Богородица

Актуальные статьи

Ожидает ли Русскую Церковь очередная смута?

17.08.2015


От редакции «Благодатного Огня»: Мнение автора, изложенное в данной аналитической статье, не во всем совпадает с мнением редакции. Однако мотивация автора статьи на наш взгляд весьма благонамеренная: предостеречь церковное общество от грозящей смуты и раскола Церкви. Предлагаемая статья носит дискуссионный характер, ибо в таком свободном обсуждении самых острых вопросов современной церковной жизни, волнующих огромное число православных верующих и связанных с возрождением Православия в нашем Отечестве, и должна, на наш взгляд, проявляться одна из сторон соборности, которая так необходима в настоящее время нашей Матери-Церкви и о которой часто говорит наше священноначалие.

 
* * *
 

В предыдущей статье («Как готовится оранжевая революция в Церкви») мы перечислили некоторые из наиболее характерных, типических черт, свидетельствующих о том, что в пределах той или иной конкретной общности созрели условия, при которых подрывная, провокационная работа внешних и внутренних деструктивных сил по раскачиванию ситуации и переводу естественного, так сказать, органичного социального протеста в революционную фазу в принципе может стать успешной. Напомним, что главная цель всякой «цветной революции» всегда заключается в сломе существующей системы власти и управления. Главным же признаком того, что для «цветной революции» созрела благоприятная почва, является засилье и гипертрофированный рост самóй правящей бюрократии, а также отрыв ее от большинства общества, что включает как необычайное развитие в правящей среде объективно ничем не оправданного гедонизма и коррупции, усиленное социальное расслоение в обществе, взятом в его целом, так и расхождение в духовно-ценностной области, в сфере приоритетного жизненного целеполагания.

Разобранный нами частный, но весьма важный эпизод «гейского» скандала вокруг фигуры митрополита Анастасия, усиленно раздуваемый Кураевым и его «сподвижниками» (ныне вроде бы пока затихший), на наш взгляд, как любое, так сказать, «классическое» движение в сторону «цветной революции», инициирован внешними по отношению к РПЦ силами через посредников, находящихся внутри патриархийной корпорации, которые, как представляется, и завели стенобитную машину под названием «Кураев», наряду с другими процессами.

Хотя игра ведется вокруг реальных проблем (иначе «цветная революция» невозможна, технология не работает), ситуация носит во многом искусственно-манипулятивный характер, и это мы также достаточно подробно разобрали в упомянутой статье. Как и другую типическую черту всех «цветных революций», а именно то, что в результате осуществляемого движения общественных масс в заявленном направлении результат бывает всегда обратным, прямо противоположным декларируемым целям (усиление реальной власти так называемых «олигархов» на Украине в результате победы антиолигархического Майдана; явный рост толерантности по отношению к секс-меньшинствам в политике Ватикана в результате фактического свержения папы Бенедикта XVI, обвиненного, в частности, в излишней терпимости по отношению к геям и педофилам в среде клира Католической церкви и т.д.).

Сегодня пришло время заняться более широким анализом ситуации в институции РПЦ и попытаться выявить те конкретные признаки, которые, по нашему мнению, свидетельствуют о том, что «Майдан» вокруг церковной темы в нынешней России – вовсе не досужий домысел и не пустая угроза.

Скажем сразу, что распространяемый сейчас в блогосфере «ужастик» по поводу нового Майдана в России вокруг церковной темы, с муссированием внутренних проблем РПЦ[1], с большой вероятностью представляется нам частью самой игры. То есть попытка такая, скорее всего, будет предпринята, однако вряд ли она приведет к достижению поставленной политтехнологами цели – обрушению системы управления в РПЦ. У нас есть серьезная уверенность, что все будет выглядеть как явный фальстарт, который вряд ли целесообразно учитывать в серьезных политических раскладах. Гора в очередной раз родит мышь. По классической схеме «цветной революции», это должно будет окончательно убедить атакуемого церковно-политического субъекта в несерьезности данной опасности, в том, что весь процесс руководится и осуществляется маловлиятельными маргиналами, чья упорная активность совсем не стоит того, чтобы принимать ее во внимание, словом – окончательно усыпить его бдительность. Обычно в ситуации «цветной революции» этому старательно способствуют и люди из ближайшего окружения носителя власти, регулярно докладывающие патрону, что «все под контролем». Регулярность таких докладов в сочетании с неумеренной лестью и исключительными условиями повседневного существования – достаточно примитивный, зато весьма эффективный способ нейтрализовать любую политическую активность любого властвующего субъекта. Тем неожиданнее всегда бывает качественно новый виток процесса.

Итак, каковы же более долгосрочные перспективы развития событий? Однако, прежде чем ответить на этот вопрос, разберем более подробно сегодняшнюю ситуацию. Как известно, так же, как и в свое время президент Владимир Путин, патриарх Кирилл пришел к власти под знаком либеральных реформ. Однако решительная политическая поддержка Путина накануне очередных президентских выборов в феврале 2012 года вызвала всплеск нападок на него и РПЦ в целом со стороны светских либеральных кругов, то есть как раз тех сил, с которыми он до этого вел планомерную и последовательную политическую игру.

Такой разворот событий вынудил Патриарха Кирилла, по крайней мере, внешне, опереться на те силы в Церкви, которые до недавних пор церковным официозом воспринимались как маргинальные ретрограды, тормозящие планомерный и неотвратимый ход церковных реформ, то есть на церковно-консервативное большинство. Те люди, чья вера была серьезно оскорблена кощунственно-богоборческими выходками всевозможных «пуссей», спиливанием крестов и оголтелой антиклерикальной кампанией в либеральных СМИ и которые пришли на знаменитый молебен у Храма Христа Спасителя в апреле 2012 года, откликнувшись на призыв своего предстоятеля, всем своим обликом, а также и внутренним содержанием являли полную противоположность тем либеральным кадрам, которые стояли и стоят у руля реформ в РПЦ, реформ, прямо именуемых «перестройкой» в известной книге Кураева. (Вряд ли нужно напоминать, что главным итогом т.н. «перестройки» Горбачева–Яковлева был развал СССР).

Этот, во всех отношениях вынужденный, консервативный поворот Патриарха Кирилла блестяще подтвердил давнюю правоту наших выводов: 1) главная опасность для РПЦ исходит сегодня не «справа», а «слева», с либеральной стороны; 2) другого позитивного пути, кроме опоры на консерваторов, для Патриарха Кирилла сегодня и в обозримом будущем не существует. А ведь еще сравнительно недавно эти выводы казались кому-то странными и эксцентричными!

Однако столь демонстративная опора на церковно-консервативные силы, так сказать, во «внешнеполитическом» аспекте существенно не изменила внутренний мегатренд в политике Патриарха, а лишь замедлила его. Модернистские реформы вовсе не свернуты, будь то в сфере усиления, интенсификации экуменических контактов (то есть все большего сближения с «инославными» еретиками), в подготовке странного, абсолютно не каноничного и более чем неуместного в нынешней обстановке форума, официально называемого «Всеправославным собором», в проведении реформы конфессионального образования (в отличие от аналогичного светского процесса, проходящей тихо и незаметно для «внешних») или же в кадровой политике, где никодимовская система поставления новых архиереев преимущественно из числа сравнительно образованных карьерных монахов, ни дня не живших в монастыре и совершенно не знакомых с аскетическим духом Православия, по-прежнему и абсолютно неоправданно доминирует. Кстати, необходимо заметить, что те из старых либо новых архиереев, кто все же прошел монастырь и имеет за плечами эту аскетическую практику (которая только и есть монашество в собственном смысле), практически никогда не бывает подвержен тем специфическим порокам, с которыми вдруг столь рьяно вознамерились бороться прорабы церковной перестройки.  

Итак, Патриарх Кирилл сейчас почти зеркально повторяет путь Владимира Путина, которого он столь мудро и столь расчетливо поддержал в феврале 2012 (и тем самым помог ему в тот момент одержать решительную победу над либеральным «болотом»): он все более использует консервативно-патриотическую риторику, все в большей степени апеллирует к Традиции и все сильнее атакует либералов вовне, сохраняя либерально-модернистское ядро собственного проекта и либералов в своей команде. Все державно-патриотические устремления Путина во внешней политике никак не привели его к смене либерального экономического блока в правительстве Медведева; аналогично – вся апелляция к традиционным ценностям Православия и критика пороков современного общества, общества разлагающегося и практически уже разложившегося модерна, никак не породила у Патриарха Кирилла, например, даже малейшей попытки хоть как-то изменить либерально-экуменический тренд в политике ОВЦС.

За годы своего патриаршества Святейший выстроил вертикаль власти, которая, на первый взгляд, кажется мощной и абсолютно несокрушимой. Невозможно представить, чтобы кто-либо из числа высшего епископата или других членов Церкви вдруг стал подвергать сомнению его власть, используя элитно-номенклатурные каналы. Но «цветные революции» никогда не используют эти каналы, задействуя совсем другие механизмы и технологии. Парадоксальная закономерность «цветной революции» заключается в том, что именно такая элитно-номенклатурная несокрушимость, неуязвимость властвующего субъекта (наряду, как ни странно это звучит, с его все нарастающей внутренней изоляцией), как правило, и является первым признаком ее приближения.

При этом, как уже говорилось, церковные, околоцерковные и внецерковные либералы недовольны самим фактом «консервативного поворота» Патриарха Кирилла, в особенности его для некоторых абсолютно неожиданной поддержкой Путина в судьбоносной для России ситуации «болотного Майдана». А также и замедлением церковных реформ, в силу чего его считают плохим, несостоятельным реформатором. Но и у церковно-консервативного большинства, в тот момент оказавшего своему предстоятелю молчаливо-решительную поддержку, также есть немало причин для недовольства. При всех напрашивающихся параллелях и схожести между Патриархом и Президентом у последнего в активе, помимо риторики, есть более чем реальные и ощутимые достижения. Это, конечно же, во-первых, решительная поддержка и защита Абхазии и Южной Осетии в ситуации агрессии со стороны проамериканского марионеточного режима Саакашвили (для всех очевидно, что в паре с Медведевым именно он был главным), ну и, во-вторых, разумеется, возвращение Крыма, породившее в широких массах народа надежды на возрождение империи, на возрождение освященного многовековой исторической традицией имперского вектора в российской политике. Аналогом «крымнаш» и уверенного ответа на антироссийские санкции в политике РПЦ могла бы стать, например, решительная победа над автокефальными тенденциями в УПЦ МП (а церковная ситуация на Украине, как известно, все ухудшается) или давно назревший выход из Всемирного Совета церквей (что вполне вписалось бы как в антилиберальную риторику самого Патриарха, так и в доминирующий ныне вектор во внешней политике российского государства). Как все мы хорошо знаем, ничем подобным и не пахнет.  

Информированные люди в Церкви, стоящие на консервативных позициях (а таких, повторяем, большинство), никак не могут закрыть глаза как на то, что «предателей в рясах» и других врагов Русской Церкви сам факт нашего им противостояния мало беспокоит, так и на целый ряд других странностей нашей церковной жизни. Например, на то, что читать лекции в общецерковной аспирантуре приглашаются порой открытые атеисты (см., напр.: http://www.blagogon.ru/digest/321/), на то, что часы богословских дисциплин в семинариях сокращаются и заменяются иностранными языками; на то, что инославные еретики процветают в роли преподавателей в некоторых духовных учебных заведениях РПЦ, а будущие пастыри весьма часто воспитываются в духе надменного презрения к православной традиции; наконец, на то, что многие из новых «миссионерских» кадров, выпускаемых из училищ и семинарий, сформировались вполне в духе кураевщины, то есть идеи приспособления Церкви к мiру ради успеха «миссии». (О проблемах реформы конфессионального образования в РПЦ см., напр.: http://www.blagogon.ru/digest/555/). Наконец, люди Церкви не могут не видеть, что еретические сочинения протоиерея Александра Меня[2] и священника Георгия Кочеткова распространяются практически открыто, литературные власовцы в рясах, подобные протоиерею Георгию Митрофанову, чувствуют себя по-прежнему уверенно и безнаказанно, а сочинения и издания многих ревнителей в глазах церковного официоза по-прежнему не в чести. Мы уж не говорим о том, что при всех консервативных декларациях под крышей ОВЦС свили себе гнездо всякого рода непрозрачные структуры явно ювенальной направленности, главная (и абсолютно не афишируемая!) активность которых направлена на местный уровень, на работу с епархиями[3].

Все это и многое другое, о чем мы здесь не говорим, вынуждает сделать вывод о том, что церковно-консервативное большинство вовсе не является столь уж безоговорочной опорой Патриарха Кирилла, как кто-то, возможно, думает. Сейчас оно пока оказывает своему предстоятелю сумрачно-молчаливую поддержку, носящую во многом инерционный характер. Но при определенном развитии событий все может измениться в один момент, о чем речь еще впереди.

Прочность положения лидера корпорации, властвующего субъекта, определяется, конечно, отнюдь не только отношением масс, но прежде всего – окружающей его «элиты», элитным консенсусом. Здесь-то уж, казалось бы, положение Патриарха Кирилла абсолютно непоколебимо! Действительно, как мы сказали, никто не атакует и не собирается атаковать его по элитно-номенклатурной линии. Но при этом даже и в среде высшего клира (не говоря уже о рядовых священнослужителях) все сильнее зреет глухое недовольство политикой предстоятеля. Одним из главных поводов здесь является сверхжесткая централизация церковных финансов, пожалуй, не имеющая аналогов в новейшей истории нашей Церкви (что порождает аналогичные тенденции и, так сказать, стиль работы и у нижестоящих архиереев). А это уже не ценностно-идеологическая сфера, где в принципе, теоретически возможны всякие маневры и дискуссия. Это, как говорится, сама жизнь… Такое глухое, но все растущее недовольство элит, касающееся их самых близких и насущных интересов, абсолютно не опасно в спокойной, стабильной обстановке, но сразу «выстреливает» в нужном политтехнологам направлении в ситуации всегда неожиданного и стремительно нарастающего движения общества в сторону Майдана.

Наконец, всех (и либералов, и консерваторов, и «элиту») все сильнее раздражает гипертрофированная бюрократизация церковного управления, при которой церковная бюрократия все более воспринимает себя как высшую властную надстройку над собственно Церковью с ее трехчинной иерархией и простым народом.

Почему же мы полагаем, что Майдан в РПЦ (или вокруг нее) все же возможен в перспективе приблизительно от года до двух (например, осенью 2016)? Здесь мы исходим из ключевого положения, высказанного в самом начале предыдущей статьи: для хотя бы гипотетического успеха «цветной революции» необходим реальный, обоснованный социальный протест, имеющее серьезные объективные основания движение общества, направленное на снос правящих элит и в первую очередь – их главы. Неважно, что большинство общества в целом при этом все равно остается либо совсем пассивным, либо слабо «сочувствующим». Исход дела всегда решает пассионарное меньшинство. Важно, чтобы движение было все же достаточно массовым. А либералы находятся здесь (как и в светском обществе) в подавляющем меньшинстве и ненавидимы большинством. Но молчаливо-пассивная поддержка Патриарха со стороны консерваторов легко может смениться решительным и активным протестом, если для этого возникнут благоприятные условия. Каковы же они?

Во-первых, народ сильно раздосадован фактической сдачей церковной Украины и Новороссии, которая пока, правда, никак не оформлена. Однако позиция Чистого переулка по крымским епархиям, демонстративно оставленным в каноническом подчинении УПЦ после воссоединения Крыма с Россией[4], весьма показательна. В связи с этим, кстати, весьма характерно, что одиозные «оранжоиды» из УПЦ, вполне подпадающие под определение, данное самим Патриархом Кириллом – «предатели в рясах», преспокойно участвуют в официальных мероприятиях РПЦ. Так, правая рука главного «автокефализатора» в УПЦ, погрязшего во всевозможных пороках и коррупции митрополита А.Драбинко протоиерей Георгий Коваленко практически в разгар киевского Майдана был замечен в качестве участника одной из секций Рождественских чтений, посвященной работе СМИ. Прот. Георгий Коваленко как участник Рождественских чтений – это все равно как если бы Парубий или Ярош были приглашены поучаствовать в съезде «Единой России» или в расширенном заседании Совета безопасности РФ.

Во-вторых, качественно новая аккумуляция протестных настроений в Церкви может быть простимулирована пресловутым «Всеправославным собором», если на нем и в самом деле, как предполагают серьезные эксперты, будет легализована апостасийная практика, по факту сложившаяся к настоящему времени в ряде поместных православных Церквей (что включает самые разные аспекты церковной жизни, о чем достаточно говорилось) или же, скажем, под давлением Константинополя будет окончательно оформлена сдача церковной Украины путем создания «единой незалэжной церквы» через объединение существующих там православных юрисдикций (включая неканоничных раскольников) с окончательным отрывом УПЦ от Москвы. (Если ничего подобного, ни первого, ни второго не готовится, то в таком случае абсолютно не ясна та беспрецедентная секретность, в обстановке которой готовятся решения этого Всеправославного форума). В этом случае резко протестная реакция консервативных церковных масс, к тому же еще умело подогретая политтехнологами, легко предсказуема.

Широкому протестному накату «справа» может способствовать и массовое внедрение УЭК, когда большинству станет окончательно ясно, что поддержка церковным официозом «прав верующих» носила и носит преимущественно лицемерно-декларативный характер. (Если бы это было не так, то меры дисциплинарных прещений не применялись бы к тем клирикам и монашествующим, которые отказываются от ИНН, СНИЛС и УЭК).

Недовольство консервативного большинства православного народа России может стать стартом серьезных потрясений в нашей церковной институции. В этот момент сыграют и другие факторы, связанные с недовольством предстоятелем и его командой, о которых говорилось выше, включая муссируемую Кураевым «голубую» тему. Искренним и обоснованным протестом консервативного большинства РПЦ воспользуются, как это бывает всегда, либералы-перестройщики, стремящиеся к слому системы церковного управления и перехода в кочетковский режим квази-пресвитерианской церкви с качественным понижением роли епископата. Этот план уже прописан «группой Белковского», на что мы ссылались в предыдущей статье[5]. Тогда дело «перестройки в Церкви» и восторжествует.

Здесь только необходимо пояснить, что церковный Майдан, в отличие от его светского аналога, вовсе не обязательно должен проявиться в виде каких-то уличных событий (церковные люди не любят митингов). Вполне возможно, что главным образом усилится массовое движение людей в сторону раскола, а это может стать катастрофой для Русской Православной Церкви. Обоснованное беспокойство вызывают случаи, когда иные из числа служащих священников запасаются «левыми» антиминсами, а некоторые из числа вполне системных и лояльных по отношению к Патриарху Кириллу архиереев эти антиминсы подписывают. 

Что же необходимо предпринять, дабы предотвратить описываемый ход событий? Что касается нас самих, то мы можем немногое, а именно, делать то, на что нас благословляют наши духовники, молящиеся за нас духоносные старцы: 1) ни в коем случае не устраивать раскола; 2) молиться; 3) говорить правду.

Если же вести речь о правящей церковной бюрократии, то подавать ей советы – занятие малопродуктивное, ибо, как мы уже не раз отмечали, существуя в достаточно искусственных условиях «золотой клетки» и (как это ни парадоксально) не владея всей полнотой информации, а следовательно, и адекватной картиной реальности, она склонна по большей части им не следовать. Поэтому столь чаемая некоторыми читателями «рекомендательная» часть нашей статьи может в лучшем случае напоминать детскую игру под названием «если бы директором (в данном случае – патриархом) был я», мало соотносясь со сферой реальной политики. А занятие столь несерьезным и бессмысленным делом далеко выходит за рамки аналитического жанра. Серьезные советы подают тогда, когда об этом просят. И не в публичном пространстве. Что же касается выводов, то они очевидны и естественным образом вытекают из представленного анализа. Если кто-то хочет выжить, то он это делает, не боясь смотреть в лицо реальности, сколько бы опасностей та в себе ни заключала, и ни на минуту не забывая о том, что все мы, весь мир и сама наша жизнь – в руках Божиих.

 


[4] Почему Крымские епархии не вошли в состав РПЦ см.: http://www.blagogon.ru/digest/496/; http://www.blagogon.ru/digest/511/ 

[5] См.: http://old.russiaforall.ru/material.jsp?matid=351. Приведем ссылку на еще один весьма характерный текст, при всей своей маргинальности прямо выдающий те же планы: http://pravaya.ru/comments/23861.


Благодатный Огонь

Поддержка сайта «Благодатный Огонь»:

Яндекс-Деньги: 410012614780266



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Манефа 26.06.2016 в 15:48:53

Надо КАЯТЬСЯ!!!! - исправлять свой ум по Евангелию и свой образ жизни. Мир и счастье на дороге зла не лежит. Мы все ищем не смысла жизни, а денег, комфорта, наслаждений, удовольствий и пр. Господь сказал: "Сыне, дай МНЕ сердце твое" - Ему нужно отдать свое сердце!, а наши сердца заполнены земным. Только Отец наш Небесный может все исправить! Давайте каяться, т.к. Бог молитвы грешников не слушает.

Владимир Юрганов 05.11.2015 в 06:35:54

Яблокову
***Не стоит обожествлять пастырей.****
А поносить их и возноситься над ними - тем паче. Господь их над нами поставил через таинство рукоположения. И судить не нам, а Ему. Как бы нам не хотелось. Я тоже сужу некоторых из них грешным делом. Но и признаю за собой сей грех.

В.Семенко 13.09.2015 в 21:01:52

Мое заключительное интервью по теме см.: http://amin.su/content/analitika/10/4369/

р.Б.Ирина 11.09.2015 в 09:32:41

Агапит говорит: "Потому что знали, что от нас с вами НИЧЕГО не зависит"... Это почему вдруг? От нас очень зависит, но не в том смысле, как думают демократы. Быть преданным Матери Церкви (какая бы она не была, другой у нас нет со времен апостольских), молиться Главе Её Христу и соблюдать Истину Божью каждый на своем месте. Если воля паствы будет согласна с волей Божьей, то Он все управит ... И да, "соли никогда не бывает много" (c)

Лебядкин 27.08.2015 в 14:46:56

М.Яблокову от 23/08/2015 в 12:46:43
Не мыслю, что Иуда станет публично рвать на себе волосы, рвать свой ворот и каяться, каяться, каяться.... Сторожусь будет иное - и мы долго будем гадать, какая же из двух половинок - откололась?

М.Яблоков 23.08.2015 в 12:46:43

Владимиру Юрганову.
Не стоит обожествлять пастырей. А токмо Церковь. Если патриарх окажется иудой, то и его - палкой из Церкви, как пса.

Владимир Юрганов 22.08.2015 в 20:06:10

Хамство - это поносить своих пастырей. За это из Церкви изгонять надо палкой как псов. Не Патриарх наш - царь Ирод, а поносящие его - иуды. И место им на осине разве что, а не среди Христиан. Диомид вот, пес, допоносился. Сгинул. А Церковь наша стоит и будет стоять, как бы не тявкали её недоброжелатели.

Сергий Агапов 21.08.2015 в 21:36:59

Согласен, уважаемый отец Илья. Но дело не в Пушкине. А в хамстве, которое позволил себе Владимир. Не сразу и подберешь ответ. Погорячился, действительно.

иерей Илья Мотыка 21.08.2015 в 15:38:05

Пушкин как авторитет в молитвенной практике, это что-то новое и неверное.

Сергий Агапов 19.08.2015 в 20:59:50

Владимиру Юрганову 19/08/2015 в 17:29:13
"Нельзя молиться за ... Ирода. Богородица не велит". А.С. Пушкин.

Владимир Юрганов 19.08.2015 в 17:29:13

Ирине
Молиться, и в первую очередь НАМ молиться за наших иераров - наш святой долг. Будем молиться, тогда и они станут такие, каким надо быть. А я вот чуствую - тут имеются <...>, которые мнят себя выше иерархов, и молиться за них отказываются. Да ещё и и других поучают к тому. Ну и какие они Православные? Христопродавцы - одно слово.

Илена 19.08.2015 в 16:06:04

Ирине.
***И еще, однажды слышала проповедь в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, батюшка по говорил о смутном, тяжелом времени, в котором жил Преподобный: «Страна была раздираема междоусобными бранями, татары по ней проходили огнем и мечем, оставляя за собой безлюдную пустыню. Народ простой страдал больше всех, страшное было время! Что делать в такой ситуации? Вернее что бы сделал сейчас человек? Он бы создал партию, общественное движение, какой-нибудь фонд помощи, проводил митинги, демонстрации или пошел во власть… А что сделал преп. Сергий? Ушел в лес, вырыл землянку и стал Богу молится! ... Вот и выходит, что если бы мы все Богу молились, то страна наша процветала. Без Бога ни в чем нет победы! …» Как вы считаете прав монах говоря такое?! ***
Простите - призывать паству к подвигу прп. Сергия - это как минимум легкомысленно. Сам-то он молился в землянке... Как может человек учить других тому, чего сам не умеет?

Ирина 19.08.2015 в 15:22:09

Препарировать Церковь холодным умом без любви и сострадания можно, но это дело не благодарное т.к. создатель и глава Ее не человек, а Бог! Человек предполагает, а Бог располагает, и Бог не выдаст - свинья не съест. Церковь не корпорация, а Патриарх не топ-менеджер. И знаете, что "Суд без милости не оказавшему милость".
И еще, однажды слышала проповедь в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, батюшка по говорил о смутном, тяжелом времени, в котором жил Преподобный: «Страна была раздираема междоусобными бранями, татары по ней проходили огнем и мечем, оставляя за собой безлюдную пустыню. Народ простой страдал больше всех, страшное было время! Что делать в такой ситуации? Вернее что бы сделал сейчас человек? Он бы создал партию, общественное движение, какой-нибудь фонд помощи, проводил митинги, демонстрации или пошел во власть… А что сделал преп. Сергий? Ушел в лес, вырыл землянку и стал Богу молится! ... Вот и выходит, что если бы мы все Богу молились, то страна наша процветала. Без Бога ни в чем нет победы! …» Как вы считаете прав монах говоря такое?!

Агапит 19.08.2015 в 09:45:49

Михаила и Владимира благодарю за ответы и сердечно поздравляю с Праздником Преображения Господня, а если вы приобщались сегодня, то и со св. Христовыми Тайнами!

Владимир Юрганов 19.08.2015 в 08:24:01

Агапит говорит: "я всего лишь предлагаю избрание КАНДИДАТОВ в клир церковными общинами и приходами, а уж утверждать их и рукополагать должны ЕПИСКОПЫ". Ну да, как у протестантов-лютеран.
Во времена Апостолов откуда брались пастыри? Общины их голосованием выбирали или Апостолы и после епископы их поставляли? Мне интересно вот что: Агапиту кто ближе - Лютер или Мюнцер?

М.Яблоков 19.08.2015 в 07:07:23

Агапиту.
Император - да, но не народная чернь. "В самом способе избрания на иерархические должности в 4 и последующих веках произошли некоторые перемены. Прежде в избрании епископа, пресвитеров и диаконов принимала участие вся община, составлявшая местную церковь. Теперь же это участие общины или мирян было ограничено. С одной стороны, когда христианство стало религией господствующей, при множестве верующих, было положительно невозможно всем мирянам принимать участие в избрании иерархических лиц, с другой, права мирян на участие в избрании, особенно епископа, естественно перешли к представителям народа — императорам. Кроме того, многие частные случаи подавали повод к ограничению участия народа в избрании иерархических лиц. Так случалось, что народ, вопреки древним правилам Церкви, выбирал на священные должности лиц светских, неподготовленных или даже только что принявших христианство, но богатых или знатных; случалось, при выборе епископов, составлялись партии и происходили возмущения. В виду этого, собор сардикийский (347 г). определил, чтобы ученый или богатый из светских не прежде был поставляем в епископа, как пройдет низшие степени и не малое время, а собор лаодикийский (около 364 г). не позволил сборищу народа избирать имеющих произвестись во священство. Обыкновенно, епископа известной церкви избирали все епископы области, с утверждения главного областного епископа или митрополита. На епископские кафедры знаменитых городов избрание совершалось по указаниям государя" (Тальберг Н.Д.).

Агапит 18.08.2015 в 22:40:51

Михаилу Яблокову и Владимиру Юрганову.
**Где Бог в твоей примитивной конструкции?** (Яблоков)
Ну, как известно, история представляет собой результат сложения трёх векторов: Божеского, человеческого и демонического. Результатом нарушения канонов явилось разделение ризы Христовой между различными деноминациями. И революционером не надо меня называть, я всего лишь предлагаю избрание КАНДИДАТОВ в клир церковными общинами и приходами, а уж утверждать их и рукополагать должны ЕПИСКОПЫ. Они же могут и отвергнуть выбор народа. Кстати, до 1917 года Св. Синод предлагал Императору как народному представителю 3-х кандидатов на должность епископа, и тот делал свой монарший выбор в пользу одного из них, обычно первого. Насколько это канонично, не знаю.
Владимир Юрганов, что Вы пишите о 2000 годах христианства без еретиков и обновленцев? Разве мало Вам ересей и расколов за 2000 лет? И потом, из Вашего поста выходит, что Церковь так и так разрушат либо иерархи (тайно), либо Агапит.
С Праздником! Не будем озлобляться, пусть хотя бы лучик фаворского Света просветит нашу тьму.

М.Яблоков 18.08.2015 в 20:48:41

Владимиру Юрганову.
Агапит - это революционер.

Владимир Юрганов 18.08.2015 в 19:49:36

Поэтому Агапит торопится. Чего же ждать, пока Церковь тайно будут иерархи разрушать? Надо САМОМУ разрушить поскорее, превратив Православную Церковь в баптистскую секту, чтобы им ничего не досталось. Вот 2000 лет никто никого не избирал, паства доверяла своим пастырям, поставленным по апостольскому преемству. И ничего - пастыри не стали ни еретиками, ни обновленцами. Так что, воздвигая свою клеветническую гипотезу, Агапит порицает самое апостольское преемство.

М.Яблоков 18.08.2015 в 16:10:47

Агапиту.
Только ты духовную составляющую не учел. Где Бог в твоей примитивной конструкции?

Агапит 18.08.2015 в 14:39:53

Интересные всё-таки люди наши доморощенные противники соборности, понимаемой так, как понимали её славянофилы! Вы ж в 2009 г. громче всех кричали против кандидатуры митр. Кирилла на Патриарший престол. Вы требовали жребия, в тайной надежде, что последний выпадет Клименту! А почему? Потому что знали, что от нас с вами НИЧЕГО не зависит. Вот уважаемый Бригадир пишет, что дай мирянам право выбора, так они навыбирают непременно модернистов и разных кочетковцев. Ну, во-первых, это далеко не факт, а во-вторых, давайте рассмотрим обратную, нынешнюю ситуацию. Некий гипотетический Патриарх-модернист и филокатолик, обладающий абсолютной властью, каких назначит архиереев на места? Правильно, себе подобных. Те подберут аналогичные кадры (да зачастую небесплатно) на должности секретарей епархий, благочинных и настоятелей. Да и профессорско-преподавательская корпорация будет сформирована вся сплошь из Мещериновых-Митрофановых. Вот вам и кадровая обновленческая революция в Церкви. Потом уйдет сей Патриарх в мир иной. Соберутся им подобранные единомышленники-синодалы, и на своём Митрополитбюро келейно изберут нового такого-же, а декоративный Собор проголосует "за". И в итоге мы получим уже НЕОБРАТИМЫЕ процессы в Церкви. Вот чтобы этого не случилось и нужна соборность, господа!
С Праздником!

Светлана 18.08.2015 в 13:58:22

Позиция и.Тихона абсолютно верная: вся цветная революция в Церкви готовится непосредственно п.Кириллом. Известны и поздравления Петру-кровавому до подсчета голосов, вместо предаче анафеме. Слава Богу, что Церковь - это живой организм, и конечно он живет не по технологиям цветных революций. Бог по молитвам верующих людей не попустит. Но не попустит делами рук наших и конечно автора этой статьи. Нужно поднимать и освещать проблемы в Церкви, отступление от канонов, и Слава Богу, есть журналисты, которые адекватно оценивают происходящее и знают, как можно и нужно это исправить.

Геннадий 18.08.2015 в 13:26:28

Мне не понятно, относится ли к расколу непосещение тысяч храмов православным русским народом в первые годы советской власти, когда эти храмы были захвачены обновленцами и стояли пустыми, в виду отсутствия в них верующих, но многие батюшки, колебавшиеся между двух полюсов, видя это, обратились на фундаментальные позиции Церкви.

Лебядкин 18.08.2015 в 11:34:23

Кураев, Кочетков, Митрофанов ..... раскол, конечно, будет - ибо Бог попустит. Демократизаторы не помогут, ибо солдафоны - самые плохие в мире катехизаторы - опыт Рима и Ватикана (католической и протестантской гейропы) тому доказательство.

М.Яблоков 18.08.2015 в 09:42:55

Правильно говорится, что крайности сходятся. Обновленцы и "старообрядцы" - суть одно.

Агапит 17.08.2015 в 22:05:50

С. Бригадиру.
Побойся Бога, Бригадир! Я у тебя и демократизатор (ментовская резиновая дубинка времён СССР), да ещё и методу перенял у Кочеткова. А уж приписывать мне цитату свт. Игнатия Брянчанинова... ноу комментс!
Бригадир, понимаешь, всякая власть портит человека, а абсолютная портит абсолютно. Я всего лишь сторонник ограничения церковного абсолютизма в стиле римских пап, каковой активно переняли и православные. Отрыв элиты от народа, жизнь в золотой клетке, гедонизм, полнейшая безнаказанность - всё это ведёт к гангрене любого живого организма, что государства, что Церкви. И, кстати, противники восстановления Патриаршества в России в начале ХХ века как аргумент приводили вот эту опасность папоцезаризма, которая расцвела ныне пышным цветом не только в России.
Бригадир и вы, мои дорогие собратья, учтите, я не либерал, я монархист, и я знаю, что в императорской России Царя ограничивали аристократия и военное сословие, крупный капитал и сила народной традиции, а заслон церковным злоупотреблениям был поставлен "Духовным Регламентом" и Консисториями. Далее Поместный Собор 1917-18гг принял ряд здравых решений.
Ну и наконец, для любителей, выдержки из одной реакционной (!) статьи:
"1. ... В первые III века выборное начало действовало в очень широких границах, или, лучше сказать, вовсе без границ, так как Церковь и не находила нужным стеснять общину в этом отношении. Первое ограничение, но не общины, а беспорядочной черни, беспорядочной толпы (τοίς όχλους, turbas) встречается в 13 правиле соб. Лаодикийского. Что этим правилом у общины не было отнято право выбора себе пастырей, свидетельствует то обстоятельство, что в то же почти время и немного позже целые соборы прямо запрещают епископу посвящать без совета с своим наличным клиром и без согласия и свидетельства народа (Гпонского соб. пр. 20 (393 г.) и Карфагенского IV (436 г.) пр. 22-е: «ut episcopus sine consilio clericorum suorum clericos non ordinet ita ut civium convenientiam et testimonium quaerat»
2. ... Оно продолжало существовать, вместе с христианством перешло к нам в Россию, где с полным значением просуществовало вплоть до Петра (история выборного начала у нас дается в сочинении проф. Знаменского «Приходское духовенство»). Но можно думать, что мысль о выборном начале в общине не умерла и поныне. Так, в 1880 г. московское губернское земское собрание ходатайствовало «о восстановлении древнего права приходов избирать людей честных и достойных на должность священников-настоятелей к их церквям и представлять о том заручные местным епископам». Но святой синод не нашел возможным уважить это ходатайство, заметив, впрочем, что право прихожан делать заявления о том, что они желают иметь священником известное лицо или делать заявления о добрых качествах ищущего рукоположения, не было отменяемо и применяется доныне (определ. 18 июля - 8 авг. 1884 г.). В настоящее время выборное начало в русской церкви применяется: к выбору духовников, депутатов от духовенства на съезды, церковных старост и представителей от прихожан, председателей и членов церковно-приходского попечительства и братств" (см. ст. И. Ф. Маркова «К вопросу о выборном начале», «Странник», 1884 г., № 6). http://www.biblioteka3.ru/
Братья и сёстры! Близится не то 8 Вселенский, не то не знаю какой ещё Собор. И Бог весть что ждёт Матерь-Церковь и нас. Совсем неясны перспективы и самой России с её диктатурой серых, безыдейностью и разобщённостью, атомизацией и коррумпированностью. Так что бодрствуйте и молитесь, и не отказывайтесь от активной жизненной позиции ни в чем и нигде. Собственно, об этом и написал В. Семенко.
С близгрядущим Праздником!

Сельскiй бригадиръ 17.08.2015 в 20:01:32

Демократизатору Православной Церкви по методике священника Г.Кочеткова Агапиту, радоваться!
Цитата от Агапита:
@об идее «восстановить древнейший обычай Церкви: епархия да избирает для себя архиерея, а приход — иерея, диакона@
Очень креативненько!!! Напомню тебе, что в зарождении «церковно-парламентской демократии» заинтересованы представители т.н. «местной соборности» в лице священника Георгия Кочеткова и его общины «полных членов Церкви»:
«Ждет своего решения вопрос возрождения принципов местной соборности, в связи с чем только и возможно говорить о выборе богослужебного языка, выборности священников и диаконов...» (Из «Обращений членов и друзей Сретенского и Преображенского братств», принятом на VIII ежегодном собрании кочетковского братства «Сретение» в августе 1997 года). При этом подразумевается выборность не только духовенства, но даже и епископата (!) мирянами общины. Но во что это вылилось в России в прошлом веке? Вот один из примеров.
В 1917 году на волне революционно-демократического угара и под влиянием революционных по духу решений Поместного Собора «демократические выборы» при решении вопроса с замещением постов приходскими священнослужителями нередко принимали самые уродливые и гротескно-комические формы. Приведу только один пример. Во Владимирской епархии, в одном селе, мужики-прихожане миром порешили избрать в диаконы своего «голосистого» односельчанина и, желая видеть, как этот мужик будет выглядеть во время священнодействия, силой и угрозами заставили своего батюшку допустить его к диаконскому служению Божественной Литургии. И этот мужик, облаченный в диаконские священные одежды, начал служить Литургию. Правда, в алтарь священник его не допустил, но, тем не менее, он сказал великую ектенью и две малых и только перед малым входом священник опять взмолился перед прихожанами о прекращении этого лицедейства, угрожая прекратить служение Литургии, и кощунство было прекращено.
Если сейчас на приходах вдруг (чего не дай Бог, конечно!) будут какие-то выборы устраивать в священники, или не дай Бог, в епископы - ну, уж тут-то набежит желающих повыбирать! Это будут одни и те же путешественники вечные с прихода на приход, и будут голосовать с тем, чтобы своих выдвинули. Кочетковские активисты очень оживятся, это уж к бабке не ходи! Ведь такой благоприятный случай выпадает: «Голосуй или проиграешь!» - один из лозунгов предвыборной кампании Бориса Ельцина во время президентских выборов в России 1996 года, в которой была сделана ставка на молодёжь. Также будет и в Церкви!
Так что думай, думай, Агапит, и лучше головой, прежде чем предлагать почтенной публике откровенно обновленческие и революционно-разрушительные для Церкви прожекты.

В.Семенко 17.08.2015 в 20:00:16

Диомид изначально вообще никакого послания не писал. Первое послание - это было предисловие к книге, которое для него написал в основном игумен Фома (Емпулев), тогда служивший на Чукотке и позднее запрещенный Диомидом. Текст попал к Душенову, который опубликовал его на своем сайте, вставив туда внутренние заголовки, которые сильно радикализировали текст и представив как послание. Ко второму посланию действительно приложил руку отчасти Михаил Назаров, хотя в целом это, насколько я знаю, плод коллективного творчества, как отчасти и первое послание. Такова фактура событий.
По делу Диомида см. мою статью, вошедшую в книгу "Как разрушают Церковь":
http://flb.ru/info/44249.html
http://amin.su/content/analitika/9/4366/2015_krc.pdf

М.Яблоков 17.08.2015 в 19:59:48

Агапиту.
"13. Да не будет позволяемо сборищу народа избирать долженствующих произвестись во священство" (Лаодикийский Собор).

Агапит 17.08.2015 в 19:22:43

У святителя Игнатия (Брянчанинова) есть работа, которая так и называется: «О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви». В ней он говорит об идее «восстановить древнейший обычай Церкви: епархия да избирает для себя архиерея, а приход — иерея, диакона и причетника, свидетельствуя о их благочестии».

скрипко 17.08.2015 в 15:31:45

... Автор статьи прав и очень конструктивен!

и. Тихон 17.08.2015 в 09:43:14

Цитата: "Итак, Патриарх Кирилл сейчас почти зеркально повторяет путь Владимира Путина, которого он столь мудро и столь расчетливо поддержал".
Это некорректное сравнение. Патриарх, в отличие от Путина, в наследство от мирового кагала либералов-соглядатев не получал. Правды ради скажем, что всегда в нашей Церкви нынешний п. Кирилл воспринимался как локомотив либерализма, филокатолицизма, ползучей экспансии католицизма в епископат и семинарии нашей Церкви. Вернее представить сегодняшнего п.К. как запевшего по-иному Чубайса. Кто поверит Чубайсу? Мы смирились с отказом архиереев предоставить проявление Божией воли через жребий. Тогдашний еп. Иларион говорил о выборах епископами патриарха (вместо жребия) как проявлении их соборной и личной ответственности. Патриарх Кирилл не только не оправдал наших надежд, но сделал вид, что Кураев и м. Иларион, прот. Чаплин - не есть сам Патриарх. Заигрались вы, православные, ум у вас за разум что ли зашёл? Ваши дипломатичные мыслеизложения имеют лишь вид благочестия, а "силою благочестия", прямо сказать не желаете? Патриарх наш был и есть и остаётся локомотивом цветной революции в Церкви. Диагноз надо ставить чёткий, ясный, а не в стиле: "да, вокруг него - инфицированные, но мы боимся сказать, кто кому передаёт инфекцию, да может ли быть столь высокое лицо инфицировано, будучи матерью инфицированных наследственными болезнями?" Не из под патриаршего ли подола вышли все нынешние "радужные" его помощники?

Владимир Юрганов 17.08.2015 в 07:24:54

Очень верная статья. Уже давно замечено, что под видом консерватизма в РПЦ действуют разрушители. Вспомним Диомида, который под видом борьбы за поворот к консервативным ценностям требовал введения в Церковь демократии и в конце концов анафематствовал своего патриарха и объявил себя "народным патриархом". Из под личины ревнителя веры и консерватора нам явилось мурло анархиста.
Характерна большая роль бывшего сотрудника ЦРУ Михаила Назарова в этой попытке разрушения РПЦ. У меня даже возникало подозрение, не является ли Назаров автором текстов, приписываемых Диомиду, ибо после появления первого "послания" Диомида во время скандала более никто не видел, якобы он уединился на острове.
И тут некоторые деятели на форуме требуют введения демократии. Якобы пастухи должны подчиняться овцам и должны быть ими поставляемыми. Яблоков уже указывал, что Поместный собор, которого добиваются реформаторы под личиной ревнительства, всегда был собором АРХИРЕЕВ, без участия паствы. Но такой собор не входит в интересы разрушителей. Им нужно, чтобы на соборе представители прихожан диктовали свою волю иерархам, поучали их Православию. Скажу что будет, если это осуществится. Сразу же приходы наполнятся неожиданно-большим количеством организованных неофитов на зарплате, которые (проявляю присущую им активность) и станут теми самыми представителями приходов. Волки в овечей шкуре - вот чего добиваются ложные ревнители.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс