Богородица

Актуальные статьи

О причащении без Исповеди

4.03.2021
Максим Бойко

 

В одном из храмов нашей Русской Православной Церкви прихожане услышали следующее объявление: «Отныне с Исповедью, – сказал отец настоятель, – у нас будет такой порядок: в понедельник исповедуемся, и потом всю неделю можно причащаться». Многие смутились и выразили свое несогласие с этим нововведением. Но кто же в данном случае прав – батюшка, поставленный Церковью блюсти чад Божиих, или народ, воспротивившийся предложенной им практике?

Согласно традиции Русской Церкви, перед каждым причащением Святых Христовых Таин православный христианин обязан очистить свою душу от грехов в Таинстве Исповеди. Ныне же некоторые модернистски настроенные священнослужители решили изменить веками установившийся порядок. Что потеряют или обретут православные верующие, если примут навязываемые реформы?

Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к наставлениям людей, живших богоугодно, – к наследию наших подвижников благочестия. В «Записках» приснопамятной Леушинской игумении Таисии (†1915) приводится ее видение, признанное духовным отцом матушки святым праведным Иоанном Кронштадтским истинным, имеющим божественное происхождение. Этот эпизод позволяет трезво взглянуть на проблему Причащения без Исповеди.

В предисловии игумения Таисия описывает ситуацию, вызванную непониманием ее духовных запросов окормлявшим матушку на тот момент белым (женатым) священником. По указанной причине, исповедуясь, она не раскрывала перед ним подробно свои душевные язвы и немощи, и Таинство превратилось в формальность. И вот однажды Господь вразумил подвижницу в сонном видении. Матушка вспоминала: 

«После вечерни, которую я слушала в церкви, будто бы я осталась в ней поправлять лампады, чего на самом деле никогда не делала, потому что не несла послушание свечницы. В церкви – сумеречный полумрак, глубокая тишина, никого нет. Я одна хожу с лампадами то к одной, то к другой иконе. Вдруг я увидела у себя на руках Младенца весьма малого, но такой неописуемой красоты, светлого, прозрачного – и сказать не могу, как Он хорош! Но, к великому моему изумлению, Он кажется мне мертвым. Я ужасаюсь этой мысли и думаю: „Откуда Он взялся у меня на руках?“ На это слышу ответ, не знаю чей: „Из недр сердца твоего“.

Чтобы лучше налюбоваться Им, ибо я понимала и чувствовала, что Он – не простой младенец, а Богомладенец, я поднесла Его к иконе Богоматери, помещавшейся точно так, как в Иверском монастыре Иверская икона – на колонне позади правого клироса, пред каковой горели особенно ярко лампады. Чем более я любуюсь Им, тем сильнее убеждаюсь, что это Богомладенец Иисус. Я начинаю ходить с Ним по церкви, радуюсь, что никого нет – я заперта в церкви и, следовательно, никто не отымет Его от меня. Умиляюсь, обливаю Его слезами, прижимаю к сердцу, с величайшим благоговением лобызаю Его руки и ножки; и вдруг, обратив внимание на то, что он лежит на моих грязных от лампадной копоти и масла руках ничем не покрытый, обнаженный, совсем без одежды, я подумала: „Как же это я держу Богомладенца такими грязными руками? Да и рукава моего подрясника грязны и засалены. И все белье на мне грязно...“ Я хочу переодеться и ищу, куда бы мне на время положить Богомладенца. Иду опять к иконе Богоматери, против которой на противоположной стороне стоит скамья, на которой я и положила Его. Поспешно стала я раздеваться, но, увы, – ничего чистого не оказалось со мной, так что пришлось надевать на себя все прежнее – только что снятое с себя. Я еще более огорчилась, сознавая, что еще более загрязнила руки о нечистую свою одежду. Вдруг мне вспомнилось, что у меня в кармане есть чистые носовые платки новые. Я тотчас достала их и одними накрыла рукава подрясника, начиная от плеч, другими обернула руки, чтобы снова принять Младенца. Обернувшись к колонне лицом, я встала на колена, чтобы взять Младенца, но, пораженная Его красотой, я все еще любовалась Им. И вдруг увидела на колонне белого цвета надпись красными кровяными буквами „Агнец, за мир закланный“. Это еще больше убедило меня и в том, что Он действительно не простой младенец, а Богомладенец Иисус, и в том, что Он мертв, а не спит. Еще с большим благоговением поклонившись Ему, я лобызала Его святые стопы и, простирая руки, чтобы взять Его, воскликнула: „Коима рукама прикоснуся нетленному Твоему Телу, Агнче Божий?“ И что же? Мертвый Богомладенец милостиво, ласково взглянул на меня и произнес: „Теперь ты чувствуешь, каково принимать неочищенною совестию Агнца, за мир закланного?“ Так премудро и милостиво вразумил меня Господь к должному приготовлению к принятию Святых Таин», – заключила свой рассказ игумения Таисия.

А теперь в свете вышеописанного взглянем на рассматриваемую нами проблему. Матушка Таисия сознавала свою греховность и исповедовалась (хоть и кратко, поверхностно) перед каждым принятием Святых Христовых Таин. Но Господь укорил ее в небрежении об очищении своей совести. А что же изречет Богомладенец тем, которые дерзают причащаться вообще без какой-либо подготовки? И будет ли им Причащение «во оставление грехов и в жизнь вечную»? Не исполнится ли на таких горе-причастниках слово апостола: Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы (1 Кор. 11, 30)?

Нам возразят: такова практика Элладской Церкви и общин «кочетковцев» (последователей известного модерниста священника Георгия Кочеткова. – Прим. ред.)! Но если принятие с неочищенной совестью закланного за мир Агнца для греков и обновленцев в РПЦ – норма, то разве означает это, что сия пагубная измышленная «традиция» заслуживает подражания?

«Мы имеем благословение священноначалия», – скажут наши оппоненты. Но разве тем дано благословение Божие на нововведения, противоречащие прежнему уставу и святоотеческому наследию? И до тех пор, пока они не представят убедительных тому доказательств (что невозможно в принципе!), недопустимо извинять и принимать их модернистскую практику. Мы же можем привести еще множество примеров, когда Святые Отцы и подвижники благочестия запрещали приступать ко Причастию без очищения совести в Таинстве Покаяния.

В жизнеописании великого молитвенника и чудотворца протоиерея Валентина Амфитеатрова есть весьма поучительный эпизод. Великое множество людей стремилось к батюшке на Исповедь, к нему было трудно попасть. И вот одна прихожанка подумала: «А что, если подойти к Причастию без Исповеди, батюшка и так причастит, ведь не один же он исповедует, а также и отец Платон, почему он может узнать, исповедалась я или нет?» Подумав так, она встала в очередь ко Святой Чаше. Но вдруг женщина услышала строгие слова праведника, обращенные к другой прихожанке, стоявшей немного впереди нее: «Ты у кого исповедовалась?!» Та молчала. Священник грозно повторил вопрос. Тогда женщина упала ему в ноги и призналась, что хотела дерзнуть причаститься без Исповеди. «Пошла вон из храма!» – строго произнес пастырь, и несчастная пулей вылетела прочь. А женщина, стоявшая за ней, будучи вразумлена этой историей, уже не осмелилась искушать прозорливца и Господа Бога.

Может показаться, что отец Валентин поступил жестоко. Но то, что прихожанка не исповедалась, открыл ему Сам Господь. И тогда – кто мы такие, чтобы оценивать действия угодников Божиих? Добавим, что протоиерей Валентин был современником святого праведного Иоанна Кронштадтского; и когда к батюшке Иоанну приезжали люди из Москвы, он говорил им: «Что вы бегаете ко мне, у вас есть свой великий пастырь – отец Валентин, который лучше меня. К нему обращайтесь!» Но главное – отец Валентин, изгнав ту женщину, этим самым спас ее от наказания Божия и вечной погибели за недостойное причащение. Вместе с тем он вразумил и всех присутствовавших, предупредив их от соблазна совершить по неразумию тяжкий грех.

А настоятель храма, с упоминания о котором мы начали свой рассказ, проявляя ложное человеколюбие, становится виновником духовной погибели своих прихожан и нарушителем святоотеческих заветов. Вот почему не прав этот священник, а народ, воспротивившийся ему, – безусловно выразил волю Божию и проявил верность Христовой Церкви. Недаром же говорят: «Глас народа – глас Божий».

 


Православный Крест


Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Иван Симаков 17.03.2021 в 21:53:46

Священник благословил исповедоваться раз в неделю. А при чем тут игуменя, которая утаивала грехи? Ееже Господь не за количество исповедей вразумлял, а о их качестве. Можно каждый день исповедоваться и постоянно нечто скрывать, а можно и раз в неделю все честно открыть. И второй пример такой же не адекватный. Женщину выгнали за то, что она решила обмануть Бога и Церковь, а не за то что она сегодня, или вчера исповедовалась. И если бы ей, тот же о.Платон благословил исповедоваться раз в неделю, то о.Валентин никак бы ее не отринул, так как она ответила бы, что исповедовалась у о.Платона, и вопрос был бы исчерпан.

р. Б. Татьяна 10.03.2021 в 16:49:01

Александр 19/07/2017 в 18:19:15
***Вопрос всем уважаемым участникам обсуждения: Вы только на исповеди каетесь?***
Вы вероятно внешний человек, поэтому я Вам подскажу - в вечерней молитве в завершающей её части есть "Исповедание грехов повседневное". Но отпускаются грехи только священником. В этом суть таинства Исповеди в православной Церкви. Если где ошибаюсь - поправьте.

р. Б. Татьяна 10.03.2021 в 15:18:00

Кстати, дописываю для Владимира 04/03/2021 в 16:30:18 -
***«Пошла вон из храма!»***
Это предупреждение, таким как вы, сахарным. Имею ввиду даже не слова священника, а слова самого ХРИСТА -"И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие"(с)
Надеюсь, та женщина об этом задумалась. И Вам тоже советую.

р. Б. Татьяна 10.03.2021 в 15:10:56

Владимир 04/03/2021 в 16:30:18
***«Пошла вон из храма!»***
быть внутренними рабами боязни, страха, боязни разной нечистой скверны, и совсем не стали учить быть внутренними рабами любви Христос.
Вот эта ЛОЖЬ этой женщины - это что "любовь Христова"? почему нельзя ей прямо сказать, если в ее возрасте она не знает, что ЛГАТЬ нехорошо? Как-то все у вас в голове шиворот навыворот, с вашим модернистским - розовым - православием.

Анна 05.03.2021 в 07:52:02

Сейчас бы эта оскорбленная овца прямиком помчалась к священноначалию жаловаться на несчастного пастыря.

Владимир 04.03.2021 в 16:30:18

***«Пошла вон из храма!»***
И разорвалась душа у христианки от такого потрясения, и не ведая что творит, пошла убитая горем женщина и удавилась. Это самый страшный вариант, но есть не менее страшный, может быть, не удавилась, но засела в душе христианки чёрная боязнь, от которой жизнь христианки превратилась в ад, и до конца жизни она не смогла себя победить, чтобы пойти в храм Божий. Сейчас напишут, что батюшка, КОНЕЧНО, исполнял волю Божию, поскольку КОНЕЧНО был чистым ангелом, которому точно известна воля Божия. Хотел бы я посмотреть на поведение в домашних условиях того, который бы подвергся такому публичному извержению из храма Божьего, и который оправдывает такое обращение с простыми людьми?! Вообще, это что такое?! Почему мы должны принимать то, чего сам Господь не творил? Да в самом бесноватом человеке был целый легион бесов, и разве Господь обращался с человеком таким образом? Христианка не была откровенно бессовестным человеком, ибо упала на пол, взмолилась. Милостивое вразумление к искреннему "упавшему" человеку, вот она какая - воля-то Божия!!! Давно-давно в Церкви начали учить христиан быть внутренними рабами боязни, страха, боязни разной нечистой скверны, и совсем не стали учить быть внутренними рабами любви Христовой, и это понятно, ибо вся эта внутренняя дрянь позволяет христианам быть рабами тех, кто этого желает. Вот потому-то и беда за бедой бежит.

Роман 13.07.2019 в 19:58:50

Священник восклицает: "со страхом Божьим приступите", и душа встрепетает предстать пред Богом неготовой в грязных одеждах своих грехов, и только покаянием она очищается. Ну, а теперь вы, модернисты с католическим уклоном, вы хотя бы посмотрите на свою обычную одежду, неужели в течение недели вы ее не загрязните, и что, в грязной одежде предстанете перед Богом, таких Господь выкидывает во тьму внешнею на попрание бесам. 

Владимир Юрганов 11.07.2019 в 15:29:15

Александр пишет Владимиру Юрганову:
/// @А вот веровать (вверять себя Господу, поверять Ему полностью, уповать на Него) бесы не могут в силу их противоборства Ему, только воцерковленные люди на то способны.@
Опять не понял. Что Вы имеете ввиду под словом "воцерковленность"? Я думаю, что помощь Божию человек получает в Таинстве Крещения, а не "воцерковления", или я не прав?///
Разумеется - не прав. Вот к примеру был русский крестьянин, крещенный при рождении. а в гражданскую войну стал большевиком и стал ненавидеть Бога и рубить иконы и жечь церкви. Тебя послушать, так его деятельность ничего не значит. Крестили - значит в Рай попадёт.

Владимир Юрганов 10.07.2019 в 19:12:24

Александр пишет Владимиру Юрганову:
/// @Можно постоянно оправдывать себя в душе перед Господом@
Я не понял Вашу мысль, может Вы что-то другое имели ввиду: покаяние с оправданием себя мало имеет общего. ///
Рразумеется ничего общего. Покаяние требует исповеди, таинства, проводимого рукоположенным на его проведение священника.

Елена Сергеева 20.07.2017 в 20:52:38

Стасу.
По поводу обсуждения данной статьи. На мой взгляд, представленное в ней событие можно и без обсуждения назвать одним словом — жуть. Авторов, которых публикует БО, редакция наверняка знает. И не будет публиковать тех, кто способен преподнести фейковые новости. Пишете, что, мол, не указаны имена и место действия? Но данная статья не предназначена для предъявления в Церковный суд. Статьей лишь обозначена серьезная проблема. Святитель Иоанн Златоуст, в своих обличительных проповедях, не называл конкретных имен. Тем не менее правящая в то время царица поняла проповедь и приняла обличения на свой счет… Дай Бог, что и те, о ком идет речь в данной статье, услышат.

Александр 20.07.2017 в 19:40:38

Владимиру Юрганову
@Можно постоянно оправдывать себя в душе перед Господом@
Я не понял Вашу мысль, может Вы что-то другое имели ввиду: покаяние с оправданием себя мало имеет общего.
@А вот веровать (вверять себя Господу, поверять Ему полностью, уповать на Него) бесы не могут в силу их противоборства Ему, только воцерковленные люди на то способны.@
Опять не понял. Что Вы имеете ввиду под словом "воцерковленность"? Я думаю, что помощь Божию человек получает в Таинстве Крещения, а не "воцерковления", или я не прав?

Александр 20.07.2017 в 19:32:52

Михаил Яблоков пишет:
@Чувство покаяния может прийти в любой момент, в любую минуту, и вне таинства исповеди. Всегда можно православному человеку покаяться пред Богом.@
Это я и хотел прочесть! А теперь вопрос (не Вам, уважаемый Михаил) сторонникам бумажной исповеди (надеюсь они его не проигнорируют также): когда Вы каетесь перед Богом не на исповеди, Вы также держите в руках листок бумаги с законспектированным списком грехов и читаете его?

Стас 20.07.2017 в 15:11:08

Хотелось бы вернуться всё-таки к статье! Не похоже ли это всё на фэйк: "В одном из храмов нашей Русской Православной Церкви прихожане услышали следующее объявление: «Отныне с Исповедью, – сказал отец настоятель, – у нас будет такой порядок: в понедельник исповедуемся, и потом всю неделю можно причащаться»."
Почему не пишется в каком храме, какой священник...?? Похоже так всё, главное дать повод а потом уже давай народ, обсуждай.... Такие обсуждения уже прям начались, как-будто архиерейский собор уже постановил новую практику.... Низко всё это как-то, сплетни какие-то разводите да и только.... Так бы и назвали статью "Как правильно готовиться к таинству исповеди"! А то так написали, как будто такая практика уже поголовно присутствует в нашей Церкви. Это вообще какой-то единичный случай (может тот кто это говорил, вообще не адекватен - просто болящий...?! Такое же ведь тоже может быть) и то, не понятно реальный случай это или сплетня ...начали как в народе говорят за здравие, а закончили вообще не пойми о чём... Давайте ещё пообсуждаем, как в одном из храмов нашей Русской Православной Церкви некий сторож сказал: "...что 2017 год последний...."

Владимир Юрганов 20.07.2017 в 07:23:42

Александру
"Каяться" и "покаяться" несколько разные вещи. Можно постоянно оправдывать себя в душе перед Господом, просить у него прощения. Но покаяться можно лишь через Таинство, которое совершает рукоположенный на то священник. Так же и "верить" и "веровать" разные вещи. Верить в Бога (в Его существование) могут и бесы, вернее они знают, что Он есть. А вот веровать (вверять себя Господу, поверять Ему полностью, уповать на Него) бесы не могут в силу их противоборства Ему, только воцерковленные люди на то способны.

Роман 19.07.2017 в 23:17:52

Апостолы спросили у Господа, после встречи с благочестивым юношей, а кто же может спастись? Ответ, никто, без Меня. Поэтому дано нам таинство покаяния через православного священнослужителя. Можно и нужно каждодневно в душе своей каяться, но без установленного самим Богом церковного таинства покаяния ни кому не спастись.

Михаил Яблоков 19.07.2017 в 20:43:26

Прот. Александру Авдюгину.
///Правила подготовки и частота исповеди индивидуальны. Нас уже пытались делать стадом одинаковым, равным и причесанным в одну сторону. Может быть достаточно?///
Это вы о чем, отче? Вы что решили отвергнуть накопленный тысячелетний святоотеческий духовный опыт (традицию) Русской Церкви? На каком основании?

Михаил Яблоков 19.07.2017 в 20:26:52

Прот. Александру Авдюгину.
Только не надо смешивать всех в одну кучу: священников с мирянами, монахов со священниками... У всех свое послушание. Кому благословляется одно, совершенно недопустимо для другого. Иерархию божественную не надо ломать. Все не просто разные, а разные иерархично!

Михаил Яблоков 19.07.2017 в 20:20:54

Александру.
Не только. Чувство покаяния может прийти в любой момент, в любую минуту, и вне таинства исповеди. Всегда можно православному человеку покаяться пред Богом. Покаяние нам дано до смерти. Но прощаются грехи в таинстве исповеди.

протоиерей Александр Авдюгин 19.07.2017 в 20:10:29

Нет и не будет общего "единого для всех и вся" правила к причащению. Каждый индивид, каждый эксклюзив и драгоценность, а драгоценность только тогда брильянтом становится, когда она неповторима. Аналогично и у нас. Одним неделю на подготовку и полное правило с прибавлением кафизм, а другим несколько молитв из чинопоследования к причащению. Каждый на своем, только ему присущем духовном уровне. Не надо копья ломать. Разные мы все. Христос стадо оставил и за одной овечкой пошел. Глупо, если логически рассуждать - бросил сотню, пошел за одной, но в нашем православном бытии так и должно быть, т.к. каждый неповторим и драгоценен. Правила подготовки и частота исповеди индивидуальны. Нас уже пытались делать стадом одинаковым, равным и причесанным в одну сторону. Может быть достаточно?

Александр 19.07.2017 в 19:53:33

Михаилу Яблокову
@Не надо отождествлять таинство исповеди и покаяние как таковое.@
Полностью согласен! Но у меня был конкретный вопрос: каетесь Вы в своих грехах перед Богом только на исповеди в присутствии священника?

Михаил Яблоков 19.07.2017 в 19:18:00

Александру.
Не надо отождествлять таинство исповеди и покаяние как таковое. Покаяние - это начало, середина и конец всей христианской жизни. По слову свт. Игнатия, падшее естество человеческое может принести Богу только единственный достойный плод - это покаяние! А в таинстве исповеди происходит прощение грехов.

Александр 19.07.2017 в 18:53:17

Сельскiй бригадиръ пишет:
***покаянное чувство меня не покидает. ...***
Надежда пишет:
***Если вы назовёте только главное, куда денете остальную накопившуюся пыль? С собой понесёте на Причастие?***
Слава Богу, что еще есть люди, которые достойно подходят к Чаше: с чувством глубокого покаяния и полным очищением души даже от греховной "пыли". К сожалению, о себе такого я сказать не могу, т.к. даже спустя секунду после исповеди меня начинают одолевать греховные помыслы, желания и пр. Горе мне, недостойному! Поделитесь секретом, как Вам удается достигнуть такой чистоты души, неужели переписыванием на бумагу и приспосабливанием к своей ситуации положений из общей исповеди?

Александр 19.07.2017 в 18:19:15

Вопрос всем уважаемым участникам обсуждения: Вы только на исповеди каетесь?

Михаил Яблоков 19.07.2017 в 14:25:36

Павлу.
На Руси традиции причащения не менялись, даже при переходе на Иерусалимский Типик. Только обновленцы и живоцерковники 20-30 гг. стали отвергать традиции отцов и профанировать таинства. Так что ваше утверждение про якобы "частую смену традиций" - голословно :)

Павел 19.07.2017 в 09:53:28

Сельский бригадир, спасибо за ответ.
Михаил Яблоков 18/07/2017 в 11:05:30 Павлу.
///В полном соответствии с вековыми традициями Русской Церкви.///
Традиции часто менялись. Какой вы придерживаетесь? Или это секрет?

Надежда 19.07.2017 в 00:54:23

Александру.
1. Мой первый духовник говорил: "Не названный грех не прощается". Для этого нужна бывает бумажка – не у всех феноменальная память, обычно (известно даже из психологии) человек в состоянии удержать в кратковременной памяти 7-8 единиц информации. Если вы назовёте только главное, куда денете остальную накопившуюся пыль? С собой понесёте на Причастие?
2. Вы называете чужую исповедь "профанацией Таинства". Откуда вам известно, состоялось ли в каждом конкретном случае Таинство или имела место его профанация? Вообще судить об этом – не слишком ли дерзко для мирянина, извините?
3. Перечень грехов даже в тексте покаянной вечерней молитвы достаточно внушительный. Думаю, когда есть возможность, лучше исповедоваться полнее, именно в том, в чём обличает совесть. Всё делается с молитвой, исповедь тоже.

Елена Сергеева 19.07.2017 в 00:00:13

Александру
Преподобный Амвросий Оптинский разрешал исповедоваться сестрам монахиням или, говоря свои грехи вслух, или написать их на бумажке. Наш современник – уважаемый архимандрит Амвросий Юрасов (г. Иваново) говорил, что исповедь тогда действительна, когда священник или услышит или ПРОЧИТАЕТ грехи кающегося перед разрешительной молитвой.
По себе могу судить, что когда не напишу предварительно свои грехи на бумаге, то, стоя в очереди перед исповедью, вместо покаянного настроя меня сверлит одна мысль – как бы не забыть упомянуть священнику какой-то свой грех…

Роман 18.07.2017 в 23:59:20

Стас пишет:
@(а не умничает перед другим братом с сарказмом иронией или сатирой).@
Так мы все устроены, как в басне Крылова лебедь рак да щука. Дух противоречия, я слышал, что это бесовский дух, человек не может спокойно принять информацию, какой бы она не была, главное оспорить. Если это так, то слова апостола, что в разногласиях рождается искусное, здесь не работают. Но скорей всего я сгустил краски, и смиренно окунаюсь в обсуждение.

Сельскiй бригадиръ 18.07.2017 в 22:32:32

Александру.
@Т.е Вы абсолютно уверены, что ничего не забываете, когда записываете на бумагу? Если да, то Вам можно позавидовать.@
Вот и позавидуйте! Называю ли я свои грехи на исповеди, или их читаю по бумажке – покаянное чувство меня не покидает. Поэтому никакой профанации таинства я не усматриваю.

Александр 18.07.2017 в 22:08:19

Сельскому бригадиру
@Бумажка – чисто вспомогательное средство, чтобы чего-либо не забыть.@
Т.е Вы абсолютно уверены, что ничего не забываете, когда записываете на бумагу? Если да, то Вам можно позавидовать.:) О себе скажу, что я грешу можно сказать ежесекундно и порой даже не замечаю грехов, совершенных в неведении по своей душевной слепоте, но в чем меня обличает совесть, непременно вспомню безо всякой бумажки. Я думаю, что Господь не требует от нас досконального отчета с бухгалтерской точностью, но если мы не имеем покаянного чувства, то его не заменят никакие бумажные конспекты.
В одном из храмов наблюдал такую картину: некоторые "кающиеся" просто подавали батюшке записки о проделанных грехах, он читал их (хорошо, что не вслух) и после этого читал разрешительную молитву. Это ли покаяние? И нужна ли подобная профанация Таинства?

Сельскiй бригадиръ 18.07.2017 в 20:20:53

Александру.
@А перечисление грехов, написанных на бумажке, Вы называете исповедью? Может быть прав был священник, который скомкал Вашу "писанину"? Не кажется ли Вам что подобными действиями мы сами превращаем покаяние в формальность, нивелируем Таинство?@
Перечисление грехов, написанных на бумажке, представляет собой настоящую исповедь. В этом не стоит сомневаться. Ведь когда накануне исповеди человек, вспоминая свои грехи, записывает их, он уже раскаивается в совершенных прегрешениях. Бумажка – чисто вспомогательное средство, чтобы чего-либо не забыть. Можно и без бумажки перечислять грехи, думая, например, о футболе и о чем-то постороннем. А можно и по бумажке, перечисляя грехи, каждому написанному греху прилагать кающееся сердце.

Александр 18.07.2017 в 19:25:48

Уважаемые Надежда и Диана! А перечисление грехов, написанных на бумажке, Вы называете исповедью? Может быть прав был священник, который скомкал Вашу "писанину"? Не кажется ли Вам что подобными действиями мы сами превращаем покаяние в формальность, нивелируем Таинство?

Надежда 18.07.2017 в 17:16:54

Иногда действительно возникает вопрос: что мешает священнику дать человеку проговорить свой перечень грехов, по бумажке или без неё, до конца, без лишних подробностей и исследования причинно-следственных связей? Наверное, принятие исповеди отнимает много сил. Ходим туда, куда Господь привёл, и исповедуемся как получается.

Диана 18.07.2017 в 15:24:49

Сталкивалась с подобной практикой и не единожды: хотела назвать на исповеди грехи, а священник не дал мне этого сделать, отнял записку, скомкал да ещё и разозлился, когда я все-таки назвала по памяти, что помнила. И всю службу зыркал на меня с неприязнью. Объяснить им что-либо невозможно, да и неужели я должна учить игуменов и архимандритов, как совершается таинство исповеди... Ушла в другой храм.

Стас 18.07.2017 в 15:18:22

Господи, какие же тут все умные, грамотные, подкованные, просто слов нет. Вы бы лучше правда, собственным покаянием да молитвой занялись. Вот такие нынче христиане, болтать только да кости перемывать, о высоком рассуждают. За вас уже всё рассудили отцы церкви и засвидетельствовали в священном придании - его и надо держаться. Отлично кто-то ниже сказал, что чем человек ближе к Богу, тем больше видит своих грехов (а не умничает перед другим братом с сарказмом иронией или сатирой).  Господи помилуй...

Михаил Яблоков 18.07.2017 в 11:05:30

Павлу.
В полном соответствии с вековыми традициями Русской Церкви.

Роман 18.07.2017 в 10:53:45

Владимиру Юрганову.
***Что называть таинством? То что превозносим? Или то, что он высоко стоит? Объясните свою мысль.***
Сию мысль выразить можно весьма многословно, но я буду скромнее и назову это таинством.

Сельскiй бригадиръ 18.07.2017 в 10:23:13

Павлу.
Раз в месяц или раз в 40 дней. Великим постом 3 раза: в начале ВП, в середине и в Великий Четверг.

Павел 18.07.2017 в 08:52:52

М.Яблокову и Сельскому бригадиру.
Если это не секрет, скажите, с какой регулярностью вас благословили причащаться.

Владимир Юрганов 18.07.2017 в 07:02:49

Роман пишет:
/// Вы совершенно правильно написали, эти правила незыблемы и никто их в православном мире оспаривать не будет. Но, говоря подробно об этом мы незаметно превозносим служителя престола Божьего в ранг высоко над всеми стоящими, не проще ли называть это просто таинством. ///
Что называть таинством? То что превозносим? Или то, что он высоко стоит? Объясните свою мысль.

Роман 18.07.2017 в 01:12:52

Без исповеди причастие не с чем сравнить, проще сказать, это хула на Духа Святого, да простит им, ибо не понимают что делают.

Роман 18.07.2017 в 01:07:29

Сельскому Бригадиру.
Вы совершенно правильно написали, эти правила незыблемы и никто их в православном мире оспаривать не будет. Но, говоря подробно об этом мы незаметно превозносим служителя престола Божьего в ранг высоко над всеми стоящими, не проще ли называть это просто таинством.

Сельскiй бригадиръ 17.07.2017 в 12:02:53

Максиму
В отличие от духовенства, миряне не имеют Божественную благодать священства, "немощная врачующую и оскудевающая восполняющую", преподаваемую при рукоположении от епископа. То, что входит в служебные обязанности епископа, священника и диакона, совершенно не имеет никакого отношения к мирянам и простым монахам. В таинстве хиротонии священнослужители получают особый дар благодати служить Жертвеннику Господню. И поэтому то, что позволительно священнослужителю, то может быть крайне опасным, как в духовном, так и в физическом отношении, для не защищенного священническою благодатью рядового мирянина. Например, мирянину, находясь в алтаре, строго запрещено прикасаться к святому Престолу, ко Святой Чаше (за исключением целования ее нижнего края во время причащения).

Михаил Яблоков 17.07.2017 в 12:00:41

Максиму.
Кто вам мешает стать священником или диаконом и причащаться как они?

Максим 17.07.2017 в 11:31:52

Священники и дьяконы причащаются 2-5 раз в неделю, а исповедуются 4 раза в год, однако...

Михаил Яблоков 17.07.2017 в 10:15:02

Номоканон Мануила Малаксоса (16 в.): "Те, кто живут праведно и постятся по средам и пятницам, пусть причащаются на праздниках Пасхи, Рождества Христова, Святых Апостолов и Божьей Матери, если они соблюдали соответствующие посты и, разумеется, если они того достойны, не имея никаких канонических препятствий".

Сусанна 10.11.2015 в 11:09:59

Наталия
***Опять же, если эти дни между прошли без падений***
Да Вы святая?

Алексей 05.11.2015 в 22:44:44

Алгоритмы провокативного коучинга от третьего лица одним из первых использовал о. Дягилев (Людмила) три года назад при обсуждении совместной службы с англиканами в Санкт-Петербурге. По мере развития диалога с Наталией нарастает ощущение не искреннего и доброжелательного общения, но неумелой отработки техники в группе. Вольной или невольной...

Наталия 02.11.2015 в 19:58:13

Когда я писала о том, что на форуме используются мнения "дореволюционных авторитетов" нашей Церкви, я ошиблась, я имела в виду сам текст неизвестного мне православного авторитета Максима Бойко. Простите, люди.

М.Яблоков 01.11.2015 в 17:41:41

Наталие.
///Низкий вам поклон за поношение///
Разве вас кто-то поносил? Вам по-братски и с любовью православные христиане указали, что вы находитесь в глубокой духовной прелести. Это диавольское пленение. Помочь вам может только традиционный православный духовник.

Марина 31.10.2015 в 17:19:22

Наталие 29/10/2015 в 22:25:12
***...Опять же, если эти дни между прошли без падений.***
Наталия, Вы святая?

Наталья 31.10.2015 в 13:53:43

Ну вы даёте, православные. Низкий вам поклон за поношение.

Геннадий 31.10.2015 в 10:11:40

Владимир Юрганов 31/10/2015 в 09:33:14
***Боюсь, Наталья просто изнурена постами и молитвами. Ведь перед причастием необходимо поститься дня 2-3 и вычитывать все положенные каноны и Последование. Великая постница и молитвенница! а мы её так!! ) А причащаться без поста и молитв - только беса тешить.***
Не хотел встревать, но если Вы серьёзно, а не саркастически, хотя сарказм трудно разглядеть, почти не возможно, то согласуется ли ваша похвала со Святоотеческим Преданием?

М.Яблоков 31.10.2015 в 09:57:27

Владимиру Юрганову.
По Типикону положено неделю поститься перед причащением. Она, видимо, пребывает круглый год в посте, как древние пустынники египетской Фиваиды )))

Владимир Юрганов 31.10.2015 в 09:33:14

Боюсь, Наталья просто изнурена постами и молитвами. Ведь перед причастием необходимо поститься дня 2-3 и вычитывать все положенные каноны и Последование. Великая постница и молитвенница! а мы её так!! ) А причащаться без поста и молитв - только беса тешить.

М.Яблоков 31.10.2015 в 09:21:02

Ирине.
///Бесполезно убеждать того, кто в прелести. Оставьте Наталью.///
Ну, конечно. Григорий Палама - это же дореволюционный святой ))) Да и вообще до революции Церкви не существовало.

Ирина 30.10.2015 в 15:51:32

Бесполезно убеждать того, кто в прелести. Оставьте Наталью.

Николай Обухов 30.10.2015 в 12:27:44

"О том, как часто можно причащаться, отец Иоанн говорил, что один раз в месяц можно причащаться всем. Только некоторым он благословлял причащаться один раз в две недели. Чтобы он благословлял причащаться более одного раза в две недели, я не слышал" (прот. Владимир Правдолюбов). http://www.pravoslavie.ru/put/44519.htm
Личный выбор только один: или быть с Богом, Церковью и ее святыми, или с дьяволом и обновленцами. Сверхчастное причащение на Руси проповедовали только обновленцы, анафематствованные Церковью в лице Патриарха Тихона и Новомученников.

Наталия 30.10.2015 в 11:36:36

Дорогие форумчане, я веду речь не о том, что вы не правы, что заблуждаетесь. Есть ваш выбор, а есть мой. И мы ответим каждый за себя, и не только нашей практикой Исповеди и Причастия. В этой проблеме нет места спору. Здесь нужно говорить: я так считаю, я так делаю потому, что... Я же не говорю, что вы неправы, я пишу о том, как я поступаю и почему.

Сельскiй бригадиръ 30.10.2015 в 10:18:50

Наталье.
А вот что пишет маститый протоиерей Владимир Правдолюбов, дядя о. Сергия:
«Незадолго до праведной кончины отца Иоанна — а именно 5 октября 2005 года — я был в келье о. Иоанна и передал ему эту статью для ознакомления. Ухаживающая за ним Татьяна Сергеевна Смирнова прочитала статью о. Иоанну. Он одобрил ее и сказал, что нужно обязательно статью издать. Так что эта публикация есть одновременно и исполнение предсмертной воли архимандрита Иоанна (Крестьянкина)».
Вот эта статья, которую благословил опубликовать старец о.Иоанн (Крестьянкин), и в которой предупреждается об огромной духовной опасности для мирянина частого причащения. Да ещё, не дай Бог, без Исповеди!:
"Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения" http://www.blagogon.ru/digest/141/

Наталия 30.10.2015 в 10:04:09

Николаю Обухову:
Уважаемый Николай, возможно, Вы чего-то и не слышали лично от отца Иоанна и не знаете, а вот свидетельство протоиерея Сергия Правдолюбова, который знал отца Иоанна с детства, его батюшка, отец Анатолий служил с отцом Иоанном в Тверской епархии: "Из тайников сердечных". Свидетельство одной семьи. Правдолюбовы. Воспоминания об архимандрите Иоанне (Крестьянкине):
"Отец Иоанн советовал всем, включая прихожан Троице-Голинищевского храма, причащаться не реже, чем один раз в две недели.Беременным, кормящим грудью и болящим он советовал причащаться каждое воскресение...." с.129.
А кто нынче здоров? Далее в книге известной семьи Правдолюбовых приводится следующее свидетельство из практики Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне: гл. 6 Устава обители о Причащении Святых Тайн:
"Того ради подвизающимся в обители первым и священнейшим долгом поставляется приступать к ней (Чаше) по подражанию древним христианам сколько можно чаще... а кто по благословению постится, может причащаться и один раз в неделю..."
Господь не определил нам количество Причастий в неделю, в месяц... И святые отцы и духовные авторитеты в Церкви говорят об исповеди и Причастии в соответствии со своим личным опытом. Если же следовать Соборным постановлениям, тогда надо следовать ВСЕМ постановлениям Семи Соборов. В нашей Церкви такого нет сейчас. Церковь - живой организм, и, как вы знаете, в нашей Церкви есть место разномыслию в вопросах духовной практики. Ваши обличения в мой адрес, может, и заслужены, но, как я уже писала однажды на подобных форумах, кто знает душу, даже свою? Не говоря уже о чужой. Надо ужасаться не частому Причастию, а Его отсутствию в нашей жизни. Для сильных - возможно и нечастое Причастие, и , конечно, Таинство исповеди, а для слабых, таких, как я, по моему трёхдневному посту в неделю, по благословению - чаще. Мы - разные. У нас у каждого свои тропинки на этой узкой дороге в Царство Небесное. Поймите. И я сама ничего не придумала. А вот, кто из нас заслужит Царство Небесное, такие,как я, или такие ревностные,как вы - Бог знает. Но самые ревностные служители были в синедрионе.

Николай Обухов 30.10.2015 в 07:46:18

Наталье.
Не нужно клеветать на старца. Архимандрит Иоанн Крестьянкин вместе с духовным собором Псково-Печерского монастыря допускал самым частым причащаться раз в две недели, а не "НЕ РЕЖЕ", как вы здесь написали. Ложь никогда никому еще не помогала, так как отец лжи - дьявол.

Алексей 30.10.2015 в 00:38:48

Наталье 29/10/2015 в 22:25:12.
Наталия, простите, неужели Ваш личный выбор частого Причащения так тяготит чье-то право на "муссирование" этого допущения? Может быть, не повторение "аргументов и за, и против" так смущает Вас? Страшные ведь слова - "исповедь перед Причастием - это личный выбор верующего"...

М.Яблоков 29.10.2015 в 22:44:26

Наталие.
///Сейчас совсем другая ситуация, другая мирская жизнь - абсолютно другая.///
Вот это точно! Абсолютно другая по отношению к традиционному Православию. И "Восьмой вселенский собор" будет логичным ее завершением.

Наталия 29.10.2015 в 22:25:12

Для меня тема частого причащения Святых Тайн и исповеди очень важна. Скажу сразу, что причащаюсь часто: каждое воскресение, и, если есть Праздники и особенные для меня дни - причащаюсь и в буден день. Духовник меня благословил, если от одного Причастия до другого прошло два-три дня - не исповедаться, чтобы не профанировать Таинство исповеди. Опять же, если эти дни между прошли без падений. На форуме приводятся мнения святых отцов нашей дореволюционной Церкви, причём, как правило, монашествующих, которые высказывались о непременной исповеди. Но ведь до революции Причастие было "редкостью" среди нашего православного народа. Сейчас совсем другая ситуация, другая мирская жизнь - абсолютно другая. Она требует частого Причастия. И я, например, предпочитаю доверять безусловному авторитету нашей Церкви отцу Иоанну (Крестьянкину), который говорил, что причащаться сейчас надо НЕ РЕЖЕ одного раза в две недели. Так же доверяю своему духовнику, который знает мои духовные проблемы и т.п. и соответственно этому благословляет меня. Мы все разные: кто-то молод и горяч, кто-то уже стар и не может так плотски грешить, как раньше, кто-то мужчина, кто-то женщина, кого-то измучила духовная брань... И спасаемся мы "в одиночку", а не коллективом. Для кого-то Причастие и один раз в год - хорошо, для кого-то надо причащаться чаще: это зависит от духовного и даже телесного состояния христианина. Поэтому, может, стоит тему исповеди и частого Причастия не муссировать так часто вследствие того, что приводятся одни те же аргументы и за, и против. Частое Причастие и исповедь перед Причастием - это личный выбор верующего. Потому что отвечать перед Богом мы будем каждый за себя, а не за того парня.

Ирина 29.10.2015 в 21:18:07

На территории 70-й больницы в Москве есть небольшой храм. Я туда захожу иногда среди недели. И обратила внимание, что священник у подходящих к Чаше спрашивает: "Вы исповедывались?". А то и вообще не спрашивает. А в храме, куда я хожу постоянно, наши батюшки незнакомого человека, подошедшего к Чаше, спрашивают: "Вы готовились?" Что же, получается, что если человек исповедался, но не постился и не читал Правила, его и причастят запросто?! Да ведь видно кто подходит! Человек своего болящего навестил, в храм зашёл и к Чаше. Зачем разрешать?! Мало у нас грехов? Мало болеем? Сколько душевнобольных... Сколько детей-инвалидов... Неужели всем все-равно?!

Лия 29.10.2015 в 17:20:23

На приходе был такой страшный случай. Пара сильно пьющих /не в браке/ попросили их повенчать. Их повенчали, стали они ходить на службы, иногда помогать в церкви. Но не каялись в пьянстве, часто дрались, жизнь свою не меняли. На исповеди только наклоняли голову под епитрахиль и наравне с остальными причащались. Так прошло несколько лет. Наконец, в очередной драке он забил ее до смерти, жестоко искалечив. И теперь сидит... Таков исход причащения без покаяния...

М.Яблоков 29.10.2015 в 13:15:22

Лине.
Я вам больше скажу: есть такие случаи, когда у греков миряне годами (!) не исповедаются, но причащаются каждое воскресенье... Вот и "институт духовничества"... апостасия все это.

Лина 29.10.2015 в 11:55:00

Авва Дорофей говорил, что чем ближе человек к Богу, тем более грешным он себя видит. Соответственно, он будет очень остро чувствовать нужду в Таинстве исповеди, особенно перед Таинством Святого Причащения. Священники же, не желающие исповедовать перед Таинством Святого Причащения, похоже находятся в какой-то экуменической прелести и ослеплении. Им говорят: "Редкая исповедь в грекоязычных Церквях – порочное явление. Оно возникло в силу того, что большинство православных священнослужителей, служивших в XIX веке под османским игом, были безграмотными. Мало кому из них благословлялось исповедовать народ, и, таким образом, взаимосвязь двух Таинств была утрачена" (Архиеп. Германский и Великобританский Марк (Арндт)). А они опять за своё. Обновлений им хочется святоотеческих заветов.
Сейчас в храм приходят люди, в большинстве прошедшие через смертные грехи (аборты и т.д.). Многие молодые люди не понимают, что грешат смертельно, им тяжело разорвать порочный круг. Хочется и в храм ходить и страсти свои покоить. Как же благословенны пастыри внимательные, благоговейные, готовые выслушать, объяснить, дать совет, где-то строго устрашить. Помоги Вам Господь!
Свт. Феофан Затворник привёл в одном из своих слов такой случай:
- Расскажу вам один случай, которого я был почти что свидетелем на востоке. Согрешил один христианин, приходит к духовному отцу, кается и говорит: «Поступи со мною так, как закон велит. Я открываю тебе рану – уврачуй ее и, не жалея меня, делай что следует». Разжалобился духовник искренностью его раскаяния, да и не наложил того пластыря на рану, какой положен Церковию. Умер тот христианин. Через несколько времени является он во сне духовнику своему и говорит: «Я открыл тебе рану и попросил пластыря, а ты не дал мне его – вот за это меня и не оправдывают!» Скорбию объялась душа духовника по пробуждении от сна, не знал он, что и делать, а покойник снова является и в другой, и в третий раз, и много раз, то каждый день, то через день, то через неделю, и все повторяет те же слова: «Я просил пластыря, а ты мне не дал его, и вот мне худо за это». Истомился духовник от скорби и страха, пошел на Афон, наложил на себя по совету тамошних подвижников строгую епитимию, несколько лет провел в посте, молитве и трудах до тех пор, пока не получил извещения, что ради его смирения, сокрушения и труда прощен и он, и тот христианин, которого не уврачевал он по ложной снисходительности. Так вот до чего доводят поблажки и льготы! Да и кто дал нам власть прописывать их?

М.Яблоков 28.10.2015 в 18:51:02

Если на исповеди не был назван исповедующимся ни один грех, таинство не совершается. Хоть вы что там читайте, хоть все Евангелие...

Владимир Юрганов 28.10.2015 в 18:30:56

Был я разок на общей исповеди. Ужас! Прочитал священник молитву и говорит: "Все вы грешные, и всем вам отпускают грехи ваши. Ступайте". Никогда я более не бывал на богослужениях в этом соборе. Куда угодно, но не туда.

М.Яблоков 28.10.2015 в 17:12:22

Дидахе, глава XIV:
"В день Господень, собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваши, дабы чиста была жертва ваша. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока они не примирятся, дабы не была осквернена жертва ваша; ибо такого есть наречение Господа: на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах".
Об обязательной исповеди перед причащением (свт. Григорий Палама):
"... если без исповеди и последующего покаяния ... человек не будет достоин приятия даже божественных слов, то каким же образом кто воспримет в себе Кровь Христову и Тело, без того, чтобы предъочиститься исповедью и, соответственным прегрешениям, покаянием? Посему и великий Павел свидетельствует и наставляет, говоря: "Да искушает человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши пиет: ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня" (1Кор.27:28), т.е. не распознавая, что Сие Тело, сущее без греха, не соблаговолит обитать в теле, обремененном грехами. Потому что если не допустимо простирать к Христу руки и молиться тому, у кого они не чисты от грехов, а также тому, кто предварительно не отстранил от себя всякую ненависть и связанные с этим размышления... каким образом в нас самих возымеем Бога и станем одно тело с Ним, если предварительно, путем исповеди, мы не отстраним от себя грехи, и не очистим скверну, наступившую в душе по причине их, очищая ее творением милостыни, чистотою и воздержанием, молитвой, сокрушением и прочими делами покаяния? ... тебе же Свой великий Дар - Свое Тело - ужели Он даст, не очистившему себя исповедью и покаянием? Что скажешь? Бог не желает, чтобы и уставы Его возвещались нечистыми устами; "Грешнику рече Бог", говорится в Псалме, "вскую ты поведаеши оправдания (уставы) Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими" (Пс.49:16). Итак, Он не допускает завет Его принимать в нечистые уста; ужели Свое Тело Он даст таковым (нечистым) устам? Если же с дурною совестью, и не получив, благодаря исповеди, отпущение грехов от приявшего власть разрешать и связывать их, и прежде чем обратиться к Богу, прежде чем исправиться по правилу благочестия, мы приступаем, то, конечно, это делаем в суд себе и на вечное мучение, отталкивая от себя и самые Божии щедроты и терпение Его к нам" (О недостойном причащении).
"Божественный Дар, конечно, не потерпит ущерба (если мы недостойно приступаем к Святым Тайнам): потому что Он неуязвим; но Он тайно улетает от нас; если же этот Дар потерпит урон в том смысле, что окажется бесполезен, то за это взыщется с того, кто недостойно принял Его."

Лия 28.10.2015 в 15:36:54

Во многих приходах исповедь выглядит так: стоит очередь, священник, прочитав положенную молитву, называет стоящих по имени, в порядке очереди, и они друг за другом идут целовать Крест и Евангелие. Редко, кто подходит к священнику и что-то говорит. Когда спрашиваешь, почему вы не исповедываетесь, то большинство отвечают: так батюшка уже разрешил Крест и Евангелие целовать! - Вот такая профанация важнейшего делания христианина...

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс