Богородица

Актуальные статьи

Великие румынские духовники об исповеди и причащении

6.06.2019




Среди великих румынских духовников, известных не только Румынии, но и за рубежом, мы не найдем никого, кто поддерживал бы заимствование из католицизма и протестантизма обычая причащения Святых Таин без серьезной подготовки.

«Патриарх румынского богословия», одна из самых авторитетных личностей во всем православном богословии ХХ века протоиерей Думитру Стэнилоае (1903–1993) пишет, как готовиться к Причастию, насколько часто надо причащаться и что Причастию обязательно должна предшествовать исповедь:

«Частое причащение Тела Господня, как и сообщение Его силы нам, сообщение Его Духа в нашу душу и волю, не должно быть, таким образом, магическим принятием Его как действующего самостоятельно, без нас. Активный человеческий фактор коммуницирует с активным фактором, каковым является Христос, чтобы стать еще более активным. Поэтому необходимо приготовление в этом смысле со стороны человека. Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор. 11:29).

Поэтому лучше более редкое причащение, но хорошо подготовленное, принятое с большой концентрацией сил и решимостью соработничать с силой Тела Господня, чем причащение в расслабленном, равнодушном состоянии собственных сил. Частое причащение Тела и Крови Господних может привести к ослаблению сосредоточенности на их принятии.

Поэтому мы думаем, что нехорошо, чтобы все или очень многие верующие причащались за каждой Святой Литургией, без исповеди и поста, даже если они считают себя не имеющими тяжелых грехов. Это может привести к автоматизму, лишенному ощущения того, что ты принимаешь Святое Причастие.

С помощью исповеди мы признаём свои ошибки: только так мы отсекаем свою гордость. Поэтому Православная Церковь сохраняет порядок, обуславливающий участие в Евхаристической Жертве исповеданием грехов, признанием нашей виновности. Мы должны с трепетом переживать этот момент…»[1].

«Верующие, не имеющие тяжелых грехов, могут причащаться несколько раз в году, но только после исповеди. Существует традиция Церкви предлагать этим верующим исповедь четыре раза в году, в четыре больших поста: Великий, Рождественский, Успенский и Петров.

Самые ревностные и проводящие как можно более чистую жизнь могут причащаться и чаще, но всегда после исповеди и самое меньшее – после четырех дней поста, из которых только два дня выпадают на пост особенный (среда, пятница).

Определение Константинопольского Собора, состоявшегося в конце XVIII века, когда возник спор о том, как лучше причащаться: чаще или реже, гласит, что допустимо и то и другое, но всегда после исповеди.

Если задуматься о древней традиции времен первоначальной Церкви и призыве священника, звучащем на каждой литургии: «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите!», – то кажется, что не должно быть ни одной святой Литургии, за которой не причащалось хотя бы несколько верующих из тех, кто проводит чистую жизнь. Но думаю, было бы нехорошо, если бы причащались все или очень многие верующие за каждой святой Литургией без исповеди и поста, даже если они считают себя не имеющими тяжелых грехов. Это может привести к автоматизму, потере ощущения того, что ты приобщаешься к Святыне.

Мы должны с трепетом переживать этот момент как потому, что погрязаем во всяческих помыслах, критике в адрес других, неприятностях, так и из сознания того, что причащаемся пречистого Тела Господа неба и земли и Его дражайшей Крови.

Для нашего народа, особенно для поселян, Святое Причастие – великий праздник, оно возвышает этот день над другими. Все готовятся к нему усиленными молитвами, наряжаются в одежду, которой не надевают в обычные дни, все испрашивают друг у друга прощения, старательно избегают занятий обычными житейскими попечениями» [2]
.

* * *

На этой же позиции стоит и духовный отец всей Румынии, пустынник иеросхимонах Паисий (Олару). На вопрос: «В некоторых местах пренебрегают исповедью и слишком часто, даже неканонически, преподают Святое Причастие. Как лучше поступать в этой ситуации?» – он отвечает так:

«Мы не можем отказаться от священных канонов и тысячелетнего опыта Церкви. Будем идти по пути отцов и наших предшественников, по каноническому пути священной традиции. Не частое причащение приводит нас к совершенству, а покаяние со слезами, частая исповедь, прекращение грехов, молитва из глубины сердца.

Рвение некоторых о частом причащении есть признак гордости и ослабления веры, а не духовного преуспеяния. Наше исправление и преуспеяние по пути спасения начинается с частой исповеди и продолжается постом и молитвой со слезами, прекращением грехов, милостыней, примирением со всеми и смирением. Только после того как мы сделаем всё это, мы можем причащаться чаще, как указывают священные каноны и церковная традиция. Иначе как принять Господа неба и земли в дом своей души, когда душа твоя нечиста, неисповедана, порабощена страстям и в особенности полна гордыни? Мы прежде всего нуждаемся в слезах, молитве и частой исповеди, и потом уже остальные дары прибавятся нам.

Наши монастыри всегда придерживались среднего, царского пути. Будем же держаться их обычая и следовать их советам»[3].

* * *

Архимандрит Арсений (Папачок) тоже учит, что «причащение не надо считать, следуя жестким идеям, обязательно частым или же редким. Редким – потому что Бог превелик, превелика Его благодать, и тебе необходимо приготовление. Если у тебя нет брачной одежды… Священное Писание так говорит, что тебя свяжут и выбросят во тьму кромешную. Так что ты должен быть приготовленным. А если ты причащаешься слишком часто, то ты, как человеческое существо необтесанное, неотделанное, начинаешь принимать его как что-то обыкновенное, не с трепетом и страхом Божиим, не с надеждой, благочестием и благоговением.

Если у тебя действительно есть этот страх Божий и ты думаешь о важности этого факта, тогда ты годен к тому, чтобы причащаться более часто. Но если ты принимаешь его по обычаю или каждый день, как, я слышал, делается кое-где, тогда это громадная ошибка… Повторяю и подчеркиваю: нельзя подходить к причастию без разрешения грехов»[4].

* * *

Архимандрит Иустин (Пырву) считает, что «ключом к нашему спасению является таинство святой исповеди. Это одно из семи святых таинств нашей Православной христианской Церкви, – говорит он. – Без этого таинства нет спасения. Мы можем совершать всевозможные подвиги, пост, молитву, бдения, милостыню, пожертвования, но без исповеди никак нельзя…

Сегодня стало модно причащаться очень часто, и чем чаще мы причащаемся (если причащаемся недостойно), тем сильнее заболеваем душевно. Сначала нужно очиститься, омыться. Жизнь – это не столько причащение, сколько само приготовление к этому святому таинству Причастия Крови, которую Христос пролил за грехи наши. А если мы принимаем ее так… как в столовой, у дверей исповедуемся и в алтаре причащаемся…

Таков “современный человек”, лишенный благодати Божией, лишенный этих таинств исповеди и причастия и всех благ небесных и земных. Мы всё время бежим от хорошего, отгоняем его и дошли до того, что нам неприятен запах ладана, базилика… Мы говорим: “Мне это не нравится!”, “Меня это напрягает, у меня болит голова от этого дыма и чада свечей, я не могу тут долго находиться!” И приходит на нас всякое зло»[5].

* * *

Иеромонах Дионисий (Игнат), 78 лет проживший на Афоне в строгих монашеских подвигах, учит в этой связи так: «Да не смеет никто когда-нибудь пойти причащаться не исповедавшись… Не будем говорить: “Да ну, ничего страшного в том, что я поел, я попил, я поспал и еще кое-что сделал. Пойду причащусь”, – как, я слышу, делают паписты, ведь у них литургия совершается поздно. Католики говорят так: “Нам хотелось есть, и мы с утра поели. Поели, выкурили и по сигаретке… Давайте теперь выпьем и кофейку, чтобы взбодриться. Да, но ведь в церкви еще не закончилась литургия! Пойдем-ка причастимся”, – и идут, причащаются. Ну разве это приготовление?.. Я не представляю себе, как католики допускают такое. Видишь, они говорят, что еда – это одно, а причащение – это другое, это пища духовная. Как бы там ни было, но если нет приготовления, это погибель…

Не будем же отступать от канонов, насколько можно. Кое-какие снисхождения духовник может сделать, но не так, чтобы можно было оправдывать себя: “Это ничего, то ничего, всё ничего”, – ибо тогда мы совершенно погубим себя»[6]

* * *

О том, кто может приступать ко Святому Причащению и что для это делать: нужно ли поститься, исповедоваться и молиться особым образом, рассуждает самый известный румынский старец и духовник архимандрит Клеопа (Илие):

«Святое Причастие приносит человеку великую пользу, если он действительно причащается с верой, подготовившись и получив разрешение духовника. А кто приступает недостойно, тот суд себе ест и пьет, ибо Причастие – это огонь, пожигающий недостойных, – ты видел, что сказано в молитвах перед Святым Причащением.

— Кто может причащаться Святых Христовых Таин?

Тот, чья жизнь чиста, непорочна; чьё извещение помысла чисто, на ком нет канонических препятствий и кто разрешён духовником, тот может причащаться, а кто не исповедан, не разрешён духовником и не выполнил назначенной ему епитимии, тот и к Причащению приступить не может. Ибо даже если он всего лишь раз в год причастится, он всё равно будет подобен Иуде, который причастился один раз, и вошёл тогда в него сатана, и он предал Господа (см.: Ин. 13:27).

Если кто-нибудь недостоин, тот и один раз в год да не причащается… А если он очистился и приготовился по каноническому порядку Церкви Христовой исповедью и выполнил полагающуюся ему епитимию – то да приступит со страхом и трепетом.

— Имеется ли какое-нибудь указание у святых отцов о причащении раз в сорок дней?

Да, есть, у святого Симеона Фессалоникийского. Он говорит, что раз в сорок дней каждый да готовится и да причащается, если на нём нет какого-нибудь канонического препятствия. Бывает грех, который и на двадцать лет запрещает Причащение.

В случае смерти, если ты видишь, что человек может умереть, ты подаёшь ему Причастие. Перед смертью нельзя запрещать ему причаститься; если же он не умрет и останется жив, то продолжит выполнять свою епитимию. Знайте это.

— Можно ли кому-нибудь причаститься, не исповедуясь?

— Нет. Никогда. Ни в случае смертельной опасности, ни в любом другом случае, нет. Сначала исповедь, а потом уже пусть причащается.

— Что вы можете сказать нам об общей исповеди, практикующейся по местам, на которой верующие не исповедуют индивидуально своих грехов и не бывает разрешения грехов с возложением рук на каждого?

Эта исповедь неканонична, она не имеет силы Таинства, а грехи остаются неразрешенными. Подобные практики нужно совершенно прекратить, чтобы не упразднялось Таинство Святой Исповеди и не были ввержены в осуждение как священник, так и верующий.

— Сколько раз в году должны исповедоваться миряне?

Исповедь не приурочена к каким-нибудь временам и срокам в течение года. Мы можем прибегать к духовнику каждый раз, когда испытываем потребность в том, чтобы облегчить свою душу от бремени грехов и получить утешение по благодати и надежду спасения. Чем чаще мы исповедуемся, тем лучше.

Однако обычно исповедь привязана к четырём постам. Четвертая заповедь Церкви учит нас исповедовать свои грехи четыре раза в году, в четыре поста. Наиболее преуспевающие и благочестивые пусть исповедуются каждый месяц, а остальные – хотя бы раз в год, а именно Великим постом.

— Сколько раз в году мы должны причащаться, по уставу Церкви?

— Святое Причастие, будучи тесно связано с исповедью, может быть преподано, после разрешения грехов духовником, в четыре поста или, самое частое, один раз в месяц для самых благоговейных и, самое меньшее, на Святую Пасху, но только после выполнения наложенной епитимии. Святой Иоанн Златоуст советует верующим причащаться самое частое двенадцать раз в году, в двунадесятые праздники, после разрешения грехов духовником, однако со страхом и трепетом, чтобы не принять осуждение вместо пищи и смерть вместо жизни»[7].

* * *

Сторонники частого причащения обычно приводят в свою защиту такой аргумент: так причащались в ранней Церкви. При этом они не хотят замечать никакой разницы между нынешним образом жизни и мученическим подвигом исповедания веры ранних христиан, каждый день в жизни которых мог стать последним. И ранней Церковью признают лишь тот период, который хотят, а о правилах святителя Василия Великого († 379), написанных в тот же ранний период Церкви, и слышать не хотят. Этот аргумент сингел Иоанн (Булига) опровергает так:

«Некоторые отстаивающие частое причащение приводят в пример первые века христианства, но если подумать о том периоде, когда христиане были гонимы, – какую жизнь они проводили тогда! Каждый день причащение могло оказаться причащением перед смертью. А если взять период, когда христианство получило свободу, то найдем такие епитимии, как, например, каноны святителя Василия Великого, что если применить их сейчас, то почти никто из нас не мог бы причаститься. Я не говорю уже о правилах ранней Церкви, когда грешивших даже не принимали в Церковь и они распростертые лежали ниц у церковных дверей, а о Святом Причастии и речи не было[8].

Итак, мы видим, как строга исконная румынская акривия, как непоколебимо защищают традицию великие румынские духовники. Но сильны и их противники, поскольку Румыния исторически была слабо защищена от экспансии протестантизма и католицизма, которые сегодня широко представлены в ней вместе с униатством и разнообразными сектами. И в этой борьбе за веру многие румыны, не помнящие родства, обращают свои взоры на Запад, где их теплохладному христианству, никак не могущему отказаться от сытного обеда даже на день и положить хоть один поклон в виду встречи с Святыней, уже заранее готовы индульгенции. Путь для таких «верующих» вымощен широкий, денежный, и многие припадают к ценностям Евросоюза.



————————————————————————

[1] http://www.razbointrucuvant.ro/2012/08/14/taina-euharistiei-impartasire-deasa-pregatire/;
[2] Ieromonah Ioanichie Bălan. Convorbiri duhovniceşti. Episcopia Romanului şi Huşilor, 1984. Vol. 1. P. 184, 64–66.
[3] Arhim. Ioanichie Bălan. Părintele Paisie Duhovnicul [Архим. Иоанникий (Бэлан). Отец Паисий Духовник]. Iaşi: Doxologia, 2010. P. 65–66.
[4] http://www.pravoslavie.ru/put/64953.htm.
[5] http://www.pravoslavie.ru/put/59364.htm.
[6] http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/54906.htm.
[7] Ne vorbeşte Părintele Cleopa. Vol. 1, 4. Ediţie îngrijită de arhimandrit Ioanichie Bălan. Ed. a 2-a. Vânători-Neamţ: Editura Mănăstirea Sihăstria, 2004
[8] Singhel Ioan Buliga. Provocarile crestinului ortodox in zilele de astazi. Р. 138–139.


Перевод с румынского Зинаиды Пейковой



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Вадим 08.06.2019 в 14:49:27

Всем советую не слушать кого не попадя, а руководствоваться Правилами Церкви и Святых отцов. Все остальное бесовщина. Вот Святоотеческое мнение по этому поводу. Все разжевано и растолковано. https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjatogorets/kniga-dushepoleznejshaja-o-neprestannom-prichashhenii-svjatyh-hristovyh-tain/
От редакции:
Вот что пишет о книге прп. Никодима Святогрорца старейший пастырь Рязанской епархии протоиерей Владимир Правдолюбов:

По поводу книги преп. Никодима Святогорца и Макария Коринфского «О частом причащении». Она с восторгом принята как замечательное оправдание современной практики частого причащения. Главное, ее написали святые люди, и все противники их должны умолкнуть. Хочу на это возразить. Есть много канонизованных святых, которых никак нельзя назвать сторонниками такого частого причащения. Характерно, что ученики преп. Паисия Величковского, к которому стремился попасть Никодим Святогорец, принесли в Россию филаретовское правило, о чем свидетельствует практика главных центров монашества, возникших под их влиянием: Оптиной и Глинской пустынь. Известно, что старец Макарий Оптинский не мог служить, и он причащался по правилу схимников — раз в месяц, так же, как и глинские схимники, по свидетельству о. Серафима Романцова. (См. напр.: Жизнеописание оптинского старца иеросх. Макария. М.: Отчий дом, 1997. С. 58). Дивеевским сестрам преп. Серафим приказал неопустительно исповедоваться и причащаться во все посты и, кроме того, в двунадесятые праздники; получается довольно часто — от 13 до 16 раз в год. На это очень любят ссылаться сторонники частого причащения, не принимая на себя труд хотя бы внимательно прочитать (не говорю уж — исполнять «Устав Серафимо-Дивеевской девичьей обители». «Преподобный Серафим дал повседневное правило, преподанное ему Богородицей» (Канонник. М.: Издание Московской Патриархии, 1986. С. 589). Внимательно изучив его, мы увидим, что это ежедневная непрестанная молитва, личная и общемонастырская, и как венец ее, дано правило о причащении. Правило дано иноческой девичьей обители, а не мирянам.

Стоит отметить одну странность: авторов у книги «О частом причащении...» два, если не три (см. предисловие), а повествование (кроме возражений) ведется от первого лица. Значит, у книги один автор! Надеюсь, что это не Никодим Святогорец. Как видно из его жизнеописания, со стороны священноначалия к нему не было никаких претензий. Видимо, в отличие от второго автора он не выходил за пределы послушания начальствующим в Церкви, в чем явно повинен его соавтор. Макарий Коринфский восстал против священноначалия (за что и подвергался прещениям) по двум вопросам. Первое (кажется, второе по времени) — частое причащение. Думаю, все вышенаписанное показывает правоту священноначалия в этом вопросе. Второе — запрет на заупокойное поминовение в воскресный день, породивший движение колливадов. (Колливады — люди, запрещающие поставлять «коливо» в воскресный день, то есть совершать заупокойную службу.) Конечно, удобнее, когда есть служба в субботу, именно на ней поминать усопших. Но как быть священнику, если на его попечении несколько храмов? Если он в данном храме служит только в воскресный день, он обязан служить не только литургию, но и молебны, и панихиды. Да и за литургией — сейчас на проскомидии и тайно, а в древности вслух в самый важный момент литургии — поминаются живые и умершие, и никаких исключений для воскресного дня устав не делает. Главное — колливады неправильно смотрят на смерть как на нечто мрачное. Смерть — это радостное (в конечном счете) событие: переход от скорби к радости.

Теперь о самой книге. Всю ее разбирать излишне. Достаточно прочитать первый пункт, где доказывается, что Господь Иисус Христос заповедал нам ежедневно причащаться. Автор приводит соответствующие тексты и толкует их с бросающимися в глаза натяжками. В самом деле, если Господь хотел установить ежедневное причащение, почему Он Сам не причащал Своих учеников ежедневно, а сделал это один раз — перед тем, как с ними расстаться. И из слов Спасителя о причащении непонятно (см. Ин. 6, 30 — и до конца главы), один ли раз в жизни нужно причаститься, как это делается с крещением, или каждый год по одному разу, или каждый день. Он в этом вопросе предоставил Своей Церкви полную свободу. И в дальнейшем тексте книга сбивчива, часто противоречит сама себе и очень вольно толкует приводимые тексты. Но при всем этом она очень далека от легкомыслия наших полемистов и от их послаблений в деле подготовки к причащению. Сравним: книга говорит (в конце 8-го возражения): «Приступающий ко Святым Тайнам со страхом, и трепетом, и исповедью (в других местах книги говорится, что ежедневной исповедью человек научается отслеживать и отражать тончайшие греховные приражения), и умилением получает прощение, а приступающий без страха и с пренебрежением приобретает наказание. Таким не только не дается прощение грехов, но к ним, вдобавок, еще больший доступ получает диавол». А наши полемисты вообще о диаволе забыли, как будто бы его и нет, всяческие послабления делают без страха и с полным пренебрежением к правилам Церкви. Некоторые даже говорят о супружеском общении и о ритуальной женской нечистоте, что «с точки зрения апостоль­ского предания подобные вещи не являются препятствием к принятию св. Таин»! И еще: «Если причастие еженедельное, то уместна ли каждый раз подробная частная исповедь?» «Обязательный трехдневный пост при еженедельном причащении был бы большим бременем». Так что истинные цели пропаганды сверхчастого причащения — ослабить, а потом и вообще уничтожить всякую подготовку к причащению Св. Таин Христовых. А книга «О частом причащении» принята с восторгом только потому, что с ее помощью можно невдумчивого читателя совратить на дорогу пренебрежения к подвигу личного спасения и бесстрашия пред Св. Тайнами.

Диана 07.06.2019 в 17:06:20

А как относиться к такой практике исповеди, когда священник не хочет знать грехи, которые отпускает? Говорит: "Хорошо, что Вы это все написали, а называть это все, т.е.читать - необязательно". И тут же накрывает епитрахилью и крестит голову - и разрушительную молитву не читает. Можно ли после такой исповеди причащаться? Что-то я сомневаюсь... В памяти всплывают слова свт. Игнатия Брянчанинова из его писем: "Потрудись найти себе добросовестного духовника, ибо они в наше время - редкость". И ветхозаветное: "Проклят всяк, творящий дело Господне с небрежением".

Димитрий Н.Б. 07.06.2019 в 13:21:49

Агапит:
***Я думаю, что это советская практика - не причащать на Пасху, Рождество, Богоявление.***
Напрасно Вы так думаете. Ибо у тех же старообрядцев, про которых Вы часто упоминаете, сохраняется та же самая практика. И бытовала она, судя по имеющимся данным, с самых незапамятных времён. Это Традиция, которая жила не только в советский период, но и в синодальный, и в до-синодальный.

Димитрий Н.Б. 07.06.2019 в 13:05:17

Агапит пишет:
***Однажды я посетил воскресную службу в единоверческом храме свт. Николы в Студенцах. Несмотря на присутствие священника, о.Петра, в храме совершалась обедница. Прихожане объяснили это тем, что нет причастников, а стало быть, нет смысла совершать литургию. … В том единоверческом храме приобщают детей и именинников запасными дарами. Как православному публицисту, Вам, может быть, будет интересно побывать там и узнать всё из первых уст.***
И что тут интересного? Мало ли приходов, на которых есть те или иные нарушения?... Практика Студенцов – весьма своеобразна и "уникальна" в своём роде, но вовсе не показательна. Ибо никакие другие единоверцы/старообрядцы подобного не практикуют. Православному публицисту, возможно, было бы интересно познакомиться с древлеправославной традицией, но в данном случае никакой традиции нет, а есть пример очередного локального "перекоса", происходящего по каким-то сугубо субъективным причинам.
Агапит пишет:
***Исповедь перед причастием обязательна, хотя и этот постулат могут оспорить, сославшись на греческую практику. Но там вас незнакомый священник вряд ли вообще согласится исповедовать, ведь каждый христианин должен иметь духовника как лечащего врача.***
Совершенно верно, так и должно быть. Правда, не совсем ясно, какой временной промежуток Вы подразумеваете под выражением "перед", когда говорите об исповеди перед причастием. За сколько, на Ваш взгляд, времени до момента причастия должна быть исповедь: за час, за день, за неделю…?
Агапит пишет:
***Вот практика единоверцев (не отличающаяся, впрочем, от старообрядческой): …Тем, кто якобы был на Всенощной и исповедался в другом храме, в Причастии откажут…***
А вот здесь Вы ошибаетесь. Из Ваших слов, как я их понимаю, следует - Вы полагаете, будто исповедь и Всенощная совпадают по месту и времени? А это вовсе не обязательно. Например, если Ваш духовник находится в одном месте, а на службу (Литургию) Вы попадаете в другой храм и в другое время. Такое случается. Вы сообщаете служащему священнику, что духовник Вас допускает, и приступаете к Св.Тайнам… Ваш покорный слуга, например, прихожанин в Подмосковье, а духовник в Нижегородской области.

Агапит 19.10.2017 в 14:17:11

Михаил Яблоков 19/10/2017 в 12:14:54
@... требуется время для индивидуальной подготовки к этому главному таинству Церкви. И насколько человек лучше подготовился, настолько оно и будет ему во здравие и спасение.@
Всё это так, Михаил. Я считаю, что период Страстной Седмицы, где каждый день велик, а пост весьма строг, как раз и является хорошей подготовкой к Причащению на Чистый Четверг и Пасху. Ведь обычно верные посещают ВСЕ церковные службы, начиная со Среды вечером, многие берут отпуска на работе на эти дни. Но приобщаться можно только после предварительной исповеди, а не так, как сейчас иные батьки говорят: кто уже исповедался в Четверг, и после особо не нагрешил, тому в Пасху исповедоваться не надо. В любом случае, необходимо подойти к аналою и взять благословение на Причастие.

Михаил Яблоков 19.10.2017 в 12:14:54

Здесь главное понять, что причащение в Православной Церкви имеет не декларативное (как учат модернисты), а индивидуально-освятительное значение. Следовательно, требуется время для индивидуальной подготовки к этому главному таинству Церкви. И насколько человек лучше подготовился, настолько оно и будет ему во здравие и спасение. А без подготовки причащение послужит только в осуждение. Чтобы принять в себя Христа, необходимо предварительно предочиститься молитвами и постом. Отсюда ясно, что при таком понимании таинства оно никак не может быть сверхчасто. Иначе подготовка (говение) в итоге сведется на нет, что и наблюдается у современных модернистов и обновленцев, и в конец спрофанируется и обесценится. Все эти этапы когла-то прошла РКЦ. И нас агрессивно и навязчиво хотят пустить по тому же пагубному пути. Да не будет!

Агапит 19.10.2017 в 10:17:17

С.Бригадиру и М.Яблокову.
В советский период в Церкви благодать, конечно же, была. О причинах непричащения мирян в указанные праздники я ничего сказать не могу.

Сельскiй бригадиръ 18.10.2017 в 21:42:02

Агапиту.
***Я думаю, что это советская практика - не причащать на Пасху, Рождество, Богоявление.***
Вы серьёзно считаете, что причащение на Пасху, Рождество и Богоявление рассматривалось как проявление антисоветчины и как страшная угроза существования советской власти?

Михаил Яблоков 18.10.2017 в 21:40:40

Агапиту.
Вы рассуждаете как обычный протестант. В советский период благодати в Церкви не было? А потом в перестройку вдруг появилась?

Агапит 18.10.2017 в 21:22:11

Михаилу Яблокову:
Я думаю, что это советская практика - не причащать на Пасху, Рождество, Богоявление.

Михаил Яблоков 18.10.2017 в 19:46:27

Агапиту.
Митрополит Иоанн Санкт-петербургский (Снычев) благословлял причащаться Великим постом: на первой седмице, на четвертой и в Великий четверг. Все. Никакого экстремизма.

Агапит 18.10.2017 в 19:36:15

М. Яблокову.
Лично мне благословили вот так: Агапит 03/11/2014 в 20:45:15

Михаил Яблоков 18.10.2017 в 17:41:40

Агапиту.
Причащаться 5 раз в год - это древний Афонский устав, так и в Оптиной пустины было до революции. Современные модернисты и обновленцы - сторонники сверхчастого причащения - пытаются копировать богослужебные формы первых христиан, духа же их не имея.

Сельскiй бригадиръ 18.10.2017 в 14:12:21

Георгию.
Вот что пишет о сверхчастом причащении прот. Андрей Правдолюбов:
«...Используют «вытаптыватели» и канонические правила. Правда, выборочно. Ведь, ни о чем так часто не говорят канонические правила, как о причащении. Я взялся было их посчитать — и сбился со счета. Сторонники сверхчастого причащения демонстрируют двойной стандарт по отношению к канонам. О большинстве молчат, а упоминают только три: 8-е и 9-е Апостольские и 2-е Антиохийского Собора — и их перетолковывают, следуя в этом «Книге душеполезнейшей» (с. 28–31), особенно 9-е, которое, по их мнению, повелевает причащаться всем стоящим литургию. Чтобы увидеть их неправоту, достаточно сравнить начала 8-го Апостольского правила и 80-го правила VI Вселенского Собора. 8-е Апостольское правило: «Аще епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из священного списка…» и 80-е: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин…». В 8-м правиле слово «мирянин» (или соответствующее слово из 9-го правила «верный») отсутствует! Если бы к мирянам апостольские правила предъявляли такие же требования, как и к членам клира, то в 9-м правиле не было бы нужды, достаточно было бы вставить в начало 8-го правила слова: «или кто-либо от верных». А по ошибочному толкованию 9-го правила, к мирянам предъявляются даже более строгие требования, так как ничего не говорится о тех, кто представит причины, почему не причащается, как это сделано в 8-м. Так что, что бы ни говорили древние и новые толкователи, 8-е и 9-е Апостольские правила четко отделяют клириков от мирян. Если первые, присутствуя на Литургии, обязаны причаститься (8-е правило), то вторые обязаны пребывать на Литургии до конца — и только!
Рассмотрим 2-е правило Антиохийского Собора. Им отлучаются от Церкви: во-вторых «отвращающиеся от причащения святыя Евхаристии», а во-первых «не участвующие в молитве с народом». Так что здесь речь идет не о благоговении или смиренномудрии (как говорит Зонара), а о начале отъединения от общения церковного, «уклонения» от него. Подобное случилось в нашем приходе, когда его возглавлял о. Иоанн (Крестьянкин). Он заметил, что одна благочестивая девица — чтица левого клироса — пост за постом не причащается. Он спросил ее — почему? Она молчит. Тогда он сказал ей — или в ближайший пост причастись, или сойди с клироса. Оказалось, ее мама считает всех попов (в том числе и о. Иоанна) «красными». После, когда стала расти слава о. Иоанна как святого и прозорливца, она вернулась в Церковь, покаялась, причастилась, и до сих пор поет и читает на клиросе. Так что ссылка на эти правила с целью оправдать сверхчастое причащение неправомочна».
http://www.blagogon.ru/digest/114/

Агапит 18.10.2017 в 14:11:37

Вот практика единоверцев (не отличающаяся, впрочем, от старообрядческой): 7 дней сухоядения, чтение Правильных канонов (это 2 часа в день сверх обычного молитвенного правила), обязательное присутствие на Всенощной (4-6 часов), Исповедь у своего духовника, Последование к Причащению (зачало из Евангелия и Апостола+6 псалмов+Канон+20 (вместо 11) молитв. Утром - Полунощница, Часы, Литургия. Приступать принято каждый пост, в день Ангела и по особым случаям. Если можешь всё это исполнить - приступай с Богом и чаще. Ежелитургийное причащение мирянам не благословляется (кроме младенцев). Тем, кто якобы был на Всенощной и исповедался в другом храме, в Причастии откажут, ибо отношение у духовенства к преподанию Св. Даров очень серьёзное.

Георгий 18.10.2017 в 11:50:10

А это что такое? «Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного». Текст правила достаточно очевиден. По объяснению крупнейшего толкователя канонов патриарха Феодора Вальсамона «определение настоящего правила весьма строго. Ибо отлучает бывающих в церкви, но не остающихся до конца и не причащающихся. И другие правила (80 правило VI Вселенского Собора, и 11 правило Сардикийского Собора) подобным образом определяют, чтобы все были готовы и достойны причащения, и подвергают отлучению не причащающихся в три воскресных дня».
Так же объясняет этот канон Зонара: «настоящее правило требует, чтобы во время совершения Святыя жертвы, все пребывали до конца на молитве и святом причащении. Ибо тогда и от мирян требовалось, чтобы постоянно причащались. Есть правило собора сардикийского и другое трулльского, и еще правило собора антиохийского, предписывающее, чтобы подлежал отлучению тот, кто, присутствуя при богослужении три воскресных дня, не причастился» (см. Правила св. апостол и святых отец с толкованиями. М. 2000. с. 28-29).
Чтобы изъять всякую возможность понимать этот канон иначе Церковь 2 правилом Антиохийского Собора постановила: «Все, входящие в церковь и слушающие священныя писания, но, по некоторому уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святыя евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное».

Екатерина Домбровская-Кожухова 03.11.2014 в 21:34:19

Агапиту:
И Вас позвольте поздравить с Праздником и пожелать благоденствия, как духовного, так житейского.

Сельскiй бригадиръ 03.11.2014 в 20:50:44

Агапиту.
Возлюбленный о Господе брате Агапите!
Архимандрит Рафаил (Карелин), как опытный пастырь и духовник, имеет дар рассуждения - важнейшую добродетель в наше бездуховное время. Он не руководствуется в вопросе частого/редкого причащения мирянами простыми схемами или начетничеством, а подходит к этому вопросу духовно.
Вот пример его ответа на вопрошание о частоте Причащения
[15/04/2011] Р.б. Владимир спрашивает:
Дорогой отец Рафаил! Мой вопрос касается частоты причащения Св.Таин. Мой духовный отец, схиигумен Алексий, почивший несколько лет тому назад, не благословлял меня причащаться чаще, чем раз в две недели. Я целиком доверял батюшке в вопросах спасения души, и сейчас, когда его рядом нет, это доверие не исчезло. Более того, я ему молюсь! Стараюсь держаться его благословения. Внутреннее чувство моё это потверждает... Сейчас я послушник, и мой духовник, иеромонах, советует мне причащаться на каждой литургии, но при этом оговорил, что на этом не настаивает. Я к нему отношусь хорошо, не хочу его огорчать. Сейчас, как Вам известно, вся обновленческая рать настаивает на частом причащении. Я не приемлю это, как и весь их «модернизм». Очень прошу Вашего совета, как Вы благословите? Мне около 72 лет, поздно делать ошибки.
Спаси Вас Господи! Помолитесь за меня, Владимир.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Владимир! Ни в каких соборных правилах вы не найдете точного указания, сколько раз и когда надо причащаться. В 19-ом столетии в Константинопольской Церкви возникла продолжительная дискуссия о том, допустимо ли частое, ежедневное причащение. Она длилась много лет и к окончательным результатам не привела. Константинопольский Патриарх Григорий написал по этому случаю: «Хорошо и спасительно причащаться ежедневно, но нам нужно время для приготовления и несения епитимий», – и рекомендовал причащаться мирянам раз в сорок дней. В настоящее время духовники решают это по-разному. Думаю, что к вопросу о Причастии надо подходить индивидуально, учитывая личные потребности и обстоятельства жизни. Человек должен исполнить ту меру молитвенного правила и поста, пусть даже минимальную, которая вошла в традицию Церкви, поэтому причащаться следует по благословению духовного отца.
Прошу ваших молитв. Помоги вам Господи.

Агапит 03.11.2014 в 20:45:15

Екатерине Домбровской.
Спаси Господи, уважаемая Екатерина! Я тоже очень люблю Новоспасский монастырь, а покойный Владыко оказался в вопросе регулярности причащения даже менее строгим, чем мой духовник, ныне уже 90 летний митрофорный протоиерей. Мне благословлялось приступать раз в месяц. Правда, были и исключения: так например, я имею обычай причащаться на Вербное, Великий Четверток и Пасху. Но, согласитесь, это особые, великие дни!
С праздником Казанской иконы Божией Матери, здравия и спасения!

Агапит 03.11.2014 в 20:19:16

Я, действительно, ошибочно приписал авторство статьи "Со страхом Божиим и верою...отступите!" дорогому мне духоносному авве Рафаилу (Карелину), но он чётко обозначил свою позицию в пользу регулярного приобщения.

Агапит 03.11.2014 в 18:17:12

Иоанне.
Виноват, ошибся. Но и та статья весьма полезная, пусть даже и опубликована на Правмире. Я пишу с планшета, копировать не очень удобно, но вот одна из статей о. Рафаила из его книги "На камени веры".
Архимандрит Рафаил (Карелин). О причащении Святых Христовых Таин.
Великой силой обладает Божественная Литургия, поэтому демон принимает все меры, чтобы люди ушли из храмов пустыми. Многие священники не только не призывают верующих к причастию, но даже запрещают им часто причащаться, хотя в древней Церкви причащались все присутствующие за Литургией, кроме тех, кто находился под епитимиями. После Крестной Жертвы причащение - это второй по величию дар Божий людям, и священнослужители без всякого основания лишают своих прихожан источника бессмертия, который открыт для всех христиан. Это один из самых опасных предрассудков, который внедрился в Церковь.
Архимандрит Рафаил (Карелин) "О вечном и преходящем", - М.,2007. - с.233
Священник причащается на каждой литургии, однако, по словам святителя Иоанна Златоуста ("Толкование на книгу Деяния апостолов"), он не имеет преимуществ перед мирянином в принятии Святых Таин. Профессионального причастия Церковь не знает; священнослужитель подходит к Святой Чаше как член Церкви, без каких-либо привилегий. Духовник может не допустить прихожанина до Причастия только в особых случаях: если тот недостаточно подготовлен, пренебрегает молитвенным правилом, или же обращает Причастие в повод для духовной гордости. Некоторые люди по нераскаянным грехам не должны быть допущены до Причастия и одного раза в году; а другие, считающие Причастие самым главным в своей жизни, могут причащаться всегда на литургии, в соответствии с подготовленностью к этому Таинству. Все святые отцы до 17 века призывали людей к частому причащению, и многие из святых нашего времени продолжали и продолжают традицию частого причащения, например, святой Иоанн Кронштадтский, который говорил, что если христианин готов к причащению, то может причащаться даже ежедневно... святой Феофан Затворник утверждал, что редкое причащение - это неправильность, которая постепенно стала входить в церковную практику из-за охлаждения христиан... Человек заблуждается и впадает в прелесть не от частого причащения - сама по себе такая мысль уже богохульна, - а от гордости и небрежности к Таинству, когда он подходит к Святой Чаше без нужного приготовления, покаяния и прощения своих обидчиков. Причащаться надо соответственно своей внутренней потребности и по благословению духовника. Во время евхаристического канона священник от имени Христа говорит: "Прийте от нея вси, сия есть Кровь моя", - призывая причащаться всех, кто готов к принятию Таинства. А священник вопреки словам Христа говорит: "Не вкушайте Тела Христа, не пейте Его Крови, потому что пост окончен". Мне кажется, что это ошибка, граничащая с кощунством. На эту ошибку указывали святой Феофан Затворник и особенно праведный Иоанн Кронштадский, а из современных старцев - схиигумен Савва.
Архимандрит Рафаил (Карелин) "На камени веры", - Самара, 2007.

Екатерина Домбровская-Кожухова 03.11.2014 в 16:30:34

Спасибо за рекомендацию, уважаемый Агапит, но у меня нет теперь возможностей посещать многие храмы. Зато я очень хорошо помню практику Новоспасского монастыря, в котором я можно сказать, воспитывалась не одно десятилетие. Всегда были причастники, всегда служилась литургия, как в Соборе, так ив приходском храме 40 мучеников Севастийских, но учащенное (скажем так) причащение дозволялось детям малым (по благословению), болящим - и то на время определенное благословение и в каких-то других исключительных случаях. Наместник Владыка архиепископ Алексий (Фролов) очень строго следил за тем, как причащаются люди. В монастыре окормлялись тысячи прихожан, но он всегда даже незнакомого человека останавливал перед чашей и всегда точно видел - исповедовался человек или нет. Частых причастников - кроме больных - строго отсылал, смирял. В основном и для всех причастие было установлено раз в 2 недели и плюс большие праздники, причем Владыка подчеркивал, что и регулярное раз в 2 недели причастие надо как-то сопрягать с праздниками, чтобы не учащать. Все почти прихожане в монастыре понимали, что и почему, и какая страшная опасность - духовное сластолюбие, облегченное отношение к собственной духовной жизни. Владыка хранил дух Евангелия, в котором в основе спасения лежит крест самоотвержения. Так что сомнительные статьи я читать не буду. И знаю, что отец Рафаил (Карелин) - поборник Традиции в самом четком, в самом твердом ее понимании.

Иоанна 03.11.2014 в 15:57:15

Агапиту.
Статья "Со страхом Божиим и верою… отступите?!" написана НЕ архимандритом Рафаилом (Карелиным), а протоиереем Виктором Клыгиным на либеральном "Правмире". Это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

Агапит 03.11.2014 в 10:13:30

Екатерине.
Уважаемая Екатерина! В том единоверческом храме приобщают детей и именинников запасными дарами. Как православному публицисту, Вам, может быть, будет интересно побывать там и узнать всё из первых уст. Есть очень интересная статья о. Рафаила (Карелина) "Со страхом Божиим и верою ...отступите!" Всем рекомендую.
Прошу Ваших святых молитв.

Екатерина Домбровская-Кожухова 03.11.2014 в 01:40:51

Нет причастников - нет литургии? Однако мне приходилось бывать даже на патриарших службах, когда, хотя причастников нашлось бы очень много, - самого Причастия-то не было. Нельзя на исключении, странной практике единоверческого храма (странно то, что не служат литургию, когда нет причастников) возводить некое новое правило. Всегда есть дети причастники, пожилые люди, которые приходят в будни, когда народу поменьше, есть болящие, именинники... Даже в небольших храмах, даже в сельских храмах зимой я ни разу не видела, чтобы не служили литургию, и чтобы не было хотя бы трех человек, подходящих к чаше. Выдумки это.
Вообще же тема причастия и подготовки к причастию, затронутая в последнем комментарии - это тема более широкого охвата. Речь-то идет о современном христианстве, которое ретивые модернисты шаг за шагом пытаются подогнать под условия развращенного комфортом мiра, "упростить" человеку путь к Богу. А значит, и Евангелие "отредактировать". Вот тут-то и есть самое страшное для таких причастников, да и для всех нас.

Агапит 03.11.2014 в 00:24:04

Однажды я посетил воскресную службу в единоверческом храме свт. Николы в Студенцах. Несмотря на присутствие священника, о.Петра, в храме совершалась обедница. Прихожане объяснили это тем, что нет причастников, а стало быть, нет смысла совершать литургию. Причащаются они 1-4 раза в год, говеют по русскому Типикону 7 дней на сухоядении... А вот святую Литургию утратили. Духовное повреждение налицо.
На мой взгляд, вопрос о частом/редком причащении надуман, а вернее сказать на него давным давно дан ответ в апостольских правилах и соборных постановлениях. Вопрос недостоинства может решить на исповеди духовник, назначив епитимию.
Исповедь перед причастием обязательна, хотя и этот постулат могут оспорить, сославшись на греческую практику. Но там вас незнакомый священник вряд ли вообще согласится исповедовать, ведь каждый христианин должен иметь духовника как лечащего врача.

Екатерина Домбровская-Кожухова 01.11.2014 в 12:24:31

Дорогая Иоанна, сердечно благодарю за крепкую духовную поддержку. Но Вы лучше меня знаете, КОГО все мы должны благодарить: Господа и святых старцев, подвижников благочестия, исполняя апостольский завет: "Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр.13:7-8).

Иоанна 01.11.2014 в 01:36:07

Давид, речь идет о причащении, более частом, чем раз в месяц. О ежелитургийном: пришел-причастился. Хоть каждый день - знаю троих таких много лет, и много лет они так часто причащаются. „Накапливают благодать”, по выражению одной из них. Это – „самостийники”, люди без духовного окормления – оно им не нужно, они не способны слушать ни священника, ни архиерея. Понятно, что при таком частом причащении никто не говеет предварительно. Причащающиеся в нашем храме еженедельно - тоже люди без духовного руководства. Они сами решают, что им нужно такое частое причащение. Мой духовник (монах, священник в пятом поколении) благословлял меня на еженедельное причащение только во время серьезной болезни. Если какое серьезное дело предстоит или искушение, или нестроение – благословлял причащаться иногда даже без предварительного поста, и когда я сама об этом не просила. Тут двойная польза – и от послушания тоже.
Е.Домбровской.
Екатерина, огромная благодарность Вам и за статью и за комментарий.

Ольга 31.10.2014 в 19:55:19

Читая мнения святых Отцов, известных старцев и духовников, простых и маститых священников о частоте причащения Святых Христовых Тайн я пыталась понять, кто же прав? О. Даниил Сысоев или о.Сергий Правдолюбов, архимандрит Таврион или архимандрит Иоанн Крестьянкин? Узнавать я стала, как заповедано нам в Евангелии, «по плодам».
Многие в нашем храме причащаются каждую воскресную службу, да плюс праздники двунадесятые, великие, дни памяти почитаемых святых, дни празднования икон Божией Матери, т.е. получается в среднем даже несколько чаще, чем раз в неделю. С кем-то из них я общалась, а с некоторыми и работала. И наблюдая таких «причастников» в повседневной жизни, вынуждена была констатировать, что правы все-таки те, кто не благословляет «сверхчастое» причащение. Как совершенно правильно сказано в статье, ссылку на которую привел в своем отзыве Андрей (http://www.blagogon.ru/digest/47/), гордыня, самомнение и превозношение – «я не такой как прочие» – эти качества в полной мере присущи этим людям. Смотришь на то, как они порой поступают по отношению к другим и диву даешься – ведь при таком частом причащении в течении не одного года они должны быть чуть ли не святыми, а вместо святости такая гниль порой из человека идет, что даже не по себе. Значит, правы те, кто говорит, что нельзя мирянам часто причащаться? Потому что должной духовной жизни, приличествующей частому причащению никто из мирян не ведет. Я не имею в виду, что таких вообще нет. Люди высокой духовной жизни есть, но их единицы. А в общей массе нам некогда. На службе порой рядом с тобой стоит такой причастник и правило ко причащению вычитывает, которое дома не успел прочитать. О каком духовном делании можно говорить? Тот же Андрей, судя по его реакции на статью, чувствуется, что причащается чуть ли не чаще, чем еженедельно, а хамство неприкрытое, «я человек жесткий», как он сам о себе сказал. Получается наоборот – не благодать действует, а враг рода человеческого овладевает таким причастником.

Давид О 31.10.2014 в 18:58:31

ясно, да я неправильно процитировал второпях

Военный наблюдатель 31.10.2014 в 18:54:09

Давиду О.
***В известном каноне говорится о тех, кто 3 недели не участвовал в пасхальной трапезе. Не сказано "присутствовал".***
80-е правило VI Вселенского Собора (Трулльского) гласит как раз о неприсутствии в течение 3-х неделей в церковном собрании, а отнюдь не о непричащении: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мiрянин, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея Церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжение трех седмиц не приидет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мiрянин да будет удален от общения».

Давид О 31.10.2014 в 18:30:00

Причащаться 4 раза в году -- ладно, но тогда я и на литургию буду ходить 4 раза в году, а вовсе не каждое воскресенье. Если взрослые причащаются только в пост, а в остальное время -- клирики да младенцы, то причем здесь я? Нужна ли им моя мирянская молитва, и вообще достоин ли я присутствовать, или же должен уходить на "оглашенные изыдите"?
В известном каноне говорится о тех, кто 3 недели не участвовал в пасхальной трапезе. Не сказано "присутствовал". И пожертвования я буду вносить четыре раза в год. Возможно румынские крестьяне (поселяне, к кому обращался отец Думитру) так и делают.

Иоанна 31.10.2014 в 02:50:36

Андрей, простите, я тоже – женщина, тоже имею благословение на публицистическую деятельность, более десятка лет руковожу православным просветительским обществом, а еще – о, ужас! – имею орден от Русской Православной Церкви, так что вполне можете мне нахамить, как нахамили Екатерине Домбровской, если Вы, подумав и решив не тратить времени на бесплодную болтовню, поняв, что говорить совсем нечего и незачем, напишете пару грубостей, а потом добавите для верности PS-ом еще одну, помянув между делом всуе имя Господа.
Комментарий Екатерины я прочитала сегодня днем и тут же рекомендовала его к прочтению и некоторым своим друзьям. Очень правильно сделаете, если скопируете его и сохраните – может когда-нибудь (надеюсь!) оно Вам пригодится. Не поверите, но там не просто полезные, а спасительные разъяснения, которые Вам явно необходимы. Говорить же с Вами на эту тему сейчас действительно бесполезно.
Что до запрета женщине учить в Церкви – почитайте толкования, уясните, что точно оно означает. Какой была бы наша Церковь без мудрых стариц – разве они никого не учили, не передавали свой духовный опыт? А житие святой равноапостольной Нины, просветительницы Иберии читали? А, может, и учительниц воскресных школ «зачистить» по гендерному признаку? Или – только задевающих мужское самолюбие?.. В общем, подумайте. И если опять решите, что писать нечего и незачем – опять пишите, будем ждать.
С большим просветительским приветом – Иоанна.

Екатерина Домбровская-Кожухова 31.10.2014 в 01:29:06

Андрею.
Уважаемый Андрей, благодарю Вас за ответ и выражаю полную свою солидарность с Вашим намерением не умножать пустословия, в особенности "когда сказать нечего", а главное - "не гневить Бога". Потому еще и еще раз желаю Вам всего самого доброго.

андрей 30.10.2014 в 21:44:45

Екатерине Домбровской-Кожуховой 30/10/2014 в 10:55:01
Сначала хотел что-нибудь сказать, а потом подумал и понял, что говорить нечего, да и не зачем. Когда человек слишком умён, да ещё и имеет архиерейское благословение, ему не зачем кого-то слушать, потому как сам всему голова... Да и время тратить на бесплодную болтовню, которого и так в нашей жизни очень мало, только Бога гневить. Так что дай Вам Бог, как и всем нам, спастися и в разум Истины приити...
PS Уже хотел было отправить, и понял: а всё-таки как славно Господь устроил, что нет у нас в Православии женского священства!

Екатерина Домбровская-Кожухова 30.10.2014 в 10:55:01

Андрею.
Уважаемый критик! Мне очень жаль, что по прочтении упомянутой вами здесь моей статьи http://www.blagogon.ru/digest/47/, у вас стали дыбом волосы, но отчего они вдруг изменили свое обычное прилежание - Вы все-таки толком не пояснили. Вообще по отцам все-таки - уж не сердитесь! - в таком состоянии (когда волосы дыбом) говорить и обличать кого-то запрещается. Отцы благословляли прежде угомониться, утихнуть, помолиться, а затем уж приступать к делу исправления, обличения или порицания того, кто его заслужил. А так я могу только высказать Вам мое сердечное сочувствие.
Что же Вас так возмутило в моей статье? Заголовок? Да, Пушкин крепко иной раз выражался, не обходился «посредством платка», как та гоголевская дама «Никогда не говорили они: “я высморкалась, я вспотела, я плюнула”, а говорили: “я облегчила себе нос, я обошлась посредством носового платка”». Да, вот посмела дать я такой резкий заголовок к своей статье из русской классики, чтобы обозначить степень остроты проблемы и ее глубинную подоплеку - вот именно ту блажь и прелесть, в которой пребывает весьма немалая часть современных новообращенных прихожан, живущих по принципу, который обличен тоже вот с помощью довольно грубоватой русской пословицы святителем Феофаном Затворником: "Не говело, не болело, а к дарам приспело". Смотрите! А народ-то наш раньше суть дела туго знал! Вообще русские святые с истинно русской, даже простонародной простотой любили прибегнуть к помощи пословиц - в них истина обнажалась резче, и яснее обличались любители прикрывать свою гордыню красивыми "благочестивыми" словесами и смиреннословием. В то время как настоящие отцы это смиреннословие - ужасть как - не любили. "О своих грехах - на исповеди" - отрезал таким любителем внешних самообличений (в том числе и в прелести), да, в прелести, - незабвенный митрополит Вениамин (Федченков). Вы поняли, о чем я?
На тему о женщине, учащей в церкви, - распространяться не буду. Я в церкви не учу. На свою литературно-публицистическую деятельность имею архиерейское благословение. Тема эта – совсем другая, и не стоит ее здесь обсуждать. Вот только Ваша грубость мне странна: мол, "ей наплевать" на запрет апостола женщинам учить в Церкви. Вот и верно же, что надо причесаться сначала, а потом браться за клавиатуру. Уж очень много берете на свою душу, выбрасывая незнакомому человеку такое вот обвинение.
Или вот Вы написали, что автор зрит себя спасенным… С чего вы это взяли?! Ничего себе бревнами Вы швыряетесь в оппонентов! А где в тексте статьи есть хоть слово автора о себе самом? Слово за слово там пересказывается или передается (с ссылками) то, чему учат святые отцы и отечественные подвижники благочестия. В принципе каждый посыл статьи или уже подкреплен ссылкой на суждения святых или может быть подкреплен таковой ссылкой. Остается только понять, что же Вас-то так возбудило?
Прочла бегло Ваши посты здесь, увидела, что за руку схватили старца, сказавшего нечто хорошее о "Подражаниях" Фомы Кемпийского... Ну, сказал... А мы следуем святителю Игнатию (Брянчанинову), понимая, почему нам, немощным и неопытным, такие книги могут принести вред и соблазн. А старцу Клеопе - уже вряд ли: ему уже все споспешествует во благое, так мне кажется... Во всяком случае, я бы не дерзнула обличать старца и судить его. Как минимум, тут надо было бы «покрыть смирением», оставить суду Божию.
А ту бедную болящую монахиню, что сказала нечто страшное - что у нее венцов уже полно? Какой же вы неподкупный судия! Старец Иосиф это "проглотил" про венцы, а вы – поймали, и скорее возмущаться. Но… Вы не забыли случайно, как учит Церковь, что Суд Божий рассматривает «не дела, но намерения, с которыми они совершаются» (Св. Максим Исповедник), что Бог зрит на сердце человека в отличие от фарисеев или людей совершенно далеких от Бога, которые судят «на лице» – по внешности, по делам и словам: «Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его (…) Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1Цар.16:7).
Глубоко пораженное страстями душевное око неочищенного человека (вот так как вы сами написали выше про себя) – не способно проникнуть в тайную сердечную клеть другой личности, оно все видит искаженным сквозь мутную призму собственной греховности, и все потому, что несмотря даже на годы пребывания в церковной ограде дело покаяния так и не дошло до достижения чистоты сердца, до обретения чистого, духовно зрячего ока... Последнее – уже не к Вам, это обобщение, в том числе и современного опыта экспериментов с частым причащением вне истинного Царского пути. Об этом пути говорили святые, что жизнь по заповедям Христовым в покаянии – есть воистину Голгофа, кенозис (истощание), что благодать «покупается» дорогой ценой самоотречения. Сердце, не сокрушившееся от ударов скорбей, не смирившееся вконец, следуя путем самоотвержения, от познания всесторонней своей нищеты (на этом пути) – и духовной и телесной – неспособно принять Божию благодать.
Приведу слова одного современного духовника: «Посмотри, как быстро наловчился приспосабливаться вчерашний безбожник и высокомерный ругатель к современной церковной жизни… Он и здесь, в храме ищет возможностей удобного и приятного прокормления своей гордыни. И – находит! И остается не исцеленным – только внешность меняется, и не в лучшую сторону: прибавляется самомнение и опасное чувство собственной исправности, а если еще и богословские курсы закончит, или даже институт, и книг начитается (ныне все читать умеют), то духовного превозношения не миновать. А вся нечистота гордыни внутри осталась, да еще и разрослась!»
И что же, таковому еще и частое причащение прибавить? Что будет с душой этого человека? Как представишь, волосы дыбом встают (шучу, конечно).
Впрочем, все уже сказано отцами в обсуждаемой здесь подборке свидетельств. Не стоит повторяться.
Мой вам поклон и добрые пожелания.

андрей 30.10.2014 в 04:57:53

Сельскiй бригадиръ 29/10/2014 в 23:37:09
***И ещё. Следует помнить, что ВСЕ русские подвижники и святые согласно выступали против частого причащения мирянами. На Руси со времени принятия христианства и вплоть до XIV века миряне причащались три раза в год, а после XIV века — четыре раза в год с обязательной исповедью перед Причащением. Неужели русские подвижники и святые российской земли не знали учения свв. Отцов и сознательно гнобили свою паству на протяжении тысячелетия? ***
Насчёт того, как причащались "ВСЕ" русские подвижники до XIV века и после я не знаю, скажу честно, потому что не жил тогда. Может Вам и видней. Свт. Игнатий (Брянчанинов) кому-то даёт свой частный совет - причащаться 4 раза в год. Скорее всего это правильно именно для того, кому он и даёт свою рекомендацию. Но в 1-м томе Аскетических опытов в статье "Видение Христа" он даёт и другой совет: "Ты усыновлен Богу таинством святого крещения, ты вступил в теснейшее единение с Богом таинством святого причащения: поддерживай усыновление, поддерживай единение. Чистоту и обновление, доставленные святым крещением, восстановляй покаянием, а единение с Богом питай жительством по Евангелию и по возможности частым причащением святым Христовым тайнам. «Будите во Мне и Аз в вас» (Ин.15:4), сказал Господь. «Аще заповеди Моя соблюдете, пребудите в любви Моей» (Ин.15:10). «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин.6:56)".
И как мы видим, этот совет дан тому, кто кроме благочестивого хождения в Церковь и "правильного" ставления свечек, видит свою несостоятельность и хочет заниматься ещё и своей внутренней духовной жизнью. Кстати, именно для таких же людей, которые занимаются внутреннем деланием, а не только внешним даны советы и таких же известных духовников как игумен Никон (Воробьёв) и Иоанн (Алексеев) и другие. Потому что без частого причастия невозможно заниматься внутренним деланием. Впрочем это и так известно тому, кто им занимается. Но тогда естественно встаёт вопрос - почему же тогда одни дают одни ответы, а другие совсем противоположные, на что как Вы верно заметили, и отвечает Никон (Беляев): "Что лучше: редко или часто приобщаться Святых Христовых Таин — сказать трудно".
Я высказал своё мнение, кому-то оно может не понравиться, - это его личное дело. Высказал я его не потому, что считаю себя очень "умным", а скорее наоборот. Также ни в коем случае не претендую на то, чтобы кого-то учить. Потому как не могу нечему научить, будучи сам нечего не умея. Ещё могу сказать так, что моё мнение исходит из моего прелестного состояния, и только в силу уже только этих обстоятельств является ложным. И именно поэтому я стараюсь учиться не у тех "умников", которые всё знают, а у Святых Отцов.
Многие "новоявленные богословы" делают очень грубую ошибку, когда начинают разделять историю Православной Церкви на два периода: ... на до, и нашу тысячелетнию историю... История Православной Церкви имеет двухтысячелетнюю историю и одну догматику и одно учение Святых Отцов на все времена. И если кто-то ошибается или не вписывается в эту историю, то необходимо с осторожностью относиться к таковым, даже не смотря на их общеизвестность или даже святость. Частные советы никогда не могут являться общепринятыми. Меня больше задевает то, что "новоявленные богословы" так запросто берут на себя смелость разделять всё на чёрное и белое, когда даже святые порой дают одним одни советы, а другим совсем другие. Когда эти "умники" претендуют на то, что они даже умнее Святых Отцов!!! От таковых мне приходилось слышать даже такое: ну подумаешь, чему там учили там какие-то Святые Отцы. Это было давно. У нас свои есть... О, как!!!
Не знаю как Вы, но я прочитал все книги архим. Клеопы (Илие), напечатанные на русском языке. Всё замечательно и всё вроде бы хорошо, кроме одного НО! В одном месте, на вопрос о книге Подражания (именно Фомы Кемпийского), что это за книги и хорошая ли она, он отвечает - не просто хорошая, а очень даже хорошая. Продолжать не буду, кому надо, тот и так знает о чём речь. Таких примеров среди новых "отцов" не мало.
Например, когда я читал книгу "Моя жизнь со Старцем Иосифом", у меня порой даже пропадал дар речи. Очень интересный сюжет, когда этот "старец" (?) Иосиф поехал к какой-то там монахине, которая была очень больна, он стал её утешать, что потерпи мол и получишь венцы за своё терпение. На что она ответила, что куда же ей ещё венцы, у неё их и так целая келья!!! Так-то!!! Ничуть не меньше!!!
Тут увидел статью под названием "«Летит обжорливая младость…» О законничестве модернистов и благодатной свободе шествующих царским путём" (http://www.blagogon.ru/digest/47/) Не знаю как кому, а у меня волосы встали дыбом от такого названия. Мало того, что автору откровенно наплевать на то, что апостол запрещает женщинам учить в Церкви. Так из одного названия становится очевидно, что себя автор как минимум уже зрит спасённой, так как она видит себя идущей именно по Царскому, т.е. среднему Пути!!! От, оно как бывает-то!!! Великие Отцы, достигнув смирения и бесстрастия, видели себя погибающими, и молили Бога о продлении жизни, чтобы успеть покаяться (Сисой Великий), а тут сафсем наоборот.
Так что, Вы уже меня извините Сельскiй бригадиръ, но я никак не могу принять такого учения "новоявленнх богословов". В прошлый раз, если мне не изменяет память, именно Вы сделали целую подборку из высказываний "наших" Святых Отцов с высказываниями о необходимости редкого причащения, где ещё был приведён случай, когда монахи сидя на Литургии, вдруг заметили, что какой-то монах причащался уже вторую неделю подряд, и один возмутился, мол почему так? На что получил ответ, что ему мол дьявол явился чувственным образом. Тогда я не стал отвечать. Скажу теперь. Нда... Горе таким вот "монахам", которые сидя на Литургии, вместо того чтобы заняться тем, чем им собственно и надобно заниматься, а именно умным деланием, они вместо этого с любопытством рассматривали по сторонам кто и чем занимается. Это не простая халатность и ни имеет никакого извинения, потому что они оставили свои обеты, и занялись осуждением!!! Так что это не пример, а скорее наоборот...
Впрочем, никого не хочу обидеть, если кого-то задело, то извиняюсь. Я по своей природе человек очень жесткий. Единственное чего хотелось бы нам всем пожелать - это быть крайне осторожными в духовной жизни, и чтобы всем нам спастися и в разум Истины придти.

Сельскiй бригадиръ 29.10.2014 в 23:37:09

андрей пишет:
***Критерий определения истинности того или иного учения во все времена существования Православной Церкви было согласное учения Святых Отцов по тому или иному вопросу.***
По поводу частоты причащения нет никакого согласного учения свв. Отцов. Например, свт. Иоанн Златоуст пишет:
«Кого нам одобрить? Тех ли которые причащаются однажды, или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистою совестью, с чистым сердцем, с безукоризненною жизнью» (СПбДА., 1906, том XII, с.153).
А вот высказывание оптинского старца Никона (Беляева), о котором Вы упоминаете:
Оптинский старец преп. Никон (†1931) пишет: «Что лучше: редко или часто приобщаться Святых Христовых Таин — сказать трудно. Закхей с радостью принял в свой дом дорогого Гостя — Господа и хорошо поступил. А сотник, по смирению, сознавая свое недостоинство, не решился принять и тоже хорошо поступил. Поступки их, хотя и противоположные, но по побуждению одинаковые. И явились они пред Господом равнодостойными. Суть в том, чтобы достойно приготовлять себя к великому Таинству» («Кладезь мудрости». М., 2005. С. 93).
И ещё. Следует помнить, что ВСЕ русские подвижники и святые согласно выступали против частого причащения мирянами. На Руси со времени принятия христианства и вплоть до XIV века миряне причащались три раза в год, а после XIV века — четыре раза в год с обязательной исповедью перед Причащением. Неужели русские подвижники и святые российской земли не знали учения свв. Отцов и сознательно гнобили свою паству на протяжении тысячелетия?

андрей 29.10.2014 в 21:56:28

Николаю (Москва) 29/10/2014 в 16:43:59
"сверхчастое" - термин, видимо придуманный от совсем "большого" ума... Нигде и никогда у Святых Отцов не встречалось такого термина!!! В противовес таким "умникам" можно представить десятки Отцов, которые говорят как раз о необходимости частого причащения. Но только смысла в этом нет никакого, потому как эти "новоявленные богословы", всё-равно не захотят видеть очевидного. Они, эти "богословы", кои берутся за труд написания своих, порой безумных идей, ничего и никогда не увидят своей неправоты или какой-либо ошибки, потому что они априори всегда "правы"!!! Они будут выдёргивать из творений Отцов только то, что подходит под их идеи, при этом абсолютно игнорируя чьи-то замечания.
А теперь, хочу задать вопрос! Про кого я сейчас говорю, угадайте? Ответ - про кочетковцев!!! Как те считают себя умней других, так и эти "новоявленные богословы" видят себя такими же, а по сути - это всё одна и та же ошибка обоих, которая происходит от нашей гордости!!! Если кто-нибудь, вдруг захочет "побогословствовать", а точнее сказать побалоболить, пусть для начал прочитает знаменитое 27 Слово "О Богословии" Свт. Григория Богослова, и попробует ответить для себя на вопрос - а достоин ли он того, что любомудрстовать? А особливо ревнивых женщинам, хотел бы напомнить завет апостольский, что сродни Заповеди Господней: Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить (1Кор.14:34)...
А вот, что хочу ещё добавить не от себя, а от Свт. Игнатия (Брянчанинова), взятое из 1-го тома его Аскетических опытов, из беседы О молитве Иисусовой...
Ученик. Но старцы, которых мнение приведено мною, пользуются особенной известностью, признаются многими за опытнейших наставников в духовной жизни.
Старец. Апостол заповедал — правильнее — заповедал устами апостола Святый Дух отвергать всякое учение, несогласное с учением, которое благовествовали апостолы, — отвергать и тогда, когда бы Ангел с небесе благовестил это несогласное учение. Так выразилось Священное Писание не потому, чтоб кто-либо из святых Ангелов покусился противоречить учению Христову, но потому, что учение Христово, учение Божие, проповеданное апостолами, вполне достоверно, вполне свято, не подлежит никаким изменениям, как бы ни представлялись эти изменения основательными недостаточному, превратному знанию и плотскому мудрованию. Учение Христово, будучи превыше суда и человеков и Ангелов, принимается одною смиренною верою и само служит тем камнем, которым испытуются все прочие учения. Мнение общества человеков о наставнике монашества не имеет никакого значения, если учение этого наставника противоречит Священному Писанию и писанию святых отцов, если оно содержит в себе богохульство. Монашество — наука из наук: надо знать ее, чтоб верно оценивать преподающего ее. Сказал преподобный Макарий Великий: «Многие, представляющиеся по наружности праведными, слывут истинными христианами, но одним художникам, и из них, основательно знающим художество, свойственно узнавать, точно ли эти праведники имеют знание и образ Царя или же может быть вычеканено и напечатлено на них поддельно знамение неблагонамеренными людьми? Одобрят ли или отвергнут их искусные художники? Если же не найдется искусных художников, то некому и исследовать злохитрых делателей, потому что и они облечены в наружность монашествующих и христиан» (Беседа 38, гл.1).
Есть Предание Церкви, и есть учения Святых Отцов, следующих этому Преданию, которое на протяжении уже двух тысячелетий не потеряло своей адекватности. Но в последние времена, появились "известные духовники" и "новоявленные богословы", а также женщины, которые стали учить вопреки Преданию Церкви и претендующие на то, что только они и являются "истинными" носителя каких-то своих "преданий". Мало того, они сегодня, эти "новоявленные богословы" ещё и вводят новые термины в своё "богословие", которых никто из Святых Отцов никогда не вводил.
На возражение же слишком ярых не по "уму" защитников своих идей, что якобы кто-то из общепризнанных Святых Отцов, к примеру как Свт. Тихон Задонский или из общепризнанных глинских старцев писали о том, что надо причащаться реже, отвечу. Критерий определения истинности того или иного учения во все времена существования Православной Церкви было согласное учения Святых Отцов по тому или иному вопросу. Именно согласное, а не некоторых по моему выбору. Известные факты, что и святые порою ошибались. Именно поэтому надо быть крайне осторожным в своих суждениях. Последний, соборноизбранный Оптинский старец Никон (Беляев) учил своих духовных чад и наставлял их, чтобы они всё, абсолютно всё, что говорит священник с амвона проверяли по Святым отцам, и что согласное с ними - принимали а что нет - не принимали... Потому что все мы люди и все человеки, и все мы скорее ошибаемся в духовных вопросах, чем понимаем их правильно!!!
То, что в статье приведены мнения даже ну очень известных духовников, не может быть мною лично принято в полном объёме, потому что противоречит Преданию Православной Церкви и учению Святых Отцов. Хотя во многом они правы, когда речь идёт именно о том, что ни в коем случае нельзя причащаться без исповеди...

Николай (Москва) 29.10.2014 в 16:43:59

Сверхчастое причащение - это причащение, противоречащее тысячелетней литургической практике Русской Церкви.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс