Богородица

Актуальные статьи

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

11.02.2020


От редакции: данная статья была написана в 2007 году и опубликована в журнале «Благодатный Огонь» № 16.


— Вы смотрели вчера передачу по каналу «Культура»? Выступал очень культурный и образованный священник. Кажется, его звали Георгий Кочетков.

— Так это же, говорят, какой-то еретик!

— Что вы, что вы! Кто вам мог такое сказать? Мне он показался очень обаятельным и интеллигентным....

(Из беседы на скамейке
во дворике московского храма)


I

2007 год — своеобразная круглая дата в наиновейшей истории Русской Православной Церкви: десятилетие беспреце­дент­но­го события, произошедшего в одном из московских храмов, в котором проходил свое служение священник Георгий Кочетков.­

С тех пор в Церковь влилось огромное количество верующих, особенно молодежи, не имеющих никакой информации о церковной смуте, будоражившей православную Москву в 1990‑е годы. Поэтому вначале мы сочли необходимым осветить драматические события церковной жизни Москвы десятилетней давности.

 * * *

29 июня 1997 года, в день Всех русских святых, в москов­ском храме Успения Богородицы в Печатниках было совершено неслыханное со времен обновленческой смуты 20-х гг. преступление: в алтаре храма по указанию священника Георгия Кочеткова алтарники применили физическое насилие над священником Михаилом Дубовицким. Ему были нанесены травмы, с него сорвали священнические одежды и иерейский крест.

И.о. настоятеля храма Георгий Кочетков, объявив, что у о. Михаила «буйное помешательство», вызвал психиатрическую перевозку. Кочетковские алтарники скрутили о. Михаила, выволокли из храма, впихнули его в машину «скорой помощи» и принудительно доставили в психиатрическую клинику. Ко второй половине дня консилиум психиатров отменил госпитализацию, признав о. Михаила психически совершенно здоровым. Однако до этого о. Михаилу была введена огромная доза сильного психотропного препарата, вызвавшая резкое ухудшение состояния и последующую срочную госпитализацию в терапевтическую клинику. Несколько часов он находился в реанимации на грани между жизнью и смертью. А священник Г.Кочетков в тот же самый вечер 29 июня поспешно уехал, как ни в чем не бывало, на неделю в «паломничество», не оповестив священноначалие о трагическом происшествии в его храме...

Совершенно очевидно, что это беспрецедентное жестокое надругательство в алтаре над православным священником, потрясшее летом 1997 года всю православную Москву, свидетельствовало о глубоком духовном повреждении членов общины, руководимой священником Г.Кочетковым, а их категорический отказ признать себя виновными и покаяться в содеянном лишний раз доказал, что мы, скорее всего, имеем дело с общиной тоталитарно-сектантского характера, для членов которой слово их главы авторитетнее Слова евангельского. Это событие явилось лишь внешним проявлением глубокой внутренней болезни — последствием «обновленческой катехизации», осуществляемой главарями общины.

С другой стороны, это событие никак нельзя было назвать неожиданным. Участники богословских конференций в 1994 году («Православие и обновленчество», «Единство Церкви»), московское духовенство, представители духовных школ, иноки православных обителей неоднократно предупреждали об огромной опасности, назревающей в т.н. «прогрессивной» и «открытой» общине священника Георгия Кочеткова, присвоившей себе наименование «миссионерской». Об опасности неообновленчества с тревогой говорилось в сборниках «Сети “обновленного православия”» и «Современное обновленчество — протестантизм “восточного обряда”», в многочисленных публикациях церковной прессы: «Радонеж», «Православная Москва» и др. Трагические события 29 июня 1997 года в храме Успения Богородицы в Печатниках только подтвердили правоту тех, кто постоянно с тревогой предупреждал: революционный либерализм, модернизм и реформаторство в Церкви неизбежно оканчиваются расправами с теми, кто не желает рушить церковные традиции и «обновлять» святую православную веру в угоду духу мiра сего. Так было в 1920‑х годах, когда казалось бы невинные богослужебные реформы обновленцев сменились гнусным сотрудничеством с богоборческими карательными органами. Таким же финалом завершился и летом 1997 года реформаторский зуд в «самой живой и просвещенной общине» священника Г.Кочеткова: к несогласному с обновленческими новациями православному священнику были применены грубое физическое насилие в алтаре и карательная психиатрия, очень уж напоминающая методы профессора Снежневского во времена диктатуры ЦК КПСС. История повторилась. Только черный воронок 30-х годов сменился вполне советской «психовозкой» образца 70-х.

Методы обновленцев 1920-х и 1990-х годов по отношению к своим оппонентам — православному духовенству — удивительно схожи: апелляция к городовому. Напомним, что сразу после международной богословской конференции «Единство Церкви» в ноябре 1994 года, на которой антиправославная деятельность московских обновленцев-реформаторов была подвергнута критике, священник Александр Борисов жаловался президенту Б.Ельцину на нарастание в Русской Православной Церкви антиэкуменических и фашистских (!) тенденций («Независимая газета». 19.11.94). Комиссия «по помилованию при Президенте РФ» даже потребовала от Патриарха прекратить гонения (!) на «прогрессивных священников», а за «гонимого священника Георгия Кочеткова» заступались видные зарубежные политические деятели, вплоть до сенаторов США.

«Всегда наши либералы первые за городовыми бежали», — писал в 1922 году из ссылки новомученик Иларион (Троицкий).

9 октября 1997 года в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского, боровшегося в 20-е годы с обновленчеством, Святейшим Патриархом Алексием был подписан Указ о запрещении в священнослужении священника Георгия Кочеткова до его полного раскаяния. Совпадение дат было явно промыслительным.

Участники насилия в алтаре над православным священником были подвергнуты справедливым каноническим прещениям. Обращает на себя внимание, что в Указе говорилось не только об установлении факта «насилия и глумления над священником Михаилом Дубовицким», но и о причинах, приведших к этому позорному событию, которые выразились «в систематическом проявлении самочиния со стороны священника Георгия Кочеткова как в богослужебной, так и в иной деятельности возглавляемого им прихода».

Пресс-служба кочетковского братства «Сретение» 13 октября 1997 года, сразу после оглашения Указа Святейшего Патриарха, распространила и опубликовала заявление. В нем по-прежнему говорилось о «клеветнической кампании, направленной на дискредитацию и уничтожение миссионерской, просветительской, благотворительной деятельности отца Георгия Кочеткова, его общины и братства “Сретение”», снова утверждалось, что «в Указе отцу Георгию и его прихожанам было инкриминировано “насилие и глумление над священником”».

В то же время, несмотря на полное отрицание своей вины, о. Георгий и все названные в Указе участники инцидента «прошли, — как говорилось в заявлении пресс-службы братства “Сретение”, — исповедь у епархиального духовника». Что такое исповедь без покаяния, православному человеку представить трудно. На память приходит в связи с этим лишь одна аналогия: карикатура на католическую церковь времен Реформации, которая изображала бандита, покупавшего у монаха индульгенцию с прощением грехов и после этого грабившего того же монаха. Само название заявления кочетковской пресс-службы об Указе Патриарха: «Необоснованное наказание отца Георгия Кочеткова и его прихожан. Гонения на общину продолжаются» («Русская мысль». 1997, № 4193) явно ставило под сомнение полноту и искренность «исповеди у епархиального духовника».

В начале Великого Поста 2000 года прещения Святейшего Патриарха со священника-обновленца Г.Кочеткова и двенадцати его прихожан, учинивших 29 июня 1997 года насилие в алтаре храма Успения Богородицы в Печатниках над священником Михаилом Дубовицким, были сняты, однако в течение этих трех лет о. Г.Кочетков и его «интеллигентная община» категорически отказывались признать себя виновными и покаяться в содеянном.

Мы нисколько не ставим под сомнение решение Священноначалия нашей Церкви 2000 года снять прещения с о. Кочеткова и его учеников, помня слова апостола: «Милость превозносится над судом». Однако сразу после снятия прещений в СМИ, в том числе и принадлежащих общине о. Кочеткова, продолжала звучать ложь о том, что «никакого насилия над о. Михаилом Дубовицким не совершалось», что «выполнены все требования официального Патриаршего указа», что о. Георгий и его прихожане попросили прощения у всех, «кто считает себя хоть сколько-нибудь обиженными».

15 марта 2000 года, перед актом снятия прещений, прозвучали слова, что «о. Георгий и миряне добросовестно несли свою епитимью». Насколько «добросовестно» о. Кочетков и его общинники несли наложенную Святейшим Патриархом епитимью, мы покажем цитатами из журнала «Православная община» (главный редактор — священник Георгий Кочетков), «Сретенского листка» и из интервью о. Георгия, напечатанного в газете «Русская мысль».

Священник Георгий Кочетков в журнале «Православная община» говорил следующее: «Наш канонический епископ пока не проявляет никакого интереса к нам, как и вообще подчас не проявляет своего эпископе (попечения. — греч.) в церкви». «Вы хорошо знаете, что прошел год, ровно год с того дня, когда мы услышали указ нашего священноначалия, который фактически определял внешнюю судьбу нашего Братства... Как же так, неужели не уберегла Божья Матерь свою Церковь, дозволив случиться страшному беззаконию, смертному греху, как кажется, внутри самой же этой Церкви?» (1998. № 47, с. 21, 24). В этом высказывании под словом «Церковь» имеется в виду кочетковская община, а под выражением «смертный грех» — патриаршее прещение. Далее священник Кочетков удивляется:

«Всем известно, что в нашем Братстве есть люди, которые не ходят молиться сюда, в эту часовню... (в помещении Высшей православно-христианской школы о. Г.Кочеткова. — Прим. ред.), говоря, что молиться нужно непременно в храме... Меня всегда удивляло, откуда у людей рождается такое сознание? И чего они ищут, приходя в храм? И чего им тогда не хватает, например, здесь? Неужели не хватает роскошных риз и паникадил, не хватает курений ладана, не хватает высокого иконостаса и золота, не хватает обилия свечей и лампад? Неужели им, в конце концов, не хватает наемных служителей?.. Не случайно самокритичные христиане сложили множество прекрасных пословиц, поговорок, шуток вроде известной поговорки, рисующей наше обычное храмовое благочестие: “Святой иконостас, моли Бога о нас”» (1999. № 52, с. 6–7).

В газете «Русская мысль» свящ. Кочетков «оценил» Святейшего Патриарха следующим образом: «...Когда я говорю с нашим Патриархом, у меня остается тяжелое впечатление. У него, видимо, тоже... На епархиальном собрании года три назад Святейший нас критиковал резко и говорил против нас, и все пункты не соответствовали действительности... Какой же ты епископ, если ты не можешь узнать правду?» (1998, № 4232).Тут о. Георгий не просто оскорбляет Патриарха, но и клевещет на него: все слова Святейшего соответствовали фактам.

В кочетковском журнале «Православная община» с 1997 года буквально в каждом номере можно было встретить полное несогласие с Указом Святейшего Патриарха о запрещении в служении о. Георгия, грубые, не­обоснованные выпады против московского духовенства, что доказывало полное лицемерие и лживость заявлений о. Георгия и его духовных чад о их «покаянии». На страницах журнала говорилось о «безосновательном запрещении в служении священника Георгия Кочеткова», о «внутренних гонениях на Церковь (!) со стороны фундаменталистских сил», о том, что «в этом году многие преодолели страх перед произволом и мертвящими окриками церковного начальства» (1998. № 47, с. 116–117).

«На сегодняшний день все московские священнослужители вольно или невольно согласны с теми греховными методами, которые применялись против общин о. Георгия» (Православная община. 1999. № 52, с. 101). Непонятно, какие такие «греховные методы» по отношению к его общине имеет в виду о. Георгий, когда в греховных методах был уличен на самом деле он сам.

«Собор, — пишет участник так называемого X кочетковского Преображенского собора, — открылся 19 августа в большом зале киноконцерта на Красной Пресне... после причастия на литургии, за которой предстоял архиепископ Истринский Арсений, викарий Московской епархии... Братство... пришедшее в храм Христа Спасителя, было вынуждено служить (!) Евхаристию под предстоятельством человека, два года назад планировавшего и лично руководившего провокацией в Успенском храме, приведшей к запрещению в священнослужении духовного попечителя Братства, отлучению двенадцати его активнейших членов» (Православная община. 1999. № 53, с. 80–81).

«Сложность же нашего нынешнего положения, — пишут в “Православной общине”, обращаясь к Святейшему Патриарху, участники X “Преображенского собора”, то есть собрания “полных членов церкви” о.Кочеткова, — возникла из-за бурного и агрессивного наступления по сути своей антицерковных и раскольничьих фундаменталистских сил. Именно эти силы устроили весной и летом 1997 года ту безобразную и трагическую провокацию в храме Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках, которая послужила формальным поводом для запрещения в священнослужении и.о. настоятеля храма о. Георгия Кочеткова и отлучения от причастия Святых Христовых Таин двенадцати “лучших прихожан” (то есть наиболее усердствовавших в алтаре 29 июня 1997 года. — Прим. ред.), его помощников» (1999. № 53, с. 98).

Интервью с «лучшими прихожанами» о. Георгия было напечатано в кочетковском «Сретенском листке» под заголовком «Кто нас отлучит от любви Христовой?». Вот, например, как «смиренно и добросовестно» нес свою епитимию Владимир Якунцев, с другими «лучшими прихожанами» смиренно приложивший руку к отцу Михаилу, за что и был в 1997 году Указом Святейшего Патриарха отлучен от общения церковного: «Для меня отлучение от причастия не было катастрофой... Я вижу исполнение слов Господних, когда Он говорит о блаженстве тех, кто будет отлучен от синагог... Он и Сам был отлучен от синагоги» (1999. № 86).

Заметим, что отождествлять церковное общение с синагогой можно только лишь пройдя оглашение и полный курс катехизации по системе о. Кочеткова.

Этих цитат вполне достаточно, чтобы констатировать на то время нераскаянность, ложь и лицемерие о. Кочеткова и его окружения, которые почти три года вводили в заблуждение через СМИ священноначалие РПЦ и православных верующих.

Десять лет назад можно было полагать, что в истории с «богослов­ской» самодеятельностью и литургическими экспериментами кочетков­ской общины поставлена точка, что будет остановлен натиск на Русскую Православную Церковь с целью заставить ее пересмотреть некоторые свои вероучительные и канонические положения. Представлялось, что после того, как кочетковская община так откровенно скомпрометировала себя, закономерно должны прекратиться провоцируемые ею разговоры о «церковном обновлении», «доступности богослужебного языка», облегчении церковной дисциплины (упразднении постов, отмены индивидуальной частной исповеди)... стремлении подчиниться духу века сего и стать на путь реформ, после чего Церковь Русская наконец будет соответствовать т.н. «международным стандартам».

К разговору о нынешней деятельности самой общины мы обратимся чуть ниже, а сейчас отметим, что в последнее время все чаще высказываются мнения о том, что «правильные в целом идеи церковного обновления» скомпрометированы отдельными личностями типа свящ. Г.Кочеткова (вновь повторяется печально известный тезис о том, что позитивные идеи обновленчества начала XX века были скомпрометированы в 20-е гг. одиозными деятелями, вроде Введенского, Антонина Грановского и Красницкого). Совершенно очевидно, что обновленчество не собирается сдавать свои позиции: его представители срочно меняют тактику, добиваясь осуществления реформ в Русской Церкви, отмежевываясь от «слишком революционной» практики священника Кочеткова.

Однако антиправославная деятельность обновленческого экстремиста о. Кочеткова — это всего лишь верхушка айсберга. Главный вопрос — попытки размывания догмата о Церкви, отрицания незыблемости ее Священного Предания, ревизии догматического, канонического и литургического ее наследия, т.е. идеи реформации Православия, — остается открытым. Пока немногочисленная группа церковных реформаторов (более респектабельного образца) внутри Русской Православной Церкви пытается навязать православным дискуссии об основах святоотеческого Православия (о границах Церкви, о Священном Предании, о необходимости для мирян ежелитургийного причащения, о постепенном упразднении исповеди и проч.), и пока православные вовлекаются в эти заведомо недопустимые собеседования с криптообновленцами, новые кочетковы будут появляться снова.


II

Сектантская деятельность общины священника Георгия Кочеткова внутри Русской Православной Церкви началась более пятнадцати лет назад, когда дотоле никому не известный отец Георгий был переведен из подмосковного г. Электроугли в храм тогда еще не восстановленного московского Сретенского монастыря, где он тотчас развил бурную обновленческую и реформаторскую деятельность. Но не только эксцентрическими поступками прославился свящ. Г.Кочетков, но и оригинальными «богословскими» изысканиями.

Что касается «богословия» священника Г.Кочеткова, то отметим, что метод и стиль его богословских исследований могут быть охарактеризованы как декларативные и безапелляционные: он провозглашает свои идеи как истину в последней инстанции, при этом постоянно ссылаясь на самого себя как на высший церковный авторитет.

Богословие отца Георгия отнюдь не является допустимым в рамках Церкви «частным богословским мнением», каким его пытаются представить некоторые. Нередко оно затрагивает основополагающие вероучительные догматы Православной веры.

Знакомясь с псевдобогословским творчеством свящ. Г.Кочеткова, приходишь к выводу, что слово или термин у него может иметь совершенно иное, отличное от общепринятого в Церкви, значение. Священник Кочетков постоянно занимается «перекодировкой» слова, «перепрограммирует» понятия. Например, такие основополагающие богословские термины и понятия, как «Святой Дух», «Церковь», «древо познания добра и зла», «диавол» и др., истолковываются свящ. Кочетковым в новом, далеком от святоотеческого понимания смысле. И понять, и правильно воспринять их может только «посвященный», вот почему о. Георгий так настаивает на обязательной катехизации даже для давно крещенных православных христиан, не бывших прежде членами его общины. Подобная еретическая «катехизация», к сожалению, продолжается и до сего дня.

Неоднократно с предупреждениями об опасности подобного «богословия» выступали Святейший Патриарх Алексий II, старец Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин), епископ Василий (Родзянко), московское духовенство. Серьезному разбору богословских и богослужебных искажений свящ. Г.Кочеткова посвящали статьи прот. Валентин Асмус, архимандрит Макарий (Веретенников), прот. Владимир Правдолюбов, свящ. Константин Буфеев, Александр Дворкин, преподаватели Свято-Тихоновского Богословского института...

Вероучительные воззрения, а также литургическая и пастырская практика свящ. Георгия Кочеткова за последние 15 лет многократно подвергались критике со стороны православных богословов как на богословских конференциях, так и в церковной печати (см.: Прот. Иоанн Мейендорф. Заметки о Церкви // Вестник РХД, № 141; Епископ Василий (Родзянко). Со страхом Божиим// Православная Москва. 1995, № 18; Сети «обновленного православия». М., 1995; Богословская конференция «Единство Церкви» 15–16 ноября 1994 года: Сборник докладов. М., 1996; Современное обновленчество — протестантизм «восточного обряда». М., 1996; Школа церковной смуты. Плоды обновленческой «катехизации». М., 1997; Богослужебный язык Русской Церкви, история, попытки реформации. М., 1999; Суд им давно готов. О вероучении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова. М., 2000).

Но все эти дискуссии, а также братские увещевания и даже строгие обличения антиправославной деятельности «самой интеллигентной и открытой» общины и ее предводителя не приводили ни к каким результатам.

Священник Георгий Кочетков не только пренебрег замечаниями и предупреждениями своих компетентных оппонентов, но и публично обвинил их в «бесновании» и предрек им анафематствование: «Мои обвинители ищут не милости, а жертвы... И если так, то будет продолжаться беснование, пока не придет тот примиритель, который скажет со властью­ всякому бесноватому: “Замолчи!” И произнесет анафему всякому духу лжи и тьмы, изгнав его вон и освободив ныне страждущих от него» («НГ-религии», 28.06.2000). Уж не самого ли антихриста в качестве «примирителя» призывает себе в заступники священник Кочетков?

Кочетковские братчики на их IX Преображенском соборе, созванном в 1998 году, т.е. в то время, когда сам свящ. Г.Кочетков находился под запрещением и призывался к покаянию, а несколько активистов этих событий были временно отлучены от церковного общения, провозгласили: «Мы не принимаем никаких обвинений от тех, кто смеет порицать нас» («Православная община». № 47, с. 117).

Ныне же нам назидательно будет вспомнить, что в то время только наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) (тогда еще игумен) смог адекватно оценить ситуацию. В одном из своих интервью о. Тихон заявил без обиняков: «Это были очень интересные, но довольно странные конференции. Собиралось множество серьезных людей, которые совершенно серьезно дискутировали с бредовыми идеями о. Геор­гия Кочеткова — к величайшей его радости. Он говорил, например, что Махатма Ганди находится в границах некоей “мистической церкви”, “Махатма Ганди — член нашей Церкви”. И мы всерьез начинали доказывать, что Махатма Ганди — не член Церкви... И этот параноидальный бред продолжался долгое время.

Или он возьмет и заявит, что никто, кроме прошедших его катехизические курсы, не является полным членом Церкви, включая священников, епископов и, возможно, Патриарха... И вот на эту тему собираются конференции, делаются доклады... То есть этот бред начинает обсуждаться! Или потом он вдруг призывает Церковь... воцерковиться!.. И корректировать свои границы!.. Нашу “примитивную, тупую” Православную Церковь надо корректировать в ее границах, чтобы достичь близости “с динамичными, как ветер, границами мистической Церкви”!

Мы имели глупость обсуждать этот бред на конференциях и симпозиумах, не признаваясь себе, что перед нами просто околоцерковные хулиганы, поставившие себе только одну цель — разрушение Церкви!..

В Русской Православной Церкви создается параллельная тоталитарная структура, основанная на отрицании всего того, что есть Православная Русская Церковь. Эта структура не только создается, она уже создана, она уже сейчас работает на разрушение, на введение в прелесть людей, которые, к несчастью, дали себя обмануть. Я могу здесь только вспомнить слова о. Иоанна (Крестьянкина), нашего старца, который прекрасно знает эту ситуацию и который прекрасно знает, что такое обновлен­чество: он сам как исповедник пережил этот период истории Церкви. И он говорил мне, и не только мне: “Если мы это страшное движение не разорим, они будут разорять Церковь!”» («Радонеж». 1997. № 11).


III

И вот известная многим скандальная община, объединенная вокруг своего харизматического лидера свящ. Георгия Кочеткова, после 2000 года вдруг исчезла из поля зрения православных москвичей: закончилась богословская полемика с ними, в светских СМИ прекратились публикации их активных общинников.

Да и о самом о. Георгии, восстановленном в священнослужении, стали ходить самые невероятные слухи: одни утверждали, что он иммигрировал в Великобританию и служит там вместе с епископом Василием Осборном под омофором Стамбульского патриарха Варфоломея; другие же уверяли, что о. Георгий постригся в монахи с именем Гигантий и даже, говорят, ушел в затвор — в тот же монастырь, где подвизается известный иконописец архимандрит Зенон; но самые сведущие уверяли нас, что совсем недавно встречали о. Георгия на Афоне, на пути в монастырь Есфигмен.

Однако бывшая прихожанка храма одного из известных московских монастырей, посещавшая его более двадцати лет, стала убеждать нас, что это все досужие сплетни, а дело обстоит с точностью до наоборот. Женщина поведала нам, что община свящ. Георгия никуда из Москвы не исчезала, но, сильно умножившись за счет притока молодежи, прочно обосновалась в храме того монастыря, который ей пришлось покинуть. Более того, за годы служения свящ. Георгия в стенах славной обители из этого храма действительно исчезла целая община, но не кочетковская, а постоянные прихожане храма, посещавшие его много-много лет, были вытеснены более активной и напористой общиной о. Георгия.

Рассказала она также, что некоторые слухи об о. Георгии небезосновательны: он действительно в сопровождении ведущих «катехизаторов» немалую часть своего времени проводит в «миссионерских» поездках, «катехизируя» и обращая в свою веру православное население Россий­ской Федерации и даже ближнего зарубежья. Она призналась, что вынуждена была покинуть этот намоленный монастырский храм, т.к. обстановка там с воцарением в нем кочетковцев стала для нее крайне тягостной, убивающей всякий молитвенный настрой — просто невыносимой: службу никто не слушает; вместо благоговения — постоянные разговоры и бесцельные хождения по храму; к тому же в самый ответственный момент литургии общинники мужского пола лезут к ней целоваться — так заведено в братстве свящ. Г.Кочеткова с давних пор, без этого обязательного ритуала и сама литургия считается у них неполноценной.

Первое время у нее еще теплилась надежда, что неподобающая и соблазнительная церемония повального целования прекратится. Надежду вселяло неоднократное обращение к кочетковцам служащего архиерея. Он строго одергивал с амвона целующуюся братию, призывая прекратить в храме бесчинство, противоречащее канонам и правилам благочестия. Но, нисколько не внимая владыке, общинники продолжали навязываться с поцелуями — ей, несчастной, еле удавалось отбиватья. С горьким чувством, но пришлось ей оставить ставший родным монастырский храм.

А вот сестра нашей рассказчицы, также посещавшая эту обитель, решила посоветоваться с духовником: «Батюшка, мне очень тяжело пребывать на службе в этом храме — трудно молиться в такой обстановке». Батюшка вполне понял ее проблему, но, не имея возможности на что-либо повлиять, печально ответил: «Выбирай сама — как тебе сердце подскажет». И тогда они с мужем, серьезно взвесив все «за» и «против», решили не покидать родной храм, как бы трудно ни было, хотя большинство прихожан храм покинуло — за шесть лет почти всех вытеснили.

В завершение разговора наша собеседница подарила нам кочетков­скую газету «Кифа», которую общинники распространяют прямо в храме. Это оказался июньский номер за 2005 год, печатного органа «Преображенского содружества братств» свящ. Георгия Кочеткова.


IV

Листая попавшую нам в руки газету, мы неожиданно для себя натолк­нулись на загадочную для нас фразу свящ. Г.Кочеткова, высказанную им в интервью по поводу своего выступления на коллоквиуме в Иерусалиме: «Я много говорил о фундаментализме как практическом атеизме и о том, что сознательному христианину сейчас почти нельзя верить в теорию бессмертия души» (с. 4).

Не поверив собственным глазам, мы еще и еще раз перечитали загадочную фразу о. Георгия. Нас не столько заинтриговала в этой фразе связь некоего фундаментализма с атеизмом, поскольку мы уже знаем из бессмертного псевдодуховного наследия о. Георгия, что под термином «фундаментализм» свящ. Г.Кочетков имеет в виду традиционное Русское Православие, а до подобных высот «богословского» учения не каждый способен подняться (да и не всякому это душеполезно).

Однако у нас вызвало полное недоумение утверждение о. Георгия, что «сознательному христианину сейчас почти нельзя верить в теорию бессмертия души». Ведь мы имеем лишь детскую веру, что истинный христианин тем и отличается от атеиста, что верует в бессмертие и спасение души благодаря великой искупительной жертве Христа Спасителя. К тому же мы совершенно уверены, что мысль о бессмертии наших душ не является теорией (у Бога нет теорий), а заложена в нас Самим Господом и является неотъемлемой частью вероучения Церкви. Что же касается употребления весьма странного словосочетания «теория бессмертия души», то оно заставляет предположить, что и все учение Православной Церкви представляется свящ. Георгию лишь некоей абстрактной теорией.

Оказалось, что на с. 10 этого же номера «Кифы» помещен полный текст доклада свящ. Г.Кочеткова на коллоквиуме в Иерусалиме. Дабы нас не обвинили, что мы сознательно выдергиваем отдельные фразы из контекста доклада, приведем полностью фрагмент из его выступления, касающийся именно этой темы: «Людьми не воспринимается, что современный христианин не может всерьез поддерживать, скажем, учение о бессмертии души человека. Это настолько вошло в плоть и кровь людей, как и в разные церковные и околоцерковные писания и предания, что кажется, что если этого бессмертия нет, то разрушаются самые основы веры».

Эта фраза, высказанная на авторитетном коллоквиуме, еще более заинтриговала нас. И хотя речь в ней шла все же об учении, а не о теории, но одно несомненно: что свящ. Георгий настаивает на невозможности для христианина веры в бессмертие души. Но для нас, как и для всех православных христиан, вера в бессмертие души является основой всех наших упований — «чаяния воскресения мертвых и жизни будущего века», как мы исповедуем это в Символе Веры. Дабы подтвердить, что это наше упование безусловно основано на учении Святых Отцов, откроем «Точное изложение православной веры», творение св. Иоанна Дамаскина: «Душа есть сущность живая, простая и безтелесная... безсмертная, одаренная и разумом, и умом, не имеющая формы» (СПб., 1894. С. 153). Так веровать заповедала нам Святая Церковь.

В догматических учебниках мы встречаем указания и об участи душ животных: «В отличие от человеческой, душа неразумных живых существ есть жизнь тела, ею одушевленного. Эта душа ничего другого не может воспринимать, кроме действия тела, и поэтому при разложении тела вместе с ним распадается и душа (смерть души)» (Догматическое богословие. Курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997).

Пусть читатель сам сделает соответствующие выводы.

Все христианские конфессии, и не только они, имеют в своей основе веру в бессмертие души. Только коммунисты-безбожники и прочие атеисты отрицают как существование Бога, так и наличие в человеке бессмертной души. Таким образом, получается, что, согласно «стройной» теории свящ. Георгия, атеистами являются отнюдь не созданные его больным воображением мифические «фундаменталисты», окопавшиеся, по его версии, в лоне Русской Православной Церкви, а самым что ни на есть махровым атеистом обнаруживает себя сам «Великий Катехизатор» всех времен и народов православный священник Г.Кочетков, отрицающий бессмертие души.

Эта загадка: «Како веруеши?» — оказалась нам совершенно не по разуму: ведь не может же быть атеистом православный священник, да еще и миссионер, на пастырской совести которого громадное число последователей, оглашенных им? И чтобы как-то разгадать эту загадку, нам ничего не оставалось, как только послать группу корреспондентов в указанный нам московский монастырь, которому ежевоскресно оказывает честь своим посещением все более разрастающаяся община последователей учения свящ. Г.Кочеткова, дабы смогли наши корреспонденты услышать из первых уст, т.е. от членов общины, какой же смысл скрывается за интригующей фразой их учителя.

В один из воскресных дней наши корреспонденты оказались в указанном нам монастыре. Не заканчивая никаких катехизаторских курсов и прочих высших православно-христианских школ, они оставались неискушенными и простыми людьми. Но им сразу стало ясно, что любезно предоставленная нам информация о дислокации общины свящ. Г.Кочеткова на сей раз оказалась достоверной. И вот их рассказ.


V

Мы увидели буквально толпы ликующего народа, непрестанно снующего внутри храма и по территории монастыря. Естественной реакцией православного человека, оказавшегося в подобной обстановке, могла быть только мысль, что в храме — престольный праздник. Ведь несмотря на внушительные размеры храма, он с трудом вмещал столь громадное количество прихожан. Всеобщее ликование должно было бы укрепить в этой мысли. Но мы-то знали, что престольного праздника в этот день быть не могло. Для нас стало очевидно, что дело вовсе не в праздничном таинстве, а напротив — в праздности собравшегося на великое таинство литургии народа. Восторженность собравшихся в храме людей никак не походила на благоговейные чувства благодарных Господу православных христиан, умиротворенных благодатью священнодействия. Эта восторженность скорее была похожа на романтическую экзальтацию собравшихся у костра туристов, покинувших уютные квартиры ради острых ощущений радостного душевного общения.

А хаотические перемещения людей в храме напоминали броуновское движение, не подчиненное никакой цели. Зрелище, представшее нашим глазам, разительно походило на неожиданное внедрение в православный храм цыганского табора.

С трудом протиснувшись ближе к алтарю, мы насчитали в храме (!) восемнадцать колясок с малыми детьми и десятки складных стульев, расставленных по всему храму, но сконцентрированных преимущественно близ алтаря. И восседали на этих стульях отнюдь не немощные бабушки, а юные отроки, зрелые мужи и красны девицы с непокрытыми головами. Все они периодически бодро вскакивали со своих стульев и, активно жестикулируя руками, тем самым подавая друг другу какие-то для нас непонятные знаки, устремлялись в неожиданных направлениях — по закону броуновского движения. А в это время протодьякон с амвона возглашал очередную ектенью, но до нее никому и дела не было.

Одна из молодых мам в необъяснимом сердечном порыве вдруг разыгралась посреди храма со своим младенцем, не требовавшим ни плачем, ни излишней резвостью подобного развлечения: она стала высоко подбрасывать его в воздух, умиляясь и хохоча вместе с ним. Другая же мамаша, сев на стульчик тут же, посреди храма, бесстыдно оголив грудь, стала на виду у всех демонстративно кормить своего младенца. Смиренные монахини настойчиво попросили ее не смущать своим поведением прихожан и скромно пересесть куда-нибудь в уголочек храма, подальше от глаз молящихся людей. Но тут не только эта мамаша, но и ее преданные подруги в один голос зашипели на непонятливых матушек, а сама кормящая мать огрызнулась: «Нет, я хочу здесь, — мне так нравится. У вас нет любви, вы не христиане!».

Тем временем другие монахини и послушницы деликатно предложили хозяйкам колясок оставлять их на улице и услышали примерно тот же, будто зазубренный, стандартный ответ:

— У вас нет любви к детям, вы не христиане! Ведь Господь сказал, чтобы не препятствовали детям приходить к Нему.
— Мы не препятствуем вашим детям, но детей-то можно было бы и на руки взять, а коляски все же следует оставлять на улице.

Но «добрые» мамы, грубо оборвав монахинь, прибегли к испытанному приему, запрещенному в приличном обществе, но действующему безупречно: «Вы не христиане, в вас нет любви!».

Пораженные беспримерной дерзостью собравшихся в храме, мы напрочь забыли, с какой целью были посланы сюда. Нам было уже не до кочетковской теории, отрицающей бессмертие душ. Нас поразила сама практика общения доверивших свои души этому «пастырю». Мы были потрясены манерой их поведения, их обращением с кроткими и беззащитными насельницами монастыря.

И еще нас удивило, что молодые люди, никак не участвующие в богослужении, не слушающие ни дьякона, ни священника, ни хор, но постоянно общающиеся между собой, время от времени встрепенувшись, вдруг как бы просыпаются, и тогда с разных сторон храма разносятся недоуменные возгласы: «А что, причастие скоро?» «А причастия еще не было?»

А в самый ответственный момент литургии вдруг все броуновские частицы, словно по воле мощного магнита, на несколько мгновений застывают на одном месте и начинают громогласно и властно возглашать: «Аминь! Аминь! Аминь!»

«Вот это силища! — удивились мы, — эту бы энергию — да в мирных целях!». И как бы в ответ на наше восхищение, в храме началось всеобщее целование всех со всеми. Мы обратились к одиноко стоящей монахине, уклоняющейся от участия в навязчивом ритуале целования.

— Объясните нам, что тут происходит?

— Да это же кочетковцы. Это страшная тоталитарная секта. Они только и знают, что целоваться. И сразу после причастия тоже целуются. Даже не знают, что причастие — это великое таинство, что после него надо благодать хранить. Ведут себя вызывающе, а на любое замечание у них всегда один ответ: «У вас нет христианской любви. Вы не христиане». Я как на каторгу каждое воскресенье хожу в этот храм, но таково мое послушание... А из этого всего (она окинула взглядом переполненный храм), может быть, хоть одно зернышко и взойдет. Кто знает?..

После всеобщего причастия всех присутствующих в храме мы решили спросить у одной женщины, не принадлежащей, по всем признакам, к этой странной группировке:

— Скажите, вы постоянно ходите в этот храм?
— Да.
— А можете ли нам рассказать, что это за община такая странная у вас в храме?
— Нет, нет, — с ужасом замахала она руками, — я только что причастилась. Это же кочетковцы! Я о них даже думать не хочу.
Тогда мы обратились к молодой девушке, явно из общины священника Кочеткова:
— Скажите, в чем основное отличие вашей общины от обычных православных христиан?

— Во-первых, мы реформируем. — И она протянула нам красную книжицу в мягком переплете, с гордостью пояснив: — Это перевод литургии на русский язык нашего отца Георгия Кочеткова. А во-вторых, в отличие от вашей Церкви, у нас нет антисемитизма. — По выражению ее радостного лица было видно, что она осталась весьма довольна своим ответом.

Мы разговорились.
— А вы другие православные храмы когда-нибудь посещаете? – спросили мы.

— Я сюда из Подмосковья каждое воскресенье приезжаю. Я пыталась ходить в храм, где я живу, но с настоятелем нашим очень туго: я пыталась объяснить ему, что служить надо по-русски, и книжку с переводом службы ему подарила, а он, конечно, отказался. Вообще, он даже не захотел об этом говорить. С тех пор я туда не хожу, там — фундаментализм!

— А что значит — фундаментализм?
— Ну, — девушка явно замялась, — ну, это когда всё по-церковно­славянски. И когда книги отца Александра Меня не продают.
— А вы давно в церковь-то ходите?
— Я крестилась уже пять месяцев назад, у отца Георгия.

Нам хотелось бы еще услышать столь же глубокомысленные ответы от этих забавных посетителей монастыря, но они вдруг, словно по команде, побросав в свои рюкзачки небольшие красные книжицы, с которыми не расставались в течение всей литургии, дружной толпой ринулись из храма, словно кинозрители после окончания очередного киносеанса. Вероятно, они спешили на свои «полулитургические агапы». Не успели мы оглянуться, их уже и след простыл.

Только в одном из приделов храма осталась одинокая группа, около двух десятков человек. В центре этой группы, возвышаясь над всеми, стояла очень серьезная дама и обращалась к собравшимся вокруг нее как бы с пламенной речью. Слушатели, приоткрыв рты, внимали каждому слову этой ораторши и спешно записывали ее словеса в толстенные тетради. Рядом курсировал, охраняя их покой, катехизатор, скорее походивший на надзирателя.

Мы решили подойти к ним, но как только мы приблизились к этой группе, катехиатор-надзиратель, вопросительно посмотрев на нас, как на чужаков, застыл в позе, показывающей, что посторонним вход воспрещен, ибо «только для белых».

Мы наивно пролепетали: «Скажите, а куда здесь записывают?» — «Здесь никуда не записывают, — резко ответил надзиратель, — здесь мы решаем свои проблемы». При этом он многозначительно почесал свою тщательно подстриженную черную бороду. Нам оставалось только посожалеть, что свои-то проблемы мы так и не решили. Единственное, что мы поняли, что в этом храме действительно трудно сосредоточиться — будто мозги отбивает. И чтобы следующая наша поездка не оказалась столь же безрезультатной, как и первая, мы порешили, что нужно нам хорошо помолиться перед дорогой.


VI

И вот через неделю мы вновь оказались в этом монастыре. Мы заранее решили, не рассеивая свое внимание на экстравагантное поведение кочетковцев в храме, сразу приступить к своей основной задаче. С этой целью мы договорились без всяких околичностей предлагать кочетковцам прокомментировать вышеприведенную загадочную фразу их духовного учителя.

Оказалось, что храм, как и в прошлое воскресенье, был набит до отказа, поэтому дальше притвора мы продвинуться не смогли. В притворе мы обратили внимание на солидного мужчину, который ставил свечку Николаю Угоднику. С него мы и решили начать наш опрос.

— Скажите, вы знакомы с отцом Георгием Кочетковым?
— Нет. Я о таком священнике не слыхал.
— А как вы могли бы прокомментировать такую странную фразу этого священника?
Прочитав эту фразу, он спросил нас:

— А вы не путаете? Разве подобное высказывание может принадлежать священнику, тем более — православному? Нет, верующий человек такого не скажет. Нет, нет. Такие идеи в свое время высказывали богоборцы — Чернышевский да Добролюбов. Странно! Что-то вы, друзья, путаете.

Поскольку целью нашей было выяснение мнения кочетковцев, а спрошенный нами мужчина оказался не из их числа, то мы взмолились, чтобы Господь подвел нас к самым что ни на есть истинным кочетковцам. Но в храме продолжалось постоянное движение. Мы вынуждены были подходить с цитатой только к тем, кто стоял несколько особняком и, как оказалось из бесед с ними, были из новоначальных членов общины свящ. Г.Кочеткова.

Приведем их ответы.

— О, это вопрос серьезный. Я не могу об этом судить. Это вам надо спросить у тех, кто давно в Церкви (разумеется, что под Церковью кочетковцы понимают только свою общину. — Прим. ред.), у подкованных (что-то я их вблизи не вижу, если увижу — покажу), а лучше всего — у самого о. Георгия.

— А вас никак не смущает эта фраза? Ведь здесь отрицается бессмертие души.
— Нет, не смущает, я твердо верю.
— Я твердо верю в Кочеткова?
— Да, я твердо верю, поэтому меня это никак не смущает.

* * *
— Это очень сложный вопрос. На него вам сможет ответить только отец Георгий.
— А он служит сегодня?
— Не знаю. Я его самого не знаю. Но мне говорили, что толковать Евангелие могут только священники. Мы не имеем права толковать.
— Но ведь это не Евангелие. Значит, мы и слова о. Георгия тоже не можем никак толковать?
— Конечно. Это же всё близко — на тему.

* * *
Посмотрев подчеркнутое в газете место:
— Это нужно весь текст видеть, чтобы правильно понять, что имеется в виду.
После прочтения всего текста:
— Это, видимо, самого о. Георгия надо спросить.
— А все же, ваше личное мнение?
— Тут, видимо, это как-то связано с фундаментализмом.
— А что такое фундаментализм?
— Ну, это когда устаревшими понятиями пользуются.
— То есть теми, которые святые отцы утверждали?
— Нет.
— Тогда, например, какими?
— Ну, например, когда я был в деревне, там бабушки яблоки не едят до яблочного Спаса. А я им объясняю, что это невежество.

— Ну предположим, что это фундаментализм. Но как тогда с этим фундаментализмом связано предложение о. Георгия не верить в бессмертие души?

— Ну, наверное, это не связано с фундаментализмом. Я предполагаю, что это связано с либерализмом.
— А каким образом?
— Я думаю, чтобы не было либерального отношения ко греху.
— А что такое либеральное отношение ко греху и почему в этом случае опасно верить в бессмертие души?

— Я думаю, что когда человек знает, что жизнь вечная, то он будет уверен, что он не умрет, и у него возникнет либеральное отношение ко греху, то есть возникнет чувство вседозволенности.

— А почему? Ведь вечная жизнь может быть не только в раю, но и в аду, если грешить вседозволенно.
— Ну, вот тут я затрудняюсь.
— А вы давно в общине?
— Да. Я уже оглашен.

* * *

Как видим, новоначальные не берут на себя смелость толковать высказывания своего непогрешимого наставника. Однако все они твердо уверены, что он всегда прав. Столь слепая вера в вождя, несмотря на полное непонимание его учения, в корне противоречащего учению Православной Церкви, которое им совершенно неизвестно, свидетельствует о многом.

Очевидно, что в процессе обновленческой «катехизации» настолько четко отработаны элементы зомбирования, что уже новоначальные члены общины становятся неспособными на критическую оценку высказываний своего «учителя», как бы нелепы ни были эти высказывания.

Итак, новоначальные не смогли объяснить нам смысл идеи ­свящ. Г.Кочет­кова. Но поскольку они предложили нам обратиться к неким «подкованным», то мы стали искать таковых. Правда, нас несколько смутил сам термин «подкованные», так как он должен был бы относиться к обладателям копыт, а таковые в столичных монастырях обычно не водятся.

Продолжив опрос, мы подходили с цитатой ко многим членам общины, но как только они слышали, что цитата принадлежит о. Георгию, тут же отворачивались и исчезали яко дым. Тогда мы поняли, что сможем выполнить поставленную нам задачу только не называя автора этого странного утверждения. Поэтому, подходя к следующим из опрашиваемых, мы передавали им смысл загадочной фразы, не показывая им газету «Кифа».

Приводим диалоги с опрошенными таким образом.

— В христианстве слово «теория» как-то не смотрится. Тем более, когда это касается бессмертия души. Теория — это то, что относится к сфере человеческого рассуждения, к сфере познаваемого несовершенным человеческим разумом. Понятия «теория» в христианстве не может быть. Теория — это рабочая гипотеза.

— А мог ли христианин такое сказать? О чем, по-вашему, свидетельствует подобное высказывание?
— О его раздвоенности. Это его беда и несчастье. И дай Бог ему на это прозреть.

* * *
— Может быть, этот человек — на пути к Богу? И Бог ему со временем откроет истину.
— Христианин мог бы сказать такие слова?
— Строго говоря, нет.
— А что бы вы посоветовали ему?
— Найти человека и поучиться у него настоящей вере.
— А вы сами верите в бессмертие души?
— Да. Христианская вера подтверждает это. А за этой фразой, что вы мне привели, никакой веры нет.


* * *
— Позиция этого человека — не христианская.
— А вы сами верите в бессмертие души?
— Я верю в жизнь.
— А в бессмертие души?
Пожимает плечами.

* * *

— Ну, я не знаю, я верю только в Бога, а верить в бессмертие души — этого в Символе Веры нет. Может быть, я точно не знаю, после смерти, если душа с Богом при жизни не соединилась, то она умрет вместе с телом. Это вполне естественно. Читайте лучше книги митрополита Антония Блума, отца Александра Меня и отца Александра Шмемана. Без этих книг нельзя правильно верить. Почитайте — и поймете всё.


* * *

— Этот человек явно заблуждается. Как же можно жить без надежды? Как же можно не верить в бессмертие души? Ему бы повнимательней почитать Священное Писание.

— А можно ли что-то посоветовать этому человеку?
— Ему нужно подойти на исповедь к священнику и покаяться.

* * *
— Странное высказывание. Я, например, верю в бессмертие души.
— Но это же утверждает человек православный!
— Ну и что. Вот пусть он в следующее воскресенье приходит к нам на открытую встречу «Вера и сомнение».
— А что это за встреча?

— А ее проводит наш Свято-Филаретовский православно-христиан­ский институт. Там ему расскажут все правильно. Пусть обязательно приходит.


* * *
— Это, конечно, не христианское утверждение. Иначе нет смысла жить.
— А что это за утверждение, если оно не христианское?
— Ой, я не знаю. Я только недавно прошла оглашение и катехизацию, а теперь мы уходим в пустыню.

* * *
— Он не христианин.
— А о чем свидетельствует такое высказывание этого человека?

— О неполном его воцерковлении. Люди приходят к вере, ничего о ней не зная. Этого человека надо просвещать. Помимо веры надо обладать христианскими знаниями.

— Могли бы вы автора этой фразы обратить в истинную веру?

— Да пусть он к любому священнику подойдет с этим вопросом, и ему дадут правильный ответ. Бессмертие души — основа христианской веры и надежда всех христиан. Об этом ведь сказано в Символе Веры: «Чаю воскресения мертвых!» Если хотите, приведите его к нам на катехизацию.

— Но ведь этот человек утверждает, что он в Церкви уже более тридцати лет и что он является православным христианином! Скажите а если его пригласить к вам, то смогли бы вы его просветить?

— Что же, просветить можно.

* * *

— Христос говорит о жизни вечной, и Евангелие говорит о жизни вечной. Пусть этот человек обратится к помощникам отца Георгия. Они всё знают и объяснят ему его заблуждения.


* * *
— Эти слова искажают веру.
— Но тот, кто сказал их, утверждает, что он церковный человек!
— Ну, вы знаете, многие сейчас ходят в храмы, но не истинно веруют.
— А что бы вы посоветовали этому человеку?
— Покаяться, пройти оглашение, пройти катехизацию у нас.

* * *

Итак, круг замкнулся... Нам хотелось бы побеседовать на эту тему с самим священником Георгием, но сколько мы ни появлялись в монастыре, каждый раз оказывалось, что о. Георгий опять пребывает в ответственной миссионерской поездке.

В результате проведенных нами наблюдений и опроса можно с большой долей уверенности констатировать, что последователей свящ. Кочеткова условно можно разделить на две группы.

К первой группе принадлежит небольшое число «опытных и изощренных катехизаторов», которые прекрасно знают, что творят.

Ко второй — люди, ищущие Бога, но по духовной неопытности попавшие, к своему несчастью, в неправославную атмосферу. С ними не только можно, но и необходимо проводить миссионерскую работу (реабилитацию). И эту работу в первую очередь обязано проводить духовенство храма, который посещает эта община. Но, к сожалению, насколько нам известно, оно, за единичным исключением, от своей пастырской обязанности устранилось.


VII
Мы попросили прокомментировать высказывание свящ. Г.Кочеткова о «бессмертии души» православных священнослужителей.
Священник Вадим Леонов, кандидат богословия, преподаватель Сретенской Духовной семинарии:

Если священник не верит в бессмертие души человеческой, то это прежде всего знаковое событие личной духовной катастрофы. Более несчастного человека трудно представить. В Евангелии Сам Господь говорит о вечности как праведника, так и грешника («пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25, 46)), а он считает, что душа человеческая смерт­на? Церковь на Пасху воспевает победу Христа над смертью, а для него эта победа не произошла? Ежегодно в неделю Торжества Православия Церковь предает анафеме «отметающим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение» — как он себя чувствует, подпадая под гром троекратной церковной анафемы? Человек, который не верит в бессмертие своей души, не имеет смысла и в земной временной жизни. Московская Комиссия по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова в 2000 году уже осуждала его подобные высказывания: «Священник Георгий Кочетков проповедует, что “вера в то, что всякий человек от рождения имеет бессмертную душу”, есть вера языческая» и пришла к выводу: «В своем учении священник Георгий Кочетков отступает от Православия, так как его вероучительная система не соответствует догматическому учению Православной Церкви, утвержденному Вселенскими Соборами...» К сожалению, о.Георгий не только не покаялся в своих антицерковных взглядах, но и продолжает проповедовать некоторые из них. Искренне желаю, чтобы по милости Божией о. Георгий поверил и осознал вечность человеческой души до того, как погрузится в эту реальность за порогом смерти.


* * *
Священник Даниил Сысоев, кандидат богословия, преподаватель Перервинской Духовной семинарии:

То, что священник Г.Кочетков почему-то называет «теорией» бессмертия души (почему тогда не «гипотезой»?), является учением Церкви, основанным на словах Господа, Который говорит: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10, 28). Поэтому само это учение основано на Евангелии, подтверждено посланиями св. Апостолов и ветхозаветными текстами, например: «Ты не оставишь души моей во аде», как говорит ап. Петр после Пятидесятницы (Деян. 2, 23), или в послании того же ап. Петра говорится: «Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет. 3, 19), а также «достигая верою вашею спасения душ» (1 Пет. 1, 9).

Таким образом, учение о бессмертии души органично вытекает как из Ветхого, так и Нового Завета. Св. Отцы и учители Церкви единогласно проповедовали бессмертие души.

Существует крайне мало религиозных учений, отвергающих эту совершенно очевидную истину, что душа продолжает жить и после смерти тела. Это признавали даже язычники. Лишь отдельные особо деструктивные оккультные движения, да и то весьма редко там это встречается, учат, что души грешников после смерти аннигилируются. Например, Даниил Андреев утверждал, что душа Каина аннигилировалась. Отвержение веры в бессмертие души присутствует в доктринах только самых радикальных сект, таких как «Свидетели Иеговы» или «Адвентисты седьмого дня». Конечно же, для христианина совершенно немыслимо утверж­дение, что невозможно верить в бессмертие души. Такое анти­христианское учение, которое отстаивает свящ. Г.Кочетков, было осуждено как ересь на Соборе епископов в Босрии Аравийской в III веке. И с тех пор Церковь никогда не сомневалась, что душа человека неуничтожима и бессмертна. Похоже, что учение священника Кочеткова — это, на мой взгляд, попытка подстроиться даже не под современного человека — подавляющее большинство современных людей в бессмертие души верят, — а под крайне радикальных атеистов или каких-либо чародеев-оккультистов. На мой взгляд, такая декларация свящ. Г.Кочеткова несовместима с наличием священного сана и участием в таинствах Церкви, потому что если человек не верует в бессмертие души, значит, он не верует в ходатайство святых: кому он будет молиться и как святые его могут услышать, если их души уже умерли или «аннигилировали»? Он не может молиться за умерших: как же он будет приносить Жертву Святой Евхаристии за усопших людей? Становится абсурдным в этом случае и учение Церкви о воскрешении мертвых, ибо как тогда определить тождество личности человека со своим телом, если душа его уже умерла?

Если свящ. Кочетков прав, то нет ничего после смерти, так что «будем есть и пить, ибо завтра умрем». Кочетковское утверждение отвергает все благовестие Христово, все учение Церкви, все Предание Церкви, все богослужение Церкви.

Конечно же, неверие свящ. Кочеткова в бессмертие души доказывает неверие его в Бога, Животворящего мертвых, в Бога живых, в Бога Авраама, Исаака и Иакова. Скорее всего он верит в некую «силу философов и ученых». Изначальная вера Церкви, сохраняемая в течение двух тысяч лет, не может изменяться. Поэтому выражение свящ. Георгия «современный христианин не может всерьез поддерживать учение о бессмертии души человека» режет слух, потому что вера современного христианина не должна ничем отличаться от веры апостолов Петра и Павла, или святителя Николая Чудотворца, или преподобного Сергия. Почему она должна меняться в течение веков? Вера наша от Бога, а не от людей. А вера свящ. Кочеткова явно не от Бога. Поэтому лжеучение священника Георгия Кочеткова и проповедь этого лжеучения заблудшим его духовным чадам должны повлечь за собой лишение его священнического сана и отлучение его от Православной Церкви, если не покается.

* * *

Заметим, что в настоящей статье мы коснулись лишь одного аспекта кочетковского лжеучения, а именно, его взгляда на бессмертие души. И уже одно это, по словам священника Даниила Сысоева, достаточно для лишения о. Кочеткова священнического сана. Но еще в 2000 году Комиссия по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова, созданная Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием, вскрыла не менее серьезные антицерковные взгляды о. Георгия. В частности, «“пророческое” зачатие и рождение Иисуса» священник Кочетков в своем «Катехизисе» называет «мифологизированным евангелиями» (с. 225), т.е. история Рождества Христова есть мифопоэтический вымысел, сочиненный позднее авторами Евангелий — Матфеем и Лукой. А что же было? А было, согласно о. Кочеткову, естественное рождение простого человека Иисуса от Иосифа и Марии. Т.е. священник Г.Кочетков не верит, что Пресвятая Владычица наша есть Богородица, не верит, что Она неизреченно и безмужно зачала во чреве Своем Сына Божия от Духа Святого, т.е. из слов о. Кочеткова (с.249) легко сделать вывод, что Иосиф мог быть «физическим» отцом Христа. Да осенит себя крестным знамением читающий эти кощунственные строки!

Священник Кочетков стремится создать собственную церковь со своим собственным вероучением, иерархией и духовной практикой, оставаясь при этом видимым образом в лоне Русской Православной Церкви и симулируя свою легитимность. Из своей общины свящ. Кочетков создал конспиративную организацию, состоящую из братств, «семей», ячеек, групп, вертикалей, тайных пресвитеров. Для того чтобы попасть в общину, надо написать заявление и ответить на анкету. На протяжении многих лет свящ. Г.Кочетков созывает приверженцев своего учения на полутайные сборища, называя их «соборами», на которых присутствуют представители ряда епархий. Как констатировали члены московской богослов­ской Комиссии, самоназвание представителей веры кочетковской можно составить из формул о. Георгия из его «Катехизиса»: кочетковство — это собрание «верных полных истинно-крещеных царственно-священных мирян восьмого дня или седьмого метаисторического завета».

И, в завершение, приведем семилетней давности выводы из Заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова, созданной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года):

1. В своем учении священник Георгий Кочетков отступает от Православия. Оно не соответствует догматическому учению Православной Церкви, утвержденному Вселенскими Соборами и заключенному в форму, смысл и содержание Никео-Цареградского Символа веры. Свящ. Георгий Кочетков отступает не только от Святого Православия, но и от учения большинства других христианских конфессий, в которых Христос признается Сыном Божиим, воплотившимся от Пречистой Девы Марии и ставшим Человеком, тогда как у свящ. Георгия Кочеткова человек Иисус из Назарета становится Сыном Божиим по усыновлению. Непризнание Господа наше­го Иисуса Христа Сыном Божиим, «Единосущным Отцу», а Святого Духа Господом, Лицом Святой Троицы, Единосущной и Нераздельной, делает вероучение свящ. Георгия Кочеткова неправославным.

2. Святоотеческое наследие в книгах свящ. Георгия Кочеткова либо остается невостребованным, либо подвергается критике.

3. Вековые традиции Русской Православной Церкви, ее дух, смирение, весь комплекс духовно-богослужебной жизни православных христиан несомненно чужд свящ. Георгию Кочеткову и его последователям. Наоборот, ему близок дух общинности протестантского типа.

Итак, еще в 2000 году московская богословская Комиссия осудила учение священника Г.Кочеткова как неправославное. Но и по сей день о.Георгий не только не отказался от своих еретических взглядов, но и пытается распространять их, причем под видом православного учения. Коли­чество «катехизируемых» по его системе растет в геометрической прогрессии. На наших глазах сбывается горькое пророчество старца о. Иоанна (Крестьянкина): «Если мы не разорим это движение, то они разорят Церковь».

Нет никакого сомнения, что разрушительная работа обновленческой общины священника Кочеткова в ближайшее время усилится, если Церковь не даст наконец принципиальной оценки антиправославной деятельности о. Кочеткова и его секты.


2007 год
Благодатный Огонь № 16



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Павел 15.02.2020 в 13:29:53

р.Б. Татьяна:
***Да тут уже не до модернизма. Если человек отрицает Символ Веры - он не является вообще православным.***
Не все модернисты отрицают: они что, православные? Формально - да, а по сути - еретики.

Владимир Иной 15.02.2020 в 10:39:31

Ну вот смотрите, когда деятельность о.Владимира Головина не понравилась - то запретили в служении и не посмотрели, что у него тысячи почитателей. Так у этого еретика и разрушителя Церкви Кочеткова поменьше то паства будет и ереси то в сотни раз пострашнее. В чем проблема? Запретить его в служении или даже извергнуть из сана за кощунства и деструктивную деятельность, а его паства, если кто из них какие-то основы православия имеет, начнет ходить в другие храмы, а если кто из них не в Бога веруют, а в Кочеткова - то им прямой путь в секты...

р. Б. Татьяна 15.02.2020 в 01:07:27

Павел 909 14/02/2020 в 23:44:44 р.Б. Татьяна:
***Вот поддерживаю. Вопрос русского языка тут далеко не самый главный. Кочетков и не скрывАет, что он и в Символ Веры то наш не верует - и говорит об этом открыто!***
Кочетковщина и внедрение русского языка это одно и то же - модернизм. (с)
---------------------------
Да тут уже не до модернизма. Если человек отрицает Символ Веры - он не является вообще православным. Поэтому непонятно, что Кочетков делает в нашей Церкви. Все верно про них о. Иоанн (Крестьянкин) сказал. Они разрушители - какие из них модернисты.

Павел 909 14.02.2020 в 23:44:44

р.Б. Татьяна:
***Вот поддерживаю. Вопрос русского языка тут далеко не самый главный. Кочетков и не скрывАет, что он и в Символ Веры то наш не верует - и говорит об этом открыто!***
Кочетковщина и внедрение русского языка это одно и то же - модернизм.

р. Б. Татьяна 14.02.2020 в 16:49:03

Михаил 13/02/2020 в 17:49:16
***На мой взгляд, на этой встрече 20 февраля митр. Савве нужно задать принципиальный вопрос и добиться от него ясного ответа: как он лично относится к воззрениям и учению Кочеткова ***(с)
Вот поддерживаю. Вопрос русского языка тут далеко не самый главный. Кочетков и не скрывАет, что он и в Символ Веры то наш не верует - и говорит об этом открыто! Митр. Савва что, его единомышленник?
"У нас часто говорят, что все мы должны вернуться к некоей ЕДИНОЙ НЕРАЗДЕЛЕННОЙ ЦЕРКВИ. Но такое возвращение невозможно. Нам всем нужно идти не назад, а вперёд и вверх – к Богу Отцу через Христа во Святом Духе!" (с) 2016 г
Доклад на международном конгрессе «Христианские общины и движения. Вместе для Европы»

Михаил 13.02.2020 в 17:49:16

На мой взгляд, на этой встрече 20 февраля митр. Савве нужно задать принципиальный вопрос и добиться от него ясного ответа: как он лично относится к воззрениям и учению Кочеткова, а также к выводам богословских комиссий, состоявшихся в своё время. И постараться избежать всякого витиеватого словоблудия. В конце концов, ересь должна быть объявлена ересью и исторгнута из лона Церкви!

Евгений 13.02.2020 в 12:56:10

На 20 февраля намечена встреча митр. Саввы с народом в Твери. Это было озвучено в видеообращении епископском. Огромная просьба к редакции - не оставлять эту тему без внимания и освещать её практическое развитие.
И реакция нашего патриарха образца 2020 года на обращение паствы по этой теме тоже очень волнует. Может она будет отличаться от реакции 2012 года, описанной в комментариях (Ольга 16/05/2012 в 02:50:56)? И в какую сторону? С "теорией" этой ереси всё понятно.

Иоанн 10.07.2012 в 14:05:57

Как говорил Преподобный Лаврентий Черниговский: "Есть Апостолы и есть Иуды, только лица поменялись". Иудам уже и сребренники заплачены, и они бдят, делая своё дело. А апостолы спят, как бы не замечая кровавых слёз на иконах Спасителя. Против Церкви ведётся целенаправленная, широкомасштабная, хорошо спланированная война; без адекватного ответа. Давая заповедь "продать ризу свою и купить нож" (Лк. 22, 36), по духовному изъяснению Нила Синайского, "Господь говорит сие ученикам, приготовляя к борьбе с противящимися истине, но не к борьбе по маловажным предлогам предприемлемой, где расположением борющихся управляет раздражение, а к состязанию в подвиге, который внушен Богом по пламенной ревности к богочестию".

Наблюдатель 02.07.2012 в 21:30:13

Кочетковцы не верят не только в безсмертие души, но и в Церковь, как Богочеловеческое Тело Христово. Свидетельством тому являются их многочисленные комментарии к проектам Межсоборного присутствия РПЦ.

Наталья 02.07.2012 в 17:21:02

Сколько можно... (далее неразб. - Прим. ред.)

Ольга 16.05.2012 в 02:50:56

приезжал Патриарх Кирилл в Тверь, было собрание со множеством местных иереев, которые - чуть ли не все разом Патриарху направили записки с вопросом по поводу засилья кочетковцев в наших храмов, срыва ими мирного хода богослужений, неповиновения их священникам во время богослужения и т.п. Батюшки внимательно следили, как каждая записка шла по рядам и попадала в руки Патриарху. Он каждую молча прочитывал и аккуратно откладывал в сторону. Вот вам и ответ.

Виктор Обрывков 24.03.2012 в 12:54:39

Арх. Рафаил (Карелин): «Мысль о том, что после смерти нет ничего, дает мне большое утешение» – так или примерно так писал в своих мемуарах маркиз де Сад, по имени которого назван один из пороков, относящихся к области сексопатологии. Эта фраза в перевернутом виде могла бы стать беспощадным обличением того феномена, который называется атеизмом, а именно: «Я хочу найти утешение в мысли о том, что после смерти ничего нет, поэтому там ничего нет». Пожалуй, эта надежда на будущее небытие – единственное утешение, которое нашел на дне греха и порока де Сад. Человеческая совесть имеет свой голос, неумолимо свидетельствующий о неотвратимости справедливого возмездия. Поэтому человек не может найти счастья в грехе. Совесть не только напоминает ему об адских муках, она дает ему почувствовать будущее состояние тоски и мрака, как бы подводит его к преддверию ада. Человек борется со своей совестью, как с врагом, и наконец находит жалкое утешение в той же мысли: «После смерти нет ничего». Духу человека присуще некое чувство вечности, чувство, которое невозможно передать словами. Дух – это око души; но, как и телесные очи, он очень нежен и уязвим. Греховная жизнь парализует силы духа, и человек практически теряет ощущение вечности. Она становится для него абстракцией и загадкой, великим «не знаю», неизвестным, которого он не может разгадать. Но даже после потери духовности и замены ее душевностью размышления о вечности и смерти мучают человека, живущего своими страстями. Совесть хотя бы шепотом напоминает ему, что в самом «не знаю» заключается «может быть», и даже смутные тени вечности наполняют его душу тревогой. (Умение умирать, или искусство жить)

Людмила 20.02.2012 в 23:57:44

Господи, даже трудно себе представить, в самом теле Православной Церкви, ее сердце, официально действующая самая настоящая (пышно процветающая и в ширь и в глубь) СЕКТА !!! Это же совсем надо быть слепым и глухим, чтобы не замечать архи богохульного действия этой секты в самом лоне Церкви! Вопрос стоит прямо: промедление смерти подобно. Непонятно, почему еще до сих пор молчит наше высшее церковное чиновничество? Неужели недостаточно соответствующих выводов Комиссии, созданной п.Алексием в мае 2000 г., чтобы предать вождя этой секты АНАФЕМЕ? Только АНАФЕМА способна выбросить этого змия изнутри тела Церкви Христовой. Спаси нас, Господи !

Михаил (Ершов) 20.01.2012 в 21:54:30

Архиереям и священникам РПЦ:
Высокопреосвященнейшие владыки и пастыри Русской Православной Церкви! В праздничные дни Крещения Господня я, простой православный мирянин РПЦ хочу спросить у вас: Куда и каким путем нас собираются вести <...>, призывая нас всех вместе наконец-то реализовать надуманные сверху реформы начала ХХ века??? То, что мы открыто слышим и читаем в официальных источниках РПЦ (например, доклад митрополита Минского Филарета , о.Д.Карпенко, т.е. архиепископа Белгородского Иоанна, указания других молодых архипастырей), говорит само за себя. А модная сейчас толерантность к таким антиправославным силам как католицизм, протестанты всех мастей, доморощенные кочетковцы и прочие модернисты и обновленцы на всех уровнях куда нас заведёт? Кого нам предлагает читать митрополит Иларион? Шмемана и подобных ему... Даже безграмотный и не умеющий читать православный христианин скоро поймёт, что предлагаемые реформы разрушат и то, что мы ещё удерживали до последнего времени. Исповедники и новомученики ХХ века кровь свою пролили и жизнь отдали за то, чтобы отстоять веру православную, а нам предлагается в мирных условиях застраховаться от революций и под видом разрабатываемого "прекрасного устава" реализовать всем вместе разрушительные для нашей Церкви реформы.
Для чего, спрашивается, такая острая необходимость в таком спешном поставлении новых епископов (чуть ли не прямо из иеромонахов) и образовании новых епархий? Я, лично, понимаю это так: для увеличения послушных архиереев и последующего удаления/изгнания исповедников православной веры, чтобы быстрее "реализовать" реформы".
Новопоставленным архиереям и всем пастырям на всех уровнях я хочу сказать следующее: при крещении мы все давали обещание отрицаться сатане. Не забывайте об этом! И даже если кто-то из вас уже не верит в воскресение мертвых и/или в другие догматы Церкви Христовой, остерегитесь!!! Бог поругаем не бывает! На ближайшем архиерейском Cоборе необходимо положить конец модернистким и реформаторским устремлениям "наших" мудрецов и подвердить верность заветам Господа, преданиям апостолов и св. отец нашей Церкви. Если вы "корректно" промолчите, то отвечать всё равно придется на Страшном Суде!
Прошу верующих иереев и всех православных мирян донести это обращение до ваших архипастырей (по электронке или др. путем)... 
р.Б. Михаил (Ершов)

Виталий 05.10.2011 в 22:03:43

Почему Святейший Патриарх Кирилл не обращает внимание на эту проблему?

православный 24.09.2011 в 08:29:18

Ожидать, что секта нехристей, не верящих в истинное бессмертие души, а значит не признающих и воскресение, вдруг оставит свои сектантские заблуждения - невозможно. Особенно невозможно, когда эту секту Священный Синод в лице своего отдела (по крайней мере) сектой не считает. И чего же нам ждать в дальнейшем при таком положении? - Неминуемый численный рост адептов Кочеткова, усиление популяризации Библии через посредство все большего и большего упрощения языка, на котором популяризаторы по своим понятиям излагают якобы Святой Текст; подмену богослужения театральным действом на понятном языке, разумеется, все большее распространение "вечерей любви" с кочетковскими агапами на них. От Синодального отдела последуют новые награды, почет и уважение этому скопищу. И скоро эти собрания и подобные им станут приветствовать то, о чем договорился председатель ОВЦС с масоном из Константинополя и папой Римским. Это очевидно. Очевидно также, что христиане в скором будущем подвергнутся уже не только моральным гонениям со стороны всех этих реформаторов, но и физическим гонениям. Все же ясность в расстановке сил - это великое дело.

Иван 21.09.2011 в 09:01:53

Иван, Саратов пишет: "если бы журнал "Благодатный Огонь" стал отрицать бессмертие души и перевел со словарем чего-нибудь на русский, это повысило бы его шансы на получение грифа?"
Не понимаю, зачем Вы, тезка, знак вопроса ставите? Сегодня дана широкая дорога проходимцам и еретикам перестраивать (читай, строить) новую человеческую церковь. Это у них получится, как получилось целых 70 лет править в России секте КПСС.

Иван, Саратов 20.09.2011 в 18:40:43

Тенденции конца 2007 года, о которых говорится в статье, не только не изменились, но наоборот. Кочетковкие структуры, оказывается, все это время бесперебойно функционировали (см. предыдущие комментарии), в частности, непрерывно клепали свои безграмотные "переводы" богослужебных книг на русский язык. И дождались своего звездного часа - официальные поздравления, признания, членство в православных (!) объединениях и в самом Межсоборном Присутствии!
А теперь, когда весь высокий церковный гламур озаботился нашим "непониманием" ЦСЯ (см. Проект Межсоборного Присутствия по ЦСЯ), кочетковская рать (причем женская ее часть почему-то, в основном) штурмует форумы, ярко иллюстрируя высказывание о.Дмитрия. С аргументами типа - "росла всю жизнь, ничего не понимала в молитвах на ЦСЯ, за словами не успевала - и тут русский перевод повстречался и обрела я счастье, целиком я за Проект теперь".
Но и этого мало. В жж уже встретил выписанные в столбик фамилии священников, выступавших против кочетковцев. Я не знаю юзера, не буду утверждать, что кочетковец, но кому бы еще это в голову взбрело (см. о.Дмитрия опять же)? Это только начало, надо полагать. И вот вся эта деятельность получила еще и гриф одобрения (в виде грифа их газете "Кифа"). Тот самый вожделенный бюрократический гриф, без которого теперь и, так сказать, православия в печатном виде нет. Они это формулируют как "признание Церковью".
Интересно, если бы журнал "Благодатный Огонь" стал отрицать бессмертие души и перевел со словарем чего-нибудь на русский, это повысило бы его шансы на получение грифа? Театр абсурда.
Хотелось бы, чтобы журнал "Благодатный Огонь" поместил бы еще и статью о "славном" пути, проделанным за последние годы "общиной", которую многие наши священники в своих блогах (не говоря уже о разговорах) прямо называют сектой. А заодно и современное состояние дел осветил.
А еще порадовало, что в тексте много гиперссылок на статьи из библиотеки сайта БО - пополняется, удобно будет искать, когда нужно.

Иван, Саратов 20.09.2011 в 18:38:50

М-да. Что самое печальное? За такие яркие и просветительские в изначальном смысле слова статьи хотелось бы автора поблагодарить и пожелать, чтобы статья как можно быстрее потеряла актуальность. Но нет - ее актуальность растет и это тот нечастый случай, когда хочется добавить "к сожалению". Потому что это реально свидетельствует, что неладно что-то в нашем церковном устроении.
Казалось бы, ну вот самые уважаемые наши священники издают совместно книгу «Современное обновленчество — протестантизм “восточного обряда”» (http://www.blagogon.ru/biblio/1/). Ну нечего, просто нечего добавить - картина вопиющей безграмотности, самочиния и явного нездоровья кочетковской "общины" налицо. Я лично поставил книгу на полку и забыл - еще один соблазн для Церкви преодолен и пройден.
Характерно высказывание прот. Димитрия Смирнова об о. Георгии Кочеткове в 2001 году: "... он слишком слаб и малоучен, чтобы быть в состоянии создать какое-то еретическое стройное учение. Нет, так, скорее всего, выразилось какое-то психическое заболевание". И что мы видим теперь?
См. далее.

Иван 20.09.2011 в 17:40:49

"А теперь кочетковцы с особой благожелательностью приглашаются..."
Эка удивили! У меня лежит фильм "Экуменизм", при патриархе Алексие II этот фильм лежал кое-где в интернете, теперь зачистили. Так там и не такое кое-какие председатели ОВЦС вытворяли... Могу выложить ссылочку для скачивания - там и бабы-священницы, и индейцы, курящие в алтаре трубку и многое другое мракобесие. И знакомы все лица.

Россиянин 20.09.2011 в 16:06:02

А теперь кочетковцы с особой благожелательностью приглашаются на общецерковные миссионерские мероприятия (например, на Общецерковный миссионерский съезд), их газета "Кифа" распространяется в Епархиях Русской Православной Церкви (например, в Белгородской и Старооскольской епархии), они непосредственно участвуют в разработке ответственных миссионерских и просветительских церковных программ. То есть им официально разрешили миссионерствовать (также как секте "Роса" - курс "Альфа", оккультистам Стаса Намина - "Свет и Радость", неовосточникам секты "Лотос" - Ай-ки-до и т.п.) непосредственно в Русской Православной Церкви.

Иван 20.09.2011 в 09:36:28

Принимая во внимание 3 вывода из статьи о Кочеткове заключаем: Кочетков есть ЕРЕТИК. Общение с ним православным ЗАПРЕЩЕНО. Именовать его СВЯЩЕННИКОМ не возможно, как не возможно называть "батюшкой" безумного Ария. Любопытно, что одна из пасомых Кочеткоым, высказалась о том, что в православии есть какой-то "антисемитизм". И откуда это все берется? - Где в Писании сказано, что следует верующим восставать на потомков Сима, Хама или Иофета? - Вероятно, девушка обижена за плохое отношение верующих к жиду-предателю Иуде Искариоту, о спасении души которого, возможно, молятся в воинственной секте Кочеткова.

Венцеслав Крыж 20.09.2011 в 07:46:25

Спаси Вас Господи, Сергей Иванович. Молюсь за Вас, с глубоким уважением отношусь к Вам, к Вашему стоянию за веру. Не дадим еретикам топтаться в вертограде Божием.

Виктор 20.09.2011 в 07:37:09

У Кочетковцев почти такие-же ненормальные понятия о вере, что и у Свидетелей Иеговы, только еще хуже. В прошлом году архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, на епархиальном собрании, всему духовенству епархии запретил причащать Кочетковцев и даже подовать за них записки, назвав их еретиками. Самое страшное, что это происходит не где-нибудь, а под сводами Православных храмов.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс