Богородица

Актуальные статьи

ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

21.04.2016

Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора


У многих экуменистов, «креативных» богословов и других сторонников «широкого понимания» христианства есть излюбленная цитата из Священного Писания в качестве своеобразного девиза своей модернистской деятельности: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19). Правда, «разномыслию» этому у нас за последние годы поставили вполне четкие границы. Если кто-то думает, что это границы естественного соборного церковного разума, то это, увы, не так. В плане богословском «разномыслие» курируется Синодальной богословской комиссией в духе либерального парижско-оксфордского направления. И проект «нового катехизиса» этой комиссии сильно напоминает двухтомник «Православие» за авторством самого богослова-председателя. А в области церковной внешней политики на страже «единомыслия» стоит ОВЦС, который 15 марта выдал неразъяснительные разъяснения по поводу предстоящего Всеправославного Собора на Крите и прошедшей встречи Патриарха и Папы в Гаване (см.: http://www.patriarchia.ru/db/text/4431309.html и http://www.patriarchia.ru/db/text/4431333.html).

Если говорить совсем ясно, то, как верить, как думать и как жить в Церкви нам верующим в безапелляционной форме уже несколько лет подряд объясняет митрополит Иларион (Алфеев) – объединивший впервые в новейшей истории Русской Церкви в своем лице функции «первого» богослова и главного дипломата.

Что же можно сказать о последних двух «официальных разъяснениях», вышедших из канцелярии ОВЦС? Как верно подмечено на одном православном сайте, «поражает сам тон всех этих заявлений, которые похожи не на “Разъяснения”, обращенные к обеспокоенной пастве из-за произошедших событий, а на порицания народа, увещания, которые наполнены негодования и крайней степени возмущения. Тон, который совершенно недопустим для официального церковного языка. Мол по какому праву народ Божий беспокоится, да еще и критикует действия Предстоятеля Русской Православной Церкви… Тон еле сдерживающейся раздражительности и негодования к содержанию писем верующих чад Русской Православной Церкви. Народ волнуется и переживает, значит у него живая вера, живо догматическое чутье и религиозная совесть. Не понимать этого и игнорировать это как факт живой веры является недопустимым для православных иерархов».

Действительно, форма, в какой изложены эти обращения к клирикам и мирянам нашей Церкви, в отдельных местах напоминает скорее хамоватый тон дискуссий в соцсетях и на интернет-форумах: «фарисеи» «горе-“ревнители Православия”», но никак не приличествует пастырскому обращению (председатель ОВЦС, из под пера которого вышли эти два «разъяснения», принадлежит как-никак к священноначалию нашей Церкви). Возможно ОВЦС в качестве своей «паствы» имеет лишь своих собственных сотрудников, а всех остальных православных верующих, не согласных с некоторыми моментами современной церковно-общественной жизни Русской Православной Церкви, считает просто за малобразованное «быдло». Митрополит Иларион как викарный архиерей Московской епархии не может в такой хамской форме обращаться к многомилионной пастве Русской Православной Церкви, выделяя из нее «горе-ревнителей Православия». Скорее, форма этих «разъяснительных директив» владыки Илариона, где уже заранее все несогласные с проектами документов Собора и «встречей тысячелетия» высокомерно именуются «фарисеями», близка к папским энцикликам.

Возможно, для идеологии ОВЦС больше подходит эта модель отношений между иерархами и народом Божьим, но в православной традиции Церковь – это иерархическая совокупность клира и мирян во главе со Христом. Митрополиту Илариону, наверное, очень бы хотелось «выдавить» всех «ревнителей» в раскол, маргинализировать всех критиков своего творчества, тем самым расчистить широкий путь для беспрепятственного осуществления собственных проектов – от глобально экуменических до богослужебно-реформаторских, которые эти злые «ревнители-фарисеи» никак и не под каким видом не желают принимать. Даже и Межсоборное Присутствие не помогает для продвижения в жизнь обновленческих проектов.

Откровенных смутьянов неообновленческого толка (кочетковцев, меневцев), скандалиста и национал-предателя Кураева, протоиерея-«власовца» Митрофанова и других одиозных личностей либерального разлива не без участия того же митрополита Илариона в Церкви терпят и даже награждают, а консервативно и традиционно настроенную часть духовенства и простых верующих хотят поставить на грань раскола и выдавить «как гной». Конечно же, среди последних тоже встречаются не совсем адекватные люди, предлагающие не поминать Патриарха и отделяться, но ситуацию эту обостряет как раз политика ОВЦС и лично митрополита Илариона.

Встреча в Гаване – секрет для маленькой компании и тайна для всех нас, а дежурным словам «о спасении христиан на Ближнем Востоке» не верит никто. Да и фактов нет! То, что в иларионовском «разъяснении» перемирие в Сирии преподносится как результат встречи Патриарха и Папы, является примером логической ошибки: post hoc, non est propter hoc («после» не значит «вследствие»). Уничтожаемых и гонимых христиан на Ближнем Востоке лучше чем наши российские ВКС и Министр обороны Сергей Шойгу никто не защитит: ни патриарх Кирилл с папой Франциском, ни ОВЦС с его председателем, ни Госдеп США, ни Комиссары Совета Европы по правам человека. «Энциклика» митрополита Илариона не работает. Зато движется полным ходом работа над «новым катехизисом», и снова тайна и снова «гениальные» двусмысленности.

«Разъяснения» ОВЦС о проекте документа «об отношении к инославным» не вызывает и не будет вызывать доверия по двум причинам.

Первое – в документе (заметим – богословском, а не дипломатическом!) должно быть прописано четкое, ясное, святоотеческое определение Православной Церкви и так же недвусмысленно определены статусы инославных конфессий и деноминаций по отношению к Единой Соборной и Апостольской Церкви. Документ должен честно констатировать, что единство церковное – это экклезиологический факт, к нему можно только присоединиться тем, кто по разным причинам от него отпал. Пока в проекте нет единого смысла, что такое Церковь и «церкви».

И второе – это практический экуменизм ОВЦС, который подрывает веру в любые документы, от него исходящие. 21 января 2016 г., за несколько дней до «встречи тысячелетия» в Гаване, сотрудники ОВЦС принимали участие в экуменической молитве в католическом соборе Непорочного Зачатия в Москве. По поводу этого было сделано обращение к митрополиту Илариону (http://www.blagogon.ru/news/424/), которое, как обычно, было проигнорировано. После этого канонического инцидента как может рядовой православный верить заявлениям ОВЦС о «строгой верности Священному Преданию»? Напомним ещё один вопиющий факт. 30 сентября 2012 г. в Санкт-Петербурге в церкви св. Александра Невского состоялась совместная молитва с англиканской делегацией: православная литургия на английском языке, англиканский пастырь не просто находится в алтаре, но и читает за богослужением Апостол (http://www.blagogon.ru/digest/364/). И всё это с санкции владыки Илариона.

Можно долго спорить об апостольском преемстве у англикан, католиков и лютеран, например, но «контакты» с инославными, выходящие за рамки конференций, экскурсий и чаепитий, будут всегда отторгаться большинством православного народа. И ссылки на свт. Марка Ефесского, сделанные в «разъяснительном документе» ОВЦС, не выглядят убедительно ни для кого. Марк Ефесский почитаем в православном мире не за то, что приехал в Феррару на встречу с Папой Евгением, целовался с ним и участвовал в дискуссиях, а за то, что несмотря на жесточайшее давление уехал с Флорентийского собора, прокляв унию и латинство, не поставив своей подписи под «историческими» документами.

Если митрополит Иларион и подконтрольное ему синодальное экуменическое ведомство желало бы действительно успокоить народ Божий, то в нашей Церкви сверху была бы инициирована живая, а не симуляционная дискуссия по поводу и Гаванской встречи, и Всеправославного Собора. Стоит напомнить, что архиереи Антиохийской, Элладской, Грузинской Церквей, духовенство Болгарской Церкви, Синод РПЦЗ проявляют гораздо большее «разномыслие» в этих вопросах, чем наш епископат, который должен удовлетвориться «энцикликами» Волоколамского митрополита. Если и в самом деле грядущий Собор должен продемонстрировать единство православной ойкумены, как утверждает наше священноначалие, то проект экуменического документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» и саму процедуру принятия решений – основные спорные положения, вызывающие неприятие у целых Поместных Церквей (например, Грузинской) – необходимо пересмотреть или вообще снять. Правда, есть вероятность, что при таком развитии событий главный инициатор созыва Собора – Константинопольский Патриарх (и его вашингтонские кураторы из Госдепа) – откажется от участия в нем. Но ведь владыка Иларион, смеем надеяться, работает не на патриарха Варфоломея. Или же…

Впрочем, на все воля Божия. А пока приходится признать, что то единомыслие и единство, на которые хотят направить нас «разъяснения от ОВЦС», носят всего лишь декларативный и неубедительный характер. К тому же обслуживают интересы не Русской Православной Церкви, а своей экуменической и латинофильской синодальной корпорации.

P.S. 20 апреля председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), выступая перед преподавателями и учащимися Московских духовных школ, рассказал о состоявшейся 12 февраля 2016 года в Гаване встрече Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском (mospat.ru/ru/2016/04/20/news130414/).

Нужно признать, что в речи митрополита Илариона конечно есть немалая доля правды в отношении непоминающих патриарха и призывающих к расколу нашей Церкви. Но как пастырь Христовой Церкви владыка Иларион этой речью себя полностью скомпрометировал и проявил полную пастырскую профнепригодность. Как бы не были неправы иные миряне и священнослужители, критикующие смутившую многих верующих «встречу тысячелетия» в Гаване, но называть их постоянно «фарисеями», «горе-ревнителями», «оголтелыми “ревнителями”», «провокаторами и крикунами» и т.п. – это совершенно недопустимо для архипастыря Русской Церкви и противно Духу Христову. Ведь эти люди также болеют за нашу Церковь и за чистоту ее вероучения (и думается не менее самого владыки-митрополита), а то, что некоторые из них богословски малограмотны – следовало бы ученому митрополиту-богослову Илариону покрыть пастырской любовью, а не приклеивать им оскорбительные ярлыки и эпитеты, что никак не красит постоянного члена Св.Синода. Ведь главное свойство пастыря доброго – не оскорблять, а учить.

Напомним, что 1 ноября 2010 года митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) без всякого богословского обсуждения произвольно наложил мораторий на употребление слова «ересь», дабы не обидеть еретиков и выстраивать с ними хорошие взаимоотношения. По мнению митрополита Илариона этот термин является «уничижительным и оскорбительным» (https://mospat.ru/ru/2010/11/15/news30385/). Напомним владыке-богослову, что термин «ересь» не является уничижительным и оскорбительным, как утверждает Его высокопреосвященство, а святоотеческим. Термин этот просто констатирует факт отпадения церковного сообщества от святой апостольской веры Церкви или искажения веры этим сообществом. Термин «ересь» активно используется во множестве творений святых Отцов, содержится в вероучительных книгах и посланиях Православной Церкви, в богослужебных последованиях.

При историческом оглашении моратория Владыка Иларион сказал: «Прежде всего, это было сделано для того, чтобы найти новые пути сосуществования и новые методы взаимодействия. При этом, вступая в диалог, Православная Церковь отказалась от употребления термина “ересь” в отношении католичества. … Православные наложили мораторий на употребление данного термина на время работы богословской комиссии по православно-католическому диалогу».

Однако для налаживания плодотворного межконфессионального диалога между филокатолической синодальной структурой ОВЦС и огромным числом православных верующих Русской Православной Церкви было бы весьма уместным как с богословской, так и с пастырской позиции председателю ОВЦС митрополиту Илариону наложить мораторий также и на такие термины, как: «фарисеи», «горе-ревнители», «оголтелые “ревнители”», «провокаторы и крикуны».

И тогда, Богу содействующу, можно будет найти новые пути сосуществования и новые методы экуменического взаимодействия между ОВЦС и православными верующими.

P.P.S. Как стало известно, 6 апреля 2016 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла учреждена награда Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата – медаль святителя Марка Ефесского.

Как сказано в пояснении сайта «Патриархия.ру», «личность этого выдающегося защитника Православия служит примером в деятельности, осуществляемой старейшим синодальным учреждением Русской Православной Церкви, которое отмечает в этом году свое 70-летие. Медалью святителя Марка Ефесского будут награждаться как духовные, так и светские лица: за достижения в области внешней церковной деятельности; за взаимодействие церковной и светской власти в сфере международной деятельности; за поддержание согласия и гражданского мира в обществе; за значительный вклад в межправославное сотрудничество; за поддержку соотечественников, проживающих за рубежом; за укрепление мира и дружбы между странами и народами; за деятельное участие в области церковной и светской дипломатии». http://www.patriarchia.ru/db/text/4436571.html

Редакция сайта «Благодатный Огонь» считает, что первыми кавалерами этой медали по праву и заслуженно должны стать председатель ОВЦС Его Высокопреосвященство митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). Так сказать за боевые экуменические заслуги перед Родиной. А также – Его Высокопреосвященство митрополит Ленинградский Никодим (Ротов) (за отвагу, посмертно).

  Редакция сайта «Благодатный Огонь»



Благодатный Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Анна 19.01.2017 в 15:08:12

Упаси, Господи, нас от таких "пастырей".

Александр 24.05.2016 в 08:18:56

Разве на фотографии не видно кто господин, а кто холуй

Елена Н. 27.04.2016 в 22:07:36

О корпоративном "единомыслии" начали заботиться и на приходе храма Петра и Павла в Ясенево (подворье Оптиной Пустыни в Москве). Этот тот приход, клирик которого диакон Кондрашев выложил в сети ролик с анализом Гаванской декларации и отказался поминать Патриарха. Священник (не буду называть имя) в полном храме с амвона сказал, что не дело прихожан рассуждать о делах священноначалия. Значит, прихожане рассуждают и подходят к пастырям с вопросами... Ответ - за собой смотрите... Это было сказано всем присутствующим. Грустно.

Антоний 27.04.2016 в 11:34:12

"Наемник нерадит об овцах". Вот и весь ответ на деятельность отдельных сотрудников ОВЦС...

Владимир 23.04.2016 в 22:55:17

Дорогие братья и сестры, всех с праздником Входа Господня в Иерусалим!
Что касается наглости митрополита Илариона со товарищи, - мы сами виноваты! Наше молчание на все их выходки и канонические преступления под предлогом сохранения мира церковного, привели к ужасным последствиям. Они уверились в том, что в России уже некому возвысить голос в защиту веры отцов. В вопросах веры не может быть компромисса! По слову апостола Павла нельзя "содержать Истину в неправде"!

Наталия 23.04.2016 в 10:43:05

Единственно, где митрополит Иларион искренен, то в отношениях с иноверцами. Его лицо расцветает, улыбка не сходит с его уст - улыбается своим. Мы, православные, для него чужие. И такой митрополит руководит нашей Церковью. Господи, сохрани нас от лукавых ересиархов!

Россиянин 23.04.2016 в 07:23:37

Но те, кто явно или скрытно поддерживают его, также действуют против Церкви.

FrVladimir 22.04.2016 в 22:44:51

Увы, митрополит Иларион вовсе не тайный - он творит бесчинства явно и безнаказанно (как это не прискорбно говорить, ибо немало людей были очарованы им поначалу... но чары спадают пред Истиной...). Для него, в самом деле, нет народа Божия - есть покорные рабы, которые обязаны исполнять его волю... Читаешь их вирши по поводу уважительного отношения к инославным - столько любви к ним, но к тем, кто будет противиться претворять в жизнь дела ОВЦС (который того и гляди заменит и Архиерейский собор!), тому будут устроены трудные времена...
Что ж: время близко! Благодарим Господа, что наступил и наш черед выстоять за Православие.... тем паче нас уже отделили и определили к неучам и членам сборищ... но мы никуда не уйдем: Церковь одна и глава ее - Христос... время отделения плевел от пшеницы...

FrVladimir 22.04.2016 в 22:36:10

Из слова святителя Марка Эфесского к папе Евгению IV: «Я слышал одного ученого из вашей среды, говорящего благоприятное для дела мира и исправления тех лиц, которые, имея неправильное понятие о вере, думали, что это прибавление (т. е. Filioque) было от самого начала (в Символе Веры). Поэтому ради икономии пусть оно будет снова изъято для того, чтобы вам восприять братьев, из-за разделения с которыми, вы, думается, все должны страдать, если вы — не безчеловечны! Представь себе мысленно кровь христиан, которая проливается каждый день, и горькое рабство под варварами, и поношение Креста Христова, затем, ниспровержение Жертвенников, разрушение молитвенных домов, прекращение божественных песнопений, захват Святых Мест, разграбление священных облачений и утвари. Все это могло бы (благополучно) разрешиться, при Божественном содействии, благодаря нашему миру и согласию, если только пожелаете, отложив черствость и неподатливость, снизойти к нам, немощным, и изъять из среды то, что нас смущает».

Лариса 22.04.2016 в 20:59:16

Митрополит Иларион был послушником Свято-Духова Виленского монастыря. Правда, совсем короткое время: с 1987 по 1989, кажется. Там и пострижен был, там же и рукоположен. В одном из своих интервью сказал, что "к сожалению, не нашел там духовного наставника". Кстати, на фотографии с ним рядом стоит нынешний владыка Виленско-Литовской епархии - архиепископ Иннокентий (Васильев). Ничего личного.

Марина 22.04.2016 в 18:08:46

Прот. Олегу.
***Архиерей никогда не живший до сана в монастыре, и, не знавший послушания монашеского - это пустозвон по-неопытности духовной жизни и одно искушение для своей паствы!***
Вы совершенно правы! Интуитивно нет никакого доверия к его словам и делам!

Павел Магдесьян 22.04.2016 в 10:02:48

Не зря мудрый владыка Антоний (Сурожский) в свое время раскусил этого перца-композитора и выгнал из своей епархии: http://www.blagogon.ru/digest/522/
Митр.Иларион (Алфеев) - это прокатолический подрывник нашей Церкви.

Алексей 21.04.2016 в 23:09:50

Самое страшное то, что митр. Илариона готовят к патриаршеству. Сейчас мы уже видим чуть ли не изгнание из Церкви всех несогласных с политикой руководства, а как придет Иларион к первосвятительству церковному - так анафемы посыплются...

Протопоп Олег 21.04.2016 в 18:46:06

Архиерей никогда не живший до сана в монастыре, и, не знавший послушания монашеского - это пустозвон по-неопытности духовной жизни и одно искушение для своей паствы! Вообще, м.Иларион только после отзывов в.Марка Берлинского по поводу собора, зачесался, понимая, что считать себя умнее остальных стало просто глупо. Вот и высказался не о чем.

Анатолий 21.04.2016 в 17:33:59

Прошел по ссылке (mospat.ru/ru/2016/04/20/news130414/). Прочитал доклад митрополита Илариона. Местами там встречается банальное вранье. Но все сплошь враньем быть не может, поэтому местами изложены правильные вещи. Как и у о.Георгия Максимова в статье идет черезполосица вранья и правды. Тоже самое и у Душенова вранье и передергивания чередуются с правильными вещами, против которых не возразить. Кстати и о.Георгий, автор мутных статеек, тоже там свои 5 копеек вставил. Его бедного оказывается "ревнители" и "фарисеи" обидели, то ли не учли в тексте резолюции 2 его замечания, то ли "зилоты" шикнули на него. Но вернемся к митр.Волоколамскому. Особенно меня рассмешил следующий его пассаж: "Несколько слов о пресловутом «признании таинств еретиков». Между православными и католиками нет общения в таинствах, но это не значит, что мы не признаем никакого действия в совершаемых у католиков таинствах, иначе нам пришлось бы в случае перехода в Православие перекрещивать всех мирян и перерукополагать священников". Сказал м.Иларион на полном серьезе. Причем это митрополит говорит так, как будто ему нужно перекрещивать толпы католиков, которых ОВСЦ вместе с п.Кириллом и м.Иларионом вернули в истинную веру. А из католических священников выстроилась на перерукоположение целая очередь таких. Нет такого перехода в Православие, ни массоваго, ни единичного. Выдуманная проблема, а выдается как реальный аргумент. Он что дурачками считает, тех кому это говорит? И ведь на полном серьезе слушают эту ахинею. Может быть и нужна работа с инославными, но не такие персонажи должны с ними работать. Если он нас православных считает "фарисеями", "ревнителями не по разуму", "зилотами" да и просто презренным быдлом, то кто же тогда в Православие к нам пойдет. Скорее он сам убежит из Православия, если уже не перебежал и не стал криптокардиналом, как Никодим (Ротов).

Владимир Юрганов 21.04.2016 в 14:23:38

Никодиму 3 медали надо, сразу всех 3-х степеней, что бы полным кавалером был )) А м.Илариону будет куда расти ) главное, чтобы патриарха Кирилла Господь по нашим молитвам в другую сторону нес. Хотя в силах Господних и Илариона сделать из экумениста Православным. Как Кирилла сделал. Но всё равно нет нет да и будет прорываться противление Воле Господней. Дай Бог что бы пореже рецедивы случались...

Агапит 21.04.2016 в 12:03:37

К сожалению, в РПЦ уже выращена генерация священнослужителей-неообновленцев. Взгляды их неоформившиеся, монолита они пока ещё собой не представляют, но некая общая тенденция прослеживается: причастие без исповеди, отмена чтения часов, произвольное сокращение служб, (вообще впечатление, что служба их тяготит), далее, чтение Евангелия лицом к народу, произвольная замена отдельных славянских слов русскими, чаяние некоего "новославянского" языка. Один прямо сказал, что перейдёт в католичество, если велит начальство. Употребление термина "еретики" негласно запрещено. Те проблемы, которые обсуждаются на православных форумах, как и вообще чтение Евангелия и Отцов, мало кого интересует. Больше интересуют требы.

Анатолий 21.04.2016 в 10:50:03

Авторам комментария Аксиос! Благодарю и поддерживаю!

Павел Магдесьян 21.04.2016 в 09:54:54

Давно уже считаю митрополита Илариона Алфеева волком в овечьей шкуре. Не удивлюсь, если этот композитор по совместительству еще и тайный кардинал.

Россиянин 21.04.2016 в 09:40:09

Особый духовный цинизм наших известных церковных модернистов, обновленцев и неолибералов проявляется в том, что медаль "Святителя Марка Ефесского" учреждена как награда Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата - прославившегося полным забвением и игнорированием деяний указанного святителя. Воистину, следы бесов проявляются во всех делах их почитателей.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс