Богородица

Актуальные статьи

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

1.12.2020

В чем опасность для мирян сверхчастого, иногда даже ежелитургийного причащения? При таком причащении, на котором настаивают иные либеральные священники и практикуемом ныне в обновленческих общинах, – невозможно выполнить принятые в Русской Церкви правила традиционной подготовки к причастию. Современные прихожане обновленческих общин из-за сверхчастого причащения не постятся перед принятием Св. Таин; подготовительные молитвы (не говоря уже о трех канонах) перед причастием или сокращены до неприличного минимума, или отсутствуют в обновленческой практике вообще. Они утверждают, что сама литургия с ее песнопениями и чтениями является наилучшей подготовкой к причастию; исповедь перед причастием или носит формальный характер, а по сути совсем упраздняется и отсутствует вообще.

Немалый вклад в модернистское сознание сверхчастого причащения Святых Таин мирянами внесли сочинения протопресвитера Александра Шмемана (†1983), особенно его книги «Евхаристия. Таинство Царства» и «Введение в литургическое богословие», в которых о. А.Шмеман ратует за возвращение к литургической простоте апостольского века, призывает приступать к Святой Чаше без какой-либо подготовки: никакого труда по очищению души для этого не требуется. Представьте себе: маститый профессор-протопресвитер сидит за письменным столом с дымящейся сигаретой во рту и сочиняет главку для своей книги о необходимости причащаться всем без всяких ограничений за каждой литургией! Можно ли доверять этой пропитанной табачным дымом книге, посвященной святейшему Таинству Евхаристии?

Оправдывается подобная практика ежелитургийного причащения мирян протестантским по своей сути тезисом «возврата к евхаристической практике Древней Церкви». Под благовидным предлогом «возврата к практике Древней Церкви», «возвращения к древней традиции» в настоящее время хитро маскируется ползучая обновленческая реформация в области богослужения (и в евхаристической практике), т.е. когда в основу передела или реформы полагается древняя и уже отжившая форма или по каким-то причинам утраченная традиция. Этот приём носит наименование «модернизм через традицию». Ну, например, давайте снесем Московский Кремль в его нынешнем виде ради благого и святого дела сохранения исторического облика центра Москвы: ведь при Иване Калите Кремль выглядел иначе и совсем не так, как сегодня. Вот и давайте восстановим его в первозданном виде!

В наше постсоветское время, когда Церковь в своем большинстве состоит из неофитов, можно часто слышать из уст священников и мирян высказывания о необходимости как можно более частого причащения Св. Христовых Таин, т.к. по их мнению в частом, «непрерывном причащении Св. Таин», даже за каждой литургией, и заключается дело нашего спасения.

Приведем примеры из истории Церкви. Основатели монашества преподобные Павел Фивейский, Антоний и Макарий Великие не остались жить в Александрии, где можно было бы причащаться хоть каждый день, но ушли в Фиваидскую пустыню и пребывали в ней неотступно в посте и молитве десятки лет. Никаких храмов там не было, и причастие их было весьма редким. Следовательно, дело нашего спасения заключается не в «непрерывном причащении Св. Таин», а в христианском подвиге и аскетической жизни. Без такого подвига само по себе причащение не спасает, эта приверженность может стать равносильным протестантскому учению о спасении одной верой.

Напомним эпизод из жития прп. Марии Египетской.

«...Так прошло много времени, и приблизилась святая Четыредесятница. В монастыре существовал обычай, ради которого и привел сюда Бог преподобного Зосиму. В первое воскресенье Великого поста служил игумен Божественную литургию, все причащались Пречистого Тела и Крови Христовых, вкушали затем малую трапезу и снова собирались в церкви. Сотворив молитву и положенное число земных поклонов, старцы, испросив друг у друга прощения, брали благословение у игумена и под общее пение псалма “Господь просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюся? Господь Защититель живота моего: от кого устрашуся? (Пс. 26, 1) открывали монастырские ворота и уходили в пустыню.

Каждый из них брал с собой умеренное количество пищи, кто в чем нуждался, некоторые же и вовсе ничего не брали в пустыню и питались кореньями. Иноки переходили за Иордан и расходились как можно дальше, чтобы не видеть, как кто постится и подвизается. Когда заканчивался Великий пост, иноки возвращались в монастырь на Вербное воскресенье...»

Если бы дело нашего спасения заключалось исключительно в частом причащении Святых Таин, то иноки не уходили бы из монастыря в пустыню, а пребывали в обители, причащаясь каждые субботу и воскресение за каждой литургией.

Литургическая практика первых веков Церкви, когда верные приступали к Святым Тайнам часто, была связана с несравненно более высоким нравственным состоянием христиан того времени, и, в частности, поэтому практика эта не может автоматически распространяться на все последующие века.

Вот что пишет о частом Причащении протоиерей Андрей Правдолюбов:

«Чем страшно частое Причащение? Потерей благоговения и усердия в подготовке к Причащению. Говорят, как ни готовься, все равно готов не будешь. Поэтому поститься не надо, исповедоваться не надо. Это в корне неверно! Вполне понятно, что если Царь пожелает быть в доме у нищего, Он будет видеть все его убожество – и нищий это понимает. Но все же старается все что возможно сделать – и пол помыть, и пыль обтереть, и паутину смести, и скатерочку, хоть изношенную и в пятнах, но постиранную, постелить. Иначе он рискует навлечь на себя гнев Высокого Гостя... Страшная беда – привычка к святыне. Нашей главной заботой должно быть сохранение, а где-то – и восстановление норм церковной жизни, завещанных нам нашими святыми предками, чтобы современная Россия смогла восстановить свое право называться Святой Русью!» (http://www.blagogon.ru/digest/114/).

Церковь – развивающийся в истории богочеловеческий организм. Проведем некоторую аналогию. Маленьким детям требуется принятие пищи много раз в день. Взрослые же вкушают пищу обычно три раза в сутки. Если взрослый человек, желая уподобляться младенцам, будет принимать пищу чуть ли не каждый час, то он в скором времени несомненно заболеет ожирением или сахарным диабетом. Поэтому практика причащения в древней Церкви (свт. Василий Великий и др.) не может бездумно переноситься в наше время. Возврат к первоапостольской практике церковной жизни так же невыполним, как невозможно сжать дерево в семя, из которого оно выросло.

Следует помнить, что со времени принятия христианства на Руси и вплоть до XIV века миряне Русской Церкви причащались три раза в год, а после XIV века – четыре раза в год с обязательной исповедью перед Причащением.

На протяжении последующих веков в Русской Церкви установилась определенная практика частоты причащения для мирян. В XIХ веке она была зафиксирована в Православном христианском Катехизисе свт. Филарета (Дроздова; †1867), который был принят всей полнотой Православия:

«Древние христиане причащались каждый воскресный день; но из нынешних немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому таинству. Церковь материнским гласом завещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крове Христовых ревнующим о благоговейном житии – четырежды в год или каждый месяц, а всем – непременно однажды в год» (ч. 1. О вере, п. 340).

Таким образом, любой призыв возврата к первохристианской практике в отношении евхаристической дисциплины есть не что иное, как по существу неверие в 9-й член Символа Веры «О Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви». Неверие в то, что и в наше время Церковь руководствуется Духом Святым, как в апостольские времена или в первые века. Поэтому сакраментальная практика Синодального периода (норма, зафиксированная в Катехизисе свт. Филарета) не может рассматриваться в качестве какой-то «ущербной» по сравнению, например, с древнеапостольской, ибо такие утверждения есть не что иное, как хула на Духа Святого, вечно пребывающего в Церкви Христовой.

Почему же в Русской Православной Церкви именно в ХХ веке так резко изменилось отношение к практике причащения мирян: от умеренного – к сверхчастому?

Основной причиной на наш взгляд является следующее. В древности христиане причащались часто, за каждой литургией, но связано это было с гонениями: древние христиане не знали, доживут ли они до следующего воскресного дня, ибо слишком много у них было оснований сомневаться в этом. Каждая литургия могла стать последней для любого из верующих.

Также и в Русской Церкви практика сверхчастого причащения Святых Христовых Таин установилась в 1920–1930-х годах, когда православные не знали, не приедет ли ночью за ними «черный воронок», или не арестуют ли завтра батюшку и храм будет закрыт на амбарный замок. И в то время, давшее Русской Православной Церкви огромное число новомучеников и исповедников российских, такая практика была абсолютно пастырски оправдана. Но когда гонения на верующих во второй половине ХХ века закончились – в нашей Церкви по инерции сохранилась практика причащения периода большевистских гонений. Было бы поэтому естественным вернуться ныне в мирное для Русской Церкви время к традиционной на Руси практике причащения (естественно, избегая крайностей).

Целью современной модернистской практики сверхчастого причащения (в обновленческих храмах в настоящее время практикуется причащение мирян несколько раз в неделю, а таинство Покаяния, по утверждению некоторых священников-модернистов, должно происходить только один-два раза в жизни!) является отнюдь не возврат к древнеапостольской церковной практике, а просто-напросто упразднение таинства исповеди перед Причащением, упразднение традиционной дисциплины постов и молитвенного приготовления к этому великому таинству, т.е., по существу – приближение к католической практике причащения.

В конце XIX и начале ХХ века в Католической церкви появляются богословы, ратующие за «литургическое возрождение», «возврат к литургической практике Древней Церкви», а также за те реформы, что предлагают и нынешние неообновленцы. В XIX в. в Католической церкви появляются апостолы частого Приобщения. 19 апреля 1880 г. монсеньёр де Сегюр написал вдохновительнице Евхаристических конгрессов мадемуазель Тамисье такие слова: «Мне кажется, что будь я Папой, главной целью моего понтификата стало бы возвращение практики ежедневного Приобщения». Наряду с литургическими реформами в Католической церкви начала ХХ века стоят декреты Папы Пия Х о Евхаристии. 20 декабря 1905 г. был опубликован декрет «Sacra Tridentina Synodus», провозглашавший: «Иисус Христос и Цepковь желают, чтобы верные каждый день приступали к священной Трапезе». Вероятно, именно католический пример «евхаристического возрождения» XIX–XX вв., равно как и ранее движение колливадов, оказали определенное влияние на изменение многовековой практики причащения в Греции, а затем и в России. Именно из католических модернистских богословских теорий XIX–XX вв. произрастают корни так называемого «евхаристического возрождения» в православных Церквях, суть которого – ежелитургическое причащение без предварительной исповеди[1].

Приведем отрывок из книги «Духовный дневник» епископа Арсения Жадановского (†1937), причисленного к сонму новомучеников и исповедников Российских, духовного сына св. прав. Иоанна Кронштадтского:

«Мне, однажды, передавали по поводу частого причащения следующий случай. Одна особа привыкла каждый день причащаться. На неё обратило внимание духовное начальство. Поручили духовнику проверить её. Духовник, соображаясь с устроением указанной особы, предложил ей каждый раз исповедоваться и, когда считал неудобным, советовал ей не подходить к Св.Чаше. Но было уже поздно для неё такое духовное руководство. Она не смущалась и каждый день продолжала причащаться, переходя с одной церкви в другую. За ней, далее проследили и нигде не допускали до причащения. И эта особа не стала стремиться в церкви причащаться, а вообразила, что ей уже дано божеское право самой благословлять хлеб и вино, и причащалась дома ежедневно, совершая якобы литургию над просфорами и вином. Дело её однако кончилось печально. Она сошла с ума и в настоящее время находится в лечебнице умалишённых. Так к Св. Причастию нужно относиться с глубоким благоговением, иначе на почве частого и недостойного принятия Св. Таин может возникнуть самообольщение».

И в заключение приведем очень значимое поучение знаменитого глинского старца ХХ века преподобного схиархимандрита Андроника (Лукаша; †1974), которое должны помнить все православные христиане: «Те, кто причащается каждый день, это люди в прелести. Это не нужно, это от лукавого. Причащаться надо только один раз в месяц. Нужно приготовиться к Причащению, отсекать своеволие, чтоб Причастие было во спасение, а не во осуждение. Каждый день причащаться может схимник, монах больной, седмичный священник...» (Из книги схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Глинская пустынь». М., 1994. С. 467).

Итак, за любыми демагогическими разглагольствованиями о «возврате к древней литургической практике», о «евхаристическом возрождении», о «более открытом богослужении» и т.п. скрывается простая цель – мутация традиционного русского Православия в модернистское неохристианство, или протестантизм «восточного обряда». Вопреки всем усилиям неообновленцев по реформированию и обновлению якобы «застывшего в средневековье», «темного, тупого и мракобесного Православия», наша миссия должна, как и во все времена, заключаться в сохранении церковных преданий, которые заповедовали нам святые Отцы и подвижники Православной веры.

 

 

——————————————————————————————
[1] Приведем краткую биографию игумена Пантелеймона Суджакского (1793 – 25 февраля 1868), болгарского православного монаха, впоследствии греко-католика, основателя религиозного движения пантелеймоновцев. При чтении этого материала следует помнить, что биография составлена католиком.

Пантелеймон родился в болгарской православной семье в 1793 году в деревне Суджак, недалеко от Адрианополя (современный Эдирне). Так как семья была очень бедной, Пантелеймону пришлось с детства работать в мелкой лавке. Ребёнок самостоятельно выучился чтению настолько, что мог читать Евангелие. В это время в стране свирепствовала чума, каждый день множество трупов отправлялось на кладбище. Устрашённой мыслью о смерти ребёнок сбежал из города и скитался по Фракии в поисках места, где бы люди не умирали. На его расспросы об этом месте, все отвечали одно и тоже: «Везде люди умирают, такого места, где бы можно было найти защиту от смерти, нет». Но одна старуха сказала мальчику, что монахи на горе Афон как бы стары они ни были, никогда не умирают. Пантелеймон тут же отправился на Афон, где просил принять его в число монахов.

Пантелеймон был принят старым монахом по имени Дамаскин в число своих учеников. Одного не хватало Пантелеймону в монашеской жизни: он жаждал частого причастия, однако, монахи в то время причащались один раз в сорок дней. В Евангелии Пантелеймон читал: «ядущий его не умрет» (Ин. 6:50) и «ядущий хлеб сей будет жить во век» (Ин. 6:51). Вспомнив прежний страх, который заставил его бежать из Адрианополя, юноша стал расспрашивать Дамаскина, верны ли эти слова и о каком хлебе идёт речь? В то время он жил в полном неведении о догматах веры, как и большая часть болгарских православных, причащавшихся не зная ничего о сущности этого Таинства. Узнав от Дамаскина, что под видом вина и хлеба скрыт Спаситель, и что это таинство даёт человечеству бессмертие, Пантелеймон стал стараться причащаться как можно чаще. Но иеромонахи лавры, заметив эту ревность, стали порицать её, и в конце концов изгнали настойчивого юношу из монастыря.

Пантелеймон стал причащаться то в одном, то в другом монастыре Афона. Но вскоре это раскрылось и возмущённые монахи сначала заковали его в цепи, а потом совсем изгнали с Афона. Скитаясь Пантелеймон просил причастие как милостыню. Вскоре к нему стали присоединяться сторонники, которых привлекала его набожность и благочестие. Вокруг Пантелеймона собирались его ученики, ежедневное причастие было их правилом, во время путешествий они носили с собой Святые Дары в ларцы по примеру древних христиан.

Последователи Пантелеймона жили в полной нищете, довольствуясь хлебом и водой, одевались в рубище и не имели личной собственности. Они тщательно изучали Священное Писание и творения Отцов Церкви. Вскоре слух о святости Пантелеймона разнёсся по всей Фракии и Македонии, верные стекались к нему ото всюду. Это народное движение возбудило зависть у греческого духовенства, по приказу Адрианопольского епископа Пантелеймон был заключён сначала в тюрьму, а затем содержался в разных монастырских застенках Афона.

Наконец, после долгих странствий и гонений Пантелеймон смог обрести мир в родном Суджаке, где основал женский монастырь, несколько позже он основал мужской монастырь в Мостратли. В это время в Болгарии набирало силу униатское движение. Игумен Пантелеймон, к которому стекался народ, сначала относился к этому движению враждебно, не зная как и большая часть его соотечественников, что это за католические христиане, и считая их еретиками. Но позднее, будучи в Адрианополе, он смог побеседовать с главой Болгарской греко-католической церкви Рафаилом Поповым, после чего признал истинность католического вероучения и вместе со своими монахами и монахинями числом около 400 присоединился к Католической церкви.

Присоединение Пантелеймона к Католической Церкви произошло в декабре 1863 года. Ему было тогда семьдесят лет. Он прожил еще 4 года, преследуемый всё время греками за проповедь единения с Католической Церковью. Четырнадцатого октября 1865 года Пий IX прислал ему приветственные и ободряющие грамоты.

Пантелеймон скончался католиком в Адрианополе 25 февраля 1868 года, и тело его было погребено там же, при большом стечении народа; позднее прах его был перенесён в Суджакский монастырь, где покоится и поныне (http://cyclowiki.org/wiki/).

 

Благодатный Огонь




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Михаил Р 12.01.2021 в 17:37:51

наталье
Абсолютно солидарен с Вашей позицией - и сам при случае в обсуждении этой темы говорю практически то же самое. Можно только добавить слова свт. Иоанна Златоуста (пишу по памяти): "Кого похвалить, причащающихся часто или редко? Ни тех, ни других, но приступающих к Святым Тайнам со страхом Божиим и благоговением".

Анатолий 11.01.2021 в 16:39:18

Со святым днем. В нашем храме достаточное количество прихожан причащаются еженедельно. Некоторое время назад, в Великий пост, я также причащался еженедельно. Причем, разумеется, в качестве подготовки обязателен как минимум трехдневный пост и вычитывание канонов с последованием. Если это так и есть благословение духовника, то почему нет. И конечно, ты должен сам разуметь, чтобы не в осуждение, но в жизнь вечную.
P.S. Наш настоятель совершенно не либеральный и экумени, а самый, что ни на есть ортодоксо.

наталья 11.01.2021 в 14:10:28

Не очень понятно, почему редакция сайта из года в год возвращается к этой очень тонкой теме... Причащаться часто или раз в год, как это было в дореволюционной России - есть решение самого христианина. А как надо: на этот счёт много мнений, и разных. Мне предпочтительнее решение праведного Иоанна Кронштадтского. В наше время причащаться редко, с вычитыванием большого количества молитв, возможно, и необходимо, но это тоже решает сам человек. Полагаю, что христианин неплохо знает себя и сам выбирает частоту причастия, желательно под руководством духовника, если он есть, или приходского батюшки. И никто в СМИ не может ему сказать: надо именно так. Потому что никто не знает душу другого человека, её демонов, да и свою - тоже. Постарайтесь остановиться с решением этой, неразрешимой вами, проблемы. Да и не проблема это, а ВЫБОР. И если кто-то считает, что в период пандемического страха Господь нас научает причащаться "как надо", и закрыл храмы, то храмы закрыли мы. Не сваливайте свою боязнь и неверие - на Господа. Простите, если не понравилось.

Роман 03.12.2020 в 06:59:57

Порой складывается впечатление, что Господь попустил ограничения в храмах связанных с ковид-эпидемией, чтобы так сказать задержать этот нарастающий поток причастников, так сказать объявить всем епитимью, чтобы посидели дома, почитали святых отцов, поизучали молитву.

Дмитрий 01.12.2020 в 21:07:16

"Приходя же причаститися, произноси мысленно эти стихи Метафраста: "Се приступаю к Божественному Причащению. Создателю, да не опалиши мя приобщением: Огнь бо еси недостойные попаляй. Но убо очисти мя от всякои скверны" (Из Последования ко Святому Причащению).
"Огнь бо еси" и если не следовать апостольскому правилу - "должна быть равномерность и умеренность во всем", то можно и "сгореть", - на манер злоупотребляющих алкоголем - "свихнуться", причем безнадежно, поскольку акоголик, теоретически, может, бросив пить, восстановиться.
"Сверчастное причащение " есть неотъемлимая часть процесса "омiрщения" христианства, где Тело и Кровь Христовы ПРИНЦИПИАЛЬНО рассматриваются как "средство Макропулоса" - "элексир безсмертия". Этому учит житие Пателиимона Суждакского, впавшего в панику от страха смерти и тем повредившегося умом еще в детстве.
"Сверхчастым" причащением Крови и Тела Христова, собственное тело и кровь замещаются святыми и безсмертными Телом и Кровью Христовыми и никакая чума не возьмет или коронавирус - подавятся, поелику "святый и непорочный", стало быть - "безсмертный". От кого же эта "премудрость"? Источник ? Все тот же. Сказано - "нет, не умрете, но станете как Боги" (на этот раз - точно!) и будете жить вечно, поскольку вкушаете от Древа Жизни .

Павел 01.12.2020 в 15:34:30

В целом трудно не согласиться с выводами статьи. Но вот увязка частого причащения с гонениями, возможно, не всегда срабатывает. Известно же, что св. прав. Иоанн Кронштадтский был активным сторонником частого причащения, а гонений при нем не было.

Владимир А. 24.02.2018 в 13:05:57

Дорогая редакция, большое спасибо за Ваш ответ и за ссылку на статью, в которой я нашел ответы на многие вопросы о антидоре. Хотя, не во всем могу согласиться с написанным в статье, например, о том, что возможно уйти с литургии по мирским причинам (таким как опоздание на работу) даже не дождавшись преподания антидора из рук священника. Но, дорогая редакция, в своем вопросе, я просил практического совета не о частоте причащения, а о том, как избежать нарушения 9-го ап. прав., если антидор не преподается? В статье по Вашей ссылке сказано, что для мiрян, по той или иной причине не причастившихся Святых Христовых Таин, заведена была раздача антидора — «для того чтобы и такие были удостоены хоть некоторого участия в святыне, с одной стороны, и для избежания тяжести наказания, налагаемого этим [т. е. 9-м Апостольским] правилом, с другой, а также для того, чтобы обязать и тех, которые не могут причаститься, все же оставаться до окончания Божественной Литургии». Отказываться не только от причастия, но и от антидора, для моей совести означает отвержение апостолов.
Поэтому повторю свой вопрос. Как избежать нарушения 9-го ап. прав., если антидор не преподается? Ведь вариантов не много: надо либо готовиться к причастию на каждой ежевоскресной литургии, либо не ходить на литургию если не готов к причастию, либо выходить с оглашенными. Но на службе побывать и помолиться с братией стремится душа. Как быть, чтобы не идти против апостолов?
От дорогой редакции: Вариантов гораздо больше, а не три, как Вы представляете себе. Можно просто побывать на воскресной литургии, тем самым почтив Воскресение Христово, ибо каждая воскресная служба - это малая Пасха.
Если не собираетесь причащаться в воскресный день - приходите на литургию и молитесь о спасении своей души и душ Ваших близких. И не заморачивайтесь тем, раздается антидор в Вашей храме, или нет. 9-е Апостольское правило Вы не нарушите, если просто помолитесь за литургией без антидора.

Владимир А. 24.02.2018 в 11:35:22

Прошу, друзья, практического совета по такой ситуации.
9 апостольское пр. говорит: «9. Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного». Св. Иоанн Златоуст тоже где-то говорит, что кто приходит на литургию и не причащается пусть выходит вместе с оглашенными.
В Православной Церкви постановили подавать руками священника освященный антидор, для тех кто не готов к причастию на литургии, чтобы не нарушать 9-е апостольское правило. «Антидор, — говорит святой Симеон Солунский, — есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных Даров, то есть Тайн, тем, которые не причащались их». У нас, к сожалению, антидор не преподают нигде, возможно согласно указанию Кормчей, «антидор не преподается неверным и находящимся под эпитимиею». Как избежать нарушения 9-го ап. пр. если антидор не преподается? Надо либо готовиться к каждой ежевоскресной литургии, либо не ходить на литургию если не готов к причастию, либо выходить с оглашенными. Но на службе побывать и помолится с братией стремится душа. Как быть, чтобы не идти против апостолов?
От редакции: Прочитайте внимательно статью "Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?" Там подробно рассматривается 9-е Апостольское правило применительно к причащению мирян.
Практика раздачи и вкушения антидора («антидор» дословно означает «вместодарие») в конце литургии, вместо Святых Даров, была введена для не подготовившихся к причастию на данной литургии. Верные не принуждались к причастию при каждом посещении церкви, так как не все бывали готовы к причащению — или по внушению своей совести, или в силу каких-либо других причин, личных или общественных. Именно для того, чтобы в соответствии с 9-м Апостольским правилом обязать оставаться в храме до окончании божественной литургии и тех, которые по тем или иным причинам не могут причаститься, заведена была раздача антидора, который принимался из рук священника по окончании литургии для вкушения и освящения непричащающихся. Именно так истолковывает 9-е Апостольское правило знаменитый канонист епископ Никодим (Милаш), а вовсе не в смысле обязательного причащения всех присутствующих на литургии. Следовательно, и в древней Церкви причащались не все верные.

FrVladimir 05.02.2018 в 00:24:06

Странно, что никто не обращает внимания на "Известие Учительное", публикуемое в Служебниках, как современных, так и прошлых веков, где черным по белому (может, впрочем, и с оттенками) сказано, что приуготовляться к Причащению следует не менее "седми днiй"... То есть Причащение для мiрян не чаще одного раза в седмицу... (впрочем, есть исключения при крайней нужде - по болезни или иным причинам - пощение три дня... и даже один...). Но ничего не говорится о Причащении несколько раз в седмицу...

Михаил Яблоков 27.01.2018 в 22:11:59

Агапиту.
А если настоятель изволит петь "Барыню" на клиросе?

Агапит 27.01.2018 в 21:32:51

@Вы что недельный пост перед причащением отменили за ненадобностью?@ (М. Яблоков)
Кстати, если уж на то пошло, то почему именно я отменил? Возьмите любой "Молитвослов", там Вы найдёте набранный мелким шрифтом текст, что подготовка к причащению, называемая также говением, "продолжается НЕСКОЛЬКО дней". Сколько именно - не указано. А и во всём так, по принципу "аще изволит настоятель".

Агапит 27.01.2018 в 20:46:29

@Вы что недельный пост перед причащением отменили за ненадобностью?@ (М. Яблоков)
По Типикону, если человек причащается не в воскресный день, то пост сухоядением четыре дня.

Михаил Яблоков 27.01.2018 в 15:57:23

Агапиту.
@Ведь никто не мешает быть регулярно на всенощной и исповедаться, а воскресным утром встать пораньше и вычитать все положенные правила. И с чистой совестью идти подготовленным на Литургию@
Вы что недельный пост перед причащением отменили за ненадобностью?

Агапит 27.01.2018 в 13:25:30

Ещё я думаю, польза РЕГУЛЯРНОГО причащения в том, что человек (если он настоящий христианин и сознаёт гибельность недостойного приобщения) постоянно боится согрешить, живёт в состоянии повышенного самоконтроля, а принятые Св. Дары сообщают ему должную благодатную силу жить именно так - в страхе Божием.

Агапит 27.01.2018 в 12:55:36

Геннадию.
@Это намёк на то, что нет принципиальной разницы между Православием и расколом?@
Нет, Геннадий, это констатация факта, что практика подготовки к таинству св. Причащения и ряд других аспектов церковной жизни отличаются у греков, старообрядных приходов РПЦ МП, и внутри, условно говоря, самой "новообрядческой" РПЦ МП. Последнее и порождает жаркие дискуссии на православных форумах.

Геннадий 27.01.2018 в 10:45:55

Агапит
***...так, как это традиционно принято в новообрядчестве***
Это намёк на то, что нет принципиальной разницы между Православием и расколом? Утверждающие подобное или согласные с ними не впадают ли сами в ересь? Агапит, понимаю вашу тонкую шпильку, поэтому позвольте не остаться перед вами в долгу. Святитель Игнатий Брянчанинов писал о расколе:
"Расколом называется нарушение полного единения со Святою Церковью, с точным сохранением, однако, истинного учения о догматах и таинствах. Нарушение единения в догматах и таинствах – уже ересь. Собственно раскольническими церквами могут быть названы в России только единоверческие церкви и церкви, находящиеся в ведомстве главных священников (бывших обер-священников). Первые (единоверческие) отличаются в некоторых обрядах, что не имеет никакого влияния на сущность христианства, а вторые не имеют над собою епископа, вопреки церковным правилам. К образованию первых послужило отчасти невежество, приписывающее некоторым обрядам и обычаям более важности, нежели сколько эти обряды имеют; а к образованию вторых послужило протестантское направление некоторых частных лиц. В первых церквах заметен избыток набожности, доходящий до суеверия и лицемерства, а во вторых избыток вольности, доходящий до крайнего небрежения и холодности. Когда христианин обратит все внимание свое на наружные обряды, то непременно он оставляет без внимания существенную часть христианства: очищение внутренних сосудов, следовательно, лишается всего духовного преуспеяния и истекающего из этого преуспеяния истинного познания Христа, то есть делается чужд истинного христианства".

Агапит 27.01.2018 в 09:28:03

***Одна женщина причащалась каждый день, хотя ее на такое не благословляли. После месяца ежедневного причащения, она повесилась.*** (М. Яблоков)
1. То каждый день, а то каждое воскресенье. почувствуйте разницу! Да и кто знает, почему она повесилась. Бесоодержимость, психиатрия - это всё очень тонкие материи. 
2. В целом я согласен с постом Игоря: "Ведь никто не мешает быть регулярно на всенощной и исповедаться, а воскресным утром встать пораньше и вычитать все положенные правила. И с чистой совестью идти подготовленным на Литургию. Ведь это - вопрос отношения." 
3. Идти надо "царским путем" во всём, а в духовной жизни и тем паче.

Игорь Б 26.01.2018 в 22:59:11

Причастие дается в помощь кающемуся для оставления грехов, если мы в аптеке покупаем сильный антибиотик, то в инструкции говорится о побочных действиях при передозировке, да и у Апостола сказано: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1Кор.11:26-31). Вывод, если мы больны, то надо придерживаться инструкции - святоотеческого учения восточной церкви.

Михаил Яблоков 26.01.2018 в 12:07:11

Агапиту.
А у меня имеется другой пример. Один известный московский священник рассказывал. Одна женщина причащалась каждый день, хотя ее на такое не благословляли. После месяца ежедневного причащения, она повесилась. Как вам такое? Нравится? Сверхчастое причащение - это диавольское дело. Диавол всегда экстремист. И поменьше эмоций, "единоверец" Агапит! А побольше традиции. Вы пока ее не являете своим "двуперстием".

Агапит 26.01.2018 в 09:32:00

М.Яблокову
***Вы что ее духовник? Откуда вы знаете, как она готовилась?***
Ума палата! Ходили в один приход, подошел да спросил.

Агапит 26.01.2018 в 09:29:17

"А ваше мнение - что дело, а что не дело - оставьте при себе, вы - не святой отец." (Яблоков)
Лет ещё 5 назад Вы не были таким грубым. Стареете, товарищ прапорщик.

Михаил Яблоков 26.01.2018 в 07:49:32

Агапиту.
1. О ереси вообще здесь речи не было;
2. Вы что ее духовник? Откуда вы знаете, как она готовилась?
3. Катехизис свт. Филарета (и "Православное Исповедание" свт. Петра Могилы) допускает причащение 1 раз в год, как и Большой Московский Собор 1667 г. А ваше мнение - что дело, а что не дело - оставьте при себе, вы - не святой отец.

Игорь Б 26.01.2018 в 00:36:30

Агапиту.
***Давно знаю одну молодую женщину, которая ещё в старших классах причащалась ежевоскресно, она соблюдала все посты плюс в субботу, исповедовалась. Могу сказать о ней только хорошее. Сейчас она жена священника, детский врач и мама двоих малышей, замечательный светлый человек!***
Судьбы Божии, кто может понять промысл на каждую душу, не каждый может сие вместить.

Агапит 25.01.2018 в 22:38:29

М.Яблокову.
***Странно, что вы - "единоверец" - такие вещи заявляете!***
1) Отличие единоверчества от старообрядчества (раскола) в том, что единоверцы не считают "никониан" и их практику еретическими.
2) Та женщина, которую я упомянул в предыдущем посте, готовилась к причастию так, как это традиционно принято в новообрядчестве.
3) Причащаться 1-2 раза в год - это тоже не дело.

Михаил Яблоков 25.01.2018 в 15:09:38

Агапиту.
Если вы не в курсе, то крайности всегда есть с обеих сторон и всегда сходятся. Сверхчастое причащение, как пишет свт. Феофан Затворинк, приводит потере благоговения к таинству и профанации подготовки. Это очевиднейшие вещи. Как рассказывают опытные традиционные священники, те, кто причащаются еженедельно, могут совершенно спокойно не поститься перед причащением, не ходить на всенощную, или уйти после помазания, сократить молитвенное правило подготовки, не читать трехканонник, уже не говоря об акафисте, а Последование наскоро вычитывать во время литургии. А приведет все это в итоге к отмене исповеди перед причащением, как у греков. Когда причащаться будут каждую неделю и годами (!) не исповедоваться. Это поистине сатанинское дело! Странно, что вы - "единоверец" - такие вещи заявляете! Действительно, "старообрядчество" и обновленчество в пределе - одно.

Агапит 25.01.2018 в 14:28:33

Сельскому бригадиру
1.***...присутствие на литургии ради молитвы за себя и за ближних не менее богоугодное дело, чем причащение Святых Таин...***
Бригадир, мысль Ваша понятна, но вот эта фраза, пусть и вырванная из контекста, звучит крайне... неудачно. Вы и так причащаетесь примерно ежемесячно, так ради чего, собственно, копья ломать?
2. Давно знаю одну молодую женщину, которая ещё в старших классах причащалась ежевоскресно, она соблюдала все посты плюс в субботу, исповедовалась. Могу сказать о ней только хорошее. Сейчас она жена священника, детский врач и мама двоих малышей, замечательный светлый человек!

Агапит 25.01.2018 в 14:17:37

1. "Как часто нужно причащаться? Самое малое четыре раза в год (в течение четырех постов). Однако желательно приступать к причащению как можно чаще, в зависимости от готовности к причастию." (Свт. Николай Сербский, "Катехизис".) 2. Полностью согласен с Игорем.
Спаси Христос!

Игорь Б 25.01.2018 в 00:57:50

Хочется по-простому по мирянски выразится, если Христианин каждую неделю будет поститься подготавливаться и причащаться, то когда же он будет искушаться дьяволом, попросту грешить, так можно и о покаянии ненароком забыть, стать святым как на западе.

Михаил Яблоков 24.01.2018 в 21:54:49

Игорю.
Ничего подобного! Если быть речь шла о посте, тем более, о Великом, то и так бы бы понятно, что надо поститься. Речь идет именно о причащении вне поста. Такая практика - недельный пост перед причащением - например, сейчас строго сохраняется в Зографском монастыре Афона. Так что не надо по своему разумению (или, лучше сказать, неразумию) толковать церковные правила. Цель литургии - принесение Бескровной Жертвы, которая приносится за весь мир, за живых и усопших православных. Поэтому не надо ограничивать по-протестантски назначение литургии.

Сельскiй бригадиръ 24.01.2018 в 21:50:02

Игорю.
***В этом тексте не написано "не чаще, чем ...", поэтому думаю, его следует понимать скорее "не реже, чем..."***
Раз не написано в Катехизисе "не реже, чем...", то не стоит своим плотским мудрованием додумывать нечто за святителя Филарета, который ясно написал о частоте причащения для мирян: "Церковь материнским гласом увещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовых стремящихся к благоговейной жизни – четырежды в год или каждый месяц, а всех – обязательно раз в год (Православное исповедание. Ч.1, вопрос 90)".
***Помолиться за Литургией конечно хорошо, но цель и смысл Ее все же в Причастии, не так ли?***
Не так! Если цель присутствия православного верующего за литургией заключается в обязательном причащении за ней, то вы тем самым фарисейски и начетнически ставите мирянина в неразрешимый тупик: Представьте себе, что человек решил перед работой зайти в храм и помолиться, чтобы день выдался успешным, чтобы провести его по-христиански, чтобы ни с кем не поссориться на работе и т.п. И вот мiрянин, встав рано утром, оказывается перед дилеммой: пойти ли на богослужение до начала рабочего дня (хотя, собственно, всю Литургию отстоять не удастся; хорошо - если до запричастного стиха) или же вообще не ходить на богослужение, так как причина представляется уважительной (официально утвержденный рабочий день). И что же тогда выходит? Если мiрянин идет-таки на богослужение (чтобы получить хоть какое-то духовное освящение через участие в общих с народом молитвах - до раздачи антидора он не сможет достоять, да она и не во всех храмах производится!), но не остается до его конца (по невозможности, во избежание опоздания на работу), то он номинально подпадает под суровое прещение 9-го апостольского правила! Если же он вообще не заглядывает в этот день в храм, то - опять-таки номинально - он ни под какое прещение не подпадает! Разумеется, более похвален первый вариант, когда вопреки строгости 9-го правила человек посещает храм ради молитвы.
Так что присутствие на литургии ради молитвы за себя и за ближних не менее богоугодное дело, чем причащение Святых Таин, необходимость которого никто и не отрицает (но не ежелитургийного!).

Игорь 24.01.2018 в 21:25:50

М.Яблокову.
Очень высокомерный стиль, уважаемый Михаил. Был бы признателен за более уважительное отношение. По делу: глава 32 Типикона называется "О велицей четыредесятнице, яже должен всякий христианин хранити". Соответственно, все, что там описано относится к этому периоду времени и, коль скоро речь идет о Великом Посте, думаю все православные стараются исполнять требование поститься всю неделю. Что касается свт. Филарета Московского, вот цитата из его Пространного Катехизиса: "Церковь материнским гласом увещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовых стремящихся к благоговейной жизни – четырежды в год или каждый месяц, а всех – обязательно раз в год". В этом тексте не написано "не чаще, чем ...", поэтому думаю, его следует понимать скорее "не реже, чем ..."
Сельскому Бригадиру.
Я не имел в виду приравнивание священства к мирянам в смысле отношения к причащению. Аналогия была в том, что не причащающиеся за Литургией миряне должны иметь в себе обоснованное объяснение сего поступка. Помолиться за Литургией конечно хорошо, но цель и смысл Ее все же в Причастии, не так ли?

Михаил Яблоков 24.01.2018 в 20:41:19

Игорю.
@Ведь никто не мешает быть регулярно на всенощной и исповедаться, а вокресным утром встать пораньше и вычитать все положенные правила.@
Вы Типикон хотя бы раз в жизни открывали? Для того, чтобы причаститься в воскресенье, нужно поститься всю неделю, начиная с понедельника (Типикон, 32 глава). Или вы решили это отбросить за ненадобностью?
@А быть на Литургии и не причащаться - вообще странная практика.@
А Катехизс свт. Филарета открывали? Похоже, что нет. Займитесь самообразованием.

Сельскiй бригадиръ 24.01.2018 в 20:29:09

Игорю.
***А быть на Литургии и не причащаться - вообще странная практика. Для священства, например, в соответствии с 8 Апостольским правилом, такое поведение грозит отлучением.***
Для священства - да, но не для мирян! Разве нельзя просто помолиться за литургией? Что в этом плохого? Отчего же это "странная практика"? Это наоборот, самое правильное отношение мирянина к причастию Св. Даров. Миряне не должны ни в коем случае причащаться за каждой литургией. Даже в древней Церкви первых веков не все верные причащались за литургией! В древней Церкви была введена практика раздачи и вкушения антидора («антидор» дословно означает «вместодарие») в конце литургии, вместо Святых Даров, для не подготовившихся к причастию на данной литургии. Верные не принуждались к причастию при каждом посещении церкви, так как не все бывали готовы к причащению — или по внушению своей совести, или в силу каких-либо других причин, личных или общественных. Именно для того, чтобы в соответствии с 9-м Апостольским правилом обязать оставаться в храме до окончании божественной литургии и тех, которые по тем или иным причинам не могут причаститься, заведена была раздача антидора, который принимался из рук священника по окончании литургии для вкушения и освящения непричащающихся. Именно так истолковывает 9-е Апостольское правило знаменитый канонист епископ Никодим (Милаш), а вовсе не в смысле обязательного причащения всех присутствующих на литургии. Следовательно, и в древней Церкви причащались не все верные.
А вот что пишет прот. Андрей Правдолюбов по поводу 8-го ап. правила:
Чтобы увидеть вашу неправоту, достаточно сравнить начала 8-го Апостольского правила и 80-го правила VI Вселенского Собора. 8-е Апостольское правило: «Аще епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из священного списка…» и 80-е: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин…». В 8-м правиле слово «мирянин» (или соответствующее слово из 9-го правила «верный») отсутствует! Если бы к мирянам апостольские правила предъявляли такие же требования, как и к членам клира, то в 9-м правиле не было бы нужды, достаточно было бы вставить в начало 8-го правила слова: «или кто-либо от верных». А по ошибочному толкованию 9-го правила, к мирянам предъявляются даже более строгие требования, так как ничего не говорится о тех, кто представит причины, почему не причащается, как это сделано в 8-м. Так что, что бы ни говорили древние и новые толкователи, 8-е и 9-е Апостольские правила четко отделяют клириков от мирян. Если первые, присутствуя на Литургии, обязаны причаститься (8-е правило), то вторые обязаны пребывать на Литургии до конца — и только!

Игорь 24.01.2018 в 19:57:14

Как-то все с ног на голову. Автор говорит об отсутствии должного приготовления к причастию как о препятствии к "сверхчастому" причащениюи прелагает причащаться реже вместо того, чтобы явить усердие и готовиться к причастию надлежащим образом. Ведь никто не мешает быть регулярно на всенощной и исповедаться, а вокресным утром встать пораньше и вычитать все положенные правила. И с чистой совестью идти подготовленным на Литургию. Ведь это - вопрос отношения. Радеющий сделает или постарается сделать все как положено, а нерадеющий и раз в год идя к Причастию умудрится не подготовиться. А быть на Литургии и не причащаться - вообще странная практика. Для священства, например, в соответствии с 8 Апостольским правилом, такое поведение грозит отлучением.

Михаил Яблоков 23.01.2018 в 21:18:22

Однако и в древности не все присутствующие на литургии причащались Святых Христовых Тайн. Агничная просфора из древности разделялась на две части: Агнец - для причащающихся и антидор - для непричащающихся. Причем непричащающимся по причине канонических прещений было запрещено вкушать от антидора (см. 10-й канонический ответ Николая III Грамматика, патриарха Константинопольского). Следовательно антидор вкушали непричащающиеся не по причине запрещения, а по каким-то другим причинам, например, по причине неподготовки к причащению. Причащающиеся же не вкушали от антидора. Об этом косвенно указывает 8-е правило Феофила, архиепископа Александрийского.

Михаил Яблоков 23.01.2018 в 20:29:14

Модернисты пытаются копировать богослужебные формы первых христиан, духа же их при этом не имея.

Игорь Б 23.01.2018 в 19:41:35

Дьявол по своему скудоумию не может ничего нового придумать, как под видом ласкового ползучего гада прельстить своей идеей, максимализма, ведь лукавый знает евангелие и его главу от Мф 12.45.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс