Богородица

Новости

Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

20.04.2016

У многих экуменистов, «креативных» богословов и других сторонников «широкого понимания» христианства есть излюбленная цитата из Священного Писания в качестве своеобразного девиза своей модернистской деятельности: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19). Правда, «разномыслию» этому у нас за последние годы поставили вполне четкие границы. Если кто-то думает, что это границы естественного соборного церковного разума, то это, увы, не так. В плане богословском «разномыслие» курируется Синодальной богословской комиссией в духе либерального парижско-оксфордского направления. И проект «нового катехизиса» этой комиссии сильно напоминает двухтомник «Православие» за авторством самого богослова-председателя. А в области церковной внешней политики на страже «единомыслия» стоит ОВЦС, который 15 марта выдал неразъяснительные разъяснения по поводу предстоящего Всеправославного Собора на Крите и прошедшей встречи Патриарха и Папы в Гаване (см.: http://www.patriarchia.ru/db/text/4431309.html и http://www.patriarchia.ru/db/text/4431333.html).

Если говорить совсем ясно, то, как верить, как думать и как жить в Церкви нам верующим в безапелляционной форме уже несколько лет подряд объясняет митрополит Иларион (Алфеев) – объединивший впервые в новейшей истории Русской Церкви в своем лице функции «первого» богослова и главного дипломата.

Что же можно сказать о последних двух «официальных разъяснениях», вышедших из канцелярии ОВЦС? Как верно подмечено на одном православном сайте, «поражает сам тон всех этих заявлений, которые похожи не на “Разъяснения”, обращенные к обеспокоенной пастве из-за произошедших событий, а на порицания народа, увещания, которые наполнены негодования и крайней степени возмущения. Тон, который совершенно недопустим для официального церковного языка. Мол по какому праву народ Божий беспокоится, да еще и критикует действия Предстоятеля Русской Православной Церкви… Тон еле сдерживающейся раздражительности и негодования к содержанию писем верующих чад Русской Православной Церкви. Народ волнуется и переживает, значит у него живая вера, живо догматическое чутье и религиозная совесть. Не понимать этого и игнорировать это как факт живой веры является недопустимым для православных иерархов».

Действительно, форма, в какой изложены эти обращения к клирикам и мирянам нашей Церкви, в отдельных местах напоминает скорее хамоватый тон дискуссий в соцсетях и на интернет-форумах: «фарисеи» «горе-“ревнители Православия”», но никак не приличествует пастырскому обращению (председатель ОВЦС, из под пера которого вышли эти два «разъяснения», принадлежит как-никак к священноначалию нашей Церкви). Возможно ОВЦС в качестве своей «паствы» имеет лишь своих собственных сотрудников, а всех остальных православных верующих, не согласных с некоторыми моментами современной церковно-общественной жизни Русской Православной Церкви, считает просто за малобразованное «быдло». Митрополит Иларион как викарный архиерей Московской епархии не может в такой хамской форме обращаться к многомилионной пастве Русской Православной Церкви, выделяя из нее «горе-ревнителей Православия». Скорее, форма этих «разъяснительных директив» владыки Илариона, где уже заранее все несогласные с проектами документов Собора и «встречей тысячелетия» высокомерно именуются «фарисеями», близка к папским энцикликам.

Возможно, для идеологии ОВЦС больше подходит эта модель отношений между иерархами и народом Божьим, но в православной традиции Церковь – это иерархическая совокупность клира и мирян во главе со Христом. Митрополиту Илариону, наверное, очень бы хотелось «выдавить» всех «ревнителей» в раскол, маргинализировать всех критиков своего творчества, тем самым расчистить широкий путь для беспрепятственного осуществления собственных проектов – от глобально экуменических до богослужебно-реформаторских, которые эти злые «ревнители-фарисеи» никак и не под каким видом не желают принимать. Даже и Межсоборное Присутствие не помогает для продвижения в жизнь обновленческих проектов.

Откровенных смутьянов неообновленческого толка (кочетковцев, меневцев), скандалиста и национал-предателя Кураева, протоиерея-«власовца» Митрофанова и других одиозных личностей либерального разлива не без участия того же митрополита Илариона в Церкви терпят и даже награждают, а консервативно и традиционно настроенную часть духовенства и простых верующих хотят поставить на грань раскола и выдавить «как гной». Конечно же, среди последних тоже встречаются не совсем адекватные люди, предлагающие не поминать Патриарха и отделяться, но ситуацию эту обостряет как раз политика ОВЦС и лично митрополита Илариона.

Встреча в Гаване – секрет для маленькой компании и тайна для всех нас, а дежурным словам «о спасении христиан на Ближнем Востоке» не верит никто. Да и фактов нет! То, что в иларионовском «разъяснении» перемирие в Сирии преподносится как результат встречи Патриарха и Папы, является примером логической ошибки: post hoc, non est propter hoc («после» не значит «вследствие»). Уничтожаемых и гонимых христиан на Ближнем Востоке лучше чем наши российские ВКС и Министр обороны Сергей Шойгу никто не защитит: ни патриарх Кирилл с папой Франциском, ни ОВЦС с его председателем, ни Госдеп США, ни Комиссары Совета Европы по правам человека. «Энциклика» митрополита Илариона не работает. Зато движется полным ходом работа над «новым катехизисом», и снова тайна и снова «гениальные» двусмысленности.

«Разъяснения» ОВЦС о проекте документа «об отношении к инославным» не вызывает и не будет вызывать доверия по двум причинам.

Первое – в документе (заметим – богословском, а не дипломатическом!) должно быть прописано четкое, ясное, святоотеческое определение Православной Церкви и так же недвусмысленно определены статусы инославных конфессий и деноминаций по отношению к Единой Соборной и Апостольской Церкви. Документ должен честно констатировать, что единство церковное – это экклезиологический факт, к нему можно только присоединиться тем, кто по разным причинам от него отпал. Пока в проекте нет единого смысла, что такое Церковь и «церкви».

И второе – это практический экуменизм ОВЦС, который подрывает веру в любые документы, от него исходящие. 21 января 2016 г., за несколько дней до «встречи тысячелетия» в Гаване, сотрудники ОВЦС принимали участие в экуменической молитве в католическом соборе Непорочного Зачатия в Москве. По поводу этого было сделано обращение к митрополиту Илариону (http://www.blagogon.ru/news/424/), которое, как обычно, было проигнорировано. После этого канонического инцидента как может рядовой православный верить заявлениям ОВЦС о «строгой верности Священному Преданию»? Напомним ещё один вопиющий факт. 30 сентября 2012 г. в Санкт-Петербурге в церкви св. Александра Невского состоялась совместная молитва с англиканской делегацией: православная литургия на английском языке, англиканский пастырь не просто находится в алтаре, но и читает за богослужением Апостол (http://www.blagogon.ru/digest/364/). И всё это с санкции владыки Илариона.

Можно долго спорить об апостольском преемстве у англикан, католиков и лютеран, например, но «контакты» с инославными, выходящие за рамки конференций, экскурсий и чаепитий, будут всегда отторгаться большинством православного народа. И ссылки на свт. Марка Ефесского, сделанные в «разъяснительном документе» ОВЦС, не выглядят убедительно ни для кого. Марк Ефесский почитаем в православном мире не за то, что приехал в Феррару на встречу с Папой Евгением, целовался с ним и участвовал в дискуссиях, а за то, что несмотря на жесточайшее давление уехал с Флорентийского собора, прокляв унию и латинство, не поставив своей подписи под «историческими» документами.

Если митрополит Иларион и подконтрольное ему синодальное экуменическое ведомство желало бы действительно успокоить народ Божий, то в нашей Церкви сверху была бы инициирована живая, а не симуляционная дискуссия по поводу и Гаванской встречи, и Всеправославного Собора. Стоит напомнить, что архиереи Антиохийской, Элладской, Грузинской Церквей, духовенство Болгарской Церкви, Синод РПЦЗ проявляют гораздо большее «разномыслие» в этих вопросах, чем наш епископат, который должен удовлетвориться «энцикликами» Волоколамского митрополита. Если и в самом деле грядущий Собор должен продемонстрировать единство православной ойкумены, как утверждает наше священноначалие, то проект экуменического документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» и саму процедуру принятия решений – основные спорные положения, вызывающие неприятие у целых Поместных Церквей (например, Грузинской) – необходимо пересмотреть или вообще снять. Правда, есть вероятность, что при таком развитии событий главный инициатор созыва Собора – Константинопольский Патриарх (и его вашингтонские кураторы из Госдепа) – откажется от участия в нем. Но ведь владыка Иларион, смеем надеяться, работает не на патриарха Варфоломея. Или же…

Впрочем, на все воля Божия. А пока приходится признать, что то единомыслие и единство, на которые хотят направить нас «разъяснения от ОВЦС», носят всего лишь декларативный и неубедительный характер. К тому же обслуживают интересы не Русской Православной Церкви, а своей экуменической и латинофильской синодальной корпорации.

P.S. 20 апреля председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), выступая перед преподавателями и учащимися Московских духовных школ, рассказал о состоявшейся 12 февраля 2016 года в Гаване встрече Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском (mospat.ru/ru/2016/04/20/news130414/).

Нужно признать, что в речи митрополита Илариона конечно есть немалая доля правды в отношении непоминающих патриарха и призывающих к расколу нашей Церкви. Но как пастырь Христовой Церкви владыка Иларион этой речью себя полностью скомпрометировал и проявил полную пастырскую профнепригодность. Как бы не были неправы иные миряне и священнослужители, критикующие смутившую многих верующих «встречу тысячелетия» в Гаване, но называть их постоянно «фарисеями», «горе-ревнителями», «оголтелыми “ревнителями”», «провокаторами и крикунами» и т.п. – это совершенно недопустимо для архипастыря Русской Церкви и противно Духу Христову. Ведь эти люди также болеют за нашу Церковь и за чистоту ее вероучения (и думается не менее самого владыки-митрополита), а то, что некоторые из них богословски малограмотны – следовало бы ученому митрополиту-богослову Илариону покрыть пастырской любовью, а не приклеивать им оскорбительные ярлыки и эпитеты, что никак не красит постоянного члена Св.Синода. Ведь главное свойство пастыря доброго – не оскорблять, а учить.

Напомним, что 1 ноября 2010 года митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) без всякого богословского обсуждения произвольно наложил мораторий на употребление слова «ересь», дабы не обидеть еретиков и выстраивать с ними хорошие взаимоотношения. По мнению митрополита Илариона этот термин является «уничижительным и оскорбительным» (https://mospat.ru/ru/2010/11/15/news30385/). Напомним владыке-богослову, что термин «ересь» не является уничижительным и оскорбительным, как утверждает Его высокопреосвященство, а святоотеческим. Термин этот просто констатирует факт отпадения церковного сообщества от святой апостольской веры Церкви или искажения веры этим сообществом. Термин «ересь» активно используется во множестве творений святых Отцов, содержится в вероучительных книгах и посланиях Православной Церкви, в богослужебных последованиях.

При историческом оглашении моратория Владыка Иларион сказал: «Прежде всего, это было сделано для того, чтобы найти новые пути сосуществования и новые методы взаимодействия. При этом, вступая в диалог, Православная Церковь отказалась от употребления термина “ересь” в отношении католичества. … Православные наложили мораторий на употребление данного термина на время работы богословской комиссии по православно-католическому диалогу».

Однако для налаживания плодотворного межконфессионального диалога между филокатолической синодальной структурой ОВЦС и огромным числом православных верующих Русской Православной Церкви было бы весьма уместным как с богословской, так и с пастырской позиции председателю ОВЦС митрополиту Илариону наложить мораторий также и на такие термины, как: «фарисеи», «горе-ревнители», «оголтелые “ревнители”», «провокаторы и крикуны».

И тогда, Богу содействующу, можно будет найти новые пути сосуществования и новые методы экуменического взаимодействия между ОВЦС и православными верующими.

P.P.S. Как стало известно, 6 апреля 2016 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла учреждена награда Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата – медаль святителя Марка Ефесского.

Как сказано в пояснении сайта «Патриархия.ру», «личность этого выдающегося защитника Православия служит примером в деятельности, осуществляемой старейшим синодальным учреждением Русской Православной Церкви, которое отмечает в этом году свое 70-летие. Медалью святителя Марка Ефесского будут награждаться как духовные, так и светские лица: за достижения в области внешней церковной деятельности; за взаимодействие церковной и светской власти в сфере международной деятельности; за поддержание согласия и гражданского мира в обществе; за значительный вклад в межправославное сотрудничество; за поддержку соотечественников, проживающих за рубежом; за укрепление мира и дружбы между странами и народами; за деятельное участие в области церковной и светской дипломатии». http://www.patriarchia.ru/db/text/4436571.html

Редакция сайта «Благодатный Огонь» считает, что первыми кавалерами этой медали по праву и заслуженно должны стать председатель ОВЦС Его Высокопреосвященство митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). Так сказать за боевые экуменические заслуги перед Родиной. А также – Его Высокопреосвященство митрополит Ленинградский Никодим (Ротов) (за отвагу, посмертно).


Редакция сайта «Благодатный Огонь»

 




Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс