Богородица

Актуальные статьи

Мысли о миссионерской литургии

26.01.2015

В последнее время достаточно часто стали служиться «миссионерские» литургии, в которых молитва – возгласы священника, диаконские ектении и песнопения перемежаются с объяснениями комментатора. Более того, предполагается трансляция подобных литургий для широкой (в т.ч. и для неверующей) публики на уличные экраны.

В связи с этим возникает вопрос: как относиться к этой практике с точки зрения церковного предания?

В церковном предании действительно есть традиция литургического комментария, украшенная именами святителя Кирилла Иерусалимского, преподобного Максима Исповедника, св. патриарха Германа Константинопольского, Николая Андидского, святителя Симеона Солунского, но никогда доселе толкование богослужения не читалось во время Божественной Литургии, тем более – по кускам, после каждой молитвы и ектении. Если бы Отцам Церкви и их преемникам это бы изволилось для пользы Церкви, то внутри литургии существовало бы нечто вроде синаксаря после 6-й песни на утрене, но ничего подобного ни в практике Древней Церкви, ни в новое время мы не видим. Ни преподобный Максим Исповедник не вставлял свои комментарии во время службы в Александрии или в Риме, ни святитель Герман не прерывал литургию свят. Василия Великого или Иоанна Златоуста для разъяснений, ни святитель Симеон Солунский не останавливал службу, чтобы просветить на ее счет своих прихожан. И даже в новое время святой праведный Иоанн Кронштадтский, при всем его праведном дерзновении не делал ничего подобного.

И понятно почему. Глубокая ошибка – считать, что Божественная Литургия есть средство и орудие миссии. Она не средство миссии, она – ее цель. Задача миссионера, проповедника – привести к крещению некрещенного и к Причастию Святых Христовых Таин невоцерковленного. Но само Причастие не может служить орудием для достижения этой цели. Это почти все равно, что строителю путать молоток и крышу.

В начале Божественной Литургии диакон в диалоге со священником произносит знаменательные слова: «Время сотворити Господеви, Владыко, благослови». Согласно верному замечанию о. Александра Шмемана, это значит следующее: люди сделали все от себя зависящее, все подготовили, ныне время действовать Господу. Это значит, что все готово – в том числе и с точки зрения информативной, люди знают, для чего они пришли и что совершается ныне. Соответственно, давать уроки литургики во время Божественной Литургии – все равно что во время ее замешивать тесто для просфор, когда они давно должны быть не то что выпечены, но вынуты.

Возникает вопрос, кто является аудиторией для этой «литургической» миссии? Если люди верующие и воцерковленные, то им в сущности это не нужно. Более того, назойливые полунаучные комментарии, временами из не очень благоговейных уст, только мешают молиться, ибо они закрывают для верующего слуха слова святых Отцов и самого Господа. А если целевая аудитория – неверующии, то зачастую это не только бесполезно, но даже и вредно. Ведь огласительные и тайноводственные поучения в древности отнюдь не делались достоянием кого попало, их не предлагали язычникам и неверующим. Вот что говорит святитель Кирилл Иерусалимский в своем Первом Огласительном Слове: «Тогда, как говорит огласительное поучение, если оглашенный спросить тебя, что говорили тебе учители? Ты ничего не отвечай постороннему. Ибо тайну преподаем тебе, и упование будущего века. Храни тайну сию ради Мздовоздаятеля, и не слушай, когда кто скажет тебе, что за беда, если и я узнаю? И больные просят вина; но если оно безвременно будет дано, то сумасшествие производить; от чего рождаются два зла: и больной умирает, и врач остается в безславии. Так если оглашенный услышит что либо от верного; то и оглашенный впадает в безумие; потому что не понимает слышанного, однако ж оное порочит и осмеивает говоримое, и верный осуждается, как предатель сей тайны».

А именно это и может произойти в случае широкой телевизионной трансляции литургии с соответствующими комментариями. В обстановке потребительского безрелигиозного общества большинство неверующей зрительской аудитории может воспринимать подобную трансляцию как очередное зрелище, более того – как повод для дальнейших богохульств и кощунств. Чем может стать подобная трансляция, скажем, для туристов, расположившихся в кафе у какого-нибудь знаменитого старинного храма, где выставлены экраны, на которых демонстрируется все, в том числе читаются тайные молитвы и показывается причащение духовенства? В лучшем случае – поводом для праздного любопытства, в худшем – для насмешек и кощунств. Ибо праздный зритель, с налету что-либо услышавший, но не вошедший в жизнь Церкви, запросто может извратить и исказить услышанное, особенно если он живет духом постмодерна, построенном на искажении смыслов. Справедливыми представляются слова преп. Ефрема Сирина:

«Кто же в неразумии своем
схватит одни имена вещей,
кои от него же принял Бог,
дабы через них пособить ему, —
безумец соделает из сих притч
кощунства и богохульства предлог;
Божией благости, снисходившей к нему
о, сколь неблагодарным явит он себя!»
(Ефрем Сирин. 11 песнь о Рае).

И сейчас это сильно чувствуется во всемирной сети. Распространение знаний о Церкви отнюдь не умножает число верующих, напротив, голые внешние знания, преподанные в отрыве от церковной жизни и подлинной святости, только раздражают неверующих людей.

Помножим это на постмодернистский цинизм и получим горючий материал для новых гонений на Церковь и раскол нашего общества. Однако возможно и еще более худшее: Таинство Таинств может стать всего лишь одним из элементов потребительского общества – приятным зрелищем для пресыщенных и неверующих людей. 

Увлекаясь духовным пониманием слова μυστηριον – таинство – мы часто забываем о его внешнем дисциплинарном аспекте. Ведь не случайно апологеты не сообщали язычникам ни литургических текстов, ни подробного учения о Евхаристии. Максимум, что им говорилось – о ее невинном характере (в опровержении клеветы о ритуальном людоедстве) и в то же время – о том, что это не есть простая трапеза, но она обладает особым, духовным характером, например – в послании к Диогнету: «Христиане имеют пищу общую, но не простую».

Не случайно в Древней Церкви во время евхаристии двери держали закрытыми на замок и назначались специальные сторожа – остиарии. Не случайно возник возглас: «Оглашенные, изыдите». По учению преп. Максима возглас «оглашенные изыдите» знаменует конец этого мира и переход к жизни будущего века, где уже нет времени и возможности для обыкновенной земной деятельности. «Есть время всякой вещи под солнцем» – говорит Писание: время благовременному научению и время молитвы и предстоянию пред Господом. Евхаристия – уже не время для подготовки к духовному экзамену, это – сам экзамен.

В самом крайнем случае, если почитается так уж необходимо литургическое просвещение во время Литургии, то есть Литургия оглашенных – Литургия Слова. Она еще дает достаточно ограниченную возможность для подобных катехизических вставок. Но они не соответствуют духу и смыслу Литургии Верных.

В Евангелии содержатся казалось взаимоисключающие слова: «Идите, научите все народы» (Мф. 28, 19) и «Не давайте святыни псам и не мечите бисера перед свиньями» (Мф. 7, 6). Но они взаимно дополняют друг друга. Не стоит неверующему и некрещенному человеку говорить о самом святом и таинственном, не следует питать духовного младенца твердой пищей. И нельзя Святыню делать достоянием информационных циников: «Не бо врагом твоим тайну повем».

 

Источник




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Роман 12.03.2015 в 04:16:25

Новокузнецк. Собор Рождества Христова при Кузбасской семинарии: забабахали проекционный экран, закрывающий южные врата. На экране выводят на русском тексты богослужебных молитв, после 6-го часа - комментарий, после чтения апостола - пояснение... В каком месте зудит у них? Да, вот, смотрите:



http://seminaria.info/news/v-sobore-rozhdestva-hristova-proshla-missionerskaya-liturgiya

Агапит 28.01.2015 в 09:47:34

В РПСЦ, особенно в кафедральный собор на Рогожке, вас, если вы не старообрядец, даже не впустят в храм дальше порога. В том числе и когда нет службы. На просьбу просто осмотреть храм реакция будет одна - отказ. Не говоря уж о ТВ-трансляциях и "миссионэрских" литургиях, они там просто невозможны по определению! Не знаю, правильно ли они поступают, ибо нигде даже в инославном мире с такой "неприветливостью" я не сталкивался. Но то, что описано в статье, всё это лжемиссионерство в стиле Второго Ватикана, совершенно неприемлемо! А вот отказ, например, в совершении Таинства Венчания для лиц "с улицы" я считаю, был бы вполне уместным.

Ян Вражек 27.01.2015 в 18:02:11

Я был когда то католик, не православный. НО. Удивительное время нынче. Могло ли бы такое когда то быть, чтобы люди, именующие себя православными, а порой священниками и даже епископами, не только обсуждали вопрос: можно ли, нельзя ли превращать богослужение в балаган?, но и реально участвовали бы в этом беззаконии. О чем идет речь? Это равносильно обсуждению вопроса об изменениях в богослужебный язык, изменениях календаря или внесения изменений в Символ веры. Можно и еще конкретизировать: "миссионерская литургия" есть бесовщина. Чего тут обсуждать? Можно ли в церквах театры устраивать и бесам служить? Пусть мне ответит этот человек, что так поступает, он не священник.

прот. Андрей Хвыля-Олинтер 27.01.2015 в 15:38:06

Если нет благодати и святости, то независимо от намерений экспериментирование с Таинствами есть богохульство. А те, кто дерзают без священных оснований - богохульники. И те, кто им способствуют.

р.Б.Сергий 27.01.2015 в 14:41:48

"Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1Пет.3,15).
Возможно ли иметь совесть добрую и творить беззаконие?! Миссионерский модернизм неообновленцев красноречиво обличается делами их, - достаточно внимательно прочитать приведенное в статье объявление о "Миссионерской Литургии".
Наблюдаемые ныне церковные нестроения - ярчайшее знамение последних времен. Ибо "очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло (чтобы истребить их с земли)" (1Пет.3,10).
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!

Михаил Ершов 27.01.2015 в 13:25:26

Новость из англиканской церкви, с которой так дружен экуменист и "миссионер" протоиерей А. Дягилев: http://www.bbc.co.uk/russian/uk/2015/01/

Олег Ани 26.01.2015 в 20:36:50

Людмила Смирнова 16/02/2014 в 21:19:07 пишет:
***Отличная доказательная статья, как, впрочем, практически все публикации отца Владимира Василика. Вот только один прием показался тревожным. Читаю УВАЖАЕМОГО отца Владимира, вдруг - отсылка к о. Александру Шмеману. Неужели другого авторитета отец Владимир не нашел? Или в этом кроется некая сверхзадача? Мне кажется, что о. Александр скорее был бы оппонентом отцу Владимиру, если не сказать больше...***
Полностью с Вами согласен: делать ссылку на о. Александра Шмемана в вопросах связанных с православной традицией Богослужения, ошибка, т.к. сильно ослабляет доказательную позицию автора статьи. Я считаю, что этим о. Владимир Василик послал кому-то из влиятельных лиц в Московской Патриархии, отслеживающих подобные статьи, сигнал, который без сомнения будет расшифрован как "свой", а не "чужой".

Пётр Цыганков 26.01.2015 в 17:11:21

"давайте мы за вас попостимся, язык церковнославянский подучим, поисповедуемся ещё, а Вы только причащаться будете"..... Логика такая..... Повторюсь, справедливости ради, не в каждом храме есть грамотный катехизатор и огласительная практика.

валерий скрипко 18.02.2014 в 19:54:11

Ольге Р. ответ:
я говорил о комментариях при телепоказе. Комментарий должен быть за кадром, а не в соборе. В соборе желательно, чтобы у верующего был духовник, который бы объяснил ему каждый символ Евхаристии, кроме известных Святых Даров - хлеба и вина, как тело и крови Господа нашего Иисуса. Хотя отца Александра Шмемана и критикуют (и есть за что), а его упрёки священникам иногда стоит почитать. Например, "Евхаристия - таинство царства".
За три года посещения служб я ни разу не поговорил серьезно ни с одним иереем. Отстоял большую очередь на исповедь и сказал несколько слов покаяния, пообщался с ним в течение трех минут. Раньше, была при соборе отдельная комната для исповеди и там долго шли беседы с каждым обратившимся. Теперь это отменили! Считаю это неправильным.
А Ольге хочу сказать, что вникать в суть службы церковной надо всю жизнь. Я перечитал большое количество книг святых отцов, а каждый раз захожу в храм и чувствую, что многого не знаю, с прихожанами общаюсь мало и не умею общаться. А ведь церковь означает собрание. Алтарь и литургия, песнопения и молитвы священников - всё для нас, для собрания! Мы должны составлять одно целое!

Александр 18.02.2014 в 11:40:18

"В самом крайнем случае, если почитается так уж необходимо литургическое просвещение во время Литургии, то есть Литургия оглашенных – Литургия Слова. Она еще дает достаточно ограниченную возможность для подобных катехизических вставок. Но они не соответствуют духу и смыслу Литургии Верных."
То есть на этих миссионерских Литургиях оглашенным и всем любопытным объясняют и Литургию Верных в том числе? Если это так, то это просто кощунство и издевательство над Таинством. Какая катехизация может быть, когда произносится: "оглашенные изыдите, да никто из оглашенных, елицы верные..."? Организаторы такого "миссионерства" противоречат самому чинопоследованию Литургии получается. Вообще непонятно, как это выглядит, то есть все что совершает священник на алтаре, все комментируется и показывается на экранах что ли? Это ведь все равно что взять за руку всех любопытствующих и провести по алтарю как по музею. Если это так, то это грубое нарушение 69 правила Шестого Вселенского Собора о запрете мирянам входить в алтарь.

Дмитрий Л. 17.02.2014 в 23:14:54

Слова Ольги Р. о том, что сейчас более чем много источников информации, из которых можно узнать абсолютно всё о церковных службах, дают ещё один вывод. 25, 100, 200, 400, 900 лет назад не было ни интернета, ни всеобщей грамотности. Но никто не проводил "миссионерских Богослужений". Сейчас же, когда даже и труда особого не нужно (открыл нужную страницу в интернете), они навязываются. Даже если они полагают прихожан малограмотными туземцами, то ведь и новообращаемым народам никто никогда такого кощунства не устраивал (мне, во всяком случае, неизвестно, чтобы нечто подобное бывало на Руси в эпоху Крещения, в Японии при Св. Равноапостольном Николае, при просвещении Аляски). Мотивация реформаторов лежит в другой плоскости.
P. S. Кстати. Как совместить эпические достижения "Второго Крещения Руси" и то, что прихожане - "малограмотны"?

Елена Сергеева 17.02.2014 в 22:12:13

Людмиле, Алексею, Марине, р. Б. Сергию
Быть может, уважаемый автор статьи привел толкование фразы (которая звучит в начале Божественной Литургии), сделанное именно А. Шмеманом, т. к. обновленческие миссионеры скорее прислушаются к Шмеману -- своему протестанствующему кумиру, нежели к словам Святых Отцов Церкви.

р.Б. Сергий 17.02.2014 в 19:20:30

СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
«И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.» (1Ин.2,17)
-----------------------------------
Господь попускает нам скорби (пастырей-наемников, ереси и т.п.) для того, чтобы мы научались преодолевать их, устремляясь к Истине! Наше произволение - причина происходящего с нами! Для того, чтобы внуки (потомки) наши нашли бы благочестие в храмах наших не только внешнее, мы должны детей своих воспитывать по канонам Православия, в Духе традиционного учения РПЦ!!!
Низкий поклон редакции "Благодатного Огня" за постоянное противодействие духовной заразе (модернизму), расползающейся по телу Русской Православной Церкви!
-------------------------------------
P.S. То, что о.Владимир Василиск в своей статье ссылается на о. Александра Шмемана, скорее всего причудливый зигзаг его собственной мысли, чем согласие с убеждениями церковного реформатора... (http://www.blagogon.ru/digest/80/).
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!

Анатолий 17.02.2014 в 18:35:52

Обратите внимание на афишу. Кто служит миссионерскую литургию. Это наш с вами старый знакомый прот. Александр Дягилев. Ранее он был нам известен по совместным службам с еретиками-англиканами: http://www.blagogon.ru/digest/364/ Теперь вот осваивает новое направление - миссионерскую деятельность. Видимо с англиканами стало сложно дружить после признания ими однополых союзов и рукоположения женщин в епископы.
Хочу призвать А.Дягилева перестать заниматься блудным поиском новых соблазнительных форм и вернуться к богатым традициям Православия.

Марина 17.02.2014 в 14:02:22

Согласна с комментариями Алексея и Людмилы! При всем уважении к диакону Владимиру, не понимаю для чего ссылаться на о.Шмемана, когда столько светильников в нашей Церкви!? К чему здесь чуждый православному Духу о.Шмеман?

Ольга Р. 17.02.2014 в 13:20:21

валерий скрипко 17/02/2014 в 07:43:01
***В том, что верующему ничего кроме самой службы не надо, есть что-то от гордыни. Я верующий, я всё знаю и не надо меня учить!***
Не поняла, а при чем здесь гордыня? И на чем, позвольте спросить, основано утверждение, что верующему ничего, кроме самой службы не надо? И почему смысл Литургии, молитв, тайнодействий надо объяснять именно на Литургии? Надо, конечно, "общаться, делиться чувствами и духовными знаниями", но не на Литургии же! Как правильно сказано, всему свое время и свое место. На Литургию люди приходят молиться, а не лекции слушать. В наше время источников информации, из которых можно узнать абсолютно все о церковных службах, более чем достаточно. И если человек хочет узнать содержание и смысл Литургии, Всенощного бдения и др., он узнает. А если не хочет, так и никакие "миссионерские Литургии" не помогут. Правильно сказал о. Владимир Василик, что "миссионерские Литургии", тем более, транслируемые на телеэкран или еще куда-то, не умножают число верующих, а только раздражают неверующих людей, причем, добавлю от себя (из личных наблюдений) раздражают до кощунств и оскорблений.

алексей 17.02.2014 в 12:46:23

Выражу согласие с Людмилой. Для чего в тексте, посвященном борьбе с модернизмом, давать ссылку на одного из вождей этого самого модернизма?

Елена 17.02.2014 в 12:18:03

Да, время потребления... все хотят перевернуть по этому душку времени.
Валерию - зря Вы так уверены, в якобы необходимости телепоказов. Сущность телевидения такова, что человек при этом наблюдатель, а не участник. Нарушаются основы. Вера по телеку не передается. Только лишь приятное времяпровождение и самомнение о своей якобы духовности. Для веры нужен подвиг, причем постоянный. Подвиг по нашим временам уже - это узнать истинное неповрежденное Православие. Изучать по мере сил священное Предание, Писание. Если кто-то не понимает службы на церковнославянском, то по мысли оптинских старцев - понимает же "Господи помилуй". Значит, пока и этого для этого человека довольно. В этом вся суть.

Ольга 17.02.2014 в 10:09:58

Вот до чего доводит "аккуратный телепоказ литургии с комментариями": «Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр http://www.blagogon.ru/digest/466/

валерий скрипко 17.02.2014 в 07:43:01

уверен, нужен аккуратный телепоказ литургии с комментариями. Тогда такие тайные смыслы и откровения открываются слушателю в каждом действе, в песнопениях. В том, что верующему ничего кроме самой службы не надо, есть что-то от гордыни. Я верующий, я всё знаю и не надо меня учить! Знаю не мало людей, которые крестились, но в сокровенный смысл многих положений Святого Писания не вникали, святых отцов не читали. Рассказываешь им о содержании литургии и они иначе чувствуют себя во время службы. Церковь - это живое сообщество. Мы должны общаться, делиться чувствами и духовными знаниями!

Людмила Смирнова 16.02.2014 в 21:19:07

Отличная доказательная статья, как, впрочем, практически все публикации отца Владимира Василика. Вот только один прием показался тревожным. Читаю УВАЖАЕМОГО отца Владимира, вдруг - отсылка к о. Александру Шмеману. Неужели другого авторитета отец Владимир не нашел? Или в этом кроется некая сверхзадача? Мне кажется, что о. Александр скорее был бы оппонентом отцу Владимиру, если не сказать больше...

Россиянин 16.02.2014 в 20:17:20

Эта "миссионерская" литургия - очевидное пренебрежение Таинством и чинопоследованием. Что-то вроде раздачи бесплатного пива в свечном ларьке. Вот народу-то привалит.

Ирина 16.02.2014 в 19:15:47

Да, все правильно, но ведь не набиты у нас храмы оглашенными, так что исходить то и некому. Но Литургию негоже нарушать, это точно. Можно ведь и на Всенощном Бдении что то рассказать, можно и отдельно собрать людей - хотя мало кто придет, потому что в основном то в Храм идут, как в КБО, и специально такие люди не придут, чтобы что то узнать - их это просто не интересует. Я сама была на таких миссионерских Бдениях, кроме того, что священник останавливал службу и рассказывал, прихожанам ещё раздавались тексты, по которым он следил за службой со всеми изменяемыми частями. Не могу сказать, что это очень помогало что то понять, но молитвенный настрой как то всё ж нарушался.

Марина К. 16.02.2014 в 15:20:59

Честно говоря, даже когда произносят проповедь после чтения Евангелия, и то как-будто останавливают литургию - ведь какие правильные слова ни произноси - с литургией не сравнить, а тут - "комментарии"... Это не "миссионерская" литургия получается, а издевательство над оной! Что-то типа: "Как выучить иностранный язык за 16 часов", а БОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТУРГИЮ - за 2 ...

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс