости. Фраза «Я и Отец –  одно» синодального перевода допускает вполне еретическое, савелианское прочтение: «что Я, что Отец – всё одно» или «то Я, а то Отец – всё одно» подразумевающее смешение Божественных ипостасей. Эта тема чисто догматическая, причём смысловые разночтения обусловлены исключительно языком перевода.

Анастасия, автор тревожного письма, затрагивает иную серьёзную богословскую проблему. Как известно, текст ветхозаветных паремий на церковнославянском языке является переводом с Септуагинты, а синодальный перевод сделан с еврейского языка в масоретской (то есть, в антихристианской) редакции. Талмудическая традиция, мягко говоря, не настаивает на том, что пророческая фраза: Се, Дева во чреве приимет (Ис. 7, 14) имеет в виду именно Деву (Приснодеву Марию – Мф. 1, 23), а не просто «молодую женщину». Это тоже пример догматического содержания текста, который отражён в Никейском символе веры: «от Духа Свята и Марии Девы». Понимание же вопроса зависит от перевода: в славянском первоисточнике – так, в русском – иначе!

Синодальный перевод Ветхого Завета плох. Но это не значит, что вместо него допустимо использовать в богослужении новые библейские переводы. Так, Андрей Десницкий сделал перевод книги Иова и сопроводил его следующим умопомрачительным комментарием: «Действительно ли в книге упомянут диавол, враг рода человеческого, или это некий другой дух? Точно неизвестно. Это, в конце концов, поэтический текст, а не догматический трактат, от него трудно ожидать отточенности богословских формулировок… Таким образом, читатель может сам решить, видеть ли в этом духе диавола или нет».

Я никому не советую читать библейский текст книги Иова в переводе Десницкого в качестве паремий на Страстной седмице. Здесь проблема вовсе не «поэтического», а именно догматического характера.[3]

Не следует удивляться появлению подобных извращений смысла Священного Писания. Речь идёт не о том, чтобы внести исправления подмеченных нами ошибок в текст Библии. Сколько иных искажений смысла Божественного Откровения привносится в переводы на новой язык, когда за дело берутся не люди, водимые Духом Святым, а модернисты-реформаторы?

5. Несколько примеров из Евангелия

Не подходит для богослужебного использования русский перевод не только Ветхого Завета. Немало нареканий можно предъявить и к тексту евангельскому.

Ангельское славословие по-церковнославянски звучит так: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение (Лк. 2, 14). В русском синодальном переводе означено: «в человеках благоволение». Выражение безграмотное как с точки зрения славянской грамматики, так и согласно нормам русского языка (правильно говорить: «в людях»). Вопрос этот, конечно, «не догматический». Но сомнительным было бы такое безвкусное «украшение» богослужебной утрени перед чтением Шестопсалмия.

В синодальном переводе Евангелия от Матфея «некоторый начальник» произнёс: «Дочь моя теперь умирает» (Мф. 9, 18). По-славянски же князь некий сказал иначе: Яко дщи моя ныне умре. В греческом оригинале здесь стоит активный аорист (в индикативе), который следует переводить глаголом совершенного вида: то есть не «умирает», но «умерла» или «умре».

Подобных примеров неудачного и худшего по отношению к церковнославянскому языку переводов аориста в синодальном тексте немало. К примеру, «не бойтесь» вместо более правильного «не убойтеся» (Мф. 10, 28) и другие.

В русском переводе: «Ибо огрубело сердце людей сих» (Мф. 13,15). В славянском: Отолсте бо сердце людей сих. Но в греческом первоисточнике стоит глагол, имеющий значение: заплывать жиром…

Нет нужды умножать примеры. Сделаем вывод. Хорошим следует признать не тот перевод, который кажется более «понятным» профанам, но тот, который точнее и с наименьшими искажениями передаёт смысл священного текста. И если проводить сравнение по этому критерию, то славянский текст стоит вне конкуренции с русским (а также украинским и белорусским).

Поэтому на богослужении должно звучать без искажений Слово Божие на церковнославянском языке, а не сомнительный русский перевод. Иначе мы скоро докатимся до адаптированных редакций вроде «Детской библии», «Библии для самых маленьких» или «Библии для верующих и неверующих».

В конце концов, Церковь есть столп и утверждение Истины (1Тим. 3, 15), а не учреждение по обслуге мiра сего. Миссионерский же долг наш – не низводить небо на землю, но помогать людям восходить на небо. Не будем забывать, что Царство Небесное «силою берётся», а точнее говоря – нудится (Мф. 11, 12). Поэтому прикладывать усилие по лучшему освоению церковнославянского языка – дело благочестивое и спасительное.

При этом защита Святыни – долг каждого христианина. Славянский язык является святыней нашей Церкви, как иконы или мощи. Пусть не обольщаются модернисты: Церковь существует не благодаря тому, что её пытаются «оживить» своими реформами обновленцы. Церковь жива, поскольку в ней действует Святой Дух, даровавший нам Священное Предание. А хранителем литургического Предания является православный народ, призванный защищать свои святыни.

Низкий тебе поклон, раба Божия Анастасия! Да благословит Господь тебя, твоих детей и всю твою семью!  

 

 


[1] http://www.blagogon.ru/digest/1005/

[2] http://www.blagogon.ru/digest/307/

[3] http://www.blagogon.ru/digest/291/

 

Открытое письмо прихожанки храма преп. Саввы Сторожевского в г. Балашихе Анастасии Колчиной см: http://www.blagogon.ru/digest/997/

Благодатный Огонь




Голосование за статью
 - 
81
 /  - 
7
Комментарии:
Петр 13/10/2020 в 01:21:29
Сергей Степанов, Вы не один. Я тоже не воспринимаю Священное Писание на русском (и моя жена). Всегда читал Ветхий и Новый завет только на славянском.
Сергей Степанов 12/10/2020 в 16:00:05
Я не понимаю Св.Писание на обиходно-бытовом русском. Надеюсь, что не только я.
Павел 12/10/2020 в 10:18:20
"Не допустить ли некоторые изменения в русском варианте Символа веры (по примеру многих приходов на Украине, где в 8-м члене после слов «от Отца» добавлено: «и Сына»)?"
Неужели филиокве стали практиковать уже где-то в канонической УПЦ МП?! В таком случае такие общины надо признавать отпадшими от Православия, а настоятелей лишать сана.
прот. Алексий Касатиков 11/10/2020 в 22:41:44
Благодарю и рабу Божию Анастасию и отца Константина за их выраженную православную позицию!
Переход с церковнославянского языка на любой другой в пределах Русской Православной Церкви есть дело разорения Церкви! А таковых разорителей да разорит Сам Господь! Хотя о. Константин пишет, что никому в голову не приходит переводить Священное Писание на блатной жаргон, сообщу, что в 1990-х годах в сектантской среде, в целях проповеди среди заключённых, предпринимались и попытки "переложить" Священные тексты на "феню". Судя по всему, даже авторам этой идеи она вскоре показалась менее чем удачной. Так что, к сожалению, для человека, решившегося переступить "черту или йоту", положенную Законом Божиим, дальнейшее падение в пропасть происходит незаметно и даже представляется чем-то восторженным. От "реформаторов" можно ожидать чего угодно, поскольку дух прЕлестный ведёт их (точнее - они следуют ему) без всякой остановки и возможности обнаружить для себя свои заблуждения.
Да запретит Господь разоряющим Церковь Христову! Да дарует Он народу Божию дух различения Духа Христова от духа антихристова! Да сохранит Господь Иисус Христос Церковь Свою от лукавых разорителей!
Дмитрий 11/10/2020 в 19:29:02
"Всякое место где возглашается Истина - свято, Истина же глаголет церковно-славянским".
Материальная жизнь общества подчиняется законам диалектики, так и у духовной жизни есть свои объективные законы, их тоже, как и законов диалектики три: "Дух исходит через Слово, Дух дышет где хочет и Дух творит формы". Искажение или упразднение Слова не искажает законы духовной жизни, но влияет на результат. Здесь все дело в духе, под водительство которого своим собственным произволением становится человек. Притча об управителе неправедном (Луки 16:9) "И Я говорю вам;приобретайте себе друзей богатством неправедным...". Ну а если никто не возьмет, потому что в крови все, ведь не вменяет Господь в ОБЯЗАННОСТЬ БРАТЬ? Нет. "И аз вам глаголю: сотворите себе други от мамоны неправды..." Отвратитесь от ЛЖЕУЧЕНИЯ. "Слышаша же сия вся и фарисеи, сребролюбцы суще, ругахухся ему" (Луки 16:14). В синодальном переводе - "смеялись над Ним". Смеялись... как бы говоря: "А на что нам Твоя Истина? Какой с Нее доход? А то ведь еще можно и на Крест угодить". .

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
В Церкви активизировался вирус обновленчества Православный журнал «Благодатный Огонь»

В Церкви активизировался вирус обновленчества

11.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

21.10.2020
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

18.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению».
Извержение из сана свящ. Феодора Людоговского

15.10.2020
Александр Камчатнов

Горé имеим сердца, или Еще раз к вопросу о языке богослужения

11.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

В Церкви активизировался вирус обновленчества

7.10.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества.
Послесловие к письму в редакцию «Благодатного Огня» прихожанки храма в г. Балашихе

4.10.2020
Патриарх Кирилл в декабре 2019 года запустил в Русскую Церковь губительный вирус обновленчества и богослужебного реформаторства.
Письмо в редакцию сайта «Благодатный Огонь»

20.09.2020
Николай Каверин

О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?

29.09.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

1.10.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

13.09.2020
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

17.09.2020
Священник Александр Шумский †16.09.2020

Светлой памяти священника Александра Шумского.
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

9.09.2020
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

30.08.2020
Николай Каверин

Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?

26.08.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

4.09.2020
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

7.09.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви

21.08.2020
Иеромонах Роман (Матюшин)

Не соблазняйте малых сих

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

2.09.2020
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

5.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

9.06.2020
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

27.09.2020
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

22.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

1.03.2020
Роман Носиков

Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Изменение церковнославянского богослужения — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

21.07.2020
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

Редакция сайта «Благодатный Огонь»
16.02.2017

Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

18.04.2020
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

23.07.2020
Священник Валерий Духанин

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

29.06.2020
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

 

НОВОСТИ

19.10.2020
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)

18.10.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

14.10.2020
В Псковской епархии возрождается единоверческий приход и богослужения древнерусским чином

09.10.2020
Масоны Испании заявили, что папа римский поддерживает их принципы

08.10.2020
Митрополит Тихон (Шевкунов): Мне выпало счастье общаться с Путиным

02.10.2020
Оздоровление Сретенской духовной семинарии: Патриарх Кирилл назначил проректоров и секретаря Ученого совета

29.09.2020
Служба внешней разведки РФ узнала о подготовке в Белоруссии «резонансной провокации» с целью столкнуть православных и католиков

19.09.2020
Прощание с отцом Александром Шумским

17.09.2020
Погиб священник Александр Шумский

12.09.2020
Донбасс за нами! — сильная песня прекрасных дончанок взрывает Сеть

10.09.2020
Суд Екатеринбургской епархии отлучил схимонаха Сергия Романова от Церкви

08.09.2020
Диакон Владимир Василик о творчестве протоиерея Александра Меня в связи с 30-летней годовщиной со дня его убийства

24.08.2020
Святейший Патриарх Кирилл в ответ на многократные обращения мирян поручил проанализировать богословские изыскания священника Георгия Кочеткова

22.08.2020
О последних событиях в церковно-политической жизни Белоруссии

20.08.2020
Священнослужитель Белорусской Православной Церкви: Константинопольский патриарх готовит в Белоруссии церковный раскол

18.08.2020
Заявление Медиагруппы «Патриот» в связи с событиями в Белоруссии

15.08.2020
О последних событиях в Белоруссии:
Белоруссия-2020 — репетиция перед Россией-2024.
Белорусские ксёндзы поддерживают протестующих, пытаются дискредитировать итоги президентских выборов и обеляют провокаторов

13.08.2020
Религиоведы отнесли учение бывшего схиигумена Сергия Романова к генотеизму

12.08.2020
Письмо белорусским «русофобам в рясах»

12.08.2020
К 20-летию гибели подводной лодки «Курск»

07.08.2020
Еще один «внеконфессиональный богослов» уволен из Московской Духовной академии

27.07.2020
Снятие карантинных ограничений: протоиерей Владимир Чувикин восстановлен в должности настоятеля Николо-Перервинского монастыря

17.07.2020
Светские власти не вправе были ограничивать посещение храмов в период пандемии, считают в Совете по правам человека

09.07.2020
Церковный публицист Владимир Семенко об изверженном из сана Сергии (Романове)

25.06.2020
Александр Щипков о русификации церковнославянского языка: «Язык богослужения не имеет никакого отношения к миссионерской работе»

16.06.2020
– Что за вой опять на болотах, Бэрримор?
– Это либеральные бесы атаковали Главный Храм Вооруженных сил России, сэр.

11.06.2020
Первый канал в клочья порвал российских либералов юбилейным показом культового фильма «Брат-2»

08.06.2020
Господин Президент, услышьте людей! Вы как православный человек понимаете, что имя на номер Господь не велел менять. Мы не цифры!

05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

09.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»

26.01.2020
Внезапная кончина протоиерея Всеволода Чаплина

19.01.2020
Об использовании нецерковнославянского языка за богослужением

14.01.2020
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

09.01.2020
ИТОГИ 2019 ГОДА
Московский Патриархат между Третьим Римом и «церковью РФ»

28.12.2019
Митрополит Иларион (Алфеев) прокомментировал слова Патриарха Кирилла о допустимости частичного использования русского языка за богослужением и предупредил о риске раскола при переходе Церкви на современный язык

20.12.2019
К 140-летию со дня рождения И.В. Сталина.
Сталин и Третий Рим

18.12.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

16.12.2019
В Москве прошла презентация трехтомника протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и ...»

12.12.2019
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

07.11.2019
Вышел в свет трёхтомник протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму