Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

К 10-летию интронизации Святейшего Патриарха Кирилла.
Война за Традицию

31.01.2019
Диакон Илья Маслов

 


Десятилетний юбилей интронизации Святейшего Патриарха Кирилла невольно располагает к определенному подведению итогов за этот сравнительно небольшой, но насыщенный период новейшей истории Русской Православной Церкви. Подобный анализ ни в коей мере не является «оценкой» деятельности лично Патриарха Кирилла в качестве главы нашей Церкви (кто я такой, чтобы судить своего Предстоятеля?), это лишь попытка без кликушеского «зилотства», либерального фрондёрства и не менее убогого официозного «славословия» выделить те явления и тенденции, которыми была окрашена наша церковная жизнь за последние 10 лет. Это попытка назвать, с точки зрения православного традиционалиста и русского патриота, те достижения и поражения нашей Церкви за эти 10 лет, которыми отмечено нынешнее патриаршество. Понимая, что отнюдь не все «плюсы» и «минусы» последнего церковного десятилетия можно безоговорочно приписать «лично» Патриарху, тем не менее, в исторической перспективе о них будут говорить именно как о том, что было «при Патриархе Кирилле». 

Начнем с того, каким видел в декабре 2008 года нового главу Русской Церкви тогда еще Местоблюститель патриаршего престола митрополит Кирилл (Гундяев). Приведем обширную цитату из его тогдашнего интервью информационному агенству «Интерфакс»:

«Я выступаю категорически против любых реформ (в Церкви. – “ИФ”). Более того, думаю, что ни один из 145 архиереев, которые могут быть кандидатами на патриарший престол, не имеют никакого реформаторского зуда», – сказал владыка в понедельник, отвечая на вопросы журналистов в Москве.

Митрополит Кирилл указал на то, что Россия дважды была научена, «как нужно бережно относиться к традиции, особенно к богослужебной традиции».

«Первый урок – это старообрядческий раскол, а второй урок – пресловутое “обновленчество” 1920-х годов: и то, и другое взбудоражило Церковь, разделило людей, но ни то, ни другое не достигло целей, которые ставили реформаторы», – подчеркнул патриарший местоблюститель.

Он убежден, что «реформы в Церкви не могут достичь целей, которые ставят реформаторы, если эти цели не проистекают из глубин народной жизни».

По его словам, «Церковь сама по себя является консервативным началом, потому что она “консервирует”, сохраняет апостольскую веру».

«Для того, чтобы вера передавалась из поколение в поколение на протяжении тысячелетий, она должна быть сохранена. Если реформа разрушает веру, традицию, ценности, то такая реформа называется ересью», – подчеркнул митрополит Кирилл.

«Опыт показал, что в России усваиваются только такие идеи, которые не разрушают становой хребет. Все, что было навязано нам, спущено в девяностых годах как некий интеллектуальный проект, не было принято народом», – заметил владыка, по убеждению которого народ принимает только то, «что соответствует его ценностям, надеждам»[1].

Слова очень важные, учитывая тот контекст, в котором формировалось мировоззрение будущего Патриарха – Ленинградские духовные школы, «никодимовщина», ОВЦС, экуменические контакты. В этом смысле на митрополита Кирилла возлагали надежды как на патриарха-реформатора определенная часть российской либеральной элиты, представители обновленческого духовенства и околоцерковная интеллигенция, жаждущая реформации традиционного Православия. Насколько эти надежды оправдались, мы отметим ниже.

Декларация о курсе на традиционализм была сделана еще ярче в интронизационной речи Патриарха Кирилла 1 февраля 2009 года:

«Воспринимаю как особый знак Божий то, что Патриаршая интронизация совершается сегодня, в день памяти святителя Марка Ефесского – дерзновенного защитника и поборника православной веры. Задача Патриарха – не допускать перерастания разномыслий, которым по слову апостола “надлежит быть” (1 Кор. 11:19), в расколы, нестроения и лжеучения»[2].

В этой же речи Патриарх назвал одной из своих приоритетных задач сохранение канонических границ Русской Церкви на всем пространстве «исторической Руси». Как известно, концепт «русского мiра» очень часто связывают именно с Патриархом Кириллом.

Полагаю, что уже с этих первых февральских дней 2009 года патриоты и либералы напряглись по поводу нового патриаршества довольно серьезно. Несколько упрощая, можно сказать, что первые в эйфории от консервативной риторики чаяли дать большой бой либералам и родить фундаментальный проект в духе «Третьего Рима», а последние явно надеялись, что после дежурных и популистских слов про «духовно-нравственные ценности» все пойдет «нормально» – либерально-цивилизованно, эффективно, как обычно, как «договаривались».

Началась схватка, в которой Патриарх Кирилл показал, что голос православных патриотов-традиционалистов он слышит, при этом сама «система» не отказывается от либерально-экуменического курса и постепенной интеграции в «цивилизованный мир». Церковная «система» сделала ставку на «пластилиновых» спикеров и «идейно нейтральных» функционеров. Символическим выражением зачистки «крайних» стала патриаршая «опала» на идейного вождя либерально-модернистского лагеря околоцерковной оппозиции протодиакона Андрея Кураева и громкая отставка протоиерея Всеволода Чаплина, на самом высоком официальном уровне озвучивавшего чаяния православно-патриотической общественности. Градус борьбы это только подняло.  

В чем, действительно, православные традиционалисты смогли добиться успехов в годы патриаршества Святейшего Кирилла?

1. Был свернут проект Межсоборного присутствия по русификации церковнославянского языка (имеется в виду проект документа «Церковнославянский язык в жизни Русской Православной Церкви XXI века», который был отклонен и не попал для рассмотрения на Архиерейский собор 2013 года)[3]. Русификаторы-«кочетковцы», окопавшиеся в Межсоборном присутствии и в некоторых других общецерковных структурах, не смогли «продавить» языковую реформу богослужения.

2. Благодаря активности православной общественности, и, в том числе, «инсайдерской информации», появившейся на сайте «Благодатный Огонь», о разработке т.н. «приходского устава» удалось сорвать «конфиденциальное» обсуждение реформы нашего Типикона[4]. Вновь наглая попытка ревизии Священного литургического Предания Церкви в 2016 году не увенчалась успехом.

3. Несомненной победой православных богословов-традиционалистов, которых в итоге поддержал Патриарх, завершились нешуточные баталии вокруг проекта Нового катехизиса для Русской Православной Церкви. Незрелый, «сырой» текст, малопригодный для осуществления катехизации, наполненный сомнительного рода теологуменами и модернистскими идеями, – этот «коллективный» труд, вышедший из Синодальной библейско-богословской комиссии, представлял собой компиляцию из богословских штудий ее председателя – митрополита Илариона (Алфеева). Отзывы, которые направляли компетентные в этой теме священнослужители и миряне, по своему богословскому уровню были настолько выше самого обсуждаемого «труда», что «в связи с этим Предстоятель Русской Церкви предложил после внесения всех поправок сделать три самостоятельных текста катехизического содержания и издать их от имени Синодальной библейско-богословской комиссии»[5]. Это означало, что сочинять Новый катехизис для всей Русской Церкви у новых «богословов» не получилось. 

4. Отдельной темой стоит Критский «Всеправославный» собор 2016 года. Несмотря на всё первоначальное желание нашей Патриархии участвовать в этом форуме, Патриарху Кириллу удалось продемонстрировать тогда Фанару определенное несогласие с константинопольскими «правилами игры»: по настоянию нашей делегации и в первую очередь лично самого Патриарха был снят с повестки будущего собора календарный вопрос и принята гласная процедура обсуждения проектов документов[6]. И конечно в том, что наша Церковь в итоге не поехала на Крит и запустила процесс критического обсуждения критских документов (хотя и приняла проекты этих документов ранее на Архиерейском соборе, в чем, конечно, содержится так и не разрешенная двусмысленность), нельзя не увидеть подлинной соборности и единодушия народа Божьего. Лоббирование «критского процесса» некоторыми представителями церковной элиты в России наткнулось на мощное сопротивление православной паствы.

Теперь о том, что касается, безусловно, отрицательных явлений нынешнего патриаршего десятилетия внутри самой Церкви.

1. Налицо падение общественного авторитета Церкви. Скандалы вокруг священнослужителей, громкие «антиклерикальные кампании», формирование образа современного священника как «эффективного менеджера», разъезжающего на крутой дорогущей иномарке – всё это не всегда возникает на пустом месте. Людей злит плохо скрываемая связь церковных элит и олигархов, особая «снисходительность» к грехам и порокам «сильных мира сего», боязнь поссориться с «креативным классом» и вопиющее молчание по поводу роста социальной несправедливости. Многие наши соотечественники задаются, например, таким вопросом: как понимать заявляемое часто «неотделение» Церкви от своего народа, когда она в лице своего Патриарха промолчала по поводу несправедливой, грабительской и антинародной «пенсионной реформы»?

2. В собственно церковной среде возросло отчетно-бюрократическое отношение к миссионерству, молодежной работе, катехизации. При этом пастырство и богослужебная жизнь вытесняются на «периферию» приходской жизни, а основное внимание епархиальное начальство требует уделять различным формам внебогослужебной «деятельности». Священник из крайности «требоисполнителя» рискует впасть в роль «делопроизводителя».

3. Многие миссионерские и молодежные проекты на приходах все чаще отталкивают думающую и консервативно настроенную молодежь своей примитивностью, «толерантностью» к антихристинским субкультурам и светскостью. За последние несколько лет православная общественность была неоднократно взбудоражена «креативными» формами миссионерства, когда смешение сакрального и профанного гораздо более напоминало постмодернистские игры, чем православную миссию. 

4. В духовном образовании традиционное богословие активно заменяется западными стандартами светской «теологии» (например, т.н. «Болонская система»). По-прежнему, официально во многих семинариях и богословских ВУЗах поддерживается интеллектуальная мода на «парижское богословие» и экуменическую открытость. К этому следует добавить, что с каждым годом заметно снижается количество поступающих в духовные семинарии (По данным опроса ВЦИОМ, проведенном осенью 2018 года о том, какие профессии россияне считают наиболее подходящими для своих детей и внуков, самым нежелательным вариантом является профессия священнослужителя (1,85 баллов) – 64% опрошенных совершенно не хотели бы видеть своего ребенка в этой стезе)[7].

5. Остается нерешенным вопрос с прозрачностью церковного бюджета, как общецерковного и епархиального, так и приходского.

6. Процесс «разукрупнения» епархий и образование митрополий повлекло за собой небывалый за историю Русской Церкви рост числа архиереев. Благое намерение Патриарха Кирилла сделать каждого нового «маленького» епископа ближе к пастве и приходам имеет и свою негативную сторону: увеличиваются поборы с приходов для «достойного» содержания новообразованной епархиальной бюрократии. Отнюдь не единичными стали конфликты на этой почве между новым «эффективным менеджером» в епископском сане и старослужащими батюшками – последних иногда попросту сгоняют с мест по причине «церковной целесообразности». Подобные формулировки в указах – просто позор и чистой воды волюнтаризм.

Несколькими событиями и тенденциями совсем уж угрожающего характера отметилось нынешнее патриаршество:

1. Гаванская «встреча тысячелетия» обернулась нулевыми достижениями нашей «церковной дипломатии» и очень значительными репутационными потерями Святейшего Патриарха Кирилла среди своей многомилионной православной паствы. Нельзя исключать, что Ватикан ставил перед собой и такую задачу, просчитав все свои выгоды от возможного раскола внутри РПЦ.

2. Вовремя не отвергнутый и соборно не осужденный «критский процесс», дипломатические заигрывания с Варфоломеем и непрекращающаяся экуменическая работа ОВЦС на католическом направлении привели к тому, что угроза «украинской автокефалии» стала реальностью. Увы, отсутствие церковно-политической воли для полного осуждения Фанара и провозглашения анафемы целому букету ересей и беззаконий бывшего Константинополя только усугубляет этот кризис. Согласен с теми, кто сегодня говорит о том, что после позорного провала официальной «церковной дипломатии» на помощь Патриарху должна прийти «дипломатия народная». Горстка стамбульских отщепенцев-модернистов с националистическими амбициями – ничто по сравнению с подавляющим большинством православных народов, отвергающих любые формы «восточного папизма».

3. Сохраняется опасность и лукавое искушение «отпустить Украину». Идею «канонической автокефалии» из Москвы периодически вбрасывают в медийное пространство околоцерковная «пятая колонна» и либеральная оппозиция. Распад Русской Церкви в таком случае будет делом недолгого времени.

4. Украинская тема для Патриарха Кирилла осложняется и той пораженческой позицией «быть над схваткой», которую РПЦ заняла с 2014 года в событиях «Русской весны», возвращения Крыма и войны на Донбассе. Да, можно вспомнить пример св. Патриарха Тихона, который в условиях Гражданской войны не был ни за «белых», ни за «красных», но на Украине идет не гражданская война, а война против России, с русским народом, с тем самым «русским мiром», о котором так часто до Майдана говорил сам Патриарх Кирилл. В этой геополитической ситуации было бы адекватнее всего подражать позиции митрополита Сергия (Страгородского) в первые дни начала Великой Отечественной войны. «Невмешательство» нашей Церкви в «украинский вопрос» создает у наших братьев по вере – верных чад Украинской Православной Церкви Московского Патриархата – ощущение того, что от них отказались.

Вот таким взглядом (не претендующим отнюдь ни на какую-либо «профессиональную» объективность) можно окинуть десять лет плодотворного, сложного, довольно противоречивого и совсем не безошибочного, но, конечно же, жертвенного предстоятельского служения Святейшего Патриарха Кирилла. Из 10 лет его патриаршества половина уже на сегодняшний день пришлась на военное время – время войны за «русский мiр». В этом характерная черта русского патриаршего служения: уж точно ни один русский Патриарх не был пацифистом.

Многая лета и помощи Божией здравствующему Первосвятителю!


 


[1] Митрополит Кирилл против церковных реформ // http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=28109

[2] Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после интронизации 1 февраля 2009 года в соборном Храме Христа Спасителя // http://www.patriarchia.ru/db/text/547287.html

[3] http://www.blagogon.ru/news/223/

[4] http://www.blagogon.ru/digest/750/ 

[5] Святейший Патриарх Кирилл рассказал членам Архиерейского Собора о ходе работы по созданию Катехизиса Русской Православной Церкви // http://www.patriarchia.ru/db/text/5073010.html

[6] http://www.blagogon.ru/digest/678/

[7] https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9392


Благодатный Огонь





Голосование за статью
 - 
86
 /  - 
20
Комментарии:
Алексей 20/02/2019 в 22:06:46
Ещё надо бы добавить последовательное наступление на остатки церковного самоуправления, когда архиерейский собор приобрёл права поместного. Можно указать и на то, что не сделано: не дан окорот меневско-кочетковской ереси; ни разу Патриарх не выполнил функции печальника за народ перед власть предержащими. Что касается скандалов и слухов... умолчу.
Кирилл 07/02/2019 в 19:39:41
Патриарх, как любой человек может ошибаться. Даже делать зло вольно или не вольно. Были патриархи еретики, иконоборцы. Был, наконец, первосвященник, сказавший, лучше Одному умереть за народ... Уважение должно приличествовать сану. Никто не может отнять его, только Бог видимым образом или невидимым. Говорить о неправде ради правды Божией не есть грех, а добродетель. Я не говорю об осуждении. Преп. Максим Исповедник потому и исповедник, что говорил о Правде. Но кому нужна Правда? Если убрать красивые картинки, то, вы сами знаете, как живет народ, духовенство... Конечно, пусть каждый сам отвечает за себя. Но идеализировать кого-бы то ни было, крайность с тяжелейшими последствиями. Единоличное принятие важных решений, это совсем не Соборность. Каждый в праве любить или не любить Патриарха, но отделять добро от зла, правду от лжи есть дело Богоугодное и спасительное. В любом конфликте (Патриарх/соблазнившиеся) виноваты обе стороны. Но ответственности больше на том, у кого больше власть.
Димитрий Н.Б. 07/02/2019 в 15:22:29
Цитата:
"...Отнюдь не единичными стали конфликты на этой почве между новым «эффективным менеджером» в епископском сане и старослужащими батюшками – последних иногда попросту сгоняют с мест по причине «церковной целесообразности»".
Слишком уж вскользь и невнятно сказано. Между тем это проблема, которая точно тянет на отдельный пункт "отрицательных явлений", и о которой давно пора во весь голос кричать. За ней стоит немало поломанных жизней простых священников и мирян, которым в буквальном смысле растоптали души. На месте Тела Христова взращивается бездушная, безжалостная, несправедливая, насквозь бюрократизированная Система, перемалывающая человеческие жизни и влекущая отход от Церкви множества искренне верующих людей. И эта тенденция усиливается с каждым годом.
Олег Евсеев 07/02/2019 в 13:16:47
«Невмешательство» нашей Церкви в «украинский вопрос» создает у наших братьев по вере – верных чад Украинской Православной Церкви Московского Патриархата – ощущение того, что от них отказались, а слова украинского митрополита о том, что в конфликте на востоке Украины с обеих сторон православные христиане и его паства, создают впечатления благословения геноцида жителей Донецка и Луганска .
Владимир Юрганов 05/02/2019 в 06:46:28
Гена, а св. Максим Исповедник против избрания Кирилла патриархом?
Геннадий 04/02/2019 в 19:24:09
Владимир Юрганов:
*** И геннадиям решать - достоин архиерей быть патриархом или нет, а не Господу...***
Вчера был день памяти Преподобного отца нашего Максима Исповедника, как это обычно принято, православным пристало читать жития святых прославленных Церковью: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/70 Интересно, неужели и к Преподобному Максиму у Владимира Юрганова нашлось бы несколько слов праведного возмущения.
Николай Александрович 04/02/2019 в 11:04:03
Владимиру Юрганову.
Кстати, Вы меня неправильно процитировали. Вы в скобочках написали некие слова, которых в моём тексте от 03.02.2019 не было. И на этой основе построили свой тезис. Ведите себя внимательнее.
Николай Александрович 04/02/2019 в 10:47:45
Владимиру Юрганову.
Извините, но Вы выступили не по делу. Как это Вы поняли, что поминание Патриарха является трусостью? Трусостью является упорное нежелание честно назвать источник смущений при одновременном, гарцующем на коне, избиении оступившихся. Причём оступились эти люди не на гладком месте, а через подстроенную провокацию. Их подтолкнули. Ну, а вопрос о «чисто политическом» характере гаванской встречи очень спорный и вылился бы в отдельную большую тему, которая в формат этого форума, наверное, не ложится.
Владимир Юрганов 04/02/2019 в 09:55:31
Николай Александрович пишет:
/// Но может быть это (поминание патриаха) вовсе не смирение, а простейшая трусость? ///
То есть быть верным Церкви - это трусость, а подло свалить в раскол - это доблесть? Я вас правильно понял? Сама по себе встреча в Гаване ничего не значит. Ибо это НЕ БОГОСЛОВСКОЕ мероприятие. Никаких богословских решений не принималось и не рассматривалось. Одни политические. Совместных богослужений тоже, я не слышал, что они там были. Так что главный вред не в самом проведении встречи (которая равна примерно встрече на собрании у Путина по церковному значению), а в смущении паствы тем, что встреча проведена в условиях тайны.
Владимир Юрганов 04/02/2019 в 09:45:09
Геннадий расписывается в неверии:
/// Сельский бригадир, насчет волны, в свою очередь, тоже самое могу посоветовать и Вам. Во-первых, Патриарх Тихон не отметился с пламенной речью в Канберре. А во-вторых, про него ещё и не такие байки распускают... ///
Как мы видим, он считает, что Господь ничего не значит и никак не влияет на человека, принявшего патриарший сан. И патриарх, оказывается, отвечать должен перед Геннадием, а не перед Господом. И геннадиям решать - достоин архиерей быть патриархом или нет, а не Господу...
Николай Александрович 04/02/2019 в 09:39:05
Посмотрел видео: в Кремле прошло собрание по случаю 10-летия патриаршества. В партере сидят Путин, Патриарх, Додон, Предстоятели других церквей. На большом экране всем показывают наиболее значимые кадры 10-летия. И опять вижу что мурыжится эта самая гаванская встреча, принесшая столько смущения, вреда, раскола. Значит выводов никаких так и не сделано! Раскаяния нет! А вот бичевание продолжается.
р. Б. Татьяна 04/02/2019 в 00:15:39
Николаю Александровичу
***Неустоявших надо пожалеть.*** (с)
Простите что вмешиваюсь. Вообще не понимаю причин для каких-то споров. Да, смущение и было, и есть и будет. Но неустоявшие всегда могут покаяться, никто им дороги не закрывает. Мне тоже не нравится обмирщение повсеместное Церкви, и политизация ее - а чем еще можно назвать приглашение массы внешних людей на 10-летие интронизации патриарха Кирилла, про выходки м. Илариона тут уже и так все знают. Действуют как могут, не стоит судить, каждый должен нести свою ношу и о своих грехах думать. Иначе будет как на майдане - геть усих и запануем. Но пора уже понять, что будет ровно наоборот! Оно и так будет, не надо ускорять только приход этого, худшего. Ибо именно те, кто его приближает, и ответит за это.
Николай Александрович 03/02/2019 в 21:24:57
Леониду.
Согласен, что искушения не должны приводить человека в раскол. Искушения надо перетерпеть, их надо пересилить. Вы охотно бичуете тех, у кого сил на пересиливание не хватило. Всю вину раскола возлагаете на них. Но Вы упорно не хотите обратить взор на источник искушений. В данном случае источником явился сам Предстоятель, его слова и дела. Не природные катаклизмы, не рядовые люди, а Предстоятель! Так это же невиданная ситуация, требующая всецерковного, соборного обсуждения и осознания! Однако, Вы не хотите видеть этой ситуации, всячески отворачиваетесь от неё. Вы скажете, что это смирение? Но может быть это вовсе не смирение, а простейшая трусость? Одновременно, Вы при первой же возможности с упоением и сладострастием бичуете тех, кто не устоял перед искушением, не хотите этих оступившихся хоть чуть-чуть пожалеть, проявить к ним капельку христианской любви. Тогда это точно не смирение! Уклонение от правды в одном случае и одновременно сладострастное бичевание в другом случае говорит о том, что тут смирением и не пахнет. Тут скорее желание выслужиться перед начальником, желание сохранить место при сытной кормушке.
P.S. Так называемая гаванская встреча для большинства вовсе не явилась искушением. Они в этом событии просто ничего не поняли. Но чем больше человек понимал, тем тяжелее ему было справиться с искушением. Тут дело не в гордыне, а в силе искушения, которая пропорциональна уровню понимания. Неустоявших надо пожалеть.
Роман 03/02/2019 в 18:40:36
Вообще если посмотреть с точки зрения мирового сообщества, наш патриарх все же известный общительный человек, с ним можно вести переговоры и он об этом всем старается объявить. Также и наш руководитель государства не жалеет денег на олимпиаду, на футбол, приглашает всех посетить нашу страну и теснее познакомится с нашим народом, показать, что мы не бомжи и не злыдни, познакомится ближе с нашей истинной верой. «Стою при дверях и стучусь». Россия последний раз стоит при дверях всего мира и стучится в сердца людей всей планеты. Если посмотреть с этой точки зрение, то действия патриарха Кирилла логичны, его заслуга в этом плане действенна.
Леонид 02/02/2019 в 18:51:31
Николай Александрович, смущение имело место, однако оно как и другие искушения не должны приводить человека в раскол. Раскол - это падение гордых. На форумах эти "смущенные" сейчас воюют с Церковью плечом к плечу с филаретовцами, диамидовцами, старообрядцами и т.д.
Николай Александрович 02/02/2019 в 17:56:59
Уважаемый Леонид!
В своей заметке от 01.02.2019 на этом форуме я выразил некую конкретную мысль. Она заключалась в том, что в прошедшее десятилетие имело место величайшее смущение православного народа. Вы попытались мне возразить? Ну так доказали бы, что такого смущения вовсе не было и тогда в Вашем выступлении была бы полнейшая логика. Но Вы уклонились от этой прямой логики. Вы попытались укусить меня как-то сбоку. Вы вспомнили, что в ряду «непоминающих» батюшек нашлось два-три, мягко говоря, «чудоковатых». И на этой основе мажете всё множество «непоминающих». Это ущербная логика. Я же не стану в ответ Вам приводить десяток примеров с «чудоковатыми» батюшками из числа «поминающих» (одного из них недавно на семь лет запретили в служении) и на этой основе мазать всё множество «поминающих». А чтобы Вашу логическую линию выправить – потрудитесь доказать что ВСЕ «непоминающие» батюшки есть люди сумасшедшие, ненормальные, чудоковатые. Возразите мне по существу: смущение православного народа имело место или нет.
Леонид 02/02/2019 в 14:59:30
Николай Александрович, цитирую Вас:
@Во многих случаях это были тихие, скромные, «молчаливые» батюшки.@
Это Вы случайно не о "бензиновом" Евстратии написали, который обливал своих адептов бензином и грозился их поджечь? Или о "ижевских" батюшках, уже сменивших несколько юрисдикций? Все эти люди ушли в никуда из-за свой гордыни.
Адриан 02/02/2019 в 02:37:09
Анализ верный, хотя далеко и неполный. А подытоживание анализа просто странное. Как если бы нанятый работник все переломал и разорил, а нанявший его пожелал бы ему всякого благоденствия. Мы живем в некоей шизофрении, в одной статье (верно) обличается м.Иларион, а в другой его хозяину выговаривается пожелание "Божией помощи". В чем? Разве голова не знает, что делает правая рука? Разрушение Церкви не прекратилось, а продолжается. Патриарх сетовал, что мы, православные, проспали, что сделали "богословы" на Западе — разрушили Писание и западную церковь "критическими изысканиями". Которые естественно закончились утверждением, что все чудеса Евангелия имеют метафорический смысл. Париарх, конечно, имел ввиду "передовую западную библиистику". Но она и опустошила храмы на Западе. То же ожидает и нас. Но никто не решается всей правды сказать, что с этим Главой (пусть и по нашим грехам) мы будем дальше катиться в погибель.
Анатолий 01/02/2019 в 09:19:18
Геннадию и Сельскому бригадиру.
Не следует забывать также о следующих фактах из жизни епископа Тихона, когда он еще не был Патриархом: В епископство Тихона имели место случаи перехода ряда американцев из инославия в лоно Российской церкви. Так, бывший священник Епископальной церкви США Нафанаил Ингрэм Ирвин (Ingram N. W. Irvine) был хиротонисан во пресвитера архиепископом Тихоном в Нью-Йорке 23 октября 1905 года. При Тихоне в состав епархии вошли 32 общины, пожелавшие перейти из униатства в православие, что явилось продолжением «движения Товта», приведшего в православие около 250 тысяч русинских грекокатоликов (Википедия). У патриарха Кирилла ничего подобного и близко нет. Хотя бы одного инославного он привел в Православие? Мне об этом не известно. Сравнивать Патриарха Тихона с патриархом Кириллом - это значит унизить святителя и мученика.
Николай Александрович 01/02/2019 в 06:59:31
К отрицательным явлениям нынешнего патриаршего десятилетия следовало бы отнести также небывалое по своему масштабу смущение православного народа, вызванное политикой (поведением) Предстоятеля. Это смущение близко подвело нашу церковь к ещё одной черте раскола. В этом явлении ярко обозначилось «движение непоминающих». Как много добрых батюшек, искренно любящих Россию и радеющих за чистоту православия, не нашли в себе силы воздержаться от «непоминания»! И это не из-за их желания пропиариться, не из-за их гордыни. Самопиар не был для них характерен ни до, ни после этого явления. Во многих случаях это были тихие, скромные, «молчаливые» батюшки. Это произошло по причине величайшего смущения. Кто ответит за это негативное явление, за эту разрушительную волну, прошедшую по телу церкви?
Геннадий 31/01/2019 в 18:06:11
Сельский бригадир, насчет волны, в свою очередь, тоже самое могу посоветовать и Вам. Во-первых, Патриарх Тихон не отметился с пламенной речью в Канберре. А во-вторых, про него ещё и не такие байки распускают...
Анатолий 31/01/2019 в 16:03:59
Сельскому бригадиру.
Для Вас нет разницы между благожелательным отношением и членством во Всемирном совете церквей. Как будто это явления одного порядка.
Сельскiй бригадиръ 31/01/2019 в 15:50:12
Геннадию.
***Отсюда уже и встречи подобные этой: "Святейший Патриарх Кирилл встретился с генеральным секретарем Всемирного совета церквей Олафом Фюксе Твейтом" http://www.patriarchia.ru/db/text/5363251.html не вызывают никаких вопросов и принимаются за должное.***
Не надо гнать волну. Подобное было и до революции. Протоиерей Максим Козлов в своей статье "Русская Православная Церковь и экуменическое движение" пишет:
«Следует сказать, что лично святитель Тихон к представителям Епископальной Церкви относился весьма благожелательно. Известны два таких весьма характерных факта. Сей ревнитель православия и отеческих преданий однажды находился на рукоположении англиканского епископа Графтона в городе Фон-дю-лак в штате Милуоки, находился в епископской мантии, стоял в апсиде алтарной части англиканского храма и молился во время этого богослужения (эта фотография святителя Тихона очень известная, она опубликована в 1-м томе "Православной энциклопедии" в статье про Англиканскую Церковь) и равно известно, что, когда в Калифорнии произошло страшное землетрясение, то святитель Тихон послал одному из приходов, с которым до того имел непосредственное общение, в качестве дара евхаристические сосуды, чем наглядно засвидетельствовал свое отношение к тогдашней Епископальной Церкви в Америке».
В газете «Московский церковный вестник» при митрополите Питириме в конце 1980-х гг. была опубликована фотография: в алтаре православного храма в Нью-Йорке, который освящал архиепископ Алеутский и Североамериканский Тихон (Белавин), во время службы присутствовал епископ Епископальной Церкви США. Я сам держал в руках этот номер МЦВ за 1989 год.

Анатолий 31/01/2019 в 13:01:28
Геннадию.
Разделяю Вашу оценку ситуации. Думаю, что и автор не будет с Вами спорить. Добавлю только, что патриарха взращивали и продвигали на эту должность для продвижения чьих-то интересов или планов. И теперь он делает то, что от него хотели. Вот так вот спокойно и без лишнего пафоса нужно оценивать ситуацию - как она есть.
Геннадий 31/01/2019 в 11:39:27
Самый большой минус, который не был перечислен, легитимизация экуменизма и модернизма под маской фундаментализма. Отсюда уже и встречи подобные этой: "Святейший Патриарх Кирилл встретился с генеральным секретарем Всемирного совета церквей Олафом Фюксе Твейтом" http://www.patriarchia.ru/db/text/5363251.html не вызывают никаких вопросов и принимаются за должное. Поэтому и "встреча в Гаване" уже не так мерзка или даже совсем не мерзка, мерзко оказывается то, что у пасомых не спросили позволения. Как говорится, окна овертона в действии, вот что страшно, пройдёт ещё немного времени и сами не заметим, как изменимся, и станем такие же как все, как например Стамбульский патриарх и его паства, варят нас, как лягушку на медленном огне.
Анатолий 31/01/2019 в 10:55:26
Владимиру Юрганову.
Вы правы Владимир! Поддерживаю Вашу точку зрения. С автором статьи тоже согласен.
Владимир Юрганов 31/01/2019 в 09:27:37
В целом верно описаны и успехи и поражения. Лишь одно могу сказать, не сама встреча в Гаване мерзка... а то, что делалась в тайне от пасомых и что на мнение этих пасомых грубо говоря - плевать хотели. Примерно как менеджмент советского начальника: "Я - начальник, ты - дурак. Ты начальник, я - дурак!"

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
К 10-летию интронизации Святейшего Патриарха Кирилла.<br>Война за Традицию Православный журнал «Благодатный Огонь»

К 10-летию интронизации Святейшего Патриарха Кирилла.
Война за Традицию


31.01.2019
Диакон Илья Маслов

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

8.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

4.10.2019
Алла Тучкова

Популярный акафист «Слава Богу за всё!» вводит людей в прелесть

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

12.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

8.09.2019
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

18.09.2019
Неолиберальный дух в недрах Белорусской Православной Церкви

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.07.2019
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

26.05.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

23.07.2019
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

19.05.2019
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

5.05.2018
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

12.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

3.03.2019
Николай Каверин

Апология православного милитаризма.
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

18.02.2019
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

20.02.2019
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

10.02.2019
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

27.01.2019
Николай Каверин

Некоторые креативные аспекты телепроповеди митрополита Илариона (Алфеева)

13.01.2019
Николай Каверин

Об одной замечательной книге из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита

21.01.2019
Александр Щипков

Греко-протестантизм

3.01.2019
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.02.2019
«Яд в привлекательной упаковке»

8.01.2019
Николай Каверин

Томос стамбульского патриарха и его последствия для мирового Православия

28.12.2018
Николай Каверин

Дарование «канонической автокефалии» Украинской Православной Церкви было бы предательством православных верующих на Украине

18.12.2018
Эльдар Торбиев

Агенты раскола: Как и с какой целью Госдеп США разрушает православие на Украине

20.01.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

6.12.2018
Тимур Давлетшин

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

20.12.2018
Эдуард Биров

Солженицын – один из символов разрушения и очернения Советской России

11.12.2018
Игорь Друзь

К 35-летию со дня кончины прот. А.Шмемана.
Идеология протопресвитера Александра Шмемана

13.12.2018
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики.
К 35-летию со дня кончины протопресвитера А.Шмемана

12.11.2018
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

3.12.2018
Тимур Давлетшин

К 100-летию со дня рождения А.И.Солженицына.
Об апологии предателей-власовцев в произведении А. Солженицына «Архипелаг ГУЛаг»

22.11.2018
Александр Проханов

Довольно себя обманывать, мы должны готовиться к схватке

18.11.2018
Петр Антиохиец

Может ли Православие существовать без Вселенского Патриархата?

26.11.2018
Священник Павел Ермилов

Происхождение теории о первенстве Константинопольского патриарха

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

28.11.2018
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

8.11.2018
Диакон Илья Маслов

Для успешного противостояния Фанару необходима внутренняя зачистка наших либерально-церковных элит

22.10.2018
Николай Каверин

Протодиакон Андрей Кураев – национал-предательство под видом миссионерства

15.11.2018
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

8.10.2018
Священник Георгий Максимов

Константинополь, автокефалия и протодиакон Кураев (ВИДЕО)

1.11.2018
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

4.11.2018
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

31.10.2018
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

1.08.2018
Священник Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

26.07.2018
Киприан Шахбазян

Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

15.04.2018
«Пятая колонна» есть и в Церкви.
«Церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов дискредитирует российскую военную кампанию в Сирии

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

10.01.2018
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

17.12.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О православной и ложной мистике

17.04.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Либерализм – современный враг христианства

10.05.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Не прелюбодействуй

22.03.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

23.01.2018
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

5.06.2018
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

1.12.2017
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

1.04.2018
Правда о событиях 1913 года в Пантелеимоновом монастыре

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

26.12.2017
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

12.01.2018
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви.
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

21.01.2018
Иван Смирнов

Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

7.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк.
Комментарий диакона Ильи Маслова

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

27.05.2018
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

Протоиерей Константин Буфеев
Ересь кочетковщины

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

24.08.2018
Священник Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

24.10.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

 

НОВОСТИ

12.10.2019
РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.
На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019
Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019
О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019
Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви

10.09.2019
Современные обновленцы снова поднимают голову, требуя от Патриарха благословить богослужение на русском языке.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

01.09.2019
Захар Прилепин.
80 лет Второй мировой: кто и как отбирает победу СССР

31.08.2019
Светлой памяти Александра Захарченко

23.08.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

12.08.2019
Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина)

05.08.2019
Революция и полицейские

25.07.2019
Митрополит Тихон рассказал псковичам, как Святая Ольга заступилась за Сретенскую семинарию

20.07.2019
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

11.07.2019
Разгром Сретенской Семинарии

08.07.2019
Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий призвал бойкотировать всё, что связано с Грузией

03.07.2019
К гибели российских подводников в Баренцевом море.
Слово утешения святителя Феофана Затворника, написанное в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка»

27.06.2019
Анатолий Степанов: «Красноармейцы, по сути, исполняли завет Господа Иисуса Христа»

25.06.2019
Христианство и пацифизм несовместимы.
Об освящении ядерного оружия

23.06.2019
Александр Щипков: стремление подчинить Церковь секулярным ценностям и секулярной идеологии – это капитуляция и коллаборационизм

21.06.2019
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

05.06.2019
Афон против украинских раскольников: игумены монастырей Афона просят украинских паломников подтверждать принадлежность к канонической Украинской Православной Церкви

31.05.2019
На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

26.05.2019
Патриарх Кирилл: Советский Союз держался на христианской нравственной парадигме

24.05.2019
Одолеть бесовщину!
Заявление Совета православной патриотической общественности

22.05.2019
Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»? Священник Илья Письменюк утверждает, что может!

19.05.2019
К «протестной» акции в Екатеринбурге против строительства храма св. Екатерины

15.05.2019
Руководитель пресс-службы Патриарха Кирилла священник Александр Волков решил научить детишек «играть в Евхаристию», совершив «детскую миссионерскую литургию» на русском языке

12.05.2019
Очередная демонизация Сталина митрополитом Иларионом (Алфеевым) подрывает авторитет Русской Церкви

09.05.2019
Захар Прилепин: 9 мая — этот День вы унижали, как могли

05.05.2019
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

26.04.2019
Чудо Благодатного огня на Пасху 2018 года.
Наглядный ответ всем маловерам-протодиаконам: Благодатный огонь не обжигает! (ВИДЕО)

19.04.2019
Уровень одобрения И.В. Сталина россиянами побил исторический рекорд

16.04.2019
Александр Щипков: перевод богослужения на русский язык – попытка искусственной протестантизации Православия

07.04.2019
Управляющий делами Московской патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва совершил обновленческую литургию на русском языке

05.04.2019
Патриарх Кирилл утвердил решение об извержении из сана протоиерея Владимира Головина.
Комментарий священника Георгия Максимова

31.03.2019
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

24.03.2019
Великопостное развлечение руководителя миссионерского отдела Великолукской епархии

13.03.2019
Новым благочинным Красногорского церковного округа Московской епархии назначен неообновленческий иеромонах, разрушающий многовековые церковные традиции Русской Церкви

06.03.2019
«Пятая колонна» Святой горы Афон.
Манифест греческого национализма

05.03.2019
5 марта – день кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

28.02.2019
Сформулирована официальная позиция Сербской Православной Церкви по церковной ситуации на Украине

23.02.2019
С Днем защитника Отечества!

14.02.2019
Диверсия против православной веры: глава ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) презентовал свою кощунственную книгу из серии «Жизнь замечательных людей» под названием: «Иисус Христос. Биография»

10.02.2019
Русские монахи на Святой Горе Афон – это духовные пограничники Русской Церкви: украинские раскольники были отправлены восвояси прямо от монастырских врат русского Свято-Пантелеимонова монастыря

07.02.2019
Когда Афоном предается Бог.
Официальный Афон сегодня является носителем того же раскольнического духа, что и стамбульский Патриархат

03.02.2019
Игумен афонского монастыря Ватопед Ефрем, прибывший в Киев на «интронизацию» Епифания Думенко и госпитализированный с инфарктом, покинул Украину для продолжения лечения

03.02.2019
К годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

30.01.2019
Священный Кинот Афона решил не направлять делегацию в Киев и не отправлять приветствий предстоятелю ПЦУ, а если Епифаний Думенко приедет на Афон, некоторые монастыри закроют свои ворота

29.01.2019
Константинопольский патриарх Варфоломей прервал молитву на Крещение 2019 г. из-за призыва муэдзина к намазу (ВИДЕО)

20.01.2019
Курилы – русская земля. Резолюция митинга 20.01.2019

13.01.2019
Ватикан: натиск на Восток.
По словам экзарха Константинопольского патриархата, греко-католики объединятся с ПЦУ, так как являются «православными христианами в единстве с Римским престолом»

07.01.2019
Почему у РПЦ нет Томоса?

03.01.2019
Митрополит Рязанский Марк высказался об антихристианской сущности телефильма «Ирония судьбы, или С легким паром», посягнув тем самым на незыблемые «либеральные ценности»

03.01.2019
Томос об автокефалии: «не ходите, девки, замуж!», или Москальска зрада в Стамбуле

31.12.2018
Итоги 2018 года: «украинская автокефалия» и «фанарская схизма», человек года и антигерой года

31.12.2018
Послание Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Варфоломею в связи с антиканоническими действиями, предпринимаемыми Константинопольским Патриархатом на Украине

26.12.2018
Владимир Семенко: Готовит ли Синод РПЦ сдачу церковной Украины?

26.12.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин о последствиях т.н. «канонической автокефалии» для УПЦ

21.12.2018
В ПСТГУ прошел вечер памяти архимандрита Тавриона (Батозского), известного своей приверженностью обновленческой и экуменической практике

19.12.2018
В руководстве УПЦ (МП) осталась масса криптораскольников, которые вносят смущение в ряды верных чад канонической Украинской Церкви

17.12.2018
Обращение Священного Синода УПЦ к архипастырям, пастырям, монашествующим и верующим от 17 декабря

15.12.2018
Волчий собор украинской церкви, или Автокефальное Шоу в Киеве

15.12.2018
Архиепископ Лонгин (Жар) в письме константинопольскому патриарху Варфоломею назвал «объединительный собор» сатанинским сборищем

09.12.2018
Синод УПЦ МП отказал патриарху Варфоломею в праве созывать какой-либо Собор на Украине

07.12.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин о неправде «христианского» пацифизма.
Защита Родины – священный долг

02.12.2018
Митрополит Иларион (Алфеев) снова продвигает идею «целомудренного» растления подростков в школах

27.11.2018
Д.,Б! (с), или Уроки церковнославянского для неофитов

25.11.2018
Обращение братии Свято-Успенской Почаевской Лавры по поводу беззаконного решения Министерства юстиции Украины

23.11.2018
Анатолий Степанов о провале дипломатии ОВЦС в вопросе «рейдерского захвата» Константинопольским патриархатом канонической территории Русской Церкви на Украине

20.11.2018
Митрополит Лука прокомментировал свой визит в СБУ и назвал Порошенко «современным гонителем Церкви»

15.11.2018
Технология «окон Овертона» в украинском церковном кризисе.
Об угрозе отрыва УПЦ МП от Русской Православной Церкви

13.11.2018
Евхаристическое общение УПЦ МП с Константинопольским патриархатом в настоящее время невозможно и прекращается.
Постановление Собора епископов Украинской Православной Церкви от 13 ноября 2018 года

13.11.2018
О несостоявшейся встрече Порошенко с епископатом УПЦ (МП) 13 ноября и возможном изменении тактики патриарха Варфоломея

01.11.2018
Вице-премьер Татьяна Голикова совершила акт агрессии против России, предложив заняться секспросветом школьников

28.10.2018
Стамбульский патриарх Варфоломей считает славян «унтерменшами» в Православии